Ребенок рисует лабиринты что это значит

Что значат наши рисунки

Часто, слушая собеседника, ожидая в очереди, сидя на занятиях, мы что-то чертим, рисуем, закрашиваем. На это почти никто не обращает внимания: обычное развлечение, чтобы не было так скучно. Тем не менее, рисунки могут многое сказать о характере человека, его предпочтениях и состоянии.

Психологи давно подтвердили, что по рисункам можно многое узнать о человеке. Здесь важно всё: и что человек рисует, и в какой части расположено его произведение и какой у него размер и цвет. Ведь наши творения — это символы, идущие из глубин подсознания. Люди выплескивают их машинально, когда водят карандашом по бумаге.

Многие психологи считают, что такое простое занятие, как рисование, помогает преодолеть рассеянность без вреда для выполнения основной задачи. Рисуя, мы лучше концентрируемся на скучных задачах. Это доказал такой простой тест. Испытуемым дали прослушать нужную речь, в которой упоминались разные фамилии. Половина добровольцев, слушая, рисовала. Другая мучилась без карандаша и бумаги. Итог: те, кто рисовал, вспомнили гораздо больше фамилий — на 29 процентов. Так что, идя на собрание, смело берите с собой ручку, карандаш, бумагу и творите!

Где разместим, как нарисуем?

Положение рисунка относительно свободного места на бумаге может многое сказать о человеке.

  • Если он расположен ближе к верхнему краю, это свидетельствует о высокой самооценке, но вместе с этим и о том, что человек может быть недоволен своим положением в социуме, и ощущает недостаток признания со стороны окружающих. О высокой самооценке говорит и большой размер рисунка. Это свидетельствует, что художник экспансивен, склонен к тщеславию и высокомерию. Маленький рисунок означает тревогу, эмоциональную зависимость и скованность.
  • Рисунок в нижней части означает, что «художник» неуверен в себе, нерешителен или не заинтересован в повышении собственной значимости.
  • Если творение преимущественно слева — человек сосредоточен на своих прошлых переживаниях, ориентируется на пройденный опыт. Изрисованный правый край листа говорит о стремлении поскорее приблизить будущее, о том, что жизнь и эмоции обращены к чему-то в будущем.
Читайте также:  Синхронизация с облаком отключена что это значит

Линии рисунков жирные? Вероятно, человека что-то тревожит. Слабые и тонкие «паутинообразные» линии говорят об усталости организма и психологической истощенности.

  • Если рисунки угловатые, линии перпендикулярные, это указывает на невыраженную агрессию, на то, что в данный момент художнику трудно адаптироваться к чему-то новому. Зубчатые, неровные линии выявляют дерзость и враждебность. Линии плавные, округлые? Вы человек мягкий, спокойный, женственный.
  • Объёмные фигуры, например, говорят о том, что их автор — личность многогранная, способная принимать нетрадиционные решения и совершать непредсказуемые поступки.

Довольно часто мы что-нибудь штрихуем на рисунке. Короткие штрихи означают, что человек возбудимый, длинные — что размеренный и спокойный. Штрихи прямые и чёткие — вы настойчивы и упорны, эскизные и лёгкие — слегка тревожны и не уверены в себе. Горизонтальные штрихи присущи женственным и слабым, а вертикальные — упрямым и решительным. Вообще, если человек постоянно что-нибудь заштриховывает или чертит сетки, это говорит о том, что он попал в неловкое положение или вступил в рискованное дело, не может взять инициативу в свои руки и сдерживает раздражение. Художник ощущает себя загнанным в угол или пытается отгородиться от какого-то препятствия.

Цветочки, домики, имена, животные

Как утверждают психологи и графологи, важно не только то, как человек рисует, но и что изображает. Приведём наиболее часто встречающиеся изображения и то, что они могут рассказать о человеке.

  • Так, если вы изображаете слова, дотошно вычерчивая каждую букву, облекая их в рамки, подчёркивая, это многое значит. Слово в рамке — это знак самоутверждения и убеждённости в своей правоте, он также может означать желание убедить в этом всех остальных. Подчёркнутое прямой и ровной чертой слово выражает ваше стойкое намерение, твёрдость мыслей на этот счёт, подчёркнутое волнисто — сентиментальность и некоторую нерешительность, написанное «паутиной», еле заметно, — сомнение.
  • Если вы вновь и вновь пишете своё имя, ставите подпись, первые буквы имени или инициалы, экспериментируя с элементами украшательства, вы находитесь в состоянии кризиса и не уверены в правильности принимаемых решений. Писать своё имя — способ самоутверждения, преодоления эмоциональных или интеллектуальных конфликтов. Единственный совет здесь — меньше думать о проблемах, а больше о том, чего вы уже добились, что уже дала вам жизнь.
  • Если вы рисуете животных, все зависит от того, кто и как изображён. Если это тигр или волк, в вас спряталась агрессия, если лиса, вы задумали где-то схитрить, зайчик или белочка — вам нужна забота и защита, лев — ощущаете своё превосходство над всеми. Этот механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и детских историях. Когда вы постоянно изображаете одного и того же зверя, птичку или жучка, то скорее всего сравниваете его с собой, приписываете себе его повадки. Иногда на таких рисунках морды животных похожи на человеческие лица, форма лап — на ноги и руки. Это свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, ведь человек подсознательно ставит себя на более низшую ступень развития.
Читайте также:  Что значит многогранный мир

Изображение человека

Изображение маленьких человечков — признак беспомощности или желание уклониться от какой-то обязанности. Вообще, если человек изображен схематично, это говорит о нестабильном эмоциональном состоянии, желании закрыться и никого не подпускать к себе.

Если же изображён «настоящий» человек, анализ следует начать с головы.

  • Рисунок анфас — вы открыты для общения, чем больше человек «отворачивается», «уходит», тем больше вы стремитесь избегать внешних контактов.
  • Голова в профиль, а тело анфас — в вас живёт тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении, большая голова — руководствуетесь прежде всего мыслью, маленькая — уделяете мало значения интеллектуальной работе, плохо прорисованная — проявляете застенчивость и робость.
  • Если вы тщательно прорисовываете лицо, то вы сильно озабочены своим внешним видом и отношениями с другими людьми, для вас важно, как вас «встречают по одежке».
  • А когда вы изображаете фигуры без лиц или делаете их неясными, слегка очерченными, это говорит о застенчивости и легкой боязливости, вам трудно вести непринуждённые беседы и знакомиться на вечеринках.
  • Закрытые, спрятанные или не прорисованные глаза свидетельствуют о стремлении избегать неприятных визуальных стимулов, нежелании реально видеть неприятные моменты жизни.

Недовольное, грустное лицо свидетельствует о таком же состоянии рисующего. Ведь человек, рисующий лица, думает, что рисует других, а на самом деле — самого себя, своё внутреннее состояние.

Хмурое лицо — неудовлетворённость собой, гримасы выражают боль и смятение, улыбка — счастье. Большие, широко расставленные глаза говорят об оптимизме и любви к жизни. Физиономия с точками вместо глаз и черточкой рта — отчуждение (от мира, человека, себя). Если художник изображает красивые профили, это означает, что он заинтересован в общении. Эти рисунки раскрывают общительную натуру и любовь к людям.

