- Решить учебную задачу это значит что
- Статья «Решение учебных задач» статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА
- Смотреть что такое «УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА» в других словарях:
- Учебная задача — это цель познавательной деятельности. Виды и особенности учебных задач
- Структура задачи
- Способы решения
- Краткая характеристика
- Компоненты задачи
- Специфика работы в школах
- Специфика внеурочной работы
- Заключение
Решить учебную задачу это значит что
Учебная задача
способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Учебная задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.
Работа учащихся по решению учебных задач осуществляется с помощью особых учебных заданий, требующих от учащихся в явном виде проведения исследования, анализа, самостоятельного изучения каких-то явлений, построения каких-то способов изучения или фиксации результатов в виде моделей этих явлений и способов их изучения. Работа учащихся над этими заданиями носит теоретический характер и вводит их, тем самым, в лабораторию научной мысли, помогает им приобрести опыт подлинно творческого мышления и в то же время приносит им радость познания, эмоциональное удовлетворение от преодоления всех трудностей, которые им встретились на пути выполнения этих заданий.
Мотивы учебной деятельности. В мотивах учебных действий конкретизируется потребность УД, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач.
Учебные действия , с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью многих различных учебных операций. Для того чтобы учащиеся овладели способами выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия. При этом эти операции должны вначале выполняться либо материально с помощью каких-то предметов, либо материализованно с помощью их знаковых заменителей, изображений. Лишь постепенно, по мере отработки тех или иных операций, процесс выполнения действия свертывается и в конце концов выполняется сразу как единое действие.
Учебная задача — это принятая и осознанная ребенком цель деятельности учения; это то, что ученик должен освоить. Учебная задача отличается от практической задачи. Практическая задача — это, например, «выучить стихотворение», «разобрать предложение», «решить задачу» и т.д. Учебная задача связана с тем, для чего нужно выполнить ту или иную практическую задачу. Например, списать и разобрать слово, чтобы выделить его части. Таким образом, при решении практической задачи учащийся как субъект добивается изменения объекта своего действия. Результатом такого решения становится некоторый измененный объект. При решении учебной задачи учащийся также производит своими действиями изменения в объектах или в представлениях о них, однако в данном случае результат — изменение в самом действующем субъекте. Учебная задача может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные изменения в субъекте.
Другой компонент учебной деятельности — учебные действия школьников, выполняя которые они осваивают предметный способ действия. Учебные действия — это действия, которые умеют активно производить школьники с учебным материалом и которые позволяют решить учебную задачу; это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойство того предмета, который он изучает. По степени обобщенности виды учебных действий бывают общие (сравнение, анализ, классификация, умение планировать свою деятельность) и специфические (связанные с учебным предметом). По структуре разделяются навыки (счет, чтение, письмо) и умения (способ применения знаний). По характеру познавательной деятельности выделяются перцептивные, мнемические и мыслительные действия. По функциональным особенностям учебные действия бывают планирующие, контролирующие, исполнительские, оценочные. Независимо от того, кем ученикам задается способ действия (учителем или они обнаруживают его сами), учебные действия по его освоению начинаются с того момента, когда выделен образец.
Следующий компонент структуры учебной деятельности — действие контроля. Это — соотнесение с образцом, который задается извне. Контроль состоит в том, чтобы определить соответствие других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Это определение того, достиг ученик результата или нет. Выделяются контроль по результаупу (итоговый); планирующий контроль (до начала работы); пооперационный контроль (слежение за ходом действия). По ходу работы ученик может сказать, каким способом он решает. Это — более зрелый контроль, позволяющий скорректировать ошибки. Благодаря этому учебному действию происходит окончательное овладение ребенком усваиваемого способа.
Действия оценки позволяют определить, усвоен или нет общий способ решения данной учебной задачи. Оценка состоит не просто в констатации усвоения или неусвоения учебного материала, а в содержательном, качественном рассмотрении результата усвоения в соответствии с целью. В практике обучения именно данный компонент выделен особенно ярко.
Источник
Статья «Решение учебных задач»
статья на тему
В статье приводиться пример учебной задачи по математике 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Решение учебных задач | 20.2 КБ |
презентация «Решение учебных задач» | 134.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение учебных задач
У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось – не сосчитать.
Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.
В десятом классе Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто ж умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.
А ведь, ребята, в самом деле
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда всё это подевалось?
В деятельностной педагогике задачный принцип построения учебного содержания является основным. В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам ведет класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога на уроке постановки учебной задачи — создать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу.
Учебная задача всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смогут решить эту задачу. Как уже отмечалось, результатом решения подобного типа задач является общий способ для решения широкого класса частных конкретно-практических задач, в процессе поиска которого происходят изменения в самих младших школьниках.
