- Приостановлено начисление неустойки сбербанк что это значит
- Информационное письмо Банка России от 29 декабря 2018 г. № ИН-06-59/83 «О применяемых практиках прекращения начисления процентов и неустоек по договорам потребительского кредита (займа)”
- Обзор документа
- Начисление неустоек после их приостановки
- О приостановлении начисления пени и ограничений до 01.01.2021
- Просрочка по кредиту Сбербанка
- Какие советы должникам дает Сбербанк
- О реструктуризации Сбербанка
- Просрочка кредита в Сбербанке на месяц
- Если есть просрочка уже нескольких платежей
- Передача дела коллекторам
- Обращение Сбербанка в суд
- Последствия просрочки по кредиту Сбербанка
Приостановлено начисление неустойки сбербанк что это значит
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Информационное письмо Банка России от 29 декабря 2018 г. № ИН-06-59/83 «О применяемых практиках прекращения начисления процентов и неустоек по договорам потребительского кредита (займа)”
Банк России в связи с поступлением обращений граждан по вопросам начисления процентов и неустоек по договорам потребительского кредита (займа) после вступления в законную силу либо принудительного исполнения судебных актов о взыскании задолженности по таким договорам сообщает следующее.
Применение практики начисления процентов и неустоек после вступления в законную силу судебного акта о взыскании задолженности по договорам потребительского кредита (займа) влечет чрезмерное наращивание долговой нагрузки заемщиков, в том числе невозможность фактического исполнения обязательств, в целом оказывая негативное влияние на сектор потребительского кредитования.
По общему правилу кредитор по кредитному договору (договору займа), заключенному с заемщиком, не может в одностороннем порядке сократить срок действия этого договора, увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям. Однако в случаях, прямо установленных законодательством 1 , в том числе при нарушении заемщиком своих обязательств, кредитор вправе потребовать возврата основной суммы кредита (займа) вместе с причитающимися процентами досрочно.
Требование о досрочном возврате заемных средств по договору потребительского кредита (займа) в связи с нарушением заемщиком срока возврата направлено на получение исполнения от заемщика обязательств по договору потребительского кредита (займа) и их прекращение надлежащим исполнением.
При этом в случае неисполнения заемщиком требования кредитора обязательства по уплате процентов и выплате неустойки не прекращаются, если иное не предусмотрено договором, и, в силу положений статей 809 и 811 Гражданского кодекса Российской Федерации, продолжают начисляться до дня возврата займа (кредита) включительно 2 .
Вместе с тем Банк России отмечает следующие практики, применяемые кредиторами в целях фиксации задолженности по договорам потребительского кредита (займа) и недопущения роста просроченной задолженности физических лиц:
— расторжение договора потребительского кредита (займа) либо в судебном порядке, либо по соглашению сторон с условием прекращения начисления процентов и неустойки с момента расторжения договора;
— включение в содержание договоров потребительского кредита (займа) условий, предусматривающих возможность прекращения начисления процентов и неустоек, в том числе условий о реструктуризации долга при наступлении определенных обстоятельств.
Также обращаем внимание, что частью 16 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» кредитору предоставлено право уменьшить в одностороннем порядке постоянную процентную ставку, уменьшить или отменить плату за оказание услуг, предусмотренных индивидуальными условиями договора потребительского кредита (займа), уменьшить размер неустойки (штрафа, пени) или отменить ее полностью или частично, установить период, в течение которого она не взимается, либо принять решение об отказе взимать неустойку (штраф, пеню).
Применение указанных инструментов в целях урегулирования просроченной задолженности физических лиц, по мнению Банка России, может способствовать снижению общего объема просроченных обязательств и повышению платежной дисциплины должников.
В связи с изложенным Банк России рекомендует кредиторам принять во внимание вышеизложенные подходы и учитывать предусмотренные законом способы по прекращению начисления процентов и неустоек для фиксации задолженности по договорам потребительского кредита (займа) в целях недопущения существенного увеличения долговой нагрузки потребителей и образования просроченной задолженности, невозможной к взысканию.
Настоящее письмо подлежит опубликованию на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Первый заместитель Председателя Банка России | С.А. Швецов |
1 Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (п. 12, 13 ст. 7, п. 2, 3 ст. 14), Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (ст. 12, ст. 35, п. 2 ст. 36, ст. 50), Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 811 и ст. 813).
2 П. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 № 35 «О последствиях расторжения договора», п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».
Обзор документа
Банк России сообщил, что для фиксации задолженности по потребкредиту и недопущения роста просроченной задолженности граждан кредиторы:
— расторгают договор в судебном порядке либо по соглашению сторон с условием прекращения начисления процентов и неустойки с момента расторжения договора;
— предусматривают в договорах возможность прекращения начисления процентов и неустоек, в т. ч. реструктуризацию долга при наступлении определенных обстоятельств.
Мегарегулятор при этом напомнил, что кредитор не может в одностороннем порядке сократить срок действия договора, увеличить размер процентов и (или) изменить порядок их определения, увеличить или установить комиссионное вознаграждение по операциям. Однако в определенных случаях кредитор вправе потребовать досрочно вернуть основную сумму кредита вместе с процентами. Если заемщик не исполнил требование, то обязательства по уплате процентов и выплате неустойки не прекращаются. Суммы начисляются до дня возврата долга включительно.
Кредиторы вправе уменьшить постоянную процентную ставку, уменьшить или отменить плату за услуги, снизить неустойку либо отменить ее полностью или частично.
Источник
Начисление неустоек после их приостановки
Здравствуйте!
Ситуация следующая. Произошел страховой случай-смерть заемщика. Были собраны соответствующие документы и поданы в отделение сбербанка для последующей передачи собственной курьерской службой сбербанка в страховую. Страховая, естественно, «сбербанк страхование».
Документы были поданы 26.06.2018 номер обращения: 1806270869228100. Страховая долго и упорно говорила что документы не пришли, сбербанк же утверждал что документы отправил. На мои просьбы у операторов сбербанка дать какой-нибудь идентификатор для передачи в страховую говорили, что это внутренняя информация. Проблема в том, что страховая не видит и не понимает номер обращения сбербанка, соответственно не может сказать где физически находятся документы. На вопрос «что делать?» перенаправляет в сбербанк, который в свою очередь отфутболивает обратно в страховую.
19.11.18 повторно отправил документы через сбербанк. Итог — какой-то из пакетов с документами все таки дошел до страховой. Надо сказать, что в процессе были оставлены 2 жалобы с просьбой разобраться и найти «живые документы» . Результат-жалобы закрыты, но какого либо разъяснения я так и не смог получить от операторов страховой: где все это время были документы, дошли они в итоге или нет.
Страховая по итогу делает выплату. Но сумма не покрыта полностью. Всплывает остаток ссудной задолженности. На вопрос «откуда?» никакого вразумительного ответа. Документ о праве наследования был предоставлен 24.12.18. Как могла начисляться неустойка после предоставления справки о смерти заемщика и отметки в сбербанке о «приостановке неустоек». На момент подачи документов для страховой в наследство еще никто не вступил. В итоге все это тянется уже 6 месяцев. Само собой при первичной подаче документов спросил «выплаты приостановлены?» Да, уважаемый клиент, «приостановлены». Почему все это время начислялись неустойки объяснить не могут.
Просьба специалистов дать вразумительный ответ. И зачем тогда страховка полной суммы кредита, если по итогу все равно всплывают задолженности. Заемщик платежи вносил вовремя, просрочек не было (со слов сбербанка). Последний платеж 21 апреля 2018, а страховой случай наступил 6 мая 2018.
Спасибо.
Источник
О приостановлении начисления пени и ограничений до 01.01.2021
Опубликовано Постановление Правительства РФ № 424 от 02.04.2020, которым на основании ст. 18 Федерального закона от 01.04.2020 со дня опубликования (06.04.2020) Правительство:
- Приостановило действие пунктов о начислении пени за просрочку платежей по всем коммунальным услугам по договорам с УК и прямым договорам с населением до 01.01.2021. Хотя указанное противоречит положениям ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, вероятно, что указанные положения Постановления Правительства с учетом нормы ФЗ «О защите населения» будут посчитаны спецнормой, имеющией приоритет над кодексом(не говорите студентам юрвузов, что я так сказал, но похожий казус с ПРР уже был). Отдельный вопрос — толкование предлога до или по, но думаю, что тут с 01.01.2021 можно уже начислять.
- Приостановило взыскание пени без указания периода просрочки (т.е. надо понимать, включая образованные до указанных событий, п. 5). Необходимо отметить, что право на судебную защиту предусмотрено ст. 12 ГК РФ и ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, поэтому тут ситуация уже сложнее, хотя как бороться с кодексами уже понятно исходя из п. 1, а в Конституции есть резиновая статья про ограничения прав ради безопасности. Тут возникают 2 больших вопроса — производится ли взыскания по исполнительным документам с пеней, уже находящимся на исполнении в ССП (огромное количество возни с возвращением документов по п. 2 ч. 1 ст. 46 ФЗ об ИП, и повторным их предъявлением «всей пачкой» единомоментно в оставшейся части), будет ли прерван срок давности на взыскание пени, например, за 2017 год, который истечет в период действия данной приостанавливающей нормы (очень бы хотелось притянуть суда мораторий на исполнение обязательств по п. 3 ч. 1 ст. 202 ГК РФ)
- Приостановило действие пунктов 117 и 119 ППКУ о введении ограничений до 01.01.2021. Вероятно, с сегодняшнего числа нельзя вводить ограничения по уже «запущенным», но не доведенным до фактического ввода ограничений, процедурам (там где 20 дней). Тех, кому постановляется по ОПФРРЭЭ 442 норма не касается (привет, мелкий бизнес на первых этажах жилых домов). Нужно ли отменять уже введенные ограничения и подключать потребителей, либо наказывать по 7.19 КоАП за самовольное «снятие» ограничения, а также брать денежку за подключение (п. 121(1) ППКУ, который в постановлении «забыли») — большой вопрос, но надеюсь что нет (по справедливости, ДЗ по ним образовалась до всей эпидемии, поэтому запрыгивать в общий автобус не честно, нужно оплатить ДЗ и подключение).
- Есть еще такая незатронутая мера, как привлечение УК к ответственности за неплатежи перед РСО (ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ и последующее лишение лицензии по ст. 199 ЖК РФ), привлечение бюджетных потребителей за неоплату по госконтрактам (ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ) и привлечение потребителей особой категории за непредоставление обеспечения исполнения обязательств (ст. 14.61 КоАП РФ, среди кторых есть водо и теплоснабжающие организации, которые тоже попадут под ограничение мер в отношении населения), по которым любят ссылаться на отсутсвие средств. Думается, что вопрос в отношении УК будет стоять на основе принципа срыва технологической вуали, а в отношении остальных потребителей им придется как-то выкручиваться (кроме здравоохранения).
РБК уже пишет о хтонических масштабах сего действа, но необходимо отметить, что во-первых, претензионную работу никто не отменял, а во-вторых, взыскание хотя бы чистой дебиторки даже в условиях ограниченности действий ССП (с учетом снятия вкладов из-за налогов) останется единственным эффективным действием, помогающим оплатить газ, уголь и мазут.
Источник
Просрочка по кредиту Сбербанка
Буквально каждый второй кредит в России выдан самым крупным банком страны — Сбербанком. Он активно выдает потребительские ссуды, кредитные карты, ипотеки. Заемщиков много, и не все справляются со взятыми на себя обязательствами. Если возникает просрочка, банк сразу предпримет действия.
Просрочка по кредиту Сбербанка фиксируется сразу после пропуска очередного ежемесячного платежа. То есть уже назавтра банк начнет применять пени, задолженность станет увеличиваться. Чем грозит просрочка, что будет делать банк, как выйти из ситуации — на Бробанк.ру.
Какие советы должникам дает Сбербанк
Учитывая объемы кредитования Сбера и количество его заемщиков (несколько десятков миллионов россиян), банк серьезно подходит к решению вопросов с просроченными долгами. У него есть специальный отдел взыскания с большим штатом сотрудников, задача которого — возвращать заемщиков обратно в график.
Сбер настроил партнерский вектор работы с должниками. Он не давит на заемщиков, попавших в сложную ситуацию, а старается им помочь. Для этого разработаны специальные инструменты и алгоритмы. Сбер говорит о необходимости обращения к банку при возникновении проблем с погашением кредитов.
Какие действия должников Сбербанк называет ошибочными:
- Оформление нового кредита в другом банке, чтобы закрыть им проблемный долг перед Сбербанком. Рано или поздно такое перекредитование приведет к долговой яме, из которой трудно выбраться.
- Ничего не предпринимать, не обращаться за помощью к банку, пустить дело на самотек. Чем раньше клиент заявит о проблеме, тем у Сбера больше инструментов помощи для него. Просрочка — не страшно, а вот последствия злостной неуплаты могут оказаться крайне неприятными.
- Заемщик принимает решение скрываться, не идет на диалог, не берет трубку. Сбербанк готов помогать клиентам, попавшим в непростую финансовую ситуацию, не стоит игнорировать это.
Сбербанк официально ввел в линейку программу реструктуризации. Если возникает просрочка по кредиту, вы можете ею воспользоваться и выйти из ситуации без серьезных потерь.
О реструктуризации Сбербанка
Прежде чем приступать к обзору последствий просрочки по кредиту Сбербанка рассмотрим его предложение о реструктуризации. Это специальная программа помощи заемщикам, которые по каким-то причинам временно не могут выполнять взятые на себя обязательства.
Возможны два вида помощи:
- Банк увеличивает срок текущего кредита, чтобы ежемесячный платеж стал меньше.
- Сбер дает полную или частичную временную отсрочку, ставит долг на паузу. Иначе это называется кредитными каникулами.
Реструктуризация возможна при потере работы, снижении зарплаты, уходе в армии, утрате крупного имущества, уходе в отпуск по уходу за ребенком, утрате трудоспособности, введение режима ЧС в месте проживания заемщика, если он стал обманутым дольщиком.
Сбербанк готов рассмотреть любую ситуацию, которая привела к ухудшению финансовой ситуации в семье заемщика. Но важно подтвердить причину документально, тогда Сбер обязательно пойдет навстречу и поможет.
Просрочка кредита в Сбербанке на месяц
За реструктуризацией стоит обращаться тогда, когда пропуска платежа еще нет. Если заемщик действует заблаговременно, это говорит о его финансовой грамотности. Сбер обязательно поможет справиться с ситуацией, ему проблемные кредиты тоже не нужны.
Если заемщик не обращается сам, если возникает просроченная задолженность, в дело вступает Отдел управления проблемной задолженностью. В каждом регионе РФ, в каждом более менее крупном городе страны такой отдел есть.
Если просрочка платежа по кредиту в Сбербанке не превышает 1 месяц, пока что ничего страшного нет. Даже на состояние кредитной истории этот факт мало повлияет. Конечно, при условии, что это “разовая акция”, а не постоянные опоздания.
Что будет делать банк при небольшой просрочке:
- На следующий день на просроченную сумму начнут начислять пени в размере 20% годовых.
- На следующий или второй день прозвучит звонок из отдела по работе с проблемными клиентами. Менеджер спросит, что случилось, поинтересуется, когда заемщик оплатит.
- Пока просрочка действует, каждый день требуемая с оплате сумма увеличивается за счет пеней. Сбер регулярно будет присылать СМС с указанием этой суммы.
- Примерно за 10 дней до окончания месяца просрочки с заемщиком свяжется другой специалист банка, который проведет более конструктивный диалог. Поднимется вопрос о реструктуризации.
Если изучить отзывы тех, кто совершил просрочку в Сбербанке, то все они говорят о том, что никакого негатива со стороны банка нет. Никто не угрожает, не хамит. Общение вежливое.
Пени за просрочку кредита составляют 20% годовых, больше банки не могут устанавливать по закону. Например, если пропущен платеж в 10 000 рублей, один день просрочки будет стоить 5,5 рублей. На следующий день пени начисляются на сумму 10 005,5 рублей и так далее.
То есть небольшая просрочка перед Сбербанком буквально на месяц не особо страшна. Кредитная история практически не портится, пени небольшие, коллекторы не зверствуют. Но если пропущен уже второй платеж, нужно готовиться к более решительным действиям банка. Да и долг за счет пеней будет увеличиваться быстрее.
Если есть просрочка уже нескольких платежей
Первые месяцы продолжает работу отдел Сбербанка по работе с проблемной задолженностью. Продолжаются звонки, но ход диалога может быть другим. Банк не применяет угрозы, но регулярно напоминает должнику о последствиях, о суде, о возможности передачи дела коллекторам.
Должник начнет получать сообщения с последствиями неуплаты. А это арест карт и счетов, запрет на выезд за границу, наложение запрета на регистрацию ТС должника и пр. После пропуска второго платежа Сбер будет действовать более активно, но границы все равно не перейдет.
Передача дела коллекторам
Примерно через 3-4 месяца после безуспешных попыток взыскать долг или провести реструктуризацию Сбербанк передаст долг на взыскание коллекторскому агентству. Но тут стоит понимать, что Сбер — крупный и серьезный банк. Он не работает с агентствами, которые ведут взыскание незаконными методами.
Коллекторы Сбербанка действуют строго в рамках закона. Должник не услышит угроз, его не будут оскорблять и унижать, коллекторы не будут бесконечно названивать родственникам (скоро это вообще будет незаконно). Но звонить будут, и писать тоже.
После передачи дела коллекторам заемщик может столкнуться с выездной группой. То есть по его месту проживания могут выехать специалисты для беседы. Это вполне законно, если такие визиты нечастые.
Обращение Сбербанка в суд
Если просрочка по кредиту продолжает действовать долгие месяцы, если ситуация не будет улучшаться, Сбер подаст в суд и выиграет процесс. Обычно в суд банк обращается через 1-1,5 года после фиксирования просрочки.
После вступления решения суда в силу судебный пристав открывает производство, он начинает взыскание своими методами. Чем это грозит должнику Сбера:
- первым делом пристав найдет все официальные доходы должника и будет изымать с них 50%;
- если доходов нет или они малы, пристав начнет искать счета, карты и вклады гражданина. Все найденные средства уйдут на погашение долга;
- сразу накладывается запрет на выезд за границу;
- сразу ищутся транспортные средства должника, на них накладывается запрет на регистрационные действия;
- крайняя мера — поиск имущества должника и его изъятие.
Бывает так, что пристав ничего не может взыскать, тогда он закрывает дело. Но банк правомочен сколько угодно раз возобновлять процесс. Если долг в итоге признается безнадежным, он продается коллекторам или списывается за невозможностью взыскания.
Последствия просрочки по кредиту Сбербанка
Серьезные последствия наступают при длительной просрочке более 90 дней. Для банков это значимая черта. Если в кредитной истории есть информация о долге сроком более 90 дней, о суде, в будущем на услугах кредитования можно поставить крест.
Злостный должник Сбербанка не может выехать за границу, не может совершать действия с автомобилями. Точнее, купить машину он может, но пристав тут же обнаружит этот факт и поставит запрет на регистрационные действия. В итоге авто могут изъять.
Придется постоянно сталкиваться с представителями банка и коллекторами. Это постоянные звонки, визиты, СМС-сообщения. После суда невозможно пользоваться вкладами и картами. То есть последствия просрочки перед Сбером действительно серьезные.
Источник