План избиения младенцев что значит

«ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ»

«ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ» — название иконографии возникло на основе текста Евангелия от Матфея, сообщающего о приказе царя Ирода, разгневанного тем, что волхвы не рассказали ему о местонахождении Младенца Христа, «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 16).

Изображение этого события появилось после установления в первой половине V века почитания невинных Вифлеемских младенцев как мучеников. Композиции, как правило, не имеют четкой схемы. Может варьироваться число участников, действия, позы и жесты персонажей. Помимо царя Ирода, его воинов, женщин и детей в композицию иногда включались еще несколько сюжетов из различных литературных источников. Это апокрифические рассказы Иакова Протоевангелия о праведной Елисавете, которая с младенцем Иоанном спряталась в горе от преследовавшего ее воина, и об убийстве по приказу царя Ирода в храме между алтарем и жертвенником праведного Захарии. Пророчество Иеремии, упомянутое апостолом Матфеем: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер 31. 15) иллюстрируется в композиции «Оплакивание Рахилью своих детей». Апокрифические рассказы о спасении Нафанаила (Ин 1. 46-49), которого мать спрятала от воинов Ирода под смоковницей, легли в основу изображения жены и младенца под деревом. 9-е Слово святителя Иоанна Златоуста из «Гомилий на Евангелие от Матфея» (PG. 57. Col. 175-184), 38-я гомилия Григория Богослова и рассказы из Миней-Четьих под 29 декабря стали источником изображения страдания младенцев и горя матерей. Сцена «Избиения младенцев» могла представлять самостоятельный сюжет и входить в развернутые композиции «Рождество Христово».

Один из первых памятников ранневизантийского искусства со сценой «Избиения младенцев» — мозаики триумфальной арки церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440 годы). Слева на престоле изображен царь Ирод, отдающий приказание воинам убивать младенцев. Воины в одежде римских легионеров готовы выполнить приказ, один из них протягивает руку в сторону стоящих справа женщин с распущенными волосами; на руках они держат младенцев. Самой сцены убийства нет. В дальнейшем в композиции прибавилось драматизма, за счет сокращения числа участников сцена превратилась в показ кровавого убийства. Так, на рельефе саркофага из Трира (V век, церковь святого Максимина: Покровский. С. 239) один солдат замахивается младенцем, схватив его за ногу, другой держит ребенка, вырванного из объятий матери; на рельефе оклада Евангелия (около 460 года, Сокровищница кафедрального собора, Милан) та же композиция дополнена изображением младенца на земле под ногами воина, а также появились фигуры женщин с раскинутыми руками, горюющих о своих детях. На миниатюре из Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I.56. Fol. 46, 586 г.) сцена изображена по сторонам таблицы канонов: слева — царь Ирод с 2 сановниками, справа — палач с поднятым мечом в правой руке, держащий за ногу младенца, которого пытается отнять мать. Из головы младенца течет кровь.

Читайте также:  Что значит убеждать людей

В искусстве средневизантийского периода сцена «Избиения младенцев» стала очень распространенной: рельеф слоновой кости (начало IX века, Бодлианская библиотека); рельеф слоновой кости (середина IX века, Национальная библиотека Франции); миниатюра в Сакраментарии Дрого (Paris. lat. 9428. Fol. 31v, середина IX века); миниатюра в Штутгартской Псалтири (Stuttg. Fol. 65v, 825-830 годы) — сцена «Рахиль, оплакивающая детей»; в Гомилиях Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 137, между 879 и 882 годами) — воин c мечом в правой руке держит младенца за волосы (впервые со сценами «Праведная Елисавета с младенцем Иоанном прячется в горе» и «Убийство праведного Захарии»); в кодексе Экберта (Городская библиотека, Трир. Cod. 24. Fol. 15v, 80-е годы X века); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 281. 976-1025 годы, Константинополь) — Ирод в византийских императорских одеяниях, в короне, воин убивает мечом одного младенца, 2 других лежат на земле в крови, справа около горки сидит плачущая женщина с младенцем, которого пронзает копьем воин; аналогичная сцена в Евангелии XI века (Paris. gr. 74. Fol. 5); в цикле «Детство Иисуса Христа» в росписях Токалы-килисе в Гёреме (конец X века) — палач держит за ногу младенца над грудой окровавленных тел, рядом рвущая на себе волосы женщина; на иконе «Рождество Христово» (конец XI века, монастырь великомученицы Екатерины на Синае) представлены сцены умерщвления младенцев, «Бегство в Египет», «Праведная Елисавета с Иоанном в горе», изображение Рахили (согласно надписи) с младенцем на руках, перед которой застыл воин, замахнувшийся мечом; в грузинском Гелатском Четвероевангелии (Кекел. Q 908. Л. 19 об., 1-я половина XII века) младенцы изображены спеленутыми.

