Прет как шерман что значит

ШЕРМАН — это что?

ШЕРМАН — это что? Значение слова ШЕРМАН

Найдено 14 значений для слова «шерман»:

Шерман — (Sherman) Уильям Текумсе (1820-91) — американский генерал армии(1869). В Гражданскую войну в США командующий армией северян, котораявышла в тыл южан, что привело к их разгрому. В 1869-83 командующий армиейСША.

Шерман — город, местоположение Техас, Соединенные Штаты Америки, население составляет 38 521 человек. Рядом распологаются ближайшие крупные города: Мак-Кинни, Фриско, Аллен. подробнее

Шерман — деревня, местоположение Иллинойс, Соединенные Штаты Америки, население составляет 4 148 человек. Рядом распологаются ближайшие крупные города: Спрингфилд, Декейтер. подробнее

Шерман — поселок городского типа, местоположение Миссисипи, Соединенные Штаты Америки. Рядом распологаются ближайшие крупные города: Мемфис, Таскалуса, Хантсвилл, Бирмингем. подробнее

Шерман — деревня, местоположение Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки. Рядом распологаются ближайшие крупные города: Эри, Буффало, Чиктовага, Амхерст, Кливленд, Питтсбург. подробнее

Шерман — поселок городского типа, местоположение Южная Дакота, Соединенные Штаты Америки. Рядом распологаются ближайшие крупные города: Су-Фолс, Су-Сити, Плимут, Блумингтон. подробнее

Шерман — деревня, местоположение Коннектикут, Соединенные Штаты Америки, население составляет 3 827 человек. Рядом распологаются ближайшие крупные города: Данбери, Уотербери. подробнее

Шерман — поселок, местоположение Мэн, Соединенные Штаты Америки. Рядом распологаются ближайшие крупные города: Манчестер, Лоренс, Нашуа, Лоуэлл, Линн, Сомервилл, Бостон. подробнее

Шерман — поселок, местоположение Миссури, Соединенные Штаты Америки. Рядом распологаются ближайшие крупные города: О’фаллон, Сент-Луис, Колумбия, Спрингфилд, Декейтер, Пеория. подробнее

Шерман — поселок, местоположение Кентукки, Соединенные Штаты Америки. Рядом распологаются ближайшие крупные города: Цинциннати, Луисвилл, Дейтон, Мидс, Айронвилл, Блумингтон. подробнее

Шерман — поселок, местоположение Нью-Мексико, Соединенные Штаты Америки. Рядом распологаются ближайшие крупные города: Лас-Крусес, Эль-Пасо, Альбукерке, Тусон, Рио-Ранчо, Сан. подробнее

Шерман — поселок, местоположение Западная Вирджиния, Соединенные Штаты Америки. Рядом распологаются ближайшие крупные города: Айронвилл, Мидс, Колумбус, Кантон, Питтсбург. подробнее

Шерман — поселок, местоположение Миннесота, Соединенные Штаты Америки. Рядом распологаются ближайшие крупные города: Плимут, Бруклин-Парк, Блумингтон, Миннеаполис, Сент-Пол. подробнее

Шерман — поселок, местоположение Вашингтон, Соединенные Штаты Америки. Рядом распологаются ближайшие крупные города: Спокан, Спокан Вэлли, Кенневик, Якима, Эверетт, Белвью. подробнее

Источник

Значение слова шерман

шерман в словаре кроссвордиста

шерман

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ШЕРМАН (Sherman) Уильям Текумсе (1820-91) американский генерал армии (1869). В Гражданскую войну в США командующий армией северян, которая вышла в тыл южан, что привело к их разгрому. В 1869-83 командующий армией США.

Большая Советская Энциклопедия

Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «шерман»:

Википедия

M4 «Шерман» — основной американский средний танк периода Второй мировой войны . Широко использовался в американской армии на всех местах боевых действий, а также в больших количествах поставлялся союзникам (в первую очередь Великобритании и СССР ) по программе ленд-лиза . После Второй мировой войны «Шерман» состоял на вооружении армий многих стран мира, а также участвовал во множестве послевоенных конфликтов. В армии США M4 состоял на вооружении вплоть до окончания Корейской войны . Название «Шерман» (в честь американского генерала времён Гражданской войны Уильяма Шермана ) танк M4 получил в английской армии, после чего это название закрепилось за танком в американской и других армиях. У советских танкистов имел прозвище «эмча» (от М4).

