- Министерство экономического развития Российской Федерации
- Административный режим и система «одного окна»
- Принцип одно окно что это значит
- Технология предоставления государственных (муниципальных) услуг через МФЦ
- Одно окно
- Связанные понятия
- Упоминания в литературе
- Связанные понятия (продолжение)
- Принцип «одного окна»: что это такое и как работает? Многофункциональный центр
- Особенности системы
- Преимущества системы
- Законодательные рамки
- Ориентиры деятельности
- Реализуемая идея
- Перечень услуг
- Название и ценности бренда
- Алгоритм обращения в МФЦ
- Перспективы
Министерство экономического развития
Российской Федерации
Административный режим и система «одного окна»
В целях создания благоприятного климата для развития бизнеса, упрощения процедур взаимодействия с органами государственной власти и сокращения временных издержек инвесторов при реализации проектов в особых экономических зонах действует система «одного окна».
Система «одного окна» предусматривает:
- получение комплекса государственных услуг в одном месте;
- возможность приема и выдачи документов, а также их предварительное согласование в электронном виде;
- обеспечение непрерывного доступа инвесторов к информации о состоянии обработки сданных документов и принятых по ним управленческих решений.
Система «одного окна» является единым центром приема документов, необходимых для решения вопросов аренды недвижимости, выкупа земельных участков, учета недвижимого имущества и регистрация прав на него, выдачи разрешений на строительство, получении технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
На основании проводимых опросов среди компаний — инвесторов определяется перечень государственных услуг, необходимых для эффективного ведения бизнеса, в результате чего принимается решение о привлечении к участию в работе системы «одного окна» ряда государственных ведомств (ФНС России, ФТС России, ФМС России и др.). Ведомства оказывают услуги, связанные с приемом и выдачей необходимых документов.
Предоставление государственных услуг по принципу «одного окна» осуществляется в специально оборудованном помещении (офис «одного окна»), находящимся в административно-деловых центрах на территории каждой особой экономической зоны.
Источник
Принцип одно окно что это значит
МФЦ принимают документы только по предварительной записи (за исключением некоторых услуг).
Забрать результат предоставления услуги можно без записи.
За час до закрытия центра прекращается выдача талонов электронной очереди на приём и выдачу документов.
О МФЦ
Принцип «одного окна» при предоставлении государственных услуг предусматривает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг.
Основными целями реализации принципа «одного окна» являются:
- упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг, и сокращение сроков их предоставления;
- повышение комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг;
- сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных услуг;
- исключение личных контактов заявителей с должностными лицами, принимающими решение о предоставлении (отказе в предоставлении) государственных услуг;
- противодействие коррупции и ликвидация рынка посреднических услуг, оказываемых в рамках предоставления государственных услуг коммерческими организациями на возмездной основе;
- унификация и автоматизация административных процедур предоставления государственных услуг на территории Санкт-Петербурга;
- повышение качества информационного обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им организаций при предоставлении государственных услуг;
- повышение удовлетворенности получателей государственных услуг качеством их предоставления;
- повышение информированности населения о порядке, способах и условиях получения государственных услуг в Санкт-Петербурге;
- повышение прозрачности и подконтрольности деятельности должностных лиц исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им организаций при выполнении государственных функций и административных процедур в процессе предоставления государственных услуг.
Реализация принципа «одного окна» обеспечивается посредством реорганизации существующих процессов предоставления государственных услуг, которая должна выражаться в исполнении административных процедур по сбору полного пакета документов за обратившихся заявителей на основе межведомственного и внутриведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, подведомственных им и(или) других уполномоченных организаций между собой.
Приоритетным направлением взаимодействия при реализации принципа «одного окна» в Санкт-Петербурге является организация электронного обмена документами и сведениями, касающимися заявителей, которые формируются, хранятся, обрабатываются и используются в ведомственных информационных системах исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по предметам их ведения.
Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» предполагает создание единых общественных мест приема и обслуживания разных категорий заявителей, в том числе обеспечивающих предоставление заявителям возможности одновременного получения нескольких государственных услуг при однократном обращении, включая государственные услуги, предоставляемые при участии федеральных исполнительных органов власти и органов местного самоуправления, функционирующих на территории Санкт-Петербурга.
