- Расшифровка подшипников по отечественной системе обозначений
- Расшифровка основного условного обозначения (типа подшипника)
- Расшифровка серии ширин и диаметров
- Расшифровка условных обозначений справа и слева от номера
- Маркировка подшипников: условные обозначения и расшифровка
- Основная цифровая маркировка и схема
- Маркировка подшипников по размерам и номерам в зависимости от определения диаметра отверстия с таблицами
- Для первого диапазона
- Интернет магазин подшипников
- Обозначение типов подшипников
- Суффиксы подшипников
Расшифровка подшипников по отечественной системе обозначений
Структура номера подшипника, подлежащего расшифровке, состоит из трех частей — основного условного обозначения, дополнительных знаков слева и дополнительных знаков справа. Рассмотрим на примере и далее подробнее рассмотрим каждую группу.
Пример расшифровки — подшипник 6-180306УС17Ш
Это один из самых распространенных типов, основное условное обозначение его будет 180306, знаки слева (6) — класс точности , знаки справа (УС17Ш) обозначают — специальные требования по шероховатости поверхностей (У), заложенная в изделие смазка (литол-24 кодирует индекс С17), малошумные (Ш).
В некоторых случаях те или иные обозначения опускаются (например, в подшипнике нулевого класса точности без каких-либо особенностей, которые должны кодироваться слева от номера, ноль не пишется).
Расшифровка основного условного обозначения (типа подшипника)
Тип подшипника кодирует четвертая от конца цифра, серию ширин — третья, внутренний диаметр — две последние.
Напоминаем, для того, чтобы определить внутренний диаметр нужно в общем случае (при диаметре от 20 до 500 мм) умножить две последние цифры на 5 — это и будет искомый показатель в миллиметрах. Для подшипников от 10 до 20 миллиметров действует следующая система:
С миниатюрными ( 500 мм) подшипниками массовый потребитель практически не имеет дела, поэтому дабы не загромождать данный материал, то, как расшифровать их размер, мы опустим.
Если внутренний диаметр представляет собой не целое число, а дробное (характерно, к примеру, для роликовых конических подшипников), его округляют до целого.
Далее остановимся на том, как расшифровать по номеру ширину подшипника и отношение наружного и внутренних диаметров хотя бы ориентировочно (это очень сильно влияет на массу подшипника).
Расшифровка серии ширин и диаметров
Расшифровка условных обозначений справа и слева от номера
Дополнительные условные обозначения, проставляемые слева и справа от номера подшипника (основного условного обозначения, указывающего на тип и размеры изделия) представлены в этом материале .
Условные обозначения слева от основного номера подшипника.
1, 2, норм, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Группа радиального зазора. Проставляется перед обозначением класса точности. Нормальный зазор не указывается. Пример: 50-102805К2
Классы точности для шариковых и роликовых подшипников.
Классы точности расположены в порядке ее возрастания. Нулевой 0 класс точности – самый низкий, не указывается на номере подшипника. Пример: 2-3182119 (2 класс точности, наивысший); 66-692504 (первая цифра 6 – группа радиального зазора, вторая цифра 6 – класс точности).
Категория подшипников, к которой относят подшипники классов точности Т, 2, 4, 5. Пример – подшипник А-116Л .
Категория подшипников с одним из дополнитель-ных требований по волнистости, моменту трения, вибрации. Подшипник 3А-176218 – подшипник с доп. требованиями по волнистости и углу контакта.
Категория подшипников с классом точности ниже 5.
То же, что и 2А, 3А и т.д.. но для класса В.
