Классный час «Ответственность»
классный час (1 класс)
Цели: Познакомить учащихся с понятием ответственный поступок. Способствовать развитию у учащихся чувства ответственности. Убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_otvetstvennost.docx | 16.99 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в классе «особый ребенок»
“Я отвечаю за свои поступки»
Цели: Познакомить учащихся с понятием ответственный поступок. Способствовать развитию у учащихся чувства ответственности. Убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.
1.Приветствие. Организация класса.
Ребята. Мне приятно видеть вас в добром расположении духа.
Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу.
Ваши умные, пытливые глаза говорят о том, что вы будете сегодня активными и доброжелательными.
Пожелать хочу удачи!
Позитива всем в придачу!
Чтоб классный час был интересным,
И окутал атмосферой всех чудесно
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы проведем классный час на тему «Я отвечаю за свои поступки».
мы будем сегодня говорить -об ответственности
Учиться вести себя ответственно и анализировать свои поступки
— Что же такое ответственность? (Ответственность – это обязанность отвечать за свои поступки, действия.)
• Считают ли твои родители тебя ответственным человеком и поручают ли тебе важные дела?
3.Работа над темой.
Не подводить никого.
Соблюдать правила поведения.
Уметь отвечать за свои дела, поступки.
Хорошо выполнять обязанности.
Быть надежным, исполнительным.
Выполнять обещанное.
Не ждать напоминаний, проверок.
(Какой из этих пунктов вам легче всего дается?)
« Какие качества характера свойственны ответственному человеку?»
(Честность, внимательность, трудолюбие, умение преодолевать трудности.
5.Решение проблемных ситуаций.
Работа по картинкам .
— Какой вывод можно сделать из этого?
Что нужно делать все ответственно.
Я вам сейчас предлагаю посмотреть мультфильм и рассудить кто из
героев был ответственным, а кто совершал безответственные
Просмотр мультфильма «Антошка»
Беседа о мультфильме, об ответственности и безответственности.
— Какой вывод можете сделать о просмотренном мультфильме
Что же необходимо каждому из вас, чтобы стать ответственным человеком? (Научиться отвечать за свои поступки). Я желаю, чтобы вы научились в своей жизни всегда принимать на себя ответственность за свои поступки и умели управлять собой.
Человек, умеющий отвечать за свои поступки – достоин уважения.
Ответственным быть
Очень нужно любому.
Помни об этом
В школе и дома.
Ведь в жизни тебе
Без нее — никуда.
Стал безответственным —
Будет беда.
Ты помни, дружочек,
Все время об этом.
С другими делись
Этим важным секретом.
Источник
Как научиться быть ответственным
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)
Материал для выступления на родительском собрании по теме «Как научиться быть ответственным»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_hod.docx | 31.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Как научиться быть ответственным за свои поступки».
1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.
2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельности в девятом классе.
Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать вас в школе. И наш разговор я хотела бы начать с одной басни.
Единственный любимый сын
В недоумение родным
Принёс в дом краденый арбуз…
Не стала любящая мать
Сынка родимого ругать.
Мол, мал ещё, лишь подрастёт —
Со временем всё сам поймёт!
Потом вели его на казнь,
Спустя ещё десяток лет…
Коль не пресечь порок вначале,
Не избежать потом печали!
Воспитывать человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе, отвечать за свои поступки, мы начинаем еще с самого раннего детства.
Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги — помочь такому ребенку жить по законам добра трудно. А если дома в семье царит любящая атмосфера, отношения добрые, всегда взаимовыручка, то и ребенок вырастает добрым, отзывчивым человеком.
Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д. Конечно же мы научили своих детей в детстве всему. А сейчас я попрошу на минуточку всех закрыть глаза и вспомнить своего ребенка в детстве. Какие картинки пробежали перед глазами? А сейчас? Мы уже много раз говорили о подростковом возрасте. Давайте еще раз вспомним.
