- Экспедирование при грузоперевозках
- Какие задачи решает экспедитор?
- Какие документы нужны для экспедирования?
- Договор транспортной экспедиции: важное для экспедитора + шаблон
- Когда нужен договор транспортной экспедиции
- Заполняем шаблон договора транспортной экспедиции
- Предмет: что экспедитор делает для клиента
- Поручение экспедитору: что и куда везут
- Экспедиторская расписка: что приняли на перевозку от клиента
- Изменение экспедиции
- Срок погрузки и доставки
- Удержание груза за долг по оплате
- Оплата услуг экспедитора
- Ответственность за повреждение и утрату груза
- Ответственность клиента
- Обмен претензиями и суд
- Новым ИП — год Эльбы в подарок
- Досрочное расторжение договора
Экспедирование при грузоперевозках
При грузоперевозках экспедирование предполагает полную организацию транспортировки, от разработки маршрута до страхования или оформления сопроводительных документов. Привлечение экспедитора дает преимущества:
- оптимизация перевозки: разработка оптимального маршрута, подбор таких видов транспорта, способов перегрузки, хранения, обработки груза, при которых он будет доставлен быстро, с минимальными расходами, с соблюдением условий, ограничений транспортировки;
- правильное и точное оформление документов. Экспедитор может оформлять транспортные накладные, коносаменты, разрешения, выполнять таможенное оформление, страхование. Это экономит время, исключает ошибки при подготовке документации и связанные с ними штрафы или иные санкции;
- гарантированная сохранность отправлений. При экспедировании исключена их потеря или порча. Экспедитор контролирует перевозку на каждом этапе, следит, чтобы соблюдались необходимые условия транспортировки и намеченные сроки.
Какие задачи решает экспедитор?
В рамках транспортно-экспедиционной деятельности могут выполняться:
- разработка маршрута грузоперевозки. Учитываются сроки транспортировки, наличие ограничений при перевозке, необходимость выполнения дополнительных операций в пути (хранение, фасовка, переупаковка, маркировка и другие). При доставке автомобильным транспортом экспедитор анализирует, насколько загружены магистрали, какими являются характеристики дорог на маршруте следования, какая высота мостов и эстакад, другие параметры;
- подбор транспорта для выполнения перевозки. При этом учитывают характеристики отправления, его вес, габариты. При подготовке к транспортировке планируют размещение груза внутри кузова или контейнера, организуют перегрузку, если выполняются мультимодальные перевозки (с использованием нескольких видов транспорта). Отдельно может контролироваться техническое состояние транспортных средств, на которых будет выполняться перевозка, проведение погрузочно-разгрузочных работ, крепление внутри кузова или контейнера;
- дополнительная обработка. При экспедировании может выполняться фасовка, переупаковка, помещение в оборотную тару или паллеты, маркировка или контроль ее правильности, инвентаризация, опечатывание, сортировка, комплектация заказов или консолидация разрозненных грузов, подготовка сопроводительной документации;
- работа с субподрядчиками. Экспедитор по поручению заказчика и от его имени может заключать договоры с субподрядчиками, включая перевозчиков, складских операторов, других участников логистической деятельности, фрахтовать речные, морские суда, вагоны железнодорожного транспорта, самолеты, автомобили и т.п.
- работа с документами. Экспедитор оформляет транспортные накладные, коносаменты, страховые полисы, разрешительные документы, необходимые для перевозки товара. Возможно получение разрешений при перевозке тяжеловесных, опасных, крупногабаритных грузов. От имени заказчика он может оплачивать сборы, услуги перевозчиков, выполнять обязательные платежи;
- таможенное оформление. Нужно при международных перевозках, если отправление ввозится на территорию Таможенного Союза или России или вывозится с нее. Предполагает подачу декларации, выполнение обязательных платежей, размещение груза на складе временного хранения, организацию процедур таможенного контроля и выпуска товара;
- сопровождение отправлений. Экспедитор или его представители сопровождают груз на всех этапах перевозки, контролируя соблюдение условий транспортировки, проведение погрузочных работ, целостность пломб, условия на складах, где временно хранится груз, другие параметры перевозки. При перевозке ценного имущества возможна организация его охраны на всем пути следования.
При экспедировании возможно постоянное информирование о перемещении груза, его переадресация, если изменяются условия или требования доставки, контроль приемки получателем, возвращение документов на отправление с отметкой о получении.
Какие документы нужны для экспедирования?
ФЗ №87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» определяет ее порядок, список документов, которые нужны для экспедирования:
- договор транспортной экспедиции. Его составляют, соблюдая гл. 41 и, в частности, ст. 801, 802, 804, 806 ГК РФ;
- поручение экспедитору. Должно быть оформлено по требованиям Приказа Минтранса РФ №23 от 11.02.2008 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов». Приказ определяет требования к бланку поручения, порядок его заполнения. В бланке указывают полные данные об отправлении, сопровождающих его документах, требованиях к организации перевозки. Поручение может предполагать однократное, периодическое, регулярное выполнение экспедиционных работ. Его составляет и заполняет клиент (отправитель или владелец груза);
- экспедиторская расписка. Составляется на специальном бланке экспедитором. В ней указывают информацию о грузе, клиенте, дате составления, условиях экспедирования. Она определяет ответственность экспедиционной компании в связи с приемкой груза, оказанием экспедиционных услуг;
- складская расписка. Ее составляют в двух экземплярах, один остается у экспедитора, второй передают грузоотправителю. В расписке кроме информации о товаре, грузоотправителе, получателе, экспедиторе и условиях экспедирования указывают данные о складе, на котором размещен груз.
Груз также могут сопровождать следующие документы:
- транспортная накладная. Является основным документом на перевозку, имеет утвержденную форму, содержит информацию о перевозимом грузе, его составе, количестве и т.п.;
- инвойс. Счет, содержащий данные о количестве товара, о его стоимости;
- экспортная, транзитная декларация;
- сертификационные документы, включая сертификаты соответствия, сертификат страны происхождения и другие, декларации соответствия.
Компания «СТТ» Логистика выполняет экспедирование грузов при мультимодальных и других международных перевозках.
Источник
Договор транспортной экспедиции: важное для экспедитора + шаблон
🌍 Предпринимателям, которые организуют перевозку грузов: как заключить с клиентом договор транспортной экспедиции для удобной работы.
Когда нужен договор транспортной экспедиции
Если транспортная компания просто перевозит груз на своей машине из одного места в другое, с клиентом заключают договор перевозки. Как его оформить, мы рассказывали в другой статье.
Зачастую клиент обращается не к грузоперевозчику напрямую, а к посреднику — экспедиторской компании.
Экспедиторы организуют перевозку груза: выбирают выгодный маршрут, находят перевозчиков с подходящими условиями для груза, оформляют таможенные документы. Клиент полагается на опыт экспедиторов и поэтому экономит своё время: теперь ему нужно только просматривать регулярные отчёты о местоположении грузов.
Часто экспедиционная услуга — это продумывание целой цепочки перевозок грузовым, РЖД, морским и воздушным транспортом. А еще экспедиторы могут брать на себя хранение груза на складе между перевозками.
Экспедиторы могут перевозить грузы и на своей машине. Тогда они отвечают за потерю и порчу груза клиента. Если клиент сдал груз нанятому перевозчику, экспедитор не отвечает.
Заполняем шаблон договора транспортной экспедиции
Договор транспортной экспедиции заключают письменно — ст. 802 ГК РФ. Стороны в нём — экспедитор и клиент — физлицо, ИП или компания, заказавшая и оплатившая грузоперевозку.
Рассказываем, что экспедитор может поменять в договоре под себя, и о какой ответственности стоит помнить.
Предмет: что экспедитор делает для клиента
Экспедитор обязан организовать перевозку груза. Клиент — оплатить услуги экспедитора, включая саму грузоперевозку. Что делает экспедитор, перечисляют в предмете договора.
Экспедитор обязуется за вознаграждение от своего имени и за счёт Клиента организовать выполнение определенного настоящим договором комплекса транспортно-экспедиторских услуг по перевозке, хранению и доставке грузов Клиента.
Что ещё экспедитор берет на себя, перечисляют в виде допуслуг.
Для перевозки груза экспедитор заключает договоры с третьими лицами — ИП с газелью, курьерской службой, РЖД, складом. Но перед клиентом за качество их услуг будет отвечать экспедитор — ст. 805 ГК РФ.
По умолчанию экспедитор сам выбирает перевозчиков, вид транспорта и маршрут. Но в договоре можно написать, что все это выбирает клиент — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Экспедитор страхует груз, если такая обязанность есть в договоре.
Поручение экспедитору: что и куда везут
Пункт отправки и назначения, вид транспорта и характеристики груза можно вписать в текст договора.
Если с клиентом работают постоянно, каждую перевозку удобно оформлять отдельным документом. Например, поручением экспедитору из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23. Но заявка свободной формы тоже подойдёт.
Клиент обязан письменно сообщить экспедитору о свойствах груза: портящийся, хрупкий, негабаритный. Свойства груза вписывают в поручение экспедитору. В зависимости от свойств экспедитор подбирает транспорт, склад и упаковку.
Если по грузу нужны уточнения, экспедитор задает клиенту вопросы. До уточнения экспедитор ставит услугу на стоп. А клиент обязан возместить экспедитору простой. Правила — из ст. 804 ГК РФ и п. 18 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Если экспедитор заключил договоры перевозки от имени клиента по доверенности, оригиналы договоров передают клиенту — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Клиент может отменить перевозку, даже если груз уже в пути. Но только письменно, звонки по телефону не считаются. Если до отмены экспедитор уже заплатил перевозчикам, клиент компенсирует эти расходы — п. 10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Экспедиторская расписка: что приняли на перевозку от клиента
Экспедитор выдаёт клиенту экспедиторскую расписку — в подтверждение приёма груза. Для расписки есть форма из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23.
Принципиально: если экспедитор взял груз по расписке или любому другому документу, считается, что он отвечает за утрату и порчу груза, пока не доставит его грузополучателю. Переложить ответственность на перевозчика не получится.
Если экспедитор взял на себя только подбор перевозчиков, то клиент должен сдать груз перевозчику. Приёмку груза оформляет перевозчик по транспортной накладной, и отвечает за груз тоже он.
Если в пути груз передают на склад, клиенту выдают складскую расписку.
Изменение экспедиции
Иногда по ходу перевозки надо поменять транспорт, маршрут или пункт доставки.
Все изменения экспедитор обязан согласовать с клиентом — но только если время терпит. Если клиент молчит больше суток, экспедитор вносит изменения в экспедицию без его согласия — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Порядок согласования изменений записывают в договор.
Экспедитор обязан запросить у Клиента согласие об отступлениях от его указаний. Если в течение суток Клиент не даст ответ на запрос, Экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.
Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие Клиента.
Срок погрузки и доставки
В договор записывают срок погрузки и доставки груза в конечный пункт.
Экспедитор обязан организовать доставку груза грузополучателю и оказать все остальные услуги по настоящему договору в течение пяти дней с момента приёмки груза от грузоотправителя.
За срыв срока экспедитор возмещает клиенту убытки. Часто убытки клиента — это неустойки и штрафы, которые он заплатил своим клиентам.
Исключение — если экспедитор докажет, что срок сдвинулся по вине отправителя, получателя или из-за стихийных бедствий и карантинов — ст. 9 Закона № 87-ФЗ.
Если перевозку заказало физлицо для переезда или доставки товаров, экспедитор платит неустойку в размере 3 % от суммы своего вознаграждения. Но не больше 80 %. Неустойку начисляют сверх убытков.
Удержание груза за долг по оплате
Рекомендуем вписать в договор право экспедитора не отдавать груз получателю до полной оплаты услуг. По умолчанию такого права у экспедитора нет, но добавить его можно — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах Клиента расходов. В этом случае Клиент оплачивает расходы, связанные с удержанием. За порчу груза вследствие удержания ответственность несет Клиент.
Оплата услуг экспедитора
Клиент обязан оплатить услуги экспедитора + все траты на перевозчиков, растаможивание и склад — ст. 5 Закона № 87-ФЗ.
Сроки оплаты и суммы записывают в договор.
Ответственность за повреждение и утрату груза
Экспедитор отвечает за груз клиента, если:
— вёз груз на своем транспорте;
— лично принял его у отправителя и выдал документ, а потом сам передал перевозчику;
— поручился перед клиентом за груз — так пояснил Верховный Суд РФ в п. 25 Постановления Пленума № 26.
Экспедитор не отвечает за груз, если по договору он обязан только найти перевозчика, расплатиться и подготовить документы на перевозку. В этом случае ответственность переходит на перевозчика.
Экспедитор отвечает за порчу, недостачу и утерю груза, если не докажет, что груз унесло ураганом или клиент плохо запаковал его.
Экспедитор возмещает клиенту потери исходя из объявленной ценности груза. А если такой нет в договоре, то по стоимости из документов на груз. Например, по цене из накладной на покупку товара. Плюс экспедитор возмещает упущенную выгоду.
В договор можно вписать, что кроме реального ущерба экспедитор возвращает клиенту плату за свои услуги.
Груз считается потерянным, если его не нашли за 30 дней после срока предполагаемой доставки — ст. 7 Закона № 87-ФЗ.
С экспедитора снимается ответственность, если получатель не сообщил письменно о повреждении или утрате груза по время приемки — ст. 8 Закона № 87-ФЗ.
Смягчить или отменить ответственность экспедитора за груз в договоре нельзя — ст. 11 Закона № 87-ФЗ.
Ответственность клиента
— компенсировать убытки экспедитора, если не сказал о свойствах груза, например, в грузовик потекла краска, которую перегрели;
— заплатить штраф за отказ возместить расходы экспедитора на перевозчиков и оформление провозных документов в размере 10 % от этих расходов;
— заплатить неустойку за просрочку оплаты в размере 1 % от долга — ст. 10 Закона № 87-ФЗ.
Обмен претензиями и суд
Если возник спор, клиент до суда обязан отправить экспедитору письменную претензию. На претензию у клиента есть шесть месяцев со дня предполагаемой доставки.
Исключение — когда клиент физлицо и заказал перевозку для личных нужд. Он идёт сразу в суд без досудебной претензии.
К претензии об утрате, недостаче и повреждении груза клиент обязан приложить подлинники или заверенные копии документов на количество и стоимость груза. Это накладные, договоры, акты, платежки.
Экспедитор обязан ответить на претензию за 30 дней с момента ее получения.
У клиента есть год с момента нарушения экспедитором своей обязанности, чтобы подать на него в суд.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Досрочное расторжение договора
Стороны могут отказаться от договора транспортной экспедиции в любой момент, предупредив другую сторону в разумный срок — ст. 806 ГК РФ.
Сторона, которая выходит из договора, обязана возместить другой стороне убытки + штраф 10 % от вознаграждения.
Обычно убытки клиента — это переплата другой экспедиционной компании, которую пришлось нанять, если груз не успели довезти — ст. 6 Закона № 87-ФЗ.
Отменить в договоре штраф за отказ от договора нельзя.
Статья актуальна на 19.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Источник