- Как правильно прикурить автомобиль от другого автомобиля
- О процессе прикуривания аккумулятора
- Что нужно для прикуривания
- Порядок действий
- Меры безопасности
- Как прикурить автомобиль от другого автомобиля
- Что значит “прикурить” автомобиль
- Почему сел аккумулятор?
- Пусковые провода
- Свойства качественных проводов для «прикуривания» автомобиля
- К чему подключать «массу»?
- Схема прикуривания от другого автомобиля
- Схема прикуривания для легкового авто
- Схема прикуривания для грузовых машин
- Перед тем, как завести двигатель от другого автомобиля: подбор донора и подготовка к процедуре
- Как правильно прикурить автомобиль: пошаговая инструкция
- Видео: Инструкция как прикурить автомобиль
- Можно ли прикуривать от заведенной машины
- Частые ошибки при прикуривании
- Кого не стоит прикуривать
- Мифы и страшилки
- Пуско-зарядные устройства и бустеры
- В качестве заключения
Как правильно прикурить автомобиль от другого автомобиля
Машина – не просто удобное средство передвижения, но и ряд «сюрпризов» с технической составляющей. Например, можно столкнуться с ситуацией, когда авто просто не заводится по причине севшего аккумулятора. Поможет внешний источник энергии, с которого будет получаться заряд. На сленге автовладельцев это называется «прикуривание». Опытные водители знают все тонкости, а у новичков могут возникнуть проблемы. Как правильно прикурить автомобиль от аккумулятора, и что для этого нужно – в статье.
Прикуривание автомобиля — это подзарядка АКБ от внешнего источника.
О процессе прикуривания аккумулятора
Прикуривать – это значит запускать двигатель от постороннего источника энергии. Прикурить аккумулятор просят у хозяина другого автомобиля, который завелся и нормально работает. Аккумуляторная батарея последней набрала необходимую энергоемкость и может передать немного тока.
Сам процесс прикуривания – это когда подается напряжение от АКБ исправной машины через толстые провода с клещами (называются «крокодил» – ими крепятся к клеммам батареи). Когда бортовая сеть одного автомобиля объединяется с аккумулятором донора, можно запустить мотор первого авто. Это эффективная процедура, если причина – севший источник питания. Например, стартер плохо крутит или вовсе не проворачивается.
Если неправильно прикурить от другого аккумулятора, можно навредить обеим машинам.
Что нужно для прикуривания
В первую очередь – пусковые провода (с клещами, которые называют «крокодилами»). Если энергоемкость батареи большая, потребуются толстые кабеля.
Пусковые провода.
Второе – нужен «донор». Так называют аккумулятор, от которого планируют прикуриться. Например, в гараже лежит неиспользуемый источник энергии – его можно поставить рядом с авто, подключить провода к батарее под капотом, и запустить мотор. Но обычно ситуация случается в неподходящий момент, и донором служит АКБ другой машины.
Есть правила прикуривания от другого автомобиля:
- донором должна быть батарея того же или большего размера. Энергоемкость батареи зависит от объема и типа двигателя. Не получится прикурить крупный внедорожник от легковушки – вероятно, последней после этого самой понадобится помощь;
- прикуриваться надо от авто, бортовая сеть которой имеет то же напряжение. Обычно это 12 В. На грузовиках и некоторых внедорожниках – 24 В, мотоциклах – 6 В;
- прикуривая от машины, двигатель последней должен быть прогрет. Теплая батарея эффективнее принимает и делится током.
Если АКБ новая, ничего страшного – она справится с этой задачей.
Порядок действий
Отыскав разогретого донора, достав провода, приступают к прикуриванию. Пошаговая инструкция:
Подсоединение проводов.
- Машины ставят так, чтобы провода держались свободно. Контакт между корпусами авто не допускается. Если батарея установлена в багажнике, но под капотом есть выводы – прикуривают через них, чтобы уменьшить потери тока.
- На обеих авто отключают потребителей энергии (сигнализацию, аудиосистему и пр.), мотор донора глушат.
- Открывают капоты и находят токовыводы батарей, то есть «плюс» и «минус». Обычно ориентируются по маркировке на корпусах.
