- Владимир Даль — Что значит досуг: Краткое содержание
- Читательский дневник по сказке «Что значит досуг» Даля
- Сюжет
- Отзыв
- Даль «Что значит досуг», как составить план с сказке?
- Энциклопедия сказочных героев
- понедельник, 5 июля 2021 г.
- Даль В. «Что значит досуг»
- Конспект урока по родной литературе на тему «Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Сказка «Что значит досуг?» «
Владимир Даль — Что значит досуг:
Краткое содержание
Святой Георгий Храбрый, защитник животных, дал им всем на день по заданию. Но медведь умаялся, не умея таскать колоды как надо. Серый волк землянку так и не вырыл, заскучал без добычи. Лисичка-сестричка кур съела, а про перья на подушки и думать забыла. Кошка вместо вязанья отвлекалась на мышей. Козел не бритвы острил, а целый день прохлаждался, еще и вину свалил на другого козла, что тот мешал. Коровушка тоже все ела да жевала, прясть было некогда.
Журавль день по сторонам глядел, зубочисток не наделал. Гусь оправдался, что тетерев не глину топтал, а просто землю. Вот он горшков и не слепил. Баба-птица поймала всего несколько рыбок, устала. Дятел зря деревья долбил, а валежника не собрал. Воробушек солому таскал, но себе в гнездо, и только. Зато пчела и мед собрала, и соты построила, и раньше всех с делами управилась. И не жаловалась на «недосуг» (что некогда было или ей мешали).
Читательский дневник по сказке «Что значит досуг» Даля
Сюжет
У святого покровителя животных Георгия Храброго нашлось дело до вечера для всех. Но медведь, волк, лиса, кошка, козел, корова, журавль, гусь, тетерев, баба-птица, дятел и воробей ничего не сделали, потому что отвлекались, не знали, как надо за дело взяться, ели, и жаловались, что им кто-то мешал. Одна пчела все успела, мед собрала, и не валила вину на «недосуг» (что кто-то или что-то ей мешали).
Отзыв
Сказка о трудолюбии и лени, честности и вранье. Героям было «недосуг» (не до этого, нашлись дела поинтересней) выполнять задания своего покровителя. Одни нашли причины отлынивать от работы (козел с коровой), другие не умели взяться за дело правильно (медведь, дятел). К каждому делу нужна смекалка.
Пчелка доказала, что задание было выполнимым и нетрудным. Она честно, с умом и удовольствием трудилась, и все получилось. Сказка учит трудиться, не сдаваться, быть настойчивым, находчивым, прилежным, правдивым, терпеливым, не терять время зря, не лениться, винить себя, а не других.
Источник
Даль «Что значит досуг», как составить план с сказке?
Владимир Даль «Что значит досуг» план
Какой план можно составить к сказке?
План для пересказа как написать?
Полезную сказку написал Владимир Иванович Даль. Но в этой сказке очень трудные незнакомые современным детям слова. Давайте составим план к этой сказке, чтобы легче было пересказывать ее на уроке.
1). Георгий Храбрый дал задания животным:
- медведю колоды срубом сложить,
- волку — землянку вырыть,
- лисе — пух собрать на три подушки,
- кошке — связать три чулочка,
- корове — шерсти напрясть,
- журавлю — зубочистки сделать,
- козлу — бритву направить,
- гусю — три глиняных горшка сделать,
- птице-бабе — рыбы наловить,
- пчеле соты построить и меда принести и так далее.
2). Никто из животных с заданиями не справился: медведь сруб не сложил, волк землянку не вырыл, лиса пух не нащипала, кошка за мышами бегала и чулки не связала, баба-птица рыбу в свой зоб сложила, воробей с соседом дрался, корова всё жевала, дятел дров не принес, тетерка глины не намесила, в общем никто не справился с работой.
3). Только одна пчела внимание не рассеивала, а делала свое дело — соты слепила, меду принесла.
Наверно то, что Владимир Даль станет интересоваться богатством русского языка было определено еще до его рождения. Отец Владимира Даля был известным, а значит, отличным лингвистом. Известным самой Екатерине II.
Сам Владимир Даль юным мальчиком был зачислен в кадетское морское училище. Его карьера должна была сложиться на Черноморском флоте. Во время своей службы он и занялся составлением своего знаменитого словаря. Работа над словарем шла не быстро, да и основное время занимала все же служба на флоте. Работа над словарем заняла 53 года.
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля содержит 200 тысяч слов, 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок и присловий. Подготовить к изданию и опубликовать свой труд, Даль смог, когда вышел в отставку.
Источник
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
понедельник, 5 июля 2021 г.
Даль В. «Что значит досуг»
Жанр: сказка о животных
Читайте краткое содержание других сказок Владимира Даля:
Главные герои сказки «Что значит досуг» и их характеристика
- Георгий Храбрый. Повелитель зверей. Неумелый начальник.
- Звери. Действовали сообразно своим наклонностям.
- Пчела. Работящая и терпеливая.
План пересказа сказки «Что значит досуг»
- Задания зверям.
- Медведь и сруб.
- Волк и ямы.
- Лиса и перья.
- Кошка и мыши.
- Прочие звери.
- Пчела.
Кратчайшее содержание сказки «Что значит досуг» для читательского дневника в 6 предложений
- Георгий дал зверям задания на день.
- Медведь не смог собрать сруб.
- Волк рыл много ям, но землянку не вырыл.
- Лиса съела птицу, а кошка гоняла мышей.
- Всякий зверь занимался тем, что умел и любил.
- Только пчела натаскала мёд и сделала соты.
Главная мысль сказки «Что значит досуг»
Чтобы был результат, нужен толковый руководитель.
