- Особенности детей с диагнозом «резидуальная энцефалопатия головного мозга»
- Перинатальная энцефалопатия — симптомы и лечение
- Определение болезни. Причины заболевания
- Симптомы перинатальной энцефалопатии
- Патогенез перинатальной энцефалопатии
- Классификация и стадии развития перинатальной энцефалопатии
- Осложнения перинатальной энцефалопатии
- Диагностика перинатальной энцефалопатии
- Лечение перинатальной энцефалопатии
- Прогноз. Профилактика
Особенности детей с диагнозом «резидуальная энцефалопатия головного мозга»
Елена Савосина
Особенности детей с диагнозом «резидуальная энцефалопатия головного мозга»
Резидуальная энцефалопатия (далее РЭП) головного мозга – это патология развивающаяся из-за отмирания клеток в центральной нервной системе человека, по причине воздействия различных повреждающих факторов.
При РЭП дети страдают хронической энергетической недостаточностью. Рабочие циклы их мозга сокращаются до 5-15 минут, а релаксационные паузы увеличиваются до 3-5 минут и более. В периоды релаксации “внешняя” деятельность ребенка не прерывается, но совершается автоматически и не осознается. В это время ребенок не воспринимает то, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим. Если в состоянии “релаксации” ребенок продолжает писать (как это обычно и происходит на уроках русского языка, то результат его работы квалифицируется как дисграфия, т. к. прочесть написанное оказывается невозможно.
Во время релаксационных пауз дети могут продолжать общаться и разговаривать, но оказываются не в состоянии вспомнить свои высказывания. Они могут сказать грубость и пребывать в полной уверенности, что ничего подобного не говорили. Ребенок может взять ручку со стола у соседа, положить к себе в карман и не знать, что она там лежит. Он может толкнуть или ударить кого-то и не помнить этого. Слушая обвинения в свой адрес, дети с РЭП вполне искренне клянутся, что не говорили, не брали, не толкали и это вызывает еще большее возмущение окружающих. Так как свидетелей их проступков много, их часто начинают считать наглыми врунами, хулиганами и воришками. Дети, напротив, приходят к убеждению, что окружающие несправедливы к ним, им начинает казаться, что весь мир ополчился против.
Проблемы самоуправления возникают у ребенка с РЭП не только в периоды релаксации мозга, но и при выполнении любой деятельности в рабочей фазе. Ребенок действует сразу, импульсивно и необдуманно. Поэтому и результаты его действий бывают совершенно неожиданными для него. Учащийся сначала действует и только потом понимает то, что он сделал. Он пытается исправиться, но не может сдержать своих обещаний.
В то время, когда мозг “отключается” и “отдыхает”, ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать по ступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе.
В течение 40-минутного урока он может “отключиться” несколько раз и многое выпустить из рассказа учителя, не заметив этого. В итоге, он либо перестает понимать, о чем идет речь на уроке, либо у него в голове все эти отрывочные сведения случайно и своеобразно комбинируются, сплюсовываются, что он и выносит с урока. Часто учителя и родители бывают озадачены абсолютно непонятными, “дикими” ошибками детей и оказываются не в состоянии найти им какое-либо разумное объяснение.
Рекомендации для учителей обучающих детей с диагнозом РЭП головного мозга:
1. В процессе обучения необходимо освободить детей от всякой второстепенной, вспомогательной, несущественной, оформительской работы. Взрослые могут сами провести поля в тетради ребенка, отметить точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает от напряжения, что найдя, наконец, то место, откуда н писать, работать уже вообще не может.
2. Исключительно эффективными оказываются как общие принципы, так и конкретные методы, предлагаемые Гленом Доманом. Его подход строится на четком структурировании информации, которую ребенку предстоит усвоить, разбиении ее на конкретные образные единицы, с последующей организацией их в целостные системы по законам, которые действуют в соответствующей области знаний. Единицей информации обязательно должен быть целостный самостоятельный “образ-факт”, который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта.
3. Системность подачи информации создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Это значит, что существенно снижаются нагрузки на внимание и систематизацию материала при запоминании. Форма подачи информации также должна быть алгоритмичной, четкой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.