- Положительные клеммы («плюсовые») двух АКБ соединяют красным пусковым кабелем при помощи «крокодилов». Важно, чтобы металлические части черного провода не соприкасались с красным – это чревато замыканием.
- Зажим черного кабеля присоединяют к «минусовой» клемме донора.
- Останется свободный зажим черного провода – его лучше подключить к металлической детали двигателя машины, которую прикуривают. Если подключиться некуда, накидывают на «минусовую» клемму. Все, машины объединены в единую цепь.
- Если реципиент (восстанавливаемая батарея) не полностью севший, а донор мощный, пробуют завестись. Получилось – отключают провода. Если нет, запускают мотор донора на 5 – 10 минут, которых должно быть достаточно для подзарядки обеих АКБ. Для большей эффективности жмут на газ, поднимая обороты до 2000.
- Прежде чем запускать реципиента, глушат мотор донора. Правило простое – двигатели машин не должны работать одновременно.
- Пробуют завести реципиента. Бывает, стартер не крутит мотор, слышны щелчки. Возможно, дело в слабом контакте – проверяют соединение.
- Провода отключают когда заведется прикуриваемая машина. Сначала снимают черный, затем красный кабель.
После прикуривания надо дать двигателю поработать 20 – 30 минут, что необходимо для подзарядки батареи.
Меры безопасности
Чтобы прикуривание не обернулось плачевно, важно следовать стандартным мерам безопасности:
Основные правила при прикуривании АКБ.
- соблюдать полярность при подключении проводов;
- перед прикуриванием надо заглушить двигатель донора;
- донором может быть только аналогичная батарея (нет смысла пытаться прикурить дизельный джип от малолитражки);
- использовать качественные пусковые провода.
Что до кабелей, их выбирают по таким критериям:
- сечение. В случае с аккумулятором 12 В достаточно будет сечения 16 мм, но рекомендуется 20 – 22 мм (чтобы дольше сохранялась целостность изоляции);
- длина. Ее должно хватать для удобства процедуры. Короткие могут отсоединиться, а это чревато замыканием;
- изоляция. Варианта два: жесткая оплетка и ПВХ. Лучше второй, так как жесткая изоляция при минусовой температуре становится хрупкой и портится;
- зажимы. Лучше, чтобы они были из меди, проводимость которой выше, по сравнению с алюминием.
Прикуривание – способ завести машину от другого аккумулятора. Процедура требует соблюдения правил и использования качественных проводов. Китайские дешевые лучше не рассматривать, даже если выглядят они внушительно. Вероятно, это иллюзия, которая может обернуться серьезными последствиями (сгоревшее электрооборудование, выход из строя АКБ, а то и пожар).
Источник
Как прикурить автомобиль от другого автомобиля
Что значит “прикурить” автомобиль
Термин «прикурить» означает запустить двигатель автомобиля с севшей АКБ от постороннего автомобиля с заряженной АКБ – донора.
Процесс подразумевает собой подачу напряжения от автомобиля с заведомо исправным напряжением бортовой сети автомобилю с севшей АКБ через провода большого сечения с крокодилами.
Почему сел аккумулятор?
Прежде чем рассказать, как «прикурить» аккумулятор от другой машины, стоит объяснить, почему он быстро разряжается.
- отложение сульфата свинца на пластинах, снижающее емкость батареи (из-за частого разряда ее «до нуля», электролита плохого качества, заряда большим током);
- короткое замыкание пластин, имеющих разную полярность (в числе причин: кривые решетки пластин, наросты на электродах или шлам на дне аккумулятора);
- осыпание активной массы с пластины;
- проблемы с электролитом (снижение уровня из-за расхода воды, плотность, не соответствующая норме).
Получается, что самая частая причина неполадок батареи — выработанный ресурс. Это проще всего проверить с помощью специального прибора — так называемой нагрузочной вилки, имитирующей запуск двигателя. В «состоянии покоя» напряжение на исправном аккумуляторе должно быть не меньше 12,7 вольт, что соответствует 100% заряда. После 5 секунд под нагрузкой это значение не должно опускаться ниже 10,2 вольт. Если в спокойном состоянии батарея выдает норму, а после нагрузки тест уже не пройти — готовьтесь покупать новую АКБ, иначе скоро придется просить «прикурить» машину.
Пусковые провода
Отдельное внимание надо уделить и самим пусковым проводам. О том, как их правильно выбрать, читайте по ссылке. Если они слишком тонкие, то лучше подключить машину с севшим аккумулятором и подождать минут 10, не выключая двигатель у машины-донора. Затем скинуть провода и завести проблемный автомобиль. Если не выждать хотя бы 10 минут, то провода могут попросту сгореть, а запуска так и не произойдет.
Свойства качественных проводов для «прикуривания» автомобиля
Чтобы передать энергию от одной машины к другой нужны качественные пусковые провода:
- длина не менее 3 м;
- жила из меди, а сечение провода не менее 16 мм, чтобы защитить электрику авто от скачка напряжения;
- резиновая оплетка провода, сам кабель крепко сидит в рукоятках «крокодилов»;
- мощные пружины рукояток для прочной фиксации;
- «хваткий» зажим, гарантирующий хороший контакт с клеммой и надежное соединение двух батарей.
К чему подключать «массу»?
Многие соединяют проводами клеммы аккумулятора. Но лучше минусовой провод подключать к блоку цилиндров или головке блока. Во-первых, клеммы аккумулятора могут быть ржавыми, закисшими, и контакт с проводом получится не слишком надежным. А во-вторых, путь, который преодолеет ток, будет короче, если подсоединить минусовой провод непосредственно к двигателю. Главное, чтобы в точке подсоединения не было краски или ржавчины.
Схема прикуривания от другого автомобиля
О том, что на автомобиле должен стоять исправный и полностью заряженный аккумулятор, знают все автомобилисты. Однако не все, особенно новички, следуют этому правилу.
Отсюда и появляется необходимость прикурить авто ранним утром на морозе, когда стартер натужно тянет обгонную муфту и не может даже зацепить венец маховика. Такие неприятности могут произойти даже с новой батареей. Поэтому автомобилисты должны знать, как правильно завести автомобиль от другого аккумулятора на машине-доноре.
Схема прикуривания для легкового авто
Если речь идет о легковых автомобилях, то подключение заряженного аккумулятора к автомобилю с севшей батареей производится в такой последовательности:
- соединяют проводом (красного цвета) плюсовые клеммы батарей;
- подключают черный провод к минусовой клемме машины-донора;
- второй конец черного провода подводят к массе автомобиля реципиента.
АКБ легковушек должны быть примерно одинаковы по ампер метражу.
Схема прикуривания для грузовых машин
На грузовых машинах бортовая сеть рассчитана на питание от 24 В, поэтому там устанавливают два аккумулятора по 12 Вольт, соединенных последовательно. Прикуривание у грузовиков происходит по той же схеме, что у легковушек.
Важно, чтобы аккумулятор, от которого будет пускаться машина с севшей АКБ, был полностью заряжен.
Перед тем, как завести двигатель от другого автомобиля: подбор донора и подготовка к процедуре
Все опасения и сомнения относительно прикуривания машины с севшим аккумулятором появились на заре эпохи внедрения электронных «мозгов». Громкое порицание старого приема экстренной помощи связано с неудачными попытками запитки инжекторных авто, когда вся электроника сгорала напрочь. Случалось это от незнания техники подкуривания.
Вполне понятно, что без дыма огня не бывает – необходим донор, связка проводников и твердое знание, как правильно прикурить аккумулятор автомобиля от другого автомобиля. Все начинается с замера разности потенциалов на якобы разряженном АКБ. Все актуальные цифры мы приводили в материале, нормальное напряжение аккумулятора без нагрузки и с ней.
Если выявлены крупные несоответствия, наступает момент голосования со связкой проводов. Необходимо отметить, что на этом, казалось бы, простом этапе, логику никто не отменял. Провода и машина владельца, который согласится прийти на помощь (донор), должны отвечать некоторым требованиям:
- Потенциал донорского аккумулятора должен быть аналогичным или большим, нежели у АКБ проблемной машины (реципиента).
