Помни день субботний чтобы святить его что это значит

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Исх. 20:8

Свт. Кесарий Арелатский

Помни день субботний, чтобы святить его

В этой третьей заповеди некоторым образом закладывается начало освобождения, что означает сердечный покой, безмятежность ума, которое создается доброй совестью, ибо в этом освящение, поскольку здесь присутствует Святой Дух. Наконец, вы видите, что говорится об освобождении, то есть о покое: «Ибо в ком найду успокоение, – говорит Господь, – как не в том, кто смиренен, безмолвен и боится слов Моих»? А буйные и любители ссор отпадают от Святого Духа. Сеятели вражды, любители скорее споров, чем милости, они из-за своей строптивости не принимают на себя покоя духовной субботы. Субботы же духовной удостаиваются только те, кто так устроился в своих земных делах, что если не постоянно, то, по крайней мере, часто занимается чтением Писания и молитвой, по слову апостола: занимайся чтением и учением (1 Тим. 4:13), и в другом месте: непрестанно молитесь (1 Фес. 5:17). Ибо кто таков, тот ежедневно духовно празднует субботу, а кто на самом деле беспокоен и постоянно занят земными делами, о которых написано: «Тяготы мира сделали их несчастными», те не могут обрести покоя, то есть субботы.

Проповеди.

Свт. Филарет (Дроздов)

Помни день субботний, чтобы святить его

Как в христианской Церкви празднуется Ветхозаветный день покоя — суббота?

Суббота, как календарный день недели, в Церкви христианской как большой праздник не празднуется. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста.

Читайте также:  Что значит mamba mentality

Как в христианской Церкви исполняется четвертая заповедь?

В христианской Церкви празднуется через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресный.

С какого времени празднуется воскресный день?

День воскресный празднуется со времени воскресения Христа.

Как говорится о праздновании воскресного дня в Священном Писании?

В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, т.е. христиан, во едину от суббот, т.е. в первый день недели, или в воскресный, для преломления хлеба, т.е. для совершения Таинства Причащения (Деян. 20:7). У Евангелиста Иоанна в Апокалипсисе также упоминается день недельный, или воскресный (Откр. 1:10).

В Ветхозаветной Церкви подразумевались ли и другие дни под именем субботы?

Под наименованием седьмого дня, или субботы, в Ветхозаветной Церкви подразумевались и другие дни, установленные для празднования или для поста, например, праздник Пасхи, день очищения; так и в христианской Церкви следует соблюдать, кроме воскресного дня, и другие, во славу Божию и в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых установленные праздники и посты (Православное исповедание, ч. 3, вопрос 60; ч. 1, вопрос 88).

Какие в Православной Церкви установлены важнейшие праздники?

Важнейшие праздники — это праздники, установленные в память о главных событиях, относящихся к спасительному для нас воплощению Сына Божия и к явлениям Божества; а затем установленные в честь Пресвятой Богородицы как послужившей тайне воплощения. Таковыми являются, по порядку событий, следующие праздники:

День рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября).

День Её введения в храм для посвящения Богу (21 ноября/4 декабря).

День Благовещения, то есть ангельского возвещения Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия от Неё (25 марта/7 апреля).

День Рождества Христова (25 декабря/7 января).

День Крещения Господа и вместе — Богоявления Пресвятой Троицы (6/19 января).

День Сретения (встречи) Господа во храме Симеоном (2/15 февраля).

День Преображения Господа (6/19 августа).

День входа Господа в Иерусалим (за семь дней до Пасхи, в воскресенье).

Праздник Воскресения Христова, Пасха, праздник праздников, предначинание вечного праздника, вечного блаженства.

День Вознесения Господа на небо (в 40-й день по Пасхе, в четверг).

Праздник Пресвятой Троицы, и затем — праздник в память сошествия Святого Духа (в 50-й день по Пасхе, в воскресенье).

День Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа).

День Воздвижения Креста Господа, обретённого царицей Еленой (14/27 сентября).

Какой важнейший пост в Православной Церкви?

Важнейшим постом является Великий пост, или святая Четыредесятница.

Почему Великий пост называется четыредесятницей?

Великий пост называется четыредесятницей потому, что продолжается сорок дней, исключая неделю страдания Христа (Страстную седмицу).

Почему Великий пост продолжается сорок дней?

Великий пост продолжается сорок дней, поскольку Сам Господь Иисус Христос постился сорок дней (см. Мф. 4:2).

Почему положено поститься в среду и пятницу?

Поститься положено в среду — в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание, а в пятницу — в память самих Его страданий и смерти.

Почему положены другие посты в Православной Церкви?

Рождественский и Успенский посты учреждены для того, чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за этими постами праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы; а пост в память святых апостолов — для подражания апостолам, которые постились, готовя себя для дела Евангельской проповеди (Деян. 13:3).

Как следует проводить праздничные дни?

