- Где найти и как отключить платные подписки на сервисы?
- Кирилл Сергеев
- Подписки в приложениях из App Store и Google Play
- Прямые подписки на приложения или сервисы
- Платные сервисы внутри системы (экосистемы)
- Отключение подписок через поддержку
- Отключение подписок через банк
- Заключение
- Мобильные подписки. Как бороться с навязыванием платных услуг
- 💡 Отключение платных подписок разных операторов
- 📳 Законодательство о предоставлении услуг мобильной связи
- 💰 Как должно проводиться подключение платных подписок абоненту
- 👇 Как отказаться от навязанных услуг и вернуть деньги: инструкция
- Оформление претензии
- Как и куда направить
- Срок рассмотрения
- ⚡ Компенсация и бонусы
- ❗ Что делать, если оператор не возвращает деньги. Куда еще можно пожаловаться
- 💫 Запоминаем, как избежать нежелательных подписок и списания денег за них
Где найти и как отключить платные подписки на сервисы?
Кирилл Сергеев
Модель работы сервисов и приложений по подписке – штука для широкой аудитории относительно новая, и ко мне часто обращаются знакомые с просьбой показать, как отключить списания за ту или иную подписку. Иногда даже становится неприятно от подобных способов монетизации: человек скачал условный фоторедактор, согласился на бесплатный триальный период, но то ли по невнимательности, то ли из-за расплывчатых формулировок, а может, и по небольшой глупости не понял принципа работы, думая, что приложение еще дополнительно поинтересуется, снимать деньги или нет. Вспоминает этот человек о подписке в тот момент, когда ему приходит SMS от банка о списании нескольких сотен рублей. “Ладно, – чаще всего думает он, – наверное, я сам дурак и что-то неправильно понял, пойду поищу, где эти списания отключить”. И хорошо, если находит, ведь процесс отключения подписки может быть не так очевиден, как кажется на первый взгляд.
Идею для написания этого материала мне подали сразу два события. Во-первых, я решил навести порядок в своих подписках, так как понял, что как-то много я на них трачусь. Во-вторых, в сети появилась новость о том, что одна из крупнейших платежных систем MasterCard планирует изменить подход к безакцептным списаниям со своих карт. Компания отметила, что идет на такой шаг из-за участившихся жалоб клиентов на автоматические списания. Теперь продавцов обяжут получать дополнительное согласие от клиентов, а также давать подробные инструкции, как отменить подписку перед окончанием бесплатного периода. Более того, продавец, даже получив ваше согласие один раз, будет обязан после каждого списания вместе с квитанцией присылать инструкции по отключению на случай, если подписчик этого захочет. Пока непонятно, как это будет работать, но за такое стремление MasterCard можно только похвалить.
А пока ни MasterCard, ни его коллеги по рынку новшество не внедрили, давайте рассмотрим на конкретных примерах, где и как найти платные подписки, чтобы их отключить. Отмечу, что все сервисы перечислить физически довольно тяжело, поэтому я постараюсь рассмотреть принципы такого поиска, а вы уже по аналогии сможете разобраться если не со всеми, то с 99% сервисов. Приступим!
Подписки в приложениях из App Store и Google Play
Среди моих знакомых наиболее часто встречаются жалобы именно на подписки внутри приложений, как раз связанные с бесплатным пробным периодом. Искать их необходимо в соответствующем магазине приложений: для Android-аппаратов это Google Play, для iOS-устройств – App Store.
Самый очевидный путь как раз на Android:
Google Play – Боковое меню – Мои подписки
Здесь мы можем как отменить подписку, так и изменить способ оплаты, если это требуется.
На iOS путь немного сложнее, но тоже в целом на поверхности (сужу по тому, что знакомые с iOS обращаются чаще, чем с Android):
App Store – Ваша аватарка в правом верхнем углу – Управлять подписками
Помимо отмены подписки, здесь можно изменить ее тип, например, сменить семейную подписку на индивидуальную, годовую или студенческую.
Важно отметить, что таким способом мы можем отменять или редактировать только те подписки, которые были активированы с помощью In-App инструментов App Store или Google Play, а не собственных инструментов разработчика.
