Программировать что это значит

Значение слова «программировать»

ПРОГРАММИ́РОВАТЬ, —рую, —руешь; прич. страд. прош. программи́рованный, —ван, -а, -о; несов., перех. (несов. запрограммировать).

1. Составлять программу решения определенной задачи для вычислительной машины. Программировать управление производством. Программировать обучение иностранному языку.

2. Задавать машине, устройству и т. п. программу в виде плана последовательных действий.

3. Экон. Составлять план развития экономики чего-л. и системы ее регулирования на основе комплексных программ (в 1 знач.).

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

программи́ровать

1. комп. составлять алгоритм решения определённой задачи для вычислительных устройств ◆ Я вчера программировал на Python и мне удалось написать целых десять модулей.

2. перен. настроить кого-либо или что-либо на чёткое выполнение определённых дейстий ◆ Эти тренировки программируют нас на удачу. ◆ В том же письме к Борисову Фёт как бы программирует безнадёжность дальнейшей жизни.

3. экон. составлять план развития экономики чего-л. и системы ее регулирования на основе комплексных программ

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова воздаяние (существительное):

Источник

Что такое разработка: объяснение для новичков

Авторизуйтесь

Что такое разработка: объяснение для новичков

Объясняем, что такое программирование и с чего начать, на примере JavaScript. Этот язык занимает лидирующие позиции в рейтингах популярности, а также поддерживает императивные, структурируемые, объектно-ориентированные и управляемые событиями парадигмы.

Примечание Вы читаете улучшенную версию некогда выпущенной нами статьи.

Набор инструментов для программирования с нуля

Инструментарий типичного программиста чаще всего состоит из следующих вещей:

  • компьютер;
  • интернет (прежде всего он нужен для поиска всего неизученного и неизвестного в любом из известных поисковых сервисов);
  • редактор кода (или IDE — комплекс программных средств, используемый программистами для разработки программного обеспечения), который поможет упорядочить всё, что вы создаёте;
  • компилятор или интерпретатор. Это программа, которая читает ваш код и пытается найти в нём ошибки. Затем он собирает ваш код в единый пакет и передаёт компьютеру для выполнения;
  • наушники. Возможно, вас будут отвлекать внешние шумы, а наушники — один из простых способов оградить себя от шумов.

Вы можете использовать бесплатное ПО в начале работы, такое как Atom и Notepad++. Также можно попробовать SublimeText, однако этот редактор является платным.

Переменные

В начале программирования нужно освоить переменные — именованные области памяти для хранения данных. Есть две основные причины, по которым следует именовать данные:

  1. Вам зачастую не известно, что будет скрываться под переменной
  2. Вам может быть сложно вспомнить, что значит та или иная переменная.

Примечание В названиях переменных нельзя использовать апострофы.

Чтобы переменная существовала, её нужно объявить. Объявление переменных служит в роли свидетельства о «рождении» для данных. Давайте посмотрим на пример:

Ключевое слово var означает переменную.

Переменной нужно присвоить значение:

Теперь вы можете использовать переменную, the_number_of_days_in_december вместо числа 31.

Следует помнить, что вы также можете объявлять переменные для данных, которые ещё не существуют. Например, вы можете объявить var donalds_birthday и сообщить приложению, чтобы оно ожидало ввода значения. Всё, что будет введено пользователем для этой переменной, будет использоваться в тексте под именем donalds_birthday

Переменной также можно объявить целую строку или фрагмент текста:

Теперь можно где угодно в коде написать great_song_lyrics и компьютер поймёт, что речь идёт о ‘pasito a pasito, suave suavecito’ . Проверим это утверждение.

Откройте консоль в Google Chrome нажатием клавиши F12 (для владельцев Mac рекомендуется ознакомиться с этой статьёй). Перед вами появится следующее окно:

Убедитесь, что выбрана вкладка «Console», кликните на пустом поле рядом со знаком «больше» ( > ), объявите переменную и присвойте ей значение, а затем нажмите клавишу ввода.

В консоли отображается сообщение undefined из-за того, что строка кода не вывела какие-либо данные, чего, собственно, делать и не должна. Теперь введите название своей переменной в строку и нажмите кнопку ввода.

Поздравляем! Консоль (которая также служит в роли интерпретатора) понимает вашу переменную.

Объекты

А что такое разработка без объектов? В JavaScript объекты объявляются почти так же, как и переменные:

Здесь мы объявили четыре переменные, и сможем найти их, поэтому мы сможем найти их, когда захотим узнать что-нибудь о human . Всё, что вы видите в фигурных скобках, разграничивается на две части: слева прописываются поля, а справа указываются свойства для них. Объект может иметь любые свойства до тех пор, пока они находятся внутри <фигурных скобок>.

Мы можем использовать объект human и ссылаться на него точно так же, как и на любую другую переменную. Компьютер поймёт, что нужно сослаться на какое-либо определённое свойство, если мы его напишем через точку:

Каждый из элементов сверху может быть изменён и ссылаться на другое свойство. Например, давайте изменим имя (name):

Массивы

Чтобы начать программировать, нужно изучить и массивы — списки похожих фрагментов данных. В программировании на JavaScript массивы выглядят следующим образом:

Для массивов принято использовать [квадратные скобки]. В данном случае вы можете использовать tweets в любом месте вашего кода, ссылаясь на массив, который только что определили.

Примечание Счёт массивов начинается с нуля, а не с единицы.

Если вы хотите обратиться к какому-то отдельному элементу, то можно сделать следующее:

Внутри квадратных скобок мы пишем индекс элемента, к которому хотим обратиться.

Каждое из приведённых выше выражений — переменная. Вы можете присвоить им какое-нибудь новое значение, чтобы поэкспериментировать:

Теперь tweets[2] будет ссылаться на новое значение.

Массивы могут содержать текст, числа, даты, объекты и даже другие массивы. Массивы также могут быть свойствами объектов.

Чтобы обратиться к message, вы можете написать следующее:

И компьютер поймёт, что вы имеете в виду ‘Blink twice if you need help’

API — набор свойств и методов (целевых фрагментов кода), которые имеют свои имена, как переменные.

Массивы JavaScript также имеют свой собственный API. Свойство length является частью этого API. Другая его часть — метод push , который добавляет элементы в конец массива:

Метод похож на свойство, потому что к нему можно получить доступ через точку. Он отличается от свойства тем, что после него нужно поставить (круглые скобки). В этих круглых скобках хранятся данные, которые мы хотим добавить в наш массив. Теперь в tweets четыре элемента. Это выглядит вот так:

Функции

Функция — это фрагмент кода, который что-то выполняет и имеет имя. Функции можно легко объявлять:

Объявление функции начинается с ключевого слова, затем ей даётся имя. return заставляет значение «выпрыгивать» из функции. Затем функция завершается (если вы напишете код после return, то он не будет выполнен). Таким образом, вы можете сделать следующее:

Мы объявляем переменную с именем the_loneliest_number . Часть нашей команды вызывает функцию giveMeOne() и так как функция говорит return 1 , выводится единица. Наша переменная будет содержать цифру 1. Теперь попробуйте ввести в браузере первый блок с функцией, затем блок с переменной, а затем ввести the_loneliest_number и нажать кнопку ввода. Вы увидите единицу.

Функция может быть свойством объекта. Она может быть элементом массива. Она может возвращать число, дату, строку, объект, массив, другую функцию, массив функций и т. д.

Часть данных, которую мы добавляем в функции, называется аргументом. Объявление функции, которая может ожидать аргументы, выглядит так:

Оператор return складывает аргументы number1 и number2 , а затем выдаёт результат.

В JavaScript также можно писать математические выражения как на калькуляторах:

  • + используется для сложения;
  • — используется для вычитания;
  • ( круглые скобки) служат для принудительного выполнения порядка операций;
  • * используется для умножения;
  • % используется для получения остатка деления.

Вы могли бы записать предыдущую функцию таким образом:

Эта функция делает всё то же, что и предыдущая, только в неё введена переменная в качестве посредника.

Логические ветви и сравнения

Предположим, мы пишем приложение, которое определяет, разрешено ли конкретному человеку войти в ночной клуб. Представим, что в JavaScript API есть метод, который получает возраст пользователя. Мы назовём его getUserAge() . Также предположим, что существуют два других метода: allowThemInTheNightClub() APIAPIи throwThemOutOnTheirButt() . Как мы можем помочь нашей программе решить, какой из этих двух методов нужно вызвать, исходя из возвращаемого значения первого метода?

Вы уже знаете, что делает первая строка. age (возраст) может варьироваться от 7 до 101. Теперь нам нужно определить больше значение age , чем 21 или нет.

Мы делаем это с помощью оператора if (если) — ключевого слова, похожего на метод. Аргумент, который он ожидает, представляет собой какое-то выражение (обычно сравнение). Сравнения принимают два значения и сравнивают их друг с другом. В результате чего выбирается одно из следующих ключевых слов: true — в случае соответствия правилу и false — в случае несоответствия. Это называется логическим выражением.

В JavaScript есть возможность 6 видов сравнения:
• === сравнивает значения. Если они одинаковы, то вы увидите true . Например, 6 === 6 было бы true ;
• !== сравнивает значения на неравенство. Если они не равны, то вы увидите true . Например, 6 !== 3 было бы true ;
• > проверяет, больше ли значение слева. Если больше, то вы увидите true . Например, 6 > 3 было бы true ;
• проверяет, больше ли значение справа. Если больше, то вы увидите true . Например, 3 было бы true ;
• >= проверяет, больше или равна правая часть левой. Если больше или равна, то вы увидите true . Например, выражения 6 >= 6 и 6 >= 5 были бы true ;
• проверяет, меньше или равна правая часть левой. Если больше или равна, то вы увидите true. Например, выражения 6 и 6 были бы true .

Оператор if оценивает сравнение. Если выводится true , то код выполняется внутри блока сравнения. Если выводится false , код не выполняется и игнорируется.

Оператор if также может работать с оператором else (то). Он содержит в себе блок кода, который будет выполнен, если сравнение вернёт false .

Циклы

Но что такое циклы в программировании? Иногда при работе с массивом может понадобиться выполнить какой-то блок кода несколько раз подряд. В таких случаях следует использовать циклы. Простейшим видом цикла JavaScript является while (цикл выполняется, пока условие истинно):

Цикл while использует тот же синтаксис, что и оператор if : нём используются круглые скобки, вы проходите через сравнение и т. д. Но блок if выполняет код внутри только один раз, а блок while повторяется раз за разом. Он выполняет условие до тех пор, пока оно не станет false . Если оно соответствует true, блок запускается снова и снова.

Сколько раз будет выполняться цикл? Что же, в первый раз он оценит сравнение и проверит меньше ли index (который равен 0), чем the_real_slim_shady[0] . Если сравнение выведет true , то будет запущен цикл, так как index равен нулю. С этого момента цикл будет выполняться до тех пор, пока блок index не будет равен 4, так как the_real_slim_shady[4] не существует.

null и undefined

Если вы объявите переменную и не присвоите ей значение, то она будет содержать специальное значение undefined . Null значит почти то же самое. Предлагаем почитать, чем они различаются, а также узнать про обработку undefined.

Области применения

Если вы объявите переменную внутри функции, то вы не сможете ею воспользоваться где-нибудь за пределами функции. Пример:

В функции объявлена переменная wildIndiscretions . Мир за пределами функции не знает о существовании переменной. Даже оператор if не может ничего сделать в этом случае. Оператор if сработает только внутри функции, если поместить его перед return .

Комментирование кода

Не всегда бывает понятно, что выполняет тот или иной код. Поэтому всегда следует комментировать его. В JavaScript комментарии начинаются с // :

// переменная равна 21.

// Если она не равна 21, пожалуйста, измените на 21.

// Что сделать: добавить больше переменных.

Так что же такое программирование

Программирование — это написание приложений, основанное на определённых правилах, некоторые их которых перечислены в нашей статье.

Теперь вы понимаете, что представляет собой разработка на базовом уровне. Желаем успехов на пути к освоению мастерства программирования. Если же вы понимаете, что JavaScript — не ваше, узнайте, какой язык программирования подойдёт для новичка.

Источник

От Древнего Египта к расшифровке генома: что такое программирование на самом деле

Программирование в узком смысле — это написание программ, а в широком — создание инструкций для любой системы, способной их воспринять. Изучаем истоки.

Чтобы обучиться программированию компьютера, человек должен сначала понять основные принципы составления инструкций.

Например, вы дали ребенку список продуктов для покупки в магазине. Но поставили условие: если молока 1,5% нет, то купить 2,5%. Это оператор ветвления (условный оператор), обеспечивающий выполнение определенной команды только при условии истинности некоторого логического выражения. В данном случае истинным является выражение «молока 1,5% нет» — поэтому мозг «запрограммированного» ребенка переходит к выполнению инструкции «купить 2,5%».

Далее: на все покупки вы дали 200 рублей и сказали, что если денег не хватает, то купить только самое важное. Налицо более сложный алгоритм. Здесь присутствует цикл — разновидность управляющей конструкции в высокоуровневых языках программирования, предназначенная для организации многократного исполнения набора инструкций.

Ребенок должен сложить сумму всех покупок и сравнить ее с условием «меньше или равно 200 рублей». Если условие не соблюдается, то срабатывает оператор ветвления, в этом дереве инструкций выполняется команда «исключить наименее важный продукт из списка» — и цикл запускается заново. Примерно так же работают компьютерные программы.

Сколько существует программирование

Программирование окружающих людей существует столько же, сколько существует человеческое общество, ведь человек — сугубо социальное животное.

По определению программирование — это передача команд. Если кто-то получает власть над окружающими, то он раздает команды (инструкции) для исполнения. В более сложных системах список разрешенных или запрещенных инструкций, а также порядок их выполнения (то есть алгоритмы) объединяют в большой документ. Он может называться устав, кодекс, свод законов, конституция, библия и т.д.

Имена программистов — авторов инструкций и алгоритмов — почитают в веках, если история их сохранила.

Иногда случается, что люди не понимают глубинного смысла алгоритмов — и просто слепо подчиняются инструкциям, как поклонники карго-культа из Меланезии строили взлетно-посадочные полосы в лесу, надеясь вызвать самолет с грузом (карго).

Люди издревле поняли, что знание алгоритмов дает власть над окружающими. Чтобы добыть это знание, нужно созерцать окружающий мир — и отмечать закономерности, которые вытекают из фундаментальных законов, прописанных в коде программы. Например, жрецы Вавилона и Древнего Египта столетиями вели наблюдения за небесными телами и сохраняли записи. Они вычислили цикл Сароса (18 лет11 дней), когда взаимное положение Солнца и Луны почти точно повторяется на небе. Зная условия цикла, жрецы могли предсказывать положение системы на годы вперед — и свои предсказания они преподносили в виде пророчеств, которые с благоговением воспринимал народ.

Программирование в природе

Если долго наблюдать за окружающим миром, то становится понятно: вся окружающая действительность подчиняется инструкциям с прописанными фундаментальными постоянными. В программировании это — выполнение кода с жестко установленными константами. Мы называем эти алгоритмы законами природы, а константы — фундаментальными физическими постоянными.

Сейчас науке известно 19 констант из «природного кода»:

  • скорость света в вакууме;
  • гравитационная постоянная;
  • постоянная Планка;
  • элементарный заряд;
  • постоянная Больцмана;
  • и другие.

Пространство-время нашей Вселенной строго подчиняется прописанным алгоритмам и константам. То же относится к биологической жизни. Как показывает сегодня наука, код для управления любым живым организмом указан в его генетической программе — геноме. Большинство этих программ, в том числе геном человека, составлены из молекул ДНК, в которых информация и инструкции записываются цифровым кодом из четырех оснований ДНК (T, C, G, A). Исходный код человека расшифрован и опубликован в открытом доступе.

С точки зрения программиста, ДНК похожа скорее на байт-код для виртуальной машины под названием «ядро клетки». Полная программа человека составляет 3,1 млрд пар оснований. Это примерно3 гигабайта, которые можно сократить до750 мегабайт, если выбросить «мусор» (старые копии генов, результаты неудачных экспериментов и т.д.). Копии программы хранятся в каждой клетке. Поэтому каждая клетка организма теоретически может превратиться в любую другую клетку организма, если получит такую команду (плюрипотентность).

Хотя полноценные изменения ДНК в организме крайне редко происходят в пределах одного поколения, существенные поправки вносятся путем активации или деактивации частей нашего генома без изменения самого кода.

Интересно, что в коде человеческого генома есть даже комментарии (интроны), которые располагаются между участками функционального кода (экзонами). Промежуток ДНК с интронами и экзонами выглядит примерно так:

Смысл комментариев в коде генома пока не до конца понятен. Высказывается предположение, что это аналог MFM-кодирования, чтобы обеспечить надежное хранение данных на цифровом накопителе.

В последнее время специалисты по биоинформатике и синтетической биологии постепенно осваивают инструкции экзонов — и уже могут синтезировать простейшие организмы с запрограммированными свойствами. Изумительная гармония алгоритмов, программ и универсальных констант в окружающем мире навела ученых на мысль о том, что наша Вселенная является результатом компьютерной симуляции. Проводятся эксперименты, призванные доказать или опровергнуть эту теорию.

американский инженер и предприниматель, который организует колонизацию Марса

Вероятность того, что мы не живем в компьютерной симуляции, равна одному на миллиарды.

Косвенным свидетельством этого является бурный прогресс виртуальной и дополненной реальности. Если экстраполировать такой прогресс на миллионы лет — вывод напрашивается сам собой: через миллион лет игры будут неотличимы от реальности, а значит, вероятность того, что мы живем в одном из таких искусственных миров, созданном более развитой цивилизацией, очень высока, считает Илон Маск.

Для чего нужно программирование

Мы убедились, что вся окружающая реальность описывается четкими алгоритмами и программами. Согласно научному консенсусу, большинство этих программ в живых организмах создано в результате эволюции. Но это вовсе не значит, что мы — люди — не можем создавать копии этих программ или абсолютно новые программы, которых раньше не существовало в природе. Конечно можем.

Где применяется программирование? С каждым годом оно охватывает всё большие области человеческой деятельности. Человек осваивает программирование автоматов и машин, которые по инструкции делают все, что нам нужно. Ученые научились программировать живые организмы, вирусы. Мы программируем растения, чтобы увеличить урожайность и защитить их от вредителей. Близки к успеху опыты по изменению генома человеческих эмбрионов, чтобы вносить улучшения в людей на стадии зародыша (лечить наследственные заболевания, выбирать мальчиков вместо девочек и т.д.).

Биоинформатика вносит свой вклад в программирование систем искусственного интеллекта (ИИ), которые распознают человеческую речь, понимают смысл слов, определяют объекты на фотографиях и видео и т.д. Из этих маленьких «кирпичиков» в будущем планируется создать «сильный» ИИ. Если он сможет самостоятельно эволюционировать, обучаясь на собранной информации, то бесконечное самообучение может привести человечество к технологической сингулярности, настоящему апогею компьютерного программирования. В этом случае созданная программа будет самосовершенствоваться настолько быстро, что станет недоступна нашему пониманию.

Технологическая сингулярность соответствует третьему закону Кларка, который можно наблюдать повсюду и в наши дни: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии».

Чем интересно программирование

Освоив программирование, человек получает высокооплачиваемую работу. Но, что еще важнее, меняется его взгляд на мир. Человеку становятся лучше понятны скрытые законы и алгоритмы, лежащие в основе окружающих явлений. Более того, он сам может писать такие алгоритмы.

Важно!
Программист — самая перспективная профессия XXI века, которая переживет любые кризисы и любой уровень безработицы.

Компьютеры заменяют людей на рабочих местах, промышленные роботы становятся массовыми. А разработчиков нужно всё больше, чтобы создавать новый софт и программировать роботов. Требуются инженеры и техники, чтобы обслуживать компьютерную технику. Такая необходимость останется по крайней мере до момента технологической сингулярности, когда ИИ сможет обслуживать и улучшать сам себя.

Программа «Веб-разработчик» — практический годовой курс для тех, кто хочет стать профессиональным программистом сайтов, запустить свой интернет-проект и получить первые заказы на разработку.

Пишет про разработку в Skillbox. Работал главным редактором сайта «Хабрахабр», ведет корпоративные блоги.

Источник

Читайте также:  Перевозчик гсэ что это значит
Оцените статью