- Почему дети говорят «мама»?
- Дети говорят: «Мама это…»
- Первые слова ребенка: «мама» или «папа»?
- Психологи объясняют, почему первыми словами ребенка чаще всего являются слова «мама» и «папа»
- 🎈 Как появляются первые слова у ребёнка, и почему «мама» обычно является первым словом
- Когда приемный ребенок скажет: «Мама!»
- Читайте также
- Избавить детей от ночных кошмаров
- Василий Дружинин: «Я взял дочку на руки, она улыбнулась во сне, и я растаял»
- «Для некоторых детей «мама» — больное слово»
- Как нас встретили дети
- Справлюсь ли я?
- «В нашу семью пришла няня из «Передышки»
- Три страха приемных родителей и как от них избавиться: советы психолога
- Приемный ребенок в семье — это не «бег на короткую дистанцию», а «марафон»
- Мы спросили нескольких ребят, что думают они о своих приемных мамах?
- 3 совета родителям:
Почему дети говорят «мама»?
На свете есть огромное количество языков. И в каждом из таких языков есть группа самых-самых важных слов — еда, вода, свет, дом и т.п. Конечно же, все эти слова на каждом из языков звучат совершенно по разному. Например, слово «вода» на датском будет звучать как «vand», на суахили — «maji», а японец, обозначая воду скажет «mizu», а жители англоязычных стран — «water».
Однако, есть одно слово, которое произносится практически одинаково на очень многих языках. Это слово «мама». Практически в любом языке есть очень узнаваемая форма этого слова. Интересно, что во многих языках строгая форма этого слова (мать) может сильно отличаться, более личная форма (мама) остается хорошо узнаваемой.
Конечно же, нам хотелось бы видеть в этом какой-то глубокий смысл. Но именно слово «мама» малыш произносит не вовсе не из-за каких-то высоких материй. Есть два очень простых фактора: маленький рот грудничков и женская грудь.
Глубокое исследование слов «мама» и «папа» было проведено русским учёным-лингвистом Романом Осиповичем Якобсоном (Якобсон является автором идеи возникновения языка как комбинации различных жестов и выкриков, которые со временем превратились в устоявшиеся фонемы). Его теория объясняет, что для ребёнка самыми простыми для оперирования являются открытые гласные звуки. Дети могут легко произносить гласные звуки с самых первых дней своей жизни. Взрослея, они начинают «пробовать на вкус» и согласные звуки, начиная с самых простых, так называемых «губных согласных». Это «м», «п», «б». Эти звуки даются непослушному речевому аппарату малышей непросто, поэтому после произнесения сложного согласного звука дети расслабляют рот в наиболее простом открытом гласном «а». А уже потом это всё закрепляется повторением: «ма–ма», «па–па», «ба–ба».
Так вот, по произношению именно звук «м» — самый простой для детского рта, приложенного к груди матери. Ребенка грудного возраста совершенно не волнует как именно вас зовут — мамой, папой, бабой или как–то еще. Слово «мама» не несет в себе какого-то скрытого смысла. Слово «мама» переводится как «еда».
Источник
Дети говорят: «Мама это…»
«Мама — это наш ангел, который охраняет нас от всех бед. Мама – это тот человек, которому можно открыть все тайны, рассказать самое сокровенное.
Каждый ребенок думает, что его мама — самая лучшая на свете. Ведь мама — это тот человек, которого мы увидели самым первым и сразу же полюбили. Первое слово, которое произносит каждый ребенок, — «ма-ма». Маминым теплом согрет весь дом, вся семья. Порой мама ругает нас или наказывает, но все же мы ее любим. В первую очередь мама думает о том, как бы сделать так, чтобы ее ребенку жилось хорошо и комфортно, а потом уже думает о себе.
Во всем мире не найти человека ближе и роднее матери. Сколько бы человеку ни было бы лет — ему всегда нужна ее забота, любовь и ласка. Ведь мама утешит, когда в жизни будет все плохо, и к тебе вернется хорошее настроение.