  • Большие уши — вы чувствительны к критике и зависите от мнения окружающих, слишком маленькие или отсутствуют — не хотите прислушиваться к чужым взглядам и позициям. Сильно закрашенные волосы — в вас поселилась тревога, не заштрихованные волосы, обрамляющие голову, — вами управляют враждебные чувства.
  • Крупные плечи или тело — у вас ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность властью, мелкие — чувство малоценности и ничтожности, покатые плечи или сутулая спина — уныние, отчаяние, чувство вины и недостаток жизненной энергии.
  • Руки — символ межличностных отношений. Если руки находятся далеко от тела (расставлены в стороны), ваши поступки вышли из-под контроля, когда скрещены на груди, вы настроены враждебно, за спиной или в карманах — нежелание уступать, идти на компромиссы, прижаты к телу — у вас есть трудности в социальных контактах.
  • Длинные ноги говорят о потребности в независимости, короткие — вы испытываете чувство физической или психологической неловкости. Широко расставленные ноги свидетельствуют об откровенном пренебрежении и игнорировании собеседников и их действий, ноги вместе (человек стоит «по струнке») — о скованности в общении.
  • Если вы вдруг «забыли» или намеренно нарисовали человека без каких-либо частей тела, это говорит о том, что вы испытываете некоторое чувство отвержения этой части, чувствуете соответствующий недостаток в своей внешности или недовольны чем-то в своём партнёре.

Изображение кукол означает, что над художником доминируют окружающие, он ощущает, что постоянно должен кому-то уступать, соглашаться с чужими решениями.

Клоун или карикатура выражают стремление избежать собственной неполноценности, закрыться за несуществующим образом. На вашем листе появился робот — вы страдаете от контроля внешних сил, переживаете, что многое в жизни от вас не зависит. Маска — вы скрытны и осторожны, пытаетесь спрятаться от внешнего мира.

Изображения домика или домашней мебели говорят о любви к тёплой домашней атмосфере. Такие рисунки встречаются у одиноких женщин или холостяков. Однако когда их рисуют женатые люди, это говорит о нехватке теплоты в отношениях. Как бы ни изображались дома или домашние предметы, эти рисунки показывают стремление обрести домашний уют и семейное тепло. Но слишком чёткий, многократно обведённый контур дома свидетельствует о попытках контролировать свои действия и эмоции.

  • Огромное окно появится на рисунке человека с открытым, радушным, дружелюбным характером. Окно (несколько окон) со ставнями или решётками свидетельствует о скрытности, наличии комплексов, жадности, неумении отдавать самому или принимать что-либо от других. Если они расположены посреди фасада, то это признак приветливости и гостеприимства. А когда есть ещё и крыльцо, автора можно поздравить: вы очень уверены в себе.
  • Открытая дверь означает общительность. А закрытая — замкнутость. Не слишком общительны те, кто располагает дверь сбоку. Встречаются особы, чья дверь закрывает почти весь фасад здания. Это свидетельство легкомыслия и непредсказуемости в поступках. Та же дверь одновременно указывает на свойственное вам великодушие, иногда даже чрезмерное.
  • Отсутствие трубы — признак бесчувственности. Если труба есть, но дым из неё не идёт, это означает то же самое. Если же из трубы валит дым, художник великодушен. Кирпичики или другие мелкие детали свидетельствуют об оптимизме.

Источник

Связь рисунка ребёнка с его психическим развитием. Стадия головоногов.

Информация из книги «О детском рисовании», автор Марина Озерова.

Примерно в 2 года дети увлекаются изображением окружностей (обычно, когда овладевают умением кружиться и бегать по кругу), затем начинают вдруг видеть в окружности «голову» и называет ее «Человечком», а потом рисуют от неё две линии вниз — «ножки». И в возрасте около 3-х лет практически все дети проходят в рисовании «стадию головоногов».

Нередко, увидев первого головонога, родители сразу же указывают на недостающие части. Но такой образ — великое достижение первооткрывателя! Не стоит спешить и советовать ребёнку, как и где изображать остальные части тела. Позже он сам это заметит, а пока он нарисовал все, на что обращает внимание.
Головоногами могут быть не только люди, но и животные.

⁣Количество деталей (ног и глаз) может варьироваться по усмотрению художника.


Примерные изменения в детском рисунке по возрастам.

Четыре года: туловище чаще всего в виде круга или овала (возможна и другая фигура). Голова соединена с туловищем. Руки и ноги в виде линий, связаны с туловищем. Пропорции неправильные.

⁣⁣Пять лет: появляются детали — уши, волосы, головные уборы, одежда. Персонажи приобретают пол, мужские и женские фигуры рисуются по-разному.

