Сам был света обольщен что значит

Анализ стихотворения Державина «Признание»

Гавриил Романович Державин известен как поэт, в творчестве которого нашли отражения несколько литературных направлений. Начиная как поэт-классицист, постепенно отказываясь от подражания образцам жанра, Державин обращается к человеческой индивидуальности, которая выступает на первый план в его произведениях. Так, в произведениях позднего периода, перед читателем предстает конкретный образ автора, происходит узнавание личности самого поэта.

Стихотворение «Признание» является одним из самых автобиографичных в творчестве Державина, об этом говорит и само название, и частое употребление в тексте местоимения «я». Написанное в 1807 году, произведение несет в себе итог жизни Державина, о котором он сам рассуждает, употребляя глаголы в прошедшем времени: «не умел», «любил», «думал». Лирический герой, который практически неотделим от личности самого автора, заявляет: «Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид». Для поэта было важно открыто заявлять о неправедности и неверности служащих отчизне, которые замечал: «Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух, — Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг». Однако не скрывает, что и сам является простым обывателем, способным на проявление слабости: «Если ж я и суетою Сам был света обольщен, — Признаюся, красотою Быв плененным, пел и жен».

Читайте также:  Сухая родинка что это значит

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Державин определял себя поэтом, творящим во славу своей отчизны, неотделимым от нее, именно поэтому старался сохранить для потомков в своих произведениях образы великих правителей и полководцев: «Думал перелить в потомки Души их». В то же время, поэт тесно связан с простым народом, ему так же свойственны слабости и увлечения. Употребляя слова разговорной лексики «надуваться», «правду брякнуть», наравне со словами высокими «вельможам властным», «звуки посвящались Лиры моея царям», Державин обозначает свои эстетические принципы — внимание заслуживает и обыденный мир, индивидуальность каждого человека. Совершенно новое видение окружающего мира — вот то новшество, которое привнес в классическую литературу Державин.

Тема Бога находит отражение во многих произведениях поэтов-классицистов. Не стал исключением и Державин: «Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел, Не собой блистал я — богом; Вне себя я бога пел». Поэт находит Бога не только в реальном мире, но и в каждом человеке, видит Бога в себе самом — именно это ведет поэта на творческом пути.

Державин стоит свое произведение как доверительную беседу, рассуждая с невидимыми собеседниками о том, что он собой представляет, признается в своих помыслах и желаниях, объясняя некоторые спорные моменты. Рассуждая о сделанном на протяжении жизни, поэт говорит: «Падал я, вставал в мой век». Действительно, поэт прожил сложную жизнь, которая была полна различными трудностями и радостями — назначениями на высокие посты, бурными спорами с властями. Жизнь поэта была достаточно сложной. Но всегда Державин находил в себе силы двигаться дальше. Ведь сила духа, которую он восхвалял в своих одических произведениях, посвященных героям отчизны, всегда присутствовала и в нем самом. В моменты же сомнений, когда красота и суета пленили поэта, он понимает, что ничто человеческое ему не чуждо — хоть он и поэт, творец, в то же время он обычный смертный: «Брось, мудрец! На гроб мой камень, Если ты не человек».

Читайте также:  Что значит нишевая красавица

Постепенно проявляющийся в текстах Державина образ автора, наконец, находит конкретное воплощение в стихотворении «Признание». Расширив тем самым границы классицизма, поэт обращается к личным характеристикам человека, находя в окружающих индивидуальность и особенность. Поэтому так искренне поэт рассуждает о том, что любит, чего хотел добиться, ради чего он творил. Ценным для Державина всегда были обычные человеческие качества, такие как ум, честность, порядочность, доброта «Ум и сердце человечье Были гением моим». Таким он и хотел быть для современников и потомков, которые смогут узнать его через его творчество.

Источник

Державин признание читать краткое содержание. Признание

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Признание.
История создания – Стих написан в 1807 году.

Тема стихотворения – Анализ прожитой жизни, подведение итогов.

Композиция – Произведение состоит из трех условных частей.

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Двустопный хорей с использованием смежного способа рифмовки.

Метафоры – «сам был света обольщен».

Эпитеты – «важным», «властным», «громки», «беспристрастным».

Олицетворения – «важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел».

Сравнения – цари «равны богам».

«Признание» Г.Державин

«Признание» Гавриил Державин

Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид; Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим.

Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел, Не собой блистал я — богом; Вне себя я бога пел. Если звуки посвящались Лиры моея царям, — Добродетельми казались Мне они равны богам. Если за победы громки Я венцы сплетал вождям, — Думал перелить в потомки Души их и их детям. Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух, — Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг. Если ж я и суетою Сам был света обольщен, — Признаюся, красотою Быв плененным, пел и жен. Словом: жег любви коль пламень, Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек.

