Классификация резидуально-органической недостаточности ЦНС
7.1. Классификация резидуально-органической недостаточности ЦНС (по В.В.Ковалеву)
1. Преимущественно дизонтогенетические формы. Доминирует симптоматика нарушений психического развития, проявления энцефалопатии находятся на втором плане. Данную группу образуют следующие формы психического дизонтогенеза:
- синдромы нарушения развития речи (задержки речевого развития, недоразвития речи по типу алалий);
- синдромы нарушения развития психомоторики (задержка развития общей и тонкой моторики);
- синдром задержки развития пространственных представлений;
- синдромы нарушений развития школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия). Нарушения развития экспрессивной и импрессивной речи в настоящей систематике не упоминаются;
- первичный (дизонтогенетический) энурез;
2) синдромы психического и психофизического инфантилизма (гармонический и дисгармонический инфантилизм, по Г.Е. Сухаревой, 1959, 1965; простой и осложненный инфантилизм, по В.В. Ковалеву, 1974);
3) синдром «органического аутизма», по С.С. Мнухину (1968);
4) синдромы резидуальной или типичной олигофрении (с равномерной структурой интеллектуального дефицита).
2. Преимущественно энцефалопатические формы:
1) церебрастенические формы;
2) неврозоподобные (непроцессуальные) формы, по В.В. Ковалеву (1971):
- депрессивно-дистимическая;
- синдром неврозоподобных страхов;
- сенестопатически-ипохондрический синдром;
- истериформный синдром;
- системные моторные и соматовегетативные расстройства: неврозоподобное заикание и спотыкание (poltern или речь взахлеб), тики, вторичный неврозоподобный энурез, неврозоподобные нарушения сна, аппетита и др.;
3) психопатоподобные синдромы:
- синдром повышенной аффективной возбудимости;
- синдром психической неустойчивости;
- импульсивно-эпилептоидный синдром;
- синдром нарушения влечений;
4) диэнцефальные (гипоталамические) синдромы (по В.С. Мальцевой, 1965; и др.):
- церебрально-эндокринные синдромы (нарушения темпа полового созревания, преждевременное половое созревание, синдром Иценко-Кушинга, синдром адипозогенитальной дистрофии, церебральный нанизм и др.);
- вегетативно-сосудистые синдромы;
- синдромы нарушения терморегуляции;
- синдром нервно-трофических расстройств;
- нервно-мышечные синдромы;
5) синдромы гидроцефалии (врожденной и приобретенной);
6) эпилептические синдромы (судорожные и бессудорожные);
7) синдромы резидуальной органической деменции;
8) периодические психозы у подростков.
3. Формы смешанного (энцефалопатически-дизонтогенетического) патогенеза:
2) атипичные резидуальные олигофрении;
3) синдром гиперактивности с дефицитом внимания.
Источник
Резидуальная церебральная органическая недостаточность
Резидуальная церебральная органическая недостаточность
Наиболее часто встречающийся диагноз после консультации детского невролога – резидуальная церебральная органическая недостаточность (сокращенно РЦОН или РЦН).
РЦОН – остаточные явления от поражения нервной системы в младенческом возрасте, которая известна родителям как ППЦНС, ММД, МЦД. При отсутствии лечения эти явления длятся на протяжении всего времени созревания головного мозга: до 25 лет у юношей, до 21 года у девушек. В общий диагноз РЦОН могут входить:
Повышение внутричерепного давления. Если диагноз поставлен на основании только клинических симптомов, советуем провести дополнительные исследования: сделать эхоэнцефалограмму (М-Эхо), электроэнцефалограмму (ЭЭГ) и посмотреть глазное дно. На основании полученных результатов невролог назначит курс препаратов. Чаще всего это будет комплексная программа из вазоактивных препаратов (регулируют тонус сосудов и микроциркуляцию крови в головном мозге), витаминов группы В и ноотропов (улучшают процессы мышления), изредка требуется назначение мочегонных средств.
Астенический синдром. При данном заболевании ребенок быстро утомляется, после школы приходит вялый. Иногда астенический синдром выражается не сонливостью, а головной болью, которая проходит без приема препаратов после отдыха или сна.
Различные тики или лишние движения. Ребенок моргает или передергивает плечами, шмыгает носом, дергает уголком рта. Движения напоминают мимические, но совершаются они не в то время, когда уместны.
Вегетативные проявления. Диагноз ставится при наличии метеозависимости и укачивания в транспорте, у ребенка также могут быть влажные или холодные, иногда «мраморные» руки и ноги.
