Протестанты что это значит

Протестантизм. Краткая справка

Про­те­стан­тизм (от лат. protestatio, onis f [protestor] – про­воз­гла­ше­ние, заве­ре­ние; в отд. слу­чаях – воз­ра­же­ние, несо­гла­сие) – сово­куп­ность рели­ги­оз­ных общин (около 20 000 дено­ми­на­ций), каждая из кото­рых отож­деств­ляет себя с Цер­ко­вью Божьей, Хри­сто­вой, пола­гает, что испо­ве­дует чистую веру, осно­ван­ную на Еван­ге­лии, на учении святых апо­сто­лов, но в дей­стви­тель­но­сти пред­став­ляет собой псевдо­хри­сти­ан­скую общ­ность, или секту. В основе веро­уче­ния каждой про­те­стант­ской общины, а также в основе норм бого­слу­же­ния и бого­по­чи­та­ния лежит свое­об­разно интер­пре­ти­ро­ван­ное бого­от­кро­вен­ное учение, изло­жен­ное в Свя­щен­ном Писа­нии, глав­ным обра­зом — в кано­ни­че­ских Книгах Нового Завета.

Про­те­стан­тизм обра­зо­вался в ходе Рефор­ма­ции, в XVI в. При­чи­ной начала рефор­ма­ци­он­ных дви­же­ний стало недо­воль­ство отдель­ных пред­ста­ви­те­лей Римско-Като­ли­че­ской церкви зло­упо­треб­ле­ни­ями со сто­роны её пас­тыр­ства, и прежде всего со сто­роны рим­ских пап. Лиде­ром рели­ги­оз­ной рево­лю­ции стал Мартин Лютер. Его планы заклю­ча­лись в частич­ной реформе церкви и огра­ни­че­нии власти папы. Первое откры­тое выступ­ле­ние Лютера против поли­тики като­ли­че­ской церкви состо­я­лось в 1517 году. Затем Лютер разо­слал тезисы своим дру­зьям. Изданы они были в январе 1518 года. Также ранее счи­та­лось, что рефор­ма­тор пуб­лично и яростно осудил тор­говлю индуль­ген­ци­ями, однако он не отри­цал пра­во­мер­ность и дей­ствен­ность индуль­ген­ций, но только зло­упо­треб­ле­ния в их выдаче. Его 71‑й тезис гласил: «Кто гово­рит против истины пап­ских отпу­ще­ний – да будет тот предан ана­феме и про­клят».

Читайте также:  Бесявая женщина что это значит

Дру­гими осно­во­по­лож­ни­ками про­те­стан­тизма, помимо Мар­тина Лютера, были Ж. Каль­вин, У. Цвингли, Ф. Меланх­тон.

Про­те­стан­тизм, в силу доста­точно воль­ного отно­ше­ния к мето­дам и при­ё­мам интер­пре­та­ции Свя­щен­ного Писа­ния, очень неод­но­ро­ден и вклю­чает в себя тысячи направ­ле­ний, хотя в общем, в какой-то мере, пока ещё раз­де­ляет хри­сти­ан­ские пред­став­ле­ния о Боге Троице, еди­но­су­щии Боже­ских Лиц, Бого­че­ло­веке Иисусе Христе (Вопло­ще­нии, Искуп­ле­нии, Вос­кре­се­нии Сына Божия), о бес­смер­тии души, рае и аде, Страш­ном Суде и т. д.

Довольно резкая раз­ница между Пра­во­сла­вием и про­те­стан­тиз­мом усмат­ри­ва­ется в отно­ше­нии учения о Церкви, и это есте­ственно, ведь если бы про­те­станты согла­си­лись с пра­во­слав­ным (или даже с като­ли­че­ским) уче­нием, им не оста­лось бы ничего иного, кроме как при­знать свои «церкви» лож­ными. Помимо того, что про­те­стан­тизм отвер­гает учение о Пра­во­слав­ной Церкви как един­ственно истин­ной и спа­си­тель­ной, про­те­станты, частично или пол­но­стью, отри­цают цер­ков­ную иерар­хию (свя­щен­но­на­ча­лие), Таин­ства, авто­ри­тет Свя­щен­ного Пре­да­ния, на основе кото­рого стро­ится не только тол­ко­ва­ние Свя­щен­ного Писа­ния, но и бого­слу­жеб­ная прак­тика, аске­ти­че­ский опыт хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков, почи­та­ние святых и инсти­тут мона­ше­ства.

Пять глав­ных веро­учи­тель­ных тези­сов клас­си­че­ского про­те­стан­тизма:

  1. Sola Scriptura – «Только Писа­ние».
    Библия (Свя­щен­ное Писа­ние) про­воз­гла­ша­ется един­ствен­ным и само­ин­тер­пре­ти­ру­е­мым источ­ни­ком веро­уче­ния. Каждый веру­ю­щий имеет право тол­ко­вать Библию. Однако даже первый про­те­стант Мартин Лютер заме­чал: «Сам дьявол может цити­ро­вать Библию с боль­шой поль­зой для себя». Сви­де­тель­ством без­рас­суд­но­сти стрем­ле­ния понять Библию лишь соб­ствен­ным падшим разу­мом явля­ется всё умно­жа­ю­ще­еся дроб­ле­ние про­те­стан­тизма на мно­же­ство тече­ний. Ведь еще в древ­но­сти св. Иларий Пик­та­вий­ский гово­рил в посла­нии к импе­ра­тору Кон­стан­тину: Писа­ние не в словах, а в их пони­ма­нии.
  2. Sola fide – «Только верой». Это учение об оправ­да­нии только верой, вне зави­си­мо­сти от совер­ше­ния добрых дел и любых внеш­них свя­щен­но­дей­ствий. Про­те­станты отри­цают их зна­че­ние в каче­стве источ­ника спа­се­ния души, считая их неиз­беж­ными пло­дами веры и сви­де­тель­ством про­ще­ния.
  3. Sola gratia – «Только бла­го­да­тью».
    Это док­трина о том, что спа­се­ние — это благой дар от Бога чело­веку и сам чело­век не может участ­во­вать в своем спа­се­нии.
  4. Solus Christus – «Только Хри­стос».
    Спа­се­ние воз­можно только через веру во Христа. Про­те­станты отри­цают хода­тай­ство Бого­ро­дицы и других святых в деле спа­се­ния, а также учат, что цер­ков­ная иерар­хия не может быть посред­ни­цей между Богом и людьми, считая, что веру­ю­щие пред­став­ляют собой «все­об­щее свя­щен­ство».
  5. Soli Deo gloria – «Только Богу слава»
    Тезис о том, что чело­век должен почи­тать только Бога.
Читайте также:  Каминг аут что значит ответы майл ру

Учи­ты­вая, что про­те­стан­тизм – не единое рели­ги­оз­ное направ­ле­ние, но раз­дроб­лен­ное на мно­же­ство част­ных, выше­ука­зан­ные заме­ча­ния при­ло­жимы к раз­лич­ным про­те­стант­ским общи­нам в раз­лич­ной мере. Так, люте­ране и англи­кане при­знают необ­хо­ди­мость иерар­хии, хотя и не в таком виде, как оно при­сут­ствует в Пра­во­слав­ной Церкви. Отно­ше­ние к таин­ствам в разных общи­нах неоди­на­ко­вое: отли­ча­ется как, соб­ственно, отно­ше­нием к ним, так и коли­че­ством при­зна­ва­е­мых таинств. Про­те­стан­тизму, как пра­вило, чуждо почи­та­ние святых икон и святых мощей, чуждо учение об умест­но­сти молитв к Божьим святым как к нашим хода­таям. Отно­ше­ние к Божьей Матери сильно раз­нится в зави­си­мо­сти от при­ня­того в той или иной «церкви» веро­уче­ния. Сильно раз­нится и отно­ше­ние к лич­ному спа­се­нию: от убеж­де­ния, что спа­сутся все уве­ро­вав­шие во Христа, до убеж­де­ния, что спа­сутся лишь те, кто к этому пред­опре­де­лен.

Пра­во­сла­вие под­ра­зу­ме­вает живое, дея­тель­ное вос­при­я­тие хри­сти­а­ни­ном Боже­ствен­ной бла­го­дати в силу чего вся Цер­ковь ста­но­вится таин­ствен­ным соеди­не­нием Бога и чело­века, а храм с его Таин­ствами – реаль­ным местом такого соеди­не­ния. Живой опыт дей­ствия Боже­ствен­ной бла­го­дати не допус­кает огра­ни­че­ния Таинств или их извра­щен­ного тол­ко­ва­ния, а также ума­ле­ния или отмены почи­та­ния святых, стя­жав­ших бла­го­дать, аскезы как пути ее при­об­ре­те­ния.

Пер­во­на­чаль­ными фор­мами про­те­стан­тизма были люте­ран­ство, цвин­гли­ан­ство и каль­ви­низм, уни­та­ри­ан­ство и соци­ан­ство, ана­бап­тизм и мен­но­нит­ство, англи­кан­ство. В даль­ней­шем воз­ни­кает ряд тече­ний, извест­ных как позд­ний, или неопро­те­стан­тизм: бап­ти­сты, мето­ди­сты, ква­керы, адвен­ти­сты, пяти­де­сят­ники. В насто­я­щее время про­те­стан­тизм полу­чил наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние в Скан­ди­нав­ских стра­нах, США, Гер­ма­нии, Вели­ко­бри­та­нии, Нидер­лан­дах, Канаде, Швей­ца­рии. Миро­вым цен­тром про­те­стан­тизма по праву счи­та­ются США, где обос­но­ва­лись штаб-квар­тиры бап­ти­стов, адвен­ти­стов и других про­те­стант­ских дено­ми­на­ций. Про­те­стант­ские тече­ния играют глав­ную роль в эку­ме­ни­че­ском дви­же­нии.

Тео­ло­гия про­те­стан­тизма прошла в своем раз­ви­тии ряд этапов. Это орто­док­саль­ная тео­ло­гия XVI в. (М. Лютер, Ж. Каль­вин), непро­те­стант­ская или либе­раль­ная тео­ло­гия XVIII–XIX вв. (Ф. Шлей­ер­ма­хер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «тео­ло­гия кри­зиса» или диа­лек­ти­че­ская тео­ло­гия, появив­ша­яся после Первой миро­вой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бульт­ман), ради­каль­ная или «новая» тео­ло­гия, рас­про­стра­нив­ша­яся после Второй миро­вой войны (Д. Бон­хеф­фер).

Источник

Что такое протестантская церковь?

Как известно, в христианстве существует три направления: католичество (представленное католической церковью), православие (представлено, соответственно, православной церковью) и протестантизм. Церковь, исповедующая последнее направление христианства, получила название протестантской.

Церковь «Благая весть онлайн» относится к протестантскому направлению христианства.

Откуда появилось название «протестант»?

Существует несколько версий ответа на этот вопрос. Основная версия – историческая. В 1526 году Первый Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран приостановил действие Вормсского эдикта против Мартина Лютера. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 года отменил это постановление. В ответ на это шестью князьями и четырнадцатью свободными городами Священной Римской империи на рейхстаге в Германии был подан так называемый «шпейерский протест». По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название «протестантов», а возникшие в результате Реформации конфессии — «протестантскими».

Особенности протестантской церкви

В чём суть протестантской церкви, и чем она отличается от двух других христианских церквей?

Прежде всего, отметим, что протестантская церковь – это самая настоящая церковь. У неё есть все признаки и характеристики церкви. Помимо этого, время и история доказали, что протестанты – это не каприз эпохи Средневековья, а христианская церковь, занявшая своё уникальное место в истории христианства.

Протестантизм возник в Европе в 1-й половине XVI в. как оппозиция установлениям и практике Римско-католической церкви. Процесс преобразования церковной практики принято называть «Реформацией», или «воссозданием». Идеалом Реформации было возвращение к апостольскому христианству с его первоначальными христианскими принципами, от которых, по мнению идеологов Реформации, Римско-католическая церковь отошла.

Возглавил движение по возвращению Церкви к апостольскому христианству священник Мартин Лютер. Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось 17 октября 1517 года, когда он обнародовал 95 тезисов с критикой учения католической церкви о торговле индульгенциями, чистилища, молитв за умерших и спасения заслугами святых. Среди прочего, им были отвергнуты папская власть, особая благодатность священства и его посредничество в спасении людей, церковная обрядовость и подчинённость Церкви светской власти.

