Самооценка повышена что значит

Завышенная самооценка

Одним из основных проявлений личностного развития является умение человека оценивать самого себя. Совокупность представлений индивида о себе, анализ и оценка своих качеств, будь то: внешние данные, свойства характера, достоинства и недостатки, наличие или отсутствие каких-либо способностей, умений, талантов, — всё это формирует человеческую самооценку. От того, насколько адекватно человек воспринимает себя, зависит уровень гармонии его жизни, как в отношениях с самим собой, так и во взаимодействии с окружающими людьми.

Самооценка выполняет множество функций, основными из которых являются:

  • развивающая – трезвый взгляд на себя, позволяет человеку понять, какие качества или навыки стоит развивать и совершенствовать; побуждает его к самосовершенствованию и расширению диапазона своих возможностей;
  • защитная – адекватное оценивание своих сил, предостерегает от необдуманных поступков, например, человек не станет браться за какое-то дело, понимания, что для его выполнения у него недостаточно знаний или ресурсов. Кроме того, стабильные, устойчивые представления о себе позволяют личности не сломаться под натиском каких-либо внешних сил (например, из-за мнений и суждений других людей);
  • регуляторная – большую часть решений личность принимает, исходя из представлений о себе. Например, выбор будущей профессии основывается на анализе более развитых качеств.

Помимо этого самооценка способствует адаптации человека в социуме, позволяет ему ощущать удовлетворённость от себя, отражает его отношение к самому себе, мотивирует к действию или, наоборот, побуждает вовремя остановить деятельность, если её результат может привести к разочарованию и самокритике. Формирование самооценки влияет на все аспекты жизни человека.

Читайте также:  Правый яичник четко не лоцируется что это значит

Выделяют три вида самооценки: адекватная, завышенная и заниженная. Само собой разумеется, что для выполнения всех перечисленных выше функций самооценка должна быть адекватной, то есть человек должен реально оценивать себя, видеть достоинства и признавать недостатки, понимать, что ему по силам, к чему нужно стремиться, а чего, увы, не освоить никогда. При таком подходе личность не страдает от неоправданных ожиданий и не ставит перед собой недостижимых целей.

Завышенная самооценка – это искажённое представление человека о себе, характеризующееся безосновательным переоцениваем своих достоинств и абсолютным нежеланием признавать за собой какие-либо недостатки.

Завышенная самооценка не всегда требует вмешательства специалистов. Как один из параметров личности, самооценка пластична, она имеет свойство меняться на протяжении всей жизни человека в зависимости от происходящих в ней событий. Например, она может сильно повыситься из-за каких-то крупных успехов (в учёбе, творчестве и.т.п.), или, наоборот, резко снизиться из-за череды неудач и провалов. В том и другом случае личность приспосабливается к новым условиям, что вызывает такие колебания самооценки. При таких обстоятельствах человеку просто нужно какое-то время на адаптацию, после чего всё приходит в норму.

Но иногда время идет, а самооценка остается завышенной, от чего человек начинает страдать, сам того иногда не замечая.

Признаки завышенной самооценки

Распознать человека с завышенной самооценкой довольно просто. Достаточно просто какое-то время пообщаться с ним. Таким людям свойственно:

  • высокомерное, надменное отношение к другим людям;
  • уверенность в своей правоте («есть два мнения: одно моё, другое – неправильное»). Для человека с завышенной самооценкой не существует никаких авторитетов, признать чужую точку зрения не представляется ему возможным;
  • полное отсутствие самокритики, критика же со стороны воспринимается болезненно, с обидой, часто даже агрессивно;
  • стремление постоянно быть лидером, лучшим во всём (среди друзей, родственников, коллег). Если кто-то рядом оказался в какой-либо сфере успешнее, он сразу попадает в разряд конкурентов, а нередко даже становится врагом. Признать собственную слабость, некомпетентность, неудачу просто немыслимо. При этом характерно, что такой человек переоценивает свои возможности и часто берётся за дела, которые ему изначально просто не потянуть. Неудача повергает его в ступор и вызывает раздражение, агрессию;
  • навязывание своей точки зрения, даже если ей никто не интересовался;
  • постоянное желание всех поучать и авторитетно делиться опытом, даже в тех случаях, когда это не требуется;
  • «якание» в разговоре. О чём бы ни шла речь, человек с завышенной самооценкой всегда сведёт беседу к обсуждению себя. Он очень любит говорить и при этом совершенно не умеет слушать. У собеседника во время общения возникает чувство, что его просто используют в качестве слушателя монолога, при этом встречные реплики не приветствуются и вызывают явную скуку;
  • обвинение других в своих проблемах и неудачах. Такой человек никогда не признает, что не смог справиться с задачей, всегда найдется оправдание и другой виновный.
Читайте также:  Weckman граффити что значит

Завышенная самооценка у ребенка

Завышенная самооценка у детей выражается достаточно ярко. Такой ребёнок всегда считает себя самым лучшим, все подарки, угощения, игрушки, да и просто всё внимание окружающих должно принадлежать ему. Другие дети ему нужны только для того, чтобы на их фоне выделяться и чтобы взрослые видели, насколько он лучше остальных. Не терпит конкурентов ни в чём. Если видит, что другой ребёнок в чём-то лучше, да ещё и вызывает восхищение у взрослых, устроит истерику, чтобы переключить всё внимание на себя. Ревнует родителей ко всем. Если мама при нём кого-то похвалит – сразу в слёзы: «А как же я?».

Такому ребёнку очень нелегко приходится в жизни. Со временем другие дети перестают с ним общаться (кому же приятно дружить с человеком, который считает себя самым лучшим?). Ему грозит одиночество, а в процессе взросления придётся столкнуться с суровыми жизненными реалиями. Во взрослом мире уже никто не будет терпеть капризы и потакать его самолюбию, что-то будет не получаться, и ему придётся признать, что он не самый-самый. Такое положение вещей может вылиться в неврозы, которые повлекут за собой глубочайшую депрессию. Взрослым людям с завышенной самооценкой тоже тяжело. Переоценивание своих возможностей приводит к конфликтам в семье и на работе. Неудачи, даже самые незначительные, больно ранят психику, вызывая разочарование, стресс и раздражение. Личная жизнь не складывается, потому что такие люди привыкли ставить свои интересы превыше всего, они не способны на компромиссы и уступки. Всё это может привести к психическим и невротическим расстройствам.

Откуда же берётся завышенная самооценка?

Как и большинство проблем, завышенная самооценка чаще всего «родом из детства». Нередко ей подвержен единственный ребёнок в семье, которому ни с кем не приходится делить ласку и внимание родителей. Он один, а значит, самый лучший, самый красивый, самый умный. У таких детей бывают изначально завышены представления о себе. Кроме того, на развитие самооценки влияет неправильное воспитание по типу «кумир семьи» – чрезмерное восхищение всеми, даже самыми незначительными действиями своего чада, отсутствие разумной критики со стороны взрослых, потворство любым желаниям и прихотям ребёнка. Всё это формирует у маленького человека уверенность в собственной исключительности. Как ни странно, причинами завышенной самооценки являются также: неуверенность в себе, комплекс неполноценности, детские психологические травмы и комплексы. Во взрослом возрасте причиной может стать какое-либо серьёзное душевное потрясение, условия работы (например, единственная девушка в мужском коллективе), нередко люди, обладающие привлекательными внешними данными, подвержены завышенной самооценке.

Что делать?

Когда человек на протяжении длительного времени страдает от своей самооценки, не может сам привести её в норму, и ситуация только усугубляется – это уже признаки расстройства. В таких случаях скорректировать самооценку самостоятельно довольно сложно. Во-первых, люди с завышенной самооценкой практически никогда не признают наличие проблемы. Во-вторых, для этого нужно обладать твёрдым самоконтролем и самодисциплиной, что, к сожалению, им тоже несвойственно. Кроме того, завышенная самооценка может быть симптомом психологических проблем, например, нарциссического расстройства личности, и некоторых видов психопатии. Для того, чтобы минимизировать эту проблему, лучше всего обратиться к психологу или к психотерапевту. И чем раньше, тем лучше. При помощи психодиагностики специалист выявит причины, поспособствовавшие развитию завышенной самооценки и, используя различные методики психотерапии, скорректирует её. При работе с самооценкой у детей психолог обязательно проводит беседы и со взрослым окружением ребёнка (родители, бабушки, дедушки) для того, чтобы помочь выстроить корректные детско-родительские отношения, сформировать правильный тип воспитания в семье.

Если вас или ваших близких беспокоит завышенная самооценка, требуется помощь специалиста, обратитесь к нас в Центр по тел.: (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Как воспитать в себе адекватную самооценку и где это может пригодиться

Что такое самооценка

Самооценка (англ. self-esteem) — это значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Существует общая самооценка, которая отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом. И частная самооценка, характеризующая отношение человека к различным сторонам своей личности, поступкам, успешности в отдельных видах деятельности. Например, человек считает себя психологически здоровой личностью — это общая самооценка; но при этом считает, что он плохо готовит или ему тяжело даются физические нагрузки — это частная самооценка.

Первым теорию самооценки представил американский психолог Уильям Джеймс в 1890 году. Он использовал простую формулу для определения самооценки, утверждая, что самооценка равна успеху, разделенному на наши цели, ценности и то, что мы думаем о своем потенциале. То есть, если наши фактические достижения невелики, а наш предполагаемый потенциал и цели высоки, мы считаем себя неудачниками. И наоборот, если наш успех превосходит ожидания, мы чувствуем себя прекрасно, и наша самооценка повышается.

