- Принципы менеджмента
- Принципы менеджмента — основное понятие
- Общие принципы и их описание
- Характеристика принципов
- Значение принципов менеджмента
- Discovered
- О финансах и не только…
- Принципы менеджмента
- Что такое принципы менеджмента?
- Современные принципы менеджмента
- 1. Принцип сочетания демократизма и целесообразного экономического централизма
- 2. Принцип достижения высокой экономической эффективности
- 3. Принцип материального и морального стимулирования
- 4. Принцип единоначалия и коллегиальности
- 5. Принцип научности
- 6. Принцип подготовки и расстановки кадров
- 7. Принцип ответственности
- 8. Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления
- 9. Принцип преемственности хозяйственных решений
- 10. Принцип подчинения личных интересов общим
- 11. Принцип экономичности и эффективности
- 12. Принцип доминанты развития (принцип основного звена)
Принципы менеджмента
Принципы менеджмента — основное понятие
Принципы менеджмента — общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие объекта управления.
Ввел данный термин в употребление Фредерик Уинслоу Тейлор — инженер и основоположник менеджмента. В 1911 году была опубликована его работа «Принципы научного менеджмента», в которой Тейлор сформулировал принципы управления индивидуальным трудом рабочих: научный подход к исполнению каждого из элементов работы и к рабочим и их подбору, обучению, тренировке, а также кооперация с рабочими и разделение ответственности между ними и менеджерами.
Спустя 5 лет после него, в 1916 году свои принципы сформулировал Анри Файоль, и они остаются актуальными и по сей день.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Принципы менеджмента объединяют в себе:
- Лояльность по отношению к работающим.
- Ответственность, которая является одним из основных условий успешного управления.
- Коммуникации.
- Атмосферу, которая может способствовать развитию умений сотрудников в организации.
- Долевое участие сотрудников в результатах.
- Способность вовремя реагировать на изменения в обществе и среде вокруг.
- Обеспечение сотрудников удовлетворенностью работой.
- Этику, доверие и честность.
- Качество личной работы и ее совершенствование.
Общие принципы и их описание
Принципов управления существует достаточно много. Многие из них различаются между собой областью применения. В зависимости от области применения принципы управления можно разделить на общие и частные.
Общие принципы — это основные принципы, т.е. принципы универсального характера, которые влияют на все без исключения отрасли управления.
Частные принципы, в свою очередь, имеют локальный характер. Их функция — регулирование лишь некоторых отдельных сторон управления и управленческих процессов. Соответственно, способы применения частных принципов в управлении также отличаются в разных ситуациях.
К общим принципам менеджмента относятся:
- дисциплина;
- ответственность;
- иерархичность;
- компетентность;
- стимулирование;
- целенаправленность;
- централизация и децентрализация.
Характеристика принципов
Рассмотрим общие принципы.
- Содержание принципа дисциплины заключается в безоговорочном исполнении указаний руководства, инструкций, директив, приказов и т.д. Данный принцип является неотъемлемым элементом любой системы управления. Однако важен баланс, потому что дисциплина должна не ограничивать инициативу работников и необходимо ее взаимодействие с творческим отношением к работе.
- Сущность принципа ответственности состоит в том, что все работники предприятия несут ответственность сообразно полномочиям. В случае невыполнения задач сотрудников наказывают, в случае успехов — поощряют. Принцип ответственности чрезвычайно важен, так как его несоблюдение в практике менеджмента ведет к некомпетентному управлению, злоупотреблению властью со стороны руководства, а порой и к краху предприятий.
- Принцип иерархичности заключается в многоступенчатой системе управления. В этой системе низшие уровни подчиняются высшим уровням.
- Принцип компетентности — это принцип, основывающийся на знаниях руководителя объекта управления, его умениях и его способности консультироваться с компетентными специалистами для принятия решения.
- Принцип стимулирования базируется на обеспечении мотивации рабочего персонала на трудовую деятельность при помощи стимулов. Стимулы могут быть как моральными, так и материальными. Если моральные стимулы основываются на человеческой психологии и поощрении духовных потребностей сотрудников (в самореализации, творчестве, успехе, признании и т.д.), то материальные стимулы предполагают личную экономическую заинтересованность в результате работы.
- Принцип целенаправленности — это один из базовых принципов менеджмента. Каждая организация и ее подразделения имеют четкие цели деятельности. Цель должна быть конкретной, реальной и достижимой. Помимо постановки целей важно также соотносить их с ресурсами и уже при планировании понимать, что может встать на пути выполнения целей.
- Наконец, принцип централизации и децентрализации предполагает такое сочетание централизации и децентрализации в управлении, которое будет рациональным и позволит эффективно использовать коллегиальность.
