Кто такой царь Мидас в мифологии, чем знаменит
История царя Мидаса в легендах и мифах
В мифологии Древней Греции существует масса поучительных рассказов, высмеивающих людские пороки. Ярким примером является история царя Мидаса, правящего древней державой Фригией предположительно в XIII—XII вв. до н. э.
Считается, что этот мифологический персонаж был приёмным сыном правителя Гордия и местной богини Кибелы. Цицерон в своём труде «О прорицании» упоминал, что муравьи собирали зёрна пшеницы и клали их младенцу в рот, что являлось предсказанием невиданного богатства. Учителем Мидаса был сам Орфей, олицетворяющий силу музыкального искусства.
Необдуманное желание
По легенде владыка вырастил уникальные и роскошные сады из роз. Именно они однажды привлекли ароматом захмелевшего сатира Силена, считающегося учителем Диониса и путешествующего в его свите. Напившись, сатир забрёл в розовые сады и уснул под одним из благоухающих кустов.
Подданные царя, обнаружив на территории дворца постороннего, связали и отвели его к правителю, который, однако, принял неожиданного гостя радушно. Несколько дней пил Силен лучшее вино во фригийском дворце и рассказывал хозяину увлекательные небылицы. Только глубокое почтение Мидаса к Дионису заставило отпустить сказителя.
Бог виноделия и веселья решил отблагодарить спасителя загулявшего пана и предложил выполнить любое его желание. Вдохновлённый такой удачей жадина пожелал, чтобы всё, к чему он прикасался, обращалось в золото.
Доподлинно неизвестно что послужило причиной такой тяги к роскоши: наставления приёмного отца, алчность или желание обеспечить безбедное будущее своей дочери – но, согласно мифу, Дионис исполнил желание человека. Тот сразу поспешил проверить приобретённую способность. И действительно: всё, чего касалась царская рука, превращалось в золото.
От радости правитель Фригии устроил большой пир для себя и дочери. Однако любое яство мгновенно обращалось в блестящий металл, стоило только коснуться его. Осознав, в какую ловушку загнал себя, мужчина испытал страх и отчаяние, отчего из его глаз потекли слёзы.
Напуганная дочь бросилась утешать отца, но застыла, превратившись в красивую статую, едва обняв его, что стало последней каплей.
Чудесное избавление
По наиболее распространённой версии Дионис внял мольбам Мидаса, которому в который раз опротивело богатство. Он повелел ему направиться к истоку реки Пактол, омыть себя и окропить брызгами всё, что пострадало от «золотого прикосновения». Через некоторое время всё вернулось на круги своя.
История могла закончиться на этом, если бы жадный человек не решил уточнить своё желание: пусть вещи обращаются в золото лишь от его воли. Он рассудил, что, если Дионис забрал свой дар, значит, гостеприимство в отношении Силена осталось невознаграждённым. Бог согласился на новые условия, но предупредил, что не будет помогать в исправлении чужих ошибок.
Мидас стал самым богатым человеком в мире. Но его державе это принесло лишь беды: золота у всех было слишком много, и оно быстро потеряло ценность. Решил тогда фригийский владыка вновь избавиться от способности, оставив всё накопленное ранее. Но, вспомнив предупреждение бога пьянства, понял, что добиваться цели придётся самому. Не рассчитывая на успех, он всё же направился к знакомой реке Пактол, и её воды в очередной раз унесли с собой губительное умение.
Наказание за алчность
Торговля во Фригии наладилась, но властителя не покидало ощущение потери и тоски. Однажды его пригласили на музыкальное состязание в роли судьи, как ученика великого Орфея. Такую возможность он не мог упустить.
Под конец соревнования участников осталось двое – пан Марсий и Аполлон. Прочие судьи и большая часть слушателей были за победу последнего, однако Мидас рассудил, что если выиграет спутник Диониса, то тот, возможно, вновь придёт отблагодарить фригийца. По другой версии ему просто нравилась весёлая мелодия панской свирели. Несправедливая речь весьма задела бога солнца.
