Значение слова «престол»
1. Трон монарха (преимущественно как символ его власти). Взойти на престол (стать монархом). Возвести на престол (сделать монархом). Сидеть на престоле (царствовать). Свергнуть с престола (лишить монарха власти). □ Батюшка не хотел верить, чтобы я мог быть замешан в гнусном бунте, коего цель была ниспровержение престола. Пушкин, Капитанская дочка.
2. В христианской церкви: высокий четырехугольный стол, стоящий посредине алтаря.
3. Прост. устар. Престольный праздник. Петров день — это был «наш престол». Лесков, Юдоль. [Иван] ушел к свояку в Окунево, где праздновали престол. Куприн, Черная молния.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Престо́л — в христианском храме стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии.
В греческих Церквах именуется Αγία Τράπεζα — «Святой Стол».
ПРЕСТО’Л, а, м. 1. Трон монарха (преимущ. как символ его власти). Царь Салтан сидит в палате, на престоле и в венце. Пушкин. Взойти на п. (стать монархом). Свергнуть с престола (лишить власти монарха). Наследник престола (лицо, к к-рому переходит власть монарха по наследству). Престол мой шатается. А. К. Толстой (т. е. власть колеблется). Покинутый своими войсками, царь должен был сдаться: он подписал отречение от престола и за себя и за своего сына. Ленин.
2. В церкви — столик в алтаре, против так наз. царских врат (церк.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник
«Культура в нас» — проект Наташи Пуше, 2011 — 2021
Главное меню
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Словарь. Составлен Наташей Пуше.
Здесь вы найдёте значения слов, которые, возможно, вам незнакомы или являются устаревшими. Определения слов даны в том значении, в котором их использует поэт в своём тексте. Для удобства словари представлены в двух вариантах: первый – составлен по алфавиту, а второй – по последовательности появления слов в тексте.
Алфавитный вариант.
Аршин – старинная мера длины, равная 70 см.
Божиться – клясться именем Бога, говорить «ей–богу».
Бояре – высшее сословие на Руси, боярин – высшее звание, служащего на государственной службе.
Булат – стальной клинок, оружие.
В те поры – в то время.
Валить – идти, двигаться в большом количестве.
Вдовица – молодая вдова.
Витязи — храбрые воины, богатыри.
Внимать – слушать, принимать во внимание мнение кого-либо.
Возопить – громко закричать.
Волдырь – водяной подкожный пузырь, вздутие от ожога, укуса насекомого.
Вполпьяна – в полупьяном состоянии.
Второпях – спеша, торопясь.
Гонца – тот, кто послан куда-то со срочным поручением.
Гости – здесь: иноземные купцы.
Грамота – письмо, записка.
Грёзы ночи – сны.
Гульлива – та, которая перемещается на просторе в разных направлениях.
Де – частица, употребляется для указания на то, что приводимые слова являются передачей чужой речи. «князь Гвидон Шлёт царю-де свой поклон»
Дело лихо – дело плохо.
Дичина – дичь – дикие птицы и звери, употребляемые в пищу.
Дозор — ночной обход часовых.
Доля – участь, судьба.
Дьяк – служащий какого-либо ведомства.
Дядька Черномор – царь подводного мира.
Завесть – завести, приобрести что-либо.
Завострить – сделать острым.
Занялся дух – остановилось дыхание от сильного волнения.
Засмолить – залить смолой, варом, сделав непроницаемым.
Застава – пограничный сторожевой пост.
Извести – погубить, уничтожить.
Исподтиха – украдкой, скрытно.
Караул – вооруженная охрана.
Колымаги – старинные закрытые четырехколёсные экипажи.
Корабельщики – владельцы кораблей и моряки.
Красная – красивая, прекрасная.
Крепкий – такой, который трудно сломать, одолеть, разбить. «Пристань с крепкою заставой» — с укреплённым военным сооружением.
Крещёный – принявший христианство.
Лукаво – с коварством.
Маковки – купола церковного здания.
Молодица – молодая замужняя женщина.
Наткать – изготовить ткань плотно, присоединяя накрест переплетённые нити — продольные (основа) и поперечные (уток).
Ни гугу – молчать, не подавать ни звука, ни голоса.
Обвенчаться – совершить церковный обряд бракосочетания.
Обмереть – замереть от внезапного сильного ощущения.
Отдавать войску честь – приветствовать по-военному.
Пава – о женщине с горделивой осанкой и плавной походкой.
Палата – большое, роскошное помещение, зал.
Полно – довольно, хватит, пора прекратить.
Пенять – укорять, упрекать.
Пир честной – заслуживающий уважения пир.
Подспуд – тайное место.
Понести – стать беременной.
Потужить – погрустить, попечалившись.
Престол – царский трон.
Привальный – тот, к которому пристают, причаливают корабли.
