Что такое IPO и SPO и можно ли на этом заработать?
Российский фондовый рынок начал 2017 год сделками SPO ряда публичных компаний (ТМК, ФосАгро, Северсталь выпускает конвертируемые облигации на $250 млн), а также появлением нового участника рынка акций — вышла на IPO компания «Детский мир». Попробуем разобраться, что это значит и можно ли на этом заработать.
IPO (Initial Public Offering) — процедура публичного размещения акций акционерного общества для неограниченного круга инвесторов. Переход компании из частной в публичную дает ряд преимуществ, например:
- Привлечение денег на более выгодных, чем у частных компаний условиях. Статус публичности не только открывает доступ компании к новому источнику финансирования — рынку, но и облегчает получение традиционных кредитных ресурсов
- Максимизация и оценка стоимости компании. Когда акции компании торгуются на бирже, то стоимость компании оценивается рынком в биржевых котировках. Если компания работает эффективно, показывает высокие темпы роста как производственных, так и финансовых показателей, открыта и прозрачна – ее акции привлекательны для инвесторов, а значит растут в цене, что приводит к росту стоимости компании и увеличению долей каждого из акционеров в абсолютном выражении.
- Повышение узнаваемости и престижа. Высокий уровень корпоративного управления в публичных компаниях повышает ее стоимость и как следствие повышает узнаваемость и имидж такой компании. Публичную компанию закон обязывает проводить регулярные аудиторские проверки, а значит, ее финансовая деятельность более прозрачна, часто в компаниях есть независимый член совета директоров, что вызывает дополнительную уверенность к компании со стороны иностранных инвесторов
Кроме того, существует и ряд недостатков:
- Стоимость проведения IPO. Перед выходом на биржу организаторы размещения (андеррайтеры, букраннеры, соменеджеры биржи и пр.) проводят огромную работу, от которой зависит успешность размещения акций, поэтому это затратное мероприятие и сэкономить здесь без потери качества не получится.
- Предоставление информации. Публичность означает для компании открытость, компания должна будет раскрывать данные по структуре акционеров, предоставлять квартальные и годовые отчеты, проводить аудиторские проверки, встречаться и общаться с миноритарными акционерами
Подготовка к IPO нередко занимает год и более, при тщательном планировании мероприятий и привлечении квалифицированных, опытных консультантов влияние позитивных факторов легко затмевают затраты и неудобства, связанные расходами на проведение IPO и раскрытием информации.
Для инвесторов нельзя однозначно сказать, что участие в IPO — это хороший способ заработать. Есть как положительные примеры (Московская биржа, АЛРОСА, Магнит), так и отрицательные (ВТБ, ТМК, ДВМП). При принятии решения инвестор должен проанализировать качество эмитента, его кредитные метрики, состояние отрасли, состояния рынка IPO в целом, экономической, политической ситуации стране и др. факторы. Сделать это рядовому инвестору не представляется возможным, поэтому существует команда аналитиков (обычно со стороны организаторов торгов), которая проводит анализ и презентует его широкому кругу потенциальных инвесторов.
Первое за 10 лет IPO нефтяной компании — «Русснефть», — которое прошло в ноябре 2016 года, пока не приносит плодов инвесторам, цена акции за 2 месяца примерно равна цене размещения (550 рублей) и пока мы достаточно осторожны в своих прогнозах по этому эмитенту. Куда более интересным выглядит IPO «Детского мира», участие в котором мы рекомендовали своим клиентам. Компания является крупнейшей розничной сетью детских товаров с широкой географией и высокими темпами роста (выручка CAGR 2011-2015 137%, рост числа магазинов CAGR 2012-2016 25%). Мы рекомендуем покупать акции «Детский мир» с целью 95-100 рублей до конца 2017 года.