4. Избегайте ситуаций вызывающих отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции, возникающие когда ребенок не в состоянии вспомнить то, что требуется, заставляют его избегать “учебных” ситуаций. Он уже не хочет ни слушать, ни смотреть, чтобы потом не пришлось мучаться при ответе на вопросы. Требуя в обязательном порядке точного воспроизведения всей информации, мы заранее ставим ребенка в ситуацию неуспеха и тем самым разрушаем учебную мотивацию. Естественно, что сильные отрицательные эмоции снижают способность к обучению у любого человека, тем более, у ребенка с РЭП головного мозга. Поэтому наивно ожидать, что он будет лучше что-либо воспринимать или понимать после того, как его хорошенько отругали.
5. Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для ребенка с РЭП. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность.
6. Если учитель видит, что ребенок “выключился”, сидит с отсутвующим взглядом,то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.
7. При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность учащегося с диагнозом РЭП головного мозга. Яркие эмоции создают нечто вроде очагов возбуждения и могут нарушить как последующую деятельность, так и результаты предыдущей.
8. Для детей с РЭП головного мозга также не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения в урок. Обычно для того, чтобы дети настроились, в самом начале урока предлагается сказать им нечто интересное, хотя и мало относящееся к его сути.
Одним из препятствий в обучении и интеллектуальном развитии детей с РЭП головного мозга является своеобразная защитная форма деятельности, довольно быстро у них формирующаяся. Она выражается в том, что дети стараются делать хоть что-нибудь (все равно что, даже если не понимают, что и как надо делать. Именно в результате подобной защитной деятельности в памяти учащегося застревают какие-то абсурдные сведения, операции, т. е. “информационный шум”, который еще больше дезорганизует их мышление и осложняет обучение.
Психолого — педагогическое сопровождение детей с РЭП показывает, что даже без лечения по мере взросления всегда происходит некоторая нормализация работы мозга. Даже если не улучшается внимательность, сглаживается явная “цикличность” интеллектуальной деятельности, реже происходят “отключения”. К 5-6 классу ребята уже чувствуют тот момент, когда “мысли начинают разбегаться”, и становится трудно сосредоточиться. Они отвлекаются, отдыхают и продолжают работу, когда это состояние проходит. Общее время, в течение которого они могут продуктивно обучаться, значительно увеличивается.
Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей «Гимнастика мозга — ключ к развитию уникальности ребенка» «Гимнастика мозга – ключ к развитию уникальности ребенка» «Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей младшего возраста».
Беседа «Развитие мозга и его особенности» Добрый день, сегодня хотела бы поделиться с Вами интересной беседой, на тему «Развитие мозга и его особенности». Как известно, в начале.
Гимнастика для мозга Комплекс упражнений «Гимнастика для мозга» наряду с пробуждением организма предназначен для стимуляции когнитивных функций. Смысл гимнастики.
Конспект НОД «Изготовление русского головного убора «Кокошник» Цели и задачи: -Знакомство детей с русским женским головным убором — кокошник; -Обучение изготовлению русского головного убора; -Учить.
Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ Комплекс «Гимнастика мозга» был разработан психологом Полом Деннисоном. Сегодня этот метод успешно используется в школах, детских садах,.
Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы с диагнозом ОНР «День рождения Маркуса» Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми старшей логопедической группы с диагнозом ОНР. Тема: «День рождения Маркуса».
Консультация для родителей «Гимнастика мозга — путь к развитию способностей ребёнка» Консультация для родителей «ГИМНАСТИКА МОЗГА – КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА» ОПРЕДЕЛЕНИЕ Гимнастика для мозга в педагогике.
Консультация для родителей «Витамины для мозга» Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии заставляет все чаще задумываться о методах и способах.
Педагогические условия использования наглядных средств обучения в процессе развития речи детей с диагнозом ФФНР Постановка проблемы: Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Кинезиология — гимнастика для мозга Статья для педагогов и родителей. Подготовила педагог ГБДОУ№32: Прокофьева И. Д. Санкт-Петербург 2019г. Методологическая.
