- Какие типы наушников бывают
- По типу конструкции
- Вставные наушники.
- Внутриканальные наушники
- Накладные наушники
- Полноразмерные наушники
- Мониторные наушники
- По конструкции излучателя
- Динамические
- Электростатические (Электретные)
- Изодинамические и ортодинамические
- Арматурные
- По акустическому оформлению
- Закрытые
- Открытые
- По способу передачи сигнала
- Проводные
- Беспроводные
- Мониторные наушники, в чем их особенность и отличия
- Что такое мониторы?
- Для кого предназначены мониторные наушники?
- Линейная АЧХ
- Высокая детализация
- Чувствительность, сопротивление, источник звука
- Конструкции студийных наушников.
- IEM — наушники
- Стоимость
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какие типы наушников бывают
Отсутствие дефицита и широкий ассортимент продукции со всех уголков земного шара привел к массовому заполнению рынка товарами самых различных категорий, качества и уровня. Рынок наушников – не исключение. Ленивый покупатель, приняв опрометчивое решение, легко прощается с деньгами, отдав их за первую же понравившуюся модель. Желания разбираться в вопросе нет, а вследствие чего приобретается продукт, едва ли оправдывающий изначальные запросы. Наличие тысяч различных моделей привела к тому, что покупка тех «единственных и неповторимых» наушников по сложности выбора недалеко ушла от приобретения первого автомобиля.
В сегодняшней статье мы попробуем разобраться в вопросе какие основные категории наушников представлены на рынке, в чем их главные отличия и преимущества.
Перед тем, как рассказать о всех модификациях представленных наушников, я попробую поставить себя на место покупателя, отложившего н-ную сумму и готового приступить к покупке прямо сейчас. Наш покупатель едва ли знаком с особенностью каждой категории наушников, но у него есть немного свободного времени для того, чтобы вникнуть во всю суть вопроса и затем сделать правильный выбор.
По типу конструкции
Среди всего обилия наушников один из главных критериев их деления является тип конструкции. Любой товар мы встречаем по одежке и именно тип конструкции сразу же бросается в глаза.
Вставные наушники.
Этот тип наушников в обиходе чаще называют «пуговками» или «вкладышами». Они вставляются непосредственно в ушную раковину и являются одними из самых распространенных. Общепринятый стандарт был разработан еще в 1991 году инженерами компании Etymotic Research, а прародителями вставных наушников стали используемые в научных центрах аудиологические наушники.
Среди аксессуаров, сопутствующим вставным наушникам, стоит отметить примитивные амбушюры – круглые кусочки поролона.
Их основная задача заключается не только в том, чтобы сделать ношение более комфортным, но и улучшить уровень звукоизоляции.
Внутриканальные наушники
Чаще всего вставные наушники путают с внутриканальными, получившими народное название «затычек» или «вакуумных». Внутриканальные наушники (IEM – In-Ear-Canalphone) устанавливаются прямо в ушной канал. Их посадка в человеческом ухе значительно глубже, чем у вставных наушников.
Конструкция внутриканальных наушников также позаимствована из достижений в области медицины, а прародителем этой категории аудиоустройств стали слуховые аппараты и наушники-мониторы, успешно используемые музыкантами на сцене уже более 20 лет.
Главное отличие внутриканальных наушников от вставных заключается в улучшенной герметизации и концентрации звука. Использование мягких амбушюров позволяет максимально изолировать воспроизведение музыки от посторонних шумов и снизить уровень амплитудных искажений мембраны за счет увеличения звуковой площади.
Еще одной отличительной чертой внутриканальных наушников является наличие широкого ассортимента насадок. Одним словом, видите наушники с характерной мягкой насадкой-носиком – можете быть уверены, что перед вами представитель внутриканальных наушников.
Больное место внутриканальных наушников – передача высокого диапазона частот, проигрывающая гулкому и мясистому басу.
Вывод: вставные наушники или «вкладыши» и внутриканальные наушники – «затычки» – это два разных типа наушников, относящихся к одной категории внутренних ушных наушников.
Накладные наушники
Наушники накладного типа получили свое название не случайно. Их принцип фиксации заключается в закреплении на поверхности уха и прижатии к нему снаружи, а сам источник звука находится за пределами ушной раковины.
В связи с тем, что накладные наушники находятся на ощутимом (по меркам звука) расстоянии от ушного канала, для их полноценного звучания требуется более высокий уровень громкости. Накладные наушники могут иметь различный тип крепления: при помощи заушины, либо при помощи дугообразного оголовья.
Полноразмерные наушники
Идеальными наушниками для домашнего использования по праву считают полноразмерные наушники. Особенность их конструкции – полный охват уха. Качественное звучание подчеркивается хорошей шумоизоляцией. Более того, за счет охвата уха амбушюры создают дополнительное звуковое пространство.
Полноразмерные наушники редко оснащаются складным механизмом, поэтому по части портативности они далеко не лучшие союзники. С целью продвижения полноразмерных наушников на рынок, производители используют псевдокласс наушников близких к накладным, но по характеристикам стремящихся к полноразмерным. Чего не сделаешь ради популяризации. «Демисезонность» в музыке – плохо, поэтому выбирать что-то «между накладными и полноразмерными» не стоит.
Мониторные наушники
Отдельная категория наушников, которые на первый взгляд можно спутать с полноразмерными. Назвать мониторные наушники полноразмерными действительно можно, ведь своими амбушюрами они полностью покрывают ухо. Главные признаки того, что перед вами мониторные наушники: большое, мощное оголовье, немалый вес, толстый, чаще кольцеобразный, длинный шнур и отсутствие какого-либо намека на портативность.
Категория этих наушников предназначается исключительно для звукорежиссеров, но никак не для меломанов. Мониторные наушники имеют широкий частотный диапазон и воспроизводят звук без лишних «украшательств» и пост-эквалайзинга. Другими словами, любимые композиции, которые на протяжении многих лет восторгали вас своим звучанием, в мониторах могут показаться унылыми, скучными и искаженными.
По конструкции излучателя
В зависимости от того, какой источник излучения звука установлен в наушниках их делят на 4 категории.
Динамические
Самый распространенный тип наушников. В их основе используется электродинамический тип преобразования. В части, недоступной покупателю без сторонних инструментов, расположена мембрана к которой подведена катушка с проводом. Под действием переменного тока установленный магнит создает магнитное поле, которое передается на мембрану.
Несмотря на то, что с акустической точки зрения такая конструкция считается самой примитивной и имеет целый ряд недостатков, совершенствование технологий и применение производителями новых решений позволяют назвать динамические наушники, наушниками с хорошим качеством звука.
Электростатические (Электретные)
Наушники, относящиеся к категории устройств класса Hi-End. Вы не встретите их в магазинах бытовой электроники, их нет в широкой продаже. Все из-за высокой стоимости, нижний предел которой составляет 2,5 – 3 тысячи долларов.
Принцип работы электростатических наушников заключается в использовании тончайшей мембраны, расположенной между двумя электродами. Под действием высокого тока мембрана приходит в движение и создает звуковые колебания. Электростатические наушники обладают самым качественным звуком, практически лишенным искажений. Существенным недостатком таких наушников является обязательное наличие внушительного по размерам усилителя.
Изодинамические и ортодинамические
В погоне за качественным звуком громкоговорителей в 1973 в Бюро Патентов США была подана заявка на так называемый излучатель Хейла. Именно это изобретение лежит в основе изодинамических наушников.
В качестве излучаемого элемента используется прямоугольная мембрана, изготовленная из тонкой тефлоновой пленки с алюминиевым напылением в виде прямоугольных полосок. Эта сложная конструкция расположена между двумя магнитами с сильным магнитным полем. Ток приводит пластину в действие и именно эти колебания слышит человеческое ухо. Преимущество изодинамических наушников – высокая точность и внушительный запас мощности (особенно актуален при производстве громкоговорителей).
Разновидностью излучателей Хейла являются ортодинамические наушники. Единственным их отличием является использование круглой мембраны (в изодинамических она прямоугольная).
Арматурные
Арматурные наушники – наушники, которым присуща исключительно внутриканальная конструкция. В их основе используется П-образный магнитопровод, в поле которого расположен якорь со звуковой катушкой. Диффузор прикреплен непосредственно к якорю. В момент, когда на звуковую катушку подается ток, якорь выходит из состояния покоя и приводит в движение диффузор.
Арматурные наушники обладают высоким уровнем КПД при компактных размерах. В силу специфики конструкции излучателя арматурные наушники звучат четче и чище.
Вывод: наушники-вкладыши могут быть динамическими. Наушники внутриканального типа могут быть динамическими и арматурными. Наушники накладного типа представлены преимущественно динамическими моделями. Полноразмерные наушники могут быть динамическими, электростатическими, изо- и ортодинамическими.
По акустическому оформлению
В зависимости от оформления корпуса, в который заключены динамики наушников, их делят на две категории: закрытые и открытые.
Закрытые
Имеют полностью закрытый корпус без характерной перфорированной решетки. Использование наушников закрытого типа позволяет изолировать звук от посторонних шумов.
Одновременно с этим, наушники закрытого типа полностью направляют звук в ушную раковину слушателя, а звук извне практически не слышен.
Открытые
Наушники открытого типа предусматривают размещение динамика в камере, оснащенной прорезями, щелями или драпировкой. Благодаря такому решению открытые наушники имеют «связь с внешним миром».
С точки зрения прослушивания музыки в городском режиме, наушники открытого типа являются более безопасными. Помимо музыки, открытые наушники пропускают и окружающий шум. Использование открытых наушников позволяет избежать эффекта воздушной подушки, который усложняет работу мембраны, создавая дополнительные акустические искажения.
Вывод: независимо от типа конструкции и используемого излучателя, все наушники могут быть как открытыми, так и закрытыми. Определить их тип можно по внешнему виду амбушюров и головки, в которой размещен динамик. «Полуоткрытые» или «полузакрытые» наушники на практике существуют исключительно в воображении маркетологов.
По способу передачи сигнала
В зависимости от того, как именно звук поступает от источника звука до излучателя наушников, они делятся на две категории: проводные и беспроводные.
Проводные
Проводные наушники обладают высоким качеством воспроизведения звука. Несмотря на то, что вся эволюция наушников нераздельно связана с проводом, напрямую подключаемым к излучателю, параллельно с развитием самих наушников совершенствовались и используемые акустические кабеля.
К проводным наушникам могут относиться все вышеперечисленные виды конструкций с различными типами излучателей и акустическим оформлением.
Беспроводные
Решив, что потребитель устал от вечно путающихся проводов наушников, производители решили сделать очередной шаг на пути к комфортному прослушиванию музыки, создав беспроводные наушники.
Существует четыре типа беспроводных наушников: инфракрасные, радио, Bluetooth и Wi-Fi. Представлены на рынке и «гибридные» модели, используя которые пользователь самостоятельно может решить подключать ему провод или воспользоваться всеми преимуществами его отсутствия. Беспроводные наушники практически не применяются при звукозаписи, поскольку имеют незначительную задержку в несколько миллисекунд.
Какие бы наушники не выбрали вы, помните, что главным критерием всегда должно оставаться качество звучания. Как выражаются звукорежиссеры: «Наушники нужно слушать ушами», – и в этом есть неоспоримая истина. Определитесь с тем, как именно планируете использовать наушники, затем – какой стиль музыки считаете предпочтительным и уверенно отправляйтесь в магазин с широким ассортиментом моделей.
Если вы хотите взглянуть на подробную историю развития наушников: от истоков до ультрасовременных моделей, рекомендуем к прочтению материал «Эволюция наушников».
Если хотите узнать о влиянии шумодавов на человека, прочтите «Активное шумоподавление в наушниках и почему от него болит голова».
Источник
Мониторные наушники, в чем их особенность и отличия
Мы привыкли, что если вещь профессиональная, то значит она определенно лучше других таких же. Но всегда ли это так? Достаточно часто в описаниях наушников можно наткнуться на такое словосочетание, как мониторные наушники. При этом в названии моделей могут присутствовать слова «Pro» или «Professional», которые многими воспринимаются как знак качества этих наушников. Так ли это на самом деле и что обозначает надпись профессиональные или мониторные наушники на коробке?
Лень читать? Смотри мое видео:
Что такое мониторы?
Прежде чем говорить о мониторных наушниках стоит сказать пару слов о том что такое мониторы.
Мониторы — это колонки, которые устанавливаются перед музыкантами, направленные на них же. Используются для того, чтобы музыканты могли слышать самих себя при выступлении. Это те самые колонки, впереди сцены, на которые так любят вставать ногами рок-музыканты для большей солидности.
Для кого предназначены мониторные наушники?
Понятие мониторные наушники происходит от «мониторить» или мониторинг, т.е. контроль. В случае же наушников под мониторингом понимается контроль звука при записи, обработке, сведении.
Т.е. такие наушники предназначаются для звукорежиссеров, звукооператоров и других профессий, чья деятельность неразрывно связанна с записью и обработкой музыки и звука. Об этом и свидетельствует надпись профессиональные наушники.
Ну и т.к. такие наушники чаще всего используются в студиях, то за ними закрепилось еще одно название — студийные наушники.
Колонки, используемые на студиях называются студийными мониторами. Их используют для тех же задач, что и мониторные наушники.