Приказный – ведомственный, министерский.
Прилежней – старательней, усердней.
Приплод – здесь: новорожденный.
Присвисточка – свист, сопровождающий пение.
Приставить – назначить кого-либо для надзора, присмотра.
Прясть – скручивая волокна, превращать их в нить.
Путём – как следует.
Сватья баба – мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга.
Светлица – светлая комната.
Сени – помещение между крыльцом и жилой частью дома в деревенских избах.
Слоновая кость – «кровать слоновой кости» – кровать, сделанная из бивней слонов, которые являются ценным поделочным материалом.
Снарядить – подготовить для отъезда.
Срок — назначенный момент исполнения чего-либо.
Срок родин – время родов.
Тешиться – забавляться, развлекаться.
Ткачиха – мастерица, вырабатывающая ткань на ткацком станке.
Удел – здесь: княжество.
Ужо – обещание доставить неприятности, отомстить.
Унять – заставить перестать кричать, шуметь.
Честные гости – добрые, уважаемые гости.
Чешуя – защитная одежда из металлических пластинок. «И очутятся на бреге, в Чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря».
Чудесить – совершать нелепые, странные поступки.
По тексту.
Пряли – скручивая волокна, превращали их в нить.
Крещёный – принявший христианство.
Наткала – изготовила ткань, плотно присоединяя накрест переплетённые нити — продольные (основа) и поперечные (уток).
В светлицу – в светлую комнату.
Красная – красивая, прекрасная.
Ткачиха – мастерица, вырабатывающая ткань на ткацком станке.
Сени – помещение между крыльцом и жилой частью дома в деревенских избах.
Обвенчался – совершил церковный обряд бракосочетания.
Пир честной – заслуживающий уважения пир.
Честные гости – добрые, уважаемые гости.
Слоновой кости – «кровать слоновой кости» – кровать, сделанная из бивней слонов, которые являются ценным поделочным материалом.
Понесла – стала беременной.
В те поры – в то время.
Срок родин – время родов.
Аршин – старинная мера длины, равная 70 см.
Гонца – того, кто послан куда-то со срочным поручением.
Сватья баба – мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга.
Извести – погубить, уничтожить.
Чудесить – совершать нелепые, странные поступки.
Грамоту – письмо, записку.
Приплод – здесь: новорожденный.
В бездну – в глубину.
Бояре – высшее сословие на Руси, боярин – высшее звание, служащего на государственной службе.
Потужив – погрустив, попечалившись.
Долю – участь, судьбу.
Засмолили – залили смолой, варом, сделав непроницаемым.
Де – частица, употребляется для указания на то, что приводимые слова являются передачей чужой речи.
Вдовица – молодая вдова.
Гульлива – та, которая перемещается на просторе в разных направлениях.
Завострил – сделал острой.
Дичина – дикие птицы и звери, употребляемые в пищу.
Дело лихо – дело плохо.
Средь зыбей – среди волн.
Грёзы ночи – сны.
Маковки – купола церковного здания.
Тешится – забавляется, развлекается.
Вали´т – идёт, двигается в большом количестве.
В колымагах – старинных закрытых четырехколёсных экипажах.
Корабельщики – владельцы кораблей и моряки.
С заставой – с пограничным сторожевым постом.
С крепкою – крепкий — такой, который трудно сломать, одолеть, разбить. «Пристань с крепкою заставой» — с укреплённым военным сооружением.
Гости – здесь: иноземные купцы.
Срок — назначенный момент исполнения чего-либо.
В палате – в большом, роскошном помещении, зале.
На Престоле – на царском троне.
В венце – в короне.
Не привальный – тот, к которому не пристают, не причаливают корабли.
Лукаво – с коварством.
Обмерла – замерла от внезапного сильного ощущения.
Удел – здесь: княжество.
С синя – с синего.
Завес´ть – завести, приобрести что-либо.
Полно – довольно, хватит, пора прекратить.
С присвисточкой – со свистом, сопровождающим пение.
Караул – вооруженная охрана.
Приставил – назначил кого-либо для надзора, присмотра.
Дьяка – служащего какого-либо ведомства.
Де – частица, употребляется для указания на то, что приводимые слова являются передачей чужой речи. «князь Гвидон Шлёт царю-де свой поклон».
Приказный – ведомственный, министерский.
Отдает ей войско честь – приветствует по-военному.
Подспуд – в тайное место.
Исподтиха – украдкой, скрытно.
На бреге – на берегу.
В чешуе – в защитной одежде из металлических пластинок. «И очутятся на бреге, в Чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря».
Дядька Черномор – царь подводного мира.
Ужо – обещание доставить неприятности, отомстить.
Витязи — храбрые воины, богатыри.
Второпях – спеша, торопясь.