Каждый ребенок должен ценить труд матери и радовать ее не только оценками, но и хорошими поступками. Ведь мама — это самое дорогое, что есть в жизни у каждого человека!»
«Мама самый дорогой человек на всей Земле. Я ее очень сильно люблю. Люблю не за что-то, а просто так, просто за то, что она у меня есть. Я очень горжусь своей мамой и дорожу ею. Ближе нее у меня никого нет.
Мама заботится обо мне с самого рождения, дарит мне доброту, заботу, нежность и любовь. Она умеет поддержать в трудную минуту и согреть своим теплом, когда мне бывает грустно.
Я ОЧЕНЬ БЛАГОДАРНА МАМЕ ЗА ВСЕ, ЧТО ОНА ДЕЛАЕТ!
Да и я всегда стараюсь маме чем-то помочь. Мама учит меня нужным и полезным знаниям, которые пригодятся мне в жизни.
Хочу, чтобы мама никогда не огорчалась, всегда была радостной и веселой, всегда оставалась молодой. Хочу пожелать много счастья, здоровья и всего того, чего бы ей хотелось.
Дорогая мама, Я очень сильно тебя люблю! Я буду стараться радовать тебя каждый день своей учебой, хорошим поведением и всегда буду помогать тебе во всем. Мама, спасибо, что ты у меня есть»
ИЗ ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ
« . Мама — это самый красивый цветок на всей планете. Я дорожу своей мамой и горжусь ею.
Я хочу пожелать всем мамам крепкого здоровья и терпения в воспитании детей. Оставайтесь такими же добрыми, красивыми и умными!
Поздравляю вас с Днем матери!
Мама! Я тебя очень люблю!»
«. Не огорчайте своих мам! Ведь каждая грубость, печаль, грусть так незаметно не проходит. Обязательно выскочит маленькая морщинка или поседеет волос.
Мама — самый дорогой на Земле человек! Поэтому нежно любите своих мам. А если маме плохо, не ленитесь помочь ей. Вспомните, что она для вас сделала.
С Днем матери, дорогие женщины!»
«.Неважно, сколько человеку лет, семь или тридцать семь, он всегда будет помнить одного человека — свою маму, потому что она его выносила, родила и воспитала в нем человека.
Желаю своей маме здоровья, счастья, благополучия, чтобы сбывались ее заветные мечты, и всего, чего ей захочется!»
«. Мама — это самый дорогой и лучший друг. Она помогла встать нам на ноги, помогла понять, что такое жизнь, и научила быть доброй и внимательной к людям. Часто мы видим маму уставшей после работы и, чтобы развеселить ее, мы рассказываем ей смешные истории, радуем своими оценками, помогаем по дому.
С праздником, дорогие и любимые наши мамочки!»
«. Моя мама самая лучшая на свете. Она меня очень любит. Я готова сделать для нее все.
.У моей мамы очень интересная профессия: она работает парикмахером. Какие красивые прически она делает людям! Мою маму все уважают и любят.
Поздравляю тебя с праздником!»
«. «Мама» — очень простое слово, состоящее всего из двух одинаковых слогов,зато сколько теплоты, любви и понимания скрыто в этом слове!
В этот светлый и теплый праздник, День матери, мы должны поздравить мам и пожелать им всего самого лучшего, ведь мама — самый важный человек в жизни каждого ».
Источник
Первые слова ребенка: «мама» или «папа»?
Психологи объясняют, почему первыми словами ребенка чаще всего являются слова «мама» и «папа»
Как только в семье рождается ребенок, родители с нетерпением ожидают, когда он произнесет первое слово, и гадают, какое слово он скажет первым: «мама» или «папа».
Светлана, мать двоих детей, вспоминает, как ее младший сын произнес свое первое слово:
«Уже около двух месяцев Саша издавал различные звуки, привлекая наше внимание. И вдруг он отчетливо произнес этот простое слово. «Мама». И мое сердце затрепетало.
Мы с мужем были в это время в комнате и одновременно воскликнули: «Боже, он сказал «мама»?»