К шестому году ребёнок усваивает понятия о горизонтали и вертикали, и его человечки уже стоят на «земле» — внизу рисунка.

⁣Постепенно сюжет усложняется, при этом ребёнок может повторять один и тот же шаблон лиц и фигур.

⁣Шесть лет: прорисовываются все части тела (по две руки и ноги, голова и туловище), пропорции более правдоподобные (руки на уровне плеч, есть шея, ноги прорисованы двойными линиями, ладони оканчиваются пальцами); в одежде заметны мелкие детали (пуговицы, карманы); позы более разнообразные.

Семь лет: пробуют рисовать профиль, а не только анфас; формы и пропорции правдоподобные.

Восемь лет: шею, плечи и руки рисуют непрерывной линией.

Девять лет: ноги могут изображать движение, позы изменяются. Одежда украшается деталями, делаются попытки нарисовать складки и т. п.

Десять-одиннадцать лет: рисунок становится более реалистическим, а не схематичным, как раньше, появляется перспектива, стремление передать объем, накладывать тени, прорисовывать множество дополнительных деталей. Формирование рисунка заканчивается, далее он лишь совершенствуется. Рисунок взрослого мало отличается от подросткового, если автор специально не развивает художественные навыки.

Изображение человека очень хорошо отражает развитие и психическое состояние ребёнка. Родителям стоит посоветоваться со специалистом, если:

— ребёнок старше 4-х лет вообще не рисует человека;

— ребёнок 5-ти лет все еще рисует «головоногов»;

— на лице нарисованного человека постоянно отсутствуют важные детали (особенно глаза) или глаза изображаются закрытыми и невидящими;

— лица у персонажей всегда грустные;

— ребёнок, который рисовал человечков, вдруг перестал это делать и регулярно отвечает отказом на просьбу изобразить кого-нибудь.

Разбор некоторых типичных ситуаций.

Родители сразу научили ребёнка рисовать человечка со всеми частями тела, ребёнок не прошёл «стадию головоногов» и теперь рисует этого человечка без изменений, никаких деталей не вводит, а если кто-то рисует по-другому – говорит, что «так рисовать неправильно» и т.п.

1) Обсудите головоногов каких-то других авторов, покажите, что любые варианты имеют право на существование. 2) Проиллюстрируйте вместе любимые сказки, поговорите о персонажах, придумайте вместе, что будут держать в руках персонажи, во что они будут одеты и так далее (ведь он не станет одинаково рисовать царевича и Кощея). Только сами при этом ничего не рисуйте!

Ребёнку уже 4 г, до сих пор рисует только каракули.

Если ребёнок хорошо развивается, во всем соответствует своему возрасту, рассказывает, чтó рисует, изображает нечто похожее на круг, пытается интерпретировать каракули, то всё нормально, возрастные рамки примерные, нужно просто подождать.

Ребёнок-дошкольник никогда не рисует человека, потому что у него не получается похоже, как он хочет.

Не самый хороший показатель. Понаблюдайте, почему он так переживает. Дошкольный возраст — период всемогущества. И если ребёнок не уверен в своих силах, то обычно это результат воспитания. Лучше всего отойти от образных рисунков, эталонов «похоже — не похоже», и поиграть с материалами: порисовать различные абстракции, побаловаться с красками, кисточками, карандашами и мелками от души. Когда напряжение исчезнет, попытайтесь вернуться к образам (человеку, в частности).

Ребёнок рисует постоянно одного и того же человека, с одинаковыми деталями.

Всё нормально и даже очень хорошо, если он САМ придумал этот образ, а не срисовал его или не скопировал у родителей. Ребёнку нравится делать то, что у него получается, и он повторяет удачное действие. Если это повторение, по-вашему, слишком затянулось, посоветуйте ему нарисовать для человечка друга. И еще: обычно дети «штампуют» понравившийся образ, и если он рисует близкого человека или любимого персонажа, то пусть любуется им снова и снова!

