Принципы менеджмента что это значит

Содержание
  1. Принципы менеджмента
  2. Принципы менеджмента — основное понятие
  3. Общие принципы и их описание
  4. Характеристика принципов
  5. Значение принципов менеджмента
  6. Discovered
  7. О финансах и не только…
  8. Принципы менеджмента
  9. Что такое принципы менеджмента?
  10. Современные принципы менеджмента
  11. 1. Принцип сочетания демократизма и целесообразного экономического централизма
  12. 2. Принцип достижения высокой экономической эффективности
  13. 3. Принцип материального и морального стимулирования
  14. 4. Принцип единоначалия и коллегиальности
  15. 5. Принцип научности
  16. 6. Принцип подготовки и расстановки кадров
  17. 7. Принцип ответственности
  18. 8. Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления
  19. 9. Принцип преемственности хозяйственных решений
  20. 10. Принцип подчинения личных интересов общим
  21. 11. Принцип экономичности и эффективности
  22. 12. Принцип доминанты развития (принцип основного звена)

Принципы менеджмента

Принципы менеджмента — основное понятие

Принципы менеджмента — общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие объекта управления.

Ввел данный термин в употребление Фредерик Уинслоу Тейлор — инженер и основоположник менеджмента. В 1911 году была опубликована его работа «Принципы научного менеджмента», в которой Тейлор сформулировал принципы управления индивидуальным трудом рабочих: научный подход к исполнению каждого из элементов работы и к рабочим и их подбору, обучению, тренировке, а также кооперация с рабочими и разделение ответственности между ними и менеджерами.

Спустя 5 лет после него, в 1916 году свои принципы сформулировал Анри Файоль, и они остаются актуальными и по сей день.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Принципы менеджмента объединяют в себе:

  1. Лояльность по отношению к работающим.
  2. Ответственность, которая является одним из основных условий успешного управления.
  3. Коммуникации.
  4. Атмосферу, которая может способствовать развитию умений сотрудников в организации.
  5. Долевое участие сотрудников в результатах.
  6. Способность вовремя реагировать на изменения в обществе и среде вокруг.
  7. Обеспечение сотрудников удовлетворенностью работой.
  8. Этику, доверие и честность.
  9. Качество личной работы и ее совершенствование.
Читайте также:  Что значит возобновляемый кредит

Общие принципы и их описание

Принципов управления существует достаточно много. Многие из них различаются между собой областью применения. В зависимости от области применения принципы управления можно разделить на общие и частные.

Общие принципы — это основные принципы, т.е. принципы универсального характера, которые влияют на все без исключения отрасли управления.

Частные принципы, в свою очередь, имеют локальный характер. Их функция — регулирование лишь некоторых отдельных сторон управления и управленческих процессов. Соответственно, способы применения частных принципов в управлении также отличаются в разных ситуациях.

К общим принципам менеджмента относятся:

  • дисциплина;
  • ответственность;
  • иерархичность;
  • компетентность;
  • стимулирование;
  • целенаправленность;
  • централизация и децентрализация.

Характеристика принципов

Рассмотрим общие принципы.

  1. Содержание принципа дисциплины заключается в безоговорочном исполнении указаний руководства, инструкций, директив, приказов и т.д. Данный принцип является неотъемлемым элементом любой системы управления. Однако важен баланс, потому что дисциплина должна не ограничивать инициативу работников и необходимо ее взаимодействие с творческим отношением к работе.
  2. Сущность принципа ответственности состоит в том, что все работники предприятия несут ответственность сообразно полномочиям. В случае невыполнения задач сотрудников наказывают, в случае успехов — поощряют. Принцип ответственности чрезвычайно важен, так как его несоблюдение в практике менеджмента ведет к некомпетентному управлению, злоупотреблению властью со стороны руководства, а порой и к краху предприятий.
  3. Принцип иерархичности заключается в многоступенчатой системе управления. В этой системе низшие уровни подчиняются высшим уровням.
  4. Принцип компетентности — это принцип, основывающийся на знаниях руководителя объекта управления, его умениях и его способности консультироваться с компетентными специалистами для принятия решения.
  5. Принцип стимулирования базируется на обеспечении мотивации рабочего персонала на трудовую деятельность при помощи стимулов. Стимулы могут быть как моральными, так и материальными. Если моральные стимулы основываются на человеческой психологии и поощрении духовных потребностей сотрудников (в самореализации, творчестве, успехе, признании и т.д.), то материальные стимулы предполагают личную экономическую заинтересованность в результате работы.
  6. Принцип целенаправленности — это один из базовых принципов менеджмента. Каждая организация и ее подразделения имеют четкие цели деятельности. Цель должна быть конкретной, реальной и достижимой. Помимо постановки целей важно также соотносить их с ресурсами и уже при планировании понимать, что может встать на пути выполнения целей.
  7. Наконец, принцип централизации и децентрализации предполагает такое сочетание централизации и децентрализации в управлении, которое будет рациональным и позволит эффективно использовать коллегиальность.

