- Разрешенное использование не установлено что это значит
- Категория земель не установлена — что это значит? Рекомендации собственникам участков
- Что это значит?
- Есть ли при этом разрешенное использование?
- Что делать собственнику?
- Порядок установления и отнесения
- Необходимые документы
- Как составить ходатайство?
- Стоимость и госпошлина
- Куда обращаться?
- Порядок действий
- Можно ли самому выбрать новую категорию?
- Как происходит присвоение?
- Как быть, если в правоустанавливающих документах данные есть, а в реестре — нет?
- Заключение
- Разъяснения позиции Верховного Суда по видам разрешенного использования земельных участков
Разрешенное использование не установлено что это значит
ГрК РФ Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 37 ГрК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
2.1. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
4.1. Со дня принятия решения о комплексном развитии территории и до дня утверждения документации по планировке территории, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии, изменение вида разрешенного использования земельных участков и (или) объектов капитального строительства, расположенных в границах такой территории, не допускается.
(часть 4.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.
Источник
Категория земель не установлена — что это значит? Рекомендации собственникам участков
В соответствии с Федеральным Законом 172 все земли Российской Федерации делятся на 7 категорий. И каждый участок земли должен быть отнесен к одной из них. Но на деле бескрайние просторы Родины до сих пор не освоены настолько, чтобы каждый клочок земли имел свой правовой статус. Поселения разрастаются, изменяется структура, и «выплывают» участки, назначение которых так и не определено. Что делать хозяину такого надела? Как пользоваться землей, которая «не имеет законных прав»?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !
Что это значит?
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса выделены следующие категории земель по целевому использованию:
В частном порядке для проживания, ведения хозяйства, строительства и прочего индивидуального использования подходят земли поселений и сельскохозяйственные. Категории в свою очередь подразделяются по видам разрешенного использования (ВРИ), которые и определяют, что можно делать на этой территории.
Приказ Федеральной службы земельного кадастра от 15.06.2001 № П/119 п. 6.2.13 говорит о том, что если категорию земли невозможно определить, то в документах Государственного кадастра недвижимости отмечают, что она не установлена. Подразумевается, что явление это временное, так как в соответствии с ФЗ 172 все земли должны иметь свою категорию. В ст.8 и ст.14 ФЗ 172 определяется порядок отнесения и перевода в категорию (подробнее о том, как происходит установление категории можно узнать тут).
В соответствии со ст. 103 ЗК РФ в случае отсутствия принадлежности участка, его относят в категорию земель запаса.
Статья 103. Земли запаса
- К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
- Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
У таких земель нет целевого использования, поэтому для какой-либо деятельности необходим переход в другую категорию.
Есть ли при этом разрешенное использование?
Если категория не установлена, то земля находится в подвешенном состоянии, «вне закона», поэтому ни о каком ВРИ не может быть речи. Нельзя заключать сделки, оформлять правоустанавливающие документы. Запрещено и непосредственное использование участка: строительство, фермерство, другая деятельность. На деле такие участки умудряются продавать, используя различные уловки.
Единственный выход – добиться присвоения участку нужной категории. Процесс этот трудный и зависит от множества факторов.
Что делать собственнику?
Опытные юристы считают такие дела очень сложными, по их подсчетам лишь 4 заявления из 10 удовлетворяют без судебного процесса. Попытаться все-таки стоит, поэтому рассмотрим весь процесс такого перевода.
Порядок установления и отнесения
Так как подобные участки относят к землям запаса, то нужно будет делать не присвоение, а перевод в другую категорию. В ст. 3 ФЗ 172 указан порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель и участков в другую категорию, а также установления принадлежности к категории:
- Для установления категории гражданин должен направить соответствующее ходатайство в орган исполнительной власти, или местный муниципалитет.
- К ходатайству необходимо приложить документы, которые будут подтверждением статуса участка и его принадлежности.
- Решение принимается в течение месяца.
- В случае положительного ответа, составляется акт о переводе земли из одной категории в другую.
- Срок перевода может быть назначен по закону либо 2, либо 3 месяца.