Если наши дети взрослея:
- Стремятся к независимости
- Не слушаются взрослых
- Начинаются проблемы с учёбой
- Внезапно меняется настроение: от безоблачно-весёлого до грустного и даже агрессивного
- Дети чувствуют усталость, появляется потребность в дневном сне
- Предпочитают Вашему обществу общение с друзьями
- Спорят, отвергают Ваши советы
- Появляются секреты, тайны от родителей
- Экспериментируют с внешностью (тату, пирсинг, экстравагантность в одежде и причёске)
Значит Ваш ребёнок – подросток.
Когда малыш появляется на свет- рождается человек.
Когда малыш вырастает – рождается личность.
Подростковый период – «день рождения» личности, индивидуальности человека, период его становления как члена общества.
И в чем же успешность взросления? Давайте подумаем вот о чем:
Рождается в семье младенец – вся семья рядом: счастливые мать и отец, бабушки и дедушки, родственники и друзья.
И всё внимание – ЕМУ, дорогому, любимому существу.
А когда рождается личность?
Часто рядом не бывает НИКОГО…
У нас, взрослых, свои проблемы, заботы, трудности… Нам некогда, спешим, работаем, устаём…
И внезапно понимаем, что потеряли взаимопонимание с собственным ребенком.
А наша родительская поддержка, понимание, доверие и признание –
лучшая помощь в преодолении трудностей отрочества.
«РЕБЁНОК ОСОБЕННО НУЖДАЕТСЯ В ЛЮБВИ, КОГДА МЕНЬШЕ ВСЕГО ЕЁ ЗАСЛУЖИВАЕТ»
Вы согласны с этим утверждением?
Как подросток решает свои проблемы?
— Достижение цели собственными силами,
— обращение за помощью к другим,
— Психологическая защита: уход от проблемы, уход в себя, эмоциональные срывы, агрессия, бродяжничество, противоправное поведение.
В чем могут быть причины противоправного поведения:
— Авторитарный или попустительский стиль семейного воспитания.
— Физическая или психологическая жестокость в семье, культ силы, жестокие компьютерные игры
— Недостаточное положительное влияние отца.
— Конфликты между родителями.
— Острая психологическая травма (смерть, насилие, развод, болезнь близких).
— Противоречивые требования к ребёнку, несогласованность требований со стороны родителей (лебедь, щука и рак).
— Потворствование ребёнку в исполнении желаний, избалованность.
— Алкоголизм, наркомания, криминальная семья.
Все это приводит к деформации личности подростка:
— Неразвитость высших чувств (ответственность, совесть, привязанность, чувство долга)
Статистика не утешительна. В России сотни детей становятся правонарушителями.
Давайте вспомним родительские права и обязанности:
Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ч.2 ст.38 Конституции РФ).
— Родитель имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
— Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объёме девяти классов общеобразовательной школы.
— На родителей возлагается также защита прав и интересов детей.
— Родители свободны в выборе средств и методов воспитания, однако пределы и цели их родительских прав ограничены целью воспитания.
Права и обязанности детей в семье:
- право жить и воспитываться в семье; знать своих родителей (насколько это возможно);
- право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии – другими ответственными за это лицами);
- право на обеспечение своих интересов, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
- право на общение со своими родителями (независимо от того, проживают они совместно или нет) и другими родственниками;
- право на защиту своих прав и интересов;
- право на получение содержания;
- право собственности на принадлежащее ему имущество.
Воспитываем ответственность . Первое, что надо сделать, это разделить два смысла этого слова – ответственность в контексте уголовного кодекса и человеческая ответственность. В Уголовном кодексе есть такие слова: «привлечение к уголовной ответственности», «наступление ответственности». Все мы знаем об уголовной и административной ответственности. А в школе для детей постоянно проводятся классные часы с социальным педагогом и представителями линейной полиции, на которых рассказывается и об ответственности и с какого возраста она наступает.
Хотелось бы обратить ваше внимание на другую ответственность. Человеческая ответственность – это осознанное и активное отношение и поведение, осознанная готовность взять на себя обязательства по соблюдению договоренностей, по изменению ситуации, по поддержанию безопасности и т.д.