Он пообещал: фригийский царь ответит за то, что опозорил имя великого учителя. Дионис не пришёл, зато на голове мужчины появились ослиные уши. Испугавшись позора и насмешек, он старался реже выходить в люди и носить повязки и шляпы.
Единственным человеком, которому вынужденно было позволено увидеть недуг, был дворцовый цирюльник. Позже он отправится к берегу реки, где вырытой в земле ямке поведает мучивший его секрет.
Мнения древнегреческих источников на дальнейшие события расходятся. Одни полагают, что в том месте вырос тростник, своим шелестом разнёсший весть об ослиных ушах по миру. Другие считают, что новость разнесла тростниковая дудочка, которую сделал неизвестный мальчик-пастух.
От отчаяния и стыда за свою алчность он выпил крови быка, считающейся для ослов смертельной, и скоропостижно скончался.
Источник
Миф о Мидасе:Иллюстрации и экранизации
Мидас — в древнегреческой мифологии сын Гордия, царь Фригии. С именем Мидаса связаны два популярных в античности мифа: о золотом прикосновении и о суде Мидаса музыкального поединка между Аполлоном и Марсием (или Паном).
Мидас уже в детстве получил знак о грядущем богатстве. Однажды муравьи стали заползать к нему в рот и носить туда пшеничные зёрна.
Когда бог Дионис вёл своё войско в Индию, учитель Диониса Силен заблудился в пути. По одной из версий мифа, Мидас подмешал вино в воду источника, откуда пил Силен и тот, будучи мертвецки пьян, не смог продолжить свой путь и оказался во власти Мидаса, который принял его у себя во дворце, вёл с ним беседы и через десять дней возвратил Силена Дионису. В награду за возвращение своего учителя Дионис пообещал Мидасу исполнить любое его желание. Мидас захотел, чтобы всё, к чему он прикасался, превращалось в золото.
Получив дар золотого прикосновения, Мидас на радостях решил устроить пир, но обнаружил, что его дар имеет оборотную сторону: в золото превращалась и пища, которую он касался.
Штефан Март. Царь Мидас
Опасаясь умереть с голоду, Мидас попросил Диониса забрать дар золотого прикосновения. Дионис приказал Мидасу искупаться в реке Пактол.
Никола Пуссен. Мидас и Дионис
Уолтер Крейн. Царь Мидас
В «Книге чудес для девочек и мальчиков» американского писателя 19-го века Натаниеля Готорна царь Мидас случайно обратил в золото свою дочь.
Уолтер Крейн. Царь Мидас обращает в золото свою дочь
Из коструктора Lego можно сделать практически всё, в том числе и царя Мидаса. Здесь Мидас изображён с ослиными ушами, о происхождении которых речь пойдёт ниже.
Согласно другому древнегреческому мифу, Мидас был судьёй в музыкальном состязании между Аполлоном и Марсием.
Богиня Афина изобрела флейту, но увидев, как безобразно раздуваются щёки при игре на ней, бросила флейту как ненужную более вещь и её подобрал сатир Марсий, который научился так искусно играть на ней, что вызвал на музыкальное состязание самого бога Аполлона. Марсий играл на флейте, а Аполлон на кифаре. Мидас, который был судьёй, отдал предпочтение Марсию. Разгневавшись, Аполлон содрал кожу с Марсия, а Мидаса наделил ослиными ушами, которые тот был вынужден прятать под шапочкой. Цирюльник, узнав секрет Мидаса, вырыл ямку в земле, шепнул туда «У царя Мидаса ослиные уши» и засыпал ямку. На этом месте вырос тростник, который прошелестел о тайне всему свету.
По другой версии мифа, Мидас получил ослиные уши за то, что судил музыкальный поединок между Аполлоном и богом Паном.
