Riff life что значит

Гитарные рифы. Табы 20 лучших риффов на гитаре

Гитарные рифы — что это такое

Гитарные рифы – это одна из основ современной музыки. Этим термином называется музыкальный фрагмент, который задает тональность и общую гармонию всей композиции. Очень часто именно на основе структуры рифа и развивается песня – от басовой партии до сольных отрезков. Умение сочинять гитарные риффы необходимо каждому гитаристу – просто для того, чтобы придумывать текстуру и общую канву композиции. В этой статье мы подробно расскажем, как научиться их играть, а также предоставим примеры самых популярных рифов, как в рок-музыке, так и акустических композициях.

Немного истории

История риффов начинается с момента эволюции блюза в ритм-энд-блюз, и далее – в рок-энд-ролл. Пионерами этого приема игры можно назвать Чака Берри, Линка Врея и Дейва Девиса. Это были ранние 50-е годы, и тогда исполнители только прощупывали почву для сочетания боксов пентатоники с более плотным, грувовым и быстрым звучанием.

Рифы на гитаре окончательно закрепились в музыке после того, как произошел рассвет тяжелого рока и метала. Вместе с такими группами как Deep Purple, Led Zeppelin, AC/DC, игра рифами вошла в обиход музыкантов. Гитаристы этих команд буквально заново изобрели музыку, переосмыслив все стандарты и дав толчок к новым горизонтам развития искусства.

Читайте также:  Что значит post по английский

Сейчас рифы задают ритмы на гитаре, а также являются одной из основных текстур, которая используется в музыке. Однако, развитие не стоит на месте, и идет дальше. Теперь многие музыканты уже отказываются от рифов в пользу мелодических текстур, которые строятся по совершенно другим принципам. Это можно увидеть в творчестве таких команд как Godspeed You! Black Emperor, где риффы отсутствуют полностью, Mogwai, Mono, и многих других групп, которые играют в направлении «пост-рок».

Для чего нужно учить риффы и разные музыкальные фрагменты

Точно для того же, зачем надо учить блюзовый квадрат, и другие мелодические стандарты. Это – основы, созданные музыкантами, которые были законодателями жанра в свое время. Все музыкальные фрагменты, приведенные ниже, являются классикой, которую обязательно надо знать.

Разучивание классических рифов даст вам нужный базис для сочинения собственных мелодий, а также значительно расширит ваш кругозор и музыкальный словарь. Многие из представленных ниже примеров крайне просты для понимания и обучения, поэтому подойдут как опытным гитаристам, так и совсем новичкам.

Как играть риффы на гитаре

Чаще всего в задачи гитарного риффа входит, во-первых, задача основной гармонии и мелодии, обозначение тоник и используемых в песне ступеней. Во-вторых, рифф должен подчеркивать и дополнять ритмический рисунок, вместе с басом и ударными. Поэтому тренироваться играть риффы нужно под метроном или заранее прописанные ровные барабаны. Очень важно выставлять акценты и выделять доли ударами по струнам, потому что именно так бочка и рабочий будут усилены дополнительными частотами от вашего инструмента.

Как сочинять риффы для мелодии

Для этого вам понадобится, как минимум узнать основы гармонии и ступеней. Эти статьи вы сможете найти на нашем сайте. Вам нужно будет понять, как выстраивать мелодические последовательности, и от каких ступеней гаммы можно отталкиваться.

После этого вам потребуется чуть больше узнать об интервалах и способе их построения. Основной, на котором играется огромное число рифов – это квинта, однако почти все музыканты вносят в свои композиции разнообразие, используя кварты, септимы и даже диссонирующие интервалы.

Самое главное здесь – фантазия и тяга к экспериментам. Не бойтесь нарушать правила и использовать нестандартные гармонии и интервалы. Самое главное – помните про ритм и акценты, а все остальное – гармония и мышление, придет уже в дальнейшем, особенно если вы будете учить классические мелодии и теорию.

Метал рифы

Сейчас метал рифы имеют широкое многообразие и свои характерные черты почти в каждом жанре. Если мы говорим про классический метал, то там имеется обилие палм-мьюта, а также очень высокий темп игры. Кроме того, все рифы играются в нижних регистрах на последних струнах, создавая плотное и мощное звучание.

Если мы говорим о еще одном важном направлении – Doom Metal, то тут характерной чертой является очень медленная и размеренная игра. Зачастую музыканты просто вешают ноты, и благодаря большому количеству фитбека от эффекта «Дисторшн», а также гитар с хорошим сустейном, этот аккорд звучит очень долго.