Источник
Перинатальная энцефалопатия — симптомы и лечение
Что такое перинатальная энцефалопатия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 20 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Перинатальная энцефалопатия (перинатальное поражение центральной нервной системы) — это заболевание, которое характеризуется повреждением нервной системы ребёнка в перинатальный период.
Перинатальный период охватывает время беременности (начиная с 22 недели внутриутробного развития), время родов и короткий промежуток времени после рождения (7 дней после родов) [2] [11] .
Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) и перинатальное поражение ЦНС — это равнозначные термины, однако детские неврологи чаще применяют второй вариант при постановке диагноза.
По данным российских авторов, частота установки диагноза ПЭП у детей до года достигает 70 %. По данным зарубежных авторов, частота гипоксических поражений у доношенных младенцев составляет 33 %, а у недоношенных 70 % [21] . Данное расхождение объясняется отсутствием единой терминологии. Распространённый миф о том, что в МКБ-10 (международной классификации болезней) нет такого диагноза, как перинатальная энцефалопатия, не совсем точен.
В РФ принято объединять всевозможные варианты поражения нервной системы под одним общим диагнозом – «перинатальная энцефалопатия», а в международной классификации, наоборот, максимально уточнять его название и код.
То есть российскому обобщённому диагнозу «перинатальная энцефалопатия» в МКБ-10 может соответствовать несколько уточнённых диагнозов, например:
- G93.2 — Доброкачественная внутричерепная гипертензия (гипертензионно-гидроцефальный синдром).
- Р11.5 — Родовая травма спинного мозга.
- G82.3 — Вялая тетраплегия (низкий тонус мышц верхних и нижних конечностей).
- G82.4 — Спастическая тетраплегия (высокий тонус мышц верхних и нижних конечностей).
- G90.9 — Расстройство вегетативной нервной системы неуточнённое (вегето-висцеральный синдром).
- P57.9 — Ядерная желтуха неуточнённая.
- Р 96.8 — Другие уточнённые нарушения, возникшие в перинатальном периоде.
Основные факторы, приводящие к повреждению нервной системы во время беременности:
- Хроническая фетоплацентарная недостаточность (нехватка кислорода и питательных веществ для развития плода в связи с патологией плаценты: преждевременное старение плаценты, кальцинаты (отложения кальция в виде маленьких частичек), частичная отслойка плаценты с формированием гематомы и пр.).
- Хронические соматические заболевания и гормональные нарушения в организме матери ( гипертоническая болезнь , хроническая почечная недостаточность, сахарный диабет, гипотиреоз и др.).
- Внутриутробное инфицирование плода ( токсоплазмоз , краснуха , герпетическая , цитомегаловирусная инфекция и др.).
- Хроническая интоксикация (употребление наркотических веществ, систематическое употребление алкоголя и других сильнодействующих и токсических препаратов) [1][8][10][13] .
Основные факторы, приводящие к повреждению нервной системы в родах:
- Клинически узкий таз — это состояние, когда размеры отверстий таза (родовых путей) оказываются меньше, чем диаметр головки плода и плечиков (причина: узкий таз у матери, крупный плод, неправильное положение плода, неправильное вставление головки плода в малый таз).
- Нарушение родового акта: стремительные роды, либо напротив — слабость родовой деятельности. При стремительных родах чаще отмечаются повреждения шейного отдела позвоночника. При этом может быть травмирован спинной мозг, расположенный в спинномозговом канале позвоночного столба, или нервные корешки, иннервирующие (снабжающие нервными волокнами) мышцы шеи. В этом случае ребёнок в дальнейшем может плохо удерживать голову. При слабости родовой деятельности акушеры часто вынуждены оказывать акушерские пособия — проводить дополнительные манипуляции для срочного извлечения младенца (наложение акушерских щипцов, вакуум-экстракции и др.) в связи с начавшейся гипоксией (кислородным голоданием ) либо даже асфиксией (нарушением дыхания) плода.
- Недоношенность. Мышечный корсет позвоночника не готов к родам, он не фиксирует позвонки, избыточная нагрузка на костные структуры позвоночного столба во время родового акта может дополнительно приводить к травматизации шейного отдела позвоночника.