Анализ стихотворения Державина «Признание»

Каждый поэт рано или поздно подводит итоги своей литературной деятельности и, оглядываясь назад, пытается определить то самое важное, ради чего он прожил жизнь. Подобное стихотворение под названием «Признание», написанное в 1807 году, есть и у Гавриила Державина. Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автора открыто говорит о том, как прожил свою жизнь и чего сумел достичь на литературном поприще.

Поэт признается, что никогда не был святошей и не умел притворяться, не важничал и не философствовал. «Я любил чистосердечье, думал нравиться лишь им», — отмечает Державин. Однако жизнь внесла в идеалистически мировоззрения поэта свои коррективы, и на каком-то этапе он осознал, что мир устроен несколько иначе. Оказывается, что люди нередко ценят себе подобных не за прямолинейность, талант и стремление к совершенству, а за внешний вид, положение в обществе и финансовое благополучие. Впрочем, в этом отношении Державину действительно повезло, так как он был не только востребованным придворным поэтом, но и сумел сделать блестящую политическую карьеру. Возможно, по этой причине ему было позволено говорить вслух многое из того, о чем другие предпочитали молчать.

Правда, не стоит забывать, что сам Державин был ярым приверженцем монархии и никогда не скрывал своих политических взглядов. В то время, как Европа переживала политический кризис и увлекалась вольнодумством, поэт посвящал оды императрице Екатерине, искренне восхищаясь ее умом и предприимчивостью. «Если звуки посвящались лиры моея царям, — добродетельми казались мне они равны богам», — признается поэт. При этом он сам даже не пытается возвести себя в ранг высшего существа, отмечая, что блистал не собой, а богом, который у него в душе.

Патриотизм и желание сохранить для истории подвиги русских воинов, презрение к богатству и чванству – вот отличительные черты Державина как поэта. «Если где вельможам властным смел я правду брякнуть в слух, — мнил быть сердцем беспристрастным им, царю, отчизне друг», — отмечает поэт. Он подчеркивает, что никогда не завидовал тем, в чьих руках сосредоточены власть и деньги, но не умел молчать тогда, когда люди используют свое могущество не на благо государству, а в корыстных целях.

Конечно же, в творческом наследии Державина есть и лирические произведения, чего поэт нисколько не стыдится. Он также поддавался женскому очарованию и нередко был ослеплен роскошью светских раутов, отражая свои чувства в стихах. На склоне лет Державин признается, что для истинного поэта и патриота недопустимо растрачивать свой талант на такие пустяки. Тем не менее, автор убежден, что у каждого из нас могут быть свои слабости, за которые не стоит судить строго и с пристрастием. Державин знавал и взлеты, и падения, но каждый раз поднимался и упорно продолжал свой путь. «Брось, мудрец, на гроб мой камень, если ты не человек», — восклицает Державин, считая, что свою жизнь прожил достойно, и ему не в чем себя упрекнуть, когда речь идет о литературных достижениях.

История создания

В жизни каждого человека наступает момент, когда возникает необходимость подвести итоги пройденного жизненного пути. Для представителей искусства подобный анализ очень важен, поскольку позволяет переосмыслить свою творческую деятельность.

Потребность подвести итоги своей жизни и творчества возникает и у Гавриила Романовича. В 1807 году он пишет стихотворение «Признание», в котором не только описывает свой литературный путь, но и выражает личное отношение к своим многолетним поэтическим трудам.

Данное произведение является одним из наиболее автобиографических в творческой копилке Державина. Он смело высказывает мысли касательно собственных достижений и промахов, размышляет о своем творчестве.

Центральная тема произведения – анализ прожитой жизни, подведение итогов. Лирический герой, которым выступает сам автор, словно со стороны оценивает свое творчество, поступки. Он сравнивает себя с близким окружением, дает оценку собственной нравственной позиции, которой придерживался на протяжении всей жизни.

Оглядываясь на свою прошлую жизнь, лирический герой рассуждает о системе жизненных ценностей, которую он выработал и которую считает правильной и справедливой. Он негласно признается в том, что не испытывает сожаления по поводу того, как провел молодость и зрелые годы.

Однако лирический герой находит в себе силы открыто заявить о том, что его поведение не всегда было безупречным. Он признает свои ошибки, некоторые слабости, например, чрезмерное увлечение светской жизнью или прекрасной половиной человечества. Герой предлагает читателю «бросить в него камень», если тот никогда не был подвержен простым человеческим слабостям. В этом заключается главная мысль произведения – все люди не без изъянов, но нужно стараться жить согласно собственной совести, чтобы потом не было стыдно за совершенные бесчестные поступки.

