Роршах что это значит

Тест Роршаха: картинки и расшифровка. Описание карточек

Для проективного теста Роршаха нужно десять картинок (карточек) с чернильными пятнами: пятью — черными, двумя — красными и черными и тремя — разноцветными. Исследователь показывает карточки с пятнами в определенном порядке, а потом спрашивает тестируемого, что это может быть. Когда участник эксперимента увидит все чернильные пятна и поделился соответствующими соображениями, исследователь снова показывает карточки одна за другой.

Тестируемый должен назвать все, что видит, уточнить, где он/она это видит и почему чернильное пятно вызывает у него тот или иной образ. Карточку можно крутить, наклонять, переворачивать вверх ногами — то есть рассматривать, как заблагорассудится. Записываются все слова и действия пациента, а также отмечается продолжительность ответов.

Отсутствие реакции или неспособность описать изображенное на карточке может означать наличие психологической блокировки в сфере, представленном такой карточкой, или временное нежелание принимать такую сферу.

Каждый ответ теста Роршаха расшифровывается и классифицируется с помощью специально разработанной системы символов по 5 категориям:

  1. Локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
  2. Детерминанты (что именно используется для формирования ответа: форма изображения, его цвет, форма и цвет одновременно и т. д.);
  3. Уровень формы (насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
  4. Содержание (чего или кого именно касается ответ: людей, животных, растений, неодушевленных предметов, абстрактных фигур и т. д.);
  5. Оригинальность — популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).
Читайте также:  Что значит аккумуляционный нагреватель

Эти категории имеют детально разработанные классификации и интерпретации. Обычно изучаются «суммарные оценки», т.е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру взаимосвязанных особенностей личности.

Затем ответы анализируются и подсчитываются. На основе ряда математических вычислений подводят итоги теста и интерпретируют конечный результат, исходя из полученных эмпирических данных.

Карточка 1. «Летучая мышь, бабочка, моль»

На первой картинке теста Роршаха только черные чернила. Карточка, с которой начинается эксперимент, подскажет, как пациент воспринимает новые и стрессовое задачи. Участники обычно видят в изображении летучую мышь, моль, бабочку или морду какого-то животного, подобного слону или кролику. Реакция на эту карточку дает общую характеристику человека.

  • Для кого-то летучая мышь означает что-то нечистое или демоническое, для кого-то — путь сквозь тьму и перерождение.
  • Бабочки символизируют переходный период, трансформацию, а также способность расти, изменяться и преодолевать препятствия.
  • Моль символизирует чувство недооцененности, недовольство собственной внешностью, а также слабость и раздражение.
  • Морда животного, в частности слона, символизирует умение реагировать на проблемы, страх и нежелание заглянуть внутрь себя. Такое восприятие картинки может также символизировать наличие серьезной проблемы, которая игнорируется, и служить замечанием по вопросу, которого человек старается избегать.

Карточка 2. «Два человека»

На этой карточке из теста Роршаха изображена картинка красными и черными чернилами. Рисунок обычно воспринимается как сексуальный. Красные элементы пациенты часто называют кровью. Реакция на эту картинку свидетельствует о способах контроля чувств, физической боли или гнева. Люди часто видят на картинке молящегося человека; либо две фигуры; человека, который смотрит на себя в зеркало, или четырехлапое животное, подобное собаке или слону.

  • Две фигуры символизируют созависимость, одержимость сексом, неоднозначные чувства в отношении секса или зацикленность на отношениях.
  • Человек, который смотрит на себя в зеркало, символизирует эгоцентризм или самолюбование. Это может быть и отрицательная, и положительная черта, в зависимости от чувств человека.
  • Собака символизирует преданного и верного друга. Если пациент увидел что-то негативное, это может свидетельствовать о необходимости осознать собственные страхи и чувства.
  • Слон может символизировать глубокомыслие, память и ум, но также — отрицательное физическое самовосприятие.
  • Медведь может символизировать агрессию, конкуренцию, независимость, восстановление, а также — чувство уязвимости, незащищенность или открытость и честность (игра слов по-английски: bear — медведь, bare — обнажать, обнаруживать, разоблачать).
  • Эта карта имеет сексуальное значение, поэтому, если кто-то видит человека, который молится, это может символизировать отношение к сексу в контексте определенных религиозных верований. Кровь может означать, что человек ассоциирует физическую боль с религией, а также обращается к молитве, переживая непростые эмоции (например, гнев), или ассоциирует гнев с религией.