- Экстренное кесарево сечение. Проводится при двух- или трёхкратном обвитии пуповиной, слабости родовой деятельности, длительном безводном периоде (более 12 часов), отслойке плаценты, преэклампсии — опасном для жизни матери и плода осложнении второй половины беременности, которое сопровождается резким повышением артериального давления, повышенным содержанием белка в моче, судорожным приступом с остановкой дыхания. При этом ребёнок испытывает на себе действие сразу нескольких повреждающих факторов, а также переживает баротравму из-за резкого не физиологичного изменения давления (внутри полости матки в плодном пузыре давление существенно выше чем снаружи). При баротравме поражаются различные органы младенца: желудочно-кишечный тракт, уши, лёгкие и др.
- Асфиксия (нарушение дыхания плода) за счёт двойного тугого обвития пуповиной, аспирации (вдыхания) околоплодных вод [2][8][20] .
Основные факторы, приводящие к повреждению головного мозга после родов:
- Инфекции: менингит , менингоэнцефалит чаще всего являются продолжением инфекционного процесса, начавшегося внутриутробно. В таком случае инфекция проникает в организм младенца через плаценту из организма матери или из околоплодных вод.
- Гидроцефалия (избыточное скопление цереброспинальной жидкости в полости черепа) и внутрижелудочковые кровоизлияния характерны для недоношенных детей.
- Повышение уровня билирубина (желчного пигмента) в связи с резус-конфликтом или затяжной желтухой новорождённых (чаще отмечается у недоношенных детей) может приводить к проникновению билирубина в головной мозг [10][13] . После рождения ребёнка эритроциты в его крови разрушаются и образуются новые — это нормальный физиологический процесс. При этом пигмент гемоглобин, входящий в состав эритроцитов и переносящий на себе кислород, разрушается и превращается в билирубин, который должен снизить активность в печени. Если ребёнок родился недоношенным или у него есть временная незрелость печёночных ферментов, тогда билирубин не успевает преобразоваться и может накопиться в тканях организма, именно билирубин придает коже жёлтую окраску. Сама по себе желтуха не опасна. Но попадание билирубина в головной мозг и накопление его в подкорковых структурах без своевременного лечения может приводить к развитию гиперкинетической формы ДЦП .
Симптомы перинатальной энцефалопатии
Уже при рождении при наличии тяжёлой родовой травмы с внутричерепным или внутрижелудочковым кровоизлиянием, асфиксией в родах и т. д. у детей отмечаются такие проявления, как угнетение или возбуждение ЦНС, внутричерепная гипертензия (повышенное давление), судороги и даже кома. В таком случае дети экстренно госпитализируются в отделение неонатологии, где получают интенсивное лечение под постоянным наблюдением врачей с внутривенным введением лекарственных препаратов. При необходимости детей временно подключают к аппарату ИВЛ (искусственной вентиляции лёгких).
Большинство детей с нетяжёлым поражением ЦНС выписывают из роддома домой, и клинические проявления перинатальной энцефалопатии у них появляются позже [8] [11] .
У детей до года с перинатальной энцефалопатией клинические проявления делят на несколько групп.
- Повышенная возбудимость нервной системы в виде беспокойства, беспричинного плача, тремора подбородка, выраженного нарушения сна (ребёнок спит только на руках при укачивании).
- Положительный симптом Грефе (между верхним веком и радужкой видна тонкая белая полоска склеры) также отмечается экзофтальм — широко раскрытые “удивлённые” глаза.
- Расширение вен в височной области.
- Выступающие лобные бугры.
- Заведение головы назад в положении лежа на боку.
- Выбухающий и напряжённый родничок.
- Быстрый рост головы с увеличением окружности по отношению к норме.
- Обильные срыгивания либо рвота.
- Мраморная окраска кожных покровов.
- Нарушение пищеварения со склонностью к запорам либо диарее.
- Нарушение терморегуляции в виде повышения температуры до субфебрильных значений (до 37,5 °C) без признаков воспалительного процесса [17] .
Синдром двигательных нарушений:
- Нарушение мышечного тонуса.
- Нарушение рефлекторной деятельнсти.
- Нарушение спонтанной двигательной активности, которая может приводить к задержке психомоторного развития [8] .
