- Значение слова умаяться
- Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
- Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
- Примеры употребления слова умаяться в литературе.
- Конспект урока на тему «Добрыня и змей»
- Конспект урока по литературному чтению на тему «Былины. «Добрыня и Змей» (Пересказ А. Нечаева)» (4 класс, УМК «Гармония»)
Значение слова умаяться
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
умаюсь, умаешься, сов. (к умаиваться) (простореч.). Утомиться измучиться. Пущай лошадь-то пожует маленько, умаялась, чай. И. Горбунов. Ох-ох! умаялся, а дело не поправилось. Некрасов.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
Примеры употребления слова умаяться в литературе.
Часто вечером, умаявшись, засыпала она на своем блинчатом тюфячишке и нередко молилась богу, чтобы впредь не оставил господь своею милостию.
Уже поздно ночью, когда Елена, умаявшись, свернулась клубком подле Вырубова и заснула, когда букет, виновник праздника, был водружен Вырубовым в самую шикарную вазу, которую спешно нашли по его приказанию, и торжественно водворен в углу спальни, и Вырубов поклялся, что никогда этот букет не выбросит, — уже поздно ночью Вырубову пришла в голову простая мысль: а собственно, чей букет увидела Елена?
В крохотном гостиничном номере — койка у стены, стул у окна, тумба с телевизором, кресло, обязательный эстамп — на расшатанной сотнями буйных постояльцев кровати тихо спал очередной командированный, умаявшийся от беготни по начальству и магазинам.
Это очень похоже на ситуацию, как если бы девушка готовилась весь день к вечернему свиданию, стирала и гладила бы свой наряд, сооружала бы прическу, мечтала бы о самой встрече, делала бы маникюр, педикюр, макияж и так бы умаялась, бедная, за целый день, что к вечеру бы заснула, и вместо того, чтобы идти на свидание, она видит его лишь во сне.
А в броневике переполох: пробуют заводить — лязгают, лязгают ручкой для завода, один, умаявшись, уступает место другому, тот третьему, а в моторе только — пшик, пшик.
Князь-папа в жестяной митре — под балдахином — умаялся, старик, махать платочком в окно пушкарям после каждой заздравной чаши, — от пушечных залпов сотрясались стены.
Фриппи проявился вечером, когда Жмур расслабленно попивал пиво, Рюкзак по обыкновению мок в бассейне, а сам Злыдень, умаявшись за ночь и большую часть дня, спал прямо в берлоге, уронив голову на стопку распечатанных логов.
В конце концов массажист или умаялся, или решил, что с меня достаточно, и разрешил мне сесть.
Встретив взгляд Сварога, непритворно вздохнула: — Умаялась, государь.
А пока тебе надо немного подкрепиться, ведь, наверно, умаялась за день.
Вот и сейчас он не спешил — уже и братья Пануччи приплелись со своими волшебными чемоданчиками, уже и таможенник-рядовой, имени которого Скади не знала, выкурил и вторую, и третью сигареты, и колечки пускать, наверное, умаялся, а Луиджи все еще не приходил.
Но особенно — и не только в Риме — вспоминалась одна ночь, когда, познакомясь с молоденьким студентом из Иркутска, приехавшим сюда к родственникам, они в сопровождении Матвея Лукича, семидесятилетнего старика, знавшего отца Никитина в годы его работы здесь учителем, пошли километров на десять в тайгу за глухарем и, умаявшись до крайнего изнеможения на глухих болотцах, наломавшись по кочкам марей, заночевали в сумерках на берегу Умотки, притока Тунгуски, речушки узкой, извилистой, текущей под пихтами меж желтых густых трав, среди глубинной и невозмутимой тишины осенней тайги, изредка лишь нарушаемой писком синиц.
Когда они осторожно проплывали мимо сияющего корпуса, он проронил лишь одно замечание: — С нижних палуб очень удобно ловить тунца, но потом умаешься, отскребая их.
Увидела она меня в таком состоянии, засуетилась, запричитала: — Да где же ты так умаялась, родненькая?
На ночь мне не позволяли его брать, говорят — ты с ним умаешься и работать не сможешь.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: umayat’sya
Задом наперед читается как: ясьтяаму
Умаяться состоит из 8 букв
Источник
Конспект урока на тему «Добрыня и змей»
Цель: Дать понятие былины, ознакомить учащихся с былинным сказом и правилами чтения былин.
Формировать полноценное восприятие былинного текста, понимание специфики литературного жанра, совершенствовать навык чтения
Развивать связную речь, мышление, воображение
Воспитывать нравственные качества на примере былинного героя.
Воспитывать интерес к урокам литературного чтения, воспитывать чувства сострадания, сопереживания и милосердия.
Актуализация знаний
— Посмотрите на поговорку и попробуйте определить в ней главное слово (богатыри)
— Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь.
— Кто же такие богатыри? (ответы детей)
БОГАТЫРЬ – 1) Герой русских былин, совершающий подвиги во имя Родины.
2) (переносное) Человек безмерной силы, стойкости, отваги. Необычный человек.
— Считалось что богатыри – могучие витязи, наделенные богом необыкновенным умом, смекалкой.
III. Работа по теме урока
— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название.
— Откройте оглавление и прочитайте названия произведений , которые включены в этот раздел (Добрыня и Змей, Болезнь и исцеление Ильи Муромца, Илья Муромец и Соловей-разбойник)
— О чем будут эти произведения? (о воинах, о подвигах которые они совершали)
— События , описанные в этих произведениях , будут относиться к нашему времени или к древним временам? (древним временам)
— Скажите, а как называется произведение русского фольклора о подвигах русских богатырей, которые жили в далеком прошлом? (былины)
— А что означает слово БЫЛИНА?
Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — « ста́рина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Действительно, когда-то давным-давно слова «былина» не существовало, а вот песни , которые рассказывали о подвигах и делах давно минувших лет, называли старинками, старинами. Позднее появилось слово «былина», что означало «быль», то есть то, что было или есть на самом деле.
Наши предки — земледельцы, скотоводы, охотники вели жизнь полную опасностей и невзгод. Бывали наводнения, засухи, морозы. Но самым ужасным для них были воинственные набеги других народов. Враги разоряли селения, забирали в плен женщин и детей. Это вызывало у людей глубокие переживания и певцы из народа слагали героические песни о богатырях : могучих, бесстрашных защитниках русской земли.
— Прочитайте , как называется первая былина, с которой мы сегодня познакомимся? (Добрыня и Змей)
— Былины о Добрыне имеют более раннее происхождение, чем былины об Илье Муромце, но те и другие связаны с периодом борьбы нашего народа с татарским нашествием.
Былины раньше пелись. Сказители обычно владели старинным музыкальным инструментом – гуслями, в сопровождении которых они исполняли все известные им былины.
— Вот и представьте себе, ребята, седовласого старца, который сидит в окружении внимательно слушающих его людей. Его пальцы слегка касаются струн гуслей , лежащих на коленях. Льется неторопливая, спокойная, плавная мелодия. Певец – сказитель начинает свой рассказ про древнюю Русь, про старину стародавнюю.
— Ребята, чтобы у вас сложилось реальное представление о былине как о песенном жанре , давайте прослушаем отрывок былины Добрыня и Змей в исполнении Елены Сапоговой, знаменитой уральской сказительницы.
Ребята в тексте нам встретятся незнакомые слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что былина была создана в давнее время, и чтобы понять былину, надо объяснить эти слова. На столах у вас лежат листы. Давайте прочитаем статью из словаря со значением этих слов и поставим ударение.
Палица – старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом
Паробок – парень, оруженосец.
Курева – «пыльная курева» — имеется ввиду облако пыли, похожее на облако дыма, возникшее от курения
Приумаялся – притомился, устал
Ощериться – оскалиться , угрожающе показать зубы
Порешить – кончить, убить
Дородный – рослый, крупный, полный
Величать по изотчине — называть по отчеству, по отцу
Чара – то же, что чарка – небольшой сосуд для питья вина.
Шпенечки – небольшие шипы, стержни.
Стольный град — столица .
Колчан со стрелами – чехол со стрелами.
За полпоприща – за полпути
Подколенные – подчиненные, подначальные
Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим — на парту гляди.
(Вниз)
И снова наверх — где там муха летит?
(Вверх)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам)
И снова читаем. Немного еще.
Начало былины читает учитель.
Затем читают дети, вслух по частям.
Стр.23-30 рассматриваем иллюстрацию
— Что здесь изображено? Где происходит действие?
— Что здесь происходит?
— Как зовут князя?
— Как вы догадались, что это и есть князь?
— С кем он разговаривает?.
Продолжение чтения былины.
— Прочитать былину еще раз, обратите внимание на ее звучание
— С каким новым жанром мы познакомились на уроке? (Былины)
— Что такое былина?
— как необходимо читать былину? (напевно)
-А почему? (былины рассказывали мудрые люди, старцы, их рассказ шел в музыкальном сопровождении гуслей)
— Скажите, кто главный герой былины?
— Что вы о нем узнали? Каким его представляете?
— Какими качествами должен обладать былинный герой? (здоровье, сила, ум, доброта)
— Чему учит былина ? (любить свою Родину, защищать ее, быть добрыми)
— Как нужно читать былины, былинные сказы?(напевно)
— Узнали ли вы, что-нибудь новое? (продолжите предложения)
— А теперь, давайте попробуем оценить то, как каждый из вас работал на уроке, и узнаем, у кого возникли затруднения на уроке.
— У вас на партах по два смайлика с вашими именами : один веселый , а другой – грустный . А теперь поднимите смайлик , который улыбается, те , у которых не возникло затруднений на уроке. У кого были трудности – поднимите грустный.
(У кого другой смайлик — не расстраиваетесь, на следующем уроке мы опять будем работать над былинами).
— Посмотрите на доске у меня находится шкала, с баллами от 1 до 5. Поставьте смайлик, который вы подняли , на ту ступеньку, на которую вы поставили бы себя.
Палица – старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом
Паробок – парень, оруженосец.
Приумаялся – притомился, устал
Ощериться – оскалиться , угрожающе показать зубы
Порешить – кончить, убить
Дородный – рослый, крупный, полный
Величать по изотчине — называть по отчеству, по отцу
Чара – то же, что чарка – небольшой сосуд для питья вина.
Шпенечки – небольшие шипы, стержни.
Стольный град — столица .
Колчан со стрелами – чехол со стрелами.
За полпоприща – за полпути
Подколенные – подчиненные, подначальные
Палица – старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом
Паробок – парень, оруженосец.
Приумаялся – притомился, устал
Ощериться – оскалиться , угрожающе показать зубы
Порешить – кончить, убить
Дородный – рослый, крупный, полный
Величать по изотчине — называть по отчеству, по отцу
Чара – то же, что чарка – небольшой сосуд для питья вина.
Шпенечки – небольшие шипы, стержни.
Стольный град — столица .
Колчан со стрелами – чехол со стрелами.
За полпоприща – за полпути
Подколенные – подчиненные, подначальные
Палица – старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом
Паробок – парень, оруженосец.
Приумаялся – притомился, устал
Ощериться – оскалиться , угрожающе показать зубы
Порешить – кончить, убить
Дородный – рослый, крупный, полный
Величать по изотчине — называть по отчеству, по отцу
Чара – то же, что чарка – небольшой сосуд для питья вина.
Шпенечки – небольшие шипы, стержни.
Стольный град — столица .
Колчан со стрелами – чехол со стрелами.
За полпоприща – за полпути
Подколенные – подчиненные, подначальные
Источник
Конспект урока по литературному чтению на тему «Былины. «Добрыня и Змей» (Пересказ А. Нечаева)» (4 класс, УМК «Гармония»)
Выбранный для просмотра документ урок чтения 4 класс.doc
Тема: Былины. «Добрыня и Змей» (Пересказ А. Нечаева)
познакомить с былинным сказом, понятием «былина»;
формировать умение правильно читать былины;
развивать речь учащихся, умение отвечать на поставленные вопросы, анализировать литературное произведение;
способствовать обогащению детской речи, расширению кругозора учащихся;
воспитывать нравственные качества на примере былинных героев.
— Сегодня наш урок литературного чтения я хотела бы начать словами гениального русского поэта А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».
— Как вы понимаете эти слова?
— Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить путешествие в далекое прошлое нашей многострадальной и героической Отчизны, в X – XI в.в. нашей эры.
— Эта лента вам уже знакома. Как она называется? Проследите по ней путь нашего путешествия. Итак, мы начинаем.
— На высоких холмах стоял Киев-град. Опоясал его земляной вал, окружили рвы. С зеленых холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные села, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи.… Пахали под Киевом землю пахари. По берегам реки строили умелые корабельщики легкие ладьи. В лугах и по заводям пасли пастухи круторогий скот.
За пригородами и селами тянулись леса дремучие. А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в полон.
Чтоб беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от врагов, от чужих людей.
Постановка учебной задачи.
— О подвигах богатырей русских мы и начнем сегодня наш разговор. И откроем новый раздел учебника «Литературное чтение», который так и называется «О доблестях, о подвигах, о славе…»
— Кого русский народ называл богатырями?
— Каких богатырей из истории государства Российского вы знаете?
Подготовка к восприятию.
проверка домашнего задания.
— Дома вы провели большую исследовательскую работу и можете многое рассказать о жизни русских богатырей, их героических подвигах.
Подвиги богатырей вызывали у русских людей глубокие переживания, и певцы из народа слагали героические песни о могучих, бесстрашных защитниках русской земли.
— Знаете ли вы, как назывались эти героические песни?
вступительное слово учителя.
— Былины – это песни. Они создавались народом не для чтения, а для исполнения. Создателем былин является народ; былины не имеют авторов. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков. На Севере и в Сибири былины исполнялись соло – одним человеком; в южных районах России былины пелись хором. Сопровождала пение игра на струнном музыкальном инструменте – гуслях.
— Как вы думаете, как произошло слово «былина» ?
Слово «былина» происходит от слова «быль», т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, что происходило на самом деле. Раньше их называли «старинами, старичками». Позднее появилось слово «былина», с ударением на последнем слоге.
— Как вы думаете, можно ли считать былины историческим документом?
— Объясните, почему так говорят:
Былина старину любит.
Быль не сказка, из неё слова не выкинешь.
Быль за сказкой не угоняется.
3) представление картины В. Васнецова «Богатыри».
— Подвиги русских богатырей не оставили равнодушным и знаменитого художника Виктора Михайловича Васнецова. Его многие картины основаны на материалах народных сказок и былин.
Прежде чем приступить к созданию своей знаменитой картины «Богатыри», художник тщательно изучал былины, долго собирал материал, позволяющий ему достоверно изобразить богатырей. Глядя на картину, мы ощущаем живую историю Древней Руси, хотя написана картина в XI X веке. Около 20 лет трудился Васнецов над созданием этого полотна и написал картину, которая вызывала и вызывает чувство гордости у русского народа.
На картине мы видим просторы русской земли, взрастившей этих богатырей. Пейзаж скромный, степной. Степь поросла травой, вдали видны холмы с перелесками. Над этой простой и привольной степью нависли свинцовые тучи, словно многочисленные враги, совершавшие свои грабительские набеги на Русь. Пейзаж прост, он не отвлекает наше внимание и позволяет сосредоточиться на главных героях – богатырях, которых объединяет одна цель – защитить свою землю от врагов.
— Как вы думаете, кто из этих богатырей старший? Опишите его внешность.
— Каков внешне Добрыня? Какими чертами характера он обладает?
— Как изобразил художник третьего богатыря – Алешу Поповича? Каков он по характеру?
— Что объединяет всех их?
В облике старших из богатырей, Ильи Муромца , чувствуется мощь, и его вороной конь ему под стать. Илья как бы сливается со своим конем в одно целое. Богатырь хорошо вооружен: он в железной кольчуге, на голове – шлем, в левой руке – щит, с правой руки свешивается палица, виден колчан со стрелами. В его благородном лице, окаймленном бородой с проседью, чувствуется уверенность, выдержка, спокойствие и мудрость.
Добрыня также служит земле русской, он отважен, смел, силен и могуч, но более нетерпелив, не так спокоен и рассудителен, как Илья. Он уже сжимает рукоятку меча, готовясь в любую минуту ринуться на врага. Добрыня отличается от других богатырей своей ученостью, он играет на гуслях, сочиняет песни. У Добрыни характерный для русских тип лица: светлые волосы, борода, удлиненный нос, полные губы. Одежда Добрыни богата и нарядна: высокий узорчатый шлем, щит из красного металла, отделанный золотом, нарядные сапоги бирюзового цвета.
Третий богатырь , Алеша Попович, не так силен, как Илья и Добрыня, но не уступает им в смелости и храбрости. Взгляд Алеши свидетельствует о его хитрости. Где он не может взять силой, берет ловкостью и смекалкой. Его вооружение составляет лишь лук со стрелами. Сбоку у Алеши мы видим гусли, значит он весельчак и балагур. Его одежда также красива: шлем с наушниками, богатая кольчуга.
С одним из трех богатырей, нарисованных на картине, и состоится знакомство на уроке.
Знакомство с произведением «Добрыня и Змей».
— Вот и представьте себе седовласого старца, вокруг которого собрались внимательные слушатели. Пальцы сказителя сейчас коснутся струн гуслей, польется неторопливая, спокойная, плавная мелодия. Певец – сказитель начнет былину про Древнюю Русь, про Добрыню и Змея.
чтение произведения учителем.
2) беседа по прочитанному произведению.
— Что вам особенно понравилось?
— Какой момент вам показался наиболее интересным?
— Было ли вам страшно?
— Были ли слова и выражения, которые вам не понятны?
3) словарная работа (работа в ТПО стр.28 – 29)
— Соедини слова и объяснение их значений.
Палица на Украине юноша, парень
Паробок старинное оружие – тяжелая дубинка
с утолщённым концом
Курева притомиться, устать
Приумаяться «пыльная курева» — имеется в виду
облако пыли, похожее на облако
дыма, возникшее от курения
Ощериться сосуд для питья
Порешить оскалиться, угрожающе показать зубы
Дородный кончить, убить
Величать по изотчине называть по отчеству, по отцу
Чара рослый, крупный, полный
чтение былины учащимися в медленном темпе.
— Кто является главным героем былины?
— Какими чертами наделил его народ?
— Из каких строк текста вы сделали такой вывод?
— Знакомство с каким разделом учебника мы начали сегодня?
— Что такое былина? Как изначально назывались песни, рассказывающие о подвигах и делах минувших лет?
— Как нужно читать былины?
— О каком герое поведала нам былина, прочитанная на уроке?
6. Домашнее задание.
Читать былину стр. 158 – 165, ТПО стр. 26 № 1, 2.
Палица на Украине юноша, парень
Паробок старинное оружие – тяжелая дубинка
с утолщённым концом
Курева притомиться, устать
Приумаяться «пыльная курева» — имеется в виду
облако пыли, похожее на облако
дыма, возникшее от курения
Ощериться сосуд для питья
Порешить оскалиться, угрожающе показать зубы
Дородный кончить, убить
Величать по изотчине называть по отчеству, по отцу
Источник