Джакомо Пальма Младший. Аполлон, Марсий и Мидас
Штефан Март. Мидас и Аполлон
Мартин Йоханн Шмидт. Суд Мидаса между Аполлоном и Марсием
Carel van Savoyen. Суд Мидаса
Hendrick de Clerck. Суд Мидаса
Герард де Лересс. Суд Мидаса
Кадр из мультфильма Уолта Диснея «Золотое прикосновение»
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Золотое прикосновение царя Мидаса
Легенда повествует о царе Мидасе, достойном правителе, который проявил гостеприимство и радушие по отношению к Силену (учителю и верному другу Диониса), когда тот, опьянев, заснул в розарии Мидаса. Дионис, известный как покровитель вина и шумного веселья, захотел отблагодарить царя за великодушие, проявленное к его другу. Но этот бог был также известен как хранитель старинных духовных устоев. Когда Дионис спросил Мидаса, что он желает в подарок, царь, вместо того чтобы попросить нечто высокое, духовное, чем Дионис наградил бы его, захотел увеличить свое богатство. И бог, хоть и против своего желания, дал смертному дар золотого прикосновения: к чему бы ни прикоснулся жадный царь, все тотчас же обращалось бы в чистейшее золото, делая его самым богатым человеком на свете.
Мидас был так поражен, что не мог поверить своим глазам: трава под его ногами становилась позолоченной, и речушка, в которую он погрузил свою руку, превращалась в текущую реку золота. До поры до времени все было замечательно, но вот царь проголодался и решил пообедать. Его губы коснулись вина в бокале, и он тотчас же выплюнул его, так как вино стало жидким золотом. А когда он дотронулся до еды на его тарелке, он тут же сделал ее абсолютно несъедобной – золотой. Дар царя Мидаса вскоре стал его проклятием: никто не осмеливался приблизиться к царю из-за страха превратиться в золотую статую, и теперь было неважно, сколько золота он получил, – Мидас был обречен быть голодным, одиноким и несчастным.
В одной из версий этой легенды, после того как Мидас прожил много лет в несчастье и изоляции от всего мира, его дочь молилась вместе с ним и просила Диониса освободить отца от этого проклятия. Бог сказал, что Мидас должен искупаться в священной реке и передать свой дар ее водам, чтобы они обогатили и удобрили почву. Это действительно освободило Мидаса от золотого прикосновения, и уже в преклонном возрасте он, наконец, смог наслаждаться красотой своего королевства.
История о царе Мидасе – это метафора нашего чувства нужды или недостатка, которое мы испытываем в жизни. Подобно этому смертному, мы должны понять, что нам не уйти от суровой реальности. Ничто и никто не сможет заполнить пустоту внутри нас, созданную убеждением, что у нас недостаточно денег, красоты, молодости, обаяния, любви, власти или чего-нибудь еще.
Пока мы молоды, на нас всех снисходит благословение Диониса. В наши золотые годы веселый бог удовлетворяет наши желания, поэтому мы свободно веселимся на пирушках, влюбляемся, признаемся в любви и прожигаем жизнь. Но затем мы сталкиваемся с тем, что надо взрослеть и становиться серьезней, потому что мы не можем продолжать гулять и веселиться всю жизнь. Те, кто стараются так жить, медленно движутся вниз по спирали саморазрушения и дегенерации, по мере того, как вечеринки становятся безобразными, мерзкими и склочными. Большинство из нас предпочитают выбрать то же желание, что и царь Мидас, – золотое прикосновение. Мы начинаем размышлять, как мы можем заполучить влиятельные позиции, богатство и власть, и по мере того, как начинаем добиваться финансового и карьерного успеха, кажется, что покровитель вина и пирушек удовлетворяет наши желания.
Но за золотое прикосновение, дарованное нам, мы платим частью своей души, частью, олицетворяющей Диониса в роли хранителя духовных устоев. Мы начинаем забывать о другом благе, которым он мог бы нас одарить, – возможности радоваться духовным богатствам, а не физическим. Мы отворачиваемся от тех, кто живет со вкусом, наслаждается жизнью, живет самобытно. Мы отказываем себе в радости простого созерцания мира, медитации и молитвы. Вместо этого мы тяготеем к интоксикации вином и лекарствами, притупляющими и приглушающими наши чувства.