Крайне популярный Black Metal сейчас имеет широкое многообразие приемов. Например, французский блэк отличается большим количеством диссонансов, японский – неровным размерами, странными гармониями и общей непонятностью, а американский – блюзовыми гармониями, обилием минорных аккордов и необычным звуком в целом. Однако общие черты в том, что все играется исключительно либо приемом тремоло, либо боем в очень высоком темпе. Почти не используется палм-мьют, а акценты гораздо более смазаны.

Блюз рифы

Главная отличительная черта – это характерный ритмический рисунок «шаффл», о котором было написано в статье о том, как играть блюз. Кроме того, в рифах этого жанра используется пентатоника и блюзовый квадрат, который в комбинации с шаффлом создает тот самый характерный ритм и грув всей композиции.

Рифы рока

В целом, рифы классического рока очень похожи на риффы блюза по своей структуре. Однако одни более прямые и понятные для слушателя. Они чаще играются «в бочку», в них очень часто используется палм-мьют. В отличие от метал-рифов, в хард-роке гитара не звучит постоянно, она прерывается и освобождает место для других инструментов.

В менее популярных жанрах, как например, в Stoner Rock, рифы рока часто играются только на одной струне, с большим количеством приемов хаммер-он и пул-оф. Это придает им ту самую характерную раскачку и ритм, который свойственен большому количеству песен этого жанра. Поэтому чтобы научиться играть подобную музыку, вам для начала требуется понять, как играть легато.

15 простых и самых узнаваемых рифов на гитаре

Ниже представлены табулатуры и музыкальные фрагменты самых известных рифов на электрогитаре. Мы рекомендуем ознакомиться со всеми, поскольку в каждом из них есть интересные особенности и приемы, характерные как для оригинальных жанров музыки, так и для их современных наследников.

Источник

Рифф и остинато

Одной из распространенных форм музыкальной фактуры является остинато, которое в эстрадной музыке получило название рифф (от англ.riff — в комедии короткое точное замечание по существу дела).
Остинато по всей видимости является древнейшим способом создания музыки. Шаманские ритуалы с бесконечным повторением одного и того же ритма лучшее тому подтверждение.
Рифф — это мотив или фраза,которая настойчиво повторяется в одном и том же голосе. За основу повторения может быть взят ритм, часть мелодии и вся мелодия (встречается реже в основном в стариной музыке).

В изначальном виде остинато должно быть неизменным на протяжении всего произведения. Однако в современной музыке фигура может варьироваться и изменяться в зависимости от гармонического сопровождения.
Поскольку не каждую форму остинато можно назвать риффом, то удобнее будет использовать следующее правило — остинатные фигуры в рамках эстрадно-джазо-роковой и т.д. музыки будем называть риффом, а все остальное остинато.

Главное отличие остинато от риффа в невозможности вносить изменения. При остинато гармония и мелодия подстраиваются под фигуру, а в риффе наоборот фигура видоизменяется в зависимости от музыкального контекста.
Для выделения различных типов остинато я решил использовать хронологический метод, поскольку разделение по другому типу не позволит охватит максимум возможных форм остинато. Кроме того для каждого инструмента существуют свои особые формы воплощения этой фактуры,которые каждый инструменталист найдет без труда.

Остинато в классической музыке

Одно из старейших видов остинато — это бассо остинато (или по другому basso lamente) получившее распространение в полифонической музыке. Основу бассо остинато составляет басовая фигура, как правило равная форме. На основе этой модели выстраиваются вариации в мелодии и гармонии. Различные басовые фигуры дали названия формам вариаций (например, фолья ,чакона,пассакалья и т.д.)

Эти формы встречаются еще у Баха. Это наиболее простой способ построения крупной формы без использования контрастных частей.
В дальнейший период остинато потеряло свою актуальность,хотя и использовалось Моцартом (конец 2 акта Женитьбы Фигаро).
В конце XIX-начале XX века остинато пережило свое второе рождение. Начиная с Дебюсси, Стравинского и вплоть до наших дней оно используется для создания нефункциональных сочетаний аккордов, а в модальной музыке остинато создает необходимое ощущение центрального тона.
Остинато в африканской музыке

Многие инструменты найденные на африканском континенте используются для создания остинатных фигур. К таким инструментам относиться ламеллофон, балафон и др. Также для создания остинатных фигур используются различные струнные инструменты (например, кора).

