- Как научиться читать с листа
- Если вы хотите научиться читать ноты с листа – надо ЧИТАТЬ С ЛИСТА!
- Пение с листа на уроках сольфеджио — подготовительные упражнения
- Значение словосочетания «с листа»
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «лист»
- Синонимы к словосочетанию «с листа»
- Предложения со словосочетанием «с листа»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «с листа»
- Сочетаемость слова «лист»
- Афоризмы русских писателей со словом «лист»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Предложения со словосочетанием «с листа»
- Научиться петь с листа по нотам
- Что нужно для чтения нот с листа
- Как развить музыкальность
- Общие советы
Как научиться читать с листа
Если вы хотите научиться читать ноты с листа – надо ЧИТАТЬ С ЛИСТА!
Не думайте, что есть какие-то особые секреты или методики, овладев которыми, вы сразу научитесь читать ноты с листа. Чтение с листа – это НАВЫК, т.е. чтобы этот навык появился, надо его тренировать, надо этим заниматься!
(Если же вы потом когда-то совсем прекратите практиковаться в читке с листа, этот навык будет постепенно утрачиваться. Даже люди с консерваторским образованием без практики постепенно утрачивают свои навыки и умения)
В этой инструкции ниже я буду говорить о пении с листа .
Итак, в интересующем нас деле нужна прежде всего практика. Если вы учитесь, допустим, в музыкальном училище на дирижёрско-хоровом отделении, вы разучиваете с хором пару десятков произведений в год, и когда вам раздают ноты новой песни, вы пытаетесь так или иначе прочитать это с листа. Хороший педагог по сольфеджио (особенно, если он готовит вас к профессиональной музыкальной деятельности) также всегда будет использовать формы работы, включающие чтение номеров из учебника по сольфеджио с листа. Но вы и самостоятельно можете работать над этим навыком!
Что делать.
Берёте любой учебник одноголосного сольфеджио, который начинается с более или менее простого уровня сложности. Это может быть учебник, например, для 1-2 классов музыкальной школы, или просто учебник сольфеджио для музыкальной школы (а не для муз.училищ). Предлагаю вам, например, классику: учебник одноголосного сольфеджио Калмыкова и Фридкина, его легко можно найти в интернете и бесплатно скачать.
Начинаете с самых первых номеров. Последовательно. Каждый номер пытаетесь прочитать с листа!
Внимание! Спеть нужно:
- целиком без остановок (серьёзно, пожалуйста, БЕЗ остановок. И желательно без «помарок»),
- чисто попадая во все ноты,
- в нужном темпе и с правильным ритмом.
Не получилось? Сбились? Остановились? Не беда. Возьмите отдельно сложное место, на котором сбились, разберитесь со скачком или с ритмом. Посмотрите, есть ли ещё сложности в этом номере. Спойте его ещё раз:
1) без остановок и без «помарок»,
2) чисто спев все ноты,
3) в нужном темпе и с правильным ритмом.
Желательно либо выборочно, либо каждый раз записывать себя на диктофон (телефон, видеокамеру). Затем прослушайте своё исполнение, параллельно сверяя все спетые ноты на фортепиано, на своём инструменте или на клавиатуре, которую вы скачали на смартфон. То есть вы записали своё исполнение, нажимаете на воспроизведение и одновременно в реальном времени каждую спетую свою ноту проверяете на инструменте. Но если интонацию вы сможете проверить, с ритмом не всё так однозначно. «Судьи» здесь уже не будет, просто будьте внимательны и не ленитесь считать! Без счёта никак.
Итак, прочитали с листа один номер, если ошиблись, исправили ошибку и ПЕРЕПЕЛИ номер. И двигаетесь дальше. Не надо пытаться освоить за неделю или даже за месяц весь учебник сольфеджио. Помните – навык формируется ровно в тот момент времени, когда вы этим занимаетесь. Много поёте, регулярно занимаетесь – активно формируется.
Проработали один учебник сольфеджио – берёте другой!
Последнее важное правило. Перед тем, как вы собираетесь что-либо прочитать с листа (номер из учебника по сольфеджио, новую песню на репетиции хора или ирмос незнакомого канона на церковной службе), нужно :
1) Определить тональность. Запомнить знаки при ключе.
(У меня такой лайфхак: я запоминаю самый последний диез и бемоль при ключе, и если, например, есть при ключе ля-диез, значит, и ре-диез тоже есть – но это нужно, наверное, автоматически знать кварто-квинтовые круги – будет ли работать у вас, не знаю, попробуйте)
2) Просмотреть ВЕСЬ номер внимательно ГЛАЗАМИ. Обратить внимание на а) скачки, б) сложный ритм, в) встречные знаки альтерации – отклонения, модуляции, г) смену размера. Скачки пропеть мысленно, внутренним слухом, сложный ритм просчитать заранее, внезапные шестнадцатые пропеть мысленно в медленном темпе, затем быстрее, а также разобраться, почему имеются встречные знаки и как «попасть» на эти альтерированные ноты.
При пении не суетитесь – если написано «Медленно» или «Умеренно», не пойте быстро.