Но наше воодушевление пропало так же быстро, как и появилось. Саша никогда больше не говорил «мама» или «папа». Казалось, что, сказав первое слово, он стал двигаться в противоположном направлении. Когда я или муж входили в комнату, он лепетал что-то типа «папапапапа». Вряд ли он вкладывал какое-то значение в свой лепет, но муж думал, что сын говорит «папа», и это ему очень нравилось.
В последнее время среди психологов возникают некоторые споры по поводу того, можно ли считать первые слова с повторяющимися слогами («папа» или «мама»), которые ребенок обычно говорит в возрасте 7-8 месяцев, полноценными словами. Психологи утверждают, что их нельзя назвать словами, если они не произнесены намеренно, а это происходит обычно уже после года.
Исследование американских ученых показало, что чаще всего первым словом у детей является «папа», а следом за ним – «мама». При этом дети уже с 6 месяцев могут понимать значение этих слов и различать фигуры отца и матери, хотя выговорить эти слова еще не могут на протяжении одного-двух месяцев.
К такому выводу ученые пришли после того, как в ходе исследования они показывали детям в возрасте полугода фотографии родителей и произносили слова «мама» и «папа», предлагая связать слово с определенной картинкой. Дети без труда справлялись с таким заданием.
Таким образом, можно подумать, что первые слова ребенка вполне осмыслены. Однако ученые не спешат соглашаться с этим утверждением. С точки зрения фонетики, произнести звукосочетания «мама» проще, чем «папа»: в первом случае нужно просто открывать и закрывать рот с небольшим усилием, а произношение звука «п» требует большего усилия. Однако в целом произношение этих звукосочетаний требует всего лишь напряжения обеих губ и голоса. Поэтому многие отцы готовы поверить, что простое сочетание звуков, которое произносит ребенок, не вкладывая в него смысла, является его первым словом. Для произношения других звуков требуется большая работа голосового аппарата, поэтому ребенок говорит другие слова уже позже, когда намеренно прилагает для этого усилия.
Другой возможной причиной того, что дети чаще произносят слово «папа» первым, может быть то, что они больше времени проводят с мамой, которая чаще побуждает ребенка произносить слово «папа» (например, когда папа приходит домой с работы.).
Также психологи предполагают, что в условиях, когда у ребенка еще слишком ограничен словарный запас, он использует звукосочетание «папа» в любой непонятной ситуации.
И, конечно же, если первым словом ребенка является «папа», это совершенно не означает, что он любит папу больше, чем маму.
Источник
🎈 Как появляются первые слова у ребёнка, и почему «мама» обычно является первым словом
Давайте поговорим про следующий этап становления речи, который идёт после доречевого периода — первичный этап становления языка (дограмматический). У деток с нормой он проявляется не столь ярко и очень быстро переходит в следующий, а вот дети с ОВЗ, бывает, что очень часто на нём задерживаются.
Этот этап начинается со своеобразных желаний и приказов. Когда ребёнок произносит слова (существительные), он не имеет в виду их название, а это, скорее, сообщение о своих желаниях. (Особенно это заметно на малышах, которые только освоили указательный жест и ещё не знают названий многих предметов, а показывают на них и ждут, что родители их назовут). Как бы спрашивая: «А это что? А это как называется?» Или сами показывают на вещь и её называют — до тех пор, пока родители не подтвердят, что он прав и действительно этот предмет так называется.
Важно понимать, что этот этап примитивной детской речи гораздо сложнее, чем про него все думают. И важно не торопить ребёнка переходить с него (искусственно). Многие слова, осмысляемые нами просто как понятия, у маленького ребёнка долгое время имеют смысл не только аффективный.
Шпильрейн С. (российский и советский психоаналитик, педагог, ученица К.Г. Юнга) занималась доказательством того, что слоги, служащие младенцу для обозначения мамы во многих языках («мама»), состоят из тубных (сейчас их называют губно-губные, но автор в своих исследованиях называла их так) согласных, что свидетельствует о простом продолжении акта сосания.
Один только крик «мама» приносит детям некоторое успокоение и (поскольку он — это продолжение акта сосания) обманчивое удовлетворение. Поэтому малыши ходят и «мамкают», при этом ничего другого не хотят (особенно когда испытывают стресс или тревогу).
Несколько позже слово «мама» для ребёнка носит уже другой характер, скорее, крик желания, приказания.
В дальнейших исследованиях Мейман (немецкий педагог и психолог, один из основателей экспериментальной педагогики) и Штерн (немецкий психолог и философ, считается одним из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности; кроме того, оказал большое влияние на зарождающуюся детскую психологию; создатель концепции интеллектуального коэффициента, которая позднее легла в основу известного теста IQ) показали, что первые имена существительные в речи ребёнка вовсе не обозначают понятий, а выражают приказания и желания. Т.е. первые слова (существительные) для детей всё равно, что глаголы повелительного наклонения.
И только после этого небольшого подэтапа во всей красе проявляется — первичный этап становления языка. Где ребёнок начинает слово связывать с понятием. И начинает копить свой словарный запас. Ещё не пользуясь фразой.
Источник
Когда приемный ребенок скажет: «Мама!»
Читайте также
Избавить детей от ночных кошмаров
Василий Дружинин: «Я взял дочку на руки, она улыбнулась во сне, и я растаял»
«Для некоторых детей «мама» — больное слово»
Как нас встретили дети
Справлюсь ли я?
«В нашу семью пришла няня из «Передышки»
Три страха приемных родителей и как от них избавиться: советы психолога
Приемный ребенок в семье — это не «бег на короткую дистанцию», а «марафон»
Многие мамы помнят тот день, когда ребенок впервые произносит самое важное слово. Своими рассказами об этих волнительных моментах с нами поделились приемные родители.
Ксения Торопцева: «У наших приемных сыновей не было альтернативы. Папа и мама у них только мы, они никогда не знали других (биологических), поскольку с рождения — в детских домах. Но сотрудники детдома, откуда мы забирали младшего приемного сына, сразу стали называть меня «мамой Сережи», и он был подготовлен.
А вот старшему говорили: «Поздоровайся с тетей, скажи тете «до свидания», и т.п. Но, тем не менее, как только он сел в мою машину, слово «мама» стало единственным вариантом.
Мне кажется, что для детей само понятие слов «мама» и «папа» пришло позже. Изначально эти слова воспринимались ими как имена, а когда сыновья уже стали общаться с другими детьми, у которых тоже есть папа и мама, тут уже пришло формирование данных понятий в общепринятом контексте».
Анна Лескова: «Когда мы забирали сына из детского дома, ему было 3.5. Он не разговаривал… совсем. Но дома его ждали сразу две сестры-болтушки, поэтому шансов долго молчать не было. И буквально через пару месяцев он начал произносить первые слова.
И меня, вслед за девчонками, однажды позвал: «Мама!» Это как- то так естественно у него получилось, что я не сразу даже сообразила, что это он первый раз сказал.
Скорее, даже мне было непривычно ответить: «Что, сын?»
Юлия Колесниченко: «В свое время кровная дочка вначале порадовала нас всех словами «папа» и «баба», «дай», «на» и даже чем-то звучащим, как «бодяга», и лишь потом начала говорить «мама». У младшего же, усыновленного в 4 месяца, к году появилось только одно первое слово — но зато какое! Да, сынишкиным первым словом было «мама».
Он выговаривал его на все лады — и нежно, и зовуще, и требовательно. И мое сердце таяло. Как тает при этих воспоминаниях и сейчас.
Позже, конечно, в лексиконе Тимоши появились и «папа», и «баба», и «Ляля» (так он переиначил имя сестры — Поля). Но «мама» намного опередило их и навсегда осталось первым».
Светлана Строганова: «У меня трое приемных детей. Соню я забрала в 7 месяцев из дома ребенка, поэтому она сразу начала меня называть мамой, как заговорила. Следующего парня — Назара забрала, когда ему было 10 месяцев, там точно такая же ситуация, как и с первой девочкой.
