- Педагогическая задача: пример и решение
- Понятие педагогической задачи
- Алгоритм решения педагогической задачи
- Готовые работы на аналогичную тему
- Пример и решение некоторых педагогических задач
- Как решать педагогическую задачу
- Педагогические задачи и условия их правильного решения
- Педагогическая задача — что это такое, определение
- Способы решения педагогической задачи
- Пример и решение некоторых педагогических задач
Педагогическая задача: пример и решение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие педагогической задачи
Педагогическая задача – это определенная осмысленная педагогическая ситуация, имеющая конкретную цель, направленную на познание и преобразование действительности.
В настоящее время выделяют три основных подхода к пониманию сущность педагогической задачи:
- Педагогическая задача – это прогрессивные изменения знаний, умений и отношений учащихся.
- Педагогическая задача – это планируемые эффекты развития, продвижения и роста учащихся, которые проявляются в формировании способностей успешно решать разнообразные жизненные ситуации и проблемы.
- Педагогическая задача – это некая знаковая модель определенной педагогической ситуации, которая изменяется в соответствии с логикой поставленной цели реализуемого педагогического процесса.
В настоящее время различают следующие педагогические задачи:
- Стратегические задачи (сверхзадачи) – выражают общую цель воспитания, которая формируется в эталонных представлениях о том, какие качества должны быть сформированы у ребенка в рамках педагогического процесса.
- Тактические задачи – предусматривают направленность на получение определенных результатов воспитания, приуроченных к конкретному этапу педагогического процесса.
- Оперативные задачи – представлены ближайшими и текущими задачами, которые встают перед педагогом непосредственно в момент педагогической деятельности.
Алгоритм решения педагогической задачи
Процесс решения педагогической задачи проходит последовательно несколько этапов:
Осуществление анализа педагогической ситуации:
- Оценка условий, в которых реализуются педагогические действия
- Предвидение и объяснение наблюдаемых педагогических явлений
- Принятие эффективных диагностических решений
- Осуществление диагностики детского коллектива или отдельной личности
- Прогнозирование полученных результатов воспитания и обучения, ответных реакций.
Планирование и целеполагание. Целеполагание предусматривает проверку имеющихся исходных предложений и полученных результатов, а также проектирование реализуемого педагогического воздействия.
Конструирование и последующая реализация педагогического процесса. Обоснованный выбор разнообразных видов деятельность учащихся, управление педагогическим процессом и действиями учащихся во время него.
Коррегирование и регулирование – предусматривают оценку неуспешности или успешности реализуемого педагогического процесса и действий, при необходимости осуществление их корректирования и коррегирования.
Осуществление итогового контроля и учета полученных результатов. Решение любой педагогической задачи должно обязательно заканчиваться осуществлением итогового учета и сопоставления с исходными данными, анализом достижений и недостатками педагогических действий, эффективности использованных методов, средств и форм организации воспитательно-образовательной работы.
Готовые работы на аналогичную тему
Пример и решение некоторых педагогических задач
Пример 1. (В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).
Педагогическая задача: Привить детям бережное отношение не только к собственным вещам, но и к вещам других людей. Уметь не просто видеть, но и ценить прекрасное, сохранять и оберегать его.
Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Каждый ребенок от рождения небрежно относится не только к своим вещам, но и к вещами других людей, имеет некоторую жестокость к окружающему миру. Это связано с тем, что такие качества как бережливость необходимо целенаправленно и методично воспитывать в каждом ребенке, начиная как можно раньше. Взрослый должен обращать внимание ребенка на его отрицательные поступки, разбирать каждый поступок, его причины и последствия.
Кроме того, необходимо собственным примером показывать детям как следует поступать по отношению к своим и чужим вещам, окружающему миру. Родители и воспитатели должны показать ребенку, какого труда стоит создание вещи, какую ценность она представляет для своего хозяина. Для формирования бережного отношения к окружающему миру следует показать его значимость в жизни людей и непосредственно данного ребенка.
В образовательных учреждениях помимо устных объяснений и собственного примера, педагог должен осуществлять совместную работу с детьми в групповом уголке, на пришкольном участке и т.д. Все это поможет не только на словах объяснить, но и на практике привить уважение и бережное отношение к вещам и окружающему миру. Так как дети будут иметь возможность почувствовать красоту окружающего мира, ту радость, которую он дарит людям.
Пример 2. (В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).
Педагогическая задача: привить детям любовь к получению знаний, придать им уверенность в собственных силах и умениях, сформировать стойкий интерес ко всему окружающему.
Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Способов решения данной задачи огромное множество, каждый педагог должен выбрать один метод, который на его взгляд будет эффективным в работе с детьми, либо же совокупность нескольких методов.
Процесс формирования любви к процессу обучения закладывается еще в дошкольном детстве, важно не оттолкнуть ребенка от получения знаний. Для этого следует проводить все занятия с дошкольниками в интересной форме и в благоприятной психологической атмосфере, например, занятия на природе, встречи с интересными людьми и т.д.