Мышечный тонус при этом может быть повышен либо снижен. При повышении тонуса мышц в руках преобладает тонус в сгибателях (ребёнок держит ручки в кулачках), в ногах преобладает тонус в икроножных мышцах и приводящей группе мышц бедра (при попытке поставить на поверхность ребёнок поджимает пальцы стоп, опора на носочки с перекрёстом).
В некоторых случаях наоборот отмечается снижение мышечного тонуса, ребёнок не удерживает голову, не опирается на ноги, ослаблен мышечный корсет спины (не сидит или сидит с «круглой» спиной) [11] .
Также у многих детей с перинатальным поражением ЦНС отмечается задержка психомоторного развития. В связи с чем детский невролог должен чётко знать календарь психомоторного развития у детей до года. При нормальном психомоторном развитии дети начинают:
- удерживать голову в возрасте 2 месяцев;
- приподниматься на руках в положении лежа в возрасте 3 месяцев;
- переворачиваться в 4 месяца;
- сидеть самостоятельно в 6 месяцев;
- самостоятельно садиться в 7 месяцев;
- ползать в 8 месяцев;
- вставать у опоры в 10 месяцев;
- самостоятельно ходить в 12 месяцев.
Существуют индивидуальные особенности развития, небольшие отклонения в развитии могут проходить самостоятельно, но отставание в психомоторном развитии доношенного ребёнка на 2 месяца и более требует осмотра детского невролога для решения вопроса: нуждается ли ребёнок в лечении и назначении комплексной реабилитации.
Не стоит заниматься самолечением, обследование и лечение ребёнку должен назначить детский невролог.
Патогенез перинатальной энцефалопатии
При неблагополучном течении беременности и родов универсальным патогенетическим фактором, повреждающим головной мозг, является гипоксия — это недостаточное поступление кислорода к клеткам головного мозга.
В результате кислородного голодания происходят нарушения на микроциркуляторном и метаболическом уровне [1] [8] [11] . В маленьких сосудах, в которых происходит обмен кислорода на углекислый газ, этот процесс нарушается, и ткани мозга лишаются жизненно необходимого им кислорода.
Существует два основных варианта повреждения головного мозга:
- Геморрагический инфаркт — гибель нервных клеток в результате кровоизлияния.
- Развитие ишемии (снижения кровотока) с последующей лейкомаляцией (гибелью) вещества мозга. При гибели большого числа нейронов (область лейкомаляции) на их месте в дальнейшем может сформироваться киста, в этом случае образовавшееся пустое пространство заполняет жидкость, омывающая головной мозг (ликвор).
Поражение нервной системы при внутриутробных инфекциях сопровождается вовлечением в воспалительный процесс тканей головного мозга и его оболочек (энцефалит, менингит), повышением внутричерепного давления и присоединением судорог.
Гораздо реже встречается травматический вариант повреждения — родовая травма. При родовых травмах основным патогенетическим фактором является механическое повреждение тканей головного и спинного мозга, разрыв сосудов с формированием внутричерепных гематом [2] [10] .
Возможен также механический перелом ключицы, с повреждением нервного сплетения, расположенного вблизи, возможно механическое повреждение лицевого нерва с формированием в дальнейшем пареза (ослабления) лицевого нерва. При тяжёлых родах возможно формирование ротационного подвывиха шейных позвонков.
Однако восстановительные способности нервной системы ребёнка очень высоки. Близлежащие неповреждённые нейроны могут взять на себя функцию погибших клеток за счёт образования дополнительных отростков и новых межнейронных связей [11] .
То есть даже при выраженных повреждениях головного мозга в дальнейшем возможно частичное или полное восстановление двигательных и речевых функций при своевременном начале комплексной реабилитации [3] .
Классификация и стадии развития перинатальной энцефалопатии
Перинатальные поражения ЦНС в зависимости от основного повреждающего фактора:
- гипоксические;
- травматические;
- токсико-метаболические;
- инфекционные.
Из указанных факторов ведущее место занимает внутриутробная и интранатальная гипоксия (недостаток кислорода во время беременности и родов). Однако у многих детей перинатальная патология смешанная, например гипоксически-травматическая [11] .