Значение принципов менеджмента

Основные принципы менеджмента отражают главные нормы и идеи, которыми следует руководствоваться при управлении.

Они закладывают основы всей системы управления: регулируют методы достижения целей, влияют на производительность предприятий и т.д.

Таким образом, значение принципов менеджмента нельзя недооценивать. Они напрямую влияют на функционирование организаций, и успех и эффективность организации зависят от следования данным принципам.

Источник

Discovered

О финансах и не только…

Принципы менеджмента

Что такое принципы менеджмента?

Принципы менеджмента — это правила, основные руководящие идеи, нормы поведения и ориентиры деятельности управленческого персонала, которыми они руководствуются и в рамках которых реализуются цели организации.

Принципы менеджмента определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, построению органов управления и методам осуществления его функций. Принципы менеджмента делятся по субъектам и объектам применения. Согласно этому критерию возможно классифицировать принципы управления обществом в целом, экономикой, социальной и политической сферами. Принципы менеджмента разделяют на общие и конкретные: общие — это принципы управления обществом в целом (объединение интересов личности, коллектива и общества, преимущественное значение экономического управления и т.п.); конкретные — это принципы экономического, социального и политического видов управления.

Принципы должны не только соответствовать целям менеджмента, но и учитывать современные требования к предпринимательской деятельности и прогрессивные тенденции возможных изменений, иметь достаточную законность. Принципы менеджмента впервые были определены Г.Эмерсоном в 1912 году в книге «Двенадцать принципов производительности».

В ходе исторического развития принципы менеджмента обобщались и конкретизировались и наука определила современные принципы менеджмента.

Современные принципы менеджмента

1. Принцип сочетания демократизма и целесообразного экономического централизма

Сущность принципа сочетания демократизма и целесообразного экономического централизма заключается в том, что работники, занятые в предпринимательстве, свободно выбирают форму собственности и форму хозяйствования. Все вопросы хозяйственной деятельности решаются их трудовыми коллективами с учетом экономической политики государства, запросов рынка и возможностей максимального удовлетворения потребностей работников. Управленческий персонал осуществляет исключительно функции координации, регулирования, трудовой деятельности коллективов, использование производственного потенциала, создания экономических фондов.

Демократизация управления и ее формы должны постоянно совершенствоваться, что обусловлено изменением форм собственности, усовершенствованием технологической оснащенности отраслей, необходимостью внедрения инновационно-интенсивных технологий.

2. Принцип достижения высокой экономической эффективности

Принцип достижения высокой экономической эффективности предполагает результативность, успех в достижении цели, а также экономичность, или минимальные затраты для получения соответствующего результата, что обусловлено в рыночных условиях высокой степенью конкуренции.

Основу эффективности производства составляют: внедрение инновационных технологий, интенсификация производства, внедрение эффективных форм хозяйствования и управления, ускорение структурных изменений, наиболее прогрессивных форм организации труда и производства. Повышение эффективности требует широкого внедрения в управленческом процессе экономико-математических методов и современной вычислительной техники для принятия оптимальных решений.

3. Принцип материального и морального стимулирования

Принцип материального и морального стимулирования предполагает учет потребностей и интересов работников, без которых никак не возможно решать сложные задачи и правильно управлять в организации (см. Что мотивирует персонал?).

Материальная заинтересованность работников повышается при внедрении гибкой системы оплаты труда, расширении системы премиальных выплат в зависимости от результатов работы конкретного подразделения, введении компенсационных выплат при выходе в отставку, продажи работникам акций предприятия. В американских фирмах существуют надбавки к заработной плате в связи с ростом стоимости жизни, для компенсации влияния временной инфляции, а также помощь при болезни.

Важным в коллективе является и моральное стимулирование, как средство обозначения заслуг отдельных работников. Целесообразно применять различные его формы, обеспечивая социальное равенство и диверсификацию в оплате труда, правильное сочетание общественных, групповых и личных интересов.

4. Принцип единоначалия и коллегиальности

Принцип единоначалия и коллегиальности предполагает умелое использование в управленческом процессе единоначалия и коллегиальности.

Единоначалие предоставляет высшему руководству определенную полноту власти и соответственно персональную ответственность за порученное дело. Необходимость единоначалия обусловлена ​​потребностями самого производства, которое предполагает единство всех работающих. Она означает подчиненность в трудовом процессе одному лицу, имеющему на это необходимые права. Единоначалие позволяет устранять безответственность.

Управление предприятиями имеет коллективный характер, поэтому единоначалие должно умело сочетаться с коллегиальностью. Коллегиальность предусматривает отработку коллективных решений на основе мнений руководителей разного уровня управления. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной их реализации, но снижает оперативность управления.