M4 стал основной американской танковой платформой во время Второй мировой войны , и на его базе было создано большое количество специальных модификаций, САУ , инженерной техники.

Всего с февраля 1942 года по июль 1945 года было выпущено 49 234 танка . Это третий (после Т-34 и Т-54 ) наиболее массовый танк в мире, и наиболее массовый танк американского производства.

Шерман:

В Соединённых Штатах насчитывается 4 округа с названием Шерман :

  • округ Шерман — в штате Канзас
  • округ Шерман — в штате Небраска
  • округ Шерман — в штате Орегон
  • округ Шерман — в штате Техас

Округ Шерман расположен в США , штате Техас , в приграничной зоне Техасского выступа . Официально образован в 1876 году и назван в честь Сидни Шермана — военачальника времён Техасской революции . По состоянию на 2000 год численность населения составляла 3186 человек. Окружным центром является город Стратфорд .

Округ Шерман входит в число 46 округов Техаса с действующим сухим законом или ограничениями на продажу спиртных напитков.

Шерман — тауншип в округе Редвуд , Миннесота , США . На 2000 год его население составило 301 человек.

Округ Шерман — округ, расположенный в штате Небраска ( США ) с населением в 3318 человек по статистическим данным переписи 2000 года. Столица округа находится в городе Луп-Сити .

Округ Шерман располагается в штате Канзас , США . Официально образован 20-го сентября 1886 года . По состоянию на 2010 год , численность населения составляла 6 010 человека.

Округ Шерман располагается в штате Орегон , США . Официально образован 25-го февраля 1889 года . По состоянию на 2010 год , численность населения составляла 1 765 человека.

Шерман — город в США , расположенный в северо-восточной части штата Техас . Город является административным центром округа Грейсон . Население — 38 521 человек по данным переписи 2010 года .

Примеры употребления слова шерман в литературе.

Случай с Шерманом был сложнее: мистер Брум устроил ему настоящую головомойку.

Впервые с посадки в дюссельдорфском аэропорту Шрагин включил смартфон г-жи Шерман.

Скарлетт обуял ужас, когда она поняла, какое значение приобрела эта дорога, как яростно Шерман будет стараться ее захватить и как отчаянно будет биться за нее Худ.

На специальной возвышенности для принесения клятв императоров и самого Судьи Шермана уже стояли Его Императорское Величество Илларион — владыка всех гонкуров и Его Императорское Величество Макариос — предводитель саваттеров.

Радио, которую он принял за магнитофон, еще сказало, что в руке у господина Шермана был зажат отрубленный палец ребенка, скорее всего имеющий отношение к его дочери, похищенной две неделя назад прямо на улице.

Шерман вышел, и капитан пехоты, стоявший в коридоре у двери на часах, вытянулся во фрунт в знак приветствия.

Шерман поглядел на подвергшийся атаке участок чуть южнее озера Шамплейн, недоверчиво покачал головой и отхлебнул виски.

Вот имена тех, кто сеял под луной — один сеятель сверху, другой снизу: Чарли Аарон с Глэдис Вудворд, Дэн Эйбел с Моникой Вильсон, Говард Вильсон с Кларой Хоскинс-Эбрехелл, Фреди Эдлер с Дианой Гертрудой Уильямс, Билл Эйгар с Мэри Уэсткотт, Гарольд Олд с Луизой Вертхеймер, Джим Уикс с Пэм Азимов, Форд Уолвертон Эйвери с Люси Вивиан, Дэнис Бродрик с Дороти Ходж, Джон Халберстрам с Джесси Гринидж, Тристрам Фокс с Анн Онимкой, Рон Хейнлейн с Агнессой Гелбер, Шерман Фейлер с Маргарет Эванс, Джордж Фишер с Лили Росс, Элф Мелдрам с Джони Крамп, Элвис Фенвик с Брендой Фенвик, Джон Джеймс Де Ропп с Асмарой Джонс, Томми Элиот с Китти Элфик — и многие, многие другие.

