- Как устроен понятийный аппарат?
- Понятийный аппарат: что это такое и его значимость в науке
- Определение
- Понятийно-категориальный аппарат исследования
- Актуальность и практическая ценность исследования
- Цель и задачи научной работы
- Методы и методика исследования
- Язык научного исследования
- Что такое понятийный аппарат?
- Определение
- Понятийно-категориальный аппарат исследования
- Актуальность и практическая ценность исследования
- Цель и задачи научной работы
- Методы и методика исследования
- Язык научного исследования
Как устроен понятийный аппарат?
Чтобы не вводить читателя в заблуждение, в самом начале этого произведения сделаю оговорку по поводу того, что на сегодняшний день никто не знает достаточно хорошо, как устроен механизм, формирующий сознание и понятие. Много существует умозрительных предположений и исследований самых разных научных направлений, но обобщающей теории нет. Умозрение – умение видеть умом – доступно не каждому человеку, поскольку уже предполагает способность к глубокому мышлению. Мышление же – ассоциативный процесс, где сцепленные между собой понятия овладевают вниманием не единовременно – все сразу, а последовательно, следуя одно за другим.
Я хочу поделиться с читателем простой умозрительной схемой возникновения понятийного аппарата в мозге человека, которая кое-что объясняет, но далеко не всё. Классиками марксизма-ленинизма давно обозначен путь познания. Оно осуществляется отражением действительности в сознании, обобщением этого отражения и переходом к практической деятельности. С такой научной логикой не поспоришь. Однако же в жизни конкретного человека все эти движения происходят одновременно. Только что родившийся малыш осваивает окружающий его мир сразу и действием, и формированием ассоциативных связей (понятий), и непосредственным восприятием (ощущением) его.
Понятно, что сознание и мышление, образуются на материальной основе – безусловных и условных рефлексах. Об этом говорил академик И.П. Павлов. Следовательно, и сознание, и мышление – материальные феномены. Но не надо передёргивать, полагая, что сама мысль материальна. Будучи материальным феноменом, сознание нематериально. Мозг не выделяет мысль как поджелудочная железа пищеварительные ферменты. С таким архаичным представлением о мышлении человечество разделалось раз и навсегда, хотя некоторые чудаковатые люди продолжают в это верить.
Мною предлагается простая умозрительная (но не спекулятивная) схема механизма образования понятий. С момента начала новой жизни, благодаря очень сильному эмоциональному, иному контакту матери и её ребёнка, сразу формируется абстрактный (отвлечённый) уровень восприятия (понимания) окружающего мира. Это по аналогии можно сравнить с форматированием жёсткого диска компьютера и выстраиванием файловой системы, где каждое понятие подвергается первичному кодированию, то есть обозначению. Можно представить себе и другую аналогию на примере строительства сот пчёлами для предстоящего мёдосбора. Пусть читатель сохранит в себе некоторый уровень критичности по отношению к тому, о чём я говорю. Всякая аналогия хороша тем, что проста и понятна, но и опасна, поскольку рискованна.
Так вот, каждая первичная ячейка, сформированная в раннем периоде жизни, далее, в течение всей жизни человека, продолжает наполняться конкретным содержанием (мёдом или пергой). Понятия не даются человеку раз и навсегда, они развиваются, как живые сущности. Происходит «восхождение абстрактного в конкретное». Понятия уточняются, усложняются и упрощаются одновременно. С развитием каждого понятия отшлифовывается одна из граней драгоценного камня – алмаза, с последующим превращением его в бриллиант. Это трудоёмкая и длительная работа самосовершенствования в течение всей нашей жизни. Формирование понятийного аппарата – это анализ и синтез сложных понятий, то есть диалектический метод мышления. Понять, значит, уметь выразить в понятиях (проф. Попов М.В.).
Источник
Понятийный аппарат: что это такое и его значимость в науке
Все научные открытия и следования должны быть как-то обозначены для того, чтобы другие могли понимать все эти процессы и явления. Сегодня мы разберем подробно что такое понятийный аппарат, рассмотрим методику, его актуальность и важность в науке.
Определение
Каждое научное открытие вызывает необходимость в его определении, назывании «Что это?» — так появляется термин. Затем происходит сравнение открытых научных явлений и процессов с уже существующими: «На что похоже, чем отличается?» Полученные данные о сходстве и различии обобщаются, систематизируются.
Понятийный аппарат — это логично выстроенная система специальных терминов, позволяющая единообразно толковать и понимать образующиеся в науке взаимосвязи и процессы.
Наличие специфической терминологии обязательно для любой дисциплины. Особенно богаты своими собственными терминами и определениями гуманитарные науки: философия, психология, языкознание.
Понятийно-категориальный аппарат исследования
Научными исследованиями в той или иной мере занимаются все — от школьников до академиков. Исследователь в первую очередь сталкивается с рядом вопросов, формирующих понятийный аппарат исследования:
- зачем это надо изучать, насколько это актуально и практически необходимо?
- какие противоречия с уже существующим материалом по теме исследования есть, и какой будет его тема?
- что является целью, задачами, объектом и предметом изучения?
- какую гипотезу следует подтвердить или опровергнуть?
- какие методы научного исследования надо использовать?
- в чем состоит новизна и практическая значимость исследования?
Успешность решения научной задачи зависит от того, насколько хорошо исследователь владеет как понятийным аппаратом, так и практическими навыками научной работы.
Актуальность и практическая ценность исследования
Масштаб научного исследования может быть разным, от небольшой лабораторной работы до решения мировой проблемы (например, исследования влияния промышленного производства на экологию). Однако в любом случае эта научная работа должна быть актуальной и практически полезной.
Актуальность определяется насущностью, важностью решения существующих практических или теоретических задач. Актуальной может быть тема изучения в целом или один из ее аспектов, отдельный вопрос, который станет существенным шагом в ее раскрытии.
Практическая ценность исследования характеризуется степенью той пользы, которую оно может принести в ходе применения его результатов в каком-либо виде деятельности человека (на производстве, в медицине, в образовании и пр.).
Цель и задачи научной работы
Осмысление «пробелов» в науке, понимание необходимости решения отдельных теоретических и практических задач приводит исследователя к формулировке цели его исследований.
Цель — это тот конечный результат, которого он хочет достичь в своей научной работе по конкретной проблеме: доказать что-то, разработать, обосновать, выявить, проверить, уточнить.
Цель достигается пошагово в процессе последовательного решения отдельных задач. Их выбор должен быть обоснован логикой исследования и практической необходимостью на пути к поставленной цели. Задачи очерчивают тот круг теоретических изысканий и практических действий исследователя, которые помогут получить запланированный результат (цель).
Методы и методика исследования
Специальные действия, направленные на достижение поставленной цели, называются методами. Неверно выбранные методы исследования могут привести к ошибочным результатам и выводам.
Каждая наука имеет свои методы, но существуют и общенаучные. Например, понятийный аппарат педагогики включает в себя такие методы как наблюдение за объектом, описание и анализ действий изучаемого объекта или процесса, анализ и систематизацию результатов, их описание, эксперимент. Но эти же методы используются в процессе изучения физических, химических, биологических и любых других явлений.
Методика применения представляет собой ряд последовательных действий, направленных на его эффективное осуществление, которая требует тщательной подготовки и продуманности всех его деталей. Готовясь к наблюдению за объектом, экспериментатор должен решить: когда, где, как долго будет использовать этот метод, будет ли наблюдение открытым или негласным, как будет производиться фиксация процесса наблюдения и т.д.
Особенности научной дисциплины диктуют необходимость разработки специфических методов и методики научной работы. В социологии и психологии, где объектом изучения являются человек и человеческое сообщество, это, например, интервьюирование, анкетирование, опрос.
Язык научного исследования
При подготовке научных кадров большое внимание уделяется их обучению культуре устного и письменного изложения материалов исследования. Оно может иметь строго научный характер, понятный специалистам, или научно-популярный, предназначенный для широкого круга слушателей и читателей. Примером может послужить понятийный аппарат педагогики — науки, специальные термины и определения которой понятны широкому кругу людей. В любом случае описание проведенного исследования и его результатов должно отвечать следующим требованиям:
- логичность изложения материала;
- его лаконичность и конкретность, соответствие нормам литературного языка;
- точное использование существующих терминов в их общепринятом смысле;
- понятное объяснение новых терминов, вводимых исследователем в научный обиход;
- отсутствие просторечных выражений, жаргонизмов, иностранной терминологии, если есть аналоги на родном языке.
Публичное выступление (лекция) не должно быть сухим изложением материала. Оно может для привлечения внимания слушателей включать в себя умеренно эмоциональные выражения и оценки.
Стиль и грамотность изложения научного материала дает представление как об общей, так и о научной культуре автора.
Источник
Что такое понятийный аппарат?
Определение
Каждое научное открытие вызывает необходимость в его определении, назывании «Что это?» — так появляется термин. Затем происходит сравнение открытых научных явлений и процессов с уже существующими: «На что похоже, чем отличается?» Полученные данные о сходстве и различии обобщаются, систематизируются.
