- Организация работы с текстом с применением приемов АМО
- Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке?
- Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности
- Классификация методов обучения
- Активные методы обучения: определение, классификация, особенности Что такое активные методы обучения?
- Признаки активных методов обучения
- Классификация активных методов обучения
- Методы и приемы активного обучения
- Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности
- Что такое интерактивные методы обучения?
- Методы и приемы интерактивного обучения
- Применение АМО в учебном процессе
- Фаза 1. Работа над темой
- Этап 1. Инициация
- Этап 2. Погружение в тему
- Этап 3. Выяснение ожиданий и опасений
- Фаза 2. Работа над темой
- Этап 1. Закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания)
- Этап 2. Интерактивная лекция (инпут)
- Этап 3. Проработка содержания темы
- Фаза 2. Завершение образовательного мероприятия
- Этап 1. Эмоциональная разрядка (разминка)
- Этап 2. Подведение итогов (рефлексия)
Организация работы с текстом с применением приемов АМО
Выбор темы оправдан современными требованиями к предмету «Английский язык», а именно стабильный рост качества обученности, высокий уровень иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, успешная подготовка к ГИА. А структура экзамена предполагает текстовые задания. Ученик должен уметь ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл, находить в тексте информацию, структурировать и преобразовывать текст, используя новые формы представления информации.
Однако, исходя из личного опыта, можно отметить, что такая работа с иноязычным текстом вызывает сложность у учащихся. Детям часто сложно выделить главную мысль, конкретные смысловые фрагменты и ключевые слова; проблематично составить подробный план текста или его конспект, выбрать заголовок, отражающий основное содержание. Непростым для учащихся также остается перифраз, бывает много ошибок в выборе правильного варианта из множества и верности-неверности утверждений.
В связи с этим нашей целью стало создание условий для эффективной работы учащихся с текстами на деятельностной основе.
Для этого нам была необходима новая методика, которая помогла бы решить вышепоставленные проблемы. И изучив литературу, для своей работы мы выделили АМО (активные методы обучения).
Лазарев Тимофей Васильевич принимает АМО за систему методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе самостоятельного освоения учебного материала, как комплекс приемов, которые строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации работы.
Приемы АМО эффективны, поскольку они мотивируют учащихся на активную работу. Процесс работы, организованный с помощью АМО, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности. Стандартные текстовые лексические задания и задания на понимание содержания проводятся в необычной интерактивной форме, а потому вызывают повышенный интерес у учащихся и стимулируют к активной работе.
Для организации работы с текстом в группах в этой методике наиболее эффективными являются следующие приемы, например, «Автобусная остановка», когда ребятам по очереди предлагается заполнить листы с тематическим содержанием, передвигаясь группой по воображаемым остановкам. Каждой группе поставлена задача – прочитав текст, записать на листе основную информацию по своей теме. Такой прием нацелен на формирование умения детально понимать прочитанный текст, и актуализировать свои лексические знания, обсуждать и анализировать тему.
При работе с приемом «Письмо по кругу» учащиеся поочередно пытаются восстановить содержание текста. Задание выполняется в письменном виде при условии полного перифраза текста оригинала. Подобная работа с текстом на уроках помогает расширить словарный запас, научиться гибкости выражения мыслей, когда высказывание можно перестроить на ходу, понять синтаксис английского языка и менять структуру предложений.
Используем такжеприем «Карусель», который ориентирован на формирование умения отличать основные мысли от незначительных деталей. Учителю необходимо подготовить различные источники информации: вырезки из газет и журналов, материалы из интернета, аудиотексты, видеофрагменты, статьи из словарей, энциклопедий. Каждый участник группы в течение 2 минут собирает информацию на определенную тему из предложенного источника и фиксирует ее, например, в буклет. По истечении времени учащиеся меняются по часовой стрелке и продолжают работу уже с новыми для них источниками, дополняя информацию в буклет.
Прием «Шпаргалки», иначе Mindmap, который направлен на развитие умения детально понимать прочитанный текст, систематизировать и логически распределять полученную информацию. Также этот прием помогает сводить большие объемы содержания к минимуму с целью последующего восстановления детального содержания прочитанного текста.
Для глубокого усвоения знаний учащимися и более полного осмысления содержания текста нам помогает индивидуальная форма работы. Здесь можем привести следующие приемы: например,«Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы и ответы по прочитанному тексту. На гранях кубика написаны вопросительные слова. Кубик передается кому-нибудь из учеников. Какой гранью к себе он его получит, с тем вопросительным словом учащийся ставит вопрос своему партнеру, который в свою очередь отвечает на него.
Следующий прием «Role Play» нацелен на развитие умения передавать содержание текста от имени героя. При таком приеме можно отработать навыки грамматических трансформаций глагольных форм и местоимений.
Прием «Три предложения» ориентирован на умение выделять главное, умение составлять план, конспект. Прочитав текст, учащимся необходимо сжато передать его содержание (тремя простыми предложениями).
«Знакомство с заголовком» ориентирован на формирование навыков вероятностного прогнозирования и поиск информации. Заголовок даёт начало диалогу с текстом, который организует всю работу в дальнейшем, сопоставляя его с содержанием текста.
В завершении хотим сказать, что приемы АМО мобильны, эффективны, универсальны, а главное, продуктивны. Системное и целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе позволяет обеспечить гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.
- Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога/ Т.В.Лазарев. – Петрозаводск: Verso, 2012.
- Копилочка активных методов обучения/ И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев.
Источник
Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке?
Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными. И в чем принципиальная разница между методом и приемом обучения?
Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности
В специальной литературе есть разные трактовки терминов «метод обучения» и «прием обучения». По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.
Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.
Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.
Классификация методов обучения
Методы классифицируют по разным признакам:
- по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;
- по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;
- по источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические;
- по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.
Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?
Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.
Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.
Признаки активных методов обучения
- активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
- длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
- самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
- мотивированность к обучению.
Классификация активных методов обучения
Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:
Методы и приемы активного обучения
В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.
Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:
- Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
- Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
- Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
- Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
- Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.
Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое интерактивные методы обучения?
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия «учитель = ученик» и «ученик = ученик». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Задачи интерактивных методов обучения
- Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
- Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
- Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Методы и приемы интерактивного обучения
- Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о мозговом штурме на уроках.
- Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
- Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
- Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
- Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
- Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
- Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
- BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник
Применение АМО в учебном процессе
Схематически структуру образовательного мероприятия с применением АМО можно обозначить следующим образом:
Каждая фаза образовательного мероприятия состоит из этапов.
Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия, который определяется темой и целями урока. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей урока. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность и системность образовательного процесса, придают законченный вид образовательного мероприятия, создают надежную базу для формирования всех образовательных эффектов.
Для каждого этапа урока используются соответствующие активные методы, позволяющие эффективно решать соответствующие задачи этапа. В ходе проектирования урока с использованием АМО педагог подбирает методы с учётом специфических целей этапа, всего урока и метапредметных целей.
Фаза 1. Работа над темой
Первая фаза образовательного мероприятия состоит из трёх этапов:
- инициация;
- погружение в тему;
- выяснение ожиданий и опасений.
Этап 1. Инициация
На этапе инициации участники урока приветствуют друг друга, устанавливая контакт между собой и с учителем. АМО, применяемые на этом этапе, направлены на создание позитивной и комфортной атмосферы, рабочего настроя.
Этап 2. Погружение в тему
Задачи этого этапа – организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала; учить формулировать цель и выбирать конкретные средства для её достижения. Применяемые на этом этапе АМО предназначены для обеспечения мотивации обучения и осмысленности учебного процесса.
Этап 3. Выяснение ожиданий и опасений
После совместного определения темы урока, на этапе выяснения ожиданий и опасений, в урок включают активные методы, позволяющие определить, что дети ожидают от урока, насколько они уверены в своих возможностях, что вызывает у них опасения. Это необходимо для концентрации внимания, обеспечения ответственности за результат обучения, создания психологически комфортной обстановки.
Фаза 2. Работа над темой
Вторая фаза образовательного мероприятия состоит из следующих этапов:
- закрепление изученного материала;
- интерактивная лекция (инпут);
- проработка содержания темы.
Этап 1. Закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания)
Основной целью этапа закрепления изученного материала является контроль и коррекция полученных знаний, умений и навыков. АМО, используемые на этом этапе, предполагают творческую работу в группах или парах.
Этап 2. Интерактивная лекция (инпут)
Основной целью интерактивной лекции является сообщение нового материала. На этом этапе используются АМО, позволяющие учителю представить новый материал, структурировать материал, оживить внимание обучающихся
Этап 3. Проработка содержания темы
АМО на этапе проработки содержания темы позволяют увидеть, как учащиеся генерируют идеи на заданную тему, учатся высказывать свою точку зрения, что способствует развитию эмоциональной и творческой свободы при работе в группе на базе решения общей задачи. Методы, используемые на этапе проработки содержания темы, направлены на усвоение нового материала, развитие знаний, умений, навыков и компетенций.
Фаза 2. Завершение образовательного мероприятия
Заключительная фаза образовательного мероприятия состоит из следующих этапов:
- эмоциональная разрядка;
- подведение итогов.
Этап 1. Эмоциональная разрядка (разминка)
На этапе эмоциональной разрядки применяются АМО, направленные на снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии. В результате этого этапа обучающиеся расслабляются, снимают возникшие перенапряжение и усталость.
Этап 2. Подведение итогов (рефлексия)
Основной целью интерактивной лекции является сообщение нового материала. На этом этапе используются АМО, позволяющие учителю представить новый материал, структурировать материал, оживить внимание обучающихся.
Источник