Человек всегда несет ответственность за свои поступки, за свои желания. Но значит ли это, что мы несем ответственность только за то, что делаем сами. Мы каждый день выбираем, что сделать, как повести себя в той или иной ситуации. И в зависимости от выбора совершаем те или иные поступки.
Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку — в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.
Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?
Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии — воспитать.
Ответственность чаще берет на себя тот, у кого есть представление об ответственности, представление о том, что от меня в ситуации конкретно требуется, что от меня ждут. Кроме этого, важна способность это сделать (наличие необходимого опыта, умений и навыков), наличие привычки это делать или наличие той или иной мотивации. Воспитание ответственности — привитие вначале способности, а потом желания и привычки брать на себя трудные моменты жизни. Как любой навык, навык ответственности нуждается во внешней поддержке и в умении (готовности) человека учиться — как на своих, так и на чужих ошибках.
Быть ответственным, означает способность человека отвечать за последствия ВСЕХ своих решений, своих действий, слов и реакций. Но мы ответственны не только за свои поступки, но еще и за желания. Рассказ У. Джекобса » Обезьянья лапка » красиво иллюстрирует этот факт. Попросите дома ребят рассказать, о чем этот рассказ, на классном часе мы его читали.
Мы с вами хорошо изучили вопрос об ответственности, а сейчас я бы хотела вернуться к словам, что ребенок хорошо усваивает модели поведения в семье. Какой же он человек воспитанный? Какова его культура поведения? Нам все время приходится возвращаться к этим вопросам, ибо на них строится сама жизнь. Какие качества характера присущи культурному человеку? Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли? Давайте обратимся к анализу анкет детей.
Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей
- Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
4, Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
Вопросы для обсуждения:
- Дополнительные занятия по математике и русскому языку для подготовки к экзаменам.
- Внешний вид, форма
- Покупка рабочих тетрадей на следующий учебный год.
Анкета для родителей.
- Наш сын (дочь) …(какой? – продолжите)
- Наш ребёнок имеет право …( продолжите)
Источник
Классный час в 3-м классе по теме «Ответственность»
Цели.
- Дать представление о понятии “Ответственность”.
- Заставить задуматься о собственных поступках.
- Учить оценивать собственные действия.
Задачи.
- Показать, что не всегда нужно руководствоваться только своими желаниями.
- Показать влияние своих поступков на самого себя и окружающих нас людей.
- Способствовать воспитанию ответственного поведения.
Оборудование: рассказ Н.Н. Носова “На горке”, карточки с ситуациями, диск с презентацией к занятию.
Учащиеся предварительно делятся на группы.
Вступительное слово учителя |
Практическая работа
Беседа об услышанном
Разбор ситуации
Работа в группах
Заключение.
— Что такое ответственность?
В течение дня каждый человек совершает много разных дел. Эти дела могут касаться только его одного, но очень часто они влияют и на других людей.
Например. Прозвенел звонок с урока, ученики торопятся в столовую. Выбегают из класса, с размаху открывая дверь, в это время мимо класса идёт ученик. Что произойдёт?
(Инсценировка ситуации с детьми из другого класса).
— Как повлиял ваш поступок на другого человека?
— Когда вы, таким образом открыли дверь, то подумали о последствиях?
— Вам хотелось быстрее пойти на перемену, и вы поступили соответственно своему желанию в результате чего пострадал другой человек.
Вы поступили неосознанно, безответственно. Но ведь и другие могут поступать так же. Родители могут не пойти на работу, и в доме скоро не будет денег, чтобы покупать продукты, одежду. Мама не приготовит обед, потому что захочет посмотреть интересный фильм по телевизору. Тогда вся семья останется голодной.
Таким образом каждый должен поступать ответственно, т.е думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.
На экране слайды с ситуациями. (Приложение 1: слайд 3).
Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно, а кто – нет.
- Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе – грязная посуда.
- Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.
— Кто поступает ответственно? Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?
— Посоветуйтесь в группах и дайте ответ.
А сейчас послушайте рассказ знаменитого детского писателя Н. Н. Носова “На горке”.