Этапы учебной деятельности в системе Эльконина- Давыдова
- Постановка учебной задачи
- Решение учебной задачи через решение частных задач, включая практические, творческие, проектные задачи
- Выделение и отработка способов деятельности
- Контроль
- Рефлексия с выходом на новую учебную задачу
Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.
Творческая (олимпиадная) задача — это такая задача, которая не имеет готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, в основном спонтанно пытается сам найти способ решения. Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решают немногие учащиеся (ученики, обладающие нестандартным мышлением).
Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач? Они не позволяют:
— научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи; как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем;
— стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;
— содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; как правило, задачи, которые мы предлагаем решать детям на уроке, искусственно связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества;
— оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но (в отличие от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий;
— задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.
А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы.
Для осуществления перечисленных образовательных условий предлагается ввести еще один тип задач — проектные задачи.
Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе, решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.
Пример учебной задачи по математике для 4 класса по теме «Сравнение многозначных чисел»
Источник
УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА
Педагогический словарь. — М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .
Смотреть что такое «УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА» в других словарях:
учебная задача — Категория. Моделируемая в обучении проблемная ситуация. Специфика. Ее разрешение связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем исходные. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия
Учебная Задача — проблемная ситуация, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем исходные … Психологический словарь
Учебная задача — задача, требующая от учащихся открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа (принципа, закономерности) решения относительно широкого круга проблем и конкретно практических задач. Поставить У. з. значит ввести учащихся в ситуацию,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Учебная задача — задача, требующая от учащегося открытия и освоения вучебной деятельности общего способа (принципа) решения относительно широкого круга частных практических задач. (3) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Учебная задача — такой тип задач, при решении которых учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач … Словарь-справочник по педагогической психологии
Учебная задача — такой тип задач, при решении которых учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач … Словарь по педагогической психологии
задача учебная — см. учебная задача Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия
ЗАДАЧА (проблема) — (от греч. problema задача). 1. В широко распространенном смысле З. вопрос, ответ на который представляет практический или теоретический интерес. 2. В психологии З. цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего… … Большая психологическая энциклопедия
Учебная деятельность — – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.… … Википедия
учебная деятельность — Категория. Ведущая деятельность младшего школьного возраста. Специфика. В ее рамках происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий. Психологический… … Большая психологическая энциклопедия
Источник
Учебная задача — это цель познавательной деятельности. Виды и особенности учебных задач
Рассмотрим основные виды учебных задач, решать которые предстоит педагогу в рамках урочной и внеучебной деятельности. Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов всю учебную работу представляют в виде поэтапного достижения определенных результатов.
Цель познавательной деятельности — овладение школьниками определенными навыками. Они зависят от рассматриваемой научной области. Учебные действия могут быть предметными, контрольными, вспомогательными. К ним относятся анализ, обобщение, синтез, схематизация. Учебные действия в рамках новых Федеральных образовательных стандартов способствуют формированию в подрастающем поколении гражданственной ответственности, стремления к самостоятельному приобретению знаний.
Структура задачи
Что подразумевается под этим термином? Учебная задача — это сложная система информации об определенном объекте либо явлении, при решении которой дети совершенствуют свои УУН. Процесс предполагает поиск новых знаний, их согласование с той базой, которая уже сформирована у школьников.
Способы решения
Так как учебная задача — это сложный процесс, существует определенная процедура, благодаря которой ее можно успешно решать. Она зависит от предметной области, индивидуальных особенностей школьников, а также методических приемов, выбираемых педагогом. Если одну и ту же проблему дети решают несколькими способами, это способствует приобретению ими опыта проектной и исследовательской деятельности, является гарантией успешной социализации.
В настоящее время учебные материалы по разным научным дисциплинам составлены так, чтобы педагог не ограничивался обычной трансляцией знаний, а выстраивал на основе личностно ориентированного подхода для каждого ученика отдельные образовательные траектории.
В качестве средств, применяемых для решения педагогических задач, можно рассматривать тексты, схемы, формулы, которые способствуют усвоению определенных навыков.
Занятия в школах организуются так, чтобы у педагога была возможность выполнять заказ общества по формированию гражданственности и патриотизма в подрастающем поколении. На выходе из образовательного учреждения выпускник должен быть полностью готов к жизни в обществе, владеть УУН, любить свою страну, уважать ее традиции и культуру.