Когда Шерман скомандовал на-ступление, знаменосец Пятьдесят третьего Огайского находился поблизости.

Услышав крик боли, Шерман обернулся и увидел, что раненый знаменосец падает.

Когда же дождливые июньские дни сменились еще более дождливыми июльскими, а конфедераты, оказывая отчаянное сопротивление из своих высоких укрытий, все еще продолжали сдерживать Шермана и отражать его атаки, безудержное ликование охватило Атланту.

Пока мы отсутствовали, Пэбоди, Шерман, Роупс, Мактай и Уильямсон работали как каторжные, восстанавливая два лучших самолета Лейка, система управления которых была повреждена каким-то непостижимым образом.

С чего это финансисту Шерману вдруг сдался лекарственный рынок — ведь это джунгли, это Серенгети в полночь, где сильные разрывают слабых на части или, в лучшем случае, проглатывают их целиком.

Его рапорт, доставленный транспортами в Лимерик, уверит Шермана, что пока все идет как задумано.

Шерман вглядывался в карту Мексики, подвешенную на штативе, своим холодным орлиным взором прозревая грядущее.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: sherman
Задом наперед читается как: намреш
Шерман состоит из 6 букв

Источник

Почему танки «Шерман» так часто горели

В феврале 1941 года в США начался выпуск новых средних танков М4А1 «Шерман». Эти танки должны были прийти на смену другом среднему танку М3 «Ли».

В свой первый бой М4А1 вступили в октябре 1942 года, в Северной Африке.

Новый танк во многом превосходил М3 «Ли», вот только во время боев выявилась одна неприятная особенность, которая стоила жизни многим танкистам. При попадании снаряда в танк, он почти всегда вспыхивал и сгорал за три секунды . К примеру, тот же «Черчилль» сгорал за 10 секунд .

Немцы презрительно стали называть новый американский танк «Шерман» зажигалками.

Американцы был обеспокоены сообщениями о частых пожарах в новых танках. Статистики была угрожающей. 60-80% подбитых «Шерманов» сгорали.

По этому поводу было проведено расследование. Необходимо было выяснить, в чем же причина частых пожаров М4.

Сначала на тестирование вышел « Шерман», из которого были изъят боекомплект. Обстрел танка показал, что даже в случае пробития брони пожары оказались довольно редким явлением.

Совсем иная ситуация была после обстрела «Шермана», в который был загружен боекомплект. При этом топливо и масло с машины было слито. Результат оказался шокирующим. 90% пробитий в районе боевого отделения вызвали пожар! Кроме этого, при тушении пожара углекислотные огнетушители оказались неэффективны. Для тушения пожара приходилось использовать большое количество воды.

Итак, тестирование показало, что главной причиной пожаров стало не то, что на «Шермане» были установлены бензиновые двигатели, а частое возгорание боекомплекта.

И тогда было решено испытать то, что сейчас принято называть «мокрой боеукладкой». Был изготовлен снарядный ящик, между стенками которого была вода. Но во время испытаний от гидравлического удара ящик попросту разорвало. Тогда была сделана попытка сделать ящики для хранения боеприпасов, между снарядными ячейками которых находилась вода с небольшим количеством воздуха.

Испытания дали многообещающие результаты. При обстреле 37 и 75 мм снарядами, при четырнадцати пробитиях пожар произошел только в двух случаях.

Так же изменили размещение боекомплекта в танке, убрав ее подальше вниз.

Изменение расположения боекомплекта так же сыграло свою роль в повышении пожаробезопасности танка.

Хотя при этом возникли опасения, что значительно снизится количество снарядов в боекомплекте, но они оказались напрасными.

Из всего этого был сделан вывод, что подобные меры будут более действенными, чем дополнительное бронирование в районе размещения боеприпасов.

После этого «мокрая боеукладка» получила прописку на танках «Шерман» М4 различных модификаций.

Два ящика со снарядами были расположены на днище машины. В них находилось 75 снарядов и 150 литров воды. На полике башни находилось еще 6 снарядов в ящике с 9 литрами воды.

