- Мышление роста. Как научиться саморазвитию и кому это нужно
- О концепции Growth Mindset
- Почему мышление роста работает
- Как культивировать в себе мышление роста и постоянно развиваться
- Каким специалистам не обойтись без гибкого мышления
- Где учиться мышлению роста
- Практики развития: Что это, как работает, каким будет в будущем?
Мышление роста. Как научиться саморазвитию и кому это нужно
О концепции Growth Mindset
Профессор психологии Стэнфордского университета Кэрол Дуэк одной из первых в мире начала изучать мотивационный компонент человеческого сознания. На лекциях, которые она проводила во многих ведущих университетах, Кэрол рассказывала о психологии развития. То, что мышление определяет нашу жизнь, — давно известный факт. Но до Дуэк ни один видный психолог не рассматривал типичные речи профессиональных лайф-коучей (в стиле «Действуй, ты сможешь!») в качестве объекта исследования. Она задалась вопросом: действительно ли мотивацией можно управлять, и если да, то как? Так зародилась концепция Growth Mindset, или мышления роста. Это особый взгляд на мир, в соответствии с которым все происходящее — не угроза, а возможности для развития, и поражение — всего лишь очередная ступенька к прогрессу, а не повод заниматься самокопанием. Growth Mindset также предполагает непрерывное образование или life-long learning. Идея в том, что жизнь и успех не предопределены стартовыми условиями. У каждого человека есть возможность освоить любые навыки — правда, до определенной степени, в зависимости от базовых характеристик. Например, если по вашим ушам «прошелся медведь», это не значит, что музыкальный слух развить не получится. Пласидо Доминго вам не стать, но музыкантом среднего уровня или звездой караоке — вполне.
В соответствии с концепцией Growth Mindset людей условно можно разделить на тех, кто привык к самообучению, и тех, кто считает, что все качества «даруются» природой. Люди с «фиксированным» мышлением боятся неудач как огня, поэтому используют только известные и надежные способы решения проблем. Отсюда и нежелание брать на себя ответственность за новые задачи — они попросту не хотят бросать вызов собственной компетентности. В то же время люди с гибким мышлением всегда готовы к поражениям, открыты для поиска новых решений и ради собственного развития готовы выйти из зоны комфорта.
Почему мышление роста работает
Команда исследователей под руководством Кэрол Дуэк провела множество экспериментов в поддержку концепции Growth Mindset. В одном из них она разделила 400 детей на две группы и попросила их собрать простые головоломки. Одну группу хвалили только за достижение цели, а вторую — за старания. В группе, где детям прививали ценность результата, укреплялось фиксированное мышление: они получали удовлетворение только от итога, а не от самого процесса, и на следующем этапе выбирали головоломку попроще. В другой группе, где детей хвалили за старание, формировалось гибкое мышление, они не останавливались на достигнутом, брались за более сложные задачи и пытались найти новые способы их решения. Это и есть мышление роста, которое движет нашим развитием.
Фото: Mark Fletcher-Brown/ Unsplash
Как культивировать в себе мышление роста и постоянно развиваться
Мозг любит тренировки. Но развиваться в одной области недостаточно, нужно постоянно бросать себе вызовы в новых направлениях. Из собственной жизненной практики и наблюдений за известными людьми я приметил одну интересную особенность: большинство выдающихся личностей развиты всесторонне. Знаменитый финансист оказывается знатоком астрофизики и геологии, а выдающийся ученый — ценителем искусства и музыки.
Если постоянно насыщать свой мозг знаниями из различных областей, то он будет находить нестандартные решения проблем. В результате мышление становится не просто гибким — появляется творческий подход к делу. Это и есть основа новаторства — возможность смотреть на проблему с другого ракурса, недоступного людям с фиксированным мышлением.
Будьте открыты новому опыту. На рассвете карьеры, когда я менял место работы, старался не выбирать вакансии с перечнем компетенций, которыми я уже владею, потому что осознавал пагубность профессионального застоя. Меня привлекали уникальные случаи и условия работы, которые бросали мне вызов. Так я ушел в digital, когда понял, что за ним будущее и что это очень интересно. У меня не было знаний и опыта, но я бросил все и пошел учиться с нуля.
Не бойтесь новизны, приветствуйте ее в вашей жизни. Будьте открыты не только к экспериментам, но и к здоровой критике. Если вы полюбите сам процесс поиска решения, то не будете стремиться к самоутверждению за счет одобрения со стороны общества. Например, вы побежите марафон прежде всего потому, что получаете удовольствие от процесса, а не ради лайков в Инстаграме.
Анализируйте свои мысли и действия. Фиксируйте свои эмоции через размышления или личный дневник. Так вы сможете контролировать свои чувства, а не идти у них на поводу. Учитывайте прошлые ошибки и не превращайте их в трагедию, которая приводит к тупиковой ситуации. Делайте выводы, но не зацикливайтесь на собственной оплошности.