В памятниках поздневизантийского периода сцена становится многофигурной и часто разделяется на несколько последовательных эпизодов. В монастыре Хора (Кахрие-джами, около 1316-1321 годов) теме «Избиения младенцев» посвящены 4 композиции: «Царь Ирод приказывает воинам избить младенцев», «Солдаты, убивающие детей», «Праведная Елисавета спасается с младенцем Иоанном в горе от преследующего их воина», «Матери оплакивают своих детей». В церкви великомученика Димитрия Маркова монастыря близ Скопье, Македония (около 1376 года), сюжету «Избиения младенцев» посвящена группа сцен, расположенных рядом с композицией «Рождество Христово». Патетическая композиция «Плач Рахили» представлена на полукруге светлого фона. Рахиль, сидящая на земле с воздетыми руками, окружена спеленутыми мертвыми младенцами.

Читайте также:  Что значит натуральная форма возмещения по каско

В поствизантийском искусстве (росписи XVI-XVII веков соборов афонских монастырей: Великой Лавры святителя Афанасия, Иверского, Кутлумуша, Каракала, Филофеевского скита) сцена представлена в точном соответствии с рекомендацией Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (около 1730-1733 годов): «Рисуется крепость. Тут в чертоге царь Ирод сидит на престоле. За ним стоят два воина с копьями, а пред ним другие воины со знаменем. Вдали на горах видны селения: среди них женщины с младенцами, одни бегут, другие таят их в сумах за спинами своими и руками препятствуют воинам убивать их, иные сидят и оплакивают лежащих пред ними убитых детей; а воины, одни исторгают младенцев из объятий матерей их, другие пронзают их мечами, некоторые обезглавливают. Многие младенцы убитые лежат на земле, некоторые в пеленах, некоторые в рубашечках. Елисавета держит на руках своих младенца Предтечу, ее преследует воин с обнаженным мечем: но пред нею разверзлась скала, чтобы принять ее в свою расселину» (Ерминия ДФ. Ч. 2. § 217).

В русских иконописных подлинниках под 29 декабря дается описание композиции, близкое греческой Ерминии: «Святых мученик иже Христа ради избиенных от Ирода в Вифлееме 14 тысящ. Ирод царь седит на престоле, за ним мучители младенцов биют и секут мечи и на копиях подымают пред царем, а жены из загорья видет плачут, простовласы, а за царем град стоит и башни, а у воинов под ногама много младенцов побитых лежат, мертвы в крови» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 61). Однако на прорисях и минейных иконах обычно опускается изображение Ирода, а иногда и воинов, и представлены лишь стоящие младенцы с нимбами. Чаще «Избиения младенцев» и сопутствующие апокрифические сцены включаются в состав сложных многочастных композиций «Рождество Христово» и в качестве клейм на житийных иконах святого Иоанна Предтечи. На иконе «Рождество Христово» конца XVII века (ЯХМ) представлены следующие сцены: «Беседа Ирода с книжниками», «Избиение младенцев», «Праведная Елисавета с младенцем Иоанном в горе», «Убийство праведного Захарии», «Мать с младенцем Нафанаилом под смоковницей», «Плач матерей о младенцах». На иконе из Макарьевского монастыря в Калязине (60-е годы XVII века, ЦМиАР) сцены «Избиения младенцев» нет, но представлен царь Ирод с книжниками, праведная Елисавета с младенцем Иоанном, скрывающаяся в горе от преследующего ее воина с копьем, и мать Нафанаила со своим сыном под смоковницей. В 2 клеймах на иконе «Святой Иоанн Предтеча, с житием» (XVI век, ЯХМ) — «Праведная Елисавета, скрывающаяся в горе» и «Убийство праведного Захарии».

Читайте также:  Что значит обожаемая моя

Иллюстрация:

Избиение младенцев. Рельеф оклада Евангелия. Ок. 460 г. (Сокровищница кафедрального собора, Милан). Архив ПЭ.

Источник

Избиение младенцев: значение фразеологизма, происхождение, синонимы

Всё разнообразие фразеологизмов невозможно описать словами. Языковеды насчитывают примерно полторы тысячи подобных выражений. В народе их называют и крылатыми фразами, и афоризмами, и даже пословицами.

Видный российский критик XIX века Виссарион Григорьевич Белинский называл фразеологизмы «лицом» русского языка, его неповторимыми инструментами, а также культурным богатством народа.

В этой статье мы познакомим вас таким русским выражением, как «избиение младенцев». Также мы подберём синонимы, чтобы вы могли заменить эту фразу на сходную по смыслу.

Что такое фразеологизм?

Этим словом лингвисты называют зафиксированные в русском языке выражения. От простых словосочетаний их отличают по ряду признаков. Этих признаков много, но мы расскажем вам о самом важном — о целостности.

Что это такое? Под этим словом языковеды подразумевают способность фразеологизма выполнять свою функцию (передача смысла) только при том условии, что все слова в составе него, грубо говоря, на своих местах.

Убедимся на примере. В русском языке мы знаем фразеологизм «валять Ваньку», который означает «бездельничать».

Давным-давно на Руси это выражение употребляли в прямом смысле. «Ванька» — это неваляшка, которую дети «валяли» играючи. Гораздо позже это выражение превратилось во фразеологизм, который имел значение «бездельничать», основанное на метафоре. Теперь смысл фразы можно узнать из словарей, так образность её «стёрлась» за столько лет.

Фразеологизмами мы называем зафиксированные выражения, несущие один смысл и отражающие культуру какого-либо языка.

Устойчивые выражения языковеды делят на три типа. Грани между ними довольно размытые, что обусловлено сложностью этого языкового феномена.

Первый тип фразеологизмов — сращения. Их так называют, потому что слова в них крепко связаны. «Валять Ваньку» — пример сращения. Второй тип фразеологизмов — единства. Здесь компоненты можно разбавлять местоимениями, прилагательными, служебными словами и пр. Фразеологизмы сохраняют образность. Примером единства является фраза «попасть на (чью-то / твою / мою / мошенническую) удочку». И, наконец, третий тип — сочетания. В них слова ведут себя свободно, их можно и разбавлять, и видоизменять. Пример сочетания — «закадычный друг».

Значение

Фразеологизм «избиение младенцев» относится к группе единств. Образность этого выражения сохраняется, значит, мы можем самостоятельно догадаться о его смысле.

Одно из значений фразеологизма «избиение младенцев» — это лёгкая победа. Так говорят о состязаниях, в которых силы соперников не равны, и один быстро одолевает другого.

Второе значение фразеологизма «избиение младенцев» — это жестокое обращение по отношению к слабым, иногда даже расправа. Так говорят, если беззащитных людей притесняют, применяя силу.

Происхождение

Фразеологизм «избиение младенцев» появился благодаря евангельской легенде. В этом библейском рассказе идёт речь об иудейском царе Ироде, который испугался потерять власть и приказал жрецам найти новорожденного Иисуса. Именно этому мальчику пророчили стать новым государем. Волхвы должны были прийти к нему для поклонения, а затем доложить Ироду о нахождении младенца. Но жрецы ослушались царя и не стали ему рассказывать, где находился Иисус.

Разгневанный властитель, оставшись с носом, приказал умертвить всех вифлеемских новорождённых. Под словом «избиение» подразумевалось тогда именно убийство, а вот в наше время эти слова имеют разный смысл.

Таким образом, первоначальное значение фразеологизма «избиение младенцев» — это антигуманное отношение к детям. Вскоре круг лиц, подверженных жестокости, расширился. Фразеологизм стал означать антигуманность по отношению ко всем беззащитным людям.

В связи с развитием общества и уменьшением насилия в мире фразеологизм принял более мягкий оттенок значения (лёгкая победа).

Синонимы

«Избиение младенцев» заменяется словом «расправа». Оно имеет более негативный оттенок, нежели сам фразеологизм.