Помимо атмосферы и обстановки педагог должен понимать, что отрицательные оценки или негативные отзывы о проделанной ребенком учебной работе снижают его мотивацию на дальнейшее обучение. Именно поэтому для формирования любви к учебе, оценку деятельности ребенка следует давать корректно. Важно прививать ребенку уверенность в собственных силах. В связи с чем, учащимся начальных классов не ставятся оценки, педагог словесно отмечает их успехи и при необходимости поправляет ошибки.
Источник
Как решать педагогическую задачу
Профессиональная деятельность педагога предполагает постоянное решение педагогических задач.
Педагогическая задача— результат осознания педагогом цели своей деятельности в условиях конкретной педагогической ситуации.
Педагогическая ситуация — объективное состояние педагогического процесса и педагогической системы в определенный период времени, когда имеется расхождение между желаемым и реально достигнутым уровнем развития личности учащегося.
В педагогической задаче, как и в любой задаче вообще, имеется два элемента:
1) известное, т.е. что дано (условие задачи);
2) неизвестное, т.е. что требуется найти и осуществить (вопрос: как? почему? зачем? что делать? каковы причины поступка? и пр.).
Решить педагогическую задачу — значит:
* проанализировать ее условие (педагогическую ситуацию);
* выявить и сформулировать проблему (вопрос);
* предложить возможные варианты решения (модели взаимодействия педагога и ученика);
* выбрать оптимальный вариант решения и аргументировать его.
Схема решения педагогической задачи.
1. Анализ педагогической ситуации:
— общая характеристика педагогической системы (школы, класса, спортивной команды, группы туристов и пр.), в которой происходит действие (поло-возрастной состав, степень сплоченности группы, формальная и неформальная структура), и ее социального окружения (благоприятное или неблагоприятное влияние школьной, семейной и др. среды);
— характеристика субъектов деятельности (психологические особенности, черты характера, привычки поведения, ценности, мотивы, цели деятельности, взаимоотношения, состояние в данный момент).
2. Выявление и формулировка проблемы:
— обобщение исходных условий задачи;
— конкретизация условий, помогающих и мешающих решить задачу;
— определение проблемы (проблем), исходя из целей обучения и воспитания;
— выявление информации, недостающей для решения проблемы, и способов ее получения.
3. Поиск вариантов решения задачи:
— проектирование и обоснование решения задачи на теоретическом уровне путем привлечения знаний педагогики, психологии и др. наук;
— прогнозирование конкретных педагогических действий по порядку и по содержанию (во-1-х, сделаю то-то и потому-то; во-2-х и т.д.);
— формулировка альтернативных решений, их сравнение и оценка с точки зрения возможных последствий (если поступить так, то возможны такие-то ответные действия со стороны учеников);
— выбор и аргументация оптимального плана педагогической деятельности с точки зрения степени достижения результата.
- Анализ и оценка результатов педагогической деятельности с точки зрения изменения в развитии личности ученика (в случае практического решения задачи).
Вопросы и задания для самопроверки к занятию № 11
1.Какой вариант определения процесса воспитания, наиболее полно отражает современное понимание его сущности? Почему?
А. Процесс воспитания – это целенаправленное и специально организованное руководство воспитанием школьников в соответствии с социальным заказом общества.
Б. Процесс воспитания – это целенаправленное и специально организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью которого является формирование личности школьника.
В. Процесс воспитания – это целенаправленный процесс формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитанников.
2.Проклассифицируйте перечисленные утверждения, определив те из них, которые относятся к особенностям процесса воспитания, и те, которые являются принципами его организации.
Целенаправленность | Многофакторность. |
Уважение личности | Длительность |
Комплексность | Двусторонний характер |
Опора на положительное в школьнике | Сложность |
Отдаленность результатов | Непрерывность |
Вариативность результатов | Единство воспитательных воздействий школы, семьи, общества. |
Личностный подход | Гуманизация и демократизация воспитания |
Общественная направленность воспитания | Связь воспитания с жизнью и трудом. |
Ориентация на потребности ребенка | Воспитания в коллективе |
Особенности ПВ | Принципы ПВ |
3. Впишите пропущенные названия структурных компонентов в системы воспитательного процесса, выделенные по разным критериям
Овладение знанием норм и правил | Формирование чувств | Формирование поведения |
Формирование отношений | Формирование общей направленности | |
Проектирование процесса воспитания | Организация деятельности | контроль |
4.Используя знания по истории педагогики, проклассифицируйте основные направления в содержании воспитания, обозначенные в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
Традиционные направления | Современные направления |
5. Решение педагогических задач
Учительство конца ХХ и начала ХIХ вв. столкнулось с проблемой подростковой жестокости, наркоманией, алкоголизмом, обострением в межнациональном общении и др.