SPO (Secondary Public Offering) — публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам. Благодаря данному размещению, количество акций в свободном обращении (free-float) растет, потому что общее количество акций не меняется, а один из акционеров продает свои акции неограниченному кругу инвесторов. Рассмотрим это с точки зрения инвестора и сделаем предположение, что SPO может являться триггером к росту котировок акций. Вторичное размещение акций повышает количество акций в свободном обращении, увеличивает ликвидность и повышает интерес со стороны иностранных инвесторов.
Например, 15 ноября 2016 года компания ИнтерРАО была включена в расчет индекс MSCI Russia (фондовый индекс российского рынка, входящий в группу индексов развивающихся рынков MSCI Emerging Markets), а компания Мегафон была исключена из него. В итоге в последующие пять торговых дней акции первой компании выросли на 7,5%, а акции второй упали на 6,5%. Но для инвестора важнее предугадывать данные события, а не покупать акции «по факту», когда большая часть движения акций уже отыграна и заложена в ожиданиях рынка. Одним из инструментов, как раз является проведения SPO и его оценка в виде возможного дальнейшего влияния на изменения количества акций в свободном обращении.
Актуальной идеей с точки зрения SPO, увеличения акций в свободном обращении, последующем интересе со стороны иностранных инвесторов (ориентирующиеся на глобальные индексы, например MSCI) и как следствие рост котировок могут стать акции компании НЛМК. Основной акционер компании Владимир Лисин в декабре объявил о продаже 1,5% акций, это увеличит free-float до 16%, что дает шансы компании быть включенной в вышеназванный индекс, в соответствии с их методикой расчета. Так в 2017 году индекс MSCI будет пересматриваться 9 февраля, 15 мая, 10 августа и 13 ноября, обычно полугодовые пересмотры (май и ноябрь) носят более кардинальный характер, поэтому мы рекомендуем покупать акции компании НЛМК на срок до 15 мая 2017 года под идею возвращения бумаг в индекс MSCI Russia спустя 4 года.
Источник
Что такое SPO. Можно ли на нем заработать?
Всем привет! В этой статье хочу рассказать о мало известном SPO (seconfary public offering). Что это такое и как на нем заработать частному инвестору.
Что такое SPO.
SPO (secondary public offering) — это вторичное публичное предложение акций. Во время вторичного предложения, инвесторам предлагается купить акции компании, чуть ниже рыночной цены. А компания получает финансирование для своих проектов без привлечения кредитов. Источником акций может выступать существующий крупный акционер или дополнительная эмиссия.
В чем экономический смысл SPO?
Смысл заключается в том, что уже публичная компания нуждается в финансировании для реализации своих целей и с помощью вторичного размещения акций хочет привлечь акционерный капитал. Также есть второй положительный момент для компании. После проведения размещения количество акций в свободном обращении увеличивается, повышается ликвидность и у эмитента появляется больше шансов попасть в какой-нибудь индекс, что автоматически вытолкнет котировки вверх.
Основным моментом , на который стоит обратить внимание при SPO, является источник акции для размещения. Если часть своих акций продает один из крупных акционеров, на мой взгляд это лучше, чем дополнительная эмиссия, которая является вторым источником. Иногда источником выступают сразу из акционер и дополнительная эмиссия.
Выгоды для инвесторов?
Основной мотив участия инвесторов — это покупка акций с дисконтом к рыночной цене. Возьмем пример с недавним SPO TCS Group (Тинькофф банк). Банку нужно было привлечь 300 млн. долларов для обеспечения роста своего кредитного портфеля для чего решили провести SPO за счет дополнительной эмиссии. Изначально инвесторам было предложено купить бумаги по $17.5, но из-за большого спроса цена выросла и составила $18. Что оказалось всего на 20 центов ниже биржевой цены актива. Это пример удачного размещения, про которое можно прочитать тут . Но не всегда все проходит так гладко. И об этом нужно помнить.
Как участвовать?
Теперь я вас расстрою. Участвовать во вторичном предложении акций можно только по подписке. А этого, не предлагает ни один мой брокер . Однако, я нашел решение данной задачи. Благодаря ему я получу доступ ко всем проводимым в США IPO и SPO с желательным периодом удержания акций всего 31 день (будет влиять на аллокацию ). Одним словом, хочу заявить, что начал движение в сторону создания структуры, которая откроет мне доступ ко всем IPO и SPO, проводимым в США, а также к внебиржевым акциям таким как SpaceX, Robinhood на супер адекватных условиях.