В дошкольном возрасте диагноз гиперактивность ставится редко в силу того, что её трудно отличить от свойственной малышам высокой подвижности. Родители с жалобами на чрезмерную активность чаще обращаются в школьные годы, когда неуемная энергия ребенка начинает создавать проблемы ему и окружающим. Что может послужить поводом для обращения к неврологу? Школьник не может сосредоточиться, чтобы прочитать абзац, очень легко отвлекается (увидел в окне птичку и побежал на нее смотреть, забыв про домашнее задание). Ребенок не может высидеть 45 минут урока, невнимателен, рассеян. Иногда создается ощущение, что он не слышит обращенную к нему речь, поэтому взрослые вынуждены постоянно повторяться. Такие дети зачастую стремятся к формальному лидерству, но у них нет настоящих лидерских качеств, и они стараются достичь желаемого первенства кулаками, из-за чего в школе автоматически зачисляются учителями в ранг хулиганов.
Если ребенка вовремя начать лечит — все будет хорошо. Если родители игнорируют диагноз — то в будущем столкнутся с различными проблемами со всеми вытекающими последствиями: задержка речевого развития, косноязычие, плохая успеваемость по русскому языку – и как следствие — меньше перспектив в жизни, проблемы с общением. Повторяю: все в настоящее время зависит от Вас. Прогноз благоприятный в большинстве случаев. Важно вовремя принять меры.
Источник
Классификация резидуально-органической недостаточности ЦНС
7.1. Классификация резидуально-органической недостаточности ЦНС (по В.В.Ковалеву)
1. Преимущественно дизонтогенетические формы. Доминирует симптоматика нарушений психического развития, проявления энцефалопатии находятся на втором плане. Данную группу образуют следующие формы психического дизонтогенеза:
- синдромы нарушения развития речи (задержки речевого развития, недоразвития речи по типу алалий);
- синдромы нарушения развития психомоторики (задержка развития общей и тонкой моторики);
- синдром задержки развития пространственных представлений;
- синдромы нарушений развития школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия). Нарушения развития экспрессивной и импрессивной речи в настоящей систематике не упоминаются;
- первичный (дизонтогенетический) энурез;
2) синдромы психического и психофизического инфантилизма (гармонический и дисгармонический инфантилизм, по Г.Е. Сухаревой, 1959, 1965; простой и осложненный инфантилизм, по В.В. Ковалеву, 1974);
3) синдром «органического аутизма», по С.С. Мнухину (1968);
4) синдромы резидуальной или типичной олигофрении (с равномерной структурой интеллектуального дефицита).
2. Преимущественно энцефалопатические формы:
1) церебрастенические формы;
2) неврозоподобные (непроцессуальные) формы, по В.В. Ковалеву (1971):
- депрессивно-дистимическая;
- синдром неврозоподобных страхов;
- сенестопатически-ипохондрический синдром;
- истериформный синдром;
- системные моторные и соматовегетативные расстройства: неврозоподобное заикание и спотыкание (poltern или речь взахлеб), тики, вторичный неврозоподобный энурез, неврозоподобные нарушения сна, аппетита и др.;
3) психопатоподобные синдромы:
- синдром повышенной аффективной возбудимости;
- синдром психической неустойчивости;
- импульсивно-эпилептоидный синдром;
- синдром нарушения влечений;
4) диэнцефальные (гипоталамические) синдромы (по В.С. Мальцевой, 1965; и др.):
- церебрально-эндокринные синдромы (нарушения темпа полового созревания, преждевременное половое созревание, синдром Иценко-Кушинга, синдром адипозогенитальной дистрофии, церебральный нанизм и др.);
- вегетативно-сосудистые синдромы;
- синдромы нарушения терморегуляции;
- синдром нервно-трофических расстройств;
- нервно-мышечные синдромы;
5) синдромы гидроцефалии (врожденной и приобретенной);
6) эпилептические синдромы (судорожные и бессудорожные);
7) синдромы резидуальной органической деменции;
8) периодические психозы у подростков.
3. Формы смешанного (энцефалопатически-дизонтогенетического) патогенеза:
2) атипичные резидуальные олигофрении;
3) синдром гиперактивности с дефицитом внимания.
Источник
Резидуальная церебральная органическая недостаточность или сокращенно РЦН
Диагноз который ставится после визита к детскому неврологу. Данная патология может развиться в утробе матери.
РЦН у детей может развиться из-за отслоения плаценты, в следствии недоношенности, травмы черепа, из-за инфекции, сильного ушиба или сотрясения головного мозга, из-за иммунологической несовместимости матери и ребенка .
У немолодых рожениц вероятность рождения ребенка с данным диагнозом велик, на это еще может повлиять поведение матери во время беременности, и от ее нервного состояния в период вынашивания ребенка. Нежелательная беременность, попытка аборта, стрессовые ситуации могут привести к резидуально церебральной недостаточности .
Если не заниматься лечением ребенка, то можно запустить болезнь, и ее симптомы будут только усугубляться с возрастом, вплоть до формирования головного мозга у юношей — 25 лет, у девушек — 21 год.
