Решение педагогической задачи значит что

Педагогическая задача: пример и решение

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие педагогической задачи

Педагогическая задача – это определенная осмысленная педагогическая ситуация, имеющая конкретную цель, направленную на познание и преобразование действительности.

В настоящее время выделяют три основных подхода к пониманию сущность педагогической задачи:

  • Педагогическая задача – это прогрессивные изменения знаний, умений и отношений учащихся.
  • Педагогическая задача – это планируемые эффекты развития, продвижения и роста учащихся, которые проявляются в формировании способностей успешно решать разнообразные жизненные ситуации и проблемы.
  • Педагогическая задача – это некая знаковая модель определенной педагогической ситуации, которая изменяется в соответствии с логикой поставленной цели реализуемого педагогического процесса.

В настоящее время различают следующие педагогические задачи:

  1. Стратегические задачи (сверхзадачи) – выражают общую цель воспитания, которая формируется в эталонных представлениях о том, какие качества должны быть сформированы у ребенка в рамках педагогического процесса.
  2. Тактические задачи – предусматривают направленность на получение определенных результатов воспитания, приуроченных к конкретному этапу педагогического процесса.
  3. Оперативные задачи – представлены ближайшими и текущими задачами, которые встают перед педагогом непосредственно в момент педагогической деятельности.

Алгоритм решения педагогической задачи

Процесс решения педагогической задачи проходит последовательно несколько этапов:

Осуществление анализа педагогической ситуации:

  • Оценка условий, в которых реализуются педагогические действия
  • Предвидение и объяснение наблюдаемых педагогических явлений
  • Принятие эффективных диагностических решений
  • Осуществление диагностики детского коллектива или отдельной личности
  • Прогнозирование полученных результатов воспитания и обучения, ответных реакций.
Читайте также:  Отмочить коры что значит

Планирование и целеполагание. Целеполагание предусматривает проверку имеющихся исходных предложений и полученных результатов, а также проектирование реализуемого педагогического воздействия.

Конструирование и последующая реализация педагогического процесса. Обоснованный выбор разнообразных видов деятельность учащихся, управление педагогическим процессом и действиями учащихся во время него.

Коррегирование и регулирование – предусматривают оценку неуспешности или успешности реализуемого педагогического процесса и действий, при необходимости осуществление их корректирования и коррегирования.

Осуществление итогового контроля и учета полученных результатов. Решение любой педагогической задачи должно обязательно заканчиваться осуществлением итогового учета и сопоставления с исходными данными, анализом достижений и недостатками педагогических действий, эффективности использованных методов, средств и форм организации воспитательно-образовательной работы.

Готовые работы на аналогичную тему

Пример и решение некоторых педагогических задач

Пример 1. (В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).

Педагогическая задача: Привить детям бережное отношение не только к собственным вещам, но и к вещам других людей. Уметь не просто видеть, но и ценить прекрасное, сохранять и оберегать его.

Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Каждый ребенок от рождения небрежно относится не только к своим вещам, но и к вещами других людей, имеет некоторую жестокость к окружающему миру. Это связано с тем, что такие качества как бережливость необходимо целенаправленно и методично воспитывать в каждом ребенке, начиная как можно раньше. Взрослый должен обращать внимание ребенка на его отрицательные поступки, разбирать каждый поступок, его причины и последствия.

Кроме того, необходимо собственным примером показывать детям как следует поступать по отношению к своим и чужим вещам, окружающему миру. Родители и воспитатели должны показать ребенку, какого труда стоит создание вещи, какую ценность она представляет для своего хозяина. Для формирования бережного отношения к окружающему миру следует показать его значимость в жизни людей и непосредственно данного ребенка.

В образовательных учреждениях помимо устных объяснений и собственного примера, педагог должен осуществлять совместную работу с детьми в групповом уголке, на пришкольном участке и т.д. Все это поможет не только на словах объяснить, но и на практике привить уважение и бережное отношение к вещам и окружающему миру. Так как дети будут иметь возможность почувствовать красоту окружающего мира, ту радость, которую он дарит людям.

Пример 2. (В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).

Педагогическая задача: привить детям любовь к получению знаний, придать им уверенность в собственных силах и умениях, сформировать стойкий интерес ко всему окружающему.

Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Способов решения данной задачи огромное множество, каждый педагог должен выбрать один метод, который на его взгляд будет эффективным в работе с детьми, либо же совокупность нескольких методов.

Процесс формирования любви к процессу обучения закладывается еще в дошкольном детстве, важно не оттолкнуть ребенка от получения знаний. Для этого следует проводить все занятия с дошкольниками в интересной форме и в благоприятной психологической атмосфере, например, занятия на природе, встречи с интересными людьми и т.д.