5. Принцип научности

Принцип научности предполагает полное использование во всей системе управления новых концепций науки, прогрессивного опыта лучших организаций и предприятий. Научное управление несовместимо с субъективизмом.

Соблюдение этого принципа позволяет избегать проявлений волюнтаризма и субъективизма при принятии управленческих решений. Менеджмент должен основываться на глубоком познании объективных экономических законов, закономерностей и принципов управления. Научность управления предполагает также широкое применение математических методов, особенно при решении производственных задач, критическую оценку эффективности принятых решений, а также внедрение современных средств оргтехники и связи.

При внедрении в жизнь принципа научности важно бороться с шаблоном, индивидуально подходить к каждому объекту управления.

6. Принцип подготовки и расстановки кадров

Принцип подготовки и расстановки кадров предусматривает обеспечение стабильности кадров и профессионализации управления.

Подготовка, подбор и расстановка кадров должна осуществляться так, чтобы каждый специалист или руководитель на занимаемой должности мог наиболее эффективно выполнять порученную работу. Это требует целенаправленной деятельности в данном направлении и правильном использовании кадров.

7. Принцип ответственности

Принцип ответственности означает создание четкой организационной структуры; разработку положений о подразделениях организации, права и обязанности руководителей, должностные инструкции исполнителей; установление материальной ответственности хозрасчетных подразделений за упущения в работе; разработку положений о премировании работников; четкое принятие приказов и распоряжений; проведение других организационных мероприятий.

В развитых странах большое признание получила социальная ответственность предпринимательства, производство качественной и безопасной для здоровья потребителей продукции, соблюдение моральных принципов.

8. Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления

Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления предполагает наиболее рациональное размещение и развитие производительных сил, требует учета экологии, степени эффективности использования рабочей силы, занятости населения, развития социальной инфраструктуры, соответствия производства этническим особенностям региона, удовлетворение материальных и духовных потребностей населения.

Отраслевое управление характеризует необходимость развития диверсификации производства, углубления его специализации и концентрации. Территориальное управление выходит из других целевых установок.

9. Принцип преемственности хозяйственных решений

В основе принципа преемственности хозяйственных решений лежит единство экономических явлений и процессов, как последовательности количественных и качественных изменений, которые осуществляют во времени и пространстве. Этот принцип имеет различные формы проявления.

Наследственность хозяйственных решений необходима при разработке и особенно реализации планов, для того чтобы информация сохраняла сравнительность. Наследственность необходима в организационных решениях, оптимальность которых предполагает анализ прошлого, максимальное сохранение положительного опыта. Она необходима и в кадровой политике, которая должна предусматривать сочетание опытных работников и молодых инициативных специалистов, обладающих скоростью реакции и консервным мышлением.

10. Принцип подчинения личных интересов общим

Принцип подчинения личных интересов общим предполагает приоритет общеколлективных интересов перед индивидуальными, которые в менеджменте очень трудно осуществлять. Дело в том, что с точки зрения управления достичь общих целей в организации возможно только при удовлетворении личных интересов работников. При достижении работниками своих потребностей проблема соотношения между общими и личными интересами не упрощается, а напротив, имеет выраженную тенденцию к усложнению. Чем более разнообразны личные интересы работников, тем труднее становится поиск мотивации с целью повышения эффективности их труда.

11. Принцип экономичности и эффективности

В производстве необходимо достигать не только эффективного сочетания человеческих и материальных ресурсов, но и значительной экономии сил, наиболее продуктивного применения труда. Общество заинтересовано в сокращении затрат общественного производства с целью увеличения объемов инвестиционных ресурсов и накоплений.

12. Принцип доминанты развития (принцип основного звена)

Принцип доминанты развития (принцип основного звена) заключается в том, что до принятия управленческого решения должны быть определены: основные перспективы, а также главный фактор, от которого зависит достижение поставленных целей.

Этот принцип позволяет минимизировать временные и финансовые затраты на исследования различных направлений развития организации. Выделение главного фактора позволяет сосредоточить все виды ресурсов (в основном ограниченных) на разработку основной задачи.

В целом, приведенные выше принципы менеджмента характерны в основном для систем и подсистем управления в целом. Вместе с тем каждая структура на уровне организации должна формироваться на основе еще и специфических принципов, к которым можно отнести:

  • приоритет интересов собственников;
  • направленность на демократизацию управленческих структур и управление собственностью;
  • равенство прав организаций в экономической сфере рыночных и партнерских взаимоотношений;
  • оптимальность организационных структур управления;
  • эффективное материальное стимулирование управленческого труда;
  • современное информационное обеспечение аппарата управления;
  • наличие квалифицированных кадров управления и тому подобное.

Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, договорных обязательствах. Соблюдение требований этих принципов является основой для эффективного функционирования аппарата управления.

Источник

Оцените статью