- Помогите написать анализ отрывка из пр-я «Горе от ума»
- Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит
- Смотреть что такое «Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит» в других словарях:
- Афоризмы, крылатые слова и выражения в комедии Грибоедова «Горе от ума»
- «Зачем же мнения чужие только святы?»
- Читайте также
- Мнения
- Недостатки общепринятого мнения
- Чужие деньги
- Чужие гости
- Идеализация общественного мнения
- Шаг 53 Идеализация общественного мнения
- Ошибка 17. Зависимость от чужого мнения
- 1. Мнения других людей
Помогите написать анализ отрывка из пр-я «Горе от ума»
Вот этого отрывка
Ч а ц к и й, потом М о л ч а л и н.
Ах! Софья! Неужли Молчалин избран ей!
А чем не муж? Ума в нем только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
Вон он на цыпочках, и не богат словами;
Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!
(Обращается к нему.)
Нам, Алексей Степаныч, с вами
Не удалось сказать двух слов.
Ну, образ жизни ваш каков?
Без горя нынче? без печали?
М о л ч а л и н
А прежде как живали?
М о л ч а л и н
День за день, нынче, как вчера.
К перу от карт? и к картам от пера?
И положённый час приливам и отливам?
М о л ч а л и н
По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил.
Взманили почести и знатность?
М о л ч а л и н
Нет-с, свой талант у всех.
М о л ч а л и н
Два-с:
Умеренность и аккуратность.
Чудеснейшие два! и стоят наших всех.
М о л ч а л и н
Вам не дались чины, по службе неуспех?
Чины людьми даются,
А люди могут обмануться.
М о л ч а л и н
Как удивлялись мы!
Какое ж диво тут?
М о л ч а л и н
М о л ч а л и н
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв.
Ей почему забота?
М о л ч а л и н
Я с нею не знаком.
М о л ч а л и н
С Татьяной Юрьевной!!
С ней век мы не встречались;
Слыхал, что вздорная.
М о л ч а л и н
Да это, полно, та ли-с?
Татьяна Юрьевна. Известная,- притом
Чиновные и должностные —
Все ей друзья и все родные;
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам.
М о л ч а л и н
Так: частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.
Я езжу к женщинам, да только не за этим.
М о л ч а л и н
Как обходительна! добра! мила! проста!
Балы дает нельзя богаче.
От pождества и до поста,
И летом праздники на даче.
Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать и весело пожить?
Когда в делах — я от веселий прячусь,
Когда дурачиться — дурачусь;
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
М о л ч а л и н
Простите, впрочем тут не вижу преступленья;
Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?
М о л ч а л и н
При трех министрах был начальник отделенья,
Переведен сюда.
Хорош!
Пустейший человек, из самых бестолковых.
М о л ч а л и н
Как можно! слог его здесь ставят в образец,
Читали вы?
Я глупостей не чтец,
А пуще образцовых.
М о л ч а л и н
Нет, мне так довелось с приятностью прочесть,
Не сочинитель я.
И по всему заметно.
М о л ч а л и н
Не смею моего сужденья произнесть.
Зачем же так секретно?
М о л ч а л и н
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Помилуйте, мы с вами не ребяты,
Зачем же мнения чужие только святы?
М о л ч а л и н
Ведь надобно ж зависеть от других.
Зачем же надобно?
М о л ч а л и н
В чинах мы небольших.
Ч а ц к и й (почти громко)
С такими чувствами! с такой душою
Любим. Обманщица смеялась надо мною!
Вот по такому плану:
1.Вступление.
2.Значение эпизода:
*Характеры (как раскрываются)
*Что нового о героях и отношениях.
*Речь героев.
*Вне сценические персонажи.
3.Место эпизода в произведении.
