Присна дева что значит

приснодева

Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) . Сост. свящ. Григорий Дьяченко . 1900 .

Смотреть что такое «приснодева» в других словарях:

приснодева — матерь, пречистая дева, пречистая богородица, владычица, божья матерь, дева мария, богоматерь, богородица, пресвятая дева, царица небесная, пречистая Словарь русских синонимов. Приснодёва см. Богородица Словарь синонимов русского языка. Практич … Словарь синонимов

Приснодева — Приснод ева, ы (Богородица) … Русский орфографический словарь

Приснодева — (1 ж) (Богородица) … Орфографический словарь русского языка

приснодева — вечно девственная … Cловарь архаизмов русского языка

богородица — богоматерь, всецарица, божия матерь, пресвятая дева, госпоженка, богородительница, девоматерь, владычица, царица небесная, дева мария, богоотроковица, матерь, божья матерь, пречистая, пречистая богородица, пречистая дева, приснодева, мария,… … Словарь синонимов

Богоматерь — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия

Божия матерь — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия

Читайте также:  Что значит получить оплеуху

Божья Матерь — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия

Дева Мария — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия

Мария (богородица) — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия

Источник

Непорочное зачатие — это что такое в христианстве? Почему Мария — Приснодева?

Православные знают, что Христос — Сын Божий. Он воплотился от Отца Небесного, а Матерью Его стала Дева Мария.

Но мало кто знает, как был рожден Спаситель. Имеется в виду не окружающая среда в момент Его рождения, а сам процесс. Как произошло непорочное зачатие Девы Марии? Давайте поговорим об этом в статье.

Что такое зачатие?

Прежде чем мы перейдем к теме непорочного зачатия, давайте вспомним, что такое зачатие обычное.

Соединение сперматозоида и ооцита. Не станем расписывать здесь дальнейшие подробности, ибо основная тема у нас иная. Для чего же поднимается вопрос «классического» зачатия? Чтобы напомнить читателям: для зарождения новой жизни необходимо «участие» двух сторон: отца и матери. У папы есть то, чего нет у мамы. И соответственно, наоборот.

Непорочное зачатие

Как произошло непорочное зачатие у Девы Святой? Вдумайтесь только: зачатие у Девы. То бишь, Богородица была девицей. Она не знала мужа.

Кто-то скажет, что все это выдумка и такого быть не может. Сложно принимать что-то на веру, особенно в наше время, когда доверия и веры практически не осталось. Тем не менее, для любого христианина зачатие у Богородицы — один из важнейших аспектов в вере.

На эту тему есть замечательное стихотворение монахини Марии (Мерновой). Приведем отрывок:

Образом чудным, для нас неестественным.

В чреве честнейшем, светлейшем и девственном.

Он зародился — Божественный Сын,

Мира Владыка. Всех нас Господин.

То есть зачатие произошло чудным образом. Достаточно того факта, что после него Мария осталась невинной. Как же так? Как все произошло?

Этого никто нам не скажет. Непорочное зачатие — это тайна. Быть может, на том свете все откроется и станет понятным. Существует версия, что Дух Святой сошел на Деву Марию, пока Она спала. Так ли это было — неизвестно.

Благовещение

Непорочное зачатие — это то, то скрыто от ума человеческого. Мы не можем постичь данное чудо своим разумом.

Как связан праздник Благовещения с зачатием и рождением Спасителя? Самым прямым образом. Вспомним историю праздника.

Матерь Божья была с младых лет безгрешна. Но, в силу своего смирения, и не могла помыслить, что именно Ей выпадет честь родить Спасителя.

О том, что Иисус Христос воплотится от чистых девственных кровей, Мария знала. И она желала сподобиться стать служанкой у Той, Кто станет Его Матерью.

В то время Мария была обручена с Иосифом. Тот берег девство Ее. И вот, спустя 4 месяца после обручения, Матерь Божья читала Писание. Когда явился к Ней архангел Гавриил с новостью. Почему и называется праздник Благовещение — благая весть.

Гавриил сказал Марии, что Она выбрана стать Матерью Божьей. Спаситель воплотится в Ней. Дева удивилась: ведь Она была невинной. И спросила архангела, как же произойдет сие, если Она не ведала мужа.

На что Гавриил отвечал, что на Нее сойдет Дух Святой. И Дева Мария приняла покорно волю Божью.

