- Аминь — это не конец
- Очень странные церковные слова
- Аллилуйя
- Аксиос
- Аминь
- Вонмем
- Паки и паки
- «Аминь»: что на самом деле означает это слово
- Аминь
- Что означает «Аминь» в конце молитвы и в православии
- Значение и происхождение «Аминь» в разных религиях
- Значение аккламации «Аминь»
- История появления
- «Аминь» в православии
- Что значит слово «аминь» в православии?
- Все о значении слова «аминь»
- Еще немного важной информации о слове «аминь»
Аминь — это не конец
Очень странные церковные слова
Приблизительное время чтения: 2 мин.
На этот раз поговорим о возгласах во время службы. Некоторые мы слышим часто («Аминь», «Аллилуйя»), а некоторые реже («Аксиос»). Пора разобраться, что они означают. Для этого у нас есть рубрика «Очень странные церковные слова». Кстати, «Аминь» и «Аллилуйя» — единственные богослужебные формулы на еврейском языке, которые не стали переводить на церковнославянский или русский язык.
Аллилуйя
Аллилуйя (древнеевр. הַלְּלוּיָהּ, halləlûyāh; греч. αλληλουϊά — «хвалите Яхве», то есть «хвалите Господа») — богослужебный возглас из Ветхого Завета, прославляющий Бога. В современном богослужении обычно повторяется три раза, воздавая честь всем Лицам Святой Троицы. Звучит во время наиболее важных моментов богослужения. Например: малый и великий вход, перед чтением Евангелия, во время Херувимской песни, после причастия.
Аксиос
Аксиос (греч. «достоин») — возглас при рукоположении (поставлении) дьякона, священника или архиерея. Рукополагать может только архиерей, и он первый возглашает «Аксиос!», одевая на ставленника священные одежды, соответствующие его новому сану. Далее возглас подхватывают священнослужители, клир и прихожане. Этим возгласом присутствующие свидетельствуют о высокой нравственной жизни поставляемого и говорят, что человек достоин своего сана.
Аминь
Аминь (от евр. ןאמ, «истинно, верно, да будет», греч. ἀμὴν) — богослужебная формула, которая подчеркивает верность сказанного. «Аминь» обычно стоит в конце молитв, но не означает дословно «конец». Например, Христос часто говорил «Аминь» в начале фразы «Аминь глаголю вам — Истинно говорю вам…». В Откровении святого Иоанна Богослова «Аминь» — одно из имен Бога (Откр 3:14).
Вонмем
Вонмем (греч. Πρόσχωμεν — «будем внимательны») — богослужебный возглас, который произносит дьякон или священник перед чтением Священного Писания или важными моментами богослужения. Таким образом священнослужители акцентируют внимание прихожан во время службы.
Паки и паки
«… миром Господу помолимся», призывает нас много раз за службу священник или дьякон. «Паки и паки» в дословном переводе с церковнославянского — «снова и снова». Так начинается малая ектения — короткая молитва с несколькими прошениями (просьбами) к Богу помочь, спасти, защитить и так далее. После каждого прошения хор поет «Господи, помилуй».
Источник
«Аминь»: что на самом деле означает это слово
Религиозный возглас «аминь» берёт свой исток в еврейском языке, в котором он имеет идентичный корень со словами обозначающими «твердость», «надежность», «постоянство», «вера» и «доверие».Впервые слово «аминь» встречается в тексте Третьей Книги Царств и употребляется в качестве утверждения, одобрения и усиления истинности Писания.
В смысле «да будет так», но без перевода на другие языки, слово «аминь» перешло во все авраамические религии — иудаизм, христианство и ислам.
За долгую историю этого самого распространённого литургического термина существовало несколько случаев его использования. Изначально в ветхозаветном богослужении «аминь» звучало в конце произнесения ответственных клятв, причем для усиления эффекта торжественности священники зачастую использовали это слово удвоенно.
Пророк Исайя, а затем и святой Иоанн Богослов в своих трудах также обращались к слову «аминь», однако в их толковании оно выступало как одно из имён Бога.
До сих пор остается непонятной причина, по которой в некоторых главах Священного писания слово «аминь» начинает, а не завершает поучение. Кстати, такая практика характерна для Евангелий, где «аминь» предвосхищает каждую произнесенную Христом речь, свидетельствуя о её непреложной истинности.
В современной христианской традиции «аминь» завершает любое богослужение, а также произносится в кульминационные моменты при совершении таинств. Словом «аминь» устанавливается своеобразная связь между прихожанами и Господом, произнося его, люди подтверждают, что понимают проповедь священника, и принимают её с согласием.