Повышенные требования к моменту трения
Дополнительная группа радиального зазора, отличная от ГОСТ 24810-81. Ставится перед обозначением класса точности. Пример: подшипник Н0-42330 (0 – класс точности)
Обозначение роликовых конических подшипников повышенной точности. Пример: 6У-7307А (6 – класс точности подшипника, У-знак повышенных требований к точности)
3, 5 – степени точности игольчатых роликов в роликовых игольчатых подшипниках без колец (точность 2 не проставляется). Пример: 3КК 72*82*45 Е
НР, 1НР, 3НР, 4НР, 5НР
Знак шарико-роликового (комбинированного) подшипника радиального с двухсторонним уплотнением, с валиком вместо внутреннего кольца. Пример: 5НР17124 (где 17 – диаметр валика, мм, 124 – длина валика, мм). Цифры обозначают конструктивные особенности валика.
Подшипники роликовые игольчатые комбинированные двухстороннего действия. Примеры: 4РИК4075, РИК 3570, РИК 2557 .
Условные обозначения, проставляемые справа от основного номера подшипников .
Подшипники повышенной грузоподъемности (как шариковые, так и роликовые). Примеры: подшипник 7610А
Подшипники повышенной грузоподъемности (шариковые радиальные, сферические двухрядные) с модифицированными дорожками качения и
штампованным сепаратором. Уменьшенная высота бортиков колец. Примеры: подшипник 180205АКС23 (С23 – тип внесения смазки)
АЕ, АБ, АД, АЛ, АКЕ, АКБ, АКД, АКЛ, АКЕ, АЕ1, АКБ2
Повышенная грузоподъемность (первая буква или две – см. выше) и тип сепаратора (вторая буква или третья в случае АК).
Цифра в случае присутствия означает дальнейшие конструктивные изменения.
Обозначение материала сепаратора
Б – Безоловянистая бронза (подшипник 66412Б1,
Г – Массивный сепаратор из черных металлов или чугуна (подшипник 42336 ГМ ),
Д – Материал сепаратора – алюминиевые сплавы (дюраль) (подшипник 86-176226ДТ1),
Е – Сепаратор из пластических материалов (полиамид, текстолит
КМ – Штампованный стальной сепаратор с модифицированными контактами тел качения (подшипники 42315КМ ), может стоять К1М (дополнительные изменения конструкции)
Л – Латунный сепаратор
Конструктивные изменения деталей подшипника.
Либо К – обозначение концентрического стопорного кольца на обойме шариковых однорядных подшипников.
Также К1 – обозначает отверстие и канавку для смазки для игольчатых однорядных и двухрядных подшипников.
Обозначение модифицированного контакта дорожки качения для роликовых подшипников (например, подшипник 2217М ).
Детали подшипника сделаны из высокоустойчивой к тепловому воздействию стали.
Обозначения пластичных смазок, заложенных в подшипники. (Имеются в виду закрытые с обеих сторон подшипники). Смазка ЦИАТИМ-201
обозначения не имеет. Широко распространенная смазка для подшипников Литол-24 обозначается С17 . Например, подшипник 180306 У1С17
Требования к температуре отпуска колец подшипника.
Например, подшипник 1000832 ЛТ1
Ужесточенные требования по радиальному, осевому зазорам, шероховатости покрытия. Например, подшипник 76-360710 УС23
Требования к шумности подшипников. Чем выше цифра, тем более низкошумным должен быть подшипник. Например, 42305АЕ1УШ1
Детали подшипника из нержавеющей стали. Например, подшипник 1000816ЮТ1.
Детали подшипника изготавливаются из стали со специальными присадками.
Детали подшипника производятся из вакуумированной стали.
При подготовке материала по расшифровке подшипников отечественных использовались таблицы из монографии к.т.н. М. Б. Каца, одного из ведущих специалистов отрасли. Для полного и подробного ознакомления с вопросом правильной расшифровки подшипников качения и скольжения российского производства вы можете скачать ее по этой ссылке .
Источник
Маркировка подшипников: условные обозначения и расшифровка
В магазинах и на заводах встречается широкий ассортимент сборочных узлов. Каждый из них предназначен для своей задачи, отвечает ряду требований, а также подходит по размеру к указанным запчастям. В статье дадим расшифровку условных обозначений и номеров подшипников.
