Почему ребенок кривляется?
Как помочь ребенку, и разобраться, почему он так себя ведет.
Редкий родитель не видел своего отпрыска «в образе» обезьянки. Дети могут гримасничать и кривляться, коверкать слова и передразнивать окружающих. У взрослых такое поведение обычно вызывает скорбное удивление, переходящее в тихое бешенство. И неспроста: психологи говорят, что кривляние часто сигнализирует о нарушениях эмоционально-волевой сферы у ребенка. Потому-то излишнее детское дурачество для нас – это что-то такое, что нужно отменить и убрать, во имя счастья и успеха. Главное – знать, как помочь ребенку, и разобраться, почему он так себя ведет.
Кризис 5-7 лет
Вы еще не устали от череды возрастных кризисов? Даже если и устали, бодритесь! – в 5-7 лет нас одолевает очередной переход. В это время ребенок охладевает к прежним играм и игрушкам, больше тянется к взрослым занятиям, он хочет быть самостоятельным и важным, стремится подражать старшим. Это может выражаться даже в манерности, ребенок начинает ходить не так, как он ходил, разговаривать по-другому. Он снова становится непослушным, стараясь этим отстоять свою важность. И вот тут кривляние часто становится способом выразить протест, именно «свалять дурачка», — протест не очень активный и не буйный, но вполне действенный.
Можно сказать, что таким образом ребенок словно ощупывает новые инструменты, которые есть в его распоряжении: он изучает, как с помощью эмоций и нарочитого поведения он может воздействовать на людей и добиваться своих целей. Точно так же когда-то он овладевал, например, собственными руками: сначала руки сами по себе мельтешили перед глазами грудничка, потом малыш учился специально брать ручкой предметы, доносить их до рта, ковыряться в интересных отверстиях, рисовать, лепить… А теперь ребенок осваивает основы артистизма, пусть поначалу и неловко. Постепенно он изучит свой арсенал эмоциональных приемов, разберется, как регулировать их силу и что из них хорошо работает (и тогда эти средства перекочуют во взрослую жизнь, развиваясь и совершенствуясь), и решит, стоит ли ему, вообще, этим заниматься.
Психологи советуют вооружиться терпением и уважением. Не нужно эмоционально реагировать на откровенное кривляние ребенка, не стоит его раззадоривать, подыгрывать и смеяться над явным детским шутовством или, наоборот, ругаться и возмущаться. Лучше сделать вид, что такое поведение на вас не действует. В крайнем случае, можно сообщить, что вам не нравится кривляние сына или дочки, что выглядит оно некрасиво, и в таком духе вы с ним общаться не намерены, — и немного помолчать, но не демонстрировать обиду или пренебрежение. Постепенно, опытным путем, ребенок отделит «годные» способы общения от негодных, и всем станет значительно легче.
Недостаток родительского внимания
Упорное кривляние может оказаться еще и простым, но крепким способом привлечь внимание окружающих. Ребенку кажется, что он ведет себя смело, ярко и эффектно, всем на радость, и, вообще, – огого! Тем более, что вокруг маленького клоуна обычно начинаются танцы с бубнами, кто-то ворчит, кто-то хохочет, кто-то злится, — эмоции бурлят, жизнь кипит, и все это подкрепляет значимость ребенка: я есть, я достоин внимания.
Подумайте, хватает ли чаду общения с вами? Мы не всегда успеваем поговорить с ребенком по душам и расспросить о прошедшем дне, мы выполняем ритуалы и отправляем детку спать. А может быть, ему было важно рассказать, что утром он видел большую собаку, которая пила из лужи, и его это так удивило, или что Дима не дал ему машинку. Общайтесь с ребенком чаще, со спокойным вниманием и уважением, больше тактильного контакта, совместных дел, и, скорее всего, малыш почувствует себя увереннее и безмятежней. Тогда и проблема кривляния отпадет сама собой. По поводу реакции на шутовство рекомендации прежние: стараться не замечать, прохладно сообщать ребенку, что кривляться некрасиво.
Неуверенность в себе
Даже если вам кажется, что ребенку уделяется достаточно внимания, что с ним обходятся справедливо и немало хвалят, — детка может иметь свое мнение на этот счет. Малыш может быть не уверен в себе, считать себя хуже других, стесняться и тревожиться, — и тогда кривляние становится странным способом все-таки обеспечить себе необходимый контакт с людьми, словно через защитную маску.
К прежним советам (уделять больше внимания, игнорировать детские «кренделя») здесь нужно добавить еще один: помогите ребенку убедиться, что он на что-то способен и чего-то стоит. Замечайте его достижения и хвалите – за прибранную комнату, за скульптуру из пластилина, за красивую строчку в прописи, — но только искренне и с уважением. Создавайте ситуации, в которых ребенок будет одерживать маленькие победы. Поручите малышу какие-то несложные обязанности по дому, помогите ему помнить о них и вовремя выполнять: например, поливать цветы или менять воду в чашке кота, кормить рыбок, — и честно хвалите. Дайте ребенку возможность освоить какое-то новое дело по силам: катание на роликах, поход в дворовый магазин за хлебом или приготовление печенек, — чтобы он чувствовал себя знающим и компетентным взрослеющим человеком, которому есть что предъявить, кроме клоунских примочек.