В психологии самооценку характеризуют по уровню — высокая, средняя и низкая; реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная); и устойчивости — стабильная и нестабильная.

Как формируется самооценка

Как говорят опрошенные РБК Трендами психологи, основы самооценки закладываются в детстве. По словам заведующего кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа Владимира Шляпникова, основа базового отношения к себе — принимаю ли я себя таким, какой я есть, или нет — формируется в результате общения с родителями в детстве.

«Важную роль в формировании самооценки играет и школа. В отличие от родителей учителя выставляют нам первую социальную оценку. Она носит более дифференцированный характер и относится к конкретным видам деятельности и предметам», — говорит он.

Во взрослом возрасте на самооценку в большей степени влияют:

  • социально-экономический статус (образование, доход, безработица);
  • проблемы со здоровьем, инвалидность;
  • социальные отношения;
  • образ мышления.

Обычно именно наш опыт формирует основу для общей самооценки. Например, те, кто постоянно получают чрезмерно критические оценки от семьи и друзей, скорее всего, будут иметь низкую самооценку. Те, кто испытывают то, что американский психолог Карл Роджерс называл «безусловным позитивным отношением», с большей вероятностью будут иметь здоровую, адекватную самооценку. Под адекватной или здоровой самооценкой психологи понимают соответствие восприятия человеком самого себя реальному положению дел.

Как самооценка влияет на человека

Много факторов влияет на самооценку и, вместе с этим, много на что влияет сама самооценка. Она воздействует на процесс принятия решения, наши отношения с окружающими, эмоциональное здоровье. Рассмотрим подробнее, как самооценка может влиять на личность в целом, на обучение и на построение карьеры.

На личность

Для человека самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию.

  • Регуляторная функция отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Это, в свою очередь, помогает человеку воспринимать собственный успех или неуспех, ставить дальнейшие цели.
  • Защитная функция обеспечивает относительную независимость личности, формирование собственного мнения, которое человек может высказывать и отстаивать в общении с другими людьми.

Как объясняет Владимир Шляпников, при здоровой самооценке человек адекватно оценивает свои возможности и ставит реальные цели. Например, если человек не является профессиональным спортсменом, но захочет принять участие в марафоне, он поймет, что ему для подготовки к забегу понадобится гораздо больше времени на подготовку, чем опытным атлетам; исходя из этого знания он примет решение, стоит ли ставить такую цель и как ее достигать. При этом, отмечает Шляпников, это не значит, что люди с адекватной самооценкой не могут ставить перед собой сложные цели — они должны это делать, и, как правило, люди с адекватной самооценкой достигают своих целей. «Такой человек добивается успеха и действует при этом на пределе своих возможностей, что позволяет ему развиваться как личности и профессионалу. При неадекватно завышенной самооценке человек неизбежно будет сталкиваться с неудачами. Ставя заведомо нерешаемую цель, человек вряд ли ее достигнет, как бы не старался. А сам процесс достижения цели может нести угрозу жизни и здоровью», — говорит он.

По словам эксперта, неадекватно заниженная самооценка плоха тем, что человек тоже не развивается. Он избегает риска, сложных задач, идет по пути наименьшего сопротивления, боится раскрыться в полной мере.

На обучение

В подростковом возрасте самооценка ученика оказывает значительное влияние почти на все, что он делает в школе — как справляется с трудностями, как взаимодействует с другими людьми. И в детстве, и во взрослом возрасте низкая самооценка может снизить желание человека учиться, его способность сосредоточиться на процессе обучения. При этом из-за завышенной самооценки и внутренней позиции «я все знаю», у человека в принципе может пропасть желание учиться новому, а значит — развиваться.

На профессиональную сферу

О том, что самооценка может серьезно повлиять на профессиональную сферу человека, говорят опрошенные РБК Трендами эксперты. По словам гештальт-терапевта и консультанта онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk Валентина Оськина, заниженная самооценка мешает человеку работать, развиваться и иметь высокий доход.

«Человек с заниженной самооценкой в реальности может быть хорошим профессионалом, может и не лучшим, но хорошим. Такой взгляд на себя нередко заставляет человека не только верить в то, что его деятельность не хороша, но и что исправить это он тоже не в силах — ведь нужно быть более умным, волевым, осознанным, терпеливым и так далее», — говорит эксперт.

Рассмотрим, как проявляется завышенная и заниженная самооценка и с какой самооценкой человек более эффективен — в личных целях и в работе.