В данном случае «аминь» выступает в роли своеобразной печати, не зря же именно этим словом заканчивается текст Библии.
В исламе возглас «аминь» раздается после чтения первой суры Корана, а также во время совершения намаза. Мусульмане придают слову «аминь» тот же смысл, что и христиане, а также сходятся с ними во мнении, что произносить его нужно только с чистыми помыслами и душой.
Источник
Аминь
Ами́нь (евр. ןאמ, «истинно, верно, да будет», греч. ἀμὴν) – слово, выражающее утверждение истинности и верности. В еврейском языке это слово имеет тот же корень, что и слова, обозначающие «твердый», «надежный», «постоянный», а также «верить», «доверять».
Слово «аминь» используется в нескольких случаях.
Во-первых, оно произносится в завершении молитвы, проповеди, текста Священного Писания (Евангелий или Посланий), чтения Символа веры и является неотъемлемой частью богослужебной практики, то есть литургической формулой.
Во-вторых, оно встречается в Священном Писании как форма, призванная усилить верность истин Божественного Откровения. В таком значении это слово использовал апостол Павел: «Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да», ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь»» ( 2Кор. 1:20 ). В таком значении это слово использовал Сам Господь Иисус Христос. При этом слово «аминь» часто переводится словом «истинно»: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5:18 ).
Слово Аминь также выступает как одно из имен Божьих в книге пророка Исайи ( Ис. 65:16 – в Синод. пер. – «Бог истины»), подчеркивающее верность Бога. Как имя Божье оно выступает и в Откровении св. Иоанна Богослова: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» ( Отк. 3:14 ).
Слова «аминь» и «аллилуйя» – еврейские слова, оставшиеся не переведенными, попавшие в русский язык практически в неизменном виде.
Аминь
Аминь – («воистину», «бесспорно», «да будет так») – еврейское слово, употребляемое при заключении молитвы, а также для выражения утверждения, одобрения или желания. Заимствованное из Ветхого Завета, слово аминь является, вероятно, самым распространенным («знаковым») религиозным термином, в равной мере близким иудаизму, христианству и исламу. В масоретской еврейской Библии оно встречается тринадцать раз (и еще три раза в добавочных местах Септуагинты – греческого перевода Библии).
Впервые (в аспекте хронологии формирования библейского текста, а не «библейской истории») аминь употребляется в Третьей Книге Царств (1:36), где служит введением к утвердительному ответу, затем переходит в конец речи (в Книге Пророка Иеремии и др.). Такое «заключительное аминь» употреблялось при торжественных клятвах, когда короткое энергичное восклицание производит больший эффект, чем заключительная фраза. В ветхозаветном богослужении аминь (наряду с аллилуйя) в течение персидской эпохи (VI–IV вв. до н. э.) служило ответом народа на славословие священников и левитов. В Новом Завете встречается 119 раз, причем в 52 случаях в значении, неизвестном еврейским Священным книгам, – в начале поучения, без всякой связи с тем, что было сказано раньше (то есть в предшествовавшем поучении).
Формирование христианского богослужения на основе синагогального еврейского, обусловило заимствование аминь в качестве важного литургиического термина. Уже во время Иустина (Юстина) Мученика (сер. II в.) аминь произносилось народом после евхаристической молитвы, громко читаемой предстоятелем (Первая Апология, 65, 67). В широком смысле аминь понимается в христианском религиозном обиходе как «печать», или «слово-скрепа», выражающее волеизъявление молящихся людей, принятие ими ответственности перед Богом и надежду на то, что молитва будет услышана. (В древности на возгласы или призывы совершающего богослужение архиерея или священника отвечал верующий народ, реальный участник богослужения, а не хор, как в настоящее время.) Поэтому оно произносится (или поется) в конце каждой молитвы или священнического возгласа. Этим верующие присоединяются к возглавляющему богослужение предстоятелю, свидетельствуя о своем согласии и (в идеале) о понимании смысла слов произносимой им молитвы. Кроме того, аминь выражает соотносительность служений священника и народа, выявляя диалогический характер христианского богослужения как такового и связывая в одно органическое целое предстоятеля и возглавляемый им «народ Божий». Знаменательно также, что аминь запечатлевает повествование христианской Библии, являясь ее последним словом ( Откр. 22:21 ).
