«Ведьмак»: поиск предназначения
«Ведьмак» от Netflix вышел дискуссионным во многих аспектах. Пока за новую адаптацию или против неё ломаются копья, давайте вспомним первоисточник и поговорим о такой важной части сюжета романов, как Предназначение. Благо что и сериал начал подступаться к этой теме и есть повод освежить память в ожидании продолжения (или отмены).
Приветствую вас, я Мария Штейнман, и это Creative Space. Добро пожаловать в мир благородного безумия.
Итак, дорогие коллеги, я обещала, что мы продолжим разговор о «Ведьмаке», и вот этот момент настал. Мы говорили о выборе человека и о том, что он меняет в мироздании. Сегодня мы поговорим ещё и о предназначении, потому что, как явствует из книг Сапковского, огромное количество сюжетов завязано на вопросе о том, можно ли изменить будущее, можно ли изменить настоящее и влияет ли наше отношение к реальности на неё.
Речь об этом идёт в книге «Меч предназначения», второй по ходу сюжета в «Ведьмаке». Если первый сборник новелл, который называется «Последнее желание», скорее даёт нам очертания этого мира, Неверленда, то второй сборник новелл задаёт вопрос: можно ли играть с судьбой и при этом выиграть?
Те, кто читали, в курсе, те, кто не читали, сейчас узнают много интересного. Всё дело в том, что у ведьмака, Геральта из Ривии, большие проблемы с женщинами, или, как это модно говорить, у него токсичные отношения с чародейкой Йеннифер из Венгерберга, и вся первая книга о том, что судьба, некий джин, свела их вместе. Последнее желание, которое успел выговорить Геральт, связывает их навсегда. По-хорошему на этом книга о ведьмаке должна была бы закончиться, потому что нет ничего нового в сюжете о том, как сложно быть с человеком, с которым тебя связывают сложные, токсичные отношения, мучая друг друга. Сапковский это почувствовал, и свою вторую книгу он начинает писать совершенно о другом. Когда-нибудь мы обязательно поговорим о литературных источниках «Ведьмака», но сегодня обратим внимание на другое.
Посмотрите, какая дивная история уложена в сюжетах вокруг предназначения. Всё начинается с расколдовывания некоего рыцаря по имени Йож (сейчас любой советский человек немедленно вспомнит смешную песню чешской группы «Jožin z bažin»). Этот «Йожин с бажин» появляется как часть сюжета о заложенных детях, свойственного, кстати, и русскому фольклору. Понятно, что не в ломбард заложенных, а когда отец даёт обещание или соглашается на некое действие, залогом которого является его ребёнок. В советском фильме «Варвара-краса, длинная коса», как вы помните, тоже появляется Водяной со словами «Должок!», напоминая о таком обещании. В появлении Цири, так называемого «ребёнка неожиданности», обыгрывается тот же самый сюжет.
Интересно другое: не Йож, а именно Геральт из Ривии выступает тем самым потусторонним существом. которое требует ребёнка себе. Это связано с драматической особенностью организма любого ведьмака: они не могут иметь детей. Таким образом Геральт обретает возможность хотя бы усыновить мальчика и сделать его своим продолжением. Однако всё оказывается иначе: рождается не мальчик, а девочка — в этот момент Геральт пугается исполнения собственного желания. Чудесный друид Мышовур объясняет ему, что у него есть шанс стать опекуном этой девочки и выполнить то, чего он и хотел, но Геральт всё ещё боится и уходит. В результате мир не становится приятным и комфортным, как того хотелось бы ведьмаку: начинается колоссальная война. Спустя несколько лет, принеся серьёзные жертвы, Геральт всё-таки встречается со своей будущей приёмной дочерью, и становится понятно, что от этой судьбы не уйдёшь и всё, что ты пожелал, однажды исполнится. Как сказано у Клайва Льюиса: «Каждый получает то, что хочет, не каждый этому рад». В случае с Геральтом немного иначе, ведь он действительно радуется, однако это могло случится и более простым путём.