Чрезмерная опека
Кривляться нередко начинают дети, которые сызмала были окружены избыточной заботой и вниманием взрослых. К ним долго относились как к живым куклам, умилялись их проделкам и шалостям, поощряя их шутовское поведение. И ребенок воспринимает такую манеру как должное, ему бывает непросто перестроиться на другой способ отношений. Здесь малышу может помочь слаженное взаимодействие взрослых, которые начнут более уважительно и сдержанно общаться с подрастающим человечком. Ценно будет договориться с ребенком о его маленьких обязанностях в доме. Придумайте вместе с ребенком интересное дело, в котором он сможет себя реализовать: коллекционирование, занятие шахматами или плаваньем, плетение украшений.
Дезадаптация у младших школьников
У младшеклассников кривляние и шутовство в школе и дома часто становятся одним из признаков школьной дезадаптации, когда у ребенка возникают сложности с учебой и общением в классе. Эту проблему нужно решать совместно с учителем: выяснить, как ребенок ведет себя в школе, какие трудности у него возникают в учебном процессе, в общении, попросить учителя помочь ребенку наладить контакт с одноклассниками (хвалить его, вызывать к доске и давать посильные задания). А дома больше заниматься с ребенком — и не только уроками, но и обычными делами, вселяя в него все то же самоуважение и даря ему родительское внимание.
А может, покривляемся вместе?
В большинстве случаев психологи советуют игнорировать кривляние, но кто-то из них считает, что можно поступить иначе: «Давай я покажу тебе, как ты выглядишь. Интересно, тебе понравится?» — и повторить за малышом его манерные выходки, скорчить те же рожицы, попищать или погнусавить вслед за ним. Здесь важно не сделать ничего обидного и болезненного, не перегнуть палку. Отзеркальте ребенка, без назидательного усердия, посмейтесь вместе, — может быть, этого будет достаточно, чтобы привычка кривляться заметно сдулась.
Вперед, на сцену!
И последнее по списку, но не по важности: есть шансы, что у вас растет актер! А его «кривляние» — это лишь способ заявить миру о своем богатом и тонком эмоциональном мире, который рвется наружу. Если вы заподозрили в ребенке склонность к сценическому искусству, помогите ему развиваться в этом направлении и создать нишу, в которую будет вложено все «позерство»: театральная студия или танцы, студия анимации, ИЗО или кукольные представления. Главное, чтобы малыш чувствовал себя в своей тарелке. Тогда и эпизодические кривляния приобретут изящество и умеренность.
Источник
Если ребенок кривляется…
Вы пришли за ребенком в детский сад, стоите, ждете его с курткой, а он скачет, корчит рожи и орет “инопланетянским” голосом? Вы задаете вопрос, важный вопрос, а в ответ песни и пляски народов мира? Кажется, что всю жизнь он превратил в цирковое представление? Ситуация, знакомая многим родителям — ребенок кривляется.
Иногда это забавляет, иногда напрягает, но чаще выводит из себя, особенно, если вы добиваетесь какого-то действия, но складывается впечатление, что к вам на гастроли приехал Сухумский обезьянник. В такие минуты кажется, что достучаться до ребенка невозможно, он отгораживается от тебя невидимой стеной, а твои руки опускаются в бессилии.
Каждый ребенок иногда не прочь попаясничать, если это происходит в виде игры, которую он один или с братьями-сестрами-друзьями затеял в данный момент, то ничего плохого в этом нет. Но если ваш ребенок начал выделывать “кренделя” вне игры и забавы, если он делает это тогда, когда делать не положено, когда требуется сосредоточенность и серьезность, это повод задуматься о том, что происходит между ним и вами. Кривляние — всегда свидетельство некоего психологической дисгармонии, которую ощущает ваш сын или ваша дочь.
Чаще всего кривляние является ответной реакцией на неправильное отношение со стороны родителей. И чаще всего этим страдают легко возбудимые, впечатлительные детки с заниженной самооценкой, пропускающие все через себя. При этом родители-то как раз могут себя вести адекватно, но ребенок в силу индивидуального восприятия происходящего, пропуская события через свое понимание сообразно со своей психикой и нервной системой, может истолковывать действия родителей совершенно иначе, понимая строгость как нелюбовь, отказ пойти прямо сейчас погулять как отторжение. Отчитали за проступок — он воспринимает это не как “я сделал плохо”, а как “я плохой, меня не любят”, отказали в мороженом — “ага, я так и знал — нет счастья в этой жизни”. Такие дети часто воспринимают себя как неудачников, гадких утят, над которыми все только и делают, что смеются.