Основными формами организации предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге по принципу «одного окна» являются:
- Организация предоставления государственных услуг через Многофункциональные центры предоставления государственных услуг (МФЦ);
- Организация предоставления государственных услуг через сеть Интернет.
Технология предоставления государственных (муниципальных) услуг через МФЦ
Технология предоставления государственных (муниципальных) услуг через МФЦ включает следующие основные административные процедуры:
- заявитель лично (или через доверенное лицо) обращается к сотруднику МФЦ, представляя документ, удостоверяющий личность, и пакет документов на получение государственной (муниципальной) услуги, которые не могут быть собраны без участия заявителя;
- сотрудник МФЦ определяет предмет обращения и информирует заявителя о порядке и условиях получения государственной (муниципальной) услуги через МФЦ;
- сотрудник МФЦ заполняет в МАИС ЭГУ заявление на получение государственной (муниципальной) услуги, распечатывает его и представляет заявителю на подпись;
- сотрудник МФЦ формирует в МАИС ЭГУ документы, представленные заявителем, распечатывает и выдает заявителю расписку о приеме документов с указанием регламентных сроков исполнения государственной (муниципальной) услуги и контактных сведений для получения заявителем информации о ходе исполнения государственной (муниципальной) услуги;
- сотрудник МФЦ с применением МАИС ЭГУ формирует запросы на предоставление недостающих документов в электронном виде (при наличии технической возможности) в соответствии с соглашениями и регламентами информационного взаимодействия;
- сотрудник МФЦ направляет сформированные в МАИС ЭГУ документы заявителя и заявление в электронном виде в ответственный ИОГВ/ФОИВ/ОМСУ в соответствии с технологиями, предусмотренными соответствующими соглашениями и регламентами информационного взаимодействия;
- сотрудник МФЦ осуществляет взаимодействие в электронном виде по технологиям, предусмотренным в МАИС ЭГУ с должностными лицами ответственного ИОГВ/ФОИВ/ОМСУ для получения информации о результатах исполнения государственной (муниципальной) услуги и осуществляет посредством МАИС ЭГУ учет прохождения основных этапов государственной (муниципальной) услуги;
- сотрудник МФЦ обеспечивает организацию получения результата государственной (муниципальной) услуги из ответственного ИОГВ/ФОИВ/ОМСУ для выдачи заявителю результата государственной услуги;
- заявитель лично (или через доверенное лицо) обращается к сотруднику МФЦ, представляя документ, удостоверяющий личность, расписку о приеме документов в МФЦ и получает результат предоставления государственной (муниципальной) услуги;
- в МАИС ЭГУ формируется электронный архив обращений заявителя для использования в целях подготовки информационно-аналитических материалов по результатам обслуживания заявителей в МФЦ.
Информация предоставлена Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» («Мои документы»)
© 2007–2021 Комитет по информатизации и связи
Источник
Одно окно
- Одно окно — это термин, обозначающий технологию предоставления услуг для граждан и бизнеса. Технология «одно окно» имеет целью снизить время вынужденного общения граждан и бизнеса и характеризуется тем, что оказание любых услуг концентрируется в одном месте, начиная от подачи заявления, до выдачи результатов решения исполнительного или иного органа.
Важной составляющей этой технологии является минимизация количества документов, которые заявитель должен предоставлять в орган власти для принятия решения. Это достигается построением развитой инфраструктуры эффективного межведомственного взаимодействия, причём как на одном уровне власти (по горизонтали), так и межуровневого взаимодействия (по вертикали). Как правило, при предоставлении государственной услуги необходима информация из разных органов включая разные уровни власти.
В России принцип одного окна реализуется в системе межведомственного электронного взаимодействия, благодаря которой граждане и организации могут получать государственные услуги в многофункциональных центрах и на портале государственных услуг.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Подкрепленные нормативными документами, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.
Стандарт Банка России по обеспечению информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации (СТО БР ИББС) — комплекс документов Банка России, описывающий единый подход к построению системы обеспечения ИБ организаций банковской сферы с учётом требований российского законодательства.
