Щедрик по украински что значит

Щедрик — история одной рождественской колядки

ВСЕ СЛЫШАЛИ ЭТУ РОЖДЕСТВЕНСКУЮ МЕЛОДИЮ, НО МАЛО КТО ЗНАЕТ УБИТОГО БОЛЬШЕВИКАМИ КОМПОЗИТОРА

В рождественские дни каждый хоть раз слышал эту мелодию — она звучит в магазинах, на улицах, в церквях и даже в кинотеатрах. Это одна из самых популярных и узнаваемых мелодий во всем мире.

Написал ее Николай Дмитриевич Леонтович, украинский композитор, хоровой дирижер, общественный деятель, педагог. Автор широко известных обработок украинских народных песен для хора: «Щедрик», «Дударик», «Казака несут». Его обработка «Щедрика» известна во всем мире как рождественская колядка Carol of the Bells.

Сегодня Caroll of the Bells известна во всем мире — она звучит в рекламе, в мыльных операх, в кинофильмах. Ее можно услышать в сериалах «Семейка Симпсонов», «Южный парк» и Грифины, в культовой комедии «Один дома», в блокбастере «Крепкий орешек». Ее исполняют десятки знаменитых исполнителей — как в классическом стиле, так и стиле рок, поп и даже хеви-метал.

Николай Дмитриевич погиб от рук сотрудников ВЧК-ОГПУ-НКВД.

Николай Дмитриевич Леонтович — талантливый композитор, хоровой дирижер, фольклорист, педагог и общественный деятель, глубокий знаток народного творчества, он вписал яркую страницу в историю украинской музыки. Николай Леонтович родился 13 декабря 1877 в селе Монастырек Брацлавского уезда на Подолье (теперь Винницкая область) в семье сельского священника. С детства любил народный пение. Его отец играл на разных музыкальных инструментах, мать знала многие украинские песен и искусно их выполняла.

По семейными традициями Николай должен был стать священником — так хотели его родители, поэтому его отдали учиться в Шаргородского начального духовного училища, а затем — в Каменец Подольской духовой семинарии. В училище и семинарии юношу прежде всего привлекали нотная грамота и хоровой пение. Здесь он впервые начинает записывать народные песни, поет в хоре. В этот период он настойчиво овладевает игрой на рояле и скрипке, изучает музыкальную литературу, знакомится с биографией выдающихся композиторов. Особенно его привлекают хоровые обработки народных песен Николая Лысенко. На музыкальное формирование Леонтовича влияло также быстрая культурная жизнь административного центра Подольской губернии — Каменец-Подольского. В город на гастроли приезжали труппы, ставили оперы Верди, Бизе, Глинки, Чайковского. Руководство семинарии не поощряло увлечение семинаристов театром, однако Николай использовал любую возможность, чтобы посетить спектакль.

Музыкальные успехи юного семинариста были довольно ощутимые, что дало ему возможность еще до получения диплома занять место регента семинарских хора. Талант его быстро развивался. Он был не только руководителем хора, но и попробовал себя как композитор — именно здесь он начал писать первые свои духовные произведения. Певцы хора, которые были в восторге от молодого музыканта, по окончании обучения подарили ему клавер оперы Петра Чайковского «Черевички» с дарственной надписью: «Будущему славному композитору, незабываемом регентовi от хора певцов». После окончания в 1899 семинарии Н.Леонтович отказался от духовного сана и несколько лет работал преподавателем пения, арифметики и географии в Чуковской двукласной школе. Но, как и раньше, в центре его интересов оставалась музыка. Он руководил ученических хором, организовал симфонический оркестр, репертуар которого состоял из произведений западноевропейских и российских классиков, из пьес Украинский композиторов, а также аранжированных им народных песен. В 1902 году Леонтович переехал в Винницу, где устроился преподавателем церковно-учительской школы. Как и в Чукови, он создает ученических хор, руководит духовным оркестром. Для хористов обрабатывает народные песни. Эти прекрасные обработки украинских песен вошли в казну украинского музыкального наследия. Вечный учитель и вечный ученик — именно такими словами можно определить позицию Леонтовича-педагога и Леонтовича-художника. Особое внимание композитор уделял самообразованию. Необходимость систематизировать и упрочить приобретенные самостоятельно знания привела его к Петербургской придворной капелле, где во время школьных каникул 1903-1904 годов он сдал экзамены на звание регента церковных хоров.

Николай Леонтович стал учителем целого поколения украинских музыкантов, потому что силой таланта сконденсировал в своем творчестве хоровую и песенную практику народа и художественное мнение предшественников и современников. Народное искусство открыло ему тончайшие черты национального характера, красоту его творческого духа и навсегда определило гражданское кредо Леонтовича. В одних из своих записей он подчеркивал, что для настоящего художника жизненной целью должна быть работа в полную силу при любых обстоятельствах. Личным примером композитор доказал неразрывное единство слова и дела, безграничную преданность делу, которому себя посвятил.