В индексе танков с мокрой боеукладкой добавилась буква W (W — wet— мокрый). М4А1(76)W с мокрой боеукладкой начали выпускаться с февраля 1944 года.

Источник

«Шерман» для русских и англичан

Из всех вариантов «Шермана» русскоязычному читателю, вероятно, лучше всего знаком Medium Tank M4A2 — вариант машины с дизельным двигателем. Именно такие танки поставлялись по ленд-лизу в СССР и довольно успешно воевали на советско-германском и советско-японском фронтах. Дизельные «Шерманы» пользовались спросом и во многих других армиях антигитлеровской коалиции. Ниже речь пойдёт об истории создания этой примечательной машины.

Дизель в войска!

Развитая промышленность и удалённость от основных театров военных действий позволили США выступить в роли «арсенала демократии». Танковые заводы могли строиться с нуля в течение считанных месяцев, но такой темп наращивания производства не мог продолжаться бесконечно. Проблема была в двигателях. Мотор «Райт» R-975 «Уирлуинд» производился в ограниченных количествах, и даже освоение производства моторов фирмой «Континенталь» не могло полностью удовлетворить потребности заказчика.

Решение нашли в применении альтернативных танковых двигателей. Одним из выбранных направлений стал двигатель GM 6046. Фирма «Детройт Дизель Энджин Дивижн», филиал компании «Дженерал Моторс», ещё в 1938 году разработала линейку моторов 71-й серии. Они были доступны в различных вариантах — как однорядные, так и V-образные, с разным количеством цилиндров. В качестве двигателя для нового М4А2 был выбран GM 6-71, 6-цилиндровый рядный вариант. Такой уже использовался на «Валентайнах», которые производились в Канаде.

Исследования, связанные с установкой этого двигателя на танк — поначалу только лёгкий M2A2E2 — начались ещё в феврале 1939 года. Для получения достаточной для среднего танка мощности конструкторы просто поставили рядом два двигателя. Их выходные валы сводились вместе с помощью винтовой передачи. Такой спаренный мотор давал 410 л.с. при 2900 оборотах в минуту, или 375 л.с. при 2100 оборотах. Двигатель получился немного мощнее, чем «Райт», но вчетверо тяжелее: 2323 кг против 517 кг. Конструкцию оценили высоко, и уже в октябре 1941 года компания «Дженерал Моторс» расширила свой завод в Детройте для производства 1000 моторов для средних танков в месяц. В январе 1942 года завод расширили вновь — уже для производства 2000 моторов ежемесячно.

Несмотря на большой вес, двигатель получился очень удачным. В январе 1942 года начальник американских бронетанковых войск генерал Джейкоб Диверс призвал к окончанию заказов дизельных двигателей марки «Гиберсон» и переходу на продукцию «Дженерал Моторс». Однако это всё ещё был запасной вариант; считалось, что использование дизелей прекратится, как только промышленность сможет дать нужное количество бензиновых моторов. Дизельные танки решили не посылать за границу, а использовать только в учебных целях.

Решение пересмотрели 13 июня 1942 года. Оказалось, что СССР и Великобритания, которым США поставляли оружие по ленд-лизу, предпочитают дизельные моторы бензиновым. Решение было окончательно принято на конференции 4 ноября 1942 года. «Шерманы» производились с моторами «Райт», «Форд», «Крайслер» и GMC. К тому времени можно было обойтись только бензиновыми двигателями, но дизель оставили в производстве: две трети средних танков, собранных в США, шли либо в Великобританию, либо в СССР.

Первым дизельный двигатель в декабре 1941 года установили не на «Шерман», а на «Ли», а точнее — на Medium Tank M3A5. На тот момент у дизельного «Шермана» уже было своё обозначение Medium Tank M4A2. Прототип машины собрали только в апреле 1942 года, после чего его отправили на Абердинский полигон. Там M4A2 развил максимальную скорость 30 миль (48 км) в час. Высокий крутящий момент двигателя давал танку хорошую проходимость на малых скоростях. У прототипа обнаружились и проблемы — с воздухофильтрами, системой охлаждения, сцеплением, а увеличившийся вес сказался на надёжности подвески. При боевом весе танка 33 тонны М4А2 был намного тяжелее своих «одноклассников».