Карточка 3. «Два человека»

Третий рисунок теста Роршаха — картинка красными и черными чернилами. Реакция на нее свидетельствует об отношении пациента к другим людям в процессе социального взаимодействия.

Распространенные варианты восприятия изображения: две фигуры; человек, смотрящий в зеркало, бабочка или моль.

  • Если человек видит общую трапезу двух человек, это свидетельствует об активной общественной жизни. Человек, который видит двух человек, моющих руки, может чувствовать себя незащищенным или нечистым, а также страдать паранойей. Человек, который видит двух человек, играющих в определенную игру, подвержен конкуренции в социальном взаимодействии.
  • Человек, который смотрит в зеркало, символизирует эгоцентризм, пренебрежение другими или несостоятельность воспринимать людей такими, какие они есть.

Карточка 4. «Шкура животного, кожа, ковер»

Четвертая карточка называется «отцовской». На ней — затушеванное изображение черными чернилами. Тестируемые нередко видят большую, порой жуткую фигуру — чаще мужскую, чем женскую. Восприятие этих чернильных пятен отражает воспитание человека и его отношение к авторитету. Люди вспоминают крупное животное или монстра, шкуру животного.

  • Большое животное или монстр может символизировать чувства неполноценности, сильный страх перед авторитетами или представителями власти, в частности перед отцом.
  • Шкура животного может символизировать существенный дискомфорт, связанный с темой отца. С другой стороны, она может свидетельствовать, что человек не имеет проблем с авторитетностью и неполноценностью.

Карточка 5. «Летучая мышь, бабочка, моль»

На этой картинке теста Ророшаха — пятна от черных чернил. Реакция на эту карточку, так же как на первую, отражает нашу сущность. Обычно изображение не воспринимается как угрожающее. После сложных изображений на предыдущих картах эта воспринимается человеком проще, поэтому ответы бывают более развернуты. Если комментарии пациента не совпадают с комментариями относительно первой карточки, это может свидетельствовать о влиянии карточек 2-4 на восприятие. Распространенные варианты восприятия изображения: летучая мышь, бабочка или моль.

Карточка 6. «Шкура животного, кожа, ковер»

На этой карте — пятна от черных чернил, которые отличаются от других карт текстурой. Реакция на это изображение касается сферы близости между людьми, поэтому эту картинку теста Ророшаха еще называют «секс-картой». Распространенные варианты восприятия изображения: шкура животного, может свидетельствовать о страхе перед близкими отношениями, порождает у человека ощущение пустоты и изоляции.

Карточка 7. «Человеческие головы или лица»

На этой карточке — пятна черных чернил, которые обычно связывают с женственностью. Поэтому основные варианты восприятия изображения — женщины и дети, а карточку называют «материнской». Если человеку сложно описать увиденное, в ее жизни могут быть проблемы с женскими фигурами. Тестируемые видят на карте головы или лица женщин и детей, а еще поцелуй.

  • Головы женщин символизируют чувства человека, связанные с образом матери. Эти чувства влияют на отношение к лицам женского пола в целом.
  • Головы детей символизируют чувства, связанные с детством и необходимостью заботиться о внутреннем ребенке. Такое восприятие может также свидетельствовать о необходимости анализа и корректировки отношений человека с матерью.
  • Поцелуй символизирует стремление человека к любви и воссоединения с материнским образом. Это может свидетельствовать, что человек когда-то имел близкие отношения с матерью и теперь ищет этой близости в других отношениях — романтических или социальных.