Затем вы настраиваетесь на нужную тональность – сыграйте себе тоническое трезвучие в удобном расположении – и вперёд, начинайте петь и старайтесь не останавливаться при пении.
Также при пении желательно считать, а ещё лучше – дирижировать. Сетку. Не допускайте замедления в коротких длительностях и ускорения длинных нот. Будьте строги к себе, не коверкайте ноты и ритм!
Пропели номер без ошибок – переходите к следующему! Вы поправите или разовьёте свой навык чтения с листа ровно настолько, сколько времени уделите этому.
Ну а так, чего ждать…;) В музыке всё ГОДАМИ формируется, и петь учатся годами, и играть учатся годами. Но если вам нравится заниматься музыкой – просто получайте удовольствие от процесса))
Источник
Пение с листа на уроках сольфеджио — подготовительные упражнения
Почему я считаю основополагающей для изучения сольфеджио тему о пении с листа? Этому есть одна очень важная причина. Дело в том, что слово «сольфеджио», если его перевести дословно, обозначает «пение с названиями нот», то есть пение с листа. Сам предмет сольфеджио возник около 1000 лет назад именно для того, чтобы обучить хористов пению по нотам. А уже много позже он стал более сложным и приобрел свой нынешний вид.
Поэтому пение с листа – это одно из основных умений, которое приобретается в результате курса сольфеджио. Более того, от хорошо развитого умения петь с листа напрямую зависят другие важные навыки, например, умение писать музыкальные диктанты. Иногда пианисты мне говорят, что уж им умение петь с листа для игры на пианино „ну совершенно не нужно” – в ответ хочу сообщить, что умение подбирать мелодии на слух очень зависит от умения петь по нотам и мысленно представлять нотный текст.
Присмотримся к пению с листа подробнее: из чего складывается это умение?
1) Собственно из умения петь! То есть попадать голосом в звуки разной высоты из доступного для человека диапазона. Причем петь нужно уметь без инструмента как отдельные звуки так и последовательности из нескольких звуков.
2) Из хорошего знания того, где на нотной строке находятся какие ноты.
3) Из умения прочитать ритм с листа.
Вот это самый минимальный набор знаний и умений для того, чтобы начать учиться петь с листа. Если хотя бы один из этих пунктов не выучен качественно, то можно даже не начинать петь с листа – это будет бессмысленным занятием. Например, если ученик не умеет попадать голосом в ноты, то даже если он идеально знает где какая нота находится на нотной строчке – он не сможет их спеть.
Сколько потребуется времени для приобретения этих предварительных навыков, и можно ли их приобрести самостоятельно? Начнем с двух последних пунктов, так как они более простые:
— Для того, чтобы хорошо выучить ноты на нотной строчке может хватить нескольких недель. Это легко выучить самостоятельно, достаточно взять таблицу с нотами из любого учебника по сольфеджио или музыкальной грамоте и работать с ней.
— Проработка чтения с листа самых распространенных ритмов займет минимум несколько месяцев, при систематической работе. С этим также легко можно справиться самостоятельно, хотя на начальном этапе желательно, чтобы кто-то проконтролировал правильность воспроизведения ритмических формул с листа.
— На приобретение навыка попадания в ноту голосом и чистого пения может уйти намного больше времени. Спрогнозировать количество времени для занятий мне будет очень сложно, это сильно зависит от Ваших начальных данных. Но все же попробую определить некую „среднюю температуру по больнице”:
Вышеизложенные данные нельзя считать окончательной истиной. У меня бывали случаи, когда ученики, имеющие небольшой диапазон расширяли его до двух октав за месяц занятий. Но бывали и противоположные случаи, когда, например, нечистое интонирование настолько входило в привычку, что его не удавалось исправить даже за год работы. Так что все случаи нужно рассматривать индивидуально!
Можно ли работать с пением по сольфеджио самостоятельно? При определенной подготовке – можно. Основная сложность заключается в том, чтобы услышать – чисто ли Вы спели ноту и сравнить её с эталоном (звучанием той же ноты на инструменте). Если это получается – то можете заниматься самостоятельно.
Конкретные упражнения для развития певческих навыков по сольфеджио будут изложены в курсе „Сольфеджио с нуля: Практический курс для родителей маленьких музыкантов и всех начинающих”.
Источник
Значение словосочетания «с листа»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова уключина (существительное):
Ассоциации к слову «лист»
Синонимы к словосочетанию «с листа»
Предложения со словосочетанием «с листа»
- Ассистентка, как предписывал эксперимент, держала в руках стопку книг, планшет с листом бумаги и кружку кофе.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «с листа»
Сочетаемость слова «лист»
Афоризмы русских писателей со словом «лист»
- От странной лирики, где каждый шаг — секрет,
Где пропасти налево и направо,
Где под ногой, как лист увядший, слава,
По-видимому, мне спасенья нет.
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словосочетанием «с листа»
Ассистентка, как предписывал эксперимент, держала в руках стопку книг, планшет с листом бумаги и кружку кофе.
Сами понимаете, что читать с листа на финском или шведском могут позволить себе далеко немногие жители нашей необъятной страны.