Учитель читает рассказ, сопровождая его показом слайдов 4-8.
— Что делали ребята? Для чего?
— Как поступил Котька? Почему? (Ему хотелось кататься с горки)
— Что произошло в результате его поступка?
— На кого повлиял его поступок? Как?
— Подумал ли Котька о последствиях?
— Ответственно ли он поступил?
— Пришлось ли ему за это ответить? Как?
Представьте себе такую ситуацию. Ученик пришёл из школы. Решил выполнить домашнее задание. Но, вдруг, за ним заходит товарищ и приглашает пойти на каток. Очень хочется пойти. Он идёт на каток и катается там до позднего вечера, забыв об уроках. (Приложение 1: слайд 9)
— Как повлияет этот поступок на самого ученика?
— Подумал ли мальчик о последствиях?
— Можно ли назвать этот поступок ответственным?
— Как нужно было поступить?
Человек поступает ответственно не из-за того, что боится наказания, а потому, что это может принести такой результат, который плохо повлияет на него самого и на других людей.
Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно и почему. (Приложение 1: слайд10).
- Ёжик и Белочка хорошо учатся в школе. Ёжик тщательно готовит уроки. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.
- Белочка аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ей в будущем. Она не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.
— Кого можно назвать ответственным? Почему?
— Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?
— Кого из них можно назвать самостоятельным?
Самостоятельность можно поставить рядом со словом “ответственность”. (Приложение 1: слайд11)
Представьте себе. Ученик пришёл в школу и забыл дома учебник. Учитель спросил его, почему он не готов к уроку.
— Как ответит самостоятельный ученик?
А) Я не приготовил его с вечера.
Б) Мама не положила его мне в сумку.
Самостоятельный ответственный человек не будет перекладывать свои обязанности на другого.
Ведь готовиться к урокам – это обязанность детей, а не их родителей.
Бывает так, что человек поступает безответственно потому, что не знает, к чему приведёт тот или иной поступок. Чаще всего это маленькие дети. Они могут сломать игрушку, едят снег на улице. Взрослый же человек этого делать не будет, т.к. знает, к чему это может привести.
— Если вы не знаете, как поступить, то что нужно сделать, чтобы ваш поступок не был безответственным?
— А сейчас поработайте в группах. На карточках записана ситуация, а ниже даны варианты ответов. Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и выберите ответ, который считаете правильным. Вы можете выбрать 2 ответа или предложить свой.
1. Вы приходите домой и видите, что мама купила очень вкусное пирожное, каждому по одному. Очень хочется немедленно съесть.
Как вы поступите:
а ) Съедите всё
б) съедите только свою долю
в) дождётесь остальных членов семьи и будете все вместе пить чай.
Объясните свой выбор.
2. Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше таких нет). Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать.
Как вы поступите:
а) Просто не принесёте книгу
б) Принесёте книгу и попросите дать её ещё раз
в) Скажите, что забыли книгу дома.
3. Мама попросила помыть посуду, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять.
Как вы поступите:
а) помою посуду, а потом пойду гулять
б) не буду мыть посуду
в)пойду гулять, а потом помою посуду.
4. Вашего товарища вызвал учитель к доске решать задачу, но он не может справиться.
Как вы поступите:
а) подскажу товарищу
б) подниму руку
в) после уроков объясню товарищу решение задачи.
— Что такое ответственность?
— Для чего нужно поступать ответственно?
Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.
— За что вы уже сейчас можете нести ответственность?
Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.
А теперь посмотрите на экран и выберите каждый для себя вывод. (Приложение 1: слайд 12).
1. Я отвечаю за всё.
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)
3. За все мои поступки отвечают родители.
— Кто хочет, может прочитать, что выбрал.
Используемая литература:
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1 – 4 классы. М.: “ВАКО”, 2003, 240 с.
- Николаева Е.И. Практическая психология для начальных классов: Пособие по работе с Книгой для размышления “Я в мире других”. – СПб.: Специальная литература, 2003. – 271с.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология/ Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России. – 2000. – 256 с.
Источник