- Кому нельзя резать каравай и другие «хлебные» запреты, которые существовали на Руси
- Отголоски язычества и печь, как окно в мир мертвых
- Прежде чем хлеб резать, сто раз подумай
- «Умытый «каравай, который предназначался покойникам
- Как хлеб от болезней лечил
- Суеверия, которые остались до сих пор и причем тут голова Иоанна Крестителя
- Хлеб с двух концов не режут: как относились к хлебу наши предки, какие суеверия о нем существовали
- Хлебные суеверия
- О первой буханке
- Суеверия старообрядцев
- Почему раньше было принято ломать хлеб, а не резать
- Тело Христово
- Ломаная судьба
- Хлеба в меру бери
Кому нельзя резать каравай и другие «хлебные» запреты, которые существовали на Руси
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Отголоски язычества и печь, как окно в мир мертвых
В древности считали, что печь представляет собой окно в мир мертвых. Хлебопечение воспринималось как действие, похожее на кремацию. Во время процесса выпекания следовало соблюдать строгие правила, например, нельзя было перешагивать через печную утварь или проходить под лопатой с хлебом. Тот, кто не пек хлеб, вообще не должен был присутствовать при этом, чтобы не ухудшить вкус продукта и не навлечь на дом беду. Возможно, все проще, и все эти ограничения придуманы с простой целью — чтобы хозяйка могла спокойно заняться приготовлением ароматного хлебушка, и никто в это время не мешал ей, не вертелся под ногами, не трогал посуду и так далее.
Суеверия, пришедшие из язычества, существуют и поныне. Люди ценят хлеб, особенно старшее поколение, прошедшее через голод и разруху. Многие старики никогда не выбрасывают даже заплесневевший хлеб, а некоторые беря в руку нож, задумываются — как резать, к себе или же от себя? Или просто ломать буханку руками?
Прежде чем хлеб резать, сто раз подумай
На Руси бывали голодные годы. И даже в этом случае люди строго придерживались правил, связанных с этим продуктом питания. К примеру, свежеиспеченный каравай не рекомендовалось разрезать после того, как зашло солнце. Скорее всего, тут как раз прямая связь с почитанием небесного светила. Если же речь шла про день, то резать буханку, находясь за спиной у другого человека запрещалось. В ином случае тот мог поплатиться за это нарушение жизненными силами и даже умереть.
Также человек мог обессилеть или серьезно заболеть, если кто-то доел за ним кусок хлеба. Строго, очень строго. Но если подумать, под каждый запрет можно подвести логическую базу. Не есть ночью — правильно, утром надо чем-то завтракать. Не лопать хлеб за спиной у человека — чтобы он не завидовал, может, у него вообще хлеба нет. А от зависти, как известно, и болезни появиться могут.
«Умытый «каравай, который предназначался покойникам
Когда хозяйка доставала из печи первый каравай, есть его было категорически запрещено. Эта порция предназначалась исключительно для усопших предков, для кормления их душ. Говорили, что они слетаются в избу, почуяв невероятно вкусный аромат свежей выпечки. Первый каравай следовало тщательно «умыть»» водой — это давало еще больше пару. После этого хлеб ломали (не резали) и выкладывали на подоконник или же оставляли у слухового окна. Пар должен был свободно выходить наружу, чтобы покойники лучше почувствовали его и поскорее прилетели. Иногда первый каравай несли на кладбище, чтобы положить на могилы близких. Покойников «кормили» не только хлебушком, но и блинами. Первый блин следовало отложить для усопших.
Если каравай забывали в печи, не рекомендовалось употреблять его в пищу. Говорили, что в этом случае нарушитель и сам потеряет память. Исключение делалось в тех случаях, когда хотелось побыстрее забыть какое-то печальное событие, например, смерть близкого человека. Славяне говорили, что если кто-то дорогой сердцу умер, и никак не выходит из головы, то есть «забыцца не може», то надо поесть хлеба, оставленного в печке.
Как хлеб от болезней лечил
По утверждениям историков, славяне нередко проводили гадания с хлебом, а также лечили с его помощью. Мякоть должна была притянуть болезнь, а человек — выздороветь. Был, к примеру, обычай лечения расплавленным воском. Следовало накрыть кувшин плоским хлебом (или блином), сделать в этой импровизированной крышке дырочку и через нее вылить воск. В зависимости от формы, которую примет воск, колуном делался вывод о болезни или же сглазе. Дальше все зависело только от умения и фантазии знахаря.
Если заболевал ребенок, использовали ритуал обмывания наговоренной водой, которую потом аккуратно выливали в емкость. Туда же укладывали буханку хлеба, чтобы она впитала хворь, мучившую малыша. После гаданий и лечебных манипуляций хлеб не употребляли в пищу. Его следовало скормить диким птицам, для чего размокшую массу несли в лес, чтобы пернатые могли поживиться и «склевать» болезни и напасти.
Есть упоминания об обычае германских племен сжигать последнюю буханку хлеба в голодный год, молясь при этом богам плодородия. Не исключено что такие ритуалы проводились и в старой Руси.