Краткая характеристика
Учебная задача — это некое задание, имеющее определенную цель. В некоторых задачах указываются средства и способы решения. К примеру, если учитель хочет обучить школьников методике составления химических уравнений, он пользуется простейшими математическими приемами (умножение, сложение, вычитание, деление), а также наглядными пособиями: моделями атомов и молекул.
Учебные материалы, выбираемые педагогом для решения поставленных задач, должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся.
Компоненты задачи
В педагогике есть несколько авторов, которые детально занимались изучением этого вопроса. Так, по мнению Л. М. Фридмана, учебная задача — это некое задание, имеющее составные части:
- предметную область;
- отношения между рассматриваемыми объектами;
- требования;
- операции для решения проблемы.
Как происходит решение учебных задач самими обучающихся? Они принимают ее, разрабатывают план действий, осуществляют определенные операции и действия, способствующие решению предложенной проблемы.
Учебный план работы школы составляется так, чтобы создавать оптимальные условия для самостоятельного развития школьников.
Специфика работы в школах
Иной вид в настоящее время имеют и занятия в школах. Учителя не ограничиваются простой передачей знаний, не требуют от учеников механического заучивания информации. На всех ступенях школьного образования уделяется внимание проектной и исследовательской работе. Если в рамках урока учитель выделяет незначительный промежуток времени на то, чтобы предложить детям решить определенную проблемную ситуацию, то после уроков на такую деятельность можно отводить гораздо больше внимания.
Специфика внеурочной работы
В последнее время во многих образовательных учреждениях появились научные и исследовательские клубы. Ребята, посещающие такие занятия, ощущают себя настоящими экспериментаторами и исследователями.
Учитель, который организует подобное обучение, является по-настоящему талантливым и неравнодушным педагогом, который мечтает привить подрастающему поколению чувство любви и гордости за свою страну. Какие задачи он ставит перед своими воспитанниками? Какими навыками смогут овладеть ребята, посещающие занятия клуба?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо подробнее рассмотреть специфику работы такой организации.
Педагог составляет программу, в которой указывает основные цели и задачи внеурочной работы с детьми. К примеру, помимо выявления ранней одаренности, создания оптимальных условий для самореализации и саморазвития школьников, учитель ставит задачу – сформировать в подрастающем поколении россиян активную гражданскую позицию. Те проекты, которые будут создаваться ребятами индивидуально или в небольших группах, обладают огромным воспитательным аспектом. Общение способствует формированию и совершенствованию коммуникативных навыков.
Помимо непосредственного выполнения проекта, ребята обучаются специфике публичного выступления, представляя результаты своего труда на суд научного жюри конференций и конкурсов. Отвечая на вопросы, задаваемые учеными, педагогами, дети формируют правильную речь. Получается, что внеурочная проектная и исследовательская деятельность помогает школьникам быть успешными в предметах гуманитарного цикла.
Нельзя оставить без внимания и развитие логики, которому также способствует проектная и исследовательская внеурочная деятельность. К примеру, анализируя полезные свойства клюквы, ребенок знакомится не только с теоретической информацией по этому вопросу, но и изучает методики, применяя которые, он сможет подтвердить (опровергнуть) выдвинутую им гипотезу.
Проводя свои первые самостоятельные эксперименты, школьник получает навыки работы с лабораторным оборудованием. Отдельное внимание в исследовательской работе, касающейся естественнонаучной области, отводится безопасному проведению экспериментов.
До того, как молодые ученые приступают к проведению собственных исследований, они знакомятся с правилами техники безопасности.
Заключение
Какую бы учебную задачу ни ставил перед ребятами современный учитель, она предполагает гармоничное развитие школьников. Безусловно, традиционный объяснительно-иллюстративный способ обучения не подходит для современной школы, так как последовательность действий, ключевые моменты, необходимые для рассмотрения, — все это предлагал на авторитарной основе учитель. У детей не было возможности для демонстрации своего нестандартного мышления, раскрытия творческого потенциала, развития универсальных умений и навыков.
Учитывая те преобразования, которые наблюдаются в настоящее время в отечественном образовании, можно говорить о повсеместном переходе детских садов, лицеев, гимназий на личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Современные школьники уже не являются пассивными элементами образовательного процесса, они становятся его активными объектами.
Переход на проектную и исследовательскую методику в гуманитарной, естественной, научной областях школьной программы уже дал свои первые положительные результаты. Выпускники современной школы адаптированы к требованиям социальной среды, они готовы к постоянному обучению, развитию. Если в классической образовательной системе обучение предполагало единовременное приобретение определенных навыков и умений, то в настоящее время ситуация стала совершенно иной. Для того чтобы молодой специалист был востребованным на рынке труда, он должен быть мобильным и готовым к получению знаний, а привитие таких навыков — задача школы.
Источник