Источник
Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит
Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит
Слова знаменитого русского актера Михаила Семеновича Щепкина (1788— 1863), ставшие крылатыми благодаря Н. В. Гоголю, который использовал их в своей поэме «Мертвые души» (1842). В одной из первоначальных редакций ее второго тома Чичиков рассказывает некий анекдот, который заканчивается словами: «Не стыдно ли тебе так поступать с нами? Ты все бы хотел нас видеть прибранными, да выбритыми, да во фраках. Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит».
Иносказательно: постарайтесь принять нас такими, какие мы есть, со всеми нашими недостатками, проблемами, заботами. Только в этом случае ваше расположение к нам будет проявлением истинной доброты, настоящего участия (шутл.-ирон.).
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .
Смотреть что такое «Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит» в других словарях:
полюби меня черненьким, а беленьким каждый полюбит — Полюби нас в черне, а в красне и всяк полюбит. Ср. Вот видишь ты погнушался нами! Ты все бы хотел видеть выбритых. Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит. Гоголь. Мертвые души. 2, 2. Чичиков о происхождении этой поговорки … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Чичиков, Павел Иванович («Мертвые души») — Смотри также Отставной коллежский советник. Мужчина средних лет , не слишком толстый, однако ж и не тонкий. Юношей был довольно заманчивой наружности . По словам дам города N., не первый красавец, но зато таков, как следует быть мужчине: будь он… … Словарь литературных типов
Чернышевский, Николай Гаврилович — — сын Гавриила Ивановича Ч., публицист и критик; род. 12 го июля 1828 г. в Саратове. Одаренный от природы отличными способностями, единственный сын своих родителей, Н. Г. был предметом усиленных забот и попечений всей семьи. Хотя и… … Большая биографическая энциклопедия
Источник
Афоризмы, крылатые слова и выражения в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Слова Чацкого (д. 1, явл. 7):
А потому, что патриотки.
Слова Фамусова (д. 2, явл. 5):
А смешивать два эти ремесла / Есть тьма искусников — я не из их числа
Слова Чацкого (д. 3, явл. 3):
А судьи кто?
Слова Чацкого (д.2, явл.5):
Ах, злые языки страшнее пистолета
Слова Молчалина (д. 2, явл. 11).
Ба! знакомые все лица
Слова Фамусова. (д. 4, явл. 14).
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
Слова Чацкого (д. 1, явл. 7).
Бывают странны сны, а наяву страннее
Слова Фамусова (д. 1, явл. 4).
В деревню, в глушь, в Саратов!
Слова Фамусова, обращенные к дочери (д. 4, явл. 14):
В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь
Слова Молчалина (д. 3, явл. 3).
Век нынешний и век минувший
Слова Чацкого (д. 2, явл. 2):
Взгляд и нечто
Слова Репетилова (д. 4, явл. 4):
Влеченье, род недуга
Слова Репетилова, обращенные к Чацкому (д. 4, явл. 4):
Времен очаковских и покоренья Крыма
Слова Чацкого (д. 2, явл. 5):
Всё врут календари
Слова старухи Хлестовой (д. 3, явл. 21).
Вы, нынешние, ну-тка!
Слова Фамусова, обращенные к Чацкому (д. 2, явл. 2).
Где, укажите нам, отечества отцы, / Которых мы должны принять за образцы?
Герой не моего романа
Слова Софьи (д. 3, явл. 1):
Да, водевиль есть вещь, а прочее все гиль
Слова Репетилова (д. 4, явл. 6)
Да умный человек не может быть не плутом
Слова Репетилова (д. 4, явл. 4), который говорит об одном из своих товарищей:
Дверь отперта для званных и незванных
Слова Фамусова (д. 2, явл. 5):
День за день, завтра (нынче), как вчера
Слова Молчалина (действ. 3, явл. 3):
Дистанция огромного размера
Слова полковника Скалозуба о Москве (д. 2, явл. 5).
В оригинале: Дистанции огромного размера.
Для больших оказий
Скалозуб произносит речь относительно планов по «реформе» системы образования в России (д. 3, явл. 21):
Дома новы, но предрассудки стары
Слова Чацкого (д. 2, явл. 5):
Есть от чего в отчаянье прийти
Чацкий, прерывая Репетилова, говорит ему (д. 4, явл. 4):
И вот — общественное мнение!