Основу африканских остинатных ритмов составляют перекрестные (полиритмичные) фигуры. При этом один и тот же инструмент играет, как основной бит, так и перекрещиваюшуюся фигуру.

Одна из распространенных фигур африканского остинато:

Огромное влияние на африканскую музыку оказала европейская традиция.

Многие современные африканские группы используют гитары в качестве остинатного инструмента. В качестве основы используются аутентичные африканские ритмы калимбы в сочетании с фанковыми фигурами.

Кевин Мур в статье об африканской музыке сказал: для латинской музыки последовательность I-V-IV-V настолько же важна, насколько 12 тактовый блюз для североамериканской.

Эта последовательностью является основой многих риффовых фигур. На ней построены такие известные песни как La Bamba, Guantanamera, Pare cochero и многие другие.

Дальнейшее воплощение африканское остинато находит в кубинском guajeo.

Guajeo — это типичные остинатные фигуры кубинской музыки,как правило основанные на синкопированном исполнении арпеджио.

По сути, guajeo это совмещение европейского и африканского остинато. Изначально это были ритмические фигуры, исполняемые на инструменте tres, трёхструнном родственнике гитары. Сегодня термин guajeo используется для обозначения вполне определенных остинатных фигур фортепиано ,баса, саксофона и т.д.

Guajeo является основой современной сальсы и латинского джаза.

Пример фигуры guajeo(позже будет подробный обзор этого стиля).

Фигуры guajeo оказали огромное влияние на рок-н-ролл, джаз и популярную музыку.
Пример использования фигур ala guajeo у Beatles песня I feel fine:

Итак, идём дальше и рассмотрим риффы в том понимании, какое они имеют в роке. Для начала несколько примеров.

1. Iron man Black Sabbath

Черты характерные для рок-риффов: имеет небольшую длину(чаще всего 4 такта) играется в нижнем диапазоне используется перегруз

В джазе риффом называют короткую фигуру, которая постоянно повторяется на фоне меняющейся мелодии.

Рифф может выступать в качестве рефрена или своеобразной перебивки между импровизациями разных солистов.

Как правило рифф играет ритм-секция и он формирует фактуру аккомпанемента.

Хотя риффы являются основой для латиноамериканской музыки, джаза и фанка, все же эта техника используется и в классической музыке.

На простом риффе, в частности, основано знаменитое Болеро Равеля. Рифф который неизменно повторяется на малом барабане.

Риффы могут быть простым состоящими буквально из одной ноты и сложными длиной в 4 или 8 тактов.

В джазе и ритм-н-блюзе некоторые риффы являются стандартными и применяются в качестве вступлений. Например, Дюк Эллингтон использовал рифф из вступления к теме Night Train в другой своей теме Happy-Go-Lucky Local.

Практика заимствования риффов являлась популярной в середине XX века. Рифф Чарли Паркера из темы Now it’s time был позже использован в танцевальном хите The Hucklebuck. То есть, по сути музыканты занимались своеобразным сэмплированием понравившихся риффов.

Riff Driven

Как и большинство американизмов это непереводимый термин, который используют для описания песни построенной на повторении риффа, который может быть мелодией, партией аккомпанемента либо развернутой каденцией также рифф может выполнят роль лейтмотива (как в песне Smoke on the water). Большинство таких песен распространено в роке, джазе, блюзе.

Основная цель таких песен «запасть» в подсознание слушателя.

Как правило, структура песен основана на простом соотношении вопрос-ответ, что напоминает форму рондо и еще сильнее способствует запоминанию материала.

Несколько примеров песен стиля riff driven «I Feel Fine» The Beatles, «(I Can’t Get No) Satisfaction» The Rolling Stones, «Black Dog» by Led Zeppelin, «Outshined» Soundgarden, «Enter Sandman» Metallica, «Smoke on the Water» Deep Purple и «Symphony of Destruction» by Megadeth.

Vamp

Этот термин является синонимом риффа, однако имеет несколько отличий. Если под риффом подразумеваем чаще всего одноголосную линию,или интервальную, то vamp это практически всегда аккордовая фигура состоящая из простых аккордов или секвенции аккордов. Типичный пример это фанковые гитарные фигуры. Именно в фанке и госпеле,соуле распространен этот термин. Пример vamp фигуры


Кроме того термин vamp употребляется в значении — импровизировать простой аккомпанемент или легкую мелодию.