Зная, что у меча предназначения два острия («одно ты, другое — смерть»), Геральт боится, что каждый, кто соприкасается с ним, попадёт под эту траекторию. То же качество унаследует его приёмная дочь Цирилла, только оно станет ещё сильнее и заметнее. С Цири связан обширный сюжет последующих книг: она оказывается не просто ребёнком предназначения, а своего рода миной замедленного действия для вселенной, которую создал Сапковский. Она носитель колоссальной магической мощи, и непонятно, уничтожит она мир или его спасёт. И в какой-то момент оказывается, что этот баланс уже зависит не от Геральта, а от юной девушки и от того, чему успел Геральт научить свою приёмную дочку. Научить не владению мечами, а человеческому теплу. Ведь в какой-то момент, оставшись без всякой помощи и поддержки наедине с очень жестоким миром, Цири оказывается угрозой для этой реальности, потому что она действительно может снести всё на своём пути.
Сапковский заставляет своего героя пуститься в абсолютно безнадёжную авантюру, квест, который никого не спасает и ничему не помогает, но объясняется главным — Геральт отправляется на поиски Цири, чтобы её спасти не только от внешних врагов, но и от самой себя. Отсюда самое интересное — предсказание некоей сумасшедшей эльфийской пророчицы о том, кто то ли уничтожит мир, то ли его спасёт. Немедленно появляется мифологема Избранного, если это Геральт, или Избранной, если это Цири. Вначале кажется важным, исполниться ли это пророчество, однако к концу книг оно становится никому не нужным, потому что политические бури и войны настолько сильно потрясают мир, в котором живут Геральт и Цири, что этот мир уже вот-вот пропадёт не из-за предсказаний или природных катаклизмов, а просто от того, что люди, эльфы и краснолюды в очередной раз собираются перерезать друг друга.
Отсюда ощущение не просто постмодернистской иронии, о чём любит рассуждать Сапковский в своих книгах, но и колоссального трагизма. Ты можешь быть героем, сверхчеловеком или супергёрл, но когда поднимается толпа, озлобленно уничтожая всё на своём пути, даже ты можешь погибнуть, потому что не можешь ей противостоять. Геральт из Ривии пытается спасти своих друзей, и дальше возникает вопрос: погибает он или нет? Важно то, что спасти мир он тоже не успевает (но надо ли ему спасать этот мир?). В тоже время Цири, залог то ли хаоса, то ли космоса, должна сделать выбор, что ей важнее: политические игры или родные близкие люди. Она выбирает близких, и, может быть, именно этот её выбор оказывается ключевым и на самом деле спасает мир, потому что это выбор, который стоит перед каждым. Что нам важнее: амбиции, возможность настоять на своём, или наша способность любить близких, которые, увы, не бессмертны? Ценность обычного человека, ценность и хрупкость человеческой жизни — может быть, именно к этому пытается подвести нас Сапковский. Решать, как обычно, вам.
Источник
«Ведьмак»: поиски предназначения
«Ведьмак» от Netflix вышел дискуссионным во многих аспектах. Пока за новую адаптацию или против неё ломаются копья, давайте вспомним первоисточник и поговорим о такой важной части сюжета романов, как Предназначение. Благо что и сериал начал подступаться к этой теме и есть повод освежить память в ожидании продолжения (или отмены).
Приветствую вас, я Мария Штейнман, и это Creative Space. Добро пожаловать в мир благородного безумия.
Итак, дорогие коллеги, я обещала, что мы продолжим разговор о «Ведьмаке», и вот этот момент настал. Мы говорили о выборе человека и о том, что он меняет в мироздании. Сегодня мы поговорим ещё и о предназначении, потому что, как явствует из книг Сапковского, огромное количество сюжетов завязано на вопросе о том, можно ли изменить будущее, можно ли изменить настоящее и влияет ли наше отношение к реальности на неё.
Речь об этом идёт в книге «Меч предназначения», второй по ходу сюжета в «Ведьмаке». Если первый сборник новелл, который называется «Последнее желание», скорее даёт нам очертания этого мира, Неверленда, то второй сборник новелл задаёт вопрос: можно ли играть с судьбой и при этом выиграть?
Судя по «Ведьмаку», игра с судьбой — это лотерея, но выиграть можно только ребёнка
Те, кто читали, в курсе, те, кто не читали, сейчас узнают много интересного. Всё дело в том, что у ведьмака, Геральта из Ривии, большие проблемы с женщинами, или, как это модно говорить, у него токсичные отношения с чародейкой Йеннифер из Венгерберга, и вся первая книга о том, что судьба, некий джин, свела их вместе. Последнее желание, которое успел выговорить Геральт, связывает их навсегда. По-хорошему на этом книга о ведьмаке должна была бы закончиться, потому что нет ничего нового в сюжете о том, как сложно быть с человеком, с которым тебя связывают сложные, токсичные отношения, мучая друг друга. Сапковский это почувствовал, и свою вторую книгу он начинает писать совершенно о другом. Когда-нибудь мы обязательно поговорим о литературных источниках «Ведьмака», но сегодня обратим внимание на другое.