Когда все овощи будут готовы, сполосните их под холодной водой, смешайте с нарезанными перцем и грибами и разложите по тарелкам вместе с листьями салата.
Источник
Научиться петь с листа по нотам
Многие люди, связанные с музыкой, прекрасно знакомы с фразой «чтение с листа по нотам». Оно означает, что человек должен уметь быстро читать или исполнять совершенно незнакомое произведение по нотам. Упражнение пение с листа и школа вокала «Воля» помогают ученикам развить внутренний слух. Он позволит интонировать и чувствовать голос, связки и любое музыкальное произведение.
Что нужно для чтения нот с листа
Чтобы легко и в удовольствие научиться читать с листа, человек должен обладать развитым слухом. Но это не единственное качество, которое необходимо для пения с листа. Также нужно:
- ощущать музыку и тональность — прочувствовать её настроение и ритм, улавливать смену тональности. Для этого рекомендуется слушать композиции разных направлений. Например, чувство ритма прекрасно развивается с помощью латиноамериканской и джазовой музыки. Быстро и точно улавливать настроение мелодии и тональность помогает практика. Здесь речь идёт об эмоциях, которые у вас пробуждает определённая композиция: смех, грусть, страсть, радость и прочее;
- самостоятельно представить, как звучит музыка и «развивается» сюжет. Смотря на ноты незнакомого произведения, ученик пытается пропеть или проиграть мелодию про себя. Представляя музыкальные акценты, в некоторых местах делая мелодию громче или тише, учитывая ритм и настроение;
- освоить пение а капелла — это сложный навык, который не требует аккомпанемента. А капелла может использоваться в любом направлении музыки, но для начала исполнителю нужно привыкнуть к звучанию собственного голоса. Исполнение без аккомпанемента развивает внутренний слух, помогает заметить любую фальшь, выделить слабые места голоса и проработать их.
Как развить музыкальность
Чтобы освоить пение с листа, человек должен обладать определенной музыкальной базой. Невозможно освоить незнакомую композицию без определенной подготовки, поэтому для начала рекомендуется:
- изучить нотную грамоту: звучание 7 нот, их написание на латинском языке и расположение на стане, основные аккорды и интервалы. Облегчает запоминание этой информации система «ноты в виде геометрических фигур». Изначально эта методика использовалась в церковном пении: ноты записывали в виде геометрических фигур, что облегчало изучение партитуры. Сейчас методику применяют многие педагоги, ведь она помогает ученикам выработать связь между гаммой, формой и звуком. Для запоминания тональности используется квинтовый круг, во внешней части которого находятся мажоры, во внутренней — миноры;
- посетить уроки сольфеджио или освоить некоторые азы самостоятельно: научиться петь музыкальные интервалы и ноты. Для начала рекомендуется исполнять простые мелодии, где ноты идут по порядку. Затем переходить к более сложным композициям, где ноты чередуются;
- распевать интервалы «про себя» — хорошая тренировка для развития внутреннего слуха. Берётся короткая композиция в виде нот, пропевается в голове и вслух с разной тональностью;
- следить за ритмом — можно отсчитывать в голове или простукивать пальцами. Специалисты советуют осваивать пение с листа с помощью народных песен, потому что они более мелодичные;
- аккомпанировать себе на инструменте — это помогает тренировать связки и лучше запоминать звучание. Лучше начинать с нот, а потом переходить к гаммам в пределах первой октавы. Когда вы научитесь управлять голосом и пропевать ноты, то освоите любую композицию без музыкального инструмента. Для выявления собственных ошибок занятие можно записывать на диктофон или видео;
- заранее знакомиться с композицией: представить тональность, ритм, паузы, интервалы. Мысленно пропеть мелодию;
- часто тренироваться;
- чувствовать голос и связки. Перед занятием всегда нужно распеваться. При ощущении боли или дискомфорта тренировку нужно прекратить, потому что перенапряжение мышц голосового аппарата зачастую становится причиной травм или потери голоса.
Общие советы
Чтобы достичь красивого звучания, нужно много тренироваться и помнить о правильной технике исполнения:
- Каждый исполнитель должен научиться работать с дыханием — дышать диафрагмой, а не легкими. Это позволяет вдыхать больше воздуха незаметно для слушателя.
- Нельзя перенапрягаться. Не рекомендуется тренироваться с дискомфортом в горле, ведь это может стать причиной потери голоса.
- Перед и после занятий нужно делать разминку: распевку и запевку. Распевка помогает разогреть и подготовить связки к занятию, а запевка, наоборот, расслабить мышцы и снять напряжение.
- Пока вы не достигли высокого мастерства, рекомендуется принять удобную позу и не делать резких движений. При соблюдении этих правил не будет сбиваться дыхание, не появится зажатость и не испортится композиция. Оптимальная поза — сжать руки в замок на уровне диафрагмы, ноги расставить на ширине плеч.
Пение с листа, как и любое упражнение, требует регулярных тренировок. Но не нужно заниматься больше часа в день, иначе можно перенапрячь голосовые связки.
Источник