- Как правильно пожелать Царствия Небесного
- Душа после смерти
- Как правильно пожелать Царствия Небесного
- Как молиться о покойном
- «Пусть земля ему будет пухом» – это не поминание
- Молитва за упокой
- Как правильно пожелать Царствия Небесного
- Душа после смерти
- Как правильно пожелать Царствия Небесного
- Как молиться о покойном
- «Пусть земля ему будет пухом» – это не поминание
- Молитва за упокой
- Когда о новопреставленном следует говорить «Царствие ему Небесное», «земля пухом» и «вечная память»?
Как правильно пожелать Царствия Небесного
Душа после смерти
Согласно православному вероучению, у человека помимо физического тела есть и духовная, невидимая сущность – душа. Она даётся Богом при зарождении человека в утробе матери и продолжает самостоятельное существование после смерти тела. Посмертную участь души определяет её духовное состояние. Потому и актуален вопрос, как правильно пожелать Царствия Небесного.
Жизнь «за гробом»определяется образом земной жизни человека. Стремился ли он к спасению, старался ли соблюдать Божьи заповеди, каялся ли в совершённых грехах. Чистая, праведная душа носит в себе Божественный образ. Она пребывает с Богом, к которому и стремилась. Загрязнённая же грехами душа уподобляется отпавшим от Бога бесам. Она не может быть рядом с Господом, ведь всегда противилась Ему. Тёмные силы забирают такую душу к себе. Ведь она была в их власти ещё в земной жизни.
Один из образов Царства Небесного (мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы»)
Свобода выбора между Богом и дьяволом у человека есть лишь в земной жизни. После смерти душа уже не может покаяться и измениться. Поэтому главной целью земной жизни в христианстве является спасение души. То есть покаяние, очищение от греха и стяжание Божественной благодати. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл смерть великим таинством, рождением человека «из земной, временной жизни в вечность» («Слово о смерти»). Святых в христианстве поминают именно в день их кончины. Для них смерть была великим и торжественным событием, долгожданным соединением с Богом. К этому должен стремиться и каждый из нас.
Как правильно пожелать Царствия Небесного
Итак, самостоятельно душа после смерти уже ничего не может изменить. Но родные и близкие умершего человека могут помочь его душе. Для этого нужно молиться, просить Бога о прощении её грехов.
“В жизни земной друг царя может походатайствовать перед ним, чтобы помочь какому-то осуждённому. Подобно этому, если человек «друг» Бога, то он может походатайствовать своей молитвой перед Богом” (преподобный Паисий Святогорец, “Слова”. Том 4).
После смерти происходит лишь частный, предварительный суд над душой. Он показывает, насколько в душе человека укоренились страсти и насколько он был близок к Богу при жизни. Частный суд определяет душу в то “место”, которое наиболее соответствует её состоянию. Рай — это загробная жизнь с Богом. Ад — это отсутствие Бога. Быть рядом с Богом непокаявшемуся грешнику было б ещё более невыносимо, чем в аду. Какого-то промежуточного, нейтрального состояния души в Православии не существует. В отличие от католицизма, в котором есть понятие чистилища.
Однако, как в раю есть разные степени близости к Богу, так и в аду души мучаются по-разному. Окончательный Страшный Суд произойдет в конце времён после Второго пришествия Христа. Молитвенная забота живых людей может не только облегчить предварительную участь души. Она способна и послужить её оправданию на грядущем страшном Суде. Поэтому на вопрос, как правильно пожелать душе Царствия Небесного, ответ — путём церковного и домашнего поминовения.
“Подобно тому как, навещая заключённых, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ” (преподобный Паисий Святогорец, “Слова”. Том 4)
Как молиться о покойном
В Православии в первые дни после смерти над телом усопшего читается Псалтирь (или Евангелие, если умерший был священником). На третий день покойника поминают отпеванием и предают земле. Чтение Псалтири продолжается и после похорон до 40-го дня. Церковная служба по усопшему называется панихидой. Она совершается в день похорон, на третий, девятый, сороковой день смерти. Также панихиду служат в годовщины смерти или рождения почившего. Родные умершего человека могут заказать его сорокадневное поминание на Божественной Литургии, которое называется сорокоуст. Во время каждой литургии поминовение усопших совершается на проскомидии. Молиться об упокоении души можно и дома. Необходимые для этого молитвы есть в каждом молитвослове.
Днями особого поминовения усопших в Православной Церкви являются:
- суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота),
- субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста,
- Радоница,
- 9 мая (день поминовения убиенных воинов),
- Троицкая и Димитриевская субботы,
- в России усопших принято поминать также в День Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября),
- и в Покровскую субботу.
«Пусть земля ему будет пухом» – это не поминание
Почему нельзя говорить «пусть земля будет пухом» как пожелание усопшему? Такое пожелание не имеет ничего общего с христианским поминовением. Сама фраза берёт корни у язычества и подразумевает пожелание мёртвому телу, а не бессмертной душе человека. А ведь именно участь души является самым главным. Поэтому православным христианам следует поминать усопшего домашней и церковной молитвой и говорить: “Царствия ему/ей Небесного”. Также помочь умершему можно, раздавая милостыню за спасение его души.
Христианам не следует сопровождать погребение и поминки суеверными обычаями. К таковым относятся, например, опускание с гробом в могилу свечей, денег, различных предметов. Это языческая традиция, основанная на вере в то, что человеку в загробном мире могут пригодиться материальные блага. Кладя посторонние предметы в гроб, люди пытаются угодить усопшему. Однако они забывают, что душа нуждается лишь в молитвенном утешении. Всё материальное теряет для неё смысл.
Поминки нельзя превращать в застолья с алкоголем и пьянством. Протоиерей Виктор Гузенко так отвечает на вопрос об алкоголе на поминках:
“Какая может быть польза душе, когда за нее пьют водку? Поминальный обед — это вид милостыни, принесенный за упокой души. И к тому же чисто по-человечески бывает крайне неприглядная картина, когда некоторые из гостей так «напоминаются», что и песни поют, и анекдоты рассказывают, и смеются, когда близкие родственники умершего находятся в скорби. И с христианской точки зрения, и с человеческой алкоголь не уместен на поминках”.
Ставить на поминках отдельные столовые приборы «для умершего» или стакан водки перед его портретом тоже не надо. А вместо пожелания «земли пухом» лучше перекреститься и сердечно помолиться за упокой души усопшего.
Молитва за упокой
Пожелать Царствия Небесного усопшему можно следующими словами:
“Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное».
За усопшую следует молиться так:
“Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной (имя), и прости ей вся согрешения её вольная и невольная и даруй ей Царствие Небесное».
Такая молитва сопровождается крестным знамением. Её обязательно нужно произнести перед вкушением поминального угощения. Допускается и краткое поминание усопшего словами “Царствия Небесного” с крестным знамением. Также можно помолиться за упокой души, прочитав по молитвослову “Последование по исходе души от тела” или “Канон молебный при разлучении души от тела”.
Источник
Как правильно пожелать Царствия Небесного
Душа после смерти
Согласно православному вероучению, у человека помимо физического тела есть и духовная, невидимая сущность – душа. Она даётся Богом при зарождении человека в утробе матери и продолжает самостоятельное существование после смерти тела. Посмертную участь души определяет её духовное состояние. Потому и актуален вопрос, как правильно пожелать Царствия Небесного.
Жизнь «за гробом»определяется образом земной жизни человека. Стремился ли он к спасению, старался ли соблюдать Божьи заповеди, каялся ли в совершённых грехах. Чистая, праведная душа носит в себе Божественный образ. Она пребывает с Богом, к которому и стремилась. Загрязнённая же грехами душа уподобляется отпавшим от Бога бесам. Она не может быть рядом с Господом, ведь всегда противилась Ему. Тёмные силы забирают такую душу к себе. Ведь она была в их власти ещё в земной жизни.
Свобода выбора между Богом и дьяволом у человека есть лишь в земной жизни. После смерти душа уже не может покаяться и измениться. Поэтому главной целью земной жизни в христианстве является спасение души. То есть покаяние, очищение от греха и стяжание Божественной благодати. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называл смерть великим таинством, рождением человека «из земной, временной жизни в вечность» («Слово о смерти»). Святых в христианстве поминают именно в день их кончины. Для них смерть была великим и торжественным событием, долгожданным соединением с Богом. К этому должен стремиться и каждый из нас.
Как правильно пожелать Царствия Небесного
Итак, самостоятельно душа после смерти уже ничего не может изменить. Но родные и близкие умершего человека могут помочь его душе. Для этого нужно молиться, просить Бога о прощении её грехов.
“В жизни земной друг царя может походатайствовать перед ним, чтобы помочь какому-то осуждённому. Подобно этому, если человек «друг» Бога, то он может походатайствовать своей молитвой перед Богом” (преподобный Паисий Святогорец, “Слова”. Том 4).
После смерти происходит лишь частный, предварительный суд над душой. Он показывает, насколько в душе человека укоренились страсти и насколько он был близок к Богу при жизни. Частный суд определяет душу в то “место”, которое наиболее соответствует её состоянию. Рай — это загробная жизнь с Богом. Ад — это отсутствие Бога. Быть рядом с Богом непокаявшемуся грешнику было б ещё более невыносимо, чем в аду. Какого-то промежуточного, нейтрального состояния души в Православии не существует. В отличие от католицизма, в котором есть понятие чистилища.
Однако, как в раю есть разные степени близости к Богу, так и в аду души мучаются по-разному. Окончательный Страшный Суд произойдет в конце времён после Второго пришествия Христа. Молитвенная забота живых людей может не только облегчить предварительную участь души. Она способна и послужить её оправданию на грядущем страшном Суде. Поэтому на вопрос, как правильно пожелать душе Царствия Небесного, ответ — путём церковного и домашнего поминовения.