Основная цифровая маркировка и схема
Главное, что нужно узнать у продавца, – какая страна изготовила изделия. Дело в том, что принятые нормы и стандарты у российских изготовителей и у зарубежных отличаются. Для первых прописан отечественный знак качества – ГОСТ 3189-89. Он всегда соблюдается, за этим строго следят надзорные службы, так как невыполнение требований производства грозит не только несоответствием заказа (а он может быть и государственный) с итоговым результатом, но и аварийными ситуациями на производстве.
Указанная деталь является одним из очень важных узлов фактически в каждом устройстве, где важны механические вращательные движения. С его деформацией обычно связаны значительные поломки. Поэтому можете быть уверены, что, покупая подшипники с нумерацией, вы полностью можете на нее полагаться.
Сначала будем рассматривать отечественные изделия, так как они более доступны и достаточно надежны, поэтому используются чаще. Выглядят они приблизительно так:
Y – XXXXXX – Z
Любой номер имеет три составляющие:
- Ядро (X). Располагается в центре, представляет собой базу с основными данными о детали. Выражается только цифрами. Шесть знаков обозначают пять показателей. С двух сторон заключается в дефисы.
- Префикс (Y). По названию понятно, что это препозиция, то есть, стоит опознавательный знак в самом начале. Может комбинировать в себе различные знаковые системы. Выражает три взаимосвязанных значения.
- Суффикс (Z). Завершает комбинацию и содержит множество информации. Состоит в основном из букв кириллического алфавита (по российскому ГОСТ), но может уточняться цифрами.
Приведем схему с расшифровкой маркировки подшипников качения (ее ядра)
Х(5) ХХ(4) Х(3) 0Х(2) Х(1)
где под цифрами имеется ввиду:
- диаметр отверстия – о нем более подробно ниже;
- размер серии, то есть габариты – помноженные координаты и их значения;
- тип узла – от 0 до 9, но весь перечень ниже будет представлен в виде таблицы, потому что без нее трудно запомнить эту классификацию;
- конструкция изделия – для этой категории дано очень много кодов, до 99 штук, подробно их перечислять не будем, но укажем, что полностью список находится в документе ГОСТ 3395-89;
- размерная категория – самая начальная цифра отвечает за серию ширин или высот, сильно зависит от радиусов и не всегда может быть проставлена, особенно когда этот показатель нестандартный.
Основные трудности возникают, когда мы говорим о размере внутреннего кольца. Что если он больше 9 мм? Ведь на этот показатель отведена только одна цифра. А что делать, если, напротив, радиус так мал, что помноженный на 2 он не доходит даже до минимальной единицы, чтобы заполнить указанную ячейку номера? Рассмотрим ниже.
Маркировка подшипников по размерам и номерам в зависимости от определения диаметра отверстия с таблицами
Есть 4 категории, согласно которым можно разделить все изделия, классифицировать их:
- 1D – менее десяти миллиметров.
- 2D – больше 10, но не более 20 мм.
- 3D – превыше двадцати вплоть до 499 мм.
- 4D – более 50 сантиметров.
Это разделение прописывает документ ГОСТ 3189-89. Посмотрим подробнее, в чем особенности нумерации.
Для первого диапазона
Самый простой вариант, тогда классическая картина совсем не нарушается. Это для самых небольших деталек – можно проставить цифру от 1 до 9 включительно. Соответственно, указываются только целые значения. Шагом является миллиметр. Если все так хорошо укладывается в правило, то просто записываем диаметр в начальную графу. Помним, что маркировку мы читаем справа налево, так что последнее место является для пользователя отсчетным – здесь и оказывается показатель.
Вторая ситуация, если мы имеем дробь. Сначала прибегаем к общим правилам округления, то есть если после запятой мы имеем 1, 2, 3 или 4, то смело отбрасываем их, а если от 5 до 9, то приписываем на единицу больше. Готовое округленное значение записываем в первую (то есть с конца) ячейку. Вторую заполняем условным обозначением «5» (это показывает, что было использовано дробное число), а третью – нулем. Если левее не будет указываться важной информации, а иногда такое бывает, то и этот «0» можно вычеркнуть. Тогда у нас получается ядро всего из двухзначного числового символа.
Пример: Ø равен 7,68. Пишем сначала 8, а затем спереди приписываем 5 и 0. Получаем — XXX058 или просто 58.
Источник
Интернет магазин подшипников
Международная организация по стандартизации разработала общие требования к основным размерам:
- Метрических радиальных подшипников качения — стандарт ISO 15:1998 (за исключением конических роликоподшипников);
- Метрических радиальных конических роликоподшипников — стандарт ISO 355:1977;
- Метрических упорных роликоподшипников — стандарт ISO 104:2002;
- Для иных серий применяется «европейская» система обозначений.
Обозначение типов подшипников
Идентификационный код подшипника составлен из ряда букв и цифр, имеющих определенное значение, и разделен на три составные части, начиная слева направо:
- Первая часть — конструктивное исполнение подшипника;
- Вторая часть — размерная серия подшипника;
- Третья часть — диаметр отверстия подшипника.
Первая часть условного обозначения отображает конструктивную форму. Данная часть всегда указана в цифровой форме, за исключением цилиндрических роликоподшипников и шарикоподшипников со съемным кольцом.
Вторая часть условного обозначения отображает тип подшипника:
0 Радиально-упорные шарикоподшипники
1 Самоустанавливающиеся шарикоподшипники
2 Сферические роликоподшипники, сферические упорные роликоподшипники
3 Конические роликоподшипники
4 Двухрядные радиальные шарикоподшипники
5 Упорные шарикоподшипники
6 Однорядные радиальные шарикоподшипники
7 Однорядные радиально-упорные шарикоподшипники
8 Упорные цилиндрические роликоподшипники
N Цилиндрические роликоподшипники (за буквой “N” могут следовать еще одна или две буквы, указывающие на конструкцию упорных бортиков цилиндрических роликоподшипников, например, NJ, NU, NUP)
QJ Шарикоподшипники с четырехточечным контактом
Вторая часть условного обозначения отображает размерную серию подшипника: могут определяться и иные размеры подшипника, точнее наружный диаметр и ширина, в соответствии с диаметром отверстия. При одинаковом отверстии и наружном диаметре, подшипник может иметь разную ширину. Поэтому можно условно разделить комбинацию на серию диаметров и серию ширины.
Серия диаметров так же, как и серия ширины, обозначаются целыми числами; оба номера создают размерную серию подшипников. Приступив к определению обозначения слева направо, первый номер указывает на серию ширины, второй — на серию диаметров. Такая комбинация носит называние Размерная Серия, и предшествует код диаметра отверстия. Если тип подшипника предусматривает лишь одну серию ширины, номер ширины не указывается. В состав обозначения Размерной Серии будет входить исключительно цифра, содержащая серию диаметров.
Третья часть отображает диаметр отверстия и включает в себя две цифры, имеющие следующую систему кодирования:
00 = отверстие Ø 10 мм
01 = отверстие Ø 12 мм
02 = отверстие Ø 15 мм
03 = отверстие Ø 17 мм
04 = отверстие Ø 20 мм (точнее 20 : 5 = 04)
05 = отверстие Ø 25 мм (точнее 25 : 5 = 05)
. до:
96 = отверстие Ø 480 мм (точнее 480 : 5 = 96)
Если диаметр отверстия подшипника равен или больше 500 мм, часть условного обозначения, указывающего на Размерную Серию, отделяется косой чертой (/), за которой следует диаметр отверстия, указанный в миллиметрах. Напр. 62/500. В отношении определенного типа подшипников первые две части условного обозначения остаются неизменными, а последняя часть поддается изменениям, точнее часть, определяющая код диаметра отверстия. Неизменная часть условного обозначения, включающая в себя конструктивную форму и размерную серию, обычно называется «серия подшипников».