Длительность острого периода:
- у доношенных младенцев — от момента рождения до 7 дней;
- у недоношенных младенцев — до 28 дней.
Восстановительный период длится от месяца до года, у недоношенных детей этот период удлиняется до 2 лет.
Осложнения перинатальной энцефалопатии
В случае тяжёлого поражения нервной системы и несвоевременного начала комплексного лечения впоследствии возможно формирование серьёзных нарушений:
- Симптоматическая эпилепсия — патология, которая характеризуется наличием симптомокомплекса эпилепсии (судорожных приступов). В отличие от эпилепсии является не врождённой, а приобретённой патологией.
- Гидроцефалия , или водянка головного мозга, — скопление спинномозговой жидкости (ликвора) в полости черепа.
- Детский церебральный паралич — это группа двигательных расстройств, которые возникают из-за повреждения мозга в перинатальном периоде.
- Грубые задержки психоречевого развития с нарушением нормального развития ребёнка и социальной адаптации [8][11][19] .
Диагностика перинатальной энцефалопатии
В тех случаях, когда неврологические нарушения были ярко выражены изначально, диагноз перинатальной энцефалопатии устанавливается непосредственно в роддоме и ребёнок своевременно направляется в отделение неонатологии для интенсивной терапии.
Однако в целом ряде случаев ребёнок, получивший нетяжёлую родовую травму, выписывается домой и попадает под наблюдение невролога не в острый период заболевания, а в период уже формирующихся проявлений и последствий поражения нервной системы [1] [8] .
В таком случае диагноз ставится на основании:
- Анамнеза заболевания (осложнённого течения беременности, наличия родовой травмы, недоношенности, экстренного кесарева сечения, осложнений послеродового периода и пр.).
- Опроса родителей о состоянии и поведении ребёнка в домашних условиях (есть ли срыгивание, беспокойство, нарушение сна и пр.).
- Осмотра ребёнка на наличие у него клинических проявлений гипертензионно-гидроцефльного синдрома, нарушения мышечного тонуса и признаков задержки психомоторного развития.
Далее невролог назначает ребёнку обследование:
УЗИ головного мозга (НСГ — нейросонография) c доплерографией сосудов головного мозга и осмотр глазного дна окулистом [12] .
На нейросонографии (НСГ) , которую также называют УЗИ головного мозга, характерны следующие изменения: расширение желудочковой системы головного мозга либо расширение ликворных пространств на поверхности головного мозга, в том числе расширение межполушарной щели. Могут также отмечаться единичные кисты и кальцинаты в сосудистых сплетениях боковых желудочков, единичные мелкие кисты в перивентрикулярной области, которые имеют тенденцию к рассасыванию в течении нескольких месяцев [2] [8] [12] .
При осмотре глазного дна отмечается ангиопатия сосудов глазного дна: сужение артерий, расширение и патологическая извитость вен. Однако провести осмотр глазного дна у маленького ребёнка не всегда удаётся, так как он не может зафиксировать взор в нужную для осмотра точку.
Так как магнитно-резонансную томографию (МРТ) головного мозга детям проводят только под наркозом, то данное исследование целесообразно только в тех случаях, когда невролог увидел у ребёнка признаки закрытой декомпенсированной гидроцефалии: быстрый рост головы с расхождением швов черепа, симптом «заходящего солнца» (это состояние, когда глаза ребёнка как будто начинают закатываться за нижнее веко и видно только верхнюю часть радужки и зрачка), вялость и адинамия (бессилие), судороги. В таком случае невролог также должен направить ребёнка на консультацию к нейрохирургу для решения вопроса о необходимости шунтирующей операции [16] .
Лечение перинатальной энцефалопатии
Лечение перинатальной патологии в острый период проводится в отделении неонатологии.
Оперативное лечение может понадобиться при наличии у ребёнка большой гематомы внутри полости черепа — её удаление возможно только хирургическим путём.
При нарастающей закрытой гидроцефалии, чтобы избежать атрофии головного мозга от сдавления его жидкостью, детям проводят шунтирующую операцию — устанавливают шунт (пластиковую трубочку, по которой лишняя жидкость из полости черепа отводится в брюшную полость и там всасывается).