С осени 1904 Николай Леонтович работает в железнодорожной школе на станции Гришино (ныне Красноармейск) на Донбассе. За короткий период он организовал там занятия пения, создал хор и инструментальный ансамбль в составе железнодорожников и членов их семей. В 1905 году судьба возвращает Леонтовича на родную землю. Он поселяется в Тульчин, устраивается учителем в епархиального училище. Здесь работает с самодеятельными хорами, продолжает записывать и гармонизировать народные песни. К тому времени свои музыкальные попытки он уже объединил в два напечатаных сборника «Песни из Подолья».

В этот период Леонтович в совершенстве овладел приемами и средствами хоровой техники в процессе живого пения. Композитор много сделал, чтобы сохранить для будущих поколений первозданность народного творчества, защитить ее от штампов салонного исполнения. Обращаясь к одному и тому же произведения в течение многих лет, Леонтович открывал новые грани песни, оказывал ей новый неповторимый колорит. Лучшими образцами его хоровых обработок, построенных на народно-песенном материале, является незабываемые «Щедрик», «Дударик», «Козака несут» , «Ой из-за горы каменной», «Зашумiла лiщинонька», «Мало иметь одну дочь». Эти и другие обработки Леонтовича широко бытовали в народе, часто выполнялись в концертах народных самодеятельных и профессиональных хоров.

Творческое кредо художника можно было бы сформулировать так: народное искусство даровало ему свои сокровища, а он шлифовал их и возвращал создателям в виде драгоценных камней. Однако этот яркий, очень самобытный по творческим стилем мастер украинской хоровой музыки не был известен широкой общественности, и только после успешного выполнения народной песни «Щедрик» в его обработке студенческим хором Киевского университета под руководством Александра Кошица имя подольского учителя стало известно в музыкальных кругах. В 1909 г.. Н.Леонтович переезжает в Киев, где руководит хоровыми коллективами, преподает в Музыкально-драматическом институте им. Николая Лысенко, работает в музыкальном отделе Киевского областного комитета и во Всеукраинском комитете искусств, возглавляет созданный государственный оркестр, общается с известными учеными, музыкантами (профессором Б.Яворським, певцом Л.Собиновим, дирижерами-композиторами Я.Степового, Я.Калишевским) .

Занимаясь активной музыкально-организаторской и педагогической деятельностью, Н.Леонтович однако не оставляет композиторской работы. Кроме обработок народных песен, он пишет произведения на слова современных украинских поэтов: «Моя песня», «Летний тона», «Ледолом», «Легенда», начинает работать над оперой со сказочным сюжетом «русалок», которую так и НЕ закончил .

Украинская революция 1917-1920 годов, момент становления украинского государства Леонтович встретил с энтузиазмом. Казалось, ему добавилось еще больше энергии и сил. Вместе с другими выдающимися музыкальными деятелями и композиторами — Кириллом Стеценко, Яковом Степным, Александром Кошицем — Леонтович погружается в водоворот бурного культурной и общественной жизни. Именно в это время их усилиями были основаны государственные хоры: Республиканская Капелла под руководством Александра Кошица, капелла «Думка» (Государственная Украинский Мандрiвна Капелла) под руководством Кирилла Стеценко; организуются новые самодеятельные хоры; широко развертывается деятельность Музыкально-театрального Института им. Лысенко; активизируется концертная, издательская и музыкально-просветительская деятельность — все это было на почве начала нового этапа развития национальной музыкальной культуры.

Большевистская оккупация прекратила эти движения. Фактически, украинское возрождение было разгромлено: закрытые или «реорганизованы» новоствореные национальные учреждения, переследовались или физически уничтожались выдающиеся деятели украинской культуры, науки . Это были меры новой политики, лозунгом которой стало «культура национальная по форме, но Большевистская по содержанию». На практике это означало конец культурному развитию, национальному подъему, конец украинской государственности. С 1920 года, попав в «черный список» ЧК, Леонтовича преследовали «органы». Ему приходилось скрываться, часто менять места жительства. Полагая, что он спасется в доме отца, поселился у него. В ночь с 22 на 23 января 1921 подосланый чекист убил его выстрелом в грудь.

Правда об этом злодейском убийстве стала известна недавно, после открытия архивов. А в советское время официально историки подносили факт смерти Леонтовича как случайную смерть от руки неизвестного бандита, как несчастный случай. Сразу же после смерти Леонтовича 1921 года в Киеве был создан Общественный комитет его памяти, в который вошли известные деятели культуры — М.Верикiвський , Я.Степовой, П.Демуцький, Д.Ревуцький, Г.Веревка, представители музыкальной и научной общественности Киева и Украины. Позже этот комитет превратился в Общество им. Леонтовича, задачей которого было изучать, выдавать, пропагандировать творчество выдающегося художника. Его именем названы улицы, творческие организации, профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, консерватории. Для лучших студентов установлена стипендия имени Леонтовича, созданы музеи.