Посмотрите, какая дивная история уложена в сюжетах вокруг предназначения. Всё начинается с расколдовывания некоего рыцаря по имени Йож (сейчас любой советский человек немедленно вспомнит смешную песню чешской группы «Jožin z bažin»). Этот «Йожин с бажин» появляется как часть сюжета о заложенных детях, свойственного, кстати, и русскому фольклору. Понятно, что не в ломбард заложенных, а когда отец даёт обещание или соглашается на некое действие, залогом которого является его ребёнок. В советском фильме «Варвара-краса, длинная коса», как вы помните, тоже появляется Водяной со словами «Должок!», напоминая о таком обещании. В появлении Цири, так называемого «ребёнка неожиданности», обыгрывается тот же самый сюжет.
Интересно другое: не Йож, а именно Геральт из Ривии выступает тем самым потусторонним существом. которое требует ребёнка себе. Это связано с драматической особенностью организма любого ведьмака: они не могут иметь детей. Таким образом Геральт обретает возможность хотя бы усыновить мальчика и сделать его своим продолжением. Однако всё оказывается иначе: рождается не мальчик, а девочка — в этот момент Геральт пугается исполнения собственного желания. Чудесный друид Мышовур объясняет ему, что у него есть шанс стать опекуном этой девочки и выполнить то, чего он и хотел, но Геральт всё ещё боится и уходит. В результате мир не становится приятным и комфортным, как того хотелось бы ведьмаку: начинается колоссальная война. Спустя несколько лет, принеся серьёзные жертвы, Геральт всё-таки встречается со своей будущей приёмной дочерью, и становится понятно, что от этой судьбы не уйдёшь и всё, что ты пожелал, однажды исполнится. Как сказано у Клайва Льюиса: «Каждый получает то, что хочет, не каждый этому рад». В случае с Геральтом немного иначе, ведь он действительно радуется, однако это могло случится и более простым путём.
Есть и второй момент, связанный с образом ведьмака и предназначения.
Зная, что у меча предназначения два острия («одно ты, другое — смерть»), Геральт боится, что каждый, кто соприкасается с ним, попадёт под эту траекторию. То же качество унаследует его приёмная дочь Цирилла, только оно станет ещё сильнее и заметнее. С Цири связан обширный сюжет последующих книг: она оказывается не просто ребёнком предназначения, а своего рода миной замедленного действия для вселенной, которую создал Сапковский. Она носитель колоссальной магической мощи, и непонятно, уничтожит она мир или его спасёт. И в какой-то момент оказывается, что этот баланс уже зависит не от Геральта, а от юной девушки и от того, чему успел Геральт научить свою приёмную дочку. Научить не владению мечами, а человеческому теплу. Ведь в какой-то момент, оставшись без всякой помощи и поддержки наедине с очень жестоким миром, Цири оказывается угрозой для этой реальности, потому что она действительно может снести всё на своём пути.
Сапковский заставляет своего героя пуститься в абсолютно безнадёжную авантюру, квест, который никого не спасает и ничему не помогает, но объясняется главным — Геральт отправляется на поиски Цири, чтобы её спасти не только от внешних врагов, но и от самой себя. Отсюда самое интересное — предсказание некоей сумасшедшей эльфийской пророчицы о том, кто то ли уничтожит мир, то ли его спасёт. Немедленно появляется мифологема Избранного, если это Геральт, или Избранной, если это Цири. Вначале кажется важным, исполниться ли это пророчество, однако к концу книг оно становится никому не нужным, потому что политические бури и войны настолько сильно потрясают мир, в котором живут Геральт и Цири, что этот мир уже вот-вот пропадёт не из-за предсказаний или природных катаклизмов, а просто от того, что люди, эльфы и краснолюды в очередной раз собираются перерезать друг друга.