Основы вероучения протестантской церкви

Во что, кроме базовых общехристианских постулатов, верят протестанты? Протестантское богословие включает в себя такие понятия, как необходимость оправдания верой, всеобщее священство, исключительный авторитет Библии, полная греховность человека и возможность спасения только по Божьей благодати. Богословским итогом Реформации — в противопоставлении учению Римско-католической церкви того времени – стали классические для протестантизма принципы Quinque Sola («только пять») — пять латинских тезисов, за которым стоят фундаментальные постулаты Реформации. Вот они:

Sola Scripture («только Писание»): Библия является единственным боговдохновенным и подлинным Божьим Словом, единственным источником христианских доктрин, ясным и способным истолковать само себя.

Sola Fide («только верой»): Прощение грехов можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам.

Sola Gratia («только благодатью»): Спасение приходит только посредством Божьей благодати, как незаслуженно явленной милости, явленной Богом грешнику ради Иисуса, но не как нечто заслуженное грешником.

Solus Christus («только Христос»): Иисус является единственным посредником между Богом и человеком; спасение возможно только через веру в Него.

Soli Deo Gloria («только Богу слава»): человек должен почитать только Бога и поклоняться только Ему, поскольку спасение даруется только и единственно через Его волю и действия — не только дар искупления Иисуса на Кресте, но также дар веры в это искупление, рождённой в сердцах верующих Святым Духом.

Какие деноминации считаются протестантскими?

В ходе исторического и богословского развития в протестантизме возникли и закрепились следующие базовые течения: лютеранство (от фамилии «Лютер»), цвинглианство (от фамилии «Цвингли»), кальвинизм (от фамилии «Кальвин»), анабаптизм, меннонитство и англиканство.

В дальнейшем внутри некоторых основных течений возник ряд других – таких, как: Евангельские христиане, баптисты, адвентисты седьмого дня, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения, харизматы и др.

Преимущества и особенность протестантской церкви «Благая весть онлайн»

Церковь «Благая весть онлайн», как протестантская церковь, не только придерживается пяти вышеназванных истин, но и распространяет их в своих евангелизационных мероприятиях, проповедях, учении и публикациях. Каждый посетитель церкви сайта, социальных сетей или подписчик рассылок церкви «Благая весть онлайн», открыто узнаёт об этом.

По своей деноминационной принадлежности церковь «Благая весть онлайн» относится к протестантизму, в частности, христианам веры евангельской (пятидесятников). Мы служим людям онлайн, поэтому для нас не важно, в какой стране или в каком городе Вы проживаете. Наши богослужения смотрят в России, Украине, странах СНГ (Беларусь, Казахстан, Молдова, Армения, Кыргызстан), в странах Европы (Германия, Латвия, Эстония), а также русскоязычные зрители в США и Канаде.

Подробнее об этом читайте в публикации «Что такое «евангельская церковь».

Источник

Протестант

Протестанти́зм (от лат. protestans , род. п. protestantis — публично доказывающий) — одно из трёх, наряду с католичеством и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. По этой причине протестантизм, как таковой, можно описать только в общих чертах.

Содержание

Название

В 1526 г. Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран приостановил действие Вормсского эдикта против Мартина Лютера. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 г. отменил это постановление. В ответ от 5 князей и ряда имперских городов Германии последовал протест, от чего и произошёл термин «протестантизм».

Вероучение

Доктрины

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Вместе с тем, протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего. Отношение к Священному преданию неоднозначно — от неприятия, с одной стороны, до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой — Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании. Именно эта оговорка (а не стремление к упрощению и удешевлению культа) является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики.

Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа.

Организация

Каждый христианин, будучи избранным и крещённым, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (Церкви и духовенства). В протестантизме таким образом снимается догматическое различие между священником и мирянином, упрощается церковная иерархия. Исповедь и отпущение грехов не являются таинством, при этом очень важным является покаяние непосредственно перед Богом. Безбрачие, равно как и обязательный брак для священников и пасторов никак не регламентируются. Также протестантизм отверг авторитет Папы Римского и отказался от идеи монашества как особого спасительного поприща. Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин (равенство мирян и духовенства, выборность, отчётность и т. д.).
На практике, священники и пасторы, как правило, проходят специальную подготовку и являются профессионалами. Иерархия, в том или ином виде (формально или неформально) существует хотя бы для поддержания порядка. Могут существовать и монастыри в виде коммун [1] .

Обряды

Протестантизм ограничил число Таинств, оставив только Крещение и Причастие. Кроме того, протестанты не видят особого смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным — как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам, как правило, не практикуется, как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений Вселенских Соборов).
Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках. Некоторые церкви, например, Лютеранская много внимания уделяют причастию, для допуска к которому может требоваться конфирмация.