Завышенная самооценка

У многих завышенная самооценка — на самом деле попытка компенсировать заниженную самооценку и низкую самоценность, говорит Валентин Оськин. То есть, объясняет он, человек внутри себя чувствует, что он «не очень», уверен в том, что у него ничего не получается и все валится из рук, но другим преподносит себя ровно наоборот — прекрасным и восхитительным, мастером и талантом. При этом он часто получает от людей восхищение и похвалу.

«Это восхищение и похвала не дает человеку падать обратно в свой личный ад, но действие этих внешних эмоций очень скоротечно, и вскоре человек снова будет ощущать себя никчемным и ни к чему не способным, даже если это не так», — говорит Оськин.

Другой вариант завышенной самооценки — когда человек в детстве получал только похвалу и никогда не получал адекватную критику, даже тогда, когда это было объективно необходимо, объясняет эксперт. При такой ситуации человек часто не может адекватно сравнить свои навыки с реальным положением дел. Обычно в этом случае человек чувствуют внутри себя большую уверенность и восхищение собой, воспринимая то, что он делает, как нечто очень хорошее, прекрасное и важное, хотя на деле же его результаты довольно посредственны, если не плохи.

Признаки

Человек с завышенной самооценкой может:

  • быть озабоченным поддержанием своего совершенства;
  • сосредоточиться на том, чтобы всегда быть правым;
  • верить, что он не может потерпеть неудачу;
  • полагать, что он более квалифицирован и лучше других;
  • выражать грандиозные идеи;
  • сильно переоценивать свои навыки и способности.

Низкая самооценка

Низкая самооценка может привести к различным расстройствам психического здоровья, включая тревожные и депрессивные расстройства. Более того, она увеличивает риск возникновения суицидальных мыслей.

Признаки

Человек с заниженной самооценкой может:

  • верить, что другие лучше него;
  • с трудом выражать свои потребности;
  • часто испытывать страх, неуверенность в себе и беспокойство;
  • испытывать сильный страх неудачи;
  • с трудом принимать положительные отзывы;
  • иметь проблемы с тем, чтобы сказать «нет» и установить личные границы.

Какой должна быть самооценка

Психологи утверждают, что для личности эффективным является достаточно высокая общая самооценка и адекватные частные самооценки разного уровня. То есть, человек в целом может считать себя хорошим человеком, но понимать свои слабые стороны. При этом Владимир Шляпников утверждает, что неадекватная самооценка — это не проблема, а симптом. Поэтому нужно корректировать не саму самооценку, а решать проблемы, которые на нее влияют. Говоря об общих способах повысить самооценку, психологи советуют минимизировать общение с людьми, которые принижают достижения человека; заботиться о себе, делать вещи, которые приносят радость; установить личные границы и следить за их соблюдением; чаще хвалить себя за даже небольшие достижения.

«Часто спрашивают, что лучше — заниженная или завышенная самооценка. Ответ простой — лучше всего адекватная, поскольку в предыдущих случаях она не соответствует реальности», — говорит Валентин Оськин. Эксперт дает пять советов, как воспитать адекватную самооценку:

  1. Хорошо понимать и соотносить свои реальные возможности, ограничения, навыки, умения и прочие качества с объективной реальностью. Например, если человек хочет повышения на работе, но должен обучится новым навыкам, применять их на практике, а не просить повышение, «просто потому что он хочет».
  2. Давать себе здоровую обратную связь о своей деятельности, учитывающую все стороны его деятельности, а не только позитивную или негативную. То есть не только хвалить себя, но и работать над своими ошибками.
  3. Принимать критику других людей, не делая ее частью своей личности. Если работнику сказали, что он плохо выполнил задание, человеку следует понимать, что речь идет исключительно об этом задании, и это не означает что он — плохой человек или работник.
  4. Адекватно воспринимать похвалу. «Человеку приятно и ценно мнение других людей, но это не должно влиять на то, как он сам относится к себе, и он не должен пытаться делать что-либо, чтобы похвалу заслужить: он и без других знает, что он хороший», — говорит эксперт.
  5. Отделять свою деятельность, ее процесс, результаты, и их качество от своей личности — человек всегда больше, чем результат его деятельности. «Проще говоря — если ты печешь блинчик, и он получается горелый, ты сам не становишься горелым блинчиком, твоя личность и опыт не сжимаются до горелого блинчика», — приводит пример Оськин.

Эксперты говорят, что стремиться к завышенной самооценке не стоит еще по одной причине. Дело в том, что достигнутый реальный успех человека с завышенной самооценкой будет выглядеть для него неполным. Вокруг нас есть примеры людей с деньгами, властью и впечатляющей карьерой, которые при этом не получают удовольствия от достигнутого.

Кроме того, в Сети есть множество тестов и методик на выявления уровня самооценки. Один из них — шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, которая считается классическим методом оценки уровня своей тревожности.

Источник

Оцените статью