Карточка 8. «Животные, не кошка и не собака»

Это очень яркая карта, на которой использованы серые, розовые, оранжевые и синие чернила. Это не только первая разноцветная, но и исключительно сложная картинка теста Ророшаха. Если эта карта или кардинальное изменение изображения смущает человека, это может свидетельствовать о трудностях с реагированием на сложные ситуации или эмоциональные раздражители.

Распространенные комментарии по этой карточке — четырехлапое животное, бабочка или моль.

Карточка 9. «Человек»

На этой карте использованы зеленые, розовые и оранжевые чернила. Пятна на ней — нечеткие, и распознать изображение непросто. Большинство людей не могут разобраться в увиденном. Именно поэтому эта карта определяет умение человека справляться с недостатком структуры и уверенности. Распространенные ответы: какой-то человек или неопределенная жуткая фигура.

  • Когда речь идет о человеке, отношение пациента к этому лицу свидетельствует о его умении справляться с бессистемностью времени и информации.
  • Образ зла может свидетельствовать, что для внутреннего комфорта человеку нужна структурированность в жизни и он не терпит неопределенности.

Карточка 10. «Краб, омар, паук»

Последняя карта теста Роршаха — самая яркая. В изображении использованы оранжевые, желтые, розовые, зеленые, серые и синие чернила. По структуре картинка подобная изображению на Карте 8, а вот по сложности — Карточке 9. Большинству тестируемых картинка кажется приятной, но люди, которым не понравилась сложная Карточка 9, могут почувствовать то же самое и по этой карте.

Такая реакция может свидетельствовать о наличии проблем с подобными, синхронными или совместимыми раздражителями. Распространенные варианты восприятия: краб, омар (лобстер), паук, морда кролика, змея или гусеница.

  • Краб может символизировать склонность к зацикливанию на определенных вещах или людях или свидетельствовать о назойливости человека.
  • Лобстер может символизировать силу, настойчивость и умение справляться с незначительными проблемами. Лобстер может также свидетельствовать, что человек боится нанести себе вред или быть раненным другими.
  • Паук может символизировать страх, ощущение запутанности или свидетельствовать, что человек оказался в неудобном положении из-за собственной лжи. Паук также символизирует властную мать и женскую силу.
  • Морда кролика может символизировать плодородие и позитивное мышление.
  • Змеи могут символизировать опасность. Человек, который видит змей, может чувствовать, что его обманывают или предают, а еще бояться неизвестного. Кроме того, змеи рассматриваются как фаллический символ и касаются неприемлемого или запрещенного секса.
  • Если человек видит гусениц на последней карте в тесте, это свидетельствует о перспективах развития и осознания того, что личность постоянно меняется и эволюционирует.

Источник

Кто такой Роршах: история супергероя с непреклонными принципами и убеждениями в реальной жизни (часть 1)

В этом посте изложена первая часть этой статьи, в которой рассказана история этого персонажа до событий, изложенных в фильме «Хранители». Надеюсь, Вам, как и мне будет интересно.

Роршах — Уолтер Ковач, один из центральных персонажей серии комиксов «Хранители». Носит белую маску с чернильными пятнами. Пятна постоянно находятся в движении и образуют фигуры из теста Роршаха. Уолтер боролся со злом и являлся членом команды супергероев. После выхода закона о запрете костюмированных героев, Роршах не сдаётся и продолжает вершить «правосудие» в одиночку. Авторами персонажа являются Алан Мур, Дэйв Гиббсон и Джон Хиггин. По мнению самих создателей, Роршах — яркий пример того, что бы было с классическими супергероями, вроде Супермена и Бэтмена в реальной жизни. Такие непреклонные принципы и убеждения как у них, в реальности могут определяться только словом — «психопат».