Как и герой мифа, мы должны понять, что испытываем потребность в другом образе жизни. Иначе люди отвернутся от нас точно так же, как в легенде все отвернулись от Мидаса, и мы обнаружим, что становимся все более и более изолированными от других, оставаясь в окружении лишь накопленных «трофеев». Раньше или позже нам понадобится помощь, когда мы поймем, что необходимо использовать наши внутренние богатства и таланты, чтобы раскрыть себя. Используя эти дары, чтобы улучшить свой мир и заронить семена будущих перемен, мы обретаем способность испытывать счастье и быть благодарными, мы полны жизненной энергии и переживаем духовный подъем.
Однако, если мы не будем следовать этому образцу, мы погрузимся в кошмар, созданный верой в то, что, если мы получим еще немного богатства, статуса и власти, мы, наконец, станем удовлетворенными и счастливыми. Когда мы не ищем помощи у духовного учителя, который может помочь нам избавиться от нашего проклятия, наше золотое прикосновение начинает превращать все в грязь. (Если вы оглянетесь на вашу жизнь, вы увидите, когда потеряли свой дар золотого прикосновения и отчаянно старались его возвратить.)
Рано или поздно мы все можем почувствовать, что обладаем даром золотого прикосновения царя Мидаса, и захотим вернуть себе молодость, популярность, репутацию – то, что, по нашему убеждению, неминуемо приведет нас к счастью. Все же, когда мы поймем, что потеряли свой дар, рядом с нами, в отличие от царя Мидаса, может никого не оказаться, чтобы избавить нас от страха. Мы опускаем руки и застываем в ожидании кого-нибудь, кто спас бы нас от нашего проклятья. Когда брак разваливается, или компания, в которую мы вложили свои деньги, терпит крах, мы чувствуем безысходность, тревогу, обиду. Мы кругами гуляем по аллеям парка, перелистываем один за другим веб-сайты знакомств с напрасной надеждой, что можем найти что-то или кого-то, чтобы облегчить наши страдания.
Мы опасаемся, что нам не хватает времени, денег, друзей, власти и так далее, мы погружаемся в кошмар недостатка или нехватки чего-то. Многие из нас ходят за покупками каждый день не потому, что надо что-то купить, а потому, что мы хотим верить: если купить что-то, то у нас будет всего достаточно. Мы покупаем так много одежды, игрушек и подарков для наших детей или друзей, потому что надеемся, что нашего великодушия и щедрости будет достаточно, чтобы получить их одобрение и признательность. Мы ущемляем себя в расходах и потуже затягиваем пояса, чтобы выплачивать кредит за наш великолепный дом, и все это – ради того, чтобы он был достаточно хорош, чтобы принимать в нем гостей и производить на них впечатление. Но не имеет значения, сколько мы тратим и можем ли найти товары по сниженным ценам, мы никогда не сможем сказать: «Достаточно».
Ошибка в том, что мы думаем, будто можем решить нашу проблему лекарством материального изобилия. Накапливая все больше ненужного хлама и тратя все больше денег из-за чувства нужды или недостатка, мы не избавимся от проклятия царя Мидаса. Вместо этого, так же как и сам царь, мы можем мечтать о жизни, в которой нас самих будет достаточно, чтобы быть удовлетворенными и счастливыми, не обращая внимания на то, что мы имеем и чем владеем.
Чтобы пробудиться от кошмара, подобного этому, вы должны отказаться от неудачно написанного сценария, который навязывает нам мысли: «Если бы у меня было… я был бы бесконечно счастлив». Только тогда вы сможете представить, какой благодатной, динамичной и наполненной смыслом может быть ваша жизнь. Чем дольше и больше вы сосредотачиваетесь на мысли о том, что вас самих достаточно, и вы окружены достатком и изобилием, тем легче будет вашей мечте стать явью в физическом мире.
Момент истины Короля Льва
Другой миф, который мы невольно воссоздаем в наших жизнях, повествует о Короле Льве. История, по сюжету которой были созданы диснеевский мультфильм и впечатляющий мюзикл, рассказывает о маленьком львенке, который спасся от коварного заговора своего злого дяди, решившего убить наследника и завладеть престолом его отца. Юноша скрылся в чаще леса, где он жил и рос в компании со скромным бородавочником и другими лесными жителями. Со временем он забыл, что он – наследник целого королевства, пока его возлюбленная не разыскала Льва и не напомнила о его происхождении и высоком положении. Затем молодой Лев решил сразиться со своим дядей и вернуть себе королевское право по рождению и власть.
Это кошмар, известный также как «Мое время придет», стал роковым, поскольку жертвами его в нашей культуре пали многие мужчины, которые с отчаянной надеждой жаждали того момента, когда их влиятельность и значимость будут признаны. Кошмар, который заставлял их верить, что «дело, которым я сейчас занимаюсь, обязательно приведет меня к принадлежащему мне по праву месту в жизни ».
Мужчина часто ищет воодушевления и мотивации в своей любимой, чтобы доказать всем свое высокое положение, тем самым следуя пословице, что рядом с каждым успешным мужчиной должна быть прекрасная женщина. Мужчина может искать себе женщину, воодушевляющую его и дающую ему уверенность, чтобы вести себя по-королевски. Но это часто становится отпугивающей задачей для женщины, так как она должна по-матерински заботиться и воспитывать своего партнера и в то же самое время сохранять свою притягательность для него, при этом взращивая его из маленького львенка в принца, а потом в короля. Женщина, которая берется за такую задачу, должна посвятить этому всю себя, выдерживать испытания и жить чужой жизнью, пока ее мужчина не добьется успеха. А если он не преуспеет в жизни, то во всем будет винить женщину.
Не только мужчины попадаются в сети этого кошмара, женщины тоже соблазняются на зов быть известной и уважаемой. Поскольку все мы имеем в своей психике и женские, и мужские стороны, кошмару Короля Льва в большей степени уязвима именно мужская сторона. Таким образом, когда женщина поддается воздействию этого мифа, она должна искать помощь на женской стороне своей психики, так как у нее нет «жены» в реальном мире, чтобы поддержать в своих поисках достижений и успеха. Это будет ей дорогого стоить: воспитывающая и заботящаяся женская часть пойдет на компромисс и со временем зачерствеет, в конечном итоге делая ее жизнь горькой и мучительной, так как она будет находиться под воздействием исключительно мужской стороны, ищущей успеха и признания.
Женщина становится жертвой этого мифа и другим способом. Она может увидеть потенциал и возможности для достижения успеха в мужчине, которого любит, в то время как он либо не хочет, либо не может понять этого сам. Она будет помогать своему партнеру в стремлении развиваться и добиваться успеха, в то время как он будет продолжать отказываться от ее помощи. Это удар, от которого женщине очень трудно оправиться, поэтому через некоторое время у нее появится презрение к своему партнеру, и она потеряет все уважение к нему.
Кошмар Короля Льва – это смертельная западня для женщин и мужчин, которые чувствуют, что жизнь им что-то должна или хранит для них в своем арсенале секрет мирского возвышения. Конечно, жизнь предоставляет нам возможности достичь успеха и уважения, но все их многообразие относится к духовности и созиданию. Когда мы не откликаемся на внутреннее чувство потенциальных возможностей, мы чувствуем себя, как сказал персонаж актера Марлона Брандо в фильме «В порту»: «Он мог бы быть претендентом».
Не понимая, что это кошмар, мужчина, погруженный в иллюзию Короля Льва, сосредотачивается на своих заклятых врагах, представленных в мифе злым дядей. Он убедит себя в том, что если бы он мог устранить господствующего над ним мужчину, имеющего положение и власть, которых хочет он сам, то сумел бы потребовать принадлежащего ему по праву высокого положения. Таким образом, он ждет подходящего момента, когда появится некая возможность… но она никогда не появится. Этот мужчина-враг может быть его отцом, начальником на работе или даже любовным соперником.
В конце концов, мы понимаем, что, в отличие от молодого Короля Льва, мы застряли в кошмаре, известном как «Я слишком стар, и мое время ушло». Все дело в том, что волшебные сказки никогда не становятся реальностью в настоящей жизни. Мы не сможем вернуть себе королевство, потому что нам никогда не будет опять 22 года, с их целым миром возможностей и перспектив, лежащих у наших ног. Пока мы выжидали свое время, нами овладел страх, и все двери перед нами стали закрываться. Мы начинаем переживать из-за того, что мы такие старые и не можем больше с кем-либо соперничать. Всегда найдется кто-то моложе нас, кто запросит меньшее жалование или соблазнит женщину более мускулистым телом.
Многие мои клиенты, родившиеся в период демографического взрыва, отчаянно хотят переделать свои жизни и при этом настойчиво не желают расставаться с мифом «Я слишком стар, и мое время ушло». Они боятся избавиться от этого кошмара и жить самобытной жизнью, брать риски на себя. Когда они все-таки расстаются с ним, то видят, что самые лучшие дни их жизни – еще впереди.
А вот что мне рассказал мой друг – психолог, специализирующийся на семейных проблемах: 30-летние, 40-летние и 50-летние клиенты настроены менее пессимистично в поиске своей половины, нежели те, кто испытывают сильнейшую тревогу и страх по тому же вопросу в свои 20 лет. Мысль о том, что время ушло, и уже слишком поздно осуществить свою мечту, может поразить нас в любом возрасте, заставить замереть от страха и начать сомневаться в себе. Моя мать нашла свою любовь, когда ей было 79, но держу пари, что, когда ей было 22 года, она чувствовала опасения, что она не такая привлекательная, как те 17-летние незамужние девочки, с которыми она, как думала, соперничала.
Мы чувствуем себя старыми не потому, что дожили до какого-то возраста, а потому, что мы думаем, что, в каком-то смысле, время прошло мимо нас. Мы не разбираемся в компьютерах или видеоиграх, мы не понимаем фильмы нынешнего поколения. Мы перестаем открывать для себя что-то новое или побуждать себя рисковать. Вместо этого мы находим в радиоприемнике ретро-станцию и утверждаем, что вся современная музыка отвратительна и ужасна. Мы начинаем рассылать сварливые письма друзьям о наших угасающих воспоминаниях и проблемах с суставами, потому что уверены, что неизбежный конец уже наступает.
Все же не каждый захвачен мыслью, что чем ты старше, тем старее. Я знаю 80-летних старичков, с которыми гораздо веселее и интереснее, чем со многими 30-летними, потому что они наполняют жизнь увлечениями и энтузиазмом. Эти бодрые старики свято верят в то, что лучшие годы – еще впереди, и что лучшие книги еще не написаны, а лучшая музыка еще будет сочинена. Конечно, то, что у них есть проблемы с суставами, и здоровье уже не то, что раньше, – это факт, но они не поддаются мыслям: «Я медленно ухожу в долину смерти, я на закате своих дней».
В жизни всегда есть место второму шансу (и даже третьему, четвертому и пятому), но когда мы застряли в кошмаре Короля Льва, мы думаем, что это неправда. Помните, что кошмар начинается, когда волшебная сказка не заканчивается так, как должна была. Поэтому, если даже мы захотим зацепиться за новую возможность, когда она нам представится, мы не находим в себе смелости действовать, потому что застряли в повторяющемся припеве: «Ой, я не смогу этого сделать. Однажды я уже пробовал, и у меня ничего не получилось». Страх ошибиться парализует нас. Вопрос: «Не поздно ли мне начать новую, полную энтузиазма и смысла жизнь?» – не тот, который мы должны задавать себе. Мы должны спросить себя: «Что я сегодня сделаю, чтобы начать новую жизнь?»
Да, это правда, не все упущенные возможности можно вернуть. Например, вы действительно не станете звездой балета в 42 года, если никогда раньше не занимались танцами, но если вы хотите реализовать суть вашей мечты, такую, как стремление танцевать и выступать на сцене, вы увидите, каким образом это можно сделать. Вы не должны создавать кошмары, в которых ваша жизнь закончилась задолго до того, как ваше здоровье начало ухудшаться. Вы можете продолжать испытывать новые впечатления и не переставать удивляться жизни.
Источник