Слова Чацкого (д. 4, явл. 10):
И дым отечества нам сладок и приятен
Слова Чацкого (д. 1, явл. 7):
Кричали женщины: ура! /И в воздух чепчики бросали
Слова Чацкого (д. 2, явл. 5).
Мильон терзаний
Слова Чацкого (д. 3, явл. 22):
Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь
Слова горничной Лизы (д. 1, явл. 2):
Молчалины блаженствуют на свете!
Слова Чацкого (д. 4, явл. 13).
На всех московских есть особый отпечаток
Слова Фамусова (д. 2, явл. 5).
Не поздоровится от этаких похвал
Слова Чацкого (д. 3, явл. 10).
Нельзя ли для прогулок / Подальше выбрать закоулок
Слова Фамусова (д. 1, явл. 4).
Ну, как не порадеть родному человечку?
Слова Фамусова (д. 2, явл. 5):
О Байроне, ну о матерьях важных
Репетилов рассказывает Чацкому о «тайных собраниях» некоего «серьезнейшего союза» (д. 4, явл. 4):
Подписано, так с плеч долой
Слова Фамусова, обращенные к его секретарю Молчалину, который принес бумаги, требующие особого рассмотрения и подписи (д. 1, явл. 4):
Пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!
Слова Чацкого (д. 4, явл. 14):
Помилуйте, мы с вами не ребята, / Зачем же мнения чужие только святы?
Слова Чацкого (д. 3, явл. 3).
Послушай, ври, да знай же меру!
Слова Чацкого, обращенные к Репетилову (д. 4, явл. 4).
Поспорят, пошумят и разойдутся
Слова Фамусова (д. 2, явл. 5) о старичках-фрондерах, которые придерутся
Пофилософствуй — ум вскружится
Слова Фамусова (д. 2, явл. 1):
При мне служащие чужие очень редки; / Все больше сестрины, свояченицы детки
Слова Фамусова (д. 2, явл. 5).
Привыкли верить мы, / Что нам без немцев нет спасенья
Слова Чацкого (д. 1, явл. 7):
Прошедшего житья подлейшие черты
Слова Чацкого (д. 2, явл. 5):
Рабское, слепое подражанье
Чацкий об обожании всего иностранного:
Рассудку вопреки, наперекор стихиям
Слова Чацкого (д. 3, явл. 22), который говорит о «чужевластье мод», заставляющих россиян перенимать европейскую одежду — «рассудку вопреки, наперекор стихиям».
Свежо предание, а верится с трудом
Слова Чацкого (д. 2, явл. 2):
Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой
Слова Фамусова о московских барышнях (д. 2, явл. 5).
Служить бы рад, прислуживаться тошно
Слова Чацкого (д. 2, явл. 2).
Смешенье языков: французского с нижегородским
Слова Чацкого, который иронизирует над галломанией русского дворянства, которая часто сочеталась с плохим знанием того же французского языка (д. 1, явл. 7):
Счастливые часов не наблюдают
Слова Софьи (д. 1, явл. 4):
Сюда я больше не ездок!
Слова последнего монолога Чацкого (д. 4, явл. 14):
Там хорошо, где нас нет
Разговор Софьи и Чацкого:
Тот скажи любви конец, / Кто на три года в даль уедет
Слова Чацкого (д. 2, явл. 14).
Уж коли зло пресечь, / Забрать все книги бы да сжечь
Слова Фамусова (д. 3, явл. 21).
Ум с сердцем не в ладу
Так Чацкийий говорит о себе в разговоре с Софьей (д. 1, явл.7)
Умеренность и аккуратность
Слова Молчалина, который так описывает главные достоинства своего характера (д. 3, явл. 3).
Ученье — вот чума; ученость — вот причина
Слова Фамусова (д. 3, явл. 21):
Учились бы, на старших глядя
Слова Фамусова (д. 2, явл. 2):
Фельдфебеля в Вольтеры дать
Слова Скалозуба (д. 2, явл. 5):
Французик из Бордо
Слова Чацкого (д. 3, явл. 22):
Числом поболее, ценою подешевле
Слова Чацкого (д. 1, явл. 7):
Что говорит! и говорит, как пишет!
Слова Фамусова о Чацком (д. 2, явл. 2).
Что за комиссия, создатель, / Быть взрослой дочери отцом!
Слова Фамусова (д. 1,явл. 10).
Здесь «комиссия» — от французскоко слова commission, означающего «поручение» (обязанность).
Что скажет Марья Алексевна?
Слова Фамусова — финальная фраза пьесы (д. 4, явл. 15):
Что слово — приговор!
Чтобы иметь детей, / Кому ума недоставало?
Слова Чацкого (д. 3, явл. 3):
Шел в комнату, попал в другую
Фамусов, застав Молчалина около комнаты Софьи, сердито спрашивает его (д. 1, явл. 4): «Ты здесь, сударь, к чему?» Софья, оправдывая присутствие Молчалина, говорит отцу:
Шумим, братец, шумим!
Слова Репетилова (дейст. 4, явл. 4):
Я глупостей не чтец, / А пуще образцовых
Слова Чацкого (д. 3, явл. 3).
Я странен, а не странен кто ж?
Слова Чацкого (д. 3, явл. 1):
► Читайте также статьи критиков о комедии Грибоедова «Горе от ума»:
В. Белинский. «Горе от ума». Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова
В.А. Ушаков. Московский бал. Третье действие из комедии «Горе от ума»
А.А. Григорьев. По поводу нового издания старой вещи. «Горе от ума»
Источник
«Зачем же мнения чужие только святы?»
«Зачем же мнения чужие только святы?»
«Подражая большинству – подражаешь глупым», – утверждал Конфуций. Однажды некий европейский монарх, хромавший на левую ногу, пригласил своих придворных на бал. Придворные из угодничества стали все как один хромать – кто на левую, кто на правую, – всем хотелось хоть как-то польстить королю. Но вот на бал приехал некий граф, который не знал, что король хромает. Разумеется, король тотчас же заметил единственного не хромающего человека на балу. Он подошел к нему и спросил: «А вы что, граф, не хромаете?» Граф был сообразительным человеком и быстро ответил: «Конечно, хромаю, ваше величество, только на обе ноги сразу…»
«Как все» – так выражается посредственность», – заметил Лев Толстой. Неудачники пытаются делать все «как все». Именно поэтому они легко поддаются влиянию окружающих – друзей, родителей, сослуживцев, начальства…
Как говорил герой бессмертной комедии Грибоедова, «помилуйте, мы с вами не ребята! Зачем же мнения чужие только святы?». В одном эксперименте по предварительной договоренности группа студентов в присутствии экспериментатора и нескольких не посвященных в эксперимент людей, также студентов, выполняли очень простые задания. Например, рисовали две линии на доске – одну заметно короче другой, а затем спрашивали (сначала у всех посвященных): какая линия длиннее? И все отвечали, что длиннее короткая линия. Затем доходила очередь и до непосвященных. И что же ответили они? Хоть и не всегда уверенно, но они согласились с большинством, назвав явно короткую линию более длинной!
Проведя подобный эксперимент в нескольких университетах, ученые выявили лишь несколько человек, которые не согласились с мнением большинства и высказали свое мнение, которое расходилось с мнениями других. Именно эти несколько студентов, по отзывам других студентов и учителей, являлись негласными лидерами в студенческих группах или же просто отличались независимым характером.
Как тут не вспомнить слова Люси Малори, предупреждавшей тех, кто хотел бы жить не «как все»: «Общество говорит человеку: «Думай, как думаем мы, верь, как верим мы, ешь и пей, как мы едим и пьем, одевайся, как мы одеваемся, – или будь проклят!» Если же кто не подчиняется ему, то оно превращает жизнь его в ад своими насмешками, сплетнями, ругательствами и бойкотом. Но мужайся!»
