- Что означает когда рисуют цветочки, сердечки. ? По психологической точки зрения
- Скрытый смысл рисунков, которые вы рисуете неосознанно
- Что означают ваши рисунки
- Человек
- Имя или подпись
- Геометрические фигуры
- Спирали и волны
- Сердца и звездочки
- Солнце и облака
- Крестики и решетки
- Домик
- Животные
- Цифры
- Дерево
- Пчелиные соты
- Цветы
- Шахматы
- Выбор цвета
- Интерпретация психологических особенностей и развития ребёнка по его рисунку. Часть 2
Что означает когда рисуют цветочки, сердечки. ? По психологической точки зрения
Цветы
Такие рисунки могут говорить о попытке уйти от решения задачи, вернуться к более «детскому» состоянию, успокоиться, убедить себя, что «все хорошо» . Они свидетельствуют о том, что для вас важно сейчас снизить эмоциональное напряжение, найти разгрузку, вернуться к детскому состоянию непосредственности, ослабить груз ответственности.
Скорее всего, та работа, которую вы выполняете сейчас для вас не совсем привычна, или вам кажется, что-то или иное задание начальства вам не по плечу.
Прежде всего вам необходимо хоть немного расслабиться. Если чувствуете, что действительно не справляетесь с работой, не стесняйтесь обратиться за помощью к коллегам. В конце концов, не одному же вам напрягаться за весь коллектив.
Совет сослуживцам. Непростое эмоциональное состояние автора связано с высоким уровнем личной ответственности, в том числе и в работе. Человек явно нуждается в отдыхе, чтобы хотя бы на время отвлечься от повседневных забот. Заметив такие рисунки в блокноте вашего подчиненного, задумайтесь: возможно он перегружен работой, если же автор — ваш коллега, поинтересуйтесь, не нужна ли ему помощь в повседневных обязанностях.
Сердечки
Сердечки означают актуальную для рисовавшего область — чувства и отношения. Однако, распространенное изображение сердца, пронзенного стрелой далеко не всегда говорит о романтическом настрое. Можно с очень большой вероятностью предположить, что стрелы (типично «мужской» рисунок) выдают вашу внутреннюю агрессию. Но далеко не всегда можно понять, чем эта агрессия вызвана: совещанием у начальства, конфликтом с коллегой или отношениями в семье. Фигура летучей мыши в форме сердца также выдает в вас агрессора, а выходящая за пределы фигуры штриховка, к тому же, говорит о том, что вам трудно держать себя в руках.
Лучше всего взять на работе отгул и все свои силы бросить на решение амурных дел. Как только все устаканится, работать станет гораздо приятнее.
Совет сослуживцам. Если ваш коллега разрисовывает поля многочисленными сердечками, можно сделать вывод, что личные отношения сейчас волнуют его сильнее, нежели рабочие вопросы. По тому, насколько позитивное впечатление рисунок производит, можно судить, удачно ли складывается личная жизнь вашего сослуживца.
Источник
Скрытый смысл рисунков, которые вы рисуете неосознанно
Замечали ли вы за собой, что в минуты скуки или ожидания водите по бумаге карандашом, выводя причудливые узоры и орнаменты? Что именно вы любите рисовать в подобные моменты? Оказывается, психологи могут объяснить зашифрованный смысл ваших «шедевров».
Люди склонны к рисованию, даже если природа и не наградила их художественным талантом. На скучных совещаниях или в ожидании чего-либо мы вычерчиваем в блокноте орнаменты или выводим ручкой причудливые цветочные узоры. Но образы возникают не случайно, как это может показаться на первый взгляд. Они несут определенную смысловую нагрузку. Специалисты помогут разобраться, что это означает.
Что означают ваши рисунки
Психологи умеют разгадывать скрытый смысл таких вот «шедевров». Суть в том, что даже если головной мозг решает любую другую постороннюю задачу, руки во власти подсознания и транслируют сигналы из самой души. Исследования такого рода лежат в сфере графологии.
Анализ рисунка
В отличие от многих тестов, когда перед испытуемым стоит ясная цель изобразить дом, членов семьи, собачку, в данном случае ключевую роль играет выбор сюжета иллюстрации. Именно сюжет поведает о мыслях, скрытых страхах и тайных мечтах, что довольно сложно узнать, используя традиционные инструменты диагностики.
Человек
Довольно часто мы бессознательно изображаем фигуры людей. Какими они выходят? А вот именно это говорит о внутреннем состоянии и переживаемых чувствах.
Например. Фигурки получаются маленькими по размеру и довольно схематичными — автор чувствует давление со стороны и беспомощность перед таковым. Он бы с удовольствием остался в одиночестве и испытывает страх перед общением. Фигурка прямая — рисовавший не испытывает страха перед окружающими, но чем более она как бы повернута в сторону, тем более скрытна персона, нарисовавшая данное изображение. Чрезмерно большая голова свидетельствует об интеллектуальном складе ума. Маленькая голова говорит о техническом складе автора. Чем подробнее прорисованы детали, тем сильнее беспокоит автора его собственная внешность.
Маленькие, невнятно изображенные или прикрытые глаза свидетельствуют о наличии каких-либо зрительных страхов. Таковым может выступать яркий образ, увиденный в кино или живущий в воображении автора рисунка. Чем больше у изображенного человека уши, тем важнее для автора мнение окружающих. Если ушей нет вообще, это свидетельствует о том, что «художник» не принимает во внимание общественные ценности. Развитые плечи говорят о силе и властности, узкие свидетельствуют о слабости. Ссутулившаяся спина расскажет, что автором руководит чувство вины. Ноги расставлены широко – «художник» не привык прислушиваться к постороннему мнению, ноги вместе — человек подчиняется приказам. Длинные ноги выдают стремление к независимости, а короткие — ощущение неловкости.
Теперь о позе и выражении лица. Они агрессивные? Значит, автор испытывает чувство, которое не в силах побороть. Рот закрыт или стиснуты зубы? Человек не желает это обсуждать.
Имя или подпись
Специалисты считают, что персона, выводящая собственное имя или изображающая автограф на любых клочках бумаги, тщеславна и зациклена на собственной персоне. Также человек, например, пишет какие-то слова или словосочетания, которые ему нравятся. В них нет тайного смысла, просто эти слова говорят об ассоциациях, которые у человека вызывает место, где он в данный момент находится, окружающие и его внутреннее состояние.
Геометрические фигуры
На чем в первую очередь психологи акцентируют внимание? Имеют ли изображенные фигуры углы. Чем больше в картине острых элементов, тем более решительно настроен автор. Такие фигуры как квадраты, прямоугольники, трапеции, треугольники свидетельствуют о твердой цели и движении к ней. Если в фигуре есть шесть и более углов, то художник осторожен и собран. Круги, овалы, кольца свидетельствуют о мягком характере. Если ряд фигур соединены или расположены одна в другой, то автору требуется поддержка и понимание. Закрашенные круги — замкнутость и нежелание контактировать.
Спирали и волны
Если человек изображает закручивающиеся линии, это свидетельствует о том, что он в плену собственных эмоций и переживаний. Он не нуждается в сочувствии окружающих, живет в своем внутреннем мире, где ему абсолютно комфортно. Завитки спирали маленькие и «густые» — есть нерешенная проблема, вносящая в его состояние эмоциональный дисбаланс. Человек неуравновешен. Волны, имеющие отсылку на контуры фигуры женщины, демонстрируют сексуальный замысел рисунка. Возможно, автору не достает женской теплоты и внимания.
Сердца и звездочки
Сердечки «малюют» персоны ранимые и тонкие. Они легко поддаются романтическим чувствам и эмоциям, любят мечтать. Но эти люди скрывают собственные эмоции и даже кажутся строгими. Звезды изображают те, кто стремится к карьерному росту и общественному признанию. И небезосновательно. Эти люди целеустремлены, оптимистичны и энергичны.
Солнце и облака
Человек, рисующий светило и облака вокруг него, добрый и мягкосердечный. Он — мечтатель, любит сочинять небылицы. Этот человек общителен и чувствует себя неуютно в одиночестве. Как правило, рисунок не ограничивается одним сюжетом, автор вводит новые образы и символы. Это свидетельство богатой фантазии.
Крестики и решетки
Причудливо перекрещенные линии на бумаге говорят о том, что в жизни автора имеет место трудная ситуация. Подобными изображениями человек демонстрирует, что желает защититься от напастей. Кресты и решетки — это страх перед ситуацией и стремление избежать ответственности. Это происходит из-за неуверенности в себе, нежелании находить компромисс и прислушиваться к полезным советам.
Домик
Изображая домик, субъект бессознательно ищет опору в жизни. Его тревожит нынешнее положение дел, он стремится исправить его. Дом за забором сигнализирует о дефиците поддержки. Маленькие окна — символы замкнутости и недоверия. Дым из трубы говорит о добром нраве автора. Сад и цветы свидетельствуют о недостатке уюта и покоя. Если к дому пририсована тропинка, значит, «художник» ожидает перемен. Если нет двери и крыльца, это является свидетельством того, что он страшится перемен.
Животные
Рисунки рыб или пернатых с расправленными крыльями и плавниками, свидетельствует о свободолюбии «художника». Обезьяна покажет на инфантильные черты. Кошки и собаки – человек ищет друзей. Крокодил откроет властный и деспотичный характер автора.
Цифры
Автора беспокоят только материальные ценности. Либо человек прикидывает, где и как заработать, либо ломает голову над тем, как рассчитаться с долгами.
Дерево
Если дерево тонкое, с ветвями, лишенными листьев, значит автор рисунка — потерянный и расстроенный человек. Пышная же крона и толстый ствол свидетельствуют, что «художник» энергичен, жизнерадостен и спокоен.
Пчелиные соты
Данный узор изображают люди, стремящиеся к спокойной и размеренной жизни, гармонии с внутренним и внешним миром. Возможно, данный рисунок демонстрирует безотчетное стремление создать семью.
Цветы
Цветы и листья на рисунке откроют, что автор работы имеет добрый характер. Он отзывчив и привык помогать окружающим. Еще этот человек чувствителен и эмоционален. Растения в вазе означают, что автор нуждается в энергетической подпитке.
Шахматы
Автор нарисованной шахматной доски ищет пути решения проблем, вырабатывает собственную тактику и стратегию, подобно шахматистам.
Выбор цвета
Цветовая гамма рисунка, поведает о настроении, владеющем человеком в этот момент.
- Красный. Свидетельствует о напористости и жесткости, внутренней силе и стремлении действовать. Человек может испытывать тревожность и эмоциональное напряжение, провоцирующие агрессию.
- Оранжевый. Доброе расположение духа. Автор открыт для общения, хочет делиться собственными мыслями и идеями.
- Желтый. Автор радостен и счастлив. Он переживает эмоциональный подъем и фонтанирует идеями.
- Зеленый. Гармония, душевный покой в сердце рисующего. Человек пребывает в поиске себя.
- Синий. Человеку уютно в данной обстановке, он готов к искренней беседе.
- Фиолетовый. Автором управляют эмоции, а не холодный разум. Он раним и пребывает в творческом поиске.
- Серый. Уныние и тоска в душе рисующего.
- Черный. Данный цвет символизирует уверенность в себе или депрессию.
Человек рисовал всегда. Даже в первобытные времена, на заре человечества люди изображали на камнях, скалах животных и птиц. Таким образом они передавали впечатления об окружающем мире и демонстрировали определенные переживания.
Карандаш в руке становится инструментом, с помощью которого мы раскрываем свой внутренний мир, чувства и стремления. И то, как мы это делаем, может многое о нас рассказать. Причудливые узоры, геометрические фигуры, лица, цветы – это все символы, посредством которых наше подсознание транслирует важную информацию.
А если пойти методом от противного? Начать рисовать светлые и радостные картины, на которых светит солнце и играют дети… И тогда жизнь начнет понемногу одаривать нас радостью, которой многим не хватает.опубликовано econet.ru.
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник
Интерпретация психологических особенностей и развития ребёнка по его рисунку. Часть 2
Кому интересны психологические тесты и всякое подобное, и если ещё не успели подробно прочитать первую часть, рекомендую потренироваться сначала на себе – нарисовать человека на вертикально расположенном листе формата А4, используя карандаш и ластик. А потом почитать интерпретацию – очень познавательно Важно: для объективности интерпретации стоит учесть условия проведения тестирования, описанные в начале предыдущего поста
https://www.baby.ru/blogs/post/586820606-181805786/
Характер изображения
Головоног: норма до 4-х лет, позже — задержка в развитии изобразительной функции (далее ЗРИФ) и, возможно, в общем умственном развитии (далее ОУР); иногда умственная отсталость.
Схематический (руки и ноги одинарные линии-палочки): до 5,5 лет норма, позднее — либо нежелание выполнять задание, либо ЗРИФ или в ОУР; негативизм, нарушение обучаемости.
Одни конечности изображены одинарной линией, другие — двойной: до 6,5 лет соответствует норме, позднее — импульсивность, ЗРИФ и, возможно, в ОУР; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга, умственная отсталость.
Руки и ноги изображены двойной линией: до 8-ми лет соответствует норме, позже — формальное отношение к заданию, ЗРИФ и, возможно, в ОУР; иногда нарушение обучаемости, органическое поражение мозга, умственная отсталость.
Промежуточный между схематическим и пластическим: до подросткового возраста соответствует норме, позже — импульсивность, ЗРИФ и, возможно, в ОУР; иногда нарушение обучаемости.
Карикатурный: демонстративное поведение, обычно в сочетании с негативизмом, асоциальностью или антисоциальностью, желание «закрыться» от проверяющего.
Изображение наклонённой фигуры говорит о психологической неуравновешенности и нестабильности.
Развернутое анфас тело с головой в профиль, как на египетских фресках, может быть знаком испытываемой социальной напряженности. Если тело повернуто на три четверти, рисунок свидетельствует о творческой направленности ребёнка. О том же и вдобавок о высокой активности — если фигура движется или выполняет какую-то работу.
Сидячая или лежачая фигура — признак пассивности, особенно если подтверждение находится в других деталях картинки (например, у человека безвольно опущены руки).
Если ребёнок рисует фигуру, закрытую предметами, изображенными на переднем плане (большим столом, например), это может говорить о негативизме, сложностях в общении и проблемах социализации.
Тип персонажа
В целом изображение человека в определенной роли — это показатель демонстративности, то есть повышенной потребности во внимании и похвале, склонности к театральным эффектам и чрезмерным чувствам. Особенно наглядно она проявляется в выборе персонажа, на которого обычно с восхищением смотрит масса людей — артиста, фигуриста, актера и других.
Некоторые типажи принято толковать определенным образом. Например, шут или клоун — знак сниженной самооценки, а иногда и негативного самопредъявления (позиции «ужасного ребёнка», который нарушает нормы и правила, чтобы быть замеченным окружающими). Король, принц или вельможа символизируют высокий уровень притязаний. Военный может указывать на агрессивность, а любой «плохой» персонаж (вор, грабитель, наркоман, пьяница) или отрицательный сказочный герой — на негативизм, асоциальность или антисоциальность, а также негативное самопредъявление.
Любопытно, что изображение полицейского или милиционера имеет тот же смысл, что и рисунок преступника (ярко выраженная антисоциальность), несмотря на любые комментарии автора.
Стариков и нищих рисуют при депрессии, плохом настроении. Изображение человека с подчеркнутыми признаками богача или бедняка свидетельствует о недовольстве своим материальным положением.
Наконец, робот и инопланетянин выражают интровертность автора, говорят о чувстве одиночества, иногда — о шизоидной акцентуации (типе характера, который отличается чрезмерной замкнутостью и закрытостью для окружающих).
Символика частей фигуры
Голова: сфера интеллекта и место, где ребёнок размещает свое «я». В норме дети начинают рисовать человека с головы и уделяют ей максимум внимания. На голове обычно больше всего деталей, и появляются они раньше других (ресницы, очки, головные уборы, усы, украшения, элементы прически и прочее). Если голова нарисована небрежно, а детали отсутствуют, это может говорить о плохой социальной адаптации.
Наоборот, «зацикленность» на голове показывает ослабление умственных способностей или самоконтроля.
Иногда дети, отстающие в психическом или умственном развитии, рисуют непропорционально большую голову. Стоит подумать и о другой причине: неприятных физических ощущениях в этой области — головных болях, травме. Маленькая голова в сочетании с подчеркнутой физической силой — показатель агрессивности.