В этих случаях ребенок испытывает огромное внутреннее напряжение, которое прорывается наружу вот такими дикими воплями, ужимками, скачками и прочими “закидонами”. Излишняя строгость родителей к своему чаду тоже может спровоцировать циркачество. Ребенок не знает, как вести себя с родителями, чтобы не вызвать их неудовольствия, как ответить, какое действие совершить, а они стоят и требуют немедленного ответа — вот ребенок и заполняет вынужденную паузу представлением. Все это очень часто порождает замкнутый круг — родители ругаются, потому что он кривляется, а он кривляется потому, что его ругают.
Если родители редко хвалят своего ребенка, редко улыбаются ему, то может случиться так, что смешное поведение вызывает улыбку матери. И чадо начинает этот прием эксплуатировать при каждом удобном и неудобном случае: покривляюсь — мама улыбнется. Хотя бы этим вызвать ее одобрение. Сын или дочь родителей, которые все время слишком заняты своими делами и обращают внимание на детей только тогда, когда уже произошло нечто из ряда вон, тоже рискуют заполучить себе подарочек в виде клоуна: чтобы мама или папа обратили на меня внимание, их надо разозлить. А злятся они, если я корчу рожи и издаю нечеловеческие звуки.
Но иногда бывает, что ребенок дома с родителями ведет себя нормально, а вот в кругу друзей показывает весь свой репертуар. Это говорит о том, что он хочет привлечь к себе внимание, но не может добиться этого своими личными качествами: не хватает силы воли, сообразительности, умения быть лидером. И чтобы внимание товарищей не переключалось на других детей, начинает перед ними кривляться.
Таким образом, кривляние это сигнал ребенка о том, что ему не хватает уверенности в себе, доброго родительского внимания, ласки.
Понятно, что выкрутасы если и могут позабавить первое время, то в дальнейшем, став нормой поведения, вызывают только раздражение и досаду у родителей. Да и перед окружающими неудобно за ту клоунаду, которую устраивает чадо. Иной раз рука так и тянется к ремню. Но родители должны помнить и понимать, что кривляние это не просто баловство, а результат их неверного подхода к воспитанию этого конкретного ребенка.
Можно ли исправить ситуацию? Можно, если родители наблюдательны и могут определить, что именно вызвало такое поведение. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности вашего ребенка, метод “ко всем одинаково” тут не подходит.
— Старайтесь не раздражаться в ответ на гримассы и вопли. Крик, гнев, наказание только закрепляют “эффект мартышки”. Гораздо действенней будет сказать спокойным тоном, что вы не одобряете такое поведение.
— Не поощряйте клоунаду. Если у вас начинает ползти невольная улыбка, вы начинаете хихикать, то пиши пропало — одобрение — лучший из стимулов.
— Помните о том, что клоуну, как любому артисту, нужен зритель. Нет зрителя — нет цирка. Начал безобразничать — развернитесь и уйдите. Успокоится — начинаем решать вопрос по второму кругу. Начал опять кривляться — опять уходим, и так до тех пор, пока ребенок не поймет, как надо вести себя.
— Повышайте самооценку ребенка. Найдите то, что у него получается делать лучше всего и закрепляйте его успех. Вышивает крестиком или рисует акварелью — повесьте его работы на стену. Пишет стихи — подарите ему красивую тетрадь, куда он будет их записывать. Запишите его в спортивную секцию, какой-нибудь кружок, где он будет чувствовать себя успешным.
— Уделяйте ему персональное внимание. Допустим, пойдите на прогулку только с ним одним, чтобы он и вы побыли вдвоем. Пусть это будет два-три часа, но в которые он станет главным человеком в вашем маленьком мире. Просто удивительно, как меняются детки после сеансов такой терапии! Интересуйтесь его делами в школе и детском саду, не обижают ли его одноклассники или учителя.
— Если у него что-то не так, всеми силами воздержитесь от комментариев в стиле “вечно у тебя все наперекосяк”. Что-то не получилось — скажите ему: “Я тебя научу, не переживай, мы попробуем еще раз”. Такому ребенку требуется больше родительского тепла и внимания, чем другим детям.
— В процессе воспитания будьте последовательны. Таким детям необходим четкий порядок действий, обусловленный не родительским произволением, а объективными причинами. Ситуация “Хочу конфетку — Нельзя, ну ладно, возьми одну” — недопустима, потому что она дезориентирует ребенка и укореняет в нем неуверенность в себе, в родителях, в завтрашнем дне.
Сразу надо сказать, что отучить ребенка кривляться за пару дней у вас не получится. И даже за неделю. И даже за месяц. Может не получиться и за год, и за два. Слишком много окружает его и вас факторов, которые будут влиять на попытки исправить ситуацию. На каком-то этапе вы можете сорваться и потерпеть неудачу, придется начинать все сначала. Но все равно вы должны двигаться вперед, может быть даже с помощью детского психолога.
Лилия Козлова для Азбука воспитания
Источник