Значение принципов менеджмента
Основные принципы менеджмента отражают главные нормы и идеи, которыми следует руководствоваться при управлении.
Они закладывают основы всей системы управления: регулируют методы достижения целей, влияют на производительность предприятий и т.д.
Таким образом, значение принципов менеджмента нельзя недооценивать. Они напрямую влияют на функционирование организаций, и успех и эффективность организации зависят от следования данным принципам.
Источник
Discovered
О финансах и не только…
Принципы менеджмента
Что такое принципы менеджмента?
Принципы менеджмента — это правила, основные руководящие идеи, нормы поведения и ориентиры деятельности управленческого персонала, которыми они руководствуются и в рамках которых реализуются цели организации.
Принципы менеджмента определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, построению органов управления и методам осуществления его функций. Принципы менеджмента делятся по субъектам и объектам применения. Согласно этому критерию возможно классифицировать принципы управления обществом в целом, экономикой, социальной и политической сферами. Принципы менеджмента разделяют на общие и конкретные: общие — это принципы управления обществом в целом (объединение интересов личности, коллектива и общества, преимущественное значение экономического управления и т.п.); конкретные — это принципы экономического, социального и политического видов управления.
Принципы должны не только соответствовать целям менеджмента, но и учитывать современные требования к предпринимательской деятельности и прогрессивные тенденции возможных изменений, иметь достаточную законность. Принципы менеджмента впервые были определены Г.Эмерсоном в 1912 году в книге «Двенадцать принципов производительности».
В ходе исторического развития принципы менеджмента обобщались и конкретизировались и наука определила современные принципы менеджмента.
Современные принципы менеджмента
1. Принцип сочетания демократизма и целесообразного экономического централизма
Сущность принципа сочетания демократизма и целесообразного экономического централизма заключается в том, что работники, занятые в предпринимательстве, свободно выбирают форму собственности и форму хозяйствования. Все вопросы хозяйственной деятельности решаются их трудовыми коллективами с учетом экономической политики государства, запросов рынка и возможностей максимального удовлетворения потребностей работников. Управленческий персонал осуществляет исключительно функции координации, регулирования, трудовой деятельности коллективов, использование производственного потенциала, создания экономических фондов.
Демократизация управления и ее формы должны постоянно совершенствоваться, что обусловлено изменением форм собственности, усовершенствованием технологической оснащенности отраслей, необходимостью внедрения инновационно-интенсивных технологий.
2. Принцип достижения высокой экономической эффективности
Принцип достижения высокой экономической эффективности предполагает результативность, успех в достижении цели, а также экономичность, или минимальные затраты для получения соответствующего результата, что обусловлено в рыночных условиях высокой степенью конкуренции.
Основу эффективности производства составляют: внедрение инновационных технологий, интенсификация производства, внедрение эффективных форм хозяйствования и управления, ускорение структурных изменений, наиболее прогрессивных форм организации труда и производства. Повышение эффективности требует широкого внедрения в управленческом процессе экономико-математических методов и современной вычислительной техники для принятия оптимальных решений.
3. Принцип материального и морального стимулирования
Принцип материального и морального стимулирования предполагает учет потребностей и интересов работников, без которых никак не возможно решать сложные задачи и правильно управлять в организации (см. Что мотивирует персонал?).
Материальная заинтересованность работников повышается при внедрении гибкой системы оплаты труда, расширении системы премиальных выплат в зависимости от результатов работы конкретного подразделения, введении компенсационных выплат при выходе в отставку, продажи работникам акций предприятия. В американских фирмах существуют надбавки к заработной плате в связи с ростом стоимости жизни, для компенсации влияния временной инфляции, а также помощь при болезни.
Важным в коллективе является и моральное стимулирование, как средство обозначения заслуг отдельных работников. Целесообразно применять различные его формы, обеспечивая социальное равенство и диверсификацию в оплате труда, правильное сочетание общественных, групповых и личных интересов.
4. Принцип единоначалия и коллегиальности
Принцип единоначалия и коллегиальности предполагает умелое использование в управленческом процессе единоначалия и коллегиальности.
Единоначалие предоставляет высшему руководству определенную полноту власти и соответственно персональную ответственность за порученное дело. Необходимость единоначалия обусловлена потребностями самого производства, которое предполагает единство всех работающих. Она означает подчиненность в трудовом процессе одному лицу, имеющему на это необходимые права. Единоначалие позволяет устранять безответственность.
Управление предприятиями имеет коллективный характер, поэтому единоначалие должно умело сочетаться с коллегиальностью. Коллегиальность предусматривает отработку коллективных решений на основе мнений руководителей разного уровня управления. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной их реализации, но снижает оперативность управления.