“Подобно тому как, навещая заключённых, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ” (преподобный Паисий Святогорец, “Слова”. Том 4)
Как молиться о покойном
В Православии в первые дни после смерти над телом усопшего читается Псалтирь (или Евангелие, если умерший был священником). На третий день покойника поминают отпеванием и предают земле. Чтение Псалтири продолжается и после похорон до 40-го дня. Церковная служба по усопшему называется панихидой. Она совершается в день похорон, на третий, девятый, сороковой день смерти. Также панихиду служат в годовщины смерти или рождения почившего. Родные умершего человека могут заказать его сорокадневное поминание на Божественной Литургии, которое называется сорокоуст. Во время каждой литургии поминовение усопших совершается на проскомидии. Молиться об упокоении души можно и дома. Необходимые для этого молитвы есть в каждом молитвослове.
Днями особого поминовения усопших в Православной Церкви являются:
- суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота),
- субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста,
- Радоница,
- 9 мая (день поминовения убиенных воинов),
- Троицкая и Димитриевская субботы,
- в России усопших принято поминать также в День Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября),
- и в Покровскую субботу.
«Пусть земля ему будет пухом» – это не поминание
Почему нельзя говорить «пусть земля будет пухом» как пожелание усопшему? Такое пожелание не имеет ничего общего с христианским поминовением. Сама фраза берёт корни у язычества и подразумевает пожелание мёртвому телу, а не бессмертной душе человека. А ведь именно участь души является самым главным. Поэтому православным христианам следует поминать усопшего домашней и церковной молитвой и говорить: “Царствия ему/ей Небесного”. Также помочь умершему можно, раздавая милостыню за спасение его души.
Христианам не следует сопровождать погребение и поминки суеверными обычаями. К таковым относятся, например, опускание с гробом в могилу свечей, денег, различных предметов. Это языческая традиция, основанная на вере в то, что человеку в загробном мире могут пригодиться материальные блага. Кладя посторонние предметы в гроб, люди пытаются угодить усопшему. Однако они забывают, что душа нуждается лишь в молитвенном утешении. Всё материальное теряет для неё смысл.
Поминки нельзя превращать в застолья с алкоголем и пьянством. Протоиерей Виктор Гузенко так отвечает на вопрос об алкоголе на поминках:
“Какая может быть польза душе, когда за нее пьют водку? Поминальный обед — это вид милостыни, принесенный за упокой души. И к тому же чисто по-человечески бывает крайне неприглядная картина, когда некоторые из гостей так «напоминаются», что и песни поют, и анекдоты рассказывают, и смеются, когда близкие родственники умершего находятся в скорби. И с христианской точки зрения, и с человеческой алкоголь не уместен на поминках”.
Ставить на поминках отдельные столовые приборы «для умершего» или стакан водки перед его портретом тоже не надо. А вместо пожелания «земли пухом» лучше перекреститься и сердечно помолиться за упокой души усопшего.
Молитва за упокой
Пожелать Царствия Небесного усопшему можно следующими словами:
“Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное».
За усопшую следует молиться так:
“Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной (имя), и прости ей вся согрешения её вольная и невольная и даруй ей Царствие Небесное».
Такая молитва сопровождается крестным знамением. Её обязательно нужно произнести перед вкушением поминального угощения. Допускается и краткое поминание усопшего словами “Царствия Небесного” с крестным знамением. Также можно помолиться за упокой души, прочитав по молитвослову “Последование по исходе души от тела” или “Канон молебный при разлучении души от тела”.
Источник
Когда о новопреставленном следует говорить «Царствие ему Небесное», «земля пухом» и «вечная память»?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Батюшка, слышал разные мнения. Поясните, пожалуйста, когда о новопреставленном следует говорить «царствие ему небесное», «земля пухом» и «вечная память»?
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Дорогой во Господе Алексей!
С момента прекращения земной жизни мы, православные, желаем новопреставленному Царствия Небесного.
Что такое ЦарствоНебесное? Это пребывание с Богом. Желая покойному «Царства Небесного» в словах и в молитвах, мы желаем ему самого главного — быть с Господом, а это и есть самое-самое основное, к чему стремятся все христиане. Подробнее об этом мы писали в тексте Царствие Небесное: Где оно находится и как туда попасть?
«Земля пухом» — это пожелание из языческих времен. Фактически это пожелание мёртвому телу, которому всё равно, где лежать. Так что это пожелание неактуально.
«Вечная память» — это часть молитвенного текста панихиды, который читается об усопших. Полный текст и это пожелание в самом конце Вы можете посмотреть в последовании панихиды.
Для чего составлена панихида и другие молитвы? Самое главное, что можно сделать для почивших — это помолиться о них. Зачем мы молимся за мертвых? Что это дает? Ответы Вы найдете по ссылке, как и ответ на вопрос о том, что происходит с душой после смерти.
Храни Вас Господь!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Источник