- Заповедь «Не поминай имя Господа всуе»
- Значение и происхождение слова «всуе»
- Употребление
- Библейская заповедь
- Происхождение фразы
- Понимание священных слов
- Поминание Господа всуе
- Как и когда употреблять имя Его
- Произносимый всуе что это значит
- Смотреть что такое «ВСУЕ» в других словарях:
- Что такое всуе? Почему нельзя упоминать имя Господа всуе?
- Значение слова и происхождение
- Имя Господа всуе
- Заключение
- Значение слова «всуе»
- Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Синонимы к слову «всуе»
- Предложения со словом «всуе»
- Цитаты из русской классики со словом «всуе»
- Понятия, связанные со словом «всуе»
- Афоризмы русских писателей со словом «всуе»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Предложения со словом «всуе»
- Синонимы к слову «всуе»
- Морфология
- Правописание
- Карта слов и выражений русского языка
- Произносить имя Божье всуе
Заповедь «Не поминай имя Господа всуе»
Заветы, данные человечеству Богом, знают все верующие люди. Но объяснить смысл многих из них сможет не каждый христианин. Заповедь, запрещающая поминать имя Господа всуе, ежедневно нарушается многими людьми. Только вникнув в её истинный смысл, можно избежать богохульных изречений и деяний.
Значение и происхождение слова «всуе»
Для современных людей слова первой части заповеди «не поминай имя Господа всуе» — известная фраза, смысл которой многим непонятен. Во многом это является следствием наличия в ней слова «всуе», не используемого в современной повседневной речи.
Слово «всуе», имеющее старославянское происхождение, в буквальном переводе означает «понапрасну», «впустую». Оно состоит из частицы «в» и общего славянского корня «суи», означающего пустой, напрасный, ложный. Таким образом, однокоренными словами являются всуе, суета, суеверия.
Употребление
Всуе чаще всего можно встретить в православных священных текстах (Библии, Псалтыри), придающих ему ярко выраженный религиозный характер. В дореволюционной России это слово употребляли и светские авторы (например, Н. В. Гоголь).
На заметку! В настоящее время «всуе» считает архаичным церковнославянским выражением, употребляемым в отношении кого и чего-либо особо уважаемого.
Библейская заповедь
Крылатое выражение «поминать всуе» — часть текста одной из десяти заповедей, которые являются основой всех авраамистических религий.
Еще о Заповедях:
Происхождение фразы
События появления божественных законов описаны в книге Исход. Через некоторое время после ухода из Египта Моисей привел еврейский народ к горе Синай. Он поднялся на вершину, где сквозь вой ветра, гром, молнии и шум от землетрясения, слушал заветы Бога. Оглашенные заветы Господь высек на двух каменных плитах, которые передал Моисею. Одно из главных наставлений говорилось: не произносится имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Все авраамистические учения основаны на этой, казалось бы, простой фразе.
Интересно! Многие священные тексты евреев, христиан и мусульман не содержат упоминания имени Создателя. Христианские священники употребляли его только во время пасхальных богослужений.
Понимание священных слов
Истинное имя Бога обладает неограниченным могуществом. Люди должны с почтением и благоговением упоминать Его, не используя в повседневных праздных разговорах. Ведь именем Его Иисус Христос совершал подлинные чудеса. Всевышний слышит все обращения к нему и каждый раз встаёт с престола, чтобы откликнуться на призывы детей своих. Поэтому обращаться к нему следует только в особых случаях, настроившись на восприятие благодати Божией.
Более глубокий смысл этой завета открывается, если принять во внимание следующие факты:
- Истинное имя Создателя означает вездесущий. Он незримо присутствует во всех своих творениях, включая человека.
- Некоторые исследователи считают, что более точным переводом божественного наказа будет фраза «не неси имя Господа ложно».
Объединив эти высказывания, можно утверждать, что в заповеди говорится о недопустимости не только напрасного упоминания имени Бога вслух, но и в мыслях и поступках, совершаемых человеком.
Имя Господа — величайшая святыня человечества, которая требует бережного обращения. Постоянное упоминание в мирских делах обесценивает её, противопоставляя человека Всевышнему.
Важно! Не следует забывать о второй части третьей заповеди, в которой говорится о каре за неразумные воззвания, обращенные к Нему. Только милостью Небесного Отца прощаются людям совершаемые ежедневно богохульства.