- Сечение проводов – не менее 16 квадратных миллиметров. Это для малолитражек. С ростом литража двигателя квадратура поперечного сечения должна возрастать.
- Крокодилы стартерной проводки надежно цепляются за клеммы обеих аккумуляторных батарей.
- Напряжение бортовой сети у обоих автомобилей соответствует одному номиналу. У легковых машин это 12 В, у грузовых – 24 В.
Наплевательски относиться к перечисленным замечаниям не рекомендуем. Если вздумается запитать АКБ емкостью 100 А*ч от соседней машины с 60-амперным источником питания, то сосед останется курить с вами: батареи будут разряжены у обоих. Тонкие провода не перенесут высокого ампеража, пиковое значение которого наблюдается в момент работы стартера у реципиента. Проводник будет греться, а напряжение на выходе упадет.
Ненадежные крокодилы ставят под сомнение безопасный исход жеста взаимопомощи, поскольку самопроизвольно отлетевший «плюс» с высокой вероятностью замкнет на «массу». Примерно тот же исход, когда на помощь легковушке приходит большегруз: из-за перенапряжения в связке 12-24 В «летит» вся электроника. Впрочем, при дефиците помощников за отдельную просьбу можно приобщить и многотоннажник: попросить во временную аренду один из двух последовательно соединенных аккумуляторов на 12 В.
Как правильно прикурить автомобиль: пошаговая инструкция
Следующий алгоритм действий поможет разобраться с вопросом, как правильно прикурить автомобиль:
- Припарковать машины напротив друг друга на минимальной дистанции. Расстояние должно быть таким, чтобы автомобили не прикасались капотами, а длины проводов хватило для соединения. Как правило, используется кабель до 5 метров (самые распространенные провода длиной 2,5 метра)
- Заглушить двигатели обеих машин и выключить все электроприборы.
- Открыть капоты и найти полюса аккумуляторов.
- Надежно соединить положительные полюса батарей красным проводом.
- Одну отрицательную клемму закрепить на машине-доноре.
- Вторую минусовую клемму присоединить к любой металлической детали автомобиля-реципиента, которая не покрыта краской. Место крепления желательно разместить как можно дальше от положительного полюса батареи. Эта процедура позволит заряженному аккумулятору сделать пуск двигателя.
- После установки четырех клемм включить стартер неисправного авто.
- Если машина не завелась, то нужно запустить двигатель автомобиля с рабочим аккумулятором и не заглушать в течение 15 минут.
- Спустя указанное время выключить мотор донора и запустить стартер реципиента. Если машина все равно не заводится, повторить попытку еще раз.
- Чтобы избежать короткого замыкания и повреждения бортовых электросетей, нужно снимать провода в таком порядке: отсоединить клеммы со знаком “-” (вначале с неисправного авто, а потом с машины-донора), затем — положительные.
Если запуск двигателя произошел, то нужно дать поработать ему в течение минимум 20 минут, а лучше поездить на автомобиле. За это время генератор начнет вырабатывать энергию и заряжать АКБ. После двух неудачных попыток завести машину, не стоит повторять процедуру. Вероятно, аккумулятор окончательно пришел в негодность или существует другая причина поломки.
Если мотор авто не запустился со второго раза, нужно остановить процесс и выполнить следующие шаги:
- Заглушить машину-донора и оставить схему подключения проводов без изменений;
- Завести автомобиль с исправной батареей и дать ему поработать десять минут на 2000-3000 оборотах. За это время аккумулятор реципиента немного подзарядится и сможет выработать достаточное количество энергии для запуска стартера;
- Заглушить мотор, выключить все оборудование у донорской машины и попробовать включить зажигание у авто с севшей АКБ.
Видео: Инструкция как прикурить автомобиль
Можно ли прикуривать от заведенной машины
Для современных авто-доноров такая практика чревата серьезными техническими проблемами, поскольку, кроме АКБ, в коммутационных процессах участвуют генератор и электронный блок управления. Резкие перепады напряжения при запуске авто-реципиента создают чрезмерную нагрузку на контроллеры и электросистемы, провоцируя мгновенные поломки или сокращая ресурс оборудования. Многие рекомендуют отключать минусовую клемму машины-донора при прикуривании, чтобы изолировать электросхемы от воздействия авто-реципиента.