Понятийный аппарат — это логично выстроенная система специальных терминов, позволяющая единообразно толковать и понимать образующиеся в науке взаимосвязи и процессы.
Наличие специфической терминологии обязательно для любой дисциплины. Особенно богаты своими собственными терминами и определениями гуманитарные науки: философия, психология, языкознание.
Понятийно-категориальный аппарат исследования
Научными исследованиями в той или иной мере занимаются все — от школьников до академиков. Исследователь в первую очередь сталкивается с рядом вопросов, формирующих понятийный аппарат исследования:
- зачем это надо изучать, насколько это актуально и практически необходимо?
- какие противоречия с уже существующим материалом по теме исследования есть, и какой будет его тема?
- что является целью, задачами, объектом и предметом изучения?
- какую гипотезу следует подтвердить или опровергнуть?
- какие методы научного исследования надо использовать?
- в чем состоит новизна и практическая значимость исследования?
Успешность решения научной задачи зависит от того, насколько хорошо исследователь владеет как понятийным аппаратом, так и практическими навыками научной работы.
Актуальность и практическая ценность исследования
Масштаб научного исследования может быть разным, от небольшой лабораторной работы до решения мировой проблемы (например, исследования влияния промышленного производства на экологию). Однако в любом случае эта научная работа должна быть актуальной и практически полезной.
Актуальность определяется насущностью, важностью решения существующих практических или теоретических задач. Актуальной может быть тема изучения в целом или один из ее аспектов, отдельный вопрос, который станет существенным шагом в ее раскрытии.
Практическая ценность исследования характеризуется степенью той пользы, которую оно может принести в ходе применения его результатов в каком-либо виде деятельности человека (на производстве, в медицине, в образовании и пр.).
Цель и задачи научной работы
Осмысление «пробелов» в науке, понимание необходимости решения отдельных теоретических и практических задач приводит исследователя к формулировке цели его исследований.
Цель — это тот конечный результат, которого он хочет достичь в своей научной работе по конкретной проблеме: доказать что-то, разработать, обосновать, выявить, проверить, уточнить.
Цель достигается пошагово в процессе последовательного решения отдельных задач. Их выбор должен быть обоснован логикой исследования и практической необходимостью на пути к поставленной цели. Задачи очерчивают тот круг теоретических изысканий и практических действий исследователя, которые помогут получить запланированный результат (цель).
Методы и методика исследования
Специальные действия, направленные на достижение поставленной цели, называются методами. Неверно выбранные методы исследования могут привести к ошибочным результатам и выводам.
Каждая наука имеет свои методы, но существуют и общенаучные. Например, понятийный аппарат педагогики включает в себя такие методы как наблюдение за объектом, описание и анализ действий изучаемого объекта или процесса, анализ и систематизацию результатов, их описание, эксперимент. Но эти же методы используются в процессе изучения физических, химических, биологических и любых других явлений.
Методика применения представляет собой ряд последовательных действий, направленных на его эффективное осуществление, которая требует тщательной подготовки и продуманности всех его деталей. Готовясь к наблюдению за объектом, экспериментатор должен решить: когда, где, как долго будет использовать этот метод, будет ли наблюдение открытым или негласным, как будет производиться фиксация процесса наблюдения и т.д.
Особенности научной дисциплины диктуют необходимость разработки специфических методов и методики научной работы. В социологии и психологии, где объектом изучения являются человек и человеческое сообщество, это, например, интервьюирование, анкетирование, опрос.
Язык научного исследования
При подготовке научных кадров большое внимание уделяется их обучению культуре устного и письменного изложения материалов исследования. Оно может иметь строго научный характер, понятный специалистам, или научно-популярный, предназначенный для широкого круга слушателей и читателей. Примером может послужить понятийный аппарат педагогики — науки, специальные термины и определения которой понятны широкому кругу людей. В любом случае описание проведенного исследования и его результатов должно отвечать следующим требованиям:
- логичность изложения материала;
- его лаконичность и конкретность, соответствие нормам литературного языка;
- точное использование существующих терминов в их общепринятом смысле;
- понятное объяснение новых терминов, вводимых исследователем в научный обиход;
- отсутствие просторечных выражений, жаргонизмов, иностранной терминологии, если есть аналоги на родном языке.
Публичное выступление (лекция) не должно быть сухим изложением материала. Оно может для привлечения внимания слушателей включать в себя умеренно эмоциональные выражения и оценки.
Стиль и грамотность изложения научного материала дает представление как об общей, так и о научной культуре автора.
Источник