Дозором — ночным обходом часовых.
Булатом – стальными клинками, оружием.
Прилежней – старательней, усердней.
Ни гугу – молчат, не подают ни звука, ни голоса.
Пава – о женщине с горделивой осанкой и плавной походкой.
Волдырь – водяной подкожный пузырь, вздутие от ожога, укуса насекомого.
Путём – как следует.
Божиться – клясться именем Бога, говорить «ей – богу».
Пеняет – укоряет, упрекает.
Снарядить – подготовить для отъезда.
Внимает – слушает, принимает во внимание мнение кого-либо.
Унимает – заставляет перестать кричать, шуметь.
Возопил – громко закричал.
Занялся дух – остановилось дыхание от сильного волнения.
Источник
Что скрывается за сказкой о царе Салтане?
С детских лет мы знаем:
«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…»
На Буяне, по преданиям, хранится чудесная сила, которая помогает былинным героям бороться со злом. На острове растет дуб, в ветвях которого прячется смерть Кащея, а также на Буяне спрятан священный камень Алатырь, олицетворяющий собой центр мира: найдешь его – и все твои желания исполнятся.Так где находится легендарный остров? Что значит Буян? Правда ли что три девицы под окном — это 3 богини? Кто такая Сватья Баба Бабариха на самом деле? Кто такие царь Гвидон и царь Салтан? И какой секрет скрывает та самая белка с орешками?
три девицы под окном
Пушкин не выдумал сюжет своей самой знаменитой сказки, трижды он записывал его от разных людей, включая свою няню. Сам сюжет похоже был очень популярен на Руси. Похожая сказка есть и в собрании знаменитого Афанасьева. Вот только у Пушкина — более архаичный вариант, как считают исследователи. зачин «Сказки о царе Салтане» берет свое начало в древнейших пластах мифологии. Помните то самое — три девицы под окном пряли поздно вечерком?
Так вот, считается что это — три богини, прядущие нити судьбы, творящие все во Вселенной. три божественные пряхи, известные в скандинавской мифологии как норны, а в греческой как мойры! Божественные пряхи сидят на золотом престоле на бел-Латырь камне и в русских заговорах: На том золотом престоле сидит Матерь Божия с двумя сестрицами, прядет и сучит шелковую кудельку» . Есть и такой вариант: «В этом великом океане-море есть каменная изба; в этой каменной избе сидят три сестры, самому Христу дочери.» Да и сама Матерь Божия в русских народных заговорах постоянно входит в некую необычайную триаду-тройку богинь.В заговорах с этим мировым древом и священым Алатырь камнем как правило связана и Пресвятая Богородица. Причем именно на этот холм, под дуб приводит князь Гвидон свою мать – одну из трех дев-прях.
Как пишет Светлана Жарникова — Судя по всему, перед нами тот самый древний дохристианский образ Богини-Матери, которая «по представлениям индоиранцев ассоциировалась с мировым деревом».
Мягко говоря необычен и сын пряхи-царицы из сказки о Царе Салтане, ведь он растет — не по дням а по часам, что также выдает его не человеческую божественную сущность. Да и то, что ребенка отправляют по воде — тоже встречается в самых разных религиях. Но где находится легендарный остров, на котором они находят в результате приют?
Прежде всего давайте разберемся что значит — Буян? В словаре Фасмера «буян –.»открытое со всех сторон, возвышенное место, базарная площадь или амбар». Выводят Буян и от буй — «дикий, надменный», т. е. опять же «нечто возвышенное». Остров Буян известен не только из пушкинской сказки. Он упоминается в былине о новгородском гусляре Садко.Некоторые исследователи считают что тот самый Буян имеет реальный исторический прототип — остров Рюген! То, что в древности Рюген имел обширные культурные и торговые контакты с Русью — подтверждают историки.
Согласно этой версии, изначально он назывался Руян. Руян -то и трансформировался со временем в Буян. В сказке Пушкина Гвидон и царица увидели остров таким: холм в широком поле, море синее кругом, дуб зеленый над холмом. Так вот, белая скала, которую называют «королевский трон» — одна из достопримечательностей Рюгена. По легенде, чтобы подтвердить свой титул и право на власть, будущий король должен был со стороны моря подняться от её подножия к вершине. Отвесная скала как бы утверждала своим незыблемым величием священное королевское право. В качестве еще одного аргумента в пользу тождества Рюгена и Буяна приводят то, что сам остров состоит из белых меловых пород, но и камень Алатырь в легендах — частенько «бел-горюч». Именно на меловой скале на Руяне некогда находилась древняя Аркона — которая переводится как «белая гора». Германский хронист Гельмольд называл Аркону главным городом, столицей острова Рюген. В пользу того что Рюген и есть Буян свидетельтсвует еще одна деталь — те самые тридцать три богатыря, в изначальном варианте — тридцать. Они выходят из моря, чтобы оберегать покой города и его жителей. Датский автор Саксон Грамматик писал о гвардии, состоявшей из 300 воинов, на плечах которых лежала обязанность охранять остров Руян и его столицу Аркону.