Помимо атмосферы и обстановки педагог должен понимать, что отрицательные оценки или негативные отзывы о проделанной ребенком учебной работе снижают его мотивацию на дальнейшее обучение. Именно поэтому для формирования любви к учебе, оценку деятельности ребенка следует давать корректно. Важно прививать ребенку уверенность в собственных силах. В связи с чем, учащимся начальных классов не ставятся оценки, педагог словесно отмечает их успехи и при необходимости поправляет ошибки.

Источник

Как решать педагогическую задачу

Профессиональная деятельность педагога предполагает постоянное решение педагогических задач.

Педагогическая задача— результат осознания педагогом цели своей деятельности в условиях конкретной педагогической ситуации.

Педагогическая ситуация — объективное состояние педагогического процесса и педагогической системы в определенный период времени, когда имеется расхождение между желаемым и реально достигнутым уровнем развития личности учащегося.

В педагогической задаче, как и в любой задаче вообще, имеется два элемента:

1) известное, т.е. что дано (условие задачи);

2) неизвестное, т.е. что требуется найти и осуществить (вопрос: как? почему? зачем? что делать? каковы причины поступка? и пр.).

Решить педагогическую задачу — значит:

* проанализировать ее условие (педагогическую ситуацию);

* выявить и сформулировать проблему (вопрос);

* предложить возможные варианты решения (модели взаимодействия педагога и ученика);

* выбрать оптимальный вариант решения и аргументировать его.

Схема решения педагогической задачи.

1. Анализ педагогической ситуации:

— общая характеристика педагогической системы (школы, класса, спортивной команды, группы туристов и пр.), в которой происходит действие (поло-возрастной состав, степень сплоченности группы, формальная и неформальная структура), и ее социального окружения (благоприятное или неблагоприятное влияние школьной, семейной и др. среды);

— характеристика субъектов деятельности (психологические особенности, черты характера, привычки поведения, ценности, мотивы, цели деятельности, взаимоотношения, состояние в данный момент).

2. Выявление и формулировка проблемы:

— обобщение исходных условий задачи;

— конкретизация условий, помогающих и мешающих решить задачу;

— определение проблемы (проблем), исходя из целей обучения и воспитания;

— выявление информации, недостающей для решения проблемы, и способов ее получения.

3. Поиск вариантов решения задачи:

— проектирование и обоснование решения задачи на теоретическом уровне путем привлечения знаний педагогики, психологии и др. наук;

— прогнозирование конкретных педагогических действий по порядку и по содержанию (во-1-х, сделаю то-то и потому-то; во-2-х и т.д.);

— формулировка альтернативных решений, их сравнение и оценка с точки зрения возможных последствий (если поступить так, то возможны такие-то ответные действия со стороны учеников);

— выбор и аргументация оптимального плана педагогической деятельности с точки зрения степени достижения результата.

  1. Анализ и оценка результатов педагогической деятельности с точки зрения изменения в развитии личности ученика (в случае практического решения задачи).

Вопросы и задания для самопроверки к занятию № 11

1.Какой вариант определения процесса воспитания, наиболее полно отражает современное понимание его сущности? Почему?

А. Процесс воспитания – это целенаправленное и специально организованное руководство воспитанием школьников в соответствии с социальным заказом общества.

Б. Процесс воспитания – это целенаправленное и специально организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью которого является формирование личности школьника.

В. Процесс воспитания – это целенаправленный процесс формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитанников.

2.Проклассифицируйте перечисленные утверждения, определив те из них, которые относятся к особенностям процесса воспитания, и те, которые являются принципами его организации.

Целенаправленность Многофакторность.
Уважение личности Длительность
Комплексность Двусторонний характер
Опора на положительное в школьнике Сложность
Отдаленность результатов Непрерывность
Вариативность результатов Единство воспитательных воздействий школы, семьи, общества.
Личностный подход Гуманизация и демократизация воспитания
Общественная направленность воспитания Связь воспитания с жизнью и трудом.
Ориентация на потребности ребенка Воспитания в коллективе
Особенности ПВ Принципы ПВ

3. Впишите пропущенные названия структурных компонентов в системы воспитательного процесса, выделенные по разным критериям

Овладение знанием норм и правил Формирование чувств Формирование поведения
Формирование отношений Формирование общей направленности
Проектирование процесса воспитания Организация деятельности контроль

4.Используя знания по истории педагогики, проклассифицируйте основные направления в содержании воспитания, обозначенные в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Традиционные направления Современные направления

5. Решение педагогических задач

Учительство конца ХХ и начала ХIХ вв. столкнулось с проблемой подростковой жестокости, наркоманией, алкоголизмом, обострением в межнациональном общении и др.

1. Проанализируйте социальные и педагогические факторы, обусловившие появление “зоны риска” в жизнедеятельности современных школьников. Используйте материалы “Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в РБ” (“Введение” и раздел 1 — “Состояние воспитательной работы на современном этапе”). При анализе учтите сокращение периода современного детства, изменение системы общения в больших микрорайонах, архитектурного облика “родного дома”, системы ценностных ориентаций.