Однако большинство родителей сталкивается с необходимостью лечения ребёнка с перинатальной энцефалопатией в восстановительный период до 1 года в связи с нарушением мышечного тонуса, задержкой развития, гипертензионно-гидроцефальным синдромом и прочими проявлениями.
Наибольшего эффекта можно добиться с помощью комплексного лечебного подхода.
Лечебный медицинский массаж — проводится для нормализации мышечного тонуса и улучшения трофических процессов в тканях. Должен выполняться только массажистом, имеющим медицинское образование и опыт работы с детьми с перинатальным поражением головного мозга. Процедура проводится в детских поликлиниках и центрах реабилитации [3] [5] [7] .
ЛФК — лечебная физкультура. Может включать различные виды:
- Войта-терапию;
- Бобат-терпию;
- лечебную гимнастику на мячах;
- механотерапию (занятия ЛФК на тренажере);
- занятия с инструктором в плавательном бассейне.
ЛФК должен проводить только инструктор, имеющий специальное образование [6] [7] [18] .
Микротоковая рефлексотерапия (МТРТ) — новая медицинская технология, разрешённая Минздравом РФ и рекомендованная для лечения детей с органическим поражением головного мозга, с задержками развития двигательного, речевого, психического развития и ДЦП. Лечение проводится в амбулаторном режиме в реабилитационных центрах в различных регионах РФ.
Лечебное воздействие физиологичное и безболезненное, оказывается токами микроамперного диапазона на нейрорефлекторные зоны на различных участках кожного покрова. Микротоки в 10 раз меньшие, чем при стандартной физиотерапии. Лечение проводится по индивидуальной схеме с учётом всех имеющихся у ребёнка проявлений перинатальной энцефалопатии.
В процессе лечения восстанавливается нормальная рефлекторная деятельность головного мозга, нормализуется мышечный тонус: спастичные (напряжённые) мышцы — расслабляются, гипотоничные (ослабленные) — стимулируются. МТРТ стабилизирует тонус сосудов головного мозга, что позволяет скомпенсировать внутричерепное давление.
Метод способствует приобретению новых двигательных навыков за счёт восстановления активности нейронов различных зон коры головного мозга и мозжечка, пострадавших от гипоксии и гидроцефалии [4] [6] [9] [14] [15] .
Лекарственные препараты ноотропной группы ( «Кортексин» , «Пантогам» , «Цераксон» и др.) должны назначаться только детским неврологом строго по показаниям, т. е. при наличии у ребёнка задержки психомоторного развития и отсутствии противопоказаний [11] [16] .
Мочегонные препараты целесообразно использовать только при повышении внутричерепного давления (расширение ликворных пространств на НСГ, наличие клинических проявлений гипертензионно-гидроцефального синдрома).
Детские неврологи, как правило, назначают мочегонный препарат «Диакарб» , который также оказывает дополнительное воздействие на сосудистые сплетения головного мозга — уменьшает избыточное образование ликвора и снижает внутричерепное давление. Однако он должен применяться только в сочетании с «Аспаркамом» , так как применение этого диуретика приводит к потере такого микроэлемента как калий, «Аспаркам» восполняет его потерю [16] . В лёгких случаях в младенческом возрасте целесообразно использовать щадящие фито-препараты: фенхелевый чай, укропная вода, разрешённые к применению в детском возрасте.
Прогноз. Профилактика
При своевременном и комплексном лечении у детей в большинстве случаев возможно полное восстановление двигательных и психических функций, нормализация сна и стабилизация внутричерепного давления с купированием всех имеющихся проявлений, в том числе нормализация УЗИ картины головного мозга [3] [8] .
При тяжёлых поражениях нервной системы, глубокой недоношенности и отсутствии своевременного комплексного лечения возможно формирование детского церебрального паралича, задержка психоречевого развития, симптоматическая эпилепсия [19] .
В качестве профилактики необходимо минимизировать факторы риска при беременности и родоразрешении. Важнейшей задачей является предупреждение внутриутробной гипоксии. Для этого важно провести адекватную терапию имеющихся хронических заболеваний и своевременную коррекцию течения осложнённой беременности.
Источник