1. Проанализируйте социальные и педагогические факторы, обусловившие появление “зоны риска” в жизнедеятельности современных школьников. Используйте материалы “Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в РБ” (“Введение” и раздел 1 — “Состояние воспитательной работы на современном этапе”). При анализе учтите сокращение периода современного детства, изменение системы общения в больших микрорайонах, архитектурного облика “родного дома”, системы ценностных ориентаций.
2. Предложите возможные варианты решения задач воспитания школьников в сложившейся ситуации с учетом действия названных факторов. Используйте материалы “Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в РБ” (раздел 2-4 – «Фундаментальные основы образования и воспитания», «Национальная система непрерывного образования и воспитания», «Условия эффективного осуществления образования и воспитания»).
Источник
Педагогические задачи и условия их правильного решения
Педагогическая задача — что это такое, определение
Педагогическая задача — конкретная и нацеленная на результат педагогическая ситуация, которая направлена на осмысление и преобразование существующей действительности. К таким изменениям относятся: прогресс в знаниях, умениях и отношениях учащихся. Педагогические ситуации создаются организованно как самим педагогом, так и спонтанно учащимися.
Педагогическая задача имеет те же компоненты, что и педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и методы. Но к ней, как к системе, добавляются такие составляющие, как исходное состояние предмета задачи и модель требуемого состояния.
В процессе педагогической деятельности выполняются такие задачи, как воспитательные, обучающие и образовательные. Сама эффективность педагогической задачи выражается в способностях успешно определять разнообразные жизненные ситуации. Она формируется в соответствии с поставленными целями.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в дальнейшем в результате педагогических действий преобразуется в определенную систему задач педагогического процесса.
Педагогические задачи не всегда бывают конфликтными, но всегда содержат противоречия между ожиданием и реальностью.
Существует следующая классификация педагогических задач:
- По целевой направленности:
- задачи педагогической диагностики;
- задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников;
- задачи по выбору приемов и методов воздействия на учеников;
- задачи по организации деятельности;
- задачи по переориентации ученика;
- задачи по изменению отношения к учебе;
- задачи по усилению самоконтроля слов и действий учащихся;
- задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств ученика;
- задачи по самовоспитанию;
- задачи по педагогическому стимулированию.
- По временному признаку:
- стратегические: выявляют общую цель воспитания;
- тактические: направлены на получение определенного результата в процессе воспитания и привязаны к конкретному этапу педагогического процесса;
- оперативные: задачи, которые педагог решает в режиме «здесь и сейчас», т.е. непосредственно в момент педагогической деятельности.
- По представлениям о целостном педагогическом процессе:
- дидактические;
- воспитательные.
- В соответствии с технологическим подходом:
- собственно-педагогические;
- функционально-педагогические.
Способы решения педагогической задачи
Существует определенный алгоритм, который имеет несколько этапов:
- Анализ педагогической ситуации:
- оценка условий, в которых проходит педагогический процесс;
- объяснение наблюдаемых педагогических изменений;
- принятие эффективных действий для получения определенного результата;
- диагностика исследуемого детского коллектива или отдельной личности;
- прогнозирование возможного результата.
- Планирование и целеполагание. Проверка начальных данных, а также планирование эффективного педагогического воздействия.
- Конструирование и последующая реализация педагогической задачи. Формирование разнообразных видов деятельности учащихся и управление педагогическим процессом.
- Коррегирование и регулирование. Оценка успешности осуществляемой педагогической задачи и, при необходимости, его корректировка.
- Итоговый контроль и сбор полученных результатов. В данный этап входит разбор итогового результата, анализ достижений и неудач, эффективность использования определенных методов в ходе педагогического процесса.
Пример и решение некоторых педагогических задач
К вариантам решения педагогических задач можно отнести:
- беседы;
- систему классных часов и родительских собраний на тему взаимоотношений в коллективе;
- творческие и нестандартные занятия;
- проведение ситуаций успеха, установление традиций класса/группы, коммуникативные игры.
Ситуация 1. Мальчик решает на доске задачу, но не справляется с ней и получает двойку. Когда он поворачивается к классу, видит — все над ним смеются.
Проблема в контексте педагогического процесса: проблема воспитания и взаимоотношений между сверстниками в коллективе.
Педагогическая задача: воспитание дружеских взаимоотношений, взаимоподдержки и толерантности в коллективе.
Решение 1. Организовать систему классных часов, в основе которых лежит тема доверия и взаимоуважения.
Решение 2. Внедрять в учебную деятельность нестандартные уроки и методики.
Решение 3. Провести беседу с родителями на тему воспитания.
Ситуация 2. Работая во 2 классе, учительница заметила, что стали теряться вещи. Это вызвало тревогу. Ей было необходимо найти того, кто берет чужое. Учительница решила использовать психологическую методику для младшего школьника, и создала ситуацию, при которой воришка сам выдал бы себя.
Способ решения: Учительница раздала всем спички и сказала, что у того, кто взял чужое, спичка вырастет. После чего у каждого стала проверять. У одного мальчика она была сломана. Он объяснил это тем, что спичка так не вырастет. Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи. После данного случая вещи перестали пропадать.
Источник