Взлеты судьбы и неизбежные падения не смогли сломить волю и дух лирического героя, который каждый раз поднимался, чтобы продолжить свой путь. Подведя итог прожитым годам, посвященным служению людям и отчизне, он остается довольным и считает, что его не в чем упрекнуть.

В глобальном значении это стихотворение является произведением о смысле жизни.

Анализ стихотворения Признание Державина

Данное стихотворение написано в форме признания. В нём только одна строфа, но состоит она из тридцати двух строк.

Начинается с заявления, мол, не умел автор притворяться. Далее идёт раскрытие этого утверждения. То есть поэт и не строил из себя важную фигуру (используется иронично глагол «надуваться»), и не принимал философский (и даже святой) вид, который так часто бывает у поэтов.

Перечислив то, что не делалось им, автор поясняет, как поступал. Он предпочитал чистосердечье (сейчас устаревший вариант слова). И он признаётся, что думал, будто своим чистым сердцем, честностью будет нравиться окружающим. Самыми главными достоинствами настоящего человека он считал сердце и ум.

Да, Державин, а это стихотворения явно биографически-философское, некоторых воспевал. Но тогда не он восхвалял, а через Поэта – сам Создатель. Со струн его подразумеваемой арфы метафорически летел огонь.

Часто те, кого он воспевал, были владыками. Но цари всё же должны обладать нерядовыми добродетелями. Державину казались они равными богам. И это не просто сравнение, ведь в былые времена считалось, что царь – проводник воли божьей.

Подчеркивается, что венцы поэт сплетал им не просто так, а за победы. Здесь опять обращение к Древнему Миру, где победителю вручали лавровый венок. Своими одами Державин хотел бы передать их прекрасные души их детям, то есть наследниками престола.

А вот вельможам Державин не стеснялся говорить правду, хотя опять используется глагол с ироничным оттенком «брякнуть». Обличая, считал себя другом не только Отчизне, но и завравшимся вельможам.

Поэт признаётся тут, что был обольщен красотой светских дам, воспевал их. Ошибался, в общем, был простым человеком. И в последней строчке призывает поэт бросить в него камень, если читатель бесчеловечен.

7 класс, 9 класс

Анализ стихотворения Признание по плану

Композиция

Произведением можно условно разделить на три части. Первая часть начинается с признания лирического героя в том, что он никогда не умел «важным чином надуваться». Все, что он ценил в людях – это искренность, честность, душевность, и сам старался культивировать в себе эти благородные качества.

Во второй части лирический герой делает особый акцент на честности и отсутствии лицемерия при написании своих произведений, в том числе и посвященных монархам. Самое главное для него – верой и правдой служить отчизне, смело говорить правду в глаза народу и самым высокопоставленным вельможам.

В финальной части лирический герой признается, что он далеко не идеальный человек и подвержен слабостям. Однако в этом мире нет людей идеальных, безгреховных. Нужно лишь стараться жить честно, по совести.

Средства выразительности

Произведение написано очень искренне, душевно. Державин стал одним из первых русских поэтов, который стал видоизменять привычный классицизм. Он следовал реалистичным принципам описания, и в стихотворении использовал ничем не приукрашенные выражения.

В стихотворении поэт добился удивительного сочетания словоформ «низкого» и «высокого» стилей: «правду брякнуть», «саном надуваться», «сан», «вельможа».

Для придания больше выразительности автор использовал такие средства художественной выразительности как метафоры («сам был света обольщен»), эпитеты («важным», «властным», «громким», «беспристрастным»), олицетворения («важным саном надуваться», «блистал восторгом», «с струн моих огонь летел»).

Гавриил Романович Державин. Краткое содержание стихотворений

В этом стихотворении ярко проявилось художественное от­крытие поэта. До Державина поэты следовали теории “трёх шти­лей” Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении “низких” и “высо­ких” слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова “важным саном” и “надуваться”, “вельможам властным” и “правду брякнуть вслух”.

В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно.

В “Признании” отразились черты характера

Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:

…Ум и сердце человечье Были гением моим.

Стихотворение “На птичку” написано в 1792 или 1793 году. Его можно воспринимать как иносказание: свободного человека насиль­но заставляют петь, проявлять свою индивидуальность, но свобод­ный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе.

“Река времён в своём стремленьи…”

Это философское произведение — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи

заставляют заду­маться над тем, что останется от деяний человека после его смерти.

“Властителям и судиям”

Пафос стихотворений “Властителям и судиям” в сожалении о том, что власть имущие не обладают необходимыми достоинст­вами для процветания своих подданных, а стремятся к благам, подвержены тяжёлым порокам и страстям.

Автор выступает против таких пороков, как пресыщенность (усталость от удовольствий), предвзятость, взяточничество, без­различие к судьбе народа.