Чак Хиллинг в книге «Семена для души» говорит: «Если ты желаешь добиться в жизни новых результатов, тебе придется изменить твоим прежним убеждениям. Невозможно извлечь новые результаты, которых ты еще только желаешь, из старых убеждений, которые ты уже имеешь. К сожалению, многие из твоих представлений о себе самом зависят от того, что, по твоему мнению, могут думать о тебе другие. Чье-то мнение о тебе следует рассматривать исключительно как «интересную информацию к размышлению». И не более. Окончательное суждение о себе самом вправе выносить только ты сам». Обратите внимание: к чужому мнению следует относиться как к «информации для размышления».
Есть такая поговорка: «По мнению собаки, сеять капусту – бесполезное занятие». А вот с точки зрения бабочки, зайца или, скажем, козла, очень даже полезное. Так кто же из них прав?
Ник Оуэн в «Магических метафорах» приводит поучительный случай из биографии Махатмы Ганди, легендарного лидера и вождя индийского национально-освободительного движения. «Однажды Ганди и его спутник вошли в ворота большого города, чтобы распространять учение среди его жителей. Почти сразу же один из последователей Махатмы, который жил в этом городе, подошел к нему и сказал:
– Учитель, вы напрасно потеряете свое бесценное время и энергию, пытаясь проповедовать в этом городе. Здешние люди тяжелы сердцем и сопротивляются изменениям и слову истины. Они глупы и невежественны и не желают ничему учиться. Не тратьте свои дары на них.
Ганди улыбнулся и ответил:
– Я не сомневаюсь, что ты прав.
Несколько минут спустя другой последователь подошел к Ганди и сказал:
– Вы будете радушно приняты в этом прекрасном городе. Люди ждут вас и надеются услышать драгоценные слова учения, исходящие из ваших уст. Они изголодались по знанию и готовы к служению. Их сердца и умы открыты для вас.
Ганди улыбнулся и ответил:
– Я не сомневаюсь, что ты прав.
Тогда спутник Ганди повернулся к нему и с удивлением спросил:
– Мастер, как возможно, что вы сказали нечто одному человеку и совершенно противоположное – другому? Солнце и луна никогда не будут одним и тем же, день не может быть ночью.
Ганди улыбнулся своему другу:
– Я не сомневаюсь, что ты прав. Но ты наверняка заметил, что оба человека изрекали истину, соответствующую их системе ценностей. Первый во всем видит только плохое, второй ищет хорошее. Оба воспринимают мир таким, каким они ожидают его увидеть. Как же мы можем говорить, что человек неправильно воспринимает мир, если он сам выбирает свой опыт и способ восприятия? Ни один из этих мужчин не солгал. Они оба сказали правду. Только не всю».
Вся же правда гласит: «Каждый смотрит на мир сквозь очки, которые лучше всего подходят его глазам». Поэтому каждый человек всегда по-своему прав. Потому что он так это видит, чувствует или понимает.
Любопытный факт: нейробиологи из Гарвардского университета выяснили, что человек пытается угадать о том, что думают другие люди, при помощи того же участка мозга, который за действуется при мыслях о самом (ой) себе. Исследователи демонстрировали студентам фотографии и описания похожих и не похожих на них людей. Затем они просили учащихся ответить на некоторые вопросы (такие, в частности, как «Нравится ли вам пицца с грибами?») и угадать ответы на те же вопросы, которые могли бы дать эти вымышленные люди.
В ходе эксперимента выяснилось, что при попытке угадать мнение похожего на них человека у студентов отмечалась активность в вентромедиальной префронтальной коре – участке мозга, который отвечает за самоидентификацию. В то же время при рассмотрении вопроса о предпочтениях непохожего человека данный участок нижней части лобной коры мозга задействован не был. По мнению ученых, данные результаты свидетельствуют о том, что при вынесении суждений о чувствах и мыслях другого человека мы полагаемся в основном на стереотипы, а это может объяснить причины таких социальных конфликтов, как расизм или расхождения в религиозных убеждениях.