Третью девочку — Олю я взяла в ее 4,5 года. Она уже к тому моменту несколько слов говорила, ей в детском доме, куда я за ней приехала второй раз (первый раз знакомились, и пока, естественно, никак не обозначали меня ей) уже сказали: «Тебя мама приехала забирать».
Оля спросила меня, ну как могла на тот момент (девочка с инвалидностью, тогда почти не говорила): «Ты — мама?»
Я подтвердила, что теперь я — ее мама, мы будем жить вместе, и Оля практически без переходного периода сразу в первый или второй день начала мамкать. А с учетом того, что дома все меня называют мамой, с этим вообще проблем не было.
Однажды Соня спросила: «А что, если мама, которая меня родила, вдруг выздоровеет и захочет меня забрать обратно?» Я зависла на несколько секунд, думая над ответом, а Соня сама ответила: «Ну, нет. Я уже к ней не пойду жить. Теперь уже ты моя мама. Навсегда».
Вспомнился интересный случай. Мой самодельный сын до 6 лет называл меня Светой. Потому что старшая дочь Саша (она дочь мужа от предыдущего брака, у нее мама умерла) называла меня Светой, ну, и сын называл Светой. Меня еще все вокруг спрашивали, почему ребенок тебя по имени зовет, а не мамой? Но как только появилась младшая девочка (первый приемный ребенок), он почти сразу перешел на «маму».
Olgussshka: «Нашему сынуле 11, дома четыре года. Месяца два он просто говорил: «Вы». Позвать издалека не мог совсем — молчал. А потом мы ехали в машине, и моя мама догадалась: «Я понимаю, что тебе неудобно выговаривать «бабушка», давай я буду у тебя «ба»?»
Ребенок очень обрадовался, и стал называть наше семейство так: «Ма, па, ба, де, ба, де, сы»!
LaLuna: «Старший сынок (забирали в 6 лет), когда посещала его в детском доме, говорил: «Вы». Из детского дома мы поехали к моей маме, чтобы переночевать и ехать домой, в область.
Когда я их знакомила, сказала: «Мамуля, познакомься!» И бабушку сыну представила: «Это — моя мама, твоя бабуля». Мама говорит: «Ну-ка, дайте-ка мне внучка рассмотреть! Здравствуй!»
Он очень удивился: «Это — твоя мама? А моя бабуля? А ты — моя мама?» С тех пор я — мама.
Младшего забирали почти в три года. Пока посещали, никак не называл, вообще говорил мало и плохо. Но меня постоянно называли «мамой» нянечки. Когда проснулся в первое свое утро дома, позвал: «Мама!»
Мы спросили нескольких ребят, что думают они о своих приемных мамах?
Mari: «Мой сын мамой меня не называет. Называет по имени. Я отношусь к этому совершенно нормально. Мама у него есть, он ее помнит. А меня вполне устраивает роль заботящегося взрослого.
И если вообще не назовет, я не обижусь и не жду этого. Главное, чтобы я была для него полезным и любящим взрослым, а остальное неважно».
Вероника: «Взяли в семью ребенка 15 лет. С первой встречи сказал, что с мамой поддерживает отношения. Было сразу понятно, что если мы берем его, то и принимаем то, что мама есть и будет для него самым важным человеком.
Внешне я была полностью с ним согласна, что отношения с кровной мамой нужно поддерживать (в те периоды, когда у самой мамы все хорошо), но внутри был конфликт… Победа — за здравым смыслом.
В конце концов, ребенка берем ради него самого, и если ему от этих встреч лучше, и они ему нужны, то он и нам сразу стал доверять. Ведь дети себя идентифицируют со своими родителями, не принимая кровных родителей приемного ребенка, мы не принимаем какую-то часть его самого.
Меня зовет «тетя Вероника». Чужое место занимать не собиралась. Мне было важно стать значимым взрослым для него. Думаю, «мама» и «значимый взрослый» — эти понятия проходят по одной параллели».