Прямые подписки на приложения или сервисы
Если вы совершили подписку не через In-App инструменты, а, например, на сайте того или иного сервиса или приложения, то и искать ее стоит там же – на официальном сайте в личном кабинете или в настройках официального приложения.
Возьмем, к примеру, подписку YouTube Premium: отмена или смена параметров подписки осуществляется в настройках аккаунта.
Аналогично можно поступить и с подпиской Яндекс Плюс (включающей Яндекс Музыку), хотя кнопку управления подпиской здесь пришлось поискать.
Платные сервисы внутри системы (экосистемы)
Есть еще один вид подписок – дополнительные функции операционной системы или оболочки (экосистемы), например, дополнительное место в iCloud, Samsung Cloud и т.п. Управление ими осуществляется в соответствующем меню настроек, как правило, в настройках фирменного аккаунта, под которым работает ваш смартфон. Под рукой у меня в данный момент только iPhone и Meizu, в оболочке которого нет никаких платных функций, поэтому рассмотрим только пример с iOS.
В iOS вне приложений и сторонних сервисов за деньги предлагается только дополнительное место в iCloud, управление которым осуществляется по пути:
Настройки – Аккаунт (первая строчка настроек с вашими данными) – iCloud – Управление хранилищем – Сменить план хранилища.
Здесь мы можем изменить объем своего облачного хранилища или вовсе отказаться от платного места, оставив бесплатные 5 ГБ.
Отключение подписок через поддержку
Выше мы с вами рассмотрели примеры, где можно отменить подписку самостоятельно, пусть и немного поискав заветную кнопку. Но есть и такие сервисы, где разработчики эту возможность не предусмотрели. Ярчайший пример – компания Adobe. Подписаться на её Creative Cloud – раз плюнуть, а вот найти потом кнопку отмены подписки нельзя – ее просто нет. Как ни крути, придется обращаться в техническую поддержку. Если не верите, можете убедиться по ссылке.
Продуктами Adobe я не пользуюсь, но с отменой подписки через техподдержку мне все же пришлось столкнуться, и это был Amazon. Желая заказать оттуда несколько гаджетов на адрес посредника, я решил немного схитрить и оформить триальный период подписки Amazon Prime, который позволил бы доставить мои покупки на склад в течение двух дней. Стоимость годовой подписки (тогда это был единственный вариант) – $99, триальный период – 1 месяц. Итак, я оформил Amazon Prime, заказал гаджеты и после того, как они поступили на склад посредника, зашел в свой Amazon-аккаунт и, как я думал, отказался от Amazon Prime. Каково же было мое удивление, когда спустя 30 дней $99 все равно списались с карты. К счастью, техподдержка без всяких проблем и вопросов отменила транзакцию, вернув средства, но так как покупка осуществлялась с рублевой карты, небольшую сумму на конвертации я все-таки потерял.
В общем, если кнопки отмены подписки найти не удается, то ищите, как обратиться в техподдержку, там вам наверняка помогут.
Отключение подписок через банк
Этот пункт пригодится на тот случай, если подписку не удается отключить ни самостоятельно, ни с помощью технической поддержки, либо когда вы не можете вспомнить, “откуда ноги растут”, и понять, откуда идут те или иные списания.
Единственный способ решить этот вопрос через банк – заблокировать и перевыпустить вашу пластиковую карту. В этом случае старые реквизиты будут заблокированы, и ни один сервис больше не сможет делать безакцептные списания с вашего счета. Кардинально, да, но зато эффективно.
Заключение
Не все сервисы одинаково полезны, равно как и не все сервисы абсолютно бесхитростны к вашему кошельку. Будьте внимательны, читайте все, что написано, и не позволяйте недобросовестным или просто хитрым разработчикам лезть к вам карман. А ликбез для этого я вам провел.
Источник
Мобильные подписки. Как бороться с навязыванием платных услуг
Клиенты сотовых операторов вправе обжаловать нежеланные подписки и вернуть списанные денежные средства. Расскажем, как это сделать по закону и обезопасить себя в дальнейшем.
💡 Отключение платных подписок разных операторов
Платные подписки – это разнообразный контент, доступ к которому открывается на возмездной основе. Это может быть текст, видео, изображения, программы, гороскопы, фильмы и сериалы, рассылаемые по СМС, ММС или через интернет.