Русский и восточные славянские языки восприняли слово аминь в греческом средневековом произношении (вместо amen, как в западной традиции, ориентированной на древнее произношение, по Эразму Роттердамскому), придав ему значительное богатство производных значений и фразеологизмов, не существовавших в библейском и церковном употреблении.
Лит.: Аминь // Еврейская Энциклопедия. М., 1991; Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. 2‑е изд. М., 1992; Трофимкина О. И. Библеизм аминь в славянских языках // Славистический сборник: В честь 70-летия профессора П. А. Дмитриева. СПб.: СПбГУ, 1998. С. 220–226.
Источник
Что означает «Аминь» в конце молитвы и в православии
Среди русскоговорящих православных верующих слову «Аминь» редко придается особое значение, оно звучит, как заключение молитвы или конец псалма. Мало кто из христиан знает истинную ценность этого выражения, которое одинаково звучит на различных языках.
Значение и происхождение «Аминь» в разных религиях
Удивительный факт, на восточных, западных и славянских языках это слово звучит практически одинаково, кто-то произносит «Амен», другие говорят «Аминь», но при этом остается неизменным смысл. «Амен» означает завершающую истинность утверждения, которую можно понять, как «да будет так», «это верно», «истинно», «несомненно», «бесспорно».
По утверждению Рабби Ханины, мудреца, жившего в эпоху создания Талмуда, аккламация «Амен» возникла, как обетование пребывания в Царстве Небесном после произношения выражения о том, что Бог является верным царем.
«Амен» произошло от слова «Аман», что в переводе означает быть верным, надежным. В еврейском переводе это является торжественным подтверждением обязательства в соблюдении клятвы и соглашения. При написании Псалмов эта эмфаза означала повеление остановиться и внимать. Другими словами, читая послание к Богу, следовало оставить все суетные мысли и внимательно осмыслить сказанное, чтобы получить ответ, следует иметь открытое сердце.
Древнерусские произведения, как правило, оканчивались словом «Истинно», «Амен» произносят мусульмане во время намаза. Это слово в переводе с еврейского языка имеет несколько смысловых комбинаций, его применяют, чтобы подчеркнуть:
«Аминь» в Ветхом Завете означает согласие (3 Царств 1:36), одобрение принятого закона (Втор.27:15) или подтверждение клятвы (Числа 5:22). Иисусова молитва заканчивается этим словом, в посланиях Павла оно означает согласие верующих с восхвалением и благословением всего собрания.
Значение аккламации «Аминь»
- В конце фразы, молитвы, проповеди говорится утверждение истинности, оно в русскоязычных текстах часто заменяют словом «Верно».
- Часто русские писатели и поэты использовали это слово, чтобы подчеркнуть глубину слова «конец». Пушкин писал, что аминь забавам, а у Серафимовича сказано, что аминь человеку.
- В молитвах против нечистых сил это слово звучит, как заклинание, означающее «Рассыпься».
- Интересная трактовка пришла от индуистов, где этот религиозный термин звучит, как «АУМ». Данное восклицание является утверждением человека о том, что в нем находится Божественное присутствие, благодаря которому происходит гармония душевных сил.
- Христиане трактуют его, как имя Бога. Согласно высказыванию Иоанна Богослова (Откр. 3:14), Бог в послании Лаодикийской церкви назван Аминь, свидетелем верным и истинным, началом создания. Этим словом Исайя называет Бога истины.
История появления
Этот литургический термин впервые встречается в Ветхом Завете, в 3 Книге Царств Ванея сказал «аминь» на повеление старого и больного Давида помазать на царя его сына Соломона. Ванея призвал волю Божью на решение царя. Он одним словом как бы запечатал постановление на царствование Соломона. (3 царств. 1:36), утвердив постановление Бога.
Пророк Иеремия (Иер.11:5) также использует слово «Аминь» в качестве Божьей устной печати, когда Всевышний подтверждает свою клятву ввести народ Божий в землю, наполненную реками с молоком и медом. Через пророка Ананию Господь пообещал восстановить царство народа Божьего и вернуть все награбленное Навуходоносором богатство, на что пророк Иеремия ответил запечатывающим словом «Аминь!» (Иер. 28:6), что означает, что сбудутся слова Господние.
Уникальное утверждающее слово, означающее исполнение воли и клятвы Божьей,115 раз начинает или заканчивает текст в Новом Завете.
Важно! «Аминь» используется в молитвах, прошениях, воззваниях, как символ веры, Божьей печати, оно является утверждением, не вызывающим сомнения.