Так как это литературное выражение, подобрать прямой синоним к нему нельзя. Однако в значении «жестокость» есть следующие фразеологизмы:

  • «Шкуру спустить». Такое обещание дают в гневе. Его значение — обойтись жестоко, грубо.
  • «Задать трёпку». Тоже проявление жёсткости. Эту фразу чаще употребляют родители по отношению к непослушным детям.
  • «Дать берёзовой каши», — буквально выпороть или сильно отругать.

Источник

Избиение младенцев

Избие́ние младе́нцев — эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея. В переносном значении фраза означает чрезмерную жестокость по отношению к беззащитным.

Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики, в Православии их память совершается 29 декабря (11 января), в Католицизме 28 декабря.

Содержание

Евангельское повествование

Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея. Согласно евангельскому рассказу, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца. При этом Иосиф Флавий утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона [после завоевания Иерусалима] и тридцать семь лет после провозглашения своего царём со стороны римлян» [источник не указан 20 дней] . Это может указывать на то, что дата его смерти — 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э., то есть до Р. Х.

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

Далее евангелист сообщает, что избиение было предсказано пророком Иеремией (Иер.31:15). Согласно евангельскому рассказу, Иисус спасся благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел.

Апокрифические истории

Об избиении младенцев повествуют так называемые апокрифические «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея».

Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии, написание которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой.

Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их. [1]

Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна — священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф.23:35.

Евангелие Псевдо-Матфея полностью повторяет рассказ канонического Евангелия, не добавляя к нему каких-либо подробностей.

Богословское толкование

Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению это было совершено «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:

Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут. [2]

Церковное предание указывает различное количество погибших младенцев; в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской — 64 тысячи, встречается и символическая цифра 144 тысячи (12 в квадрате, соответствует числу запечатлённых в Апокалипсисе, по 12 тысяч от каждого из 12 колен Израиля). Богословы отмечают, что сам факт избиения младенцев упомянут только Матфеем, о нём не пишет Иосиф Флавий — всё это заставляет учёных ставить под сомнение данный факт. Но поскольку жестокость Ирода нашла отражение у историков, то часть из них соглашается, что убийство младенцев могло быть осуществлено по приказу царя, но число их было незначительным, а не 14 000 (или 144 000), как указано в богослужебных книгах [3] . Действительно, например, по наиболее вероятным подсчётам [4] население всего Вифлеема в те времена не превышало 1000 человек, соответственно, при рождаемости 30 детей в год младенцев мужского пола в возрасте до двух лет должно было найтись никак не более 20.

Тем не менее сторонники большого количества убитых младенцев обычно ссылаются на приведённые Матфеем слова Иеремии [5] о «вопле великом» и заявляют, что жертв было гораздо больше.

В изобразительном искусстве

Евангельское избиение младенцев является редкой сценой для раннехристианского искусства. Известна мозаика римской церкви Санта Мария Маджоре, датируемая V веком (Ирод, сидящий на троне, изображён в нимбе (знак царского величия), он даёт воинам знак умертвить младенцев, а рядом изображена толпа женщин с распущенными в знак печали волосами, которые держат на руках детей). Данная мозаика не показывает кровавую сцену убийства, а лишь даёт намёк на него.

Начиная с эпохи Возрождения художники старались изобразить драматизм этой сцены, акцентируя внимание на самом убийстве младенцев и горе их матерей: вооружённые воины выхватывают детей из рук их плачущих матерей, на земле изображается множество убитых и окровавленных младенцев. На изображениях часто присутствует Ирод, наблюдающий за расправой либо с балкона (Джотто), либо с трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни).

Следуя апокрифическому рассказу в сцене избиения младенцев изображается праведная Елизавета, убегающая от воинов, вместе со спрятанным в складках её платья Иоанном Крестителем. Также могут присутствовать изображения ангелов с пальмовыми ветвями (Гвидо Рени), которые предназначены младенцам как символ их мученичества.

День Избиения младенцев

Считался одним из самых несчастных дней в году [6] . Как церковный праздник отмечается с V века. Погибшие младенцы почитаются как святые, поскольку они первыми пострадали ради Христа.

Источник

Оцените статью