Отсюда ощущение не просто постмодернистской иронии, о чём любит рассуждать Сапковский в своих книгах, но и колоссального трагизма. Ты можешь быть героем, сверхчеловеком или супергёрл, но когда поднимается толпа, озлобленно уничтожая всё на своём пути, даже ты можешь погибнуть, потому что не можешь ей противостоять. Геральт из Ривии пытается спасти своих друзей, и дальше возникает вопрос: погибает он или нет? Важно то, что спасти мир он тоже не успевает (но надо ли ему спасать этот мир?). В тоже время Цири, залог то ли хаоса, то ли космоса, должна сделать выбор, что ей важнее: политические игры или родные близкие люди. Она выбирает близких, и, может быть, именно этот её выбор оказывается ключевым и на самом деле спасает мир, потому что это выбор, который стоит перед каждым. Что нам важнее: амбиции, возможность настоять на своём, или наша способность любить близких, которые, увы, не бессмертны? Ценность обычного человека, ценность и хрупкость человеческой жизни — может быть, именно к этому пытается подвести нас Сапковский. Решать, как обычно, вам.
В играх Цири совершает этот выбор повторно, и от игрока зависит, насколько близки они будут с Геральтом
Вот так, дорогие коллеги. До встречи, и да пребудет с нами сила.
Источник
Что такое Предназначение в Ведьмаке
Как работает связь между Геральтом, Цири, Йеннифер, Йожем, Паветтой и самой Ларой Доррен
Можно спорить, сколько душе угодно, что такое есть предназначение. Сведется все к тому, что это либо глупые суеверия необразованного народа, либо реальная, пока что необъяснимая сила, которая зародилась на задворках мироздания и теперь вторгается в мир, скрепляя или разрушая судьбы.
Давайте разбираться. Речь я буду вести о предназначении в мире Ведьмака. То, что происходит в реальном – совсем другая история.
Когда ты только касаешься этой темы, например, первый раз наткнулся на пророчество Итлины в книге, в голове всплывает ассоциация: «А-а, так это тоже, что и судьба. Ну, все понятно». Это тот случай, когда первая ассоциация обманчива. Так что пока ничего не понятно.
Судьба – это точно предрешенная последовательность действий в жизни человека. Она не меняется. С какой судьбой родился, с такой и умрешь. Предназначение же как бы является алгоритмом, который человек в праве менять. Так что, следуя этому алгоритму, тем или иным путем, изменяя реальность, человек всегда приходит к намеченной цели. Другими словами, есть точка входа А и точка выхода Б, а путь, по которому двигаемся, не предрешен.
Другое дело, что предназначение в Ведьмаке, этот алгоритм, он как бы живет и думает сам по себе, постоянно провоцируя два объекта на сближение. А если они противятся, то он как девочка обижается и потом выплескивает эмоции, разрушая судьбы, убивая людей, сжигая города и все в таком духе.
Я точно не уверен, упоминаются ли в книгах или играх моменты, когда предназначение рождается само, но точно помню, когда его вызывают или сотворяют сами люди. Право неожиданности одно из них. Это целый обряд, который практикуется со времен начала человечества, который в мире ведьмака знают все, верят и опасаются нарушить. Но бывают и исключения, подтверждающие правило. Правило, что обманутое предназначение находит выход в разрушениях.
Право неожиданности мог потребовать в качестве награды человек, который спас другого человека от гибели или хотя бы сильно выручил в беде. Смысл в том, что награда изначально неизвестна обеим сторонам или, по крайней мере, одной – спасенной. В ответ на:
– Ты мне жизнь спас. Проси, чего хочешь!
…могла последовать одна из таких просьб:
- «Отдай то, что оставил дома, но о чем не знаешь и чего не ожидаешь»
- «Отдай то, что первым встретишь на пороге своего дома»
- «Отдай то, что уже имеешь, но о чем еще не знаешь»
Сам факт произнесения этих слов создавал в… я не знаю где… во вселенной? в астрале? алгоритм предназначения, по которому переплетались жизни обычно двух объектов. Сами понимаете, что при столь неоднозначной формулировке и награда была неоднозначной: новая утварь, которую жена купила, собака, которая прибилась ко двору, или теща, вышедшая на крыльцо со скалкой, с нетерпением ждущая момента набить морду запоздавшему зятьку. А бывало, говорят, муж заставал любовника жены прямо в своей постели.
Но иногда этой наградой был ребенок: новорожденный или еще находившийся в утробе матери. В таком случае действовало условие, что он сам, когда повзрослеет, должен согласиться отдаться в руки спасителя. Если так происходило, то полагалось, что предназначение работает и ему нельзя мешать.