«Аминь» в православии
Этот термин начинает и заканчивает церковные и домашние православные служения, являясь словесной печатью, выражающей готовность христиан нести ответственность перед Богом. Православные священнослужители предостерегают от формального произношения клятв и молитв, чтобы исполнилось просимое в воззваниях к Богу.
Читайте о православной молитве:
Часто этот литургический термин употребляется дважды, чтобы подчеркнуть важность святого послания, именно им заканчивается Библия, это является Божьей печатью на все богодухновенное послание христианам. В конце каждой молитвы христиане просят Творца скрепить Своей печатью молитвенное воззвание.
Важно! Словесную Божью печать произносят священники и прихожане, объединяясь в один характер богослужения, одну церковь, один Божий народ.
Источник
Что значит слово «аминь» в православии?
После каждой молитвы, возглашенной в храме или дома, православные христиане говорят слово «аминь». Но то, что это слово постоянно возглашается, далеко не говорит о том, что все знают и понимают его истинное значение, повторяя просто механично. Если внимательнее изучить словари, найти правила употребления этого слова, то можно сказать о том, что возглашается оно в нескольких случаях, имеет важное символическое значение.
Все о значении слова «аминь»
Слово «аминь», если переводить его с греческого и еврейского языков, будет идентифицировать такие наши понятия, как верность и истинность. То есть слово говорит о том, что все выше сказанное является верным и правильным. Слово «аминь» — это термин, который используется в нескольких случаях, имея свое символическое значение.
Говоря после завершения молитвы «аминь», человек подтверждает, что он завершил свое обращение к Богу и закончил молитву. Возглашается это слово и после чтения Священного Писания, а также многочисленно говорится на Божественной литургии, являясь своего рода литургической формулой.
Слово часто встречается в Священном Писании, где является прямым подтверждением того, что все Божественные истинны, указанные в Библии, являются верными и правильными. Это слово является своего рода усилителем верности Божественных истин. Если внимательно почитать Новый Завет, то можно отследить тот факт, что именно слово «аминь» часто возглашалось апостолом Павлом, а еще слово часто употреблял Сам Христос, подтверждая, что все сказанное Им является достоверным и правильным.
Что же касается слова «аминь», встречающегося в книге Исайи, то оно здесь выступает, как одно из Божьих Имен, подчеркивая не просто верность всего написанного в книге, но и верность Самого Бога.
Среди слов Священного писания, которые с еврейского языка не были переведены, есть и «аминь». В русский язык слово попало практически в неизменном виде.
Еще немного важной информации о слове «аминь»
Слово «аминь» — это термин, распространенный не только в христианстве, но и исламе и иудаизме, оно подтверждает истинность и бесспорность сказанного, потому и возглашается после молитв, чтения Священного Писания, а также в ходе богослужений. В Библии это слово встречается впервые в Третьей Книге Царств, а еще оно использовалось, как завершение торжественных клятв. Слово «аминь» было ответом народа на слова, произнесенные епископами и священниками в процессе Богослужений, что обозначало согласие верных со всеми возглашенными истинами. Если еще глубже вникнуть в суть и историю этого слова, то о нем стоит сказать такое:
- в Новом Завете слово «аминь» встречается 119 раз;
- 52 раза это слово было употреблено в значении, неизвестном еврейским Священным книгам;
- слово «аминь» стало очень важным литургическим термином;
- термин означает, что молящиеся христиане согласны с Волей Божьей, полностью принимают ее, являются ответственными за соблюдение Божьих Заповедей;
- говоря после молитвы слово «аминь», христиане выражают свою надежду на то, что она будет услышана Господом;
- если христианин говорит «аминь» — это значит, что он понимает слова молитвы или Священного писания, полностью принимая их.
Последним словом в Откровении святого Иоанна Богослова является именно «аминь», в очередной раз подтверждая, что все написанное является верным и правдивым.
В богослужениях православной церкви именно слово «аминь» является наиболее часто используемым, поскольку обозначает оно полное согласие со всеми текстами Священного Писания и их достоверность. Это слово имеет для христиан важное значение, поэтому они постоянно произносят его после молитв, полностью соглашаясь с Божьей Волей и ожидая его благословения.
Да, слово «аминь» начали активно использовать и в разных фразеологизмах и фразах, но прямое отношение оно имеет именно к Библии, используясь, как подтверждающий факт всего написанного и провозглашенного. Слово «аминь», как будто печать, подтверждающая достоверность Божьих законов и Библейских истин, поэтому оно очень часто используется православными христианами.
Источник