Дарья Дмитриева, детский и семейный психолог, приемная мама:
Я — мама подростка. Несмотря на то, что подростков сейчас чаще забирают в семьи, в сознании многих людей родители, взявшие под опеку или усыновившие тинейджера, выглядят то ли героями, то ли откровенными психами или же крайне наивными людьми в розовых очках, которые просто не представляют, что их ждет.
Одна из первых фраз, с которой ко мне обратилась инспектор опеки: «Вы понимаете, что она никогда не назовет вас мамой? А я хочу, чтобы у вас была нормальная семья».
Бабушки и дедушки тревожились страшно, были и вопросы и «предупреждения»: «Доченька, а как тебе будет, если она никогда не назовет тебя мамой, ты сможешь это пережить?», «Ты понимаешь, что будешь для нее подружкой, какая ты ей мама?»
Пока окружающие не стали уделять повышенное внимание тому, как меня зовет дочка, меня это особо не волновало. Нет, мне важно быть мамой, важно, чтобы дочка меня так звала. Но при этом было четкое понимание, что подростку это делать сложнее, чем малышу, и уверенность, что качество наших отношений важнее того, как тебя называют. А «подружкой» для подростка взрослый может стать только сам. Если вы не намерены ей становиться, ребенок никак вас подружкой не сделает.
Но в один момент стало трудно, что для дочки я — Даша. Мы тогда ужасно ссорились.
Когда ребенок довольно долго живет в семье, у вас накапливается различный «позитивный багаж» (вот это и это было, и вот так прошло, и мы вырулили), а в самом начале может быть очень страшно не справиться, особенно, если ребенок первый.
Вот тогда меня, ну, очень то, что мамой не зовет, задевало. Причем, не столько обидно было, сколько страшно, что, может, не зовет, потому что не чувствует себя любимой, нужной, потому что я, несмотря на всю свою любовь и все свои старания, вообще в матери-то не гожусь. Очень помогала поддержка мужа.
Спасла ситуацию сама дочь: в пылу очередной ссоры, заорав на меня: «Ну, почему ты не можешь, как все нормальные матери?!» В голове щелкнуло: «Все-таки я мать, ну, и, ладно, что «ненормальная».
Чем младше ребенок, тем более вероятно, что он начнет называть вас мамой с первых встреч или сразу при приезде в семью.
Более старшие дети; дети, у которых был опыт возврата (в «сознательном» возрасте); те, кто хорошо помнит и идеализирует своих кровных родителей или, наоборот, испытывает по отношению к ним много ужаса или гнева, могут очень долго не решаться называть приемную маму мамой.
3 совета родителям:
1. Не стоит давить на ребенка или уговаривать его.
Со временем все образуется само собой. Но стоит оговорить то, как вас можно называть. Иногда от растерянности ребенок вообще никак не зовет приемную маму (используя просто обращение на Вы).
2. Предложите сами, как вас можно называть.
Если речь идет о ребенке доподросткового возраста, и он не начал называть вас мамой спонтанно, можно сказать: «В нашей семье я — мама. Ты можешь называть меня, как сейчас (ваш вариант) или просто мама, как тебе больше нравится».
С подростком возможен чуть более обстоятельный разговор: «Я понимаю, ты уже достаточно взрослый человек и не можешь называть мало знакомую женщину мамой (хорошо помнишь свою семью и можешь не захотеть называть мамой меня). Ты можешь продолжать называть меня (далее тот вариант, о котором вы договорились при знакомстве). Не зависимо от того, захочешь ли ты когда-нибудь называть меня мамой, ты будешь моим любимым ребенком».
3. Помните, то, как называет вас ребенок, не показатель его отношения.
Ребенок с расстройством привязанности может называть мамой, каждую встречную тетю, не вкладывая в это слово особого смысла и пока не выделяя вас как маму. А подросток, подчеркнуто вежливо, зовущий вас по имени отчеству, может испытывать при этом к вам вполне дочерние/сыновние чувства. Отношение — важнее слов.
Источник