С проблемами пришлось бороться в серии. Уже в апреле 1942 года производство дизельных «Шерманов» началось на заводе «Фишер» (Fisher Tank Grand Blanc) где в итоге построили большинство танков этого типа: 4614 машин с 75-мм и 2894 — с 76-мм пушками. Другим заводом, который выпускал M4A2(76)W, стал «Прессд Стил» (21 танк). 75-мм танки выпускались и на заводах «Американ Локомотив» (150 шт.), «Болдуин Локомотив» (12 шт.), «Федерал Машин энд Велдер» (540 шт.) и «Пуллман Стандард» (2737 шт.). Производство продолжалось до июня 1945 года. «Федерал Машин энд Велдер» также провёл капремонт 317 танков, а ещё 218 отремонтировали на заводе «Фишер». Всего было выпущено 8053 танка такого типа.

В отличие от М4А4, которые тоже использовались американцами только в учебных целях, М4А2 получил те же модернизации, что и другие «Шерманы» на вооружении американской армии, включая увеличенную башню типа Т23, мокрые боеукладки, 76-мм орудие и подвеску HVSS c расширенными траками. Машин с 76-мм пушками с обоими типами подвески было выпущено 2915 штук. Всего с конвейеров американских заводов сошло 10 968 «Шерманов» M4A2.

Попытка не пытка

В 1943 году американцы провели масштабные ходовые испытания «Шерманов» всех типов. Всего к ним было допущено 40 танков: по 10 штук M4A1, M4A2, M4A3 и M4A4. Целью испытаний был пробег в 400 часов или 4000 миль, до выхода из строя мотора. Остальные агрегаты танков могли ремонтироваться неограниченное число раз.

К 23 апреля 1943 года M4A2 прошли в общей сложности 16 215 миль (8229 миль по шоссе и 7986 миль по целине), проработав 1825 часов и 32 минуты. Расход топлива у M4A2 оказался ниже, чем у других «Шерманов»: 1,1 мили на галлон (214 литров на 100 км) на шоссе, и 0,5 мили на галлон (470 литров на 100 км) по целине. В среднем танки расходовали 0,81 кварты (0,76 литра) масла на час работы мотора. Испытания закончились 11 мая. К тому времени M4A2 прошли 22 126 миль, проработав 2424 часа 21 минуту. Средняя скорость M4A2 оказалась самой высокой из всех танков, которые приняли участие в испытаниях: 9,5 мили (15,3 км) в час. М4А1 и М4А4 показали 8 миль (12,8 км) в час, а М4А3 почти догнал дизельного «Шермана» со скоростью в 9,25 мили (14,9 км) в час.

По надёжности танк оказался на третьем месте. Первый двигатель вышел из строя после 75 часов работы. Два двигателя отработали все 400 часов, при этом один из них был в хорошем состоянии, а второй находился на последнем издыхании. В среднем же двигатели до поломки внутренних агрегатов работали по 225 часов. Хуже GM 6-71 показали себя только двигатели R-975 (средний срок службы 218 часов). «Форд» GAA (255 часов) и «Крайслер» А57 (240 часов) оказались более надёжными. По затрате времени на обслуживание M4A2 оказался на втором месте.

В июле шесть M4A2 прошли испытания в калифорнийской пустыне по ещё более тяжёлой программе. За первые 15 дней пробега пришлось заменить 16 пружин подвески, 45 бандажей, один каток, три валика и пять соединений траков. За последующие 14 дней пришлось заменить всего два бандажа и пять пружин подвески. Надёжность ходовой части всё ещё оставляла желать лучшего, но стала приемлемой. В общей сумме машины прошли 9064 мили (14 590 км).

Танки продолжали гонки на выживание. Под конец 1943 года на испытания вышло сразу 20 машин: по четыре М4А1, М4А2, М4А3, М4А4 и новых М4Е1 с опытным двигателем. «Шерманы» ездили по трём типам покрытия: мелкий рыхлый песок, глинистый каменистый грунт и шоссе. Как и в предыдущих испытаниях, во время пробега ремонтники могли менять любые агрегаты, и только поломка внутренних узлов и деталей двигателя дисквалифицировала машину.

К 27 декабря вышли из строя все М4А1 (средний пробег 166 моточасов) и один М4А3, но ни одной машины с дизельным двигателем. К 18 февраля испытания для М4А2 закончились. Три танка вышли из строя после 276, 278 и 353 часов соответственно, а один прошёл 4295 миль за 403 часа и всё ещё оставался на ходу. Из М4А3 тоже оставалась на ходу одна машина, но с довольно скромным пробегом, так как долгое время она провела в ремонте. Из четырёх М4А4 сломался один танк, а М4Е1 сняли с испытаний — было принято решение, что двигатель RD1820 в крупную серию всё равно не пойдёт.

К 18 марта танки закончили испытания. Самым надёжным оказался опять М4А4: из четырёх машин три дошли до финиша. На обслуживание двигателя М4А4 также ушло меньше всего времени: 45 часов на танк. М4А2 оказался на втором месте, так как последний М4А3 всё-таки сломался, так и не преодолев нужную дистанцию. Однако на обслуживание мотора GM 6-71 ушло 143 часа — больше, чем у М4А3 (110 часов) или М4А1 (132 часа). Не блистал М4А2 и в обслуживании трансмиссионной группы: на уход за каждым танком ушло 220 часов (больше получилось только у М4А4 с 340 часами). По времени обслуживания подвески машина была на уровне других «Шерманов»: 205 часов. Всего на 327 часов пробега среднего дизельного «Шермана» ушло 594,5 часов работы механиков.

Всё-таки боевой

Американцы испытывали и боевые возможности новой машины. Практическая скорострельность составила 6–7 выстрелов в минуту, а отстрел трёх снарядов занимал 24–28 секунд. Был и другой фактор, ограничивающий скорострельность. На холостом ходу обороты двигателя держались на уровне всего 300–400 в минуту — ниже, чем у других модификаций «Шермана». В результате двигатель засасывал мало воздуха и плохо очищал боевое отделение от пороховых газов после стрельбы.

Для уменьшения концентрации пороховых газов в боевом отделении наполовину требовалось 33 секунды по сравнению с 17 секундами у M4A1. Хуже всего с вентиляцией было в башне, особенно для заряжающего. Спустя 10 секунд после серии из пяти выстрелов концентрация соединений аммония у места заряжающего составляла 240–270 долей на миллион. У экипажа сильно слезились глаза, цель становилось не видно. Очистить воздух в боевом отделении можно было, поддав газу: при 1150–1200 оборотах в минуту время на очистку воздуха в боевом отделении снижалось до 5 секунд. Несмотря на это, вентиляция в «Шермане» M4A2 была сочтена недостаточной.

Обстрел танка показал, что удары снарядов о броню не сбивают приборы внутри. Более мощные удары, которые нарушали тыльную прочность брони, могли сбить перископический прицел. При попадании снарядов в башню разрушались болты башенного погона. Удар рядом с механизмом поворота башни выводил его из строя. Танк можно было подбить, стреляя с воздуха по надмоторной плите или воздухозаборнику. Попадание осколочно-фугасного снаряда в корму башни, корпуса, надмоторную плиту, или даже разрыв непосредственно за танком могли вывести из строя машину.

Разрыв 75-мм осколочно-фугасного снаряда о борт мог выбить половину подкрылка. Такие снаряды также могли разорвать гусеницу, но противопесочные щитки толщиной полдюйма (12,7 мм) могли вызвать предварительный подрыв снаряда и спасти танк. Испытатели отметили, что ящики из неброневой стали, наполненные металлическими предметами, тоже помогают предотвратить пробитие. Стрельба 75-мм бронебойными снарядами по бортам машины под углом 45° показала, что сварка была весьма высокого качества, и в сварных швах образовывались только маленькие трещины.

Трансмиссия оказалась довольно крепким орешком. Даже попадания в бронировку с нарушением тыльной прочности брони не выводили её из строя.

В результате испытаний было рекомендовано улучшить крепление внутренних инструментов и усилить защиту радиаторов и масляных шлангов, а также механизма поворота башни. Основную защиту машины признали удовлетворительной.