- Заявитель получит ответ в течение 2 недель со дня составления акта.
- Отказ от перевода может быть обжалован в суде.
В акте будет содержаться следующая информация:
- Основания для изменения категории.
- Местоположение, границы, кадастровый номер и площадь.
- Из какой категории в какую.
Необходимые документы
Для того чтобы подкрепить ходатайство, необходимо предоставить следующую документацию:
- Выписка из государственного земельного кадастра на данный участок.
- Удостоверяющие личность документы заявителя (оригиналы и копии).
- Выписка из ЕГРП о правах на участок.
- Заключение экологической экспертизы (в некоторых случаях).
- Согласие собственников участка на перевод.
- Расчеты потерь категории, из которой осуществляется перевод.
Раньше, в период РСФСР и становления РФ участки выдавали на основании государственных актов права собственности, пожизненного владения, использования и наследования. Такие документы могут стать основанием принадлежности участка к определенной категории, потому что в них указывалось целевое назначение.
Как составить ходатайство?
В ходатайстве обязательно упоминают следующие данные:
- Кадастровый номер.
- Категория земель, к которой относится участок, и куда предполагается переход.
- Основания для перевода.
- Права заявителя в отношении участка.
- Ходатайство оформляют на специальном бланке.
Главное, что нужно сделать – найти хоть какую-то документальную ниточку, которая связывает участок с определенной категорией.
Стоимость и госпошлина
Госпошлина за перевод из категории в категорию равна 30% от кадастровой стоимости участка. Эту стоимость определяет государственная независимая экспертиза. Информация хранится в государственном кадастре, чтобы узнать стоимость, можно заказать выписку.
Куда обращаться?
Закон говорит о том, что занимается подобным вопросом орган исполнительной власти или местного самоуправления. Поэтому идти нужно в администрацию. Там могут направить в конкретный отдел, или специалисту по земельным вопросам. Направить ходатайство и пакет документов можно через МФЦ, но в этом случае необходимо быть уверенным в полноте собранных данных.
Порядок действий
Поэтапно порядок действий будет таким:
- Собрать документы из списка, а также любые подтверждения принадлежности к категории и целевому назначению.
- Оформить ходатайство в муниципалитете и передать им документы.
- Получить акт о решении органов власти.
- В случае отказа без предусмотренных законом причин, подать исковое заявление в суд о переводе участка из земель одной категории в другую.
Можно ли самому выбрать новую категорию?
В ходатайстве заявитель указывает желаемую категорию на свое усмотрение. Однако местные власти могут решить по-другому в связи со спецификой расположения участка и генплана населенного пункта. Лучше заранее поинтересоваться, какие категории наиболее доступны в конкретном случае. И указать свои пожелания в соответствии с рекомендациями.
П.4 ст. 14 ФЗ 172 говорит о том, что, если категория не определяется, возможно следующее распределение: участки внутри населенного пункта отнести к категории населенных пунктов, участки на территории сельскохозяйственных земель отнести к соответствующей категории целевого использования.
Как происходит присвоение?
Акт, который подтверждает отнесение или перевод участка в определенную категорию является самостоятельным правовым документом, который действует в конкретном случае, а не является законодательным актом для других подобных случаев. В соответствии с законом местный муниципалитет вправе принимать подобные решения, если они не противоречат законам Российской Федерации.
Принятое решение в виде акта о переводе направляют в орган государственного кадастрового учета. Оттуда направляется извещение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, где данные регистрируют. После регистрации участок официально принадлежит к другой категории. Переоформлять собственные документы не нужно.
Как быть, если в правоустанавливающих документах данные есть, а в реестре — нет?
Земли могут быть отнесены к категории на основании данных из ЕГРН и правоустанавливающих документов. Причем правоустанавливающие документы имеют большую юридическую силу. Если в них указана категория, то можно внести эти данные в Единый реестр прав на недвижимость.
По сути, достаточно обратиться в реестр, указав на соответствующий документ, а также на положение ФЗ 172 ст.14 п.2. Если документы действующие, и соответствуют всем нормам, в реестре должны внести соответствующие поправки относительно данного участка.