РЦН проявляется следующими симптомами:
быстрая утомляемость ребенка, ему хочется отдыхать после школьных занятий, может возникать головная боль, которая утихает после отдыха; нервные тики, проявляющиеся в виде моргания, подергивания уголка губ, плеч, шмыгание носом; зависимость от погодных условий, укачивание в транспорте, мокрые и холодные конечности; высокое внутричерепное давление.
Чтобы полностью изучить картину, необходимо понаблюдать за поведением ребенка, оценить степень его активности, агрессивности. Диагноз РЦН ставится 8,6% детей. Здесь не идет различие по половому признаку. Если у ребенка присутствует заболевание нервно системы, ему потребуется помощь врача, родителей и педагогов.
Болезнь развивается в процессе формирования мозга, во время становления психики ребенка, развития поведенческих качеств. Симптоматика может разниться в зависимости от периода начала становления резидуальной церебральной недостаточности, в зависимости от локализации и масштабов повреждения головного мозга.
Во многих странах практикуют профилактические меры для предупреждения заболевания нервной системы, которые помогают снизить преступность среди подростков.
Еще к симптомам РЦН можно отнести: головокружение, плохой аппетит, эмоциональная неуравновешенность, галлюцинации, приступы ступора, растерянность. Нередко дети с подобным диагнозом впадают в депрессию. Такое состояние сопровождается агрессией, истериками, плачем без слез, сопровождающимся криками, причитания под нос.
Конечно же побороть данную болезнь не так то просто, потребуется комплексная работа с ребенком. Многое зависит от родителей, стоит запастись терпением, потому что предстоит не мало трудностей в процессе лечения нервных расстройств. Могут случаться приступы, во время которых идет усиленное потоотделение, может наблюдаться озноб, тошнота, возникает чувства жажды, судороги, повышение температуры тела.
Это потом выливается в такие диагнозы. Также перенесенные ранее заболевания и инфекции могут оставить после себя такой след (например, последствия менингита). Лечение резидуальной церебральной органической недостаточности в нашей стране проводится в любом возрасте.
Нужно вовремя выявлять нарушения развития головного мозга, и тогда останется надежда на полное выздоровление. Современная комплексная терапия поможет поправить психическое здоровье ребенка.
Хочу поделится своей историей, может кому-то она будет полезна. У моего сына диагноз — моторная алалия, СДВГ и РЦОН. До 4 лет речи не было совсем, даже звукоподражания. С рождения он наблюдался одним из лучших неврологов Екатеринбурга. В 1,5 года я впервые обратила внимание на то, что он не говорит ни слова, на что врач сказала, не переживай это нормально до 3-х не лечим. Когда в 3 года речи не появилось (естественно), тут я забила тревогу и пошла к другому неврологу. Она то мне и сказала: «Где же вы голубушка были раньше, как минимум 1.5 года Вы потеряли». Слез было море, от обиды, злости и бессилия, что сама виновата, что не хватило ума сходить к другому специалисту, но я даже подумать не могла, что такой известный врач мог ошибиться. Спасибо огромное и низкий поклон Евсюковой Галине Михайловне, она меня буквально «встряхнула» и сказала куда идти и с чего начинать. Во-первых она мне сказала, что ЭТО уже не моя «вотчина», что это уже к психиатрам, так как не говорящих детей с СДВГ старше 3-х лет лучше и эффективней лечат именно они. Мы попали к замечательным специалистам и на сегодняшний день наш мальчик говорит фразовой речью, пусть аграматично, но говорит. Счастью нет предела. Что нам в этом помогло:
1. Медикаментозная терапия.
2. Психолого-педагогическая поддержка:
• Занятия с логопедом-дефектологом 6 раз в неделю.
• Занятия с нейропсихологом 2 раза в неделю (очень рекомендую для деток у которых СДВГ).
• Арт-терапия и логоритмика 2 раза в неделю.
• Лого сад.
• Семейная психотерапия, так как пришлось поменять полностью свое мировоззрения и отношение к семье, ребенку и вообще.
• Школа лего конструирования
• Бассейн 2 раза в неделю.
3. ТКМП, амплипульс, массаж.
4. Биоаккустическая корреция голового мозга (БАК).
Последний пункт хочу особенно отметить, для нас это было просто панацея. Именно после этой процедуры пошел огромный скачек в речи. За год мы прошли 3 курса и результат на лицо. Я просто безмерно благодарно той маме, которая мне подсказала год назад про эту процедуру. Но стоит отметить, что это не только результат БАКа, это все вместе выше сказанное.
Главное девочки никогда не сдаваться и безгранично верить в возможности своего ребенка!
Еще хотелось бы поделиться с Вами, что на базе СОКПБ филиала «Детство» ( ул. Индустрии 100а, приемный покой, зал психотерапии) каждый четверг, начиная с 28.07.16 в течении 3-х месяцев, с 15.00 — 17.00 будут проходить занятия для родителей «особенных» деток абсолютно БЕСПЛАТНО. Это уникальная возможность пообщаться не только со специалистами, но обменяться опытом с другими родителями.
Источник