Источник
Принцип «одного окна»: что это такое и как работает? Многофункциональный центр
Ни для кого не секрет, что взаимодействие с чиновниками и оформление каких-либо документов – процесс не из приятных, проходить который всегда затруднительно и хлопотно. Чтобы освободить граждан от надобности получать справки в различных госучреждениях, были образованы учреждения, работающие по принципу «одного окна».
Режим «одного окна» долгое время применяется в других странах. Например, в Германии. Там сначала была осуществлена административная реформа, в ходе которой увеличили районы. В каждом районе были открыты приемные для обращения граждан, получения необходимых справок и разрешений. Необходимость обивать пороги учреждений была сведена к нулю. Документооборот осуществляется в электронном виде, оплата услуг выполняется через банк.
Подобная система была введена и в России. Начало было положено в Московском регионе. Управа района «Бескудниково» начала осваивать новую схему работы, используя компьютерные технологии, обслуживая физических и юридических лиц. Особенно популярной услугой было обращение граждан по запросам перепланировки жилых помещений.
В настоящее время подобные центры работают практически во всех российских областях.
Особенности системы
МФЦ направлены на то, чтобы помочь людям получать различные госуслуги. В чем заключается принцип «одного окна»? Он предполагает то, что гражданин единожды обратится в учреждение с заявлением, а по прошествии времени получит результат. При этом всю необходимую работу за него выполнят сотрудники МФЦ и прочих госструктур.
Удобство заключается в том, что любому гражданину при заказе услуги не нужно непосредственно посещать инстанции, собирать документы и контактировать с чиновниками. Такая система сводит к минимуму моральные, временные, материальные затраты потребителей госуслуг. По этой причине МФЦ становятся все более популярными.
Преимущества системы
Система «одного окна», реализуемая в сформированных центрах, — это результат реформы государственного управления. Это инновация, направленная на то, чтобы упростить жизнь обычному гражданину и бизнесменам.
Работа МФЦ направлена на:
- снижение продолжительности оказания госуслуг;
- уменьшение очередности;
- усиление удовлетворенности граждан от коммуникаций с руководящими органами.
Центры упрощают процедуры оформления документов, объединяют работу различных ведомств, обеспечивают комфорт заявителям при обращении, снижают затраты времени и финансов.
В центрах приемом документов занимаются не госслужащие, а специалисты фронт-офисов, занимающиеся запросами услуг любых ведомств. Решение об оказании услуги принимает, как и ранее, государственный орган. Но заявитель не контактирует с чиновником, это за него делает сотрудник офиса. Специалист контактирует с чиновниками на разных уровнях, что значительно повышает комфорт заявителя, а также предотвращает коррупцию.
Законодательные рамки
Реализация принципа «одного окна» и взаимодействие с МФЦ граждан и госорганов регламентируется законодательно.
В 2010 году был издан Федеральный закон, регулирующий деятельность МФЦ. В нем прописаны:
- Нюансы предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна».
- Список услуг, по которым можно обращаться в учреждения.
- Правовой потенциал и ответственность МФЦ.
- Обязательства остальных госструктур перед МФЦ.
МФЦ может иметь любую форму организации, которая должна соответствовать правилам законодательства и реализовывать основную идею – принцип «одного окна».
В 2012 выпущено постановление правительства, в котором закреплены требования к деятельности МФЦ, а также к материально-техническому оснащению учреждения, к применяемым информационным технологиям, к контактированию с другими государственными структурами. Определены количество окон, площадь заведения, зональность, график работы, месторасположение.
Постановление 2011 года регулирует взаимодействие МФЦ с органами власти, местного самоуправления, внебюджетными фондами и определяет перечень вопросов в этой деятельности, а также список услуг, предоставляемых МФЦ.
Ориентиры деятельности
Центры, работающие по принципу «одного окна», осуществляют такие функции:
- принимают запросы от граждан на оказание госуслуг;
- представляют интересы граждан в различных государственных органах и структурах;
- отражают интересы госорганов при общении с заявителями;
- сообщают заявителям порядок оказания услуг и консультируют по другим вопросам, относящимся к госуслугам;
- контактируют с госструктурами в вопросах обслуживания граждан;
- выдают потребителям необходимые документы в итоге оказания услуг;
- принимают и обрабатывают информацию госорганов и выдают документы на ее основании.