Источник
Что такое SPO?
SPO (Secondary Public Offering) — вторичное публичное размещение акций, которые, как правило, принадлежат создателям компании или венчурным фондам. Причём площадки размещения акций в рамках IPO и SPO могут отличаться. Чтобы понять, как повлияет SPO на дальнейшую судьбу компании, следует детально изучать причины и особенности проводимого SPO.
При этой процедуре количество бумаг в свободном обращении (free float) вырастет. Как правило, это не плохо. Рост акций в свободном обращении способствует повышению ликвидности, привлекает интерес институциональных инвесторов, крупных инвестиционных фондов. Это, в свою очередь, снизит волатильность и минимизирует риски турбулентного движения акций на рынке. Общее количество выпущенных акций при процедуре SPO не изменяется.
Часто бывает, что на определенном этапе развития компании собственники принимают решение о продажи части принадлежащих им акций на открытом рынке (бирже). Причин для этого может быть много. Первое, что приходит на ум — получения прибыли, желание совладельца выйти из актива, возможно, приобрести на вырученные средства другой актив.
Часто вторичное размещение SPO путают с допэмиссией (FPO-Follow-on Public Offering), смешивая, тем самым, коренные различия в процедурах. SPO — это, по сути, законное право собственника продать имеющиеся у него акции. Доля акционеров при проведении процедуры SPO не размывается. В то время как FPO (или допэмиссия) требует повторного проведения андеррайтинга и подпадает под контроль регуляторов. Доля компании, приходящаяся на акцию, размывается. О процедуре FPO я расскажу поподробнее в следующей статье.
Однако далеко не всегда SPO является положительным процессом для акций компании. Также возможна ситуация, когда кто-либо из акционеров решает зафиксировать свою прибыль, считая, что в дальнейшем компания будет развиваться с трудом, и продаёт свой пакет, частично или полностью на открытом рынке. И часто, если цена акций, размещаемых в SPO, лежит ниже рыночной стоимости, инвесторами это воспринимается как негативный фактор. Хотя не стоит забывать, что цена может быть выражением того, как быстро продающему акционеру необходимо завершить данную процедуру. Так, если SPO необходимо провести в сжатые сроки, то цену размещения часто делают несколько ниже, если же, наоборот, время позволяет получить лучшую котировку, то SPO проходит по более высокой цене.
Согласно законодательству, компания-эмитент перед SPO обязана оповестить об этом событии действующих акционеров, так как у них есть преимущественное право на покупку акций в рамках описываемой процедуры. И их заявки на покупку акций будут исполнены в первую очередь. Однако также может быть установлен временной мораторий на их последующую продажу — Lock Up.
Как правило, SPO проиcходит с дисконтом к рыночной стоимости — инвесторов нужно заинтересовать в приобретении бумаг выгодной ценой. В совокупности эти два фактора обеспечивают просадку котировок в первое время после продажи.
Позитивный момент в SPO — благодаря нему ликвидность бумаг и free-float увеличиваются. Это может способствовать включению акций в базы расчета индексов, к примеру S&P500, на которые ориентируются крупные фонды. Попадание в индекс может привести к притоку капитала — это дополнительный спрос на акции, из-за чего цена растет.
Так как включение в индексы процесс не быстрый, то получается ситуация, когда в первое время после SPO акции падают, но в средне- и долгосрочной перспективе просадка выкупается, и бумаги растут. Конечно, есть и исключения, но часто правило работает.
Больше полезных материалов в моем канале 👉 Инвестиции на миллион
Источник
Зачем компании проводят IPO/SPO в России, и как это сделать
В сети можно часто встретить истории о том, как основатели компании вывели ее на биржу, провели IPO и стали миллиардерами. Почти это про зарубежные биржи, в основном из США, но провести IPO (а затем и SPO) можно и в России. Как и зачем компании размещают свои акции на Московской бирже? Об этом дальше.