Важно обращать внимание и на соотношение пропорций головы и туловища, оно показывает баланс духовного и физического в ребёнке.
Волосы: большое внимание к волосам, изображение пышных причесок в рисунках девочек свидетельствует о сексуальном созревании.
Лицо: центр коммуникации, сфера общения. Исследователи называют его «самой социальной частью рисунка». Слабо и нечетко прорисованные черты лица выявляют сложности в общении, робость, уход от проблем и конфликтов в отношениях с окружающими. Об этом же говорит последовательность рисования, при которой лицо изображается в конце.
Если лица не видно вообще, потому что оно не прорисовано или человек изображен со спины, это свидетельствует о негативизме (иногда то же самое значит и рисунок человека в профиль). Сильное подчеркивание черт лица может указывать на попытку создать образ успешного и социально адаптированного человека — в качестве компенсации настоящему положению дел. Закрашенное лицо — знак того, что ребёнок утратил чувство собственного «я». Голова робота или животного на человеческом теле также является сигналом негативных переживаний.
В нормальном изображении лица все детали должны быть расположены на своих местах: глаза — симметрично в верхней части, нос — ниже и примерно посередине, под носом — рот. Нарушение нормы может быть признаком асоциальности или отклонений в развитии.
Очень важно обращать внимание и на выражение лица. Грустное — сниженное настроение, неглубокая депрессия, слабость и утомление, чувство одиночества, иногда сильная депрессия. Растерянное лицо говорит о неуверенности, тревоге, ощущении бессилия, иногда невротическом состоянии. Отстраненное лицо отражает интровертность автора, его погруженность в свой внутренний мир и склонность к защитному фантазированию; иногда — шизоидный склад личности.
Мрачное лицо может говорить о негативизме, асоциальности, депрессии или дисфории (болезненно-пониженном настроении) и ригидности — психологической негибкости, неспособности приспособиться к меняющейся ситуации. Также возможны эпилептоидная акцентуация (тип характера, отличающийся раздражительностью, склонностью к недовольству и гневу, вязкостью мышления и педантичностью), психопатия. Наконец, свой отпечаток накладывает и отрицательное отношение к обследованию.
Злое лицо — признак агрессивности, импульсивности, негативизма. Возможны остро протекающий подростковый кризис, отрицательное отношение к обследованию; иногда психопатия. Странное лицо — шизоидность, недостаточная социализированность, сниженная конформность (способность изменять поведение и мнение под давлением позиции большинства); иногда психическое заболевание. Неприятное и отталкивающее лицо говорит об отрицательном отношении к обследованию, негативизме, подростковом кризисе, асоциальности или антисоциальности, негативном отношении к изображаемому персонажу. Иногда это также признак психического заболевания.
Тревожным знаком является и полностью обезличенное изображение, ничего не выражающее, застывшее лицо.
Лоб: символ самоконтроля, область социальных контактов. Лоб всегда открыт для окружающих. Отсутствие лба на рисунке — сознательное игнорирование интеллектуальной сферы.
Глаза: в норме ребёнок рисует глаза со зрачками, глядящие прямо на зрителя.
Пустые глаза без зрачков обозначают проблемы в общении, иногда являются признаком аутизации. Кроме того, такие глаза характерны при наличии страхов и устойчивых фобий. При фобиях появляется также плотная штриховка глаз или же сами глаза могут быть чересчур большими.
Широко открытые, но не преувеличенные глаза — показатель любознательности. Если глаза маленькие, то автор рисунка скрытен и поглощен собственными переживаниями.
Персонаж с закрытыми глазами выражает желание отгородиться от внешнего мира и избежать контактов с окружающими.
Направленный в сторону взгляд свидетельствует о подозрительности. Прямой, но не дружелюбный, а пронизывающий взгляд выдает склонность к демонстративному и вызывающему поведению, агрессии.
Брови: симметричные, ровные и аккуратные брови говорят о внимании к собственной внешности. Густые брови могут быть признаком резкости, грубости, строптивости. Слишком высоко поднятые брови символизируют высокомерное отношение к окружающим.
Ресницы: желание вызвать восхищение окружающих, потребность во внимании, похвале, признании собственной привлекательности.