Настоящее имя Роршаха — Уолтер Ковач. Родился 21 марта 1940 года. Известно, что отец мальчика — некий Чарли, которого он никогда не видел. Мать Уолтера — Сильвия Ковач, проститутка, ненавидящая сына. Однажды, когда Ковачу было около 10 лет, он услышал, как его мать занимается сексом с очередным клиентом. В какой-то момент ему показалось, что клиент позволяет себе лишнего. Уолтер входит в комнату к матери, чем вызывает гнев клиента. В ярости, мужчина оставляет Сильвии всего пять долларов (гораздо меньше, чем она ожидала). Мать Уолтера сильно расстраивается и начинает избивать сына и выкрикивать: «Уродливый маленький ублюдок. Надо было слушать всех и делать аборт». В июле 1951 года, в возрасте 10 лет, Уолтер, по просьбе матери, направляется в магазин за покупками. На обратном пути двое неизвестных юноши старшего возраста подходят к нему и начинают высмеивать его мать. Они называют её шлюхой, а Уолтера — сукиным сыном. Один из юношей берет фрукты из пакета Уолтера и разбивает об его лицо. Второй тем временем оскорбляет Ковача и называет больным. Терпению мальчика приходит конец. Он берет сигарету из рта первого подростка и тушит её об глаз обидчика. Далее он валит его на землю, царапает лицо и кусает за щеку, оставляя страшные раны на лице хулигана. Проходящие мимо люди оттаскивают Ковача и думают, что тот — «дикий бешеный пес». Позже Уолтер отказывается объяснять мотивы своих поступков, и все считают, что нападение на хулиганов было необоснованным. После этого инцидента властями было организованно расследование условия жизни и воспитания молодого Ковача. Суд постановил, что мальчик находится в неблагоприятных условиях, его постоянно избивали и подвергали психологическому насилию. По решению судьи Сильвия Ковач была лишена родительских прав, а Уолтер отправлен в интернат для проблемных детей имени Лилиан Чарлтон в Нью-Джерси.

За время нахождения в интернате Уолтер показал себя хорошим учеником. В частности, он отлично знал литературу, религию и обладал впечатляющим мастерством в области физкультуры и любительского бокса. В возрасте 11 лет Уолтер пишет эссе на тему семьи, где почти не упоминает о матери. Основной темой работы становится его отец. Он подробно излагает свои мысли по поводу личности отца и его отсутствия на протяжении всех этих лет. Ковач полагает, что возможно его отец был важным представителем президента США и выполнял секретные миссии. В его мыслях отец является примером справедливости и идеала. Он оправдывает отсутствие его все эти годы, считая, что возможно отца убили нацисты. В 13 лет Уолтер начинает страдать от кошмаров, связанных с его матерью. В его снах она занимается сексом с незнакомцами и превращается в чудовищ. На лицо вывод, что у Уолтера остаются серьезные психологические расстройства из-за пережитых в детстве событий. На протяжении всей учебы Уолтера его мать ни разу не вступала с ним в контакт. В 1956 году, в возрасте шестнадцати лет, Ковач узнает, что его мать была найдена мертвой в Южном Бронксе. По версии следствия, она была убита своим сутенером с помощью принудительного орального приема чистящей жидкости. Реакция Уолтера на шокирующую новость состояла из одного слова: «Хорошо».

После окончания учебы Уолтер поселился в арендованной квартире и трудоустроился на швейную фабрику неквалифицированным работником. Роршах не особо доволен своим делом, но отзывается о нем, как о терпимом. В 1962 году приходит специальный заказ на платье из новой ткани, разработанной Доктором Манхэттеном. Ткань состоит из двух слоев латекса, между которых находится специальное вещество, изменяющее свою форму в зависимости от температуры и давления. Формы получаются довольно похожими на фигуры из теста Роршаха. Уолтер решает забрать себе часть ткани. Два года спустя, когда Ковачу было 18 лет, он покупает газету и видит на первой полосе сообщение об изнасиловании, пытках и убийстве некой Китти Дженовезе. Ковачу кажется знакомым это имя и он вспоминает, что заказ на платье (из нового материала Манхэттена) был сделан именно этой девушкой. Но больше всего Ковача поражает, что свидетелем пыток и изнасилования был сосед Китти. Он просто наблюдал за происходящим из своего дома и не предпринял никаких действий для спасения бедной девушки. Это новость шокирует Уолтера и он окончательно утрачивает веру в человечество. Придя домой, он находит ткань для платья от Доктора Манхэттена и сооружает из неё маску, которую в последующем считает своим лицом.

