- Программная музыка
- Полезное
- Смотреть что такое «Программная музыка» в других словарях:
- ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
- что такое программная музыка и привидите примеры.
- » В литературе есть такая интересная вещь. Называется «программное произведение»
- Что такое программная музыка? Примеры и определение программной музыки
- Конкретика и синтез
- Размежевание
- Музыка плюс литература
- Музыка минус литература
- Определение
- «Три кита» и национальные черты в программе
- Пейзажная и сюжетная программность
- Вывод
Программная музыка
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Полезное
Смотреть что такое «Программная музыка» в других словарях:
Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Минимальной программой является название сочинения, указывающее на какое либо явление… … Википедия
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — новейшая «описательная» или «изобразительная» музыка (Вагнер и его последователи), стремящаяся в звуках передавать движение, различные действия и т. д., нуждается в программе для того, чтобы она была вполне понятна слушателям; отсюда программная… … Словарь иностранных слов русского языка
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений … Большой Энциклопедический словарь
Программная музыка — (нем. Programmusik, франц. musique а programme, итал. musica a programma, англ. programme music) муз. произведения, имеющие определённую словесную, нередко поэтич. программу и раскрывающие запёчатлённое в ней содержание. Явление муз.… … Музыкальная энциклопедия
программная музыка — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей содержание. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений. * * * ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА,… … Энциклопедический словарь
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — Как вы думаете, чем отличается фортепианный концерт Чайковского от его же симфонической фантазии «Франческа да Римини»? Конечно, вы скажете, что в концерте солирует фортепиано, а в фантазии его нет вовсе. Может быть, вы уже знаете, что концерт… … Музыкальный словарь
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — (от нем. Programmusik), музыка, задача которой изобразить состояние внутреннего или внешнего мира, более или менее точно определенное в приложенном к композиции тексте ( программе ). Под влиянием последнего, слушатель, внимая п й м е, не… … Музыкальный словарь Римана
программная музыка — инструментальная и оркестровая музыка, связанная с воплощением заимствованных из внемузыкальной сферы идей (литература, живопись, явления природы и т.д.). Название происходит от программы – текста, которым композиторы часто сопровождали… … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии
Программная музыка — род инстр. произв. с объявленной (в виде заглавия или в более развернутой вербальной форме) программой как источником муз. драматургии. Программой не являются жанровые рубрики ( вальс , полька ) или тексты вок. музыки. Хотя примеры программных… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
Источник
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — род инструментальной музыки; музыкальные произведения, имеющие словесную программу, конкретизирующую музыкальное содержание.
Программой может служить заглавие, указывающее на что-либо вдохновившее композитора; более подробные программы обычно представляют собой литературный сюжет.
В программной музыке широко применяются звукоизобразительность, конкретизация через жанр. Различаются картинная (музыкальные картины природы, народных празднеств, битв и другие) и сюжетная программность. Развитие музыкальных образов в сюжетно-программной музыке в той или иной степени отвечает контурам сюжета (как правило, заимствованного из художественной литературы), порой даётся лишь музыкальная характеристика основных образов.
В программной музыке используются приёмы развития, позволяющие следовать за сюжетом, не нарушая собственно музыкальных закономерностей; среди них — вариационность (смотрите «Вариационная форма») и связанный с ней монотематизм (видоизменения одной объединяющей темы в крупных, в том числе циклических, произведениях, не обязательно программных), лейтмотивные характеристики (смотрите Лейтмотив), объединение в крупной одночастной форме признаков разных форм, что характерно для жанра симфонической поэмы.
Истоки программной музыки — в звукоизобразительности вокальной и вокально-инструментальной музыки XIV-XVI веков [италянская качча, французаское рондо́ периода ars subtilior (смотрите в статье «Арс нова»), шансон К. Жанекена и другие].
Программность в собственном смысле берёт начало в эпоху барокко в произведениях К. Фарины (сборник «Причудливое каприччио», издан в 1627 году в Дрездене), А. Польетти (сюита для клавира «Восстание в Венгрии», 1671 год), И.Я. Фробергера, Г.И.Ф.Бибера, И. Кунау. Среди программных произведений XVIII века: «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» И.С. Баха, цикл скрипичных концертов «Времена года» А. Вивальди, клавесинные миниатюры Ф. Куперена, Ж.Ф. Рамо. Ряд произведений программной музыки создал Л. ван Бетховен: 6-я симфония («Пасторальная»; все части имеют названия), увертюра «Кориолан» и другие.
Расцвет программная музыка в 19 в. связан с романтизмом, провозгласившим обновление музыки с помощью единения её с поэзией; среди образцов — «Фантастическая симфония» и симфония «Гарольд в Италии» Г. Берлиоза, симфонии «Фауст», «К «Божественной комедии» Данте», симфоническая поэмы «Тассо», «Прелюды» Ф. Листа (ему принадлежит сам термин «программная музыка»). Программность романтического толка свойственна симфоническим сочинениям Р. Штрауса, Я. Сибелиуса.
Крупный вклад в программной музыки внесли русские композиторы: симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе», фортепианный цикл «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, симфоническая сюита «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова, симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия для оркестра «Франческа да Римини» П.И. Чайковского и другие; программная музыка писали А.К. Глазунов, А.К. Лядов, А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, Н.Я. Мясковский, Д.Д. Шостакович.
Источник
что такое программная музыка и привидите примеры.
Программная музыка — род инструментальной музыки; музыкальное произведение, имеющее словесную (поэтическую) программу и раскрывающее запечатленное в ней содержание.
Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения. Придать программу музыкальному произведению может только его автор.
Различают:
— картинную программность -суть- музыкальные картины природы, народных празднеств, битв и т. п. ;
— сюжетную программность -суть- развитие музыкальных образов, отвечающих контурам сюжета.
Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся цыплят, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.
Программная музыка — род инструментальной музыки; музыкальное произведение, имеющее словесную (поэтическую) программу и раскрывающее запечатленное в ней содержание.
Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения. Придать программу музыкальному произведению может только его автор.
Различают:
— картинную программность -суть- музыкальные картины природы, народных празднеств, битв и т. п. ;
— сюжетную программность -суть- развитие музыкальных образов, отвечающих контурам сюжета.
Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся цыплят, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.
Различным инструментальным произведениям композиторы нередко дают названия, поясняющие их содержание. Иногда композитор дает произведению литературное предисловие — программу. В ней излагается содержание. Это и есть программная музыка.
Правдивые и фантастические истории, картины природы, изображение птиц и зверей, герои известных сказок и произведения литературы нашли яркое воплощение в программных произведениях: «Детский альбом», «Времена года» Чайковского, «Детская музыка» Прокофьева, «Альбом для юношества» Шумана, «Карнавал животных» Сен-Санса, «Картинки с выставки» Мусоргского.
Программная музыка — род инструментальной музыки; музыкальное произведение, имеющее словесную (поэтическую) программу и раскрывающее запечатленное в ней содержание.
Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения. Придать программу музыкальному произведению может только его автор.
Различают:
— картинную программность -суть- музыкальные картины природы, народных празднеств, битв и т. п. ;
— сюжетную программность -суть- развитие музыкальных образов, отвечающих контурам сюжета.
Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся птенцов, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.
Программная музыка — род инструментальной музыки; музыкальное произведение, имеющее словесную (поэтическую) программу и раскрывающее запечатленное в ней содержание.
Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения. Придать программу музыкальному произведению может только его автор.
Различают:
— картинную программность -суть- музыкальные картины природы, народных празднеств, битв и т. п. ;
— сюжетную программность -суть- развитие музыкальных образов, отвечающих контурам сюжета.
Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся цыплят, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.
Программная музыка — род инструментальной музыки; музыкальное произведение, имеющее словесную (поэтическую) программу и раскрывающее запечатленное в ней содержание.
Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения. Придать программу музыкальному произведению может только его автор.
Различают:
— картинную программность -суть- музыкальные картины природы, народных празднеств, битв и т. п. ;
— сюжетную программность -суть- развитие музыкальных образов, отвечающих контурам сюжета.
Например, Метель, Тройка, Балет невылупившихся цыплят, Диалог ветра и моря, Пасторальная симфония. Во всех этих произведениях авторы рождают ассоциации с указанными явлениями. А программа нам задает то, что искать в музыке, что там нужно понять.
Источник
» В литературе есть такая интересная вещь. Называется «программное произведение»
Профессор Щукин сказал:
— В литературе есть такая интересная вещь. Называется «программное произведение». Оно не имеет никакого отношения к школьной программе. «Программное» — это самое первое, с которого начинается некая новая ветвь литературы. В нем должно присутствовать нечто новое и поражающее умы как читателей, так и других писателей. Новая грань, тема, подача материала и т.д. Причем, что самое странное — программное произведение совсем не обязательно будет литературно сильным. Как раз оно будет не очень сильным. Скорее, намечающим. Самые сильные произведения в этом жанре появятся позднее. Паровоз пятого поколения всегда круче паровичка первого поколения. Но ведь использует его базовую технологию.
«Бедная Лиза» Карамзина. Сейчас студенты читают ее с кривой улыбочкой. Жила девушка. Полюбила молодого человека с распространенным русским именем Эраст. Не сложилось. Эраст пособирал с ней цветочки и бросил. Лиза с горя утопилась. Эраст зело призадумался и совместно с автором изрек: «И крестьянки любить умеют». Мысль, конечно, не сильно новая, особенно для дворян, воспитанных при Екатерине II.
Но какие моменты «Лизы» не очевидны для нас и очевидны для современников:
1. Книга из «наших времен». Конкретика, узнаваемость места действия (Воробьевы горы, Москва-река и т.д.) Но этого не было в литературе привязки к знакомым местам.
2. отказ от жесткой схемы классицизма, разработка средств выразительности сентиментальной лит-ры, адресация к чувствам.
3. попытка создания литературного языка. Пока что это картон, но из него возникнут «Повести Белкина» Пушкина. Из «Белкина» появится Гоголь. Из Гоголя появится ранний Достоевский и т.д. Но основа в Карамзине.
Другие программные произведения. Эдгар По «Убийство на улице Морг». Вещь пугающая, несколько даже пограничная. С этого небольшого рассказа писатели поняли, что если хорошенько напугать читателя, то он твой. И стали квасить литературу сильными эмоциями любого ряда, но с завязкой на пограничный страх. Короче, шиза с опорой на реализЬм. Бедная Лиза с добавлением бензопилы и Эрастом-маньяком. Стивен Кинг он тут весь с рогами и копытами, в Эдгаре По.
Стругацкие «Пикник на обочине». Книга сама по себе нашаривающая, но стала «Бедной Лизой» для сотен произведений позднейшей фантастики.
Ранняя Ахматова («Песня последней встречи», «Сероглазый король» и т.д.) целиком почти программна. Она в основе женского начала в поэзии. Крайности, страсти, тоска, эмоциональные перепады. Ну как сейчас у женщин? Муж — или тиран, или тряпка. Переходных состояний нет. То есть если не тиран, то уже тряпка. Не тряпка, уже сразу тиран. Вот это вот открытие ранней Ахматовой. Точнее, пришло раньше, но она первая материализовала идею. Поздняя Ахматова — это совсем другое.
— А мысль какая? А то сорок секунд до конца лекции! — спросила аспирантка Лена, отрываясь от тетради.
— Да нету мысли, — сказал Щукин. — Программность — она программность и есть. Сказать, что нужна позитивная программность, вот мы вам премию за нее дадим — так это так не работает. Писатель, боюсь, сам до конца не понимает, какие коробочки открывает.
Источник
Что такое программная музыка? Примеры и определение программной музыки
Музыкальное произведение, содержание которого раскрывает некую заложенную в него композитором словесную программу, очень часто поэтическую, – вот что такое программная музыка. Это явление придаёт ей специфические черты, отличающие ее от непрограммной, которые отображают настроения, чувства, душевные переживания человека. Программа может быть отражением каких угодно явлений действительности.
Конкретика и синтез
По идее, вся музыка в той или иной степени программна, разве что почти невозможно в точности обозначить ни предметы, ни понятия, которые вызывают те или иные чувства у слушателя. Такими способностями обладает только речь, устная или письменная. Поэтому композиторы нередко снабжают свои произведения программой, таким образом заставляя словесную или литературную предпосылку работать в синтезе со всеми применёнными им музыкальными средствами.
Единству литературы и музыки помогает то, что оба эти вида искусства способны показывать развитие и рост образа во времени. Различные виды творческих действий были объединены ещё с древности, поскольку искусство родилось и развивалось в синкретическом виде, связываясь с ритуалами и трудовой деятельностью. В средствах оно было очень ограниченным, поэтому по отдельности и без прикладных задач просто не могло существовать.
Размежевание
Постепенно бытовой уклад человечества совершенствовался, искусство становилось изощрённее, и появилась тенденция к разъединению его основных родов и видов. Действительность обогащалась, и отображение этого уже достигалось во всём многообразии, хотя синкретическим искусство навсегда осталось в обрядовых, духовных, вокально-инструментальных, драматических аспектах. Совместные действия музыки и слова, однако, определяющие программность, тоже никогда от музыки далеко не уходили.
Это могут быть названия, которые предусматривает программная музыка. Примеры – в сборнике фортепианных пьес П. И. Чайковского «Детский альбом», где у каждой пьесы есть не только «говорящее», но и «рассказывающее» название: «Утренняя молитва», «Нянина сказка», «Болезнь куклы» и все остальные маленькие произведения. Это его же сборник для детей постарше «Времена года», где к названию Пётр Ильич присовокупил и яркий поэтический эпиграф. Композитор позаботился о конкретном содержании музыки, тем и объясняя, что такое программная музыка и как нужно исполнять данное произведение.
Музыка плюс литература
Программная музыка для детей особенно понятна, если у произведения есть и название, и сопроводительное слово, которое составляет сам композитор или писатель, вдохновивший его, как сделал Римский-Корсаков в симфонической сюите «Антар» по сказке Сенковского или Свиридов в музыке к повести Пушкина «Метель».
Тем не менее программа музыку лишь дополняет, не являясь точным разъяснением. Просто объект вдохновения один и тот же у писателя и композитора, а средства всё-таки разные.
Музыка минус литература
Если пьеса называется «Грустная песенка» (например, есть у Калинникова, Свиридова и многих других композиторов), это определяет только характер исполнения, но никак не конкретное содержание, тем и различны программная и непрограммная музыка. Конкретика – это «Собачка потерялась», «Клоуны», «Дедушкины часы» (которые потикают-потакают, а потом непременно будут бить). Такова практически вся программная музыка для детей, она глубже и быстрее понимается и лучше усваивается.
Музыкальный язык чаще всего сам конкретизирует программное содержание посредством своей изобразительности: звучание может имитировать пение птиц («Жаровонок», «Кукушка»), нагнетание напряжённости, веселье народного гулянья, ярмарочные шумы («Необычайное происшествие», «Масленица» и другие. Это так называемая звукопись, которая тоже проясняет, что такое программная музыка.
Определение
Любое снабжённое словесной характеристикой произведение обязательно содержит элементы программности, которая имеет множество видов. А что такое программная музыка, можно понять, даже слушая или разучивая этюды. Они сами по себе призваны развивать технические возможности музыканта в роли развёрнутых упражнений и могут не только программы не содержать, но и музыки как таковой, но всё равно зачастую носят в себе черты программности и даже бывают программны абсолютно. Но если в инструментальном произведении есть сюжет, и содержание последовательно раскрывается, это обязательно программная музыка. Примеры можно найти и в национальных народных, и в классических сочинениях.
«Три кита» и национальные черты в программе
Также помогают понять, что такое программная музыка, определённые черты прикладных жанров: песни («Полюшко», например), марша во всём жанровом разнообразии («Марш Черномора» и «Марш деревянных солдатиков»), а также танца — народного, классического, фантастического. Это, с лёгкой руки Д.Б. Кабалевского, в музыке – «три кита», определяющие жанровую принадлежность.
Характерные черты национальной музыки тоже обычно служат программности музыкального произведения, задавая общую концепцию, темп, ритм сочинения («Танец с саблями» Хачатуряна, например, «Два еврея. » и «Гопак» Мусоргского).
Пейзажная и сюжетная программность
Отображение одного или ряда образов, которые на протяжении всего сочинения не претерпевают изменений, – тоже программная музыка. Примеры произведений можно найти повсеместно: «В полях» Глиэра, «По скалам и фьордам» Грига и так далее. Сюда же можно отнести картины праздников и битв, музыкальные изображения пейзажные и портретные.
Даже одни и те же литературные сюжеты композиторы воплощают в музыке по-разному: например, «Ромео и Джульетта» Шекспира у Чайковского вылилась в увертюру, где программность обобщённая, а у Берлиоза – последовательная. И то, и другое, разумеется, программная музыка. Название чаще всего может рассматриваться как сюжетная программа, например «Битва гуннов» Листа по одноимённой фреске Каульбаха или его же этюды «Хоровод гномов» и «Шум леса». Иногда произведения скульптуры, архитектуры, живописи помогают понять, что такое программная музыка, поскольку участвуют в выборе изобразительных средств для музыкальной картины.
Вывод
Программность обогащает музыку новыми выразительными средствами, помогает в поиске новых форм произведения, дифференцирует жанры. Если композитор обращается к программе в своём сочинении, это сближает его слушателя с действительностью, одухотворяет быт, способствует постижению глубинных духовных начал. Однако, если программность довлеет над остальными задачами, то восприятие музыки заметно снижается, то есть слушателю необходим простор для собственного творческого восприятия.
Поэтому многие композиторы от программности пытались отказываться (в том числе Малер, Чайковский, Штруаус и другие), но, несмотря на это, полностью непрограммной музыки ни у одного из них не получилось. Единство музыки и конкретики её содержания никогда не является нерасторжимым и абсолютным. И чем более обобщённо отражается содержание, тем лучше для слушателя. Что такое программная музыка – станет понятно по малейшим штрихам развития музыкальной мысли: имеющий уши, так сказать, услышит, несмотря на то что единое определение и даже одинаковое понимание этого явления в музыке в среде музыкальных теоретиков пока не появилось.
Источник