Поминание Господа всуе
Люди несовершенны и в их жизни бывают разные ситуации, в которых они обращаются к Богу. Простому человеку иногда трудно разобраться, когда имя Его произносится напрасно, но все эти ситуации являются Богохульством.
Христиане, стремящиеся к единению с Господом в Царстве Его, должны избегать подобных деяний. К ним относятся:
- Суетные деяния, удаляющие Бога с главного места в жизни человека. Люди, ставящие на первое место в своей жизни семью, работу, деньги, противопоставляют себя Господу, считая себя при этом верующими христианами. Не осознавая этого большинство верующих людей ежедневно совершают Богохульство, нарушая третью заповедь.
- Клятвы, произносимые не только именем Бога, но и любого его творения. Любая клятва, произносимая человеком, является ложью, потому что судьба его находится в руках Создателя. Клянясь чем-либо, человек напрасно упоминает имя Его, так как исполнить своего обещания заведомо не сможет.
- Проклятия, произносимые в адрес творения Божия, поминают имя Его напрасно. Человек, осуждая кого-то, ставит себя на место Небесного Судьи, упоминая его напрасно. Даже простое обсуждение друзей, знакомых и соседей является Богохульством.
Как и когда употреблять имя Его
Господь даёт своим детям ответы на любые вопросы. В книге Исход говорится, что использовать имя Его нужно с любовью и благоговением, строго соблюдая заповеди и следуя Замыслу Его. В Библии описаны все возможности использования имени Бога. Например, в таких случаях:
- прославляя и восхваляя Господа;
- во время молитвенного обращения к Нему;
- уповая и благодаря Его;
- крестясь и исповедуя Создателя;
- собираться во имя Его;
- проповедуя Слово Божие;
- творя чудеса именем Бога.
Вездесущий Создатель незримо присутствует в каждом своём создании, поэтому все люди несут в себе имя Его. Относясь с почтением и уважением к этой святыне, живущей в сердце каждого человека, христиане обретут спасение.
Источник
Произносимый всуе что это значит
Толковый словарь Даля . В.И. Даль. 1863-1866 .
Смотреть что такое «ВСУЕ» в других словарях:
всуе — всуе … Орфографический словарь-справочник
всуе — См … Словарь синонимов
ВСУЕ — ВСУЕ, нареч. (книжн. устар.). Напрасно. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ВСУЕ — ВСУЕ, нареч. (книжн.). Зря, напрасно (вспоминать, называть; по отношению к кому чему н. уважаемому, высокому). Поминать чьё н. имя в. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
всуе — всу/е (напрасно, попусту), нареч., устар. и книжн. Нельзя упоминать имя Бога всуе … Слитно. Раздельно. Через дефис.
всуе — всує (всуе) марно, даремно, дарма … Зведений словник застарілих та маловживаних слів
всуе — нареч. Зря, попусту. ► Прадед мой, если был куплен, то, вероятно, дешево, но достался он шкиперу, коего имя всякий русской произносит с уважением, и не всуе. // Пушкин. Критические журнальные и автобиографические статьи и заметки //* … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
всуе — всу/е Не поминайте Бога всуе … Правописание трудных наречий
всуе — понапрасну , из въ и суе, ст. слав. въсоуѥ; см. суе … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
всуе — вс’уе (Прит.30:9 ) попусту, без надобности … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Источник
Что такое всуе? Почему нельзя упоминать имя Господа всуе?
Слово «всуе» используется, как правило, в христианском значении. Разговаривая с пожилыми людьми или с православными, часто можно услышать от них замечание: не поминай Господа всуе.
Что такое «всуе», мало кто знает. Слово просто вошло в обиход как отрицательное.
Значение слова и происхождение
Обратившись к многочисленным словарям русского языка, мы увидим следующие значения разбираемого слова «всуе»: просто так, напрасно, тщетно, зря, бесполезно. Отсюда мы делаем выводы, что такое «всуе». Это устаревший синоним приведенных выше слов, означающий что-то пустое и напрасное.
Произошло оно от двух слогов «въ» и «суе», становится понятным, что речь идет о старо-славянском алфавите. Согласно древнерусскому языку, слово «суи» значит «пустой» или «тщетный».
Имя Господа всуе
Спаситель дал своим ученикам заповедь, чтобы они не упоминали Его имя напрасно. И не только первым ученикам — апостолам, но каждому человеку, являющемуся православным христианином.
Нет ничего хуже, когда имя Господне упоминается просто так, в целях манипуляции или при возникновении конфликта. К примеру, нищий просит милостыню у паперти церковной и грустным голосом взывает к проходящим: «Подайте Христа ради!»
То есть он давит на людскую совесть, манипулируя Христовым именем. Мол, не смогут наивные людишки пройти мимо, ведь их просят ради Христа, а просящему необходимо дать.
Или во время конфликта идет переход на личности со взаимными оскорблениями. И один из оппонентов, пытаясь уязвить другого, произносит имя Господне абсолютно бездумно, ради колкости.
Призыв имени Христа просто так влечет за собой наказание. Бог карает тех, кто напрасно произносит Его имя.
Заключение
На первый взгляд, слова кажутся безобидными. Но если копнуть поглубже, выясняется — употребляем мы их часто просто по инерции. Давайте будем думать, прежде чем произносить то или иное слово напрасно, а уж тем более имя Господне!
Источник
Значение слова «всуе»
ВСУ́Е, нареч. Книжн. устар. Напрасно, без причины, попусту. — Я не осмелюсь поминать имя ее всуе. Гаршин, Надежда Николаевна.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ВСУ’Е, нареч. (книжн. устар.). Напрасно.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. устар. книжн. высок. не достигая цели; без необходимости; напрасно ◆ На конференции много раз звучало слово «милосердие», употребляемое чаще всего всуе и не к месту и при полном непонимании его значения. Владимир Войнович, «Дело № 34840», 1999 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Не приемли имене Господа Бога твоего всуе (Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно) -, «-», — г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова классицизм (существительное):
Синонимы к слову «всуе»
Предложения со словом «всуе»
- Потому что это драйв, потому что всё очень честно, потому что, когда вы поминаете всуе чью-то маму в эфире, нужно как-то из этой ситуации выкручиваться.
Цитаты из русской классики со словом «всуе»
- Ханжа считает превратным толкователем того, кто вместе с ним не бьет себя в грудь, всуе призывая имя господне; казнокрад — того, кто вместе с ним не говорит, что у казны-матушки денег много; прелюбодей — того, кто брезгливо относится к»чуждых удовольствий любопытству»; кабатчик — того, кто не потребляет сивухи, а в особенности того, кто и другим советует от нее воздерживаться; невежда — того, кто утверждает, что гром и молния не находятся в заведовании Ильи-пророка.
Понятия, связанные со словом «всуе»
Афоризмы русских писателей со словом «всуе»
- Все есть слова — для каждой сути,
Все, что ведут на бой и труд,
Но, повторяемые всуе,
Теряют вес, как мухи мрут.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «всуе»
Потому что это драйв, потому что всё очень честно, потому что, когда вы поминаете всуе чью-то маму в эфире, нужно как-то из этой ситуации выкручиваться.
Но поминать эти слова всуе, а то и с негодованием – просто недопустимо.
Однако пять лет, проведённых на факультете внешней разведки, не могли пропасть всуе.
Синонимы к слову «всуе»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник
Произносить имя Божье всуе
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх.20:7) . Так гласит третья заповедь Божьего закона. Что значит произносить имя Божие всуе?
Однажды Иисус рассказал притчу о сеятеле. « Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.13:3-9) .
Можно ли найти связь этой притчи с третьей заповедью?
В ней Иисус выделяет несколько категорий людей. Первая из них описана так: « иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло » (Мф.13:5-6) . Это люди, упоминающие имя Божье машинально, бездумно, в суете.
Сын теребит отца за рубашку:
— «Да слушаю я, что ты хочешь?»
Что сделает отец с неразумным сыном? Скорее всего, как-нибудь накажет.
Бесцельное многократное повторение обращения к личности равносильно ее оскорблению. Мы оскорбляем Бога, когда постоянно приговариваем: «Господи, Господи, Господи». Это говорит о том, что мы совершенно не знаем Его, не имеем никакой связи и никаких отношений с Ним. Нет почтения, нет уважения, нет благоговения, нет нужды в Боге – все мои слова напрасны, суетны, пусты. Состояние духа моего при этом напоминает состояние семени, посаженного на камне – «посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен» (Мф.13:20-21) . Бог для меня – это, хотя и что-то приятное, но неважное, мимолетное, проходящее, суетное.
Другая категория людей: «Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его» (Мф.13:7).
Такие люди ведут себя так: когда все хорошо,- Бог мне не нужен, а подступают проблемы – «Господи! Помоги»! Господь помогает. «Спасибо, вот Тебе дар, иди к Себе, а я к себе». Это похоже на жертву Каина. Таким образом, мы как бы говорим Господу: «Знай Свое место. Ты там где-то далеко, наверху, а я внизу. Останемся «при своих». Чтобы ничего плохого со мной не произошло, трижды перекрещусь, скажу «Господи, спаси и сохрани», и пойду, куда мне надо, и буду жить, как я хочу, а Ты пребывай себе на небесах».
Бог мне нужен как некая «палочка — выручалочка», как счастливый билет или спасительный талисман, но не как Личность. Мне не нужны глубокие взаимоотношения с Ним – достаточно лишь того, чтобы Он меня оберегал от несчастий и все. У меня слишком много дел, чтобы серьезно разговаривать с Христом.
Такая вера называется суеверием, а общение с Господом напрасным, «всуе». Человек так общается с Господом, когда живет «в терниях», то есть в заботах века сего. «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Мф.13:22). Возможно, у меня и есть стремление что-то изменить, получить прощение, избежать наказания за проступки, но при этом я не желаю ни становиться учеником Иисуса Христа, ни изучать Библию, ни менять своего характера и жизненных приоритетов. Кажется, есть искреннее стремление обрести душевный покой, но нет желания сблизиться с Господом: «Ты Сам по Себе, а я сам по себе. Вот Тебе мой щедрый дар. Если мало, принесу еще. А за это храни и благословляй меня». Вот она, жертва Каина.
Торговля с Богом – это не вера, а суеверие. Я произношу имя Божие попусту, напрасно и зря. Уж лучше бы я вообще молчал. Если я вижу в Боге только некое запредельное могущественное и грозное Существо, если я не вижу в Нем Страдальца за мои грехи, если не осознаю всем сердцем, какой немыслимой ценой далась Ему моя жизнь, мои прихоти, мое благополучие, то я произношу имя Божие напрасно.
Третья категория людей, это те так называемые верующие, которые бесславят имя Божие . «Иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то» (Мф.13:4 ).
В Библии есть множество примеров того, как Господь сурово наказывает Свой народ за преступления. Это касается и нарушения третьей заповеди закона. «Я сказал: «Изолью на них гнев Мой, истощу на них ярость Мою среди земли Египетской». Но Я поступил так ради имени Моего, чтобы оно не хулилось перед народами, среди которых находились они и перед глазами которых Я открыл Себя им, чтобы вывести их из земли Египетской» (Иез.20:8,9).
Почему Господь столь ревностно заботится о Своем имени?
Обычно по поведению детей судят о родителях. Верующие являются детьми Божьими. Свое имя, то есть Свой характер, Бог присваивает Своему народу – верующим людям. Когда с именем Божьим на устах совершаются злодеяния, — обман, кража, разврат, разгул, идолослужение, войны, массовые расправы, — то все это лишает Бога возможности спасти грешника. Почему? Потому что люди из мира, желая довериться Христу, но, глядя на беззакония так называемых христиан, никогда не смогут прийти к Нему. Вот почему Господь произнес такие суровые слова : «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18:6-7).
Бог защищает честь Своего имени, чтобы в Нем обретали спасение все народы, чтобы приходили к Нему, любящему Богу; чтобы и эти «овцы не с сего двора» видели в Нем их Пастыря, полагающего душу Свою за овец; чтобы эти блудные дети видели в Господе Отца, нежно простирающему к ним Свои объятия.
Третье духовное состояние в притче о семени говорит о бунте против Бога и подобно состоянию, описанному Христом: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце – вот кого означает посеянное при дороге» (Мф.13:19). Если слово Божие похищается из сердца, то оно обязательно заменяется чем-то другим. Это значит, что человек живет в состоянии бунта против Бога, хотя и считает себя верующим.
Имя Божие – любовь, милосердие, долготерпение, человеколюбие, забота. Он всегда сочувствует нам. Если мы не понимаем этого, то мы произносим имя Его напрасно. Но если мы проникаемся Его любовью, Его жертвой за нас, если в нашем понимании Бог – это прежде всего Страдалец, берущий на Себя бремя наших грехов и если Он нам действительно нужен Таким, Каков Он есть, то мы никогда не произнесем Его имя напрасно. «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Мф.13:23).
Любовь Божья делает наши сердца подобными доброй почве, на которой вырастает плод. Только в этом случае мы способны прославить имя Божие. Поэтому, чтобы исполнять в своей жизни третью заповедь и никогда не произносить имя Господа всуе, необходимо отдать свое сердце Иисусу Христу.
Источник