Надев маску, Уолтер берет себе новое имя — Роршах (пятна на маске напоминают ему знаменитый психологический тест Германа Роршаха). Продолжая работать на швейной фабрике, он выходит по ночам на улицы города и борется с преступностью. Спустя какое-то время он начинает сотрудничать с другими костюмированными героям. Так, Ночной Филин проектирует и создает для него крюк Роршаха. В 1966 году костюмированный герой капитан Метрополис собирает команду для борьбы с преступностью. Предложение было сделано и для Роршаха. Несмотря на недовольство таким многочисленным составом и большой рекламной компанией, Уолтер соглашается стать членом команды. Позже капитан Метрополис подает в отставку и команда состоит из 6 человек: Роршах, Доктор Манхэттен, Ночной Филин, Комидиант, Озимандия и Шелковый Призрак 2. Одной из визитных карточек Роршаха были кусочки бумаги, оставленные на местах, где совершал правосудия супергерой. На рисунках были изображены симметричные расплывчатые фигуры, напоминавшие всё тот же тест Роршаха.

Несмотря на разочарование в человечестве, совершая правосудие, Роршах оставлял преступников в живых. Так продолжалось до 1975 года, когда он не занялся делом пропавшей девочки Блэр Рош. С этим делом Уолтера связывали личные отношения, и он пообещал родителям пропавшей, что отыщет их дочь целой и невредимой. Идя по следу девочки, он выбивал нужную информацию из преступников. 14 человек остались в больнице, пока Роршах не получил нужный ему адрес. След привел его в заброшенный швейный магазин в Бруклине. Начав обыск ночью, Уолтер натыкается на двух сторожевых немецких овчарок, дерущихся за кость. Обойдя их, он входит в магазин и осматривается. Найдя в доме печь, он обнаруживает в ней куски обгоревшей детской одежды. На столе для разделки мяса он находит свежие зарубки и пятна крови. Услышав шум, Роршах выглядывает в окно и видит двух овчарок, дерущихся за кость. Присмотревшись, Уолтер понимает, что это — тазобедренная кость ребенка. Находясь в шоковом состоянии, он берет в одном из шкафов большой тесак, выходит во двор и убивает им собак. Именно в тот момент Уолтер, закрыв на несколько секунд глаза и открыв их снова, понимает, что больше не является Уолтером Ковачем. Теперь он только Роршах.

Информатор Роршаха сообщил, что владельцем помещения является Джеральд Энтони Грайс, и что хозяин возвращается к себе около 11 ночи. Дождавшись появления в доме хозяина, Роршах кидает в окно труп немецкой овчарки и сбивает им с ног Джеральда. Уолтер хватает убийцу и приковывает наручниками к печи, где нашел куски одежды девочки. Грайс начинает истерику, кричит: «Ты не имеешь право, ты ничего не сделаешь. Где твои доказательства, арестуй меня». Роршах бросает к его рукам ножовку и предлагает освободиться самому, перепилив цепь наручников. После этого он берет керосин и поливает им всё помещение. Роршах сообщает убийце, что никто никогда не успевает освободиться и бросает зажжённую спичку в керосин. Убийца сгорает заживо. Уолтер около часа наблюдает, как горит дом и остатки его прежней личности. Роршах бросает свою работу на швейной фабрике и занимается только борьбой с преступностью.

В 1977 году выходит закон, запрещающий костюмированных героев, и команда, созданная капитаном Метрополис, распадается. Герои прекращают свою борьбу с преступностью, но её не прекращает Роршах. Разъяренный новыми законами, Уолтер подкидывает к зданию полиции труп известного насильника Харви Чарльза Фурнисса. На теле находят записку с одним словом: «Никогда!». Роршах остается верен своим принципам и готов бороться с преступностью своими методами, даже если его объявят вне закона. Он перебирается жить в трущобы, днем одевается как бродяга и ходит с транспарантом «Конец близок». По ночам же он превращается в беспощадного судью, готового нести правосудие самыми жестокими способами.

Источник

Оцените статью