Но для того чтобы наушникам гордо называться профессиональными не достаточно просто надписи на коробке. Они должны обладать определенными качествами, которые и отличают их от наушников для музыки или игровых наушников .
Линейная АЧХ
В первую очередь мониторные наушники должны обладать линейной АЧХ. Это очень важный факт при обработке звука. Наушники не должны «красить» звук.
АЧХ наушников Beyerdynamic DT880( черная линия) (взята с сайта www.ferra.ru )
Не самая лучшая АЧХ для мониторных наушников. Завал ниже 100 Гц, два горба на высоких…
Представим, что при записи использовались наушники, у которых слегка приспущены низкие частоты. Как результат, звукорежиссер при обработке записи их(басы) добавит.
Но ведь не все слушатели пользуются точно такими же наушниками. Как результат — у тех, в чьих наушниках низкие частоты и без того приподняты, басы буду с избытком и вероятно будут даже гудеть.
Вообще, нормальные производители аудиотехники всегда стараются, чтобы их аудиоустройства имели линейную АЧХ. Однако в случае наушников, часто их звук делают окрашенным, поднимая низкие и высокие частоты. Делается это чтобы угодить среднестатистическому пользователю.
Так же большинство телефонов достаточно сильно изменяют звук различными улучшайзерами. В качестве знакомого всем примера яркого звука можно привести наушники от яблочной компании.
По этой причине, если использовать мониторные наушники для прослушивания музыки, то многим она покажется более скучной, пресной и, как часто говорят, «стерильной». Тут не стоит ждать долбящих басов или верхов. Их будет ровно столько, сколько запланировал звукорежиссер.
На слух скорее даже покажется, что выделена середина. Т.к. именно она самая слышимая часть диапазона человеческого слуха. Да и у многих мониторных наушников(например у Sennheiser HD380 Pro), зачастую, средние частоты специально приподнимают для удобства работы с вокалом, поэтому вокал, гитара и многие акустические инструменты будут слегка выделены. Что лично мне очень по вкусу.
АЧХ Sennheiser HD 380 Pro (зеленая линия) (взята с сайта personalaudio.ru) Эти наушники считаются одними из эталонных среди мониторных. Горбик 500-2000Гц удобен для работы с вокалом, а полный частотный диапазон 8 Гц-27кГц, АЧХ практически линейна.
Высокая детализация
Студийные наушники должны обладать высоким уровнем детализации. Звукорежиссер должен слышать все, даже самые мельчайшие огрехи в записи. Так же для музыки любой сложности, особенно с большим количеством инструментов, каждый из них должен быть отчетливо различим и локализован.
Поэтому при простом слушании музыки это приводит к тому, что многие мониторные наушники выделяют огрехи звуковых форматов, особенно сжатых, вроде всеми любимого MP3.
Чувствительность, сопротивление, источник звука
В студиях используются стационарная аппаратура, питающаяся от сети и имеющая достаточный запас по мощности. Поэтому перед разработчиками мониторных наушник не стоит задача обеспечения высокой чувствительности.
Для полноценной «раскачки» мониторных наушников, как правило, нужен добротный усилитель, способный обеспечить достаточную мощность. Особенно это касается низких частот. В любом случае обычный телефон не сможет раскачать мониторные наушники, такие как Beyerdynamic dt 770 Pro или Sennheiser HD 380 Pro.
Beyerdynamic dt 770 Pro (
180$) — полноразмерные закрытые студийные наушники.
Показанные выше наушники обладают сопротивлением в 250 Ом, что почти в десять раз больше стандартного сопротивления в 32 Ома. И это частое явление для профессиональных наушников. На более высоком сопротивление можно получить лучший звук. К тому же это меньшая нагрузка для усилителя по току.
У некоторых производителей встречаются по две, а то и три версии одной модели наушников, отличающихся только сопротивлением. Показанные выше наушники от Beyerdynamic существуют в 3 вариантах, с сопротивлением 32, 80 и 250 Ом.
Чем больше сопротивление наушников, тем большее напряжение должен уметь выдать усилитель для наушников, чтобы их раскачать. Большинство портативны х устройств питаются от аккумуляторов, напряжением в 3.6 Вольта, а обеспечить напряжение выше напряжения питания они не могут.
Для примера, для раскачки изодинамических наушников ТДС-5, сопротивление которых около 90 Ом требуется напряжение выше 5-6 вольт в размахе. Поэтому для портатива определенно стоит смотреть в сторону более низкоомных наушников.
Конструкции студийных наушников.
