Распустить правительство что это значит
1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы .
4. Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, который подлежит рассмотрению в течение семи дней. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае если Правительство Российской Федерации в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии Правительству Российской Федерации откажет, Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов .
4.1. Председатель Правительства Российской Федерации, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, федеральный министр вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации .
5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. В случае освобождения от должности Президентом Российской Федерации или отставки Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, федерального министра Президент Российской Федерации вправе поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения .
6. Государственная Дума не может выразить недоверие Правительству Российской Федерации, а Председатель Правительства Российской Федерации не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями 3 — 5 статьи 109 Конституции Российской Федерации, а также в течение года после назначения Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации .
Источник
Транзит власти или переворот: что означает отставка правительства РФ и будет ли Путин президентом после 2024 года
15 января, спустя пару часов после традиционного послания президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию, об отставке Кабинета министров объявил Дмитрий Медведев. Означает ли это начало транзита власти или Россию ждет конституционный переворот, как будет выглядеть система управления страной после окончания четвертого президентского срока Путина, и в каком статусе останется у власти сам Путин — разбиралось hromadske.
Что предложил Путин в послании к Федеральному собранию
Путин предлагает кардинально изменить Конституцию РФ. Он хочет начать с перераспределения полномочий между ветвями власти и появления нового органа — Государственного совета.
Часть полномочий президента в этом случае будет передана парламенту. В частности, Госдума может получить право самостоятельно выбирать и утверждать кандидатуру премьер-министра.
Сейчас эта процедура выглядит так: президент предлагает кандидатуру премьера на утверждение парламенту и имеет право распустить его в случае, если тот трижды не может согласовать кандидатуру.
В ведении президента останется контроль за силовыми ведомствами и назначение их глав. Президент сможет подавать запрос в Конституционный суд с целью проверить на конституционность законы, принятые парламентом. Он сможет при поддержке Совета Федерации отстранять от обязанностей глав Верховного и Конституционного судов, увольнять премьера, его замов и министров.
Иностранным гражданством, а также видом на жительство, по мнению Путина, не должны обладать главы субъектов федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, председатель правительства и его заместители, министры, руководители иных федеральных органов, а также судьи. При этом эти ограничения уже есть в Федеральных законах.
Следующий кандидат на пост главы государства должен будет проживать на территории России не менее 25 лет (сейчас — 10 лет) и не иметь другого гражданства. Путин согласился, что один человек не может занимать пост президента более двух сроков подряд.
Путин также хочет установить приоритет российской Конституции над международным правом. Это означает, что международные договоры будут действовать на территории страны только в том случае, если «они не ограничивают права и свободы российских граждан».
Эти вопросы Путин предложил вынести на всероссийское обсуждение, хотя отметил, что предложенные поправки могут быть приняты парламентом.
Почему на самом деле речь не идет о всероссийском референдуме
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков говорит, что это будет голосование, а не референдум, и речь не идет об основополагающих статьях Конституции. Процедуру и сроки голосования президент определит отдельным указом. Само голосование может пройти уже в сентябре этого года, считают эксперты.
По мнению сопредседателя российского движения в защиту прав избирателей «Голос» Андрея Бузина, голосование вряд ли будут проводить в 2021 году, поскольку это последний год полномочий Государственной Думы. «Закон запрещает проводить всероссийский референдум в такой год. А вот в Единый день голосования 2020 года, то есть, 13 сентября — можно», — считает он.
Член экспертной группы при ЦИК, специалист по избирательному праву Аркадий Любарев считает, что голосование по указу президента не может иметь юридической силы: «То есть фактически нам будет предложен консультативный референдум (плебисцит), которого раньше не было».
Что касается принятия поправок парламентом, то Конституция 1993 года предусматривает, что основы конституционного строя, описанные в первых двух главах, изменяются специальной процедурой, которая требует созыва так называемого „Конституционного собрания“. «Из этого следует, что поправки должны быть внесены в главы 3-8 Конституции. А они могут быть приняты двумя третями Государственной Думы, тремя четвертями Совета Федерации и двумя третями субъектов Федерации. Сомнений в том, что все перечисленные субъекты „поправки Путина“ примут, у меня нет», — поясняет Андрей Бузин.