Частые ошибки при прикуривании
Пуск двигателя от другого аккумулятора весьма рискованное занятие. Чтобы не возникло проблем необходимо соблюдать следующие правила:
- не допускать подключение одного провода к разным по полярности клеммам на двух аккумуляторах;
- исключать контакт между зажимами на черном и красном кабеле;
- никогда не прикуривать сломанный автомобиль с явными признаками неисправной проводки;
- запускать мотор донора при работающем двигателе второй машины, если их аккумуляторы соединены проводами;
- по возможности избегать прикуривания при пониженной температуре.
Нужно помнить, что в результате прикуривания аккумулятор донора частично или полностью разрядится. По этой причине, если он недостаточно заряжен, то после помощи второй машине завестись уже не получится. Риск этого многократно возрастает при пониженной температуре на улице.
Кого не стоит прикуривать
Постарайтесь обходить стороной машины со старыми АКБ. Великовозрастная батарея – это сплошная головная боль: после 4-5 лет интенсивной эксплуатации наступает момент, когда ее может перемкнуть или, что еще хуже, взорвать. Помогая такому аккумулятору, донор может запросто спалить электронику. Что еще стоит разъяснить нуждающемуся, так это причины того, почему разряжается аккумулятор на машине за ночь , чтобы следующее утро опять не обернулось для него «голосованием».
Мифы и страшилки
Бытуют самые разнообразные рекомендации по прикуриванию автомобиля, не подкрепленные логикой или фактами. И эти мифы очень живучи. Так уж мы устроены, что охотно им верим. Пришло время избавляться от стереотипов.
Миф 1. Нельзя прикуривать автомобиль на морозе.
А когда еще его прикуривать? Летом такие проблемы случаются крайне редко, чего не скажешь про зиму. Температура не влияет на успех задачи, главное, чтобы автомобиль-донор был прогрет, а его АКБ полностью заряжен.
Миф 2. Нельзя прикуривать инжекторный автомобиль.
Можно! Тип топливной системы никак не влияет на аккумулятор. Да и карбюраторных машин становится всё меньше и меньше.
Миф 3. Прикуривание может навредить автомобилям, в частности, ЭБУ.
Если всё сделать правильно, не навредит, это же просто подзарядка батареи. А вот ошибок лучше не допускать!
Пуско-зарядные устройства и бустеры
Сейчас можно не только удобно купить аккумулятор для авто с доставкой, но и беспроблемно подобрать оптимальное ПЗУ для его регулярного обслуживания. Универсальный прибор служит для корректного восстановлении емкости АКБ от сети 220В. Он способен запускать двигатель как с предварительной частичной подзарядкой, так и моментально при глубоком разряде. Важной особенностью пуско-зарядных устройств являются высокие стартерные токи в 400-700 и больше ампер.
Особняком стоят компактные пусковые устройства – бустеры (джамп-стартеры), которые полностью автономны и выступают эффективной альтернативной прикуриванию от другой машины. Стандартно укомплектованы «крокодилами» и емкими литий-полимерными батарейками. Одного заряда достаточно для 4-5 успешных пусков силой 150-1000 ампер. С бустерами отлично взаимодействуют зарубежные АКБ, например, аккумуляторы для автомобиля Hankook (производитель AtlasBX Co. Ltd Южная Корея), и отечественные бренды «Зверь», «Аком», «Титан-Стандарт», «Сибирь».
В качестве заключения
Если правильный порядок действий, как правильно прикурить машину с разряженным аккумулятором никак не запоминается (память иногда может подводить) стоит записать его на листке бумаги и всегда держать в бардачке. Или распечатать памятку — кому как удобно.
Также желательно держать в запасе кабели, которые выручат в самый подходящий момент. Ведь проблема севшего аккумулятора возникает и у других водителей, а собственные провода выручат в обмен на признание и благодарность. Сегодня помог ты, завтра тебе окажут поддержку, закон жизни.
Источник