● Ребёнок рисует одно заученное «шаблонное» изображение, никакими другими образцами не сдвинуть, не желает рисовать ничего, даже абстракции.

Очень хорошие и действенные способы снять «застрявший» шаблон — либо совершенно необычное задание, либо необычные материалы для рисования. Совсем хорошо, если оба вместе. 99% аудитории моих семинаров на моё задание «нарисовать ёлку» неизменно изображает три поставленных друг на друга разновеликих треугольника. После обсуждения шаблона люди недоумевают, как нарисовать «свою» елку, боятся отойти от привычного канона, делают «похоже», срисовывают друг у друга. Тогда я прошу отложить кисточки и нарисовать запах елки пальцами. Атмосфера сразу разряжается, становится свободной и веселой, появляются шутки, а вместе с ними яркие и своеобразные работы. Необычное задание влечет за собой необычное и свободное исполнение. Попробуйте придумать для ребёнка задание, которое будет направлено не на изображение предмета, а на передачу личного впечатления.

И — второй метод — выполните «заученный» образ в самой неподходящей технике. Ребёнок постоянно рисует один и тот же домик? Предложите ему выложить картинку из пуговиц, фасолин, насыпать струйкой песка… Чем больше интересных способов вы придумаете, тем легче пройдет страх перед творчеством.

● Ребёнок рисует только мультяшных персонажей, и никогда — настоящих людей или что-то еще. Рисунки какие-то отталкивающие: вампиры и тому подобное.

Такие образы замусоривают воображение, ребёнок уже не хочет и не может придумать что-то еще. Если вы пока ещё контролируете его телепрограмму, то стоит отказаться от постоянного просмотра мультфильмов и других передач. Поиграйте с ребёнком, порисуйте вместе, чтобы он сам придумывал персонажей, проиллюстрируйте сказку, создайте фантастическое животное… Если малыш постоянно изображает агрессивных персонажей, на это нужно обратить внимание и показать рисунки специалисту.

● Ребёнок рисует одно и то же выражение лица у всех человеческих фигур, «положительные»и «отрицательные» персонажи выходят похожими.

Предложите ребёнку нарисовать его радость — скорее всего, это будет абстрактная работа. Затем предложите нарисовать радостного человека, чтобы его радость была видна всем окружающим. Спросите, как передать свою радость? Например, можно прыгать от радости и громко кричать. А как передать радость только краской? После этого сделайте те же самые упражнения с какой-нибудь негативной эмоцией — от передачи ее всем телом (позой, жестами, мимикой, голосом) к рисунку.

● Вы не рекомендуете показывать ребёнку, как рисовать человека. А если ему показывают друзья в садике?

Дошкольный возраст — это время некритического подражания. Но в отличие от авторитета взрослых (особенно родителей), авторитет ровесников в этом возрасте ребёнку переступить легко. Усвоенный от них шаблон не блокирует его воображение и способности генерировать свои образы. В любом случае обязательно хвалите его рисунки и оригинальные изображения, которые придуманы САМОСТОЯТЕЛЬНО.

● Я не могу заниматься с ребёнком, а няни-бабушки учат «как надо». Будет ли толк от свободного рисования со мной?

Толк будет в любом случае. Для ребёнка главный авторитет — родители, даже если с няней он проводит больше времени. Постарайтесь использовать ваше общее время для эмоционального развития — просите ребёнка рисовать переживания, впечатления и тому подобное. Это и снимет установленные шаблоны «правильного» рисования, и поможет выплеснуть накопившиеся эмоции, и обеспечит вам прекрасную совместную деятельность. Когда ребёнок редко бывает с родителями, особенно важно найти сближающие занятия. Хорошо было бы и вам порисовать свой день в абстракции: как вы ждете встречи с ребёнком, думаете о нем и так далее. Такие рисунки можно повесить дома, это будет хорошей эмоциональной подпиткой для малыша в отсутствие мамы.

Подборка других статей о детском рисовании по книге М. Озеровой

Источник

Оцените статью