На оплату подписки ежедневно (ежемесячно) списываются деньги со счета клиента. Предоставлять подобные услуги может как сотовый оператор, так и контент-провайдер (партнер сотового оператора).
При списании денег в счет платной подписки обычно никакой информации не поступает и клиент может узнать о пропаже денег со счета в самый неподходящий момент.
Узнать о наличии платных подписок можно:
- в личном кабинете;
- заказав детализацию по счету, например, через колл-центр.
Для уточнения информации о наличии платного контента можно воспользоваться USDD-запросом. В зависимости от оператора нужно набрать:
- в «Мегафоне» – *583#;
- в МТС – *152*2# (пункт «Мои текущие подписки»);
- в «Билайн» – *110*09#;
- в «Теле-2» – *189#.
Если платные подписки были обнаружены, то первоначально следует обратиться к оператору сотовой связи для их отключения:
- В «Мегафоне» пользователь может пожаловаться на платный сервис по телефону службы поддержки 8-800-550-05-00.
- В МТС для работы с обращениями граждан и жалобами действует номер 0890.
- В Билайне действует служба поддержки 0611, где можно оставить жалобу.
- В Теле2 для этих целей есть номер 611.
Также отключить платные подписки можно в личном кабинете абонента.
📳 Законодательство о предоставлении услуг мобильной связи
Услуги мобильной связи предоставляются на основании ФЗ «О связи» №126-ФЗ. Для подключения платной услуги оператору необходимо удостовериться, что на это есть свободное волеизъявление. Если подписку навязали, то необходимо требовать возврата денег.
При защите своей позиции о нежелательности платных подписок клиенты могут опираться на ст. 16 Закона о защите прав потребителя. Здесь подчеркивается, что исполнитель не вправе оказывать платные дополнительные услуги без согласия покупателя. Потребитель может потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.
В процессе обращения в суд или обжалования действий оператора в Роспотребнадзоре пользователь услуг сотового оператора может ссылаться на нормы Гражданского кодекса. По п. 1 ст. 450 этого нормативного акта изменение договора с оператором, а также изменение состава оказываемых услуг допускается только по соглашению сторон. Такое соглашение может иметь форму, например, дополнительного соглашения к договору на предоставление услуг мобильной связи или определенных действий абонента – например, отправки клиентом СМС или запроса.
💰 Как должно проводиться подключение платных подписок абоненту
Как подчеркивалось выше, для подключения платных подписок необходимо заручиться согласием клиента.
Обычно платные подписки появляются у абонентов без подписания каких-либо документов: они могут просто нажать кнопку «Продолжить», «Смотреть», «Играть», нажать на понравившуюся картинку и пр. Операторы сотовой связи в ответ на претензии пользователей часто отвечают, что нажатие кнопки может свидетельствовать о согласии абонента подписаться.
На самом деле судебная практика говорит об обратном. Суды настаивают, что абонент должен явно выразить свое согласие с условиями оферты. В частности, его обязаны проинформировать о тарифах и счете, с которого будут списываться деньги. Нажатие кнопки таким абонентом согласием не является.
Абонент может выразить свое согласие на оформление платной подписки:
- Набором специальной USSD-команды.
- Набором номера телефона контент-провайдера.
- Исходящим СМС-сообщением на номер контент-провайдера.
Если одно из вышеперечисленных условий отсутствует, у абонента высоки шансы на взыскание с оператора списанных сумм за платный контент.
👇 Как отказаться от навязанных услуг и вернуть деньги: инструкция
Если потребитель услуг не оформлял платную подписку, и с него незаконно удержали денежные средства, то он может вернуть понесенные расходы. Для возврата денег за платную подписку необходимо придерживаться следующего порядка действий:
- Позвонить в колл-центр для отказа от платной подписки.
- Написать претензию оператору.
Оформление претензии
Претензия имеет письменную форму и составляется в свободной форме. В ней необходимо прописать следующие сведения:
- ФИО абонента;
- номер телефона;
- наименование оператора сотовой связи;
- сведения о платной подписке, которая была подключена в обход закона;
- денежная сумма, которая была списана со счета абонента;
- информация об обращениях абонента к оператору и результатах рассмотрения жалоб (например, о том, что клиент обращался в службу поддержки, но его запрос не был обработан);
- требования абонента: возврат денежных средств в указанном размере;
- дата и подпись.