2. Предложите возможные варианты решения задач воспитания школьников в сложившейся ситуации с учетом действия названных факторов. Используйте материалы “Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в РБ” (раздел 2-4 – «Фундаментальные основы образования и воспитания», «Национальная система непрерывного образования и воспитания», «Условия эффективного осуществления образования и воспитания»).

Источник

Педагогические задачи и условия их правильного решения

Педагогическая задача — что это такое, определение

Педагогическая задача — конкретная и нацеленная на результат педагогическая ситуация, которая направлена на осмысление и преобразование существующей действительности. К таким изменениям относятся: прогресс в знаниях, умениях и отношениях учащихся. Педагогические ситуации создаются организованно как самим педагогом, так и спонтанно учащимися.

Педагогическая задача имеет те же компоненты, что и педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и методы. Но к ней, как к системе, добавляются такие составляющие, как исходное состояние предмета задачи и модель требуемого состояния.

В процессе педагогической деятельности выполняются такие задачи, как воспитательные, обучающие и образовательные. Сама эффективность педагогической задачи выражается в способностях успешно определять разнообразные жизненные ситуации. Она формируется в соответствии с поставленными целями.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в дальнейшем в результате педагогических действий преобразуется в определенную систему задач педагогического процесса.

Педагогические задачи не всегда бывают конфликтными, но всегда содержат противоречия между ожиданием и реальностью.

Существует следующая классификация педагогических задач:

  1. По целевой направленности:
  • задачи педагогической диагностики;
  • задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников;
  • задачи по выбору приемов и методов воздействия на учеников;
  • задачи по организации деятельности;
  • задачи по переориентации ученика;
  • задачи по изменению отношения к учебе;
  • задачи по усилению самоконтроля слов и действий учащихся;
  • задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств ученика;
  • задачи по самовоспитанию;
  • задачи по педагогическому стимулированию.
  1. По временному признаку:
  • стратегические: выявляют общую цель воспитания;
  • тактические: направлены на получение определенного результата в процессе воспитания и привязаны к конкретному этапу педагогического процесса;
  • оперативные: задачи, которые педагог решает в режиме «здесь и сейчас», т.е. непосредственно в момент педагогической деятельности.
  1. По представлениям о целостном педагогическом процессе:
  • дидактические;
  • воспитательные.
  1. В соответствии с технологическим подходом:
  • собственно-педагогические;
  • функционально-педагогические.

Способы решения педагогической задачи

Существует определенный алгоритм, который имеет несколько этапов:

  1. Анализ педагогической ситуации:
  • оценка условий, в которых проходит педагогический процесс;
  • объяснение наблюдаемых педагогических изменений;
  • принятие эффективных действий для получения определенного результата;
  • диагностика исследуемого детского коллектива или отдельной личности;
  • прогнозирование возможного результата.
  1. Планирование и целеполагание. Проверка начальных данных, а также планирование эффективного педагогического воздействия.
  2. Конструирование и последующая реализация педагогической задачи. Формирование разнообразных видов деятельности учащихся и управление педагогическим процессом.
  3. Коррегирование и регулирование. Оценка успешности осуществляемой педагогической задачи и, при необходимости, его корректировка.
  4. Итоговый контроль и сбор полученных результатов. В данный этап входит разбор итогового результата, анализ достижений и неудач, эффективность использования определенных методов в ходе педагогического процесса.

Пример и решение некоторых педагогических задач

К вариантам решения педагогических задач можно отнести:

  • беседы;
  • систему классных часов и родительских собраний на тему взаимоотношений в коллективе;
  • творческие и нестандартные занятия;
  • проведение ситуаций успеха, установление традиций класса/группы, коммуникативные игры.

Ситуация 1. Мальчик решает на доске задачу, но не справляется с ней и получает двойку. Когда он поворачивается к классу, видит — все над ним смеются.

Проблема в контексте педагогического процесса: проблема воспитания и взаимоотношений между сверстниками в коллективе.

Педагогическая задача: воспитание дружеских взаимоотношений, взаимоподдержки и толерантности в коллективе.

Решение 1. Организовать систему классных часов, в основе которых лежит тема доверия и взаимоуважения.

Решение 2. Внедрять в учебную деятельность нестандартные уроки и методики.

Решение 3. Провести беседу с родителями на тему воспитания.

Ситуация 2. Работая во 2 классе, учительница заметила, что стали теряться вещи. Это вызвало тревогу. Ей было необходимо найти того, кто берет чужое. Учительница решила использовать психологическую методику для младшего школьника, и создала ситуацию, при которой воришка сам выдал бы себя.

Способ решения: Учительница раздала всем спички и сказала, что у того, кто взял чужое, спичка вырастет. После чего у каждого стала проверять. У одного мальчика она была сломана. Он объяснил это тем, что спичка так не вырастет. Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи. После данного случая вещи перестали пропадать.

Источник

Оцените статью