Источник

«Щедрик» — самая известная в мире украинская рождественская мелодия

Всемирно известная обработка «Щедрик» относится к тем, над которыми Николай Леонтович работал почти всю жизнь. Первая ее редакция была написана в 1901-1902 гг., вторая редакция — в 1906-1908 гг., третья — 1914 гг., четвертая — 1916, и наконец, пятая — 1919.

Впервые «Щедрик» исполнил хор Киевского университета в 1916 году, когда композитор работал в Киеве, где руководил хоровыми коллективами, преподавал в Музыкально-драматической школе (впоследствии — институте его имени), работал в музыкальном отделе Киевского областного комитета и во Всеукраинском комитете искусств и возглавил созданный государственный оркестр.

Исполнение произведения принесло большой успех. Имя Леонтовича стало известным в музыкальных кругах и среди широкой публики.

В основу произведения положена Украинская щедривка — песня добрых пожеланий, которая выполняется в период зимних праздников.

В «Щедрик» поется про ласточку, которая прилетела в дом возвестить богатый год для семьи. Согласно популярной, но неточной интерпретацией, украинский оригинал опирается на старую славянскую легенду о том, что каждый колокол в мире прославлял Иисуса в ночь, когда он родился.

Органично соединив приемы народного многоголосия с достижением классической полифонии, композитор добился того, что каждый голос играет вполне самостоятельную выразительные роль, воспроизводя тончайшие изменения настроения в песне, подавая каждый художественный образ в предельном завершении.

Эта щедривка имеет несколько нехарактерные для рождественской песни черты, потому что выполняется в минорном ключе, в очень высоком темпе (слова поются очень быстро, настолько, что иногда их трудно различить) и она очень короткая.

Ще́дрик, щедри́к, ще́дрівочка,
При́летіла ла́стівочка,
Ста́ла собі́ ще́бетати,
Го́сподаря ви́кликати:
«Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару, —
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей,
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва.»
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.

Всего было выпущено пя ть версий этой мелодии. Впервые «Щедрик» в 1916 году исполнил хор Киевского университета. В основу песни был положен текст украинской щедровки, которую традиционно поют в период зимних праздников, желая друг другу добра и благополучия. Над этой музыкой украинский композитор Николай Леонтович работал практически всю свою жизнь.

Уже в октябре 1921 года «Щедрик» был исполнен в Нью-Йорке хором имени Александра Кошица. Это было одно из самых важных проявлений украинской культуры в Америке, после этого события рождественская мелодия «Щедрик» разошлась по всему миру. Она настолько понравилась американцам, что в 1936 году Питер Вильговский американец украинского происхождения создал английскую версию слов. Позже украинская песня «Щедрик» закрепилась в западной культуре как «Carol of the Bells» («колядка колокольчиков»).

Украинская рождественская мелодия широко используется в рекламных роликах, мультфильмах и кино. В частности версии «щедрика» можно услышать в мультфильмах «Симпсоны», «Южный парк», кинофильмах «Гарри Поттер», «Один дома» и «Один дома-2», «Крепкий орешек-2» и других.

В 2010 году песню «Щедрик» для одноименного мультфильма записал Олег Скрипка, причем сразу на двух языках – украинском и английском. Украинский режиссёр-аниматор Степан Коваль создал свое произведение в жанре пластилиновой анимации. На создание этого мультфильма ушло 150 кг пластилина и 100 кг соли. Предлагаем пересмотреть его еще раз, прямо сейчас.

Многие диджеи мира создали свои ремиксы на украинский «Щедрик». В своих интерпретациях песню перепели исполнители и музыкальные коллективы с разных стран. А в декабре 2014 года известный американский бренд нижнего белья Victoria’s Secret выпустил рождественскую рекламу, в которой модели дефилируют под мелодию украинского «щедрика».

«Щедрик» является самой известной и распространенной украинской щедровкой. По древней славянской традиции щедруют девочки в канун Ста рого Нового года (13 января). Щедрующие обходят дома после заката солнца и до полуночи. А на следующий день утром идут посевать в домах зерном, желая щедрого года.

В этот день проходит также празднование Меланки, праздник берет свое начало еще с дохристианских времен. На улицы выходят группы парней в масках, переодетые в костюмы. Этот обычай называется «водить Меланку».

Еще одной традицией празднования Старого Нового года является гадание. В разных регионах Украины для этого существуют свои обычаи.

Источник

Читайте также:  Что значит аэробный режим тренировки
Оцените статью