Нос: сам по себе не несет смысловой нагрузки. Отсутствие носа может указывать на некоторую степень интеллектуальной недостаточности. Слишком большой, подчеркнутый нос может быть интерпретирован как недовольство своей внешностью (у детей с семи лет).
Рот: оскаленные зубы или, наоборот, поджатые маленькие губы выдают агрессивность и враждебность. Тщательно прорисованные зубы указывают на речевую агрессию, о том же свидетельствует открытый рот.
Если рот уменьшен или перекошен, то с шести лет это интерпретируется как негативизм (поведение наперекор).
Губы: символ сексуальной сферы. В детских изображениях человека при помощи губ передается выражение лица. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой, — признак верной половой идентификации.
Подбородок: символ властности, воли, упорства. Если ребёнок перерисовывает подбородок, выделяет его, это может свидетельствовать о компенсации собственной нерешительности, боязни ответственности (в сочетании с остальными плохо прорисованными деталями). Акцент на подбородке также может быть знаком стремления к превосходству, страсти к соревнованию.
Шея: связывает тело (физическое начало, импульсивность) и голову (интеллектуальный центр, контроль).
Эту деталь обычно выделяют люди, которые озабочены отношениями телесных побуждений и контролирующего сознания, неуверенные в себе.
Длинная шея говорит о зажатости, скованности, манерности, чрезмерном самоконтроле. Короткая шея — прямолинейность и естественность. Отсутствие шеи — признак незрелости.
Уши: если ребёнок обычно уже рисует уши (на других, «нетестовых», картинках), то они обозначают открытость и восприимчивость. Большие уши могут быть признаком излишней подозрительности и настороженности. Отсутствие ушей на рисунке, при том, что ребёнок изображает их всегда, — возможное неприятие критики, упрямство, повышенная чувствительность.
Руки: символ активности и готовности к контакту. Разведенные в стороны руки — признак общительности, желания взаимодействовать с миром. Если руки спрятаны за спиной, то автор рисунка замкнут или испытывает сильное напряжение.
Как отказ от общения интерпретируется изображение рук в карманах, скрещенных на груди, упертых в бока. Гибкие, свободно расположенные руки свидетельствуют о хорошей социальной адаптации.
Негнущиеся и механически расставленные руки указывают на поверхностность в отношениях, неэмоциональные контакты. Руки, поднятые вверх, выражают враждебность (то же самое — заштрихованные, закрашенные руки).
Полное отсутствие рук выдает крайнюю степень пассивности, необщительности и интеллектуальной незрелости. В сочетании с такими особенностями рисунка, как отсутствие рта, туловища и общая гротескность изображения, «безрукость» свидетельствует о плохой приспособленности ребёнка. Также это может быть сигналом испытываемого чувства вины, переживания собственной агрессии.
Также стоит уделить внимание длине и силе рук. Короткие руки означают замкнутость, стремление держать себя в строгих рамках. Длинные — направленность во внешний мир, контактность и желание приобретать.
Изображение мускулистых рук указывает на приоритет силы (с его помощью может компенсироваться и собственная слабость). Хрупкие и тонкие руки говорят о страхе, нерешительности, слабости, в том числе болезненности.
Кисти рук и ладони: кисти нормального размера, с проработанными деталями указывают на благополучие в сфере общения. Если они слишком большие, то автор испытывает высокую потребность в общении, и наоборот, преуменьшенные кисти говорят о проблемах и нарушениях в этой области. Руки, сжатые в кулаки, обозначают агрессивность, особенно если в руках у персонажа есть оружие. Кулаки, плотно прижатые к телу, — подавленная агрессия, тенденция к бунту, скрытая враждебность.
Большие ладони говорят о деятельном, активном характере, а их отсутствие — о неприспособленности, чувстве собственной непригодности и незначимости. Если ладони едва намечены, то у автора имеются проблемы с общением: недостаточная контактность, ограниченный круг знакомств. Также это признак низкой продуктивности в практической деятельности.
Хорошо прорисованные пальцы показывают способность контролировать ситуацию, управлять событиями.
Слишком длинные пальцы и ногти, удлиненные как у хищной птицы, свидетельствуют об агрессии и воинственности.
Туловище: отражает представления ребёнка о физическом облике человека.