Суеверия, которые остались до сих пор и причем тут голова Иоанна Крестителя
Ограничения, которые были связаны с хлебом, стали постепенно исчезать после прихода христианства. Однако некоторые из них бытовали в среде крестьян. Суеверия порой поражали своей оригинальностью.
Например, особой затейливостью отличались «хлебные» запреты старообрядцев Зауралья: резать хлеб было строго-настрого запрещено, потому что это означало «резать Христа». Ломать буханку руками было можно. Но дальше еще сложнее. Укладывать каравай на посуду круглой формы запрещалось. Причина: на подобном блюде находилась отрезанная голова Иоанна Крестителя. Когда, наконец, приступали к трапезе, не разрешалось макать кусок хлебушка в соль. И тут причина была оригинальная: именно так поступил Христос во время Тайной Вечери. Он взял кусочек хлеба, макнул его в соль и передал Иуде. Значит, когда кто-то хочет повторить эти действия, он этим предает Христа.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Хлеб с двух концов не режут: как относились к хлебу наши предки, какие суеверия о нем существовали
Скорее всего, каждый слышал выражение «хлеб всему голова». Оно означает, что этот продукт является основой питания и не только. Раньше считалось, что семья не голодает, если в доме есть хлеб. В современном обществе все по-другому.
Сейчас некоторые диетологи рекомендуют исключить хлеб из рациона. Поэтому и отношение к нему меняется. Нередко хлеб выбрасывают на помойку, не задумываясь о том, сколько труда вложено в то, чтобы из маленьких зернышек выросли тугие колосья, из которых люди сделали муку, а затем испекли каравай. А раньше практически невозможно было найти человека, выбрасывающего хлеб. Относились к нему с большим уважением и даже трепетом. Поэтому и существовали различные приметы и суеверия, связанные с хлебом.
Хлебные суеверия
Тот, кто ест хлеб каждый день, дорожит им и кладет его во главу стола. В старые времена у бедняков этот продукт был деликатесом, который чаще всего ели по воскресеньям и праздникам. Хозяйке надо было проснуться до восхода солнца, чтобы поставить тесто. Пока оно подходит, следовало растопить печь и готовиться к его выпеканию.
Саму печь считали воротами к царство мертвых, поэтому относились к процессу выпекания хлеба очень серьезно. Посторонним людям, не принимающим участия в процессе выпекания, запрещалось находиться в комнате, где готовилось тесто. Нельзя было пробегать (проходить) под лопаткой, на которой хлеб отправляли в печь. Сама хозяйка не имела права переступать через посуду для выпекания и отвлекаться на другие дела. Все эти суеверия весьма разумны. Они помогали хозяйке спокойно заниматься делом. ей никто не мешал.
Хлеб был настолько ценным, что считалось плохим знаком проколоть его ножом, когда он еще выпекается в духовке. Хлеб не резали ножом, а разламывали руками. Отголосок этого обряда сохранился до наших дней. На свадьбе молодоженам дают каравай, от которого они должны руками отделить по куску и съесть.
О первой буханке
Первую выпеченную буханку и первый блин оставляли для душ усопших, которые (по верованиям предков) слетались на запах ароматной выпечки. Поэтому буханку «умывали» (смачивали водой) для усиления образования ароматного пара, а потом выкладывали ее на окно. Часто первую буханку относили на кладбище.
Буханку, забытую в печи, есть не полагалось. считалось, что из-за этого можно потерять память.
Суеверия старообрядцев
У старообрядцев были свои суеверия, касающиеся хлеба. Эти люди буханку тоже не резали ножом, а разламывали руками, потому что считали, что резать хлеб — это то же самое, что резать Христа. Нельзя было класть буханку на круглое блюдо, потому что именно на такой посуде передали царю голову Иоанна Крестителя.
Когда приступали к трапезе, хлеб ни в коем случае не макали в соль, потому что именно так поступил Иисус Христос во время тайной вечери. Он обмакнул кусочек хлеба в соль и дал его Иуде.
Источник
Почему раньше было принято ломать хлеб, а не резать
Традиции и обычаи часто противоречивы, и многие наверняка слышали, что хлеб не стоит ломать руками. Значит, остаётся его резать? Нет, ведь резать хлеб, согласно другой версии народных примет, запрещено. Так что же делать с хлебом?
Тело Христово
Если вспоминать Священное Писание, то в нём сам Спаситель — Иисус Христос — заповедовал своим апостолам на Тайной Вечере, что хлеб, поданный им, есть тело его. Раз так, то разрезать хлеб — значит, резать тело Христа, автоматически приравнивая себя к римскому солдату, пронзившего копьём подреберье Иисуса. Легенда красивая, но не стоит забывать, что Иисус Христос в своих высказываниях предельно метафоричен, и система символов не позволяет так прямо толковать запрет на то, что хлеб нельзя ни в коем случае резать. Хлеб — символ спасения: «ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и даёт жизнь миру… Я есмь хлеб жизни… Я — хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век», то есть Иисус отождествляет себя с добродетелями, необходимыми для спасения.