5. Принцип научности
Принцип научности предполагает полное использование во всей системе управления новых концепций науки, прогрессивного опыта лучших организаций и предприятий. Научное управление несовместимо с субъективизмом.
Соблюдение этого принципа позволяет избегать проявлений волюнтаризма и субъективизма при принятии управленческих решений. Менеджмент должен основываться на глубоком познании объективных экономических законов, закономерностей и принципов управления. Научность управления предполагает также широкое применение математических методов, особенно при решении производственных задач, критическую оценку эффективности принятых решений, а также внедрение современных средств оргтехники и связи.
При внедрении в жизнь принципа научности важно бороться с шаблоном, индивидуально подходить к каждому объекту управления.
6. Принцип подготовки и расстановки кадров
Принцип подготовки и расстановки кадров предусматривает обеспечение стабильности кадров и профессионализации управления.
Подготовка, подбор и расстановка кадров должна осуществляться так, чтобы каждый специалист или руководитель на занимаемой должности мог наиболее эффективно выполнять порученную работу. Это требует целенаправленной деятельности в данном направлении и правильном использовании кадров.
7. Принцип ответственности
Принцип ответственности означает создание четкой организационной структуры; разработку положений о подразделениях организации, права и обязанности руководителей, должностные инструкции исполнителей; установление материальной ответственности хозрасчетных подразделений за упущения в работе; разработку положений о премировании работников; четкое принятие приказов и распоряжений; проведение других организационных мероприятий.
В развитых странах большое признание получила социальная ответственность предпринимательства, производство качественной и безопасной для здоровья потребителей продукции, соблюдение моральных принципов.
8. Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления
Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления предполагает наиболее рациональное размещение и развитие производительных сил, требует учета экологии, степени эффективности использования рабочей силы, занятости населения, развития социальной инфраструктуры, соответствия производства этническим особенностям региона, удовлетворение материальных и духовных потребностей населения.
Отраслевое управление характеризует необходимость развития диверсификации производства, углубления его специализации и концентрации. Территориальное управление выходит из других целевых установок.
9. Принцип преемственности хозяйственных решений
В основе принципа преемственности хозяйственных решений лежит единство экономических явлений и процессов, как последовательности количественных и качественных изменений, которые осуществляют во времени и пространстве. Этот принцип имеет различные формы проявления.
Наследственность хозяйственных решений необходима при разработке и особенно реализации планов, для того чтобы информация сохраняла сравнительность. Наследственность необходима в организационных решениях, оптимальность которых предполагает анализ прошлого, максимальное сохранение положительного опыта. Она необходима и в кадровой политике, которая должна предусматривать сочетание опытных работников и молодых инициативных специалистов, обладающих скоростью реакции и консервным мышлением.
10. Принцип подчинения личных интересов общим
Принцип подчинения личных интересов общим предполагает приоритет общеколлективных интересов перед индивидуальными, которые в менеджменте очень трудно осуществлять. Дело в том, что с точки зрения управления достичь общих целей в организации возможно только при удовлетворении личных интересов работников. При достижении работниками своих потребностей проблема соотношения между общими и личными интересами не упрощается, а напротив, имеет выраженную тенденцию к усложнению. Чем более разнообразны личные интересы работников, тем труднее становится поиск мотивации с целью повышения эффективности их труда.
11. Принцип экономичности и эффективности
В производстве необходимо достигать не только эффективного сочетания человеческих и материальных ресурсов, но и значительной экономии сил, наиболее продуктивного применения труда. Общество заинтересовано в сокращении затрат общественного производства с целью увеличения объемов инвестиционных ресурсов и накоплений.
12. Принцип доминанты развития (принцип основного звена)
Принцип доминанты развития (принцип основного звена) заключается в том, что до принятия управленческого решения должны быть определены: основные перспективы, а также главный фактор, от которого зависит достижение поставленных целей.
Этот принцип позволяет минимизировать временные и финансовые затраты на исследования различных направлений развития организации. Выделение главного фактора позволяет сосредоточить все виды ресурсов (в основном ограниченных) на разработку основной задачи.
В целом, приведенные выше принципы менеджмента характерны в основном для систем и подсистем управления в целом. Вместе с тем каждая структура на уровне организации должна формироваться на основе еще и специфических принципов, к которым можно отнести:
- приоритет интересов собственников;
- направленность на демократизацию управленческих структур и управление собственностью;
- равенство прав организаций в экономической сфере рыночных и партнерских взаимоотношений;
- оптимальность организационных структур управления;
- эффективное материальное стимулирование управленческого труда;
- современное информационное обеспечение аппарата управления;
- наличие квалифицированных кадров управления и тому подобное.
Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, договорных обязательствах. Соблюдение требований этих принципов является основой для эффективного функционирования аппарата управления.
Источник