Сильное тело, нарисованное хрупким ребёнком, — признак компенсации. Также крепкое, крупное туловище можно интерпретировать как показатель силы характера. Широкие плечи изобличают физическую мощь и желание превосходства.
Слабое тело может указывать на негативное переживание в прошлом, стресс, общую подавленность. Такое тело в сочетании с маленькой головой обозначает стремление избежать самоконтроля.
Угловатое и худощавое туловище типично для интровертного (углубленного в себя) типа личности.
Прямоугольное туловище выражает мужественность и экспрессивность.
Дополнительные аксессуары и детали на теле в целом свидетельствуют об эгоцентризме и повышенном внимании к своей персоне. Пупок на рисунке ребёнка старшего возраста — признак инфантильности или стремления уйти в себя. Крайне негативным показателем и знаком психических отклонений считается изображение внутренних органов.
Если туловище изображено штрихами без контура, возможна острая тревога, иногда психическое заболевание (с пяти лет). Нарочито уродливое тело с искаженными формами указывает на негативизм, асоциальность или антисоциальность, импульсивность, острый стресс. Иногда речь идет о психическом заболевании или органическом поражении мозга (с шести лет).
Ноги: символ опоры. Широко расставленные ноги — экстравертная поза, говорящая об устойчивой позиции.
Слишком тонкие, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги выражают неуверенность, слабость, чувство собственной никчемности, упадок духа. Если ноги нарисованы в профиль, автору присуща уверенность в себе. Отсутствие ступней или ступни, обращенные пальцами к зрителю, говорят о неуверенности, поиске опоры. Вообще, непропорционально маленький размер ступней или их отсутствие характеризуют эмоциональную незрелость, а в сочетании с общей неустойчивостью фигуры (которая может дополнительно на что-то опираться) — плохую приспособленность в быту. Очень большие ступни интерпретируются как потребность в опоре, ощущение ненадежности собственного положения в мире.
Если ступни одетого человека изображаются с пальцами, то это может свидетельствовать о крайней агрессивности рисующего.
Гениталии: обычно отсутствуют на рисунках даже в подростковом возрасте, когда ребёнок изображает признаки пола. Как правило, сексуальная символика выражается подчеркиванием области груди (у девочек) и гениталий (у мальчиков и у девочек), рисованием экстравагантной или прозрачной одежды. Особая фиксация на изображении груди, бедер, генитальной области свидетельствует о серьезном неблагополучии в сексуальной сфере. Аналогичным образом выделение области тела, близкой к гениталиям, также говорит о проблемах (что типично для подростков). Отсутствие на картинке нижней половины тела обозначает избегание сексуальной тематики или проблемы половой идентификации.
Подчеркнутые признаки противоположного пола на рисунке человека свидетельствуют о несформированной половой идентификации, а иногда о ее нарушении (но в подростковом возрасте такой рисунок считается нормальным).
О том же говорит изображение персонажа без каких-либо признаков пола.
Иногда на рисунках рука персонажа прикрывает область гениталий. Это интерпретируют как контроль за сексуальными импульсами. Изображение полового члена с пятилетнего возраста трактуется как негативизм, асоциальность или антисоциальность.
Дополнительные детали: в сочетании с теми или иными особенностями рисунка помогают расшифровать его значение. Украшения, карманы, отделка, тщательно вырисованная одежда, шляпа и др. — признаки демонстративности.
Игрушка, шарик, флажок и прочие «детские» вещицы в рисунке подростка или взрослого человека указывают на инфантильность. Многочисленные пуговицы обозначают ригидность, иногда закрытость, стремление к самоконтролю, с подросткового возраста — опять же инфантильность. Оружие, режущее или рубящее орудие, палка — признаки агрессивности. Сигарета, рюмка, татуировка на лице или теле говорят о негативизме, асоциальности, иногда об антисоциальности. Раны и шрамы указывают на невротическое состояние, иногда — на асоциальность или антисоциальность. Изображение «открытых» внутренних органов — признак ипохондрии, невроза, иногда психического заболевания. Если к изображению персонажа добавлено окружение — пейзаж, интерьер и прочая «обстановка», — то причиной может быть творческая направленность автора или его демонстративность.
Из книги «О детском рисовании» Марины Озеровой
Источник