По словам российского политолога, учредителя и издателя Информационного агентства «Политсовет» Федора Крашенинникова, Путин, как человек, который очень боится любой неопределенности, сделает все, чтобы переписать Конституцию практически полностью и без всякого референдума: «У Путина есть целый аппарат людей, умеющих так истолковать законы».
О голосовании граждан за пакет правок Путин заявил, скорее всего, в популистских целях. «А почему бы власти не устроить такую пиар-акцию? — считает Андрей Бузин. — Вопрос лишь в том, окупится ли это мероприятие пропагандистским эффектом. Примеры референдумов в Крыму и Донецке говорят о том, что особых проблем с организацией референдума не будет. Ну, позубоскалят отечественные и зарубежные наблюдатели; они и раньше этим занимались».
Почему правительство отправили в отставку и что будет с Медведевым
Новость об отставке правительства России стала неожиданностью для членов кабмина, об этом «Новой газете» рассказали источники в правительстве. «Все в шоке, вопрос, что дальше будет», — заявил один из них. «Ни в одном министерстве ничего не знали о грядущей отставке, даже на высшем уровне. Более того, мои коллеги из Администрации президента тоже не были в курсе. Видимо, это было во многом спонтанное решение. Либо Путин и Медведев все решили между собой, либо Медведев взбрыкнул и решил, что с него хватит», — добавил другой собеседник.
Федор Крашенинников считает, что отставка правительства Медведева связана с отсутствием доверия людей. Путин предложил уже бывшему премьеру пока несуществующую должность заместителя главы Совета безопасности РФ. Это явное понижение для уже бывшего премьер-министра.
«Новый пост для Медведева, это, по сути, ритуальное унижение. Могли бы сделать председателем Конституционного суда, а сделали заместителем (Николая) Патрушева», — считает Крашенинников.
Главой Совбеза является Владимир Путин. Совет безопасности РФ, в частности, обеспечивает безопасность и контроль государственной политики, оценивает военную опасность и военную угрозу, разрабатывает мер по их нейтрализации.
Публицист и политолог, участник Конституционного совещания по разработке новой Конституции РФ в 1993-1994 гг. Георгий Сатаров в комментарии hromadske отметил, что отставка правительства связана с тем, что нужно заставить экономику снова зарабатывать деньги, а для этого нужно другое правительство с определенными политическими возможностями:
«Сегодня дан старт транзиту российской власти. При этом речь идет о необходимости обеспечения стабильности. Путин боится нестабильности, а транзит — это нестабильное состояние системы. При этом все осознают, что транзит неизбежен. Все эти поправки в Конституцию работают на обеспечение транзита, как можно более безболезненное его прохождение и возвращение в стабильное состояние».
В то же время Сатаров уверен, что новая должность Медведева сыграет важную роль в этом сценарии: «Эту программу транзита явно разрабатывала не “силовая башня Кремля”. Поэтому над силовиками теперь нужен будет контроль. С этой целью и вводят Медведева, одного из самых доверенных людей Путина, в состав Совета безопасности, органа, контролирующего силовые структуры», — считает он.
К слову, Медведев стал абсолютным рекордсменом в новейшей российской истории по времени работы премьером – он занял эту должность 8 мая 2012 года и провел на посту больше семи лет и восьми месяцев. Спустя два часа после отставки Путин внес кандидатуру на пост премьера — им стал глава Федеральной налоговой службы России Михаил Мишустин, по сути, малоизвестный чиновник, который занимал этот пост с 2010 года.
Источник
Статья 117. Правительство Российской Федерации может подать в отставку.
1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы .
4. Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, который подлежит рассмотрению в течение семи дней. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае если Правительство Российской Федерации в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии Правительству Российской Федерации откажет, Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов .
4.1. Председатель Правительства Российской Федерации, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, федеральный министр вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации .
5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. В случае освобождения от должности Президентом Российской Федерации или отставки Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, федерального министра Президент Российской Федерации вправе поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения .
6. Государственная Дума не может выразить недоверие Правительству Российской Федерации, а Председатель Правительства Российской Федерации не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями 3 — 5 статьи 109 Конституции Российской Федерации, а также в течение года после назначения Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации .
Источник
Время новых: почему Владимир Путин распустил правительство?
Фото © ТАСС / Астахов Дмитрий
Президент решил, что нынешний кабинет министров выполнил свою функцию и может уходить в отставку. На место нынешних министров придут новые — с новыми задачами и новыми перспективами.
Не прошло и нескольких часов после оглашения Послания президента Федеральному собранию, как страна уже увидела первые его итоги. Премьер-министр России Дмитрий Медведев и его кабмин подали в отставку. Возможно, кто-то из министров в итоге будет переназначен на свой пост. Однако сам теперь уже бывший премьер Медведев (отработавший на этой должности почти восемь лет) получил новое назначение. Он станет заместителем секретаря Совбеза.
Решение президента о перезагрузке кабмина объясняется несколькими моментами. Во-первых, перед министрами финансово-экономического блока будут стоять новые задачи, обозначенные Путиным в ходе нынешнего обращения. Речь идёт о колоссальной программе по социальному стимулированию (Алексей Кудрин уже подсчитал, что речь идёт о почти 500 миллиардах рублей). Нынешние министры, как известно, очень эффективно умели деньги копить (благодаря чему стране удалось пройти через ряд финансовых кризисов без дефолтов и катастроф), однако не очень стремились эти деньги тратить на проекты внутри страны. Президент весьма чётко дал понять: без серьёзных трат и расходов не удастся добиться ни экономического рывка, ни демографического.
Во-вторых, настала пора ставить премьера с прицелом на будущее. Ни для кого не секрет, что Владимир Путин не желает оставаться на очередной срок после 2024 года, а значит, ему необходимо готовить преемника. Обкатывать его, испытывать, накачивать знаниями и опытом управления. Не исключено, что потенциальный преемник сейчас и займёт должность премьер-министра, дабы последующие четыре года иметь возможность вникнуть в дела и себя проявить. По крайней мере, если мы берём пример Китая (где схема передачи власти от уходящего главы преемнику с обязательным надзором за преемником в течение нескольких последующих лет является, возможно, образцом для России), то процесс обучения в полевых властных условиях как раз и занимал четыре года. Впрочем, нельзя исключать, что новый премьер будет техническим и отработает до выборов в Госдуму 2021 года.
Наконец, в-третьих, России нужны новые, молодые министры, которые готовы работать в условиях новых политических реалий. Собственно, Дмитрий Медведев сам сказал, что будет резко меняться баланс властей. С подачи Владимира Путина Россия трансформируется из суперпрезидентской республики в президентско-парламентскую. Решение более чем правильное — оно не только снимает груз ответственности с главы государства, но и взращивает эту самую ответственность в министрах, губернаторах, но прежде всего депутатах. После проведения соответствующей конституционной реформы роль Федерального собрания резко возрастает, в том числе и его участие в процессе формирования кабинета министров. Эти изменения, конечно, займут время и потребуют очень серьёзного пересмотра отношения депутатов к своим обязанностям, но они также потребуют и налаживания серьёзного диалога между Госдумой и кабинетом министров. Как минимум после 2021 года (когда Россия получит новую Государственную думу).
По сути, уход кабинета Дмитрия Медведева может стать началом не только транзита власти, но и переходного периода в российской политической системе. Вряд ли переход этот станет простым, он может сопровождаться эксцессами, нестабильностью и даже провокациями как со стороны внешних сил, так и внутренних игроков, незаинтересованных в успешном развитии страны после 2024-го. А значит, новый кабмин просто обязан будет работать на пределе своих возможностей, дабы реализовать обещания президента, обеспечить явный для всех экономический рост, получить поддержку населения и тем самым обеспечить стабильный и эффективный транзит власти в стране.
Источник