Если там отказывают, то нужно пойти по пути ходатайства в органы местной власти. В этом случае основанием станут правоустанавливающие документы, где указана категория земель.
Заключение
Если дело все-таки дошло до суда необходимо хорошо подготовиться в знании законов, на основании которых суд может принять положительное решение. Например, указать, что этот участок принадлежит гражданину, есть правоустанавливающие документы, что невозможно для земель без категории.
Необходимо искать любые документы, в которых есть хотя бы намек о целевом назначении, категории или разрешенном использовании. Грамотный юрист способен осуществить подобный перевод успешно и без проволочек. Самостоятельно можно браться за дела, где истина очевидна.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
8 (800) 350-29-87 (Москва)
Это быстро и бесплатно !
Источник
Разъяснения позиции Верховного Суда по видам разрешенного использования земельных участков
Национальная кадастровая служба (члены РГУД) подготовила разъяснения позиции Верховного суда о видах разрешенного использования (Обзор практики утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018)
Верховным судом Российской Федерации с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов подготовлен Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018) (далее – Обзор)
Основные выводы Обзора:
1. Собственник вправе самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка без дополнительных разрешений и согласований. Необходимым условием для реализации такого права является наличие утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки и соответствие выбранного вида разрешенного использования видам, установленным для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок.
Суд пояснил, что изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в таком случае осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
2. Изменение арендатором находящегося в публичной собственности земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов, в связи с чем:
- арендатор находящегося в публичной собственности земельного участка не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов;
- изменение вида разрешенного использования земельного участка на иной, предусмотренный градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
3. Основным условием принятия решения как предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, так и об отказе в предоставлении такого разрешения является соблюдение установленных в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — ГрК РФ) административных процедур, в том числе проведение публичных слушаний или общественных обсуждений.
4. Предоставление земельного участка исключительно для размещения объектов в соответствии установленным градостроительным регламентом вспомогательным видом его разрешенного использования, не допускается.
Суд разъяснил, что правило об использовании вспомогательных виды разрешенного использования совместно с основными и условно разрешенными видами использования установлено для одного земельного участка и не может толковаться как предоставление права осуществлять основной вид разрешенного использования на одном земельном участке, а вспомогательный – на другом, смежном с ним, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования.
5. Установление правилами землепользования и застройки территориальной зоны без учета существующего землепользования не противоречит нормам ГрК РФ и не может быть признано нарушением прав и законных интересов собственников соответствующих земельных участков.
Доводы суда:
- генеральный план является документом, определяющим стратегию градостроительного развития муниципальных образований, в связи с чем он может не соответствовать фактическому использованию территории и допускать потенциальное изменение ее назначения;
- основой для подготовки правил землепользования и застройки является генеральный план, в связи с чем неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны с учетом перспектив градостроительного развития, установленных генеральным планом, противоречит нормам ГрК РФ;
- положения части 8 статьи 36 ГрК РФ, пункта пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривают возможность использования земельных участков по прежнему назначению без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
6. Вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен органом публичной власти в случае, если он не был определен при предоставлении такого земельного участка, при этом отказ органа публичной власти в совершении указанных действий является незаконным.
7. Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон правилами землепользования и застройки, могут включать в себя различные виды разрешенного использования с учетом особенностей градостроительного развития соответствующей территории и возможности сочетания таких видов разрешенного использования.
Так, суд признал установление для территориальной зоны «ведение огородничества» градостроительного регламента, включающего вид разрешенного использования «ведение садоводства», правомерным и не нарушающим прав правообладателей земельных участков в границах территориальной зоны на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе, на размещение на них садовых домов.
8. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в случае, если такой земельный участок не соответствует предельным размерам и параметрам, установленным для запрашиваемого вида разрешенного использования.
Как указал суд с учетом пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
При этом суд пояснил, что в подобных случаях правообладатель вправе обратиться за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в порядке, установленном статьей 40 ГрК РФ.
Источник