Как правило, мониторные наушники делают полноразмерными, т.е они целиком обхватывают ушную раковину. В таких наушниках можно легко просидеть несколько часов, абсолютно не испытывая никакого дискомфорта. Подробнее о типах наушников читайте в этой статье .
Sennheiser HD 380 Pro(
150$) — полноразмерные наушники, охватывающие всю ушную раковину.
Но понятие мониторные не обязует наушники быть полноразмерными. Накладные наушники Yamaha RH-5MA так же являются мониторными. Об этом даже свидетельствует гордая надпись на коробке и чашах самих наушников. Исходно эти наушники разрабатывались компанией для применения с синтезатором.
Yamaha RH-5MA(
50$) — накладные мониторные наушники с полуоткрытой конструкцией
При этом профессиональные наушники могут иметь как закрытую так и открытую конструкцию. Если наушники используются певцом при записи вокала, то они определенно должны обладать закрытой конструкцией. Иначе микрофон будет улавливать их звук.
А вот звукорежиссеры в студии могут предпочитать открытую конструкцию, т.к. она лучше передает глубину и ширину сцены. Существуют так же и промежуточные модели, например показанные выше Ямахи.
IEM — наушники
Но даже это еще не всё. Сейчас всё большую популярность набирают IEM-наушники. Эта аббревиатура расшифровывается как In-Ear-Monitors, что дословно можно перевести как — внутриушные мониторы.
Это затычки, которые по качеству звука не уступают полноразмерным и создаются для профессиональных целей. Это уже самостоятельная интересная разновидность наушников, которая будет рассмотрена отдельно.
Стоимость
Как правило, цены на студийные наушники довольно кусачие. Оно и понятно, зачастую производителям приходится тратить уйму времени на исследования и идти на сложные дорогостоящие технические решения для достижения желаемых характеристик.
Примером такого решения может быть напыление платины на внутреннюю поверхность купола(центральная часть) диффузора динамика для придания ей большей упругости и прочности.
Другой пример — упомянутые Sennheiser HD 380 Pro, которые имеют довольную сложную систему звуководов, педантично рассчитанную немецкими инженерами, благодаря которой и получается такая линейная АЧХ. Их внутренности можно посмотреть в статье: Разбор и легкое демпфирование Sennheiser HD 380 Pro
Конечно стоимости этих наушников оправдывают себя. Хотя и не всегда усложнение и и удорожание технологии приводит к значительному приросту в звуке. Да и бренд с маркетинговыми расходами оказывают сильное влияние на ценник.
Тут можно предложить альтернативу — малоизвестная китайская компания Superlux , популярность которой растет с каждым днем. Компания специализируется на выпуске высококачественной аудио аппаратуры.
Инженеры берут за основу студийные наушники мировых брендов, и с минимумом изменений, создают собственные модели, максимально приближенные по характеристикам к оригиналам. Ценник при этом уменьшается в 3-5 раз. Отличные бюджетные мониторные наушники HD668b .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мониторными или профессиональными наушниками легко могут пользоваться и простые смертные, готовые выложить требуемую сумму . Так или иначе, для подобных наушников, как и для любых других качественных наушников требуется и качественный источник сигнала. Стоимость которого будет сопоставима со стоимостью самих наушников или даже превосходить ее.
Для портативного использования можно использовать плееры со встроенным усилителем. Правда ценник многих подобных плееров может переваливать трехзначное число. Но у многих производителей есть более бюджетные решения в линейках, например такие как HiFiMan HM-601(250$) или Fiio X3 (230$).
HiFiMan HM-601
Дешевле обойдется покупка плеера и отдельного внешнего усилителя. Но в таком случае придется расплачиваться тасканием бутерброда в кармане и зарядкой уже двух устройств.
В любом случае выбор всегда за вами. Если вы решили прикупить мониторные наушники, то лучше найти способ их послушать. И послушать с того устройства, с которого будите слушать в дальнейшем. При поисках “своего звука”, лучше оперировать не надписью на ценнике и комментариями на форумах, а собственными впечатлениями от услышанного.
Всем хорошего звука!
Материал подготовлен исключительно для сайта AudioGeek.ru
Привет! В этом окошке авторы блогов любят мериться крутостью биографий. Мне же будет гораздо приятнее услышать критику статей и блога в комментариях. Обычный человек, который любит музыку, копание в железе, электронике и софте, особенно когда эти вещи пересекаются и составляют целое, отсюда и название — АудиоГик. Материалы этого сайта — личный опыт, который, надеюсь, пригодится и Вам. Приятно, что прочитали 🙂
Источник