Тип подшипника | Серия подшипника | Обозначение типов подшипников | Размерная серия |
Однорядные радиальные шарикоподшипники | 618 | 6 | 18 |
619 | 6 | 19 | |
160 | 6 | (0)0 | |
60 | 6 | (1)0 | |
62 | 6 | (0)2 | |
63 | 6 | (0)3 | |
64 | 6 | (0)4 | |
Двухрядные радиальные шарикоподшипники | 42 | 4 | (2)2 |
44 | 4 | (2)3 | |
Однорядные радиально-упорные шарикоподшипники | 719 | 7 | 19 |
70 | 7 | (1)0 | |
72 | 7 | (0)2 | |
73 | 7 | (0)3 | |
74 | 7 | (0)4 | |
Двухрядные радиально-упорные шарикоподшипники | 32 | (0) | 32 |
33 | (0) | 33 | |
Шарикоподшипники с четырехточечным контактом | QJ2 | QJ1 | (0)2 |
QJ3 | QJ1 | (0)3 | |
Самоустанавливающиеся шарикоподшипники | 12 | 1 | (0)2 |
22 | (1) | 22 | |
13 | 1 | (0) | |
23 | (1) | 23 | |
Однорядные цилиндрические роликоподшипники | NU10 | NU | 10 |
NU2 | NU | (0)2 | |
NU22 | NU | 22 | |
NU32 | NU | 32 | |
NU3 | NU | (0)3 | |
NU23 | NU | 23 | |
NU4 | NU | (0)4 | |
Конические роликоподшипники | 329 | 3 | 29 |
320 | 3 | 20 | |
330 | 3 | 30 | |
331 | 3 | 31 | |
302 | 3 | 02 | |
322 | 3 | 22 | |
332 | 3 | 32 | |
303 | 3 | 03 | |
313 | 3 | 13 | |
323 | 3 | 23 | |
239 | 2 | 39 | |
Сферические роликоподшиппики | 230 | 2 | 30 |
240 | 2 | 40 | |
231 | 2 | 31 | |
241 | 2 | 41 | |
222 | 2 | 22 | |
232 | 2 | 32 | |
213 | 2 | 03 | |
223 | 2 | 23 | |
Упорные шарикоподшипники | 511 | 5 | 11 |
512 | 5 | 12 | |
513 | 5 | 13 | |
514 | 5 | 14 | |
532 | 5 | 32 | |
533 | 5 | 33 | |
534 | 5 | 34 | |
Двойные упорные шиарикоподшипники | 522 | 5 | 22 |
523 | 5 | 23 | |
524 | 5 | 24 | |
Упорные сферические роликоподшипники | 292 | 2 | 92 |
293 | 2 | 93 | |
294 | 2 | 94 |
1 — Цифры в скобках в обозначение кода серии подшипников не включены
2 — Цилиндрические роликоподшипники включают серию NJ, NUP, N, NF и NU
Суффиксы подшипников
Z — Односторонняя защитная металлическая шайба для подшипника
ZZ — Двусторонняя защитная металлическая шайба для подшипника
RS — Одностороннее резиновое уплотнение для подшипника
2RS — Двустороннее резиновое уплотнение для подшипника
N — Канавка для стопорного кольца на внешнем кольце подшипника
NR — Канавка и стопорное кольцо на внешнем кольце
M — Латунный сепаратор
MA — Латунный сепаратор центрированный по внешнему кольцу
MB — Латунный сепаратор центрированный по внутреннему кольцу
TN — Усиленный полиамидный сепаратор
P6 — Класс точности соответствует ISO 6
P5 — Класс точности соответствует ISO 5
P4 — Класс точности соответствует ISO 4
C2 — Серия зазоров меньше нормальной
C3 — Серия зазоров больше нормальной
C4 — Серия зазоров больше C3
C5 — Серия зазоров больше C4
Источник