Джазовый темы в которых использована техника vamp «A Night in Tunisia», «Take Five», «A Love Supreme», «Maiden Voyage», «Cantaloupe Island»

Техника vamp аккомпанемента широко использовалась джазовыми и фьюжн музыкантами. Тема Майлза Дэвиса построена на фигуре из двух нот (Sooo What?), которые исполняет фортепиано и труба. Музыка основана на повторении vamp фигур с легкой руки Barry Kernfeld получила название vamp music.

Пример использования vamp фигуры в роке это балладная часть в песне Bohemian Rapsody группы Queen.

В Госпел и сул vamp фигуры чаще всего используются для создания развернутых концовок на фоне которых вокалисты показывают возможности своей техники.
В фанке 70 многие vamp фигуры представляли собой заимствованные одно- или двух- тактовые вступления базирующиеся на 1,2 аккордах. Но в фанке такие фигуры являлись основой целой песни. Пример фанкового вампа:

В джазе, блюзе и роке большинство песен построены на смене аккордов и гармонических последовательностях,что позволяет создавать спады и напряжения и удерживать внимание слушателя.

В фанке же основой композиции является ритм и тембр (баса и различных подкладов), которые развертываются на основе одного аккорда. Гармония в фанке играет второстепенную роль и помогает склеивать контрапунктические наложения остинатных линий.

Теперь рассмотрим риффы и остинато в электронной музыке.

Поскольку электронная музыка возникала, по сути, из слияния академической традиции и поп-музыки,то естественно, что практически сразу же начали появляться инструменты с уже запрограммированными остинатными фигурами. Первые фигуры появились в синтезаторах Moog, а также в приборах известных под названием Buchla. Такого рода секвенции сохранились и до нашего времени и сложно найти синтезатор или vst, где не было бы пары известных секвентных паттернов.

Представители Берлинской электронной школы, такие как Tangerine Dream и Klaus Schulze использовали басовые секвенции, а также простые риффовые фигуры в качестве основы для своих композиций. Очень часто такая фигура может повторять без изменения на протяжении всего произведения.

Позже появился эффект арпеджиатор, который позволял создавать секвенции на основе выбранных параметров (например, гамма играется в пределах двух октав квартами или в пределах трех октав рандомным мажорным трезвучием).

Многие группы стиля Synth Pop использовали басовые фигуры созданные арпеджиатором.

В целом большинство танцевальных разновидностей электронной музыки построены на повторении различных остинатных фигур.

Остинато в индийской музыке

При сопровождении некоторых традиционных индийских танцев исполнитель использует заранее заданный остинатный мелодический рисунок, который повторяется на протяжении всего представления (традиционным является инструмент Саранги). Такие фигуры называются Lehara или Nigma. Они создают устойчивую мелодическую основу для импровизации.

По сути, это готовые мелодические патерны которые кроме того соотносятся с ритмическими ( Тала — система построения ритма в Индийской музыке) и темповыми( laya). Исполнитель использует их как основу для импровизации то отклоняясь, то снова возвращаясь к ним. Также Lehara можно назвать «мелодическим метрономом».

В качестве примера привожу несколько Lehara в нотной записи:

Также послушайте небольшой фрагмент записи:

На этом заканчивается обзор основных форм остинато.

Подведу небольшой итог:

Остинато появилось в начале зарождения музыки и проявлялось в монотонных ударах по бубнам и прочим инструментам во время шаманских ритуалов.

Во времена барроко эта техника была очень популярна и использовались как басовые остинато (для создания Пассакалий и Чакон), так и различные ритмические остинато в верхнем голосе.

В течении 200 лет техника остинато была забыта и начала возрождаться одновременно в академической музыке (Дебюсси, Стравинский) и популярной музыке.

Постепенно остинато расщепляется на несколько самостоятельных видов таких как рифф и техника vamp. И в том и другом случае используется техника варьированного повтора, однако в риффах всегда заранее оговорено количество повторов, а техника vamp позволяет импровизировать до бесконечности (с этим связано распространение этого приема во фьюжн и концовках soul песен).

В современной музыке (в частности электронной) до 90% всех элементов музыкальной фактуры могут состоят из остинатных партий.

Таким образом, можно сказать, что это наиболее популярная и гибкая композиционная техника, которая позволяет создавать как сложнейшие симфонический произведения (Шнитке, Стравинский), так и рок хиты.

Источник

Оцените статью