«Умножение хлебов». А. Иванов
Но если обратиться к истории хлеба, то его прообраз появился в неолите и представлял собой запечённую кашицу, приготовленную из воды и крупы. В этот и последующие периоды, когда в распоряжении людей появились керамические и металлические орудия труда и быта, хлеб было удобнее ломать, так как острота ножей не позволяла разрезать его без огромного количества крошек. Поэтому в традиции запрета разрезать хлеб можно выделить и природу. Если продолжить рассмотрение этого аспекта, то нужно вспомнить и форму хлеба, который ели древние: чаще всего он представлял собой лепёшку, которую, конечно же, удобнее разломить, чем прибегать к сложному процессу нарезки.
Многие знают, что узбекский плов нужно есть руками. Хранители традиций объясняют это тем, что блюдо — живой организм с частичкой души, которую в него вложил готовящий, поэтому прибегать к помощи металлических предметов нельзя. Но, позвольте, то есть протыкать вилкой нельзя, а поедать можно? Каннибализм получается. Вероятно, эту традицию можно перенести и на разделку хлебобулочных изделий. Но на самом деле, поедание блюда руками, в том числе и хлеба, благоприятно сказывается на пищеварении: тактильные ощущения передают сигналы в спинной мозг, чего начинается обильное выделение желудочного сока, необходимого для максимального усвоения пищи.
Стоит обратить внимание на то, что люди, придерживающиеся традиции не резать хлеб и исповедующие православие, а значит, и таинство Евхаристии (причастия), не смущаются, что священнослужитель перед приготовлением хлеба для совершения таинства вырезает из середины просфоры агнца, символизирующего плоть Христа. Напомним, Иоанн Предтеча назвал Иисуса «агнцем Божьим, который берёт на Себя грех мира». Также на просфоре проделываются глубокие надрезы, образующие крест, и прокалывается боковая часть — отсылка к сюжету с уже упомянутым римским легионером. Но тут есть интересный момент: до определённого времени просфору для причастия не разрезали, а надламывали, делая на тесте крестообразные надрезы ещё до выпекания.
Ломаная судьба
Резать хлеб не рекомендовалось и по той причине, что он, как и плов в узбекской культуре, считался живым, поэтому, используя нож, можно было навредить человеку, который его испёк. Ещё одно поверье, основанное на мистике: если первый каравай разрезать ножом, то остальные будут испорчены: подгорят или опадут.
Опять же обращаясь к христианской традиции и вспоминая Тайную Вечерю, необходимо отметить, что Христос хлеб не разрезал, а преломил. Аналогичное действие он проделал, когда накормил несколько тысяч пятью хлебами. И это удивительным образом уживается с ещё одним суеверием, когда говорят, что хлеб ломать ни в коем случае нельзя, иначе судьба будет ломаной. К слову, есть примета о нарезке хлеба ровными кусочками, в противном случае твоя жизнь будет такой же неровной. И резать ни в коем случае нельзя от себя, мол, если так, то хлеб ворованный. Но как быть, к примеру, крестьянину на сенокосе, когда под рукой нет доски?
При этом никого не смущает традиция разломления хлеба над головами новобрачных. Суть обряда заключается в изготовлении «одноручников» — небольших кукол, символизирующих жениха и невесту. Их функция — защита от сглаза и проклятий, которыми могли сыпать завистники. Чтобы фигурки были незаметны, их запекали в каравай. Кстати, именно отсюда пошла традиция украшения свадебного экипажа куклами.
Интересные свадебные традиции, связанные с хлебом, существуют в Армении. К примеру, до помолвки главы семей тянут за противоположные концы лаваша, свёрнутого в виде свитка. Это означает, что у семей теперь общий хлеб, а если общий хлеб, то и весь быт. Преломление также в разных культурах может символизировать дружбу, закрепление заключённого договора.
Хлеба в меру бери
Сколько бы противоречий ни было в этом вопросе — резать хлеб или ломать — в основном всё сводится к тому, чтобы при разделении было как можно меньше крошек. Крошки нельзя оставлять, потому что ими питаются духи, и не всегда они желают добра обитателям дома и их гостям. Поэтому крошки следует скормить птицам.
Что было бы с нашими предками, если бы они узнали, как поступают с хлебом на Западе? В Англии свадебные лепёшки нарезают на мелкие квадратики, которыми затем обсыпают невесту и раскидывают по банкетному залу. Ещё один вариант — разломить над головой невесты лепёшку, части которой нужно бросить гостям.
Нельзя сказать, какая из традиций правильная, а какая — нет. Мы рассмотрели достаточное количество примеров, чтобы понять противоречивость всех — на каждый аргумент нашёлся контраргумент. Главное — подходить к вопросу покупки и разделыванию хлеба рационально, не забывая приснопамятное «хлеба в меру бери» на плакатах времён Советского Союза. Ну, а верить в приметы или нет — дело интимное.
Источник