Если компании нужно привлечь капитал, она размещает акции на бирже. Теперь купить ее акции может любой. Это и называется IPO (initial public offering).
Помимо “живых” денег, которые компания получает и может вкладывать в новые проекты, у процедуры IPO есть и другие плюсы. Например, возможность предлагать топ-менеджерам не только зарплату, но и акции, переманивая лучших специалистов. Кроме того, IPO обычно хорошо влияет на имидж компании: потенциальным инвесторам и партнерам становится очевидно, что она вышла на новый, весьма высокий уровень развития.
Если на бирже проводят размещение не только что выпущенных акций, а бумаг, которые уже принадлежат акционерам, это называется SPO (Secondary Public Offering). Повторное предложение рынку ценных бумаг. Такой шаг позволяет увеличить количество акций в свободном обращении (free-float), не выпуская дополнительных акций и не обесценивая их. Таким способом компании повышают ликвидность акций и стимулируют интерес инвесторов.
Если компании необходимо развиваться за границей и важно найти иностранных инвесторов или руководство уверено, что достаточно денег в России привлечь не удастся, IPO проводят на зарубежных биржах.
Но если компания считает, что и в России сможет получить достаточный объем инвестиций и интересов за границей не имеет, то процесс подготовки IPO/SPO на родине вполне подойдет. Одна из главных причин — стоимость всего процесса.
Обычно, чтобы справиться с формальностями, нанимают инвестиционную компанию — андеррайтера. Он решает такие вопросы, как подготовка документов, их согласование с регулирующими органами и проработка технических деталей: стоимость акций, объем размещения. В России все все это стоит меньше, а весь путь подготовки к IPO обычно занимает от нескольких месяцев до года.
На Московской бирже регулярно проходят IPO и SPO, компании предлагают инвесторам свои акции и облигации. Вот несколько успешных примеров таких размещений:
- Еще в 2014 году дополнительное размещение своих акций на Московской бирже провел «Яндекс».
- В феврале 2017 года на Московской бирже состоялось IPO «Детского мира» — компания предложила инвесторам акций на 21,1 млрд руб
- В том же году свои облигации на 2,7 млрд рублей разместила компания Softline (АО «Софтлайн Трейд») — IPO прошло при участии экспертов ITI Capital.
- В 2016 году акций на 32,4 млрд руб. ($501,33 млн) разместила в ходе IPO компания ПАО НК «Русснефть», сопровождали процесс мы, ITI Capital.
Конечно, что только самые громкие примеры, но далеко не все. Деловые СМИ регулярно составляют подборки наиболее успешных российских IPO. Чтобы знать о последних — следите за событиями.
Статус публичной компании дает не только преимущества, но и предполагает некоторые ограничения. Пожалуй, руководству компаний стоит помнить о них.
Один из главных «минусов» — необходимость разглашать информацию о компании. Публичные компании обязаны публиковать финансовые отчеты о своей деятельности — показатели в этих документах могут влиять на стоимость акций на бирже.
Кроме того, регулирующие органы (в США – SEC, в нашей стране – Банк России) проводят аудиты и пристально следят за деятельностью публичных компаний. Затраты на соответствие таким требованиям могут быть весьма значительными.
Публичность накладывает определенный отпечаток и на деятельность компании — инвесторы и акционеры ждут роста показателей и, как следствие, цены акций. Это может приводить к тому, что менеджмент начнет уделять больше внимания краткосрочным целям, а не решению задач, которые могут обеспечить долгосрочный рост.
Несмотря на некоторые сложности, IPO (а затем и SPO) на Московской бирже – эффективный способ привлечь капитал, а значит и возможность для развития бизнеса.
Напишите нам, и мы поможем организовать IPO/SPO на российском фондовом рынке.
Читайте обзоры, аналитику рынков и инвестидеи в Telegram-канале ITI Capital
Источник