История

  • Мартин Лютер (Г, 1483–1546)
  • Филипп Меланхтон (Г, 1497–1560)
  • Ганс Таусен (Д, 1494–1561)
  • Олаус Петри (Швец, 1493–1552)
  • Ульрих Цвингли (Швейц, 1484–1531)
  • Жан Кальвин (Швейц, 1509–1564)
  • Томас Кранмер (А, 1489–1556)
  • Джон Нокс (Шот, 1514?–1572)

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд иных течений — баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью.

Богословие

Теология протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Ж. Кальвин, Ф. Меланхтон), непротестантская, или либеральная теология XVIII—XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века, и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:

Характерной чертой классического протестантского богословия является весьма строгое отношение к тому, что считается существенным — вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.

Позднейшие течения часто вырабатывают собственное учение, лишь отчасти соотносящееся с классическим богословским наследием. Так, например, Адвентисты принимают пророчества Елены Уйат. Пятидесятники, в отличие от других христиан, уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (глоссолалии), считая это признаком «Крещения Святым Духом».

Распространение протестантизма

В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в скандинавских странах, США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии. Мировым центром протестантизма по праву считается США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, пятидесятников, адвентистов и некоторых других протестантских церквей и деноминаций. Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948 г. Всемирного совета церквей.

Протестантизм — одна из немногих религий, бурно распространяющихся по миру в наши дни. К настоящему времени 15—20 % населения Бразилии, 15—20 % населения Чили, около 20 % населения Южной Кореи приняли протестантизм [2] . По информации члена Евразийского исламского совета Казахстана Сабри Хизметли, в протестантизм за последние 15 лет перешли свыше 500 тыс. мусульман Средней Азии.

Взаимоотношения с другими конфессиями, внутрицерковные дискуссии и атеистический взгляд

Со стороны православных и католиков

Споры о протестантизме другими христианами велись с самого начала его существования.

Основные моменты разногласий или критики протестантизма со стороны православных и католиков. Аргументы сторонников протестантизма выделены курсивом.

Вероучение

Наиболее фундаментальным недостатком протестантской доктрины православные и католики считают отрицание той роли Священного Предания, которое оно имеет в православии и католицизме. По их мнению, благодаря Священному Преданию Святыми Отцами и был отобран (из множества сомнительных апокрифических книг) список (канон) богодухновенных книг Нового Завета. Иными словами, протестанты используют набор канонов, но отрицают предания по которым они были приняты. [3] [4] Сами же протестанты отрицают роль Священного Предания в формировании канона, считая что он был сформирован под руководством Духа Святого [5] .

Многие католики и православные считают, что протестанты отвергают Священное Предание полностью. Однако это характерно не для всех протестантов. В реальности скрупулезно следуют исключительно Священному писанию только меннониты, мессианские иудеи и часть баптистов. Большинство протестантов, признающие определенную роль Священного Предания в христианстве, при этом, в отличие от православных и католиков на первое место ставят Священное Писание, а не Священное Предание в качестве толкователя Священного Писания. Предания же противоречащие Писанию (у разных деноминаций понимание этих противоречий различно) в расчет не принимаются. В настоящее время некоторые протестантские церкви уже фактически более следуют учениям своих пастырей, а не Священному писанию (характерный пример здесь — Церковь «Новое поколение» харизматского пастора А.C. Ледяева [6] ).

Учение протестантизма о том, что для спасения достаточно только веры и благодати Божьей католиками и православными отвергается.

Организация

По мнению многих православных и католиков, протестантизм не имеет непрерывного апостольского преемства [7] . Отсутствие апостольского преемства не признается самими протестантами, например, апостольское преемство есть у Англиканской церкви и у лютеранских церквей всех скандинавских государств, так как церкви в этих странах образовались путем полного отделения местных епархий (вместе с епископами, священниками и паствой) от РКЦ. По мнению же многих протестантов, апостольское преемство само по себе является необязательным или же обязательным, но не единственным условием Церкви Божией, — известны случаи, когда и православные епископы становились раскольниками и создавали собственные церкви (пример — Украинская православная церковь Киевского патриархата).