Вот еще один момент. Бог не просто так взял и сошел на отроковицу (Богородице было 14 лет). Нет, Он смиренно попросил Ее согласия. И лишь когда Мария дала положительный ответ, в Ее чреве зародилась Жизнь.

Тайна непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии сокрыта от нас. До определенного момента.

Приснодева

Почему Мария является Приснодевой? Ведь рождение ребенка подразумевает лишение девственной плевы. Точнее, окончательное ее разрушение. Как вошел в мир Спаситель?

Тут еще один чудесный момент. Известно, что Иисус Христос вышел из бока своей Пречистой Матери. Как так? Бог способен проходить сквозь преграды, не будем забывать сей факт.

Вот почему Богородица и величается Приснодевой. Она сохранила свое девство, несмотря на рождение Сына.

Отношение Иосифа к произошедшему

Известно, что мужу Девы Марии было много лет. Он был очень стар, а Она — совсем юная. И старцу доверили Богородицу, дабы тот сохранил Ее в чистоте и невинности.

Каков же был ужас Иосифа, когда он понял, что Дева вынашивает ребенка? Страх перед тем, что его обвинят в этом. Страх из-за того, что он не сохранил Девицу в чистоте.

Но старец не стал оправдываться и не выдал Марию. Наоборот, он сказал Ей, что отпустит тайно, никому ничего не говоря. Тогда же и явился Иосифу ангел, поведав, что Мария не виновата перед мужем. Ее зачатие — воля Божья, и Младенец, которого родит Дева, Сын Бога.

Мудрый старец принял волю Божью смиренно, стал еще сильнее заботиться о Деве Марии. А что было дальше, мы знаем. Отправление на перепись населения и Рождество Спасителя.

Есть ли церкви, посвященные зачатию Спасителя?

Церковь непорочного зачатия Девы Марии есть в Москве. Это не церковь, это огромный католический собор в готическом стиле.

Вообще у католиков много соборов, построенных в честь непорочного зачатия по всему миру. Самый крупный из них, как говорилось выше, находится в Москве.

Смирение Богородицы

Непорочное зачатие — это то, что непостижимо человеческим разумом. И здесь нам открывается полное смирение Девы Марии. Она предает себя воле Божьей. Она — раба Божья. Не в том плане, в каком слово «рабство» известно сейчас: человек, не имеющий права выразить свое мнение. Вовсе нет, Богородица любит Бога. И отдает Себя воле Его не из-за страха и отсутствия возможности возразить. Она это делает как раз по любви.

Если уместно, приведем пример из жизни. Когда мы очень кого-то любим, то и в голову не придет ослушаться или возразить. Мы знаем, если нам сказано сделать так, значит, так и нужно. Тот, кого мы любим, нам не желает зла. Он лучше знает, как правильно сделать.

Так же и здесь. Богородица имела твердую уверенность в том, что Бог лучше знает, что для нее полезно. И она согласилась стать Избранной. Стать Матерью Спасителя.

Из лап жестоких ада

Эти строчки из стихотворения монахини Марии (Мерновой), посвященного празднику Рождества Пресвятой Богородицы.

Заключение

Теперь читатель знает, что непорочное зачатие — это тайна. Тайна, неведомая человеческому разуму. Понять ее невозможно, можно только принять на веру.

Поговорили мы и о том, как связан праздник Благовещения с зачатием, и почему Богородица называется Приснодевой.

Источник

Приснодевство

Присноде́вство — бого­слов­ский термин, при­ла­га­е­мый Пра­во­слав­ною Цер­ко­вью к Божьей Матери и ука­зы­ва­ю­щий на то, что Она была Девой до Рож­де­ства, сохра­нила его в Рож­де­стве и после Рож­де­ства Гос­пода Иисуса Христа.

Яко нашего вос­кре­се­ния сокро­вище, / на Тя наде­ю­щи­яся, Все­пе­тая, / от рова и глу­бины пре­гре­ше­ний воз­веди; / Ты бо повин­ныя греху спасла еси, / рожд­шая Спа­се­ние наше. / Яже прежде рож­де­ства Дева, и в рож­де­стве Дева, / и по рож­де­стве паки пре­бы­ва­еши Дева.
Пере­вод: Как нашего вос­кре­се­ния сокро­вищ­ница, / на Тебя наде­ю­щихся, Все­п­ро­слав­лен­ная, / из рва и глу­бины согре­ше­ний воз­веди. / Ибо Ты спасла повин­ных во грехе, родив Спа­се­ние: / прежде рож­де­ния Его – Дева, и при рож­де­нии – Дева, / и после рож­де­ния / также пре­бы­ва­ешь Девою.
Бого­ро­ди­чен отпу­сти­тель­ный

В чём состоит зна­чи­мость пра­во­слав­ного учения о прис­но­дев­стве Божьей Матери?

Пред­ста­ви­тели неко­то­рых про­те­стант­ских дено­ми­на­ций опро­вер­гают учение о прис­но­дев­стве Бого­ро­дицы, считая, что после Рож­де­ства Иисуса Христа Она стала жить «обыч­ной» супру­же­ской жизнью с Иоси­фом, в резуль­тате чего стала Мате­рью ещё несколь­ких детей. Другие хотя и не наста­и­вают на этой точке зрения как на (якобы) истин­ной, однако и не отвер­гают её, пола­гая, что как бы ни раз­ре­шался данный вопрос, он не имеет суще­ствен­ной зна­чи­мо­сти для спа­се­ния веру­ю­щих.

Иначе отно­сится к этом вопросу Пра­во­слав­ная Цер­ковь, опре­де­лив учение о прис­но­дев­стве Божьей Матери, как один из важ­ней­ших дог­ма­тов.

В чём же заклю­ча­ется его важ­ность? Во-первых, испо­ве­да­нием этого дог­мата под­чер­ки­ва­ется особое досто­ин­ство Бого­ро­дицы, Её пре­дан­ность Богу. Заме­тим, что хотя во вре­мена Вет­хого Завета сохра­не­нию дев­ства до брака и при­да­ва­лось боль­шое зна­че­ние, при­ни­мать бес­сроч­ный обет дев­ства ради посвя­ще­ния всей своей жизни слу­же­нию Богу, как это сде­лала Дева Мария, при­нято не было. Напро­тив, в дохри­сти­ан­ский период пожиз­нен­ное дев­ство могло слу­жить пово­дом для укоров и само­уко­ров ( Ис.4:1 ). Напом­ним, что на III Все­лен­ском Соборе Бого­ро­дица была тор­же­ственно названа Венцом дев­ства. В этом отно­ше­нии Её жизнь служит образ­цо­вым при­ме­ром ( 1Кор.7:34 ) и про­об­ра­зом мона­ше­ской жизни. Опять же, в том, что зача­тие и Рож­де­ство Гос­пода Иисуса Христа про­изо­шло без нару­ше­ния дев­ства Его Пре­чи­стой Матери, можно видеть особое ука­за­ние на одоб­ре­ние Богом этого обета.

Стало быть, допу­стить, вслед за про­те­стан­тами, что при­ня­тый Девой Марией обет хра­нить дев­ство непо­вре­жден­ным был впо­след­ствии Ею нару­шен — а) бро­сить тень на Бого­ро­дицу как на Пре­свя­тую и Пре­чи­стую, усо­мниться в её свя­то­сти и чистоте; б) бро­сить тень на пра­во­слав­ное мона­ше­ство.

Источник

EX-Фарисей

Вдохновился я написать давно задуманное, как всегда, случайно. На рынке одна торгующая женщина говорила другой о «второй пречистой» (Рождество Богородицы, 21 сентября), что она ее празднует. А другая ответила, что ей «до лампады» все эти праздники. Тут я вспомнил, что мы с женой венчались в храме Рождества Богородицы Киево-Печерской Лавры на Дальних пещерах. К тому же, мы не попали к одному из крёстных отцов моего православия в Одессе на «храм» в честь того же праздника. Ну, думаю, звёзды сошлись. Луна и Солнце тоже шепчут, что пора серьёзно разобраться с темой. ))) Шутка. Думаю, надо определиться по своему личному отношению к культу Богородицы не впадая в крайности, и по тому культу и поклонению, которое присутствует в Православии и Католичестве.

Понимая обширность предмета, в первой статье будут рассмотрены причины и мотивы формирования почитания и даже поклонения Деве Марии как Богородице. Во второй – смысл почитания и причины его допустимости.

Дева ли?

Мало кто дает отрицательный ответ на этот вопрос, но такие товарищи в наличии. Имеются ввиду попытки некоторых филологов, известно из какого лагеря, трактовать «альма» как молодая девушка. Я не мудрствовал лукаво, открыл Еврейский Новый Завет с комментариями Давида Стерна, и прочитал все комментарии и ссылки к стиху 23 Первой главы Евангелия от Матитьягу (Матфея). Там приводятся даже свидетельства противников христианства из ортодоксальных евреев, которые соглашаются с тем, что альма – это девственница. С этим тезисом согласны и все христианские деноминации, и даже Свидетели Иеговы. Кому интересны комментарии Стерна, вот ссылка . Т.е., вопросов к девству Марии (Мирьям, Мариам) на момент теофании Слова от Духа Отца, нет.

Приснодева ли?

Ох уж эта тема чистоты, доставшаяся нам в наследство от иудеев! И это высокомерное отношение плотскому зачатию! Размазывая по стенке плотское совокупление ради рождения детей, тот же Брянчанинов, и все апологеты вечнодевства Марии забывают, что сказал Бог Адаму и Еве до грехопадения о размножении, и слова апостола Павла Тимофею (1 Тим. 2:15) – уже после него. Как жена может «спасаться через деторождение», если оно порочно, в принципе? Случайные зачатия по похоти, коих большинство, имеют в себе греховный элемент. Но само плотское зачатие ребенка не есть грех.

Что дает неприкасаемое девство для славы Марии, которой доверено стать соучастницей и чистым сосудом теофании? Просто дополнительный ореол… «монашеской чистоты». Ведь культ девы и попыток обоснования ее приснодевства напрочь отсутствует в апостольском предании и апостольской традиции. Он начинает появляться только в третьем веке, веке расцвета монашества, когда монашество оказывается на острие христианства. И если монашество – вершина, то и Мария, как мать Господа, должны быть девой, в принципе.

Никакой реальной нужды в девстве после рождения Иисуса у Марии не было. Даже если она бы родила еще с десяток детей, её славы Богородицы у нее не отобрать. Да и Иосифу Архангел сказал: «Не бойся взять в жёны Мариам». Не было сказано: прикрой ее замужним статусом. А взятие в жёны предполагает и рождение детей, и в этом нет греха. Потому убийственно дико звучат слова Брянчанинова в комментарии на слова Иоанна Дамаскина из статьи «Изложение учения православной церкви о Божией матери»:

«Святые ангелы и святые человеки благоговеют пред Приснодевою; дерзкие и хульные суждения о ней свойственны только духам отверженным, огласившим и небо и рай богохульством, свойственны растленным человекам, вступившим в единение с духами отверженными. Весьма справедливо замечает святой Иоанн Дамаскин, что не только дело, одна мысль о растлении девства Приснодевою может принадлежать лишь самому безнравственному, растленному уму. Как мог праведный Иосиф, услышавши от ангела великое свидетельство о Богоматери, видевшей дивные чудеса, совершавшиеся при рождении Богочеловека, покуситься на грубое беззаконие, на преступление ужасное, приписываемое ему протестантами! Как мог праведный восьмидесятилетний старец увлечься юношескою похотью, и в очах Богочеловека растлить Его Матерь! Нет, нет! Такое ужасное распутство и злодеяние для святого старца невозможно.»

Т.е., в голове монахов нет любви между мужчиной и женщиной и её следствия – рождения детей. Все, что есть в любви между мужчиной и женщиной,- это грязь, похоть и распутство. И это вывернутое наизнанку мировоззрение, навязано всему православию. Оно привело к тому, что Марию представили как пожизненную девственницу. Но так ли это на самом деле?

Кстати, отвлекусь, католики пошли еще дальше в создании ореола славы для Богородицы, и выдумали её непорочное зачатие. Но бредовые домыслы, которых придерживаются только католики, не имея к этому никаких оснований, не вижу смысла доказывать. Просто потому, что это недоказуемо в принципе, отсутствует даже намек на непорочное зачатие в Священном Писании, а также ставит все тот же вопрос. Так, а что, все остальные зачатия порочны? Неужели все любящие друг друга супруги совершают грех, рождая ребенка?! Тут опять смешивается похоть с заложенной Богом физиологией. Сорри, за подробности, но для того, чтобы мужчина мог оплодотворить женщину, он должен просто её захотеть, иначе нечем будет оплодотворять. А хотение далеко не всегда определяется похотью глаз или плоти. Это так бывает только у кобелей. Многим мужчинам нужно еще чувство влюбленности, впрочем, как и женщине. Грехом я бы назвал только удовлетворение похоти с кем попало. Такое тоже встречается со стороны обоих полов, и это нередкий мотив. Но чистых зачатий (по любви друг к другу, и даже совокупление ради зачатия ребёнка) вполне достаточно в мире людей, чтобы не пытаться выделять зачатие от Иоакима и Анны как нечто особенное. Или кто-то при этом присутствовал и может свидетельствовать, что у родителей Марии не было страсти при её зачатии? Честно говоря, это больше смахивает на:

  • исследование того, кто и как занимался любовью 2000 лет назад, что просто неприлично;
  • вынуждает продолжить цепочку бесстрастного зачатия на родителей родитетелей, и т.д., по поколениям;
  • отбирает заслугу чистоты и девства у самой Марии. Если её бесстрастно зачали, то в чем тогда заслуга её собственной бесстрастности?

По-моему, догмат о непорочном зачатии, при серьёзном осмыслении, не создаёт дополнительный ореол славы Санта Марие, а наоборот, унижает её девство.

Но я отвлекся, вернемся к приснодевству.

Итак, упоминаемые братья и сёстры Христа, рождены Марией от Иосифа, или в русле церковного учения являются детьми Иосифа от первого брака? Церковное предание, которое подтасовано под возникшие потребности объяснения, говорит, что Иосифу было 80 лет, когда он брал в жёны Марию, и к ней, как к жене не прикасался, в силу благоговения и даже возраста.

Какие аргументы говорят в пользу церковной версии?

  • Когда за 12 летним Иисусом вернулись родители в Иерусалим, они пришли вдвоем. Если бы у них были бы на руках совсем маленькие дети, то вернулся бы один из них, скорее всего Иосиф. Но они вернулись вдвоем. Значит, все дети были старше, и могли под присмотром родственников и соседей самостоятельно вернуться домой.
  • Видимо, Иосиф, таки, был существенно старше Марии. Об этом свидетельствует отсутствие упоминаний об Иосифе во время проповеди, когда к Нему приходила мать с братьями и сестрами, а также то, что прямо с креста Господь препоручил заботу о матери апостолу Иоанну. Такое немыслимо при живом муже.
  • Марии, в момент распятия было около 47 лет. Нормальный зазор в возрасте для традиции того времени составлял 10 лет. В 57 лет мало кто умирал из людей благочестивых, угодных Господу. Потому, велика вероятность, что Иосиф был существенно старше и повышает шансы на наличие у него детей от первого брака.
  • Рассуждая за Иосифа, можно допустить Его благочестивую мысль, что если жена родила от Духа Господа Всемогущего (Адоная), то ему негоже к ней прикасаться.
  • Мария могла из благочестивых соображений, вследствие повернутости иудеев на ритуальной чистоте, отказаться от супружеских отношений, если с этим согласился бы сам муж. Если верны рассуждения предыдущего пункта, то такой вариант вполне возможен. Особенно, при наличии старших детей у Иосифа.

Т.е., лично я вполне допускаю вариант нетронутости Марии Иосифом в плане половых отношений после рождения Иисуса. Я не являюсь его противником, хотя и не вижу в нём никакой нужды для того, чтобы признать Марию святой и блаженной. Просто потому, что не считаю плотское зачатие детей грехом. Но надо познакомиться и с «протестантскими аргументами» против приснодевства.

Серьёзный перепад в возрасте между мужем и женой не запрещался, но порицался в еврейской традиции, поскольку женщина была достаточно зависима от мужа в плане обеспечения. Кроме того, муж не мог выполнять свои обязанности в области половых отношений, что могло подтолкнуть женщину к прелюбодеянию. Т.е., брак при соотношении возраста 80/14 – это явная аномалия, которая могла вызвать осуждение. Но в писании об этом ни слова, и даже намека нет.

Упомянутое выше возвращение за Иисусом в Иерусалим вместе с Марией для 93-летнего старика – это перегруз. При таком возрасте он бы пошел домой, отправив для сопровождения Марии старшего сына. И если он пошёл обратно, то может и не был так стар.

Путешествие из Назарета в Иерусалим, километров 80 по каменистым тропам для такого старого человека вообще проблематично. Я уж не говорю о путешествии в Египет и обратно в возрасте 80-85 лет. Посмотрите на православные картинки, как Иосиф идет в Египет и ведет осла, на котором сидит Мария с Иисусом. Даже до современной границы с Египтом по прямой линии около сотни километров, а до древней границы и все 200 будет. Каково такое путешествие для 80 летнего старика? И это не по асфальтовой дороге в кроссовках Найк, а по каменистым дорогам в обмотках или сандалиях, а то и босиком. И дороги эти далеко не прямые. Можно, конечно, сказать, что Господь дал силы, но в Писании так все написано, что для Иосифа не было проблемой сходить в Египет. Значит, не такой уж он был дряхлый старец, не способный к рождению детей, как пытается убедить Брянчанинов.

Корректный перевод последнего стиха 1 главы от Матфея даёт возможность усомниться в приснодевстве.

В Синодальном он звучит так: «и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус». В РБО так: «Но он не прикасался к ней до тех пор, пока она не родила Сына. Он назвал Его Иисусом»

Греческое словосочетание “эос у” (“до тех пор, пока”) не разрешает проблемы, так как оно необязательно подразумевает какое-либо изменение. И тут с аргументами Брянчанинова можно согласиться. То есть на греческом не ясно: либо они не имели половых отношений до тех пор, пока она не родила, а затем имели, либо же продолжали воздерживаться и после рождения сына. Следует отметить, что хотя обет безбрачия в частности и аскетизм в целом, считались похвальными среди язычников, были и остаются исключением в иудаизме и вероучении Нового Завета (Мт. 19:10-12, 1 Кор. 7:1-40, Кол. 2:18-23, 1 Тим. 4:3).

А теперь давайте пройдемся по подстрочному переводу с греческого вот с этого ресурса . Если брать перевод «до тех пор, пока», то к нему вопросов нет. Есть большой вопрос к переводу слова ὅς. В вариантах перевода содержится следующее: 1. отн.м.: кто, что, который, какой, иной, 2. указ.м.: этот, тот. А в прямом переводе указано, что это относительное местоимение, родительный падеж, единственное число, мужской род. И при всем при этом переведено это как «не», которое является частицей. Если «не» это относительное местоимение, то пусть филологи скажут своё веское слово в комментариях к этой статье.

В результате сделанного выше предположения, у меня возник свой вариант (который открыт для уничтожающей критики филологов-профи). Если допустить, что это не относительное, а таки указательное местоимение, которое здесь весьма уместно, то получится очень интересный вывод. Если быть дотошным в последовательном переводе греческих слов, то первая часть стиха получилась такой: И не знал её до тех пор, пока этого родила Сына… Если гармонизировать, то получится так: И не знал её до тех пор пока родила этого (или того) Сына. Он назвал Его Иисусом. И это уже совсем другое дело. Раз родила «этого», то могли быть и «те». Конкретизация не нужна, если писателю Евангелия доподлинно известно, что Мария родила только Иисуса. А если ему известно иное? Тогда и применяется уточнение, которое превращает «до тех пор, пока» в изменение состояния после окончания этих «пор». Значит, кроме Этого Сына, у Марии были и те дети.

Косвенно, об этом свидетельствует и название Иисуса Первенцем (Лк. 2:7). Хотя, иногда первенцем все и заканчивается. Но в еврейской традиции, если сын рождается один, то он называется любимым. Так Отец представляет Сына в крещении и на Фаворе, указывая, что он Единородный. А здесь применилось слово первенец, а не единородный или любимый. Потому, есть некоторые основания считать, что он Первый из нескольких.

На момент явления Ангела с благовестием, Мария уже была обручена. Иосиф вообще ничего не знал. Т.е., предполагался обычный традиционный брак. Не старца и приготовившейся к монашеству девицы, а девушки и мужчины для создания обычной семьи. Аномальность перепада в возрасте умалчивается всеми писателями Евангелий.

Судя по всему, братья и сестры Иисуса схожего с ними возраста. Если дети у Иосифа были от первого брака, то в момент женитьбы на Марии некоторые из них могли быть в малом возрасте. И удивительно, что они не поехали вместе с Иосифом в Вифлеем на перепись, а потом и в Египет. У них денег на гостиницу не было заплатить, а чем Иосиф платил бы у себя на родине за присмотр за его детьми? Если допустить, что все дети были совершеннолетними, то на момент проповеди они были бы уже все замужем и женаты, с детьми и внуками, и вряд-ли во время проповеди вместе с матерью несколько раз к нему приходили бы. Скорее всего, что приходили к нему младше его, неженатые и незамужние, вместе с Марией, матерью своей.

Как видите, прилично смотрятся и аргументы «за» приснодевство, и аргументы «против». Я просто привел свои размышления. Для меня не важно, была ли Мария впоследствии девой, или родила детей от Иосифа, поскольку не вижу духовной грязи в супружеских отношениях, как это видят монахи, озабоченные чистотой. Как будто Дух посещает только исключительно чистые сосуды, что далеко не так .

Я хотел просто сказать всем вышенаписанным, что стоит избегать исповедовать приснодевство Марии, как недоказуемое утверждение. Его отсутствие не отбирает честь родить Сына Бога, но зато подталкивает нас самих считать, что зачатие наших детей дело грешное, раз от него отказалась Мария после рождения Иисуса. Приснодевство подчеркивает ущербность нормальных брачных отношений человечества, ставя брак ниже монашества. Хотя брак честен и ложе непорочно, а монашество просто иное к семейному жительству.

Потому я предпочитаю Марию называть просто Девой Марией, святой Марией, даже Богородицей, но с приснодевством всё мутно. А если мутно, лучше не относить это к предмету своей веры. Для славы Марии предостаточно быть матерью Господа. И именно таким титулом ее наградила праведная Елисавета.

Богородица ли Дева Мария?

Если мы отвечаем на вопрос, кто Иисус по ипостаси, то правильный ответ будет – Сын Божий. Человек рождает человека по природе. Бог-Отец породил Сына, значит Сын тоже имеет Божественную природу. Значит, Мария родила Бога. Таким образом, она – Богородица.

Мне скажут, что Сына уже родил Отец. И как это Мария родила Бога? Что Сын еще раз родился? Кстати, вопрос, по сути, смахивает на недоумение Никодима по поводу рождения от Духа, когда он беседовал с Христом. Потому и я скажу, что если человек в состоянии родиться из материнской утробы, а во взрослом возрасте от Духа, то и Бог может родиться от Бога, а потом от Духа и человека. Просто люди очень часто подменяют суть слова «родиться» семантическим значением «возникнуть». И забывают, что возникновение – это действие пространственно-временного мира. Это стереотип мышления из мира вещей, с помощью которого тварь пытается мыслить Творца. К Богу возникновение неприменимо, ибо Бог вне мира вещей. Даже рождение Сына от Отца – это изменение формы бытия Бога, но не Его сущности, которая неизменна. Т.о., рождение – это обретение новой по качеству жизни для Сына в теофании, также, как для человека рождение от Духа (свыше). Потому мы и применяем слово рождение к Иисусу, хотя знаем, что Он Сын Божий, рождённый от Отца непостижимым для нас образом вне времени.

Потому, и Мария родила Бога, дав ему человеческую природу так, что природа стала богочеловеческой. Т.е., поскольку произошло Боговоплощение, то воплощается Бог в процессе рождения от человеческой женщины. Следовательно, Бог родился для новой формы жизни в человеческом теле, но это не то же самое, что Бог родился-возник. Такое человеческой женщине невозможно.

Я не особо пользуюсь словом Богородица в наименовании Девы Марии, просто потому, что такой титул подталкивает людей к поклонению ей. Но, если мыслить категориями неоплатонизма, то Дева – Богородица, и в этом нет ничего крамольного, если мы понимаем рождение как теофанию, а не возникновение.

Титул Богородица работает только в одной неоплатонической системе координат. Простому человеку, готовящему почву для семени веры в чтении Писания или совершенствующемуся в вере, ни к чему навороты богословия. А представить себе вневременное рождение никакая тварь не в состоянии. Потому лучше пользоваться при упоминании земной матери Господа титулом Дева Мария. Это ближе к сути, и соответствует апостольской традиции. Некоторые начинают писать местоимения, относимые к Богородице, с большой буквы (даже Синодальный перевод Писания), что вообще недопустимо, поскольку так мы оказываем почтение одному Богу. Это затрудняет общение между христианами, которые находятся в других традициях использования категорий, не допускающих именования Девы Богородицей. Но самое главное, титул Богородица как бы подталкивает к поклонению ей, хоть Сын возник не из неё, а только вочеловечился. Но поклонение Богородице для христиан недопустимо, что признается и православными и католическими богословами.

А молиться ей можно? А почитание допустимо? Скорее всего, да, но это очень ёмкий вопрос, который я постараюсь раскрыть в следующей статье.

Источник

Оцените статью