Принцип «одного окна» применяется в схеме оказания услуг в едином месте. Таким образом, МФЦ является устроителем в процессе организации услуг государственных и муниципальных структур.
Реализуемая идея
Идея сформированных по всей стране центров в том, что люди запрашивают различные документы в разные периоды жизни. Самые распространённые ситуации:
- оформление первого паспорта;
- регистрация брака;
- рождение детей;
- открытие своего бизнеса.
В этих случаях очень важно оформить все нужные документы в максимально короткий срок и вернуться к выполнению основных жизненных задач. Технология «одно окно» этому способствует.
МФЦ становится спутником жизни человека, помогая в разные периоды жизни получать документы как можно проще и быстрее, ликвидируя возможные сложности.
Нормативно-правовая база по организации этой системы постоянно совершенствуется. Итоговая цель в том, чтобы человеку не нужно было ходить по разным органам для сбора бумаг, а достаточно было обратиться только в Многофункциональный центр и воспользоваться необходимыми услугами. Поэтому нормативно-правовые акты постоянно изменяются, перечень выполняемых в МФЦ услуг расширяется.
Перечень услуг
На сегодняшний день МФЦ предоставляет услуги в таких ситуациях:
- появление детей;
- перемена фамилии;
- процесс ухода на пенсию;
- постройка жилья;
- потеря документов;
- начало собственного дела;
- перемена места проживания;
- потеря родных;
- покупка жилья.
Полный перечень муниципальных услуг по принципу «одного окна» можно найти в самом МФЦ. Всего центры обслуживают население по 131 услуге. Из них 36 федеральных, 43 муниципальных и 52 прочих.
Многофункциональный центр помогает в оформлении российских и заграничных паспортов, в получении выписок из кадастра, в приеме документов на регистрацию брака и развод, на регулярные детские пособия, получение билета охотника, на выделение субсидий, в получении выписки из архива, в постановке детей на учет в дошкольные учреждения.
Название и ценности бренда
Правительство поручило создать единый бренд для всех МФЦ по России.
В 2014 году МФЦ получили новое название — «Мои Документы». Новые центры создаются под этим именем, а действующие проходят процесс ребрендинга. Ребрендинг осуществляется со слоганом «На все случаи жизни».
Ценностями бренда МФЦ являются:
- внимательность к людям и их жизненным ситуациям;
- доброжелательное обслуживание;
- удобный сервис;
- комфорт во взаимодействии;
- близкое размещение центров;
- доступность госуслуг любому гражданину.
Взаимосвязь между госорганами регламентируется указами и постановлениями.
По статистике, на январь 2016 года процент населения, охваченного МФЦ, составил более 94%.
Алгоритм обращения в МФЦ
Как взаимодействовать с многофункциональным центром?
- Позвонить и спросить, принимаются ли заявления на предоставление конкретной услуги. Специалист центра проконсультирует, какие нужны документы.
- Гражданин обращается в центр для оформления заявления.
- При необходимости оплаты госпошлины она оплачивается в терминале центра.
- Заявитель является в установленный срок для получения результата.
В идеале гражданин должен обратиться только два раза – при подаче заявления и за получением результата. Так реализуется принцип «одного окна» в МФЦ.
Перспективы
Согласно законодательству, МФЦ считается полноправным участником взаимосвязи между любыми ведомствами и органами. Это избавляет гражданина от необходимости ходить по многим учреждениям за справками. Государство стремится к тому, чтобы система «одного окна» была осуществлена во всех округах и районах России.
Законодательная база постоянно совершенствуется, что позволяет расширять перечень выполняемых услуг.
В 2007 году при запуске пилотного проекта посетителям еще нужно было выстаивать очереди для оформления документов, тем не менее это уже было большим шагом вперед. Сегодня практика «одного окна» быстро распространяется в российских регионах. Уже нет привычные длинных очередей. Заявитель получает все нужные услуги в одном заведении.
Минэкономразвития составляет и утверждает планы-графики, по которым работают центры оказания услуг.
Постоянно открываются новые МФЦ во всех субъектах Российской Федерации. Для оптимизации их работы создана информационная система, помогающая контролировать региональные планы по распространению сети центров «одного окна». В системе отображаются открытые точки в каждом регионе России, и с каждым годом их становится все больше.
Источник