Пафос “Памятника” в том, что творчество, поэзия долговеч­нее самых прочных, казалось бы, предметов — металлов и выше самого высокого — пирамид. Только чело музы венчает подлин­ная “заря бессмертия”.

В стихотворении всего два восклицательных знака — при ут­верждении “Так!” и при обращении к музе. Это говорит о том, что поэт не молит, не просит о бессмертии, но твёрдо и спокойно уверен в том, что поэтическое слово нетленно.

Глоссарий:

В помощь ученику: анализ стихотворения Державина «Признание»

February 13, 2014

Г. Р. Державин – старший собрат и учитель по перу А. С. Пушкина. Литературоведы немало писали о том, какую роль сыграло творчество поэта для развития русского искусства, какая замечательная плеяда творческих личностей появилась благодаря ему. Одно из лучших лирических текстов автора – стихотворение «Признание».

История создания произведения

Любому поэту свойственно в те или иные периоды творческого пути подводить итоги своей работы, давать оценку тому, что сделано, намечать перспективы на будущее. Не отошёл от правила и Гавриил Романович. Все мы знаем его программный «Памятник». Но сегодня вспомним другое, не менее интересное лирическое размышление поэта и проведём анализ стихотворения Державина «Признание». Написано оно в зрелый период жизни и творчества, когда автор уже был широко известен и признан в литературных кругах. Однако сознавая, насколько его поэтический метод отличается от существовавших тогда традиций и желая быть максимально понятым читателями и коллегами-литераторами, Державин считает долгом разъяснить собственные эстетические и этические принципы и идеалы. Ведь часто его обвиняют в смешении жанров, употреблении «низкой», т. е. разговорной, лексики. А ведь впоследствии именно творчество этого поэта было признано вершиной русского классицизма! Потому и важен для понимания его основного характера анализ стихотворения Державина «Признание». В этом небольшом произведении, написанном в 1807 году, содержится своего рода поэтический кодекс.

Автор и лирический герой

С 1803 года Гавриил Романович снимает с себя все государственные полномочия и отправляется в отставку, в «объятья сельской тишины». Имение Званки становится настоящим литературным приютом поэта, в котором создано большое количество произведений. Творчество его приобретает философскую направленность, что можно явственно заметить, делая анализ стихотворения Державина «Признание». Лирический герой произведения тождествен автору. Поэт прямо подчёркивает: он такой же человек, как и все, и ему свойственны те же слабости, увлечения, что и остальным смертным: обольщение суетой и блеском света, увлечение женской красотой, популярностью, славой. Потому в конце произведения, перефразируя известное библейское высказывание, автор восклицает своим незримым собеседникам-читателям: бросьте на гроб мой камень, если сами вы не такие!

Тема, идея

Производя анализ стихотворения Державина «Признание» по ключевым словам, мы выявляем идейно-смысловой его . Именно «человечье», т. е. гуманное, со свойственной ему добротой, искренностью, верой во всё лучшее. Это подтверждают и другие примеры текста: герой не любит притворяться и «философа брать вид», в поэзии он прославляет не себя, а высшие силы, наградившие его талантом. Всячески подчёркивая именно человеческую природу своего дара, Державин «Признание» строит по принципу противопоставления. Он подчёркивает, что если прославлял царей, то не из-за верноподданнических чувств, а чтобы воспеть добродетели, необходимые в государственных лицах, и указать на них сильным мира сего. Победы ним восхвалялись, дабы потомки знали о важных событиях своей истории, гордились ими, и свою страну, своё время тоже поднимали на пьедестал великих свершений. В глаза лирический герой и истины «брякал» вельможам, критикуя их не из зависти или злобы, а чтобы те становились лучше. Именно искренность, правдивость, открытость миру и людям считает главными достоинствами своей поэзии Державин. «Признание», анализ которого мы сделали, позволяет утверждать это в полной мере. Тем и ценен для нас дар Гавриила Романовича, его уникальное стихотворное наследие. Замыкая эпоху классицизма русской литературы, он сумел придать ему живой человеческий облик. Потому и Пушкин искренне считал Державина своим гениальным учителем.

«Признание» Г.Державин

«Признание» Гавриил Державин

Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид; Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим.

Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел, Не собой блистал я — богом; Вне себя я бога пел. Если звуки посвящались Лиры моея царям, — Добродетельми казались Мне они равны богам. Если за победы громки Я венцы сплетал вождям, — Думал перелить в потомки Души их и их детям. Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух, — Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг. Если ж я и суетою Сам был света обольщен, — Признаюся, красотою Быв плененным, пел и жен. Словом: жег любви коль пламень, Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек.

Источник

Оцените статью