Протестанты не признают деяний Вселенских соборов [8] . Де-факто все протестанты признают решения первых двух первых Вселенских соборов: Первого Никейского и Первого Константинопольского (Мормонов и Свидетелей Иеговы, не признающих их, протестанты не считают христианами).

Большинство протестантов отрицают монашество, иконы и почитание святых. Монастыри есть у лютеран и англикан, так же не отрицаются этими конфессиями святые и иконы, однако нет иконопочитания в том виде, какое свойственно католичеству и православию. Отрицают монашество и иконы протестанты реформатского толка.

Образ жизни, вопросы этики и морали

По мнению критиков отсутствие обрядов и ритуалов обнаруживает протестантскую религию неполноценной [9] , [10] ., ущербной и нестабильной [11] , приводит протестантизм к бесконечному дроблению на множество деноминаций, а дух рационализма к законченному атеизму [12] (развившемуся именно в преимущественно протестантских странах [13] . Протестантский рациональный коллективизм пренебрегает послушанием Богу и выражается в греховном и постыдном человекоугодничестве, например: протестанты Западной Европы венчают гомосексуалистов, разрешают аборты, наркотики, эвтаназию (самоубийство) и др.

Данные явления в настоящее время все более и более становятся нормой в развитых странах Запада и все более сильное разлагающее влияние оказывают на церковную жизнь в тех странах (есть даже соответствующий термин для данных проявлений — «обмирщение Церкви»). Таких «протестантских» церквей в западном обществе становится с каждым годом все больше и больше. Однако это уже маргинальный протестантизм, не имеющий ничего общего ни с классическим протестантизмом, ни с христианством в целом. «По плодам их узнаете их». В настоящее время, даже некоторые классические протестантские церкви маргинализируются, например, Лютеранская Церковь Швеции (имеющая, как было сказано выше, апостольское преемство) одобряет однополые браки. Протестантские церкви государств СНГ и Прибалтики в данных вопросах гораздо более консервативнее, современные западные веяния их коснулись в меньшей степени [14] .

Атеистический взгляд

Так же часто протестантские церкви критикуются атеистами и представителями традиционных конфессий за навязчивую саморекламу и прозелитизм [15] . Хотя прозелитизм и осуждён Всемирным советом церквей, на практике миссионеры некоторых протестантских церквей ведут активную пропаганду своих вероучений среди представителей традиционных конфессий. Например, уже упомянутый пастор церкви «Новое Поколение» А. С. Ледяев, формально толерантно относясь к руководству РПЦ [16] , в своих проповедях и выступлениях регулярно жёстко критикует православие, нередко опускаясь до банальных нападок на православную Церковь [17] ; так же неоднократно он именовал себя апостолом и призывал построить общество, где каждая сфера жизни руководилась бы людьми определённой конфессии [18] ; на голосовании в лучших деятелей Латвии прозывал голосовать за себя жителей других стран [19] . Естественно, что такое поведение известного протестантского пастора неизбежно становится объектом контркритики [20] . Представитель другого течения протестантизма — баптист Том Карл Уиллер в своей книге «Псевдохристианство» [21] указывает, что «вероучения таких крупных экуменических групп, как либерального протестантизма во Всемирном Совете церквей, Римско-католической и Восточной православной (русской и греческой) церквей противоречат основным фундаментальным доктринам Священного Писания», тем самым фактически приравнивая названные христианские церкви (в том числе и протестантские, входящее в ВСЦ) к псевдохристианским религиозным организациям.

Объектом критики часто становятся и массовые «евангелизации» или крусейды, проводимые некоторыми известными протестантскими служителями, в частности американским проповедником Бенни Хинном [22] [23] [24] .

Последовательными критиками прозелитских методов протестантов и протестантизма в целом являются А. И. Осипов (русский богослов) и А. Л. Дворкин (антикультист, сектовед, активист).

Со стороны правозащитных организаций

Критике со стороны правозащитных обществ в настоящее время подвергаются главным образом консервативные протестантские церкви (в том числе церковь «Новое Поколение»), запрещающие разводы, аборты, внебрачные половые связи и гомосексуализм.

В массовой культуре

В современной западной массовой культуре образ верующего-протестанта часто используется как пример сильно консервативного религиозного человека, например Нед Фландерс в сериале Симпсоны.

Источник

Оцените статью
Христианство
Портал:Христианство
· ‎