В претензии можно подчеркнуть, что при отказе в удовлетворении требований клиент намерен отстаивать свои интересы в Роспотребнадзоре или в суде.
К претензии следует приложить документы, подтверждающие изложенные обстоятельства:
- копия паспорта;
- копия договора об оказании услуг связи или иного документа, удостоверяющего подписание договора (квитанция, опись вложения и пр.);
- документы о полученном ущербе (например, детализация, подтверждающая списание по счету).
Образец претензии на навязанные платные услуги можно скачать здесь и посмотреть здесь.
Как и куда направить
Претензию можно передать лично в офис оператора или направить почтой заказным письмом. Уточнить адрес для отправки корреспонденции можно на сайте сотового оператора или по телефону горячей линии.
При отправке претензии нужно учитывать сроки давности: пожаловаться на нежелательную платную подписку следует не позднее 6 месяцев после оказания платной услуги связи или выставления счета за нее (на основании ст. 55 ФЗ «О связи» 126-ФЗ).
Срок рассмотрения
Претензия должна быть зарегистрирована оператором не позднее рабочего дня, который следует за днем ее поступления.
На рассмотрение жалобы клиента оператору отводится не более 30 дней, после чего клиента информируют о результатах в письменной форме – на бумажном носителе или в электронном виде.
⚡ Компенсация и бонусы
От оператора сотовой связи можно потребовать полностью компенсировать расходы на оплату платного контента.
Также клиент может попросить дополнительные бонусы за причиненный ему вред: безлимитный интернет, скидку на оплату услуг сотовой связи и пр.
В судебном порядке абонент вправе запросить компенсацию морального вреда, потребовать выплату процентов за незаконное пользование чужими средствами, пени за просрочку в погашении задолженности и штрафа за отказ оператора добровольно удовлетворить требования.
❗ Что делать, если оператор не возвращает деньги. Куда еще можно пожаловаться
По результатам обработки обращения оператор сотовой связи может:
- удовлетворить требования и вернуть потраченные средства;
- предложить компенсировать лишь часть расходов;
- выдать отказ.
Если оператор сотовой связи отказывается возвращать средства, то клиент может обратиться:
- с претензией в Роскомнадзор (в подразделение по месту подписания договора или оказания услуг сотовой связи);
- с исковым заявлением в суд.
Стоит понимать, что Роскомнадзор не вправе обязать оператора компенсировать затраты на платные подписки. Но он может провести законность действий компании и выписать ей штраф за нарушение законодательства «О связи». Операторов чаще всего привлекают к штрафам по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях за предпринимательскую деятельность с нарушением требований, предусмотренных выданной лицензией.
В жалобе в Роскомнадзор в требованиях нужно изложить просьбу проверить законность деятельности оператора сотовой связи, в образце искового заявления в суд – компенсировать причиненный ущерб.
Образец жалобы в Роскомнадзор можно скачать здесь. Образец искового заявления в суд можно посмотреть здесь.
💫 Запоминаем, как избежать нежелательных подписок и списания денег за них
В завершение представим несколько способов обезопасить себя от платных подписок:
- Избегать сомнительных сайтов с бесплатными играми, сериалами, аудиокнигами и пр.
- Не оставлять свой телефон на непроверенных сайтах.
- Отслеживать баланс своего телефона, заказывать детализацию звонков.
- Подключить услугу, запрещающую прием СМС с коротких номеров. При этом услуга не блокирует полезные номера: например, СМС от банков и соцсетей, почтовых сервисов и пр. Подключить услугу можно через личный кабинет или колл-центр, приложение, салон-магазин, специальный запрос. Для «Мегафона» необходимо набрать *105*801#, для «Теле-2» – *931#, для МТС – *984#. В «Билайне» услуга «Запрет контента» отменена с 2014 года, но при платной подписке оператор присылает клиенту уведомление о ее стоимости.
- Подключить услугу «Контентный счет». Суть услуги состоит в следующем: для оплаты дополнительных услуг и постороннего контента создается второй счет. Деньги за подписки будут списываться со стороннего счета (если на нем будут средства), а основной счет для оплаты услуг связи останется неприкосновенным.
Источник