Гвидон широко известен и в эпосе. Популярнейшее на Руси сказание о Бове-королевиче повествует о добром короле Гвидоне, которого в междоусобице умертвил коварный король Додон. Похоже, Пушкин услышал его от своей няни Арины Родиновны. Этот Гвидон правил «в великом государстве, в славном городе Антоне». Поздние пересказчики уже не помнили древнего названия Аркона и подменили его более близким и понятным – Антон. Важно, что упоминания об Арконе-Антоне в сказании о Бове-королевиче отнюдь не фрагментарны, как обычно бывает в сказках (мол, дело было в таком-то царстве, о котором больше ничего не сообщается). Антон – это стольный город королевства, вокруг которого кипит борьба за власть.
Бова мстит убийце своего отца Додону и возвращает себе королевский престол. К печальному образу Додона Пушкин позже обратился в «Сказке о Золотом Петушке». Саксон Грамматик пересказывал предание о Бове, который был сыном русской королевы и правил на Балтике.
Имя сказочного царя А. С. Пушкин также воспринял от своей няни Арины Родионовны, только у нее он был «Султан Султанович, турецкий государь». Это имя, конечно, является позднейшим вымыслом. Можно предположить, что в изначальном варианте древнего предания оно было другим. первоначальное, «историческое» имя было утрачено. И даже то самое «мимо острова Буяна в царство славного Салтана» — не случайно. На взгляд Светланы Жарниковой эта присказка несёт в себе важнейший исторический смысл – «мимо острова Буяна» на восток, «в царство славного Салтана», плывут сказочные купцы. это — описание известного торгового пути «из Варяг в Греки», начинавшегося на юге Балтики и ведшего до Константинополя. В образе «царства Салтана» можно почувствовать намёк на Византийскую империю, находившуюся с 1453 года под властью турецкого султана. вот и Получается, что Арина Родионовна пересказала поэту целый эпический цикл, в котором последовательно действуют и Гвидон, и Бова, и Додон – древние короли, правившие на южнобалтийском побережье.
Баба Бабариха и Белка
Известна похоже русским заговорам и та самая сватья Баба Бабариха. Она — мать тех самых трех девиц-прях! «На море на Океане, на острове Буяне сидит баба на камне, у бабы три дочери: первая с огнем, вторая с полымем, третья руду заговаривает и ломоту».
Ну а как же еще один — необычный персонах этой сказки? Царевна Лебедь, у которой «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». водоплавающие — гуси, лебеди, и утки играют исключительную роль в русской народной традиции. Водоплавающая птица в мифах многих народов священна и является одним из творцов мира. Она ныряет на дно мирового океана и поднимает на поверхность землю, из которой и появляется суша. Светлана Жарникова уверена, что Царевна Лебедь – символ звездного неба. А вот Борис Рыбаков считал, что лебеди связаны с индоевропейским мифом и солнечным божеством.Утицы, гуси и лебеди присутствуют на вышивке, венчают крыши домов наряду с коньками, украшают братины. весь этот архаический пласт народной культуры был еще живым и полнокровным даже в середине XIX века, тем более в его первой четверти
Соеветский археолог, специалист по индоевропейцам Елена Кузьмина подчеркивает, что в индоиранской мифологии водоплавающая птица выступала олицетворением и спутницей богини-матери, связанной с водой, которая часто изображалась в виде «мирового дерева» с сидящими на нем птицами. Вам не кажется это знакомым? Вот оно — дерево с сидящими на нем птицами, утицами, лебедями или павами! это один из самых популярныъ сюжетов на русских рушниках. Тогда богиня — мать — это мать Гвидона, а ее спутница — та самая царевна Лебедь.
Мало того непроста и та самая белка, которая «песенки поет, да орешки все грызет». у нее нашли аналог в скандинавской мифологии! По мировому древу Иггдрасиль так же снует белка — посредник между верхним миром Богов и нижним миром. Есть также предположение о том, что в «Слове о полку Игореве», Боян передвигался по древу не «мыслью», а «мысью», то есть белкой.
О том, что в «Сказке о Царе Салтане» остров Буян действительно является «тем светом», местом, где обитают умершие, свидетельствует также постоянное оборотничество князя Гвидона, который для всех своих возвращений в мир живых (царство Салтана) использует чужое обличье.Конечно, русским крестьянам – современникам А.С. Пушкина, не нужно было объяснять, что «остров Буян» – мир умерших, тот свет. Об этом говорило не только название чудесного острова, но и то, что «все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты».
Источник