Праздничные дни должно проводить следующим образом: не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; нужно свято хранить их, т.е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию.

Почему в праздничные дни запрещено работать?

Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и Богоугодные дела.

Что следует делать в праздничные дни?

В праздничные дни следует: приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; также и дома заниматься молитвой и чтением или беседами душеспасительными; посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви и служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключённых в темницах и делать другие дела христианской любви.

Следует ли делать то же самое и в рабочие дни?

Такие дела можно делать и в рабочие дни — и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те по крайней мере праздничные дни должны освящать такими делами. Молиться следует обязательно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела.

Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. О четвертой заповеди

Прп. Никодим Святогорец

Ст. 8-10 Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему

Против этой заповеди погрешают те, кто не ходит в церковь в воскресный день, на который перенес Господь ветхую субботу. И потому что Сам Он – Господь субботы (Мф. 12:8), и не подчиняется никому. Потому что в этот день произошло Его Воскресение и обновление всего мира. Кто не ходит в церковь также и в иные Господские и Богородичные праздники, в праздники святых, чтобы слушать божественные словеса. Или идут в церковь, но лишь по привычке, чтобы провести время, не внимая службе, но пустословят и беседуют о своих мирских делах. Кто от безмерного пожелания богатства работает в праздники или заставляет работать других. Кто совершает в эти дни игрища, танцы, пирушки и драки, и подобные неуместные вещи. Кто обучен грамоте, но не читает в праздники священных книг. Те пастыри и предстоятели церквей, кто не поучает в эти дни народ. Кто не дает от своих имений малейшую часть на сбор для нищих, который бывает в праздники, о чем пишет божественный Павел (1 Кор. 16).

Руководство к исповеди.

Блж. Августин

Помни день субботний, чтобы святить его

Так иудеям было заповедано соблюдение субботы телесным образом, как и прочее, в значимых таинствах. Было предписано некое освобождение: то, что означает это освобождение, – делай. Духовное же освобождение – это мир сердца, а мир сердца происходит от ясности благого знания. Значит, тот действительно соблюдает субботу, кто не грешит. Ведь так приказано тем, кому приказано соблюдать субботу: не делайте никакого рабского труда: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34).

…Как будто излишне – говорить христианину о соблюдении субботы. На самом же деле не только не лишне, но и необходимо: ведь это – тень [ср. Кол. 2:17 – прим. ред.]. Суббота удерживает народ от рабского труда – разве нам не запрещается рабский труд? Слушай Господа: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34). Соблюдение субботы – это то же самое, что надеяться на Бога в том, что мы не будем грешить, ведь написано: Бог почил в день седьмой от всех дел Своих (Быт. 2:2). Бог отдохнул – Бог заставляет и тебя отдохнуть. Где потрудился Бог, чтобы отдохнуть, Он, Который все создал Словом?

Проповеди.

Нам не приказано соблюдать субботний день буквально, в качестве отдыха от телесного труда, как его соблюдают иудеи – само их соблюдение… если только не означает некий душевный покой, достойно осмеяния. Отсюда мы справедливо полагаем, что для возбуждения любви, которой мы склоняемся к покою, подходит все, о чем образно говорится в Писании, ибо в Декалоге это только образно предписано, когда говорится о покое, который всегда приятен, но только в Боге является святым и определенным. Однако день Господень заповедан не иудеям, а христианам по причине воскресения Господа, и из-за этого он является праздничным. Ибо души всех святых до воскресения тела находятся в покое, а не в действии, которым одушевляются вновь полученные тела.

Послания.

Лопухин А.П.

Ст. 8-11 Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его

Предписание о субботе было уже известно народу еврейскому (Быт. 2:3; Исх. 16:23 и д.), поэтому оно только напоминается: «помни день субботний», а не объявляется в качестве нового закона.

Израиль должен помнить об освящении субботы (31:13-14; Лев. 19:3, 30; 26:2; Втор. 5:12), т. е. о выделении ее из ряда других недельных дней. Это выделение выражается в том, что шесть из них посвящаются работе разного рода (31:15; 34:21; Лев. 19:3), а седьмой Господу. Шесть первых дней – время заботы о земных нуждах, в седьмой же еврей должен освободиться от погружения в житейские интересы, отрешиться от привязанности к земле. Средством к этому является прекращение всякого дела (Лев. 23:3), – собирания манны (16:26), приготовления пищи в вареном и печеном виде (16:23), сеяния и жатвы (34:21), возжигания огня (35:3), собирания дров (Чис. 15:32), ношения тяжестей (Иер. 17:21), торговли (Ам. 8:5), работы в точилах, перевозки снопов и товаров (Неем. 13:15). Работа запрещается не только самому еврею с семейством, но даже рабу, пришельцу и скоту. В противном случае, т. е. при работе раба, хозяин-еврей невольно бы переносился мыслью к его труду, не отрешился бы, следовательно, от забот о земном.

Основанием для субботнего покоя служит освящение субботы самим Богом (ст. 11): священное не может быть включаемо человеком в круг явлений житейского обихода (31:16-17). По указанию Втор. 5:15, суббота празднуется в также в воспоминание исхода из Египта. Освобождение от рабства было вместе и избранием евреев в народ Божий, теократический, положило начало ему. По идее же теократии Израиль должен служить Всевышнему. Празднование субботы – посвящение ее Богу и служило прямым выражением этой основной идеи ветхозаветной теократии, идеи избрания евреев в народ Божий и вытекающего отсюда служения Господу.

Толковая Библия.

Источник

10 ЗАПОВЕДЕЙ (4 заповедь) Помни день субботний (1 часть)

Введение

Четвертая заповедь, это одна из самых не однозначных заповедей для христиан. Вот как она звучит:

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11)

Сам Бог положил начало памяти седьмого дня в самом начале творения на земле. После Господа, многие пытались сделать этот день особенным.

— Субботники в СССР – день, когда нужно было бесплатно делать добро на благо города или своей организации.

— Конфеты по субботам – традиция шведских семей, при которой детям позволительно есть сладкое только в субботу.

— Шабаш (от евр. шабат) – слово, которое было популярным в советское время. Оно означало окончание работы.

— У древних римлян этот день был днем посвящения Сатурну, отсюда пришло название этого дня в английский лексикон – Saturday. Из-за этого Квакеры (протестантское направление) называют seventh day «Седьмой день»

Но о чем же говорит Божья заповедь?

Помнить, чтобы святить

Слово «Святить» означает отделять.

Почему нужно отделять этот день?

«скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх.31:13) — т.е. это время познания Бога. Суббота (покой) – это лучшее время для познания Господа.

«это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера [десятого дня месяца] празднуйте субботу вашу» (Лев.23:32) – время смирения. Суббота – это своеобразная демонстрация того, что в нашей жизни не все зависит от наших трудов.

Предназначение седьмого дня

Давайте посмотрим глубже на предназначение этого дня. Бог ничего не творит просто так. И поверьте, что Он и седьмой день, на первый взгляд, такой праздный, сотворил далеко не просто так. Все имеет свою цель, в том числе и суббота:

«И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» (Мар.2:27)

Итак, суббота, как и остальные заповеди, была сотворена для человека, другими словами — для пользы человека. Как и остальные заповеди, соблюдение субботы должно быть мотивировано любовью к Господу. Какую же пользу мы можем извлечь из этого дня?

Суббота – время богослужения

«И народ земли будет поклоняться пред Господом, при входе в ворота, в субботы и новомесячия» (Иез.46:3) – Во время хвалы Господу многие проблемы теряют свою силу. Они меркнут пред величием Божьим. Это очень сильное время. Не пропускай его. Используй его.

Суббота – отлепление от рабства

«и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]» (Втор.5:15) – в этот день, не позволяя себе работать, мы демонстрируем свою свободу от темпа, который диктует этот мир; свободу от зависимости от экономических, политических и других кризисов. Суббота – это наше провозглашение свободы от рабства.

Суббота – способ хранить себя от идолов

«за то, что они отвергли постановления Мои, и не поступали по заповедям Моим, и нарушали субботы Мои; ибо сердце их стремилось к идолам их» (Иез.20:16) – регулярное провозглашение Господства в наших жизнях Иисуса Христа через почтение седьмого дня, сохранит нас от идолопоклонства.

Суббота – время жертвы

«А в субботу [приносите] двух агнцев однолетних без порока, и в приношение хлебное две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, и возлияние при нем» (Чис.28:9) – время жертвенности, это время формирование нашего сердца. Оно становиться похожим на сердце того, кто принес всю свою жизнь без остатка в служении людям. Дарите в этот день по-особенному себя для других людей.

Суббота – время радости

«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Ис.58:13,14) – исполнение этой заповеди позволит нам вкусить настоящую радость, которая оказывается, не зависит от угождения своей прихоти. Речь идет о внеземной радости, безусловной радости, независящей от обстоятельств.

Суббота – время делать добро

«Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро» (Матф.12:12) – не знаю как вы, а испытываю особый восторг от осознания того, что был кому-то сегодня полезен. И наоборот. В моем сердце дискомфорт от того, что я сегодня упустил возможность кому-то помочь.

Суббота – время для гостей

«Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним» (Лук.14:1) – гости – это отношения. Отношения – это живительная влага для нашей жизни. Цените отношения. Рождайте отношения. Стройте отношения. Восстанавливайте отношения. Это очень ценно. Т.к. именно ради восстановления отношений и сам Христос пришел на эту землю.

Итак, не пренебрегай седьмым днем. Бог подарил его нам с уникальной целью во благо нам.

Савенок А. В .

Источник

Оцените статью