Таким образом, можно сказать, что каждый из нас оценивает других по собственным меркам. А мерки, согласитесь, у всех разные…
В старой индийской сказке рассказывается, как шестеро слепых странников повстречались на дороге с домашним слоном. Слепые, до этого никогда не слышавшие о таком животном, решили подойти к нему поближе и потрогать его. Один из слепых, потрогав хобот, сказал, что слон похож на большую змею. «Нет, – не согласился с ним другой слепой, изучивший ногу животного, – слон похож на столб!» Третий, касавшийся уха, стал говорить, что слон – это мягкая толстая материя. Четвертый, которому достался хвост, возразил, что слон – это что-то похожее на канат… и т. д. В результате слепые едва не подрались друг с другом – каждый считал, что он прав. Их спор остановил погонщик слона, который и объяснил им, что все они правы, и рассказал им, что «змея», «столб», «материя», «канат» и т. п. – все это разные части одного целого.
Все люди – те же «слепые»: каждый говорит то, как он это «видит» или чувствует. Поэтому не тратьте сил на то, чтобы доказывать каждому, почему вы смотрите на мир через другие очки. Как заметил Федор Достоевский, «если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели». Предоставьте другим говорить все, что им вздумается: «Собака лает – караван идет».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Мнения
Мнения Мы предложили читателям этой книги наше ви`дение личной и деловой эффективности и привели массу примеров из жизни. А еще решили попросить нескольких успешных людей – не олигархов и не нобелевских лауреатов – поделиться секретами своей эффективности. И
Недостатки общепринятого мнения
Недостатки общепринятого мнения К несчастью, все поверхностные наблюдения за пионерами рынков и большая часть данных о них содержат три больших ошибки: игнорирование неудач, пионеры-самозванцы и некорректные определения рынков. Причины этих ошибок можно понять. Но они
Чужие деньги
Чужие деньги — Геннадий Викторович, вы знаете какие-то ходы, чтобы быстро ликвидировать это мебельное предприятие и избавиться от долгов?— Я знаю ровно столько же, сколько и его учредители, — отрезал шеф.— А как же вы… — моя реплика была прервана.— … собираюсь
Чужие гости
Чужие гости Еще одной, не менее распространенной трудностью в больших семьях является проблема гостей, которые приходят к одним членам семьи, но не являются желанными для других. Для того чтобы приглашенным не пришлось «наслаждаться» видом недовольных физиономий ваших
Идеализация общественного мнения
Идеализация общественного мнения Еще одна идеализация, которая может блокировать вам возможность зарабатывать деньги, – это боязнь того, «а что скажут обо мне люди?». То есть вы и хотели бы получать доходы, но опасаетесь, что вас посчитают жадным, скупым, эгоистичным
Шаг 53 Идеализация общественного мнения
Шаг 53 Идеализация общественного мнения Выполняя задание предыдущего шага, ты могла выявить у себя новую тему для переживаний – неприятное для тебя мнение окружающих людей. Твои попытки стать «тормозом» могли привлечь к тебе внимание знакомых, ты стала источником их
Ошибка 17. Зависимость от чужого мнения
Ошибка 17. Зависимость от чужого мнения Почему для нас так важно, «что скажут люди»? Зависимость от чужого мнения проистекает все из того же страха остаться в одиночестве, не вписаться в нормы и правила социума и стать изгоем. Жить с оглядкой на других велит нам сильнейший
1. Мнения других людей
1. Мнения других людей Насколько вы считаетесь с чужими мнениями? Есть люди, которых они очень заботят: «Мне очень нравятся эти джинсы, но люди будут смеяться надо мной»; «Я считаю это решение наилучшим, но мой персонал сочтет, что я проявил мягкость»; «Я хотел бы купить эту
Источник