Формируйте положительные привычки. Приведу простой пример с диетой: человек может похудеть за месяц и достичь желаемого результата. Но без привычки закрепить его не получится — встав на весы и удовлетворив свое эго, он отправится устраивать пир в ближайшем заведении фастфуда. У вас должна быть изначально позитивная установка и явный интерес к новому знанию, а привычка — хорошее подспорье для развития дисциплины.
Делайте и ошибайтесь. Вы можете регулярно слушать мотивационные речи и хвалить себя за старые результаты, а можете трудиться, экспериментировать и двигаться дальше. Работоспособность — основа любой мотивации. Недостаточно просто верить в то, что все получится, — необходимо именно пробовать варианты на практике. Важно понимать, что мышление роста можно привить — это не абстрактная категория или врожденное свойство.
Выступайте на конференциях и читайте лекции. Трансляция своих знаний помогает постоянно развиваться и не останавливаться на достигнутом. Если вы начнете делиться опытом с другими, то заметите положительный эффект для себя — вся информация в уме станет структурированной и ясной. Именно поэтому я стараюсь найти время для преподавания — сейчас я веду курс «Директор по интернет-маркетингу» в «Нетологии».
Фото: Sigmund/ Unsplash
Каким специалистам не обойтись без гибкого мышления
В условиях современной экономики почти каждая отрасль интенсивно развивается. Адаптация стала важнейшим качеством любого специалиста. Яркие примеры — IT и маркетинг. Программист, как и маркетолог, не может остановиться в развитии — он должен осваивать новые технологии, софт и методики решения задач. Меняются тренды, и человеку необходимо идти в ногу со временем. Мышление роста не только является фундаментом для саморазвития в бурно растущих отраслях, но и помогает адаптироваться к быстро меняющимся условиям.
Руководителям стоит прививать гибкость в решении проблем еще на этапе создания бизнеса — это позволяет команде быстро адаптироваться в критических условиях, например, в период пандемии и режима самоизоляции. Вместо бездумной расстановки ежедневных задач, порождающей рутину и выгорание, лучше всего держать обратную связь с сотрудниками, вовлекать их в контекст новой задачи и просить предложить возможные решения. Совместный поиск вариантов гораздо эффективнее, чем одиночная расстановка «приказов» с дедлайнами. Если у сотрудников ничего не получается, хоть они старались, не нужно воспринимать ситуацию в штыки, лучше поблагодарить их за проделанный труд и креативность.
Где учиться мышлению роста
Если у вас уже достаточно развита сила воли, то изменить свою жизнь в лучшую сторону и настроить себя на мышление роста можно самостоятельно, для этого необходимо понять суть подхода и прививать себе дисциплину, хорошие привычки и правильное отношение к неудачам. Но если на начальном этапе у вас возникают трудности, попробуйте начать с курсов, в основе которых отдельные блоки по развитию soft skills, а также различные форматы обучения: групповые задания, тренажеры, тьюторская поддержка.
Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект „Сноб” — Личное». Присоединяйтесь
Источник
Практики развития: Что это, как работает, каким будет в будущем?
Практики развития: Что это, как работает, каким будет в будущем?
Интервью с Андреем Станченко и Александром Самойловым.
В 2018 году Александр Самойлов и Андрей Станченко встретились на фестивале «Практики развития» в Москве. Они обсудили развитие бизнеса и роль тренера в этом процессе. Самое важное из этого разговора мы опубликовали в серии из 6 статей [ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 ].
Организаторы фестиваля оценили пользу этой серии материалов и в 2019 году попросили Александра и Андрея продолжить её. Для этого взяли новое интервью с еще более интересными вопросами.
Все серии:
Серия 1. Практики развития: Что это, как работает, каким будет в будущем?
В этот раз поговорили о практиках развития: что это такое, как работает и каким будет в ближайшем будущем.
Как мы понимаем, что такое «практика» в обучении и развитии?
Андрей Станченко:
«Практика» и «практика развития» (связанное с этим понятие), в любом случае, больше вкладывается в умение и навык как часть компетенции. То есть получается «практикум», «практика» – это то, что необходимо делать и, соответственно, это можно увидеть, наблюдая за поведением.
В принципе, практика не даёт чего-то дополнительного к тому, с чем мы работаем в тренинге. Но в глоссарии так называемого постсоветского пространства, практика — «вот он владеет некой практикой», привносит некоторый, назовем это, околонаучный эффект. И в этом есть определённая закономерность.
Сейчас очень много околобизнесовых и околонаучных практик входит в бизнесовый арсенал. И этому есть обоснование. Многие уважаемые мной практикующие эксперты, имея физико-химическое образование или огромный опыт в бизнесе, добавляют практики, которые носят абсолютно не рациональный характер. Поэтому в T&D (Обучении и развитии. Примечание редактора) имеют место практики и в определении, и в таком несколько эзотерическом плане.
Если мы говорим о рациональных и нерациональных практиках, то что насчет эффективных и неэффективных практик? В чем состоит эффективность практики?
Андрей Станченко:
Это очень хороший вопрос. Потому что не могли измениться практики и инструментарии в T&D, если бы не изменились показатели результативности и эффективности в самом бизнесе.
Если раньше бизнес был сугубо рационален и мерило — КPI (Ключевые показатели эффективности. Примечание редактора), были сугубо материальные, чаще всего, то мы видим сейчас не только на уровне компаний, даже на уровне стран, что деньги — это просто очень хороший измеритель. А выше них, выше ВВП, допустим, стоит уровень счастья в странах — это пример на уровне государства.
Так же и на уровне многих компаний — мерила сместились. Если меняются цели, измерители целей, — на это реагируют и способы. Вот эту параллель я вижу. Получается, что мы впускаем в практики новые веяния, и этому есть объяснение связанное со спросом.
Александр Самойлов:
Мне кажется, что само понятие практики немножко тоже трансформировалось за последнее время. Раньше под практикой понималась такая, достаточно поведенческая вещь. Сначала мы тебе показали, а дальше нужно научиться это делать и закрепить навык. Может быть, это мое субъективное ощущение, но мне казалось чаще, что слово «практика» понималось буквально как что-то, чему нужно просто научиться.
А в это время в бизнес, в том числе, шагнули разнообразные практики более высокого порядка, духовного. И тогда слово «практика» получило более широкую трактовку.
Сейчас я скорее, когда говорю или слышу о практике, понимаю «делание чего-то, которое способствует росту в процессе этого делания». То есть это не хождение по кругу и закрепление до автоматизма, до бессознательного навыка. Как раз наоборот. Мне кажется, что весь бизнес и все, что происходит вокруг обучения и развития, направлено на то, чтобы не делать бессознательных навыков.
Та классическая четвёрочка, по которой мы раньше мечтали провести любого участника тренинга, довести его до неосознаваемой компетенции, стала лишним звеном. Нам не нужны больше неосознаваемые компетенции. Нам нужно, чтобы человек, которого мы обучаем и развиваем, все время оставался в максимально осознанном состоянии, независимо от того, что происходит.
Таким образом произошло переосмысление самого понятия «практика». Мы перестаем человека муштровать до получения этого неосознанного навыка. Практика — это когда ты что-то делаешь и одновременно, проживая очередной раз, наращиваешь по чуть-чуть какой-то следующий слой. И практика превратилась одновременно и в процесс, и в цель.
И в этом, мне кажется, сила современного понимания практики. Это не действия, чтобы получить какой-то результат. Нет больше никакого результата. Практика превратилась в некий путь.
Мы, идя по практике, делаем это ради того, чтобы идти по этой практике. Потому что сама по себе моя практика завтрашняя не будет похожа на мою практику сегодняшнюю. И в этом сила практики. Причем, я это делаю ровно столько, сколько считаю нужным. Ровно до того уровня развития, какой считаю нужным.
Отслеживая уровень развития различного рода активностей, например, блоггеров, уже видно, как у человека, который начинает учить чему-то других, происходит собственное осознание. Научи других и лучше всего сам поймешь. Он начинает разбираться, и его принципиальный подход к практикам начинает меняться.
Мой подход, моя тренерская практика с того момента, как я начал действительно плотно работать в крупных компаниях, тоже очень сильно изменилась. Практикуя что-то, я каждый раз это делаю чуть-чуть по-другому. Сам процесс является тем, ради чего я это делаю.
Если резюмировать, эффективная практика — это когда ты осознанно делаешь что-то, разрешаешь себе оставаться в этой осознанности постоянно. Не пытаешься это закрепить, как окончательный результат, и продолжаешь наслаивать все время.
Человек, который действительно осознанно в одном направлении практикуется, в идеале может достичь каких-то выдающихся высот, которые могут его и не интересовать. Он уже удовлетворен тем, что находится внутри этой самой практики. То есть практика — это не цель, а путь.
А можно ли сказать, что в этой парадигме неуспешные, неэффективные практики были целью?
Александр Самойлов:
Я думаю, что нет такого понятия. Это оксюморон какой-то — как «живой труп».
Нет, не может быть практика неэффективной. В ней всегда есть какой-то смысл. Например, человек с автоагрессией может называть свой опыт или свою практику неэффективной. Но это будет лишь его картина мира, которая, скорее всего, будет подсвечивать некие особенности его психики. Это не значит, что практика была неэффективной.
Любая практика всегда будет эффективной. В ней всегда есть какой-то смысл, и в ней всегда есть какое-то развитие, в какую бы сторону это развитие не было направлено. И точно так же, как не может быть неэффективного развития.
Любое развитие будет эффективным. Вопрос: целесообразно или нецелесообразно? То есть развиваешься ли ты в ту сторону, идешь ли к цели, которую перед собой ставишь? И оно в любом случае эффективно.
Стоит, возможно, обсудить трактовку слова «эффективность». Это когда ты что-то можешь оттуда извлечь для себя, чего-то достичь, что-то реализовать. Вот как-то так.
Источник