Чему учит сказка «Что значит досуг»
Сказка учит думать головой, прежде чем раздавать другим задания. Учит правильному планированию работ. Учит тому, что только настойчивость может принести хороший результат.
Отзыв на сказку «Что значит досуг»
Мне понравилась эта сказка, в которой рассказывается о том, что плохое руководство никогда не добьётся нужного результата. Георгий не стал учитывать возможности и склонности зверей, он надавал им заданий, и не стал контролировать сам процесс. В итоге только пчела, которой поручили именно её дело, справилась хорошо, натаскала мёда. А те звери, кому дали непонятные задания ничего не сделали. Этот случай должен послужить Георгию серьёзным уроком.
Пословицы к сказке «Что значит досуг»
Источник
Конспект урока по родной литературе на тему «Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Сказка «Что значит досуг?» «
Тема: Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Сказка «Что значит досуг?» Подготовка к PISA
Цель урока: изучение особенностей сказок В. Даля.
1. Организационный момент
2. Вступительное слово
После 53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.
История создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.
Последние же слова были занесены в словарь незадолго до смерти Владимира Ивановича. Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и профессиональные термины.
Под псевдонимом «Казак Луганский» Далем была написана и опубликована первая книга. Книга под названием «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» увидела мир в 1832 году. После того, как ее изъяли из продажи, рукописный вариант произведения был подарен Далем Александру Пушкину, чему последний был несказанно рад. Свои пять «Русских сказок», представлявших вольную обработку народно-сказочных сюжетов, Даль выпустил в свет в 1832 г. под псевдонимом Казака Луганского. Сборник сказок вышел под названием «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским».
3. Работа по теме урока
А.С.Пушкин так отзывался о сказках Даля:
“…Нам ещё учиться надобно у народных сказок. Советую вам почитать Казака Луганского, это псевдоним господина Даля. Он народные русские сказки записывает и обрабатывает для детского чтения, и сам сочиняет, так в народных сказках этих – бездна поэзии!”
— Что значит записывать сказку?
— Ребята, как вы понимаете, что такое обработка сказок?
(Обработка сказки — это литературный пересказ, грамотное изложение народной сказки).
— Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.
Учащиеся записывают в тетрадях цепочку появления сказки.
(Народ сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).
— В. Даль считал сказку чрезвычайно нужной, ибо она укрепляет моральное чувство, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетическое чувство. Рассмотрим это на примере сказки «Что значит досуг».
— Чтение учащимися сказки по ролям.
Комментарии для учителя
Сказка начинается с того, что Георгий Храбрый дает задания лесным и домашним жителям на день — медведю, волку, лисице, журавлю, кошке, гусю, дятлу, тетерке, воробью, бабе-птице, корове, козлу, пчеле.
А когда пришел час отчета, никто, кроме пчелки, и не смог показать оконченную работу: медведь без толку колоды ворочал, волк так и не вырыл нору, корова жевала жвачку, кошка мышей ловила, а не вязала чулок, лисица утят ела, а не собирала пух и так далее. Все они отвлекались от задания, увлекались другими делами и ничего не сделали. Недосуг им был работой заниматься.
И лишь одна пчелка делала свое дело, делала на совесть. Она с заданием справилась только одна.
Эта сказка учит тому, что нужно делу посвящать свое время, а не урывками его делать. А отдыхать хорошо после работы. Тогда и результаты хорошие будут. В этом и есть главная идея сказки.
— О чем эта сказка?
— Какова главная мысль?
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение к нему создаются различными средствами. И среди них — использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
4. Анализ сказки «Что значит досуг?»
Работа с таблицей. Учащиеся находят и подчеркивают ключевые слова, характеризующие героя. Заполняют колонку «Характеристика героя»
Михайло Потапыч, медведь
«.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился. да еще было и лапу себе отдавил. »
«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует. что нет там ни бычка зарытого. да опять на новое место перейдет»
«. надушила кур. да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»
«. и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, . покою не дают. »
«. бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось. »
«- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»
«. жвачку жевала. да за отрубями к посудомойке — и день прошел».
«. пять десятин пашни перемерял, . — так работать некогда было»
«. принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»
«- Так, — говорит, — и не стало делового часу»
«Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой . да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»
— Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?
В описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют
подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.
— С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему герою?
— Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной оценки:
а) уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка, кошечка, коровушка);
б) пренебрежительными (кошурка).
Для описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (кошка-домоседка, козел-бородач).
— Что делает язык сказки выразительным?
(Использование эпитетов (шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным. Употребление в сказке слов и выражений из общенародного языка (сложить срубом, серники, макитра и др.) создает живые картины, где действуют фольклорные персонажи.)
Творчество В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка и любовью к простому народу. В современных условиях в этом видится долг памяти по отношению к великому сыну России — Владимиру Ивановичу Далю.
7. Домашнее задание. Текст стихотворения П.А. Вяземского «Первый снег».
В.И. ДАЛЬ. СКАЗКА «ЧТО ЗНАЧИТ ДОСУГ?»
Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш (до окончания дела. — Ред.), до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом (в виде стен. — Ред.); волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников (спичек. — Ред.) наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру (широкий горшок. — Ред.) слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице (пеликану. — Ред.) приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.
Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?
Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.
Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.
Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.
Кошечка наша усаживалась подле слухового окна (чердачного. — Ред.), на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки (вязальные спицы. — Ред.) растаскала.
Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:
— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.
Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.
Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.
Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.
— Так, — говорит, — и не стало делового часу.
А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую (утоптанную. — Ред.) дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.
Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису (карман. Ред.), в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.
Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.
Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.
Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник