- Как психосоматика разъясняет причины переломов ног и рук
- Психосоматические причины переломов
- Значение локальных участков
- Голеностоп, лодыжка
- Голень
- Бедро
- Колено
- Левая рука
- Правая рука
- Кисть
- Лечение
- Замечания к терапевтическим рекомендациям
- Выводы
- 6 самых частых причин травм у детей и что с этим делать
- Особенности физиологического и нейропсихологического развития
- Телесная память травмы
- Вторичная выгода
- Интенсивные негативные чувства: ярость, гнев, раздражительность
- Самонаказание и чувство вины
- Родительские послания
- Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма
Как психосоматика разъясняет причины переломов ног и рук
Переломом признается повреждение кости, приводящее к частичному либо полному нарушению целостности твердых тканей. Чаще причинами травм становятся несчастные случаи. Но первопричины обнаруживает психосоматика. Перелом ноги приводит к истокам причин, которые не находятся на поверхности.
За скобки психосоматических объяснений следует выносить переломы у людей старшего возраста. У пожилого человека кости становятся хрупкими из-за остеопороза. Даже незначительные нагрузки могут приводить к нарушению целостности твердых тканей.
А вот переломы ног и рук у людей молодого возраста часто связаны с метафизическим смыслом. Первопричины повреждений необходимо искать в соответствии с местами или частями тела, которых они коснулись.
Психосоматические причины переломов
По мнению доктора Н. Волковой, приблизительно 85 % заболеваний основаны на психологических причинах. Врач отводит чувствам и эмоциям первое место среди факторов возникновения болезней. Физиологические моменты вторичны, имеют статус пускового механизма.
В самых общих чертах психосоматика перелома ноги сводится к безотчетному стремлению покончить с какой-то ситуацией. Повреждение костей нижних конечностей часто становится обратной стороной желаний выйти из тупика, сдвинуться с мертвой точки.
Психосоматика оценивает перелом руки как своеобразную расплату или наказание за содеянное. Повреждения находят людей, обвиняющих себя в неправильных поступках.
При открытых переломах повреждаются ткани. Они персонифицируют женскую составляющую. Сопровождающие травму кровотечения говорят о печали либо проблемах в личной жизни.
Переломы выступают следствием боязни перед разрывом в отношениях. Страхи основаны на подсознательной уверенности в собственной вине.
Значение локальных участков
Для того чтобы установить причины повреждения, нужно разобраться, в какой части тела произошел перелом. Психосоматика внимательно и принципиально классифицирует связь эмоционально-психологических факторов и мест травмирования.
Ногами люди устремляют себя в будущее. Когда появляется страх перед завтрашним днем, тогда боязнь сковывает шаги. Человек хочет уклониться от принятия самостоятельных решений, избежать нежелательной или ответственной деятельности. На физическом уровне подобные ситуации оборачиваются переломами ног, отдельных их частей.
Спровоцировать перелом ноги может неуступчивый либо жесткий характер. Получает травму напористый человек, испытывающий недовольство собственным положением на работе или в семье. Человек стремится отлынивать от нелюбимых занятий, избегать встреч с неприятными лицами. Достигнутые цели не приносят удовлетворение.
Серьезные повреждения ног обуславливаются нежеланием или неспособностью простить обиду. Подсознательно человек дистанцируется от окружающих, ищет возможности остаться наедине.
Голеностоп, лодыжка
Эти части отвечают за желание преувеличить собственные достижения, покрасоваться перед другими, за стремление усидеть на 2-х стульях.
Голень
Олицетворяет связь с актуальными стандартами. Соответствует выстраиванию приоритетов, формированию устоев.
Бедро
Воплощает стремление к неустанному движению вперед. Соотносится с представлениями о выносливости, устойчивости в жизни. Отвечает за мужество, умение бороться, решительность в отстаивании собственных интересов. Обозначает способность руководить и защищать, подчинять других своим интересам.
Колено
Отвечает за выработку принципов, исходя из которых, человек строит карьеру и собственную жизнь. Выступает олицетворением гордости. Аккумулирует основные чувства, сопровождающие человека в его жизненном пути.
Руки связаны с жизненным опытом. Обозначают стойкость и выносливость в жизненных передрягах. Верхние конечности спаяны с желанием выполнять работу исключительно ради денег.
Фоном для переломов рук становятся проблемные взаимоотношения с представителями противоположного пола.
Верхние конечности означают умение отдавать с любовью или легкостью. Проблемы с руками свидетельствуют о том, что некоторым легче что-нибудь отдавать, чем принимать.
Левая рука
Эта телесная часть отвечает за общение с представителями мужского пола. Сбой таких отношений – получаем перелом левой руки. Психосоматика также предполагает связь с личным, внутренним, эмоциональным.
Правая рука
Правая рука связана с внешним, метальным, социальным. Принимает на себя последствия общения с женским полом.
Кисть
Эта часть связана с умением направить, ухватить, удержать. Может олицетворять ласку, щипание.
Лечение
В причинах переломов ног либо рук помогает разобраться квалифицированный психотерапевт. Доктор задает различные вопросы с целью добраться до первопричин происшедшего. Совместные или индивидуальные поиски ответов проясняют ситуацию.
Часто пациенту приходится задумываться над вопросами о событиях и переживаниях, которыми наполнялась жизнь незадолго до переломов. Спрашивается у человека:
- Испытывал ли он стыд перед окружающими за какие-то поступки и действия;
- Кажется ли какая-то жизненная ситуация наименее комфортной;
- Присутствует ли стремление к неприятию самостоятельных решений;
- Предпринимаются ли какие-то действия для нормализации ситуации;
- Делается ли что-то для воскрешения «остывших» отношений;
- Что значат теперешние отношения с партнером (партнершей);
- Кто из близкого окружения мешает изменить ситуацию к лучшему;
- Выполнение каких обязанностей раздражает, нервирует больше всего;
- Кто несет ответственность за выполнение этих обязанностей.
Найдя ответы на эти и другие вопросы, человек может приблизиться к пониманию первопричин случившегося. Тогда приходит осознание того, что необходимо измениться самому. Многие психологи и психотерапевты утверждают, что пациентам помогает уверенность в собственных силах и установка на возможность изменений.
Замечания к терапевтическим рекомендациям
Следует изучить «авторский вклад» в происшедшие переломы. Для этого придется осмыслить персональный смысл несчастья. Необходимо отказываться от пассивно-объектных форм: «со мной произошла беда», «мне причинили травму». Их меняют на исследовательские и субъектно-активные: «я себе сломал конечность», «я сам стал причиной происшествия».
Психосоматика переломов опирается на две блестящие формулировки Виктора фон Вайцзеккера. Основатель психосоматической медицины ориентировал на поиски ответов по двум базовым вопросам:
- «Почему именно сейчас?»;
- «Почему именно в такой форме?».
Пользуются популярностью такие технические приемы, как де-ретрофлексия и презентификация. Их использование углубляет представления об эмоционально-психологических первопричинах получения переломов.
Де-ретрофлексия предполагает мысленное возвращение в прошлое. Анализируются события, предшествовавшие переломам. Констатация факта «я сам себе порвал связки» может переводиться в формулу «я хочу разорвать мучительную связь». Рассматриваемые события прошлого проецируются на ситуацию по принципу «с чем (с кем) я хотел бы поступить так же, как и со своей конечностью».
Презентификация помогает реконструировать получение травмы. Об обстоятельствах случившегося нужно рассказать, как о том, что совершается сейчас и здесь. Не спеша и медленно воспроизводят эпизод за эпизодом. Следуют от событий, происшедших до и после ключевого момента. Так выходят на неосознанный конфликт или выбор. Именно он стал актуальной причиной перелома.
Психосоматика переломов призвана найти глубокое понимание эпизода. Тогда появится возможность выйти на истинные конфликты. Их толкование объяснит многое в фоне происшедших событий.
Выводы
Все переживаемые человеком эмоции становятся проявлением силы. Даже гнев и агрессия не составляют исключения. Задача сводится к тому, чтобы не допустить ухода энергии в деструктивное русло.
При переломах ног и рук важно установить взаимосвязи между переживаниями и повреждениями. Если чувства еще окончательно не изжиты, то нужно стараться завершить эти психологические процессы. Иначе возрастает большая вероятность медленного выздоровления.
Психосоматика переломов ног и рук должна привить человеку умения по управлению своими эмоциями и переживаниями. Так купируются риски возникновения повреждений, предотвращаются неблагоприятные последствия.
Многочисленные истории переломов ног и рук усиливают впечатление, что части человеческого организма получают травмы из-за вполне конкретных переживаний.
Переломов можно избежать при заблаговременном изменении настроя, перенаправлении эмоций в конструктивные каналы.
Это поможет обрести ощущение стабильности. Основным чувством станет любовь к себе, а не вина. Психосоматика утверждает, что человек обладает всем необходимым для самостоятельного достижения жизненной стабильности.
Источник
6 самых частых причин травм у детей и что с этим делать
Психолог рассказывает о детском травматизме — почему ребенок часто падает и ранится.
Родители объясняют частые травмы ребенка его легкомысленностью, неосторожностью, или даже «порчей», «сглазом». Я не беру медицинские проблемы, в которых высокий травматизм связан с болезнью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, хрупкостью костей, а рассматриваю случаи, когда ребенок со средним или крепким здоровьем регулярно получает повреждения:
- порезы
- вывихи
- переломы и трещины
- ушибы, синяки
- сотрясения мозга
- сильные ранения
Однажды в парке я наблюдала за подростком на велосипеде. Он катался сам и заботливо учил приятеля помладше. Во время очередного трюка он сильно разогнался, перелетