- Как покаяться в грехах перед Богом — молитва и пример
- Давид совершает грех перед Богом
- У Давида появляется шанс покаяться в грехах перед Богом
- Давид осознает свой грех и решает покаяться
- Молитва Давида — покаяние в грехах перед Богом
- Как покаяться перед Богом в наши дни
- Покаяние перед Богом: практические выводы
- Покаяние
- Каждая исповедь — ступень
- Чем истинное христианское покаяние отличается от механического перечисления грехов?
- Чем покаяние отличается от раскаяния?
- Возможно ли покаяние после смерти?
- Справедливо ли определять для человека участь в вечности на основании краткой земной жизни?
- Возможно ли покаяние для неверующих?
Как покаяться в грехах перед Богом — молитва и пример
Что такое покаяние и что об этом говорит Библия? Как покаяться в грехах перед Богом, можно ли это сделать дома или надо искать церковь? Что будет, если не раскаяться в своих грехах? Как попросить прощение у Бога? Есть ли какая-то особая молитва, которая помогает покаяться в грехах? Эти и другие вопросы волнуют миллионы людей по всему миру, независимо от их вероисповедания.
Покаяние — богословский термин, в христианстве означающий осознание грешником своих грехов перед Богом. Как правило, покаяние сопровождается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей. В греческом языке слово покаяние звучит как «метанойя» и означает «изменение мышления». Другими словами, если человек хочет покаяться, то он не просто должен признать свои грехи перед Богом, но и должен изменить свое мышление, которое в будущем не должно более приводить его ко греху.
Процесс совершения греха и покаяния можно разделить на несколько ясных этапов:
- Искушение, желание и совершение греха
- Чувство вины и попытка спрятать грех
- Обличение в грехе Богом или людьми
- Осознание греха и его последствий
- Покаяние в грехе перед Богом и людьми
- Изменение мышления и поведения для исключения подобного в будущем
В этой статье мы кратко рассмотрим историю царя Давида и его пример покаяния перед Богом. Мы посмотрим на то, что помогло Давиду признать свои грехи перед Богом и искренне раскаяться в них.
Давид совершает грех перед Богом
Давид был величайшим израильским царем. Он имел огромную власть, его уважал народ и у него были очень близкие отношения с Богом. Несмотря на все это, Давид оставался грешником, нуждающимся в покаянии в своих грехах перед Богом. Один из самых ярких грехов Давида — это его грех с замужней женщиной Вирсавией. Вот, что об этом написано в Библии:
Однажды вечером Давид встал с постели и стал прогуливаться на крыше царского дома. С крыши дома он увидел купающуюся женщину. Женщина эта была необыкновенно красива. Давид послал узнать, кто эта женщина. Слуга сказал ему: «Это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина». Давид послал слуг, чтобы они привели к нему Вирсавию. Она пришла к Давиду, и он спал с ней. Она искупалась, чтобы очиститься от своей нечистоты, а затем возвратилась к себе в дом (2-я Царств 11:2-4).
Позднее Давид осознал, что совершил грех перед Богом, но, вместо того чтобы покаяться в своем грехе, он решил поступить так, как поступает большинство людей на земле: он решил спрятать свой грех. Пользуясь своей властью, Давид посылает мужа Вирсавии в самую горячую точку на поле битвы, где его убивают. Возможно, что Давид добился бы своего, если бы не одно «но»: Давид забыл, что от Бога невозможно скрыть никакие грехи.
У Давида появляется шанс покаяться в грехах перед Богом
Бог видит грехи Давида и посылает к нему пророка Нафана, чтобы дать ему шанс покаяться в своих грехах. Пророк рассказывает ему притчу, помогая царю осознать, какой плохой поступок он совершил. Вот часть его речи к Давиду:
Господь послал к Давиду Нафана, и тот сказал: «Вот что говорит Господь, Бог Израиля: Я помазал тебя на царство в Израиле, Я избавил тебя от руки Саула. Я дал тебе дом господина твоего, и дал тебе жён господина твоего, и дал царства Израиля и Иудеи. И если бы этого было мало, Я дал бы тебе ещё больше. Почему же ты пренебрёг словом Господа, сделав то, что Он считает злом? Ты поразил мечом Урию Хеттеянина и взял себе его жену. Ты убил его мечом аммонитян. Так говорит Господь: Я навлеку беды против тебя в твоём собственном доме. У тебя на глазах Я возьму твоих жён и отдам их человеку, который очень близок тебе. И будет он спать с твоими жёнами, и все будут об этом знать» (2-я Царств 12:1-11).
Мы не любим, когда кто-то говорит нам о наших грехах. Лично я за всю свою жизнь не встретил ни одного человека (а я знаком с огромным количеством людей), который был бы рад, когда кто-то напоминает ему о его грехах или просто интересуется его грехами. Никто не любит говорить на эти темы, включая меня! Несмотря не это, Давид находит в себе силы, чтобы поступить правильно и праведно перед Богом.
Давид осознает свой грех и решает покаяться
Давид сделал то, что он не должен был делать. Этот греховный поступок очень не понравился Богу. После того как к Давиду приходит пророк Нафан, Давид начинает понимать, что совершил ужасный грех. Думаю, что у каждого человека есть такой момент, когда он понял, что совершил что-то плохое и ужасное, но еще пока не решил, как поступить дальше: покаяться или же скрывать грех дальше. Когда Давид только согрешил с Вирсавией в своем царском доме, то думал, что все еще можно поправить. Но он выбрал неверный способ исправления ситуации. Вместо того чтобы сразу покаяться в своем грехе перед Богом и людьми, он решил скрыть свой грех, что привело в итоге к смерти невинных: мужа Вирсавии и позднее сына самого Давида.
Сейчас, когда к нему пришел пророк Нафан, Давид вновь находится на распутье, ведь ему вновь предстоит сделать выбор. Ведь и в этот момент Давид мог обмануть и начать отрицать свой грех. Он мог вновь воспользоваться своей властью и убить пророка, как он поступил раньше с Урией, мужем Вирсавии. Но Давид делает другой, более сложный, но правильный выбор: он решает покаяться в своем грехе, попросив прощения и признав грех перед Богом.
И сказал Давид Нафану: «Согрешил я перед Господом». Нафан ответил Давиду: «Господь простил тебе грехи твои. Ты не умрёшь. Но так как, сделав это, ты презрел Господа, то умрёт родившийся у тебя сын». После того, как Нафан пошёл к себе в дом, Господь поразил ребёнка, которого родила Давиду жена Урии, и он заболел. Давид молился Богу о младенце. Он постился и, уединившись в доме, проводил ночи, лёжа на земле (2-я Царств 12:13-16).
Ребенок Давида, в конце концов, умирает. Давид со всем смирением принимает это наказание от Бога. Бог прощает Давида, преподав ему серьезный урок, но сохранив саму жизнь Давиду. Давид извлек этот урок, давая и нам с вами возможность учиться покаянию перед Богом в наших с вами грехах.
Молитва Давида — покаяние в грехах перед Богом
Нам с вами очень повезло, ведь Библия сохранила для нас молитву Давида, описывающую его мысли и чувства, связанные с той ситуацией с Вирсавией. Почитайте эту молитву полностью, попробуйте поставить себя на место Давида. Попробуйте понять, как чувствовал себя Давид и каковы были его истинные мотивы в этой молитве перед Богом.
Песнь Давида о том времени, когда пророк Нафан пришёл к Давиду, после согрешения Давида с Вирсавией. «Помилуй, Господи, меня Твоею милостью великой, великой жалостью Твоей сотри с меня мои грехи. Смой беззакония мои, от всех грехов моих очисти. Я сознаю все преступления и жалкие свои грехи, о них я думаю всё время. Перед Тобой я согрешил, перед Тобой одним, я приговор Твой принимаю, Ты самый праведный судья. Я грешен был с рожденья, с момента самого зачатья. Ты хочешь истиной наполнить меня, так подари мне мудрость. Так окропи меня иссопом, и обрету я чистоту, омой — белее снега буду. Дай голос радости услышать костям, изломанным Тобою. Не надо долго так смотреть на все грехи мои, сотри их. Вложи мне в сердце чистоту, и дух мой снова сделай сильным. Меня не оттолкни, не отбирай Святого Духа и не лишай меня Тебя. Верни мне радости спасенья, Тебя во мне дух укрепи. Я стану грешников учить, и все они Тебя обрящут. Спаситель мой, спаси от крови, я воспою Твоё спасенье. Во имя восхваленья правды, Господь, уста мои открой. Когда бы принимал Ты жертвы, я бы принес Тебе любую, но Ты даров не принимаешь. Душа надломленная — жертва Тебе, и сердце, что полно печали о грехах, Ты не отвергнешь, Боже. Облагодетельствуй Сион, о Боже, и стены Иерусалима вновь отстрой. Тогда Тебе во благо будут и возжигания, и жертвы быков на алтаре Твоём (Псалтирь 50:1-21).
В начале своей молитвы Давид буквально «разбит». Он нуждается в прощении за свои грехи перед Богом. Давид признает всю власть и правоту Бога, как и свою личную греховность. Давид готов принять любое наказание, лишь бы Бог простил его грехи. Давид просит Бога о мудрости, чтобы избежать подобных грехов в будущем. Давид хочет все изменить и начать жизнь сначала, с чистого листа!
Вот это и есть истинное покаяние в своих грехах. Это и есть настоящая «метанойя» — изменение мышления.
Как покаяться перед Богом в наши дни
Что изменилось в наши дни? Как правильно покаяться в грехах в наши дни? Что изменилось с приходом Иисуса Христа и появлением Нового Завета? Ничего не изменилось. Бог по-прежнему хочет, чтобы мы, раскаиваясь в своих грехах искренне, изменяли свое мышление, уходя от греховного образа мыслей.
Иоанн Креститель, крестя людей в Иордане, говорил им о покаянии:
В то время люди отовсюду приходили послушать его: из Иерусалима, из провинции Иудеи и из всех селений Иордана. Иоанн крестил их в водах реки Иордан, и они исповедовались в своих грехах. Увидев, что много фарисеев и саддукеев пришло, чтобы принять от него крещение, он сказал им: «Отродья змеиные! Кто предупредил вас, чтобы вы бежали от приближающегося гнева Божьего? Докажите, что вы действительно раскаялись, и не думайте, что достаточно вам будет сказать себе: «Наш отец — Авраам». Я говорю вам, что Господь может вот эти камни превратить в детей Авраамовых» (От Матфея 3:5-9).
Иисус Христос в самом начале Своего служения говорил о том, зачем Он пришел на землю:
Иисус услышал их и сказал: «Не здоровым нужен врач, а больным. Я пришёл призвать к покаянию не праведников, а грешников» (От Марка 2:17).
Апостол Петр в своей великой проповеди тысячам людей в Иерусалиме в день Пятидесятницы говорил о покаянии:
Услышав это, они были поражены в самое сердце и сказали Петру и другим апостолам: «Братья, что же нам делать?» «Покайтесь, — ответил Пётр, — и каждый из вас должен быть крещён во имя Иисуса Христа во искупление грехов ваших, и получите вы в дар Святого Духа. Ибо обещано это вам и детям вашим, и всем, кто ещё далёк от Бога, всем, кого призовёт к Себе Господь Бог наш» (Деяния 2:37-39).
Апостол Павел, говоря о покаянии, учил о печали, угодной Богу, показывающей истинное покаяние в грехах:
Ибо, хотя я и опечалил вас письмом, я не жалею о том, что написал. И даже если я сожалел о том, что написал его, то теперь вижу, что это письмо лишь ненадолго опечалило вас. Так что теперь я счастлив не потому, что вы опечалены, а потому что ваша печаль привела вас к раскаянию. Ибо вы были опечалены той печалью, которая угодна Богу, так что вы не потерпели от нас никакого ущерба. Ибо печаль, угодная Богу, приносит раскаяние, о котором не сожалеют и которое ведёт к спасению. Та же печаль, которую проявляют люди сего мира, приводит к смерти. Смотрите, печаль, угодная Богу, какое порождает в вас глубокомыслие, какое стремление доказать свою невинность, какое негодование, какую тревогу, какое желание повидать нас, какое рвение, какое наказание для того, кто согрешил! Всем этим вы доказали свою невинность (2-е Коринфянам 7:8-11).
Библия содержит огромное количество примеров покаяния в грехах. У нас не хватит времени рассматривать их все. Кстати, если эта тема вам интересна, то изучайте ее, чтобы разобраться глубже в ней лично! А мы давайте перейдем к выводам.
Покаяние перед Богом: практические выводы
Давайте попробуем сделать некоторые выводы о покаянии в грехах из истории царя Давида.
- Бог видит все наши грехи, несмотря на то, как усиленно мы их прячем.
- Бог всегда дает человеку возможность покаяться в своих грехах перед Ним, как бы далеко человек не зашел в них. Но лучше сделать это раньше, ведь чем дальше человек заходит в своих грехах и своей лжи, тем больше будет последствий греха и тем сложнее будет потом покаяться.
- Человеку всегда трудно принять решение покаяться в своих грехах и попросить прощение за свои ошибки. Если вы думаете, что это трудно только вам — вы ошибаетесь. Сокрытие греха и время ничего не изменят. Человек может забыть о грехе — Бог нет.
- Бог любит всех людей, и по этой причине всегда дает нам шанс покаяться перед Ним. Именно поэтому он послал к Давиду пророка Нафана. И именно по этой причине нам всегда нужны те, кто спросит нас о наших грехах. Мы не должны относиться к ним с ненавистью и не должны избегать их. Мы должны относиться к ним, как к посланникам Божьим, которые помогают нам выйти на свет и изменить наше мышление к лучшему.
- Правильное покаяние — это покаяние в грехе с изменением мышления. Подумайте о том, что было бы, если бы Давид просто сказал: «Прости меня, Бог…», а потом вновь совершил подобный грех.
Я надеюсь, что эта статья помогла вам хоть немного разобраться в вопросе покаяния. Теперь вы знаете, как покаяться в грехах. Вы знаете, какие чувства и мотивы должны быть у вас перед Богом.
Прочтите еще раз молитву Давида и попробуйте молиться своей молитвой, прося прощения у Бога за свои грехи. Вы можете молиться дома, вы можете молиться на улице или где вам удобно. Бог вездесущий. Он слышит наши молитвы и видит наше сердце! Будьте уверены, что у Бога не остается без внимания ни одна искренняя молитва!
В завершение важно будет отметить, что покаяние — это лишь один из важнейших шагов на пути примирения с Богом. Если вы хотите узнать больше, напишите нам через раздел контакты на нашем сайте.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Источник
Покаяние
Покая́ние (от греч. μετάνοια (метанойя) — перемена сознания, переосмысление, прозрение; в сербск. преумљење) —
1) глубокое раскаяние, сокрушение о грехах, характеризуемое печалью и скорбью, вызванной уязвлением совести, но главное, живым ощущением разлучения с Богом; сопровождаемое твердым желанием очищения, преображения жизни; упованием и надеждой на Господа. В широком смысле под покаянием подразумевается фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной – к жизни по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.
2) Таинство Церкви, в котором, по искреннем исповедании грехов перед лицом священника, грешник по милосердию Божию силой Божественной благодати освобождается от греховной нечистоты.
Покаяние – изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь в согласии со всесвятой волей Бога.
Покаяние начинается с изменения человеческого ума, отвращающегося от греха и желающего соединиться с Богом. Покаяние всегда есть умоперемена, то есть перемена одного направления ума на другое. За изменением ума следует изменение сердца, которому Бог дает опытно познать Свою благодатную любовь и святость. Познание любви и святости Божьей дает силы человеку не повторять грех и противостоять его действиям. В тоже время, благодатное вкушение Божественной любви и святости требует от человека немалого подвига для ее удержания в своей душе. В этом подвиге Бог испытывает свободное намерение человека отринуть грех и вечно пребывать с Ним.
Следование Божественным заповедям встречает сопротивление падшего человеческого естества, отчего покаяние неразрывно связано с напряжением воли в движении от греха к Богу или подвижничеством. В подвижничестве от человека требуется искреннее желание преодолеть грех, а от Бога подается благодать для его преодоления. Покаянный подвиг – дело всей жизни человека, поскольку человек всю жизнь должен стремиться к соединению с Богом и освобождению от греха.
Для отпущения содеянных грехов Церковью установлено Таинство Покаяния (Исповедь), требующего искреннего раскаяния человека в совершенном грехе и решимости не повторять его с помощью Бога. Покаяние – это обличение своего греха, это решимость не повторять его в дальнейшем.
Мы грешим против Бога, против ближнего и против самих себя. Грешим делами, словами и даже мыслями. «Нет человека, который поживет на земле и не согрешит», говорится в заупокойной молитве. Но нет и такого греха, который не прощается Богом при нашем покаянии. Ради спасения грешников Бог стал человеком, был распят и воскрес из мертвых.
Явно исповедь принимает священник, а невидимо – Сам Господь, давший пастырям Церкви отпускать грехи. «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих», – свидетельствует священник.
Каждая исповедь — ступень
В разрешительной молитве, которую священник читает над каждым человеком индивидуально, есть такие слова: «Примири и соедини его Святей Твоей Церкви… подаждь ему образ покаяния…» То есть время для покаяния вроде уже кончилось, вроде человек исповедался, а просит Господа, чтобы подал ему образ покаяния. А почему? Потому, как говорят святые отцы, что, когда человек входит в темную комнату, он вначале не видит ничего, а потом глаза отдыхают, он начинает различать крупные предметы, потом более мелкие, а если осветить комнату, то он будет еще более подробно всё видеть – от исповеди к исповеди человек духовно прозревает.
Каждая исповедь – есть ступень для следующего этапа. Господь потом ещё открывает, ещё, по частям. Сначала – самое главное, заметное, потом меньше, меньше, меньше, даже до слов иногда вспоминается то, как человек согрешил. Это и есть тот труд покаянный, который совершает человек, старающийся избавиться от грехов.
Чем истинное христианское покаяние отличается от механического перечисления грехов?
Отношение к покаянию как к механическому действию освобождения от гнёта греха строится на ложной, грубо-юридической интерпретации учения о Спасении и подразумевает, в качестве главного условия, необходимость механического перечисления грехов. Сообразно этой идее, самое важное — озвучить грехи перед священником; тот в свою очередь помолится, а Бог, будучи бесконечно милосердным, непременно откликнется и простит.
В действительности же основа покаяния должна лежать не только в осознании вины, но и в твердом желании внутреннего очищения, изменения жизни, искоренения греховных желаний, греховных страстей. Плодом покаяния должны быть не только слёзы сожаления о грехе, но и добрые дела. Без такого стремления невозможно уподобление Богу, соединение с Ним и обожение. Если человек, каясь о грехах, имеет в виду вышесказанное, Бог помогает ему, укрепляет духовные силы, утверждает в добре.
По мере возрастания в праведности человек начинает замечать в себе и сокрушаться даже и о таких помыслах, мыслях, поступках, о которых раньше не задумывался (в плане нравственной оценки) или же вовсе не считал их грехами. Чем чище и совершеннее становится человек, тем выше становится и его способность к должному восприятию благодати, тем выше радость от общения с Богом и выше способность жить по законам Царства святых.
Механическое покаяние свидетельствует о непонимании человеком собственной греховности. И если оно постоянно сопровождается нежеланием кающегося отказываться от греха, нежеланием работать над собой, в этом может усматриваться злое упорство, грубое пренебрежение Божьим законом: мол, понимаю, что согрешаю, но исправляться, увы, не желаю.
По этой причине спутником механического покаяния нередко выступает самооправдание и обвинение ближних. Христианское же покаяние требует признания и осмысления собственной вины и не подразумевает перебрасывания личной ответственности на других.
Чем покаяние отличается от раскаяния?
В обиходе, как правило, отождествляются совместимые, но отнюдь не синонимичные термины — покаяние и раскаяние. Если судить по произошедшему с Иудой (см. Мф.27:3–5 ), раскаяние может быть и без покаяния, т. е. бесполезным, а то и погибельным. Несмотря на свое созвучие в русском языке, в тексте Священного Писания этим терминам соответствуют разнокоренные слова μετάνοια (метанойя) и μεταμέλεια (метамелия). Слово μετανοέω (метаноэо) значит «переменять свой образ мыслей», изменять видение, понимание смысла жизни и ее ценностей. А этимология слова μεταμέλεια (метамелия) (μέλομαι, меломэ — заботиться) указывает на изменение предмета заботы, устремлений, попечений. Покаяние в отличие от раскаяния предполагает именно глубинное переосмысление всего в корне, перемену не только предмета стремлений, забот, но качественную перемену самого ума.
Возможно ли покаяние после смерти?
Покаяние как средство очищения человека от скверны греха, средство восстановления личностных отношений с Богом возможно для человека только в рамках земной жизни. Земная Церковь предоставляет ему для этого все необходимые благодатные дары.
В ад же человек попадает в том случае, если не уделяет спасению должного внимания или даже прямо противится Божьему Промыслу о спасении. Собственно, поэтому ад и становится его посмертным пристанищем до дня Страшного Суда, как закономерный итог добровольно выбранного им жизненного пути.
Несмотря на то, что в аду нет места покаянию (изменению жизни в соответствии с Божьими Заповедями), там есть раскаяние (сожаление о совершённом грехе), и причём очень мучительное. Однако раскаяние грешника в аду — в отличие от покаяния праведника, сожалеющего о совершенном грехе прежде всего как о преграде к общению с Богом, часто обусловливается ужасом положения и сожалением об утрате земных благ, а его отношение к Богу часто сопровождается ожесточением.
Это душевное состояние можно охарактеризовать так: раскаяние есть — а любви к Богу нет, и желания жить по законам святых — тоже нет. Получается, что даже если бы он, пребывая в таком состоянии, и был переведен в Царство святых, разве он радовался бы там той же радостью, которую испытывают святые? Если Бог ему не нужен, а заповеди чужды или, что хуже, ненавистны, что ему делать в Раю?
Собственно расположенность души к аду или Раю безошибочно выявляется уже и на частном суде. Стало быть, невозможность покаяния за гробом нельзя сводить к грубому юридизму, мол грешник и рад бы принести покаяние, да Бог не дозволяет: грешник сам запирает для себя двери к покаянию, двери к Царству Небесному, ещё на земле.
Справедливо ли определять для человека участь в вечности на основании краткой земной жизни?
Грехи имеют свойство перерастать в страсти, а добрые дела — в добродетели. Времени земной жизни человека вполне достаточно для того, чтобы духовно определиться по отношению к Богу, приобщиться к Его благой воле или воспротивиться ей, избрать спасение или погибель.
Возможно ли покаяние для неверующих?
Одна прихожанка в некотором недоумении рассказывает: “Я никак не могу бросить курить. И молюсь, и исповедуюсь, и помощи Божией прошу, а никак грех курения победить не могу. А вот мой коллега, человек вообще неверующий, подумал, что курение это плохо, взял и бросил. Значит, он победил грех, а в книгах мы читаем, и в проповедях отцы говорят, что без помощи Божией, без молитвы победить грех невозможно”.
Действительно, так бывает, можно привести и множество других примеров, как православный человек не может справиться, например, со злоупотреблением алкоголем, а другой человек, просто желающий вести здоровый образ жизни, и про Бога не думает, на исповеди не кается, а взял и бросил. Но ведь грех — это не просто конкретный поступок или наша привычка, но — это состояние нашей души, это то, что отделяет нас от Бога. В принципе, грех у нас один: он в том, что мы отпали от Бога — и потому, что носим печать первородного греха, и в результате своих собственных грехов. Мы не можем видеть Бога, с Богом общаться, у нас и потребности нет Его видеть, — вот это и есть грех. А все конкретные проявления — курил человек, или еще что-то делал — это только частности. Можно не курить, не грабить банк, не воровать, и при этом быть далеким от Бога.
Исходя из такого понимания, очищение от греха, покаяние — это перемена образа мышления, образа жизни. Это вообще — другая жизнь: человек жил вне Бога, вся жизнь его была без Бога, он не думал о грехах, а сейчас он покаялся, отрекся, переменился, начал жить для Бога, для соединения с Ним.
cвященник Николай Лызлов
Грехи наши и падения были видимы миру, но наше покаяние было доведомо и зримо только одному Господу Богу.
игумен Феодосий
Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим улучить спасение. И нет предела усовершению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно несовершенно. Посему-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами.
прп. Исаак Сирин
Источник