Несмотря на решение использовать дизельные танки только для обучения, машинам довелось повоевать под американским флагом на Тихоокеанском театре военных действий. М4А2 в основном использовались Корпусом морской пехоты, начиная с высадки 20 ноября 1943 года на Тараву. Здесь машины воевали вполне успешно: японские 37-мм пушки были фактически беспомощны против «Шерманов». 47-мм противотанковые орудия могли поразить М4А2 только в борт, а орудия более крупного калибра встречались редко. Танков у противника было мало, американские танкисты в основном боролись с ДЗОТами и буксируемыми орудиями.

Бороться приходилось и с самой местностью. Далеко не каждый танк мог справиться с мокрым песком на пляжах, на которые приходилось высаживаться, и тут как раз пригодилась особенность дизельных моторов. Для высадки прямо в воду танки оснащались особыми трубами для воздухозаборников. Впрочем, даже М4А2 не мог одолеть любой пляж: иногда М4А2 не высаживали с десантных кораблей, а вели огонь из танковых пушек прямо с палубы.

Несмотря на относительно слабую артиллерию противника, экипажи не были довольны уровнем защиты своих машин. Нередко бронирование танков улучшалось методом экранировки бортов с использованием листов брони, вырезанных из подбитых машин. «Шерманы» также обрастали шипами для борьбы с вражескими пехотинцами, чтобы те не смогли вскарабкаться на танк, и досками для борьбы с кумулятивными боеприпасами на палках и магнитными минами, которые японские пехотинцы использовали вполне успешно для борьбы с танками.

В августе 1945 года эффективность полевой экранировки испытали на Абердинском полигоне. Из одного корпуса от М4А2 вырезали секции борта толщиной 1,5 дюйма (38 мм) с частью крыши шириной примерно 100 мм и установили на второй корпус М4А2. Крепления для экранов были сделаны также из обрезков корпуса танка-донора. Всего на экранировку ушло 4400 фунтов (2000 кг) металла и 90 фунтов (41 кг) аустенитных электродов. На работу ушло 77 человеко-часов. Давление танка на грунт выросло на 0,07 кг/см².

При обстреле слева 76-мм снаряды со скоростью 564 м/c (примерно соответствует дистанции 2 км) под углом 45° пробивали экран, но не основную броню. Четвёртое попадание в задний экран сорвало крепление, и экран отвалился. Обстрел правой стороны снарядами со скоростью 623 м/c (примерно соответствует дистанции 1600 метров) привёл к более значительным разрушениям: один снаряд из 10 пробил экран и основную броню, а некоторые крепления потрескались.

Эффективность такого дополнительного бронирования оценивалась как достаточно высокая, а метод крепления сочли достаточно простым для установки таких экранов в полевых мастерских. Такое решение, может быть, и пригодилось бы против японских противотанковых пушек, которые не были способны пробить лобовую броню «Шермана», но век этих танков уже кончился. Война с Японией кончилась до того, как инструкции об экранировке попали в войска, да и сами М4А2 уже устарели: их понизили до степени «ограниченного стандарта» ещё в июне 1945 года. После окончания боевых действий части морской пехоты с этими танками перевели на М4А3. Дольше всех продержался 1-й танковый батальон, но и они перешли на М4А3 в 1946 году.

В заключение можно подытожить: «Шерман» M4A2 изначально создавался как временный резервный вариант, и только интерес из-за рубежа задержал машину в серии. Несмотря на это, танку довелось повоевать и под флагом США. Истории применения машины в зарубежных армиях будет посвящён отдельный материал, но даже карьеру танка в американской армии можно назвать вполне успешной.

Источники и литература:

  1. Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947), RG 24 C 2
  2. Pat Ware. M4 Sherman Tank Owners’ Workshop Manual: 1941 Onwards (All Variants) — Zenith Press, 2012
  3. Richard P. Hunnicutt. Sherman: A History of the American Medium Tank — Echo Point Books & Media, 2015
  4. Steven J. Zaloga. M4 Sherman vs Type 97 Chi-Ha. The Pacific 1941–1945 — Osprey Publishing, 2012

Источник

Читайте также:  Что значит попробовать парня
Оцените статью