Действовало оно все время жизни связанных людей. То есть обещанный ребенок мог перейти в руки спасителя и через 10, и 20, и более лет после рождения. Если, кончено, один из них от своего предназначения не отказывался. И каждый известный нам раз отказанное предназначение свершалось, люди сближались, но при ужасных обстоятельствах, с чудовищными, фатальными последствиями для них и окружающих.
Особенно сильно любили использовать право неожиданности ведьмаки. Они верили, что ребенок предназначения может не проходить испытание травами, для того чтобы стать полноценным ведьмаком. И вообще он сильнее других учеников, быстрее учится и так далее…
Прежде чем перейти к самому главному предназначению в саге – Геральту и Цири – я предлагаю окунуться в анналы истории, начав с таких далеких, но таких близких времен жития Лары Доррен – эльфской ведуньи.
Являлась она, собственно, эльфкой чистокровной. Другие ведуньи, ведуны предрекали ей рождение эльфского ребенка, который обретет власть нам временем и пространством, спасет всех, развернет реки, восстановит социализм и тому подобные типичные вещи. Потому что род Лары имел «ген старшей крови», который Знающими был специально культивирован, дабы его носители могли спокойно перемещаться между мирами.
Но девушка пошла против предназначения и вступила в связь с человеком Крегеннаном из Леда, родив от него дочь Рианнон, и, как считалось, утратив ген.
Эти действия в последствие привели к огромному числу смертей, к тому же и самой Лары. Но ген старшей крови вместе с предназначением спасения мира перешли от Лары к Рианнон, а потом сквозь всех женщин линии к Цири.
Следующее известное предназначение проявляется в истории Йожа из Эрленвальда и Паветты из Цинтры. Впервые с ним знакомились мы в рассказе «Вопрос цены», в первой книге саги – «Последнее желание».
Геральта приглашает Калантэ на смотрины Паветты, чтобы выполнить заказ. Приходит множество славных мужей, но в их числе оказывается совершенно неблагородный, к тому же проклятый, уродливый Йож. Калантэ его ждала и до последнего момента тянула, чтобы заказать Геральту. Когда же Геральт узнал, что нужно сделать, а вместе с этим и узнал историю Йожа, то запротестовал.
Йож когда-то спас мужа Калантэ от смерти, а тот пообещал ему неожиданность. Неожиданностью стала Паветта. Шло время, они тайно общались, они тайно влюбились.
В итоге, ведьмак не убил Йожа, Паветта сняла с него проклятье, Калантэ тут же нашла себе мужика – воцарилась гармония. Йож сказал: «Проси, что хочешь». Геральт, имея острый слух и нюх обнаружил, что Паветта беременна и, включив смекалку, запросил неожиданность. А та в свою очередь сразу же призналась.
Ребенка назвали Цири.
Через 6 лет Геральт возвращается в Цинтру, чтобы взглянуть в глаза своему предназначению, но поругавшись с Калантэ, уезжает без успеха. В тот момент он перестал верить в предназначение.
Еще через 4 года, Геральт сталкивается с Цири в Брокилоне, не понимая, кто она такая. Но в конце истории, всеведущая Эитнэ выкладывает ему информацию и про предназначение, и про эту девочку; говорит, что если она выпьет воды Брокилона – амнестирующий нароктик – то ничего с ней не случится, ее все так же будет к нему тянуть, ибо предназначению не помешать.
Выпивает Цири воды, с ней ничего не происходит. Геральт не верит, думает, это простая вода, а Эитнэ блефует, выпивает и очухивается вне леса. Вместе с девочкой. И уже через час расстается с ней, совершая дорогую ошибку.
Чуть-чуть вера в предназначение в нем пробуждается.
Опосля ухода из Брокилона следует откровенная жесть из-за отказа в предназначении – резня в Цинтре, убийство Калантэ, неудачное похищение Цири, ее скитание по стране с беженцами, жизнь в лесу, друиды и полгода у Златулины.
Рассказ «Нечто большее»:
Геральт натыкается посреди моста на разбитую телегу и отчаявшегося купца Йургу, которого спасает от накеров. Но так получается, что Геральта ранят и, приняв Ласточку, он впадает в тяжелый оздоровительный сон. Пока спит, его Йурга везет к себе домой.
По приезде, Геральт очухивается, слышит привычное: «Проси, что хочешь» и так же привычно отвечает: «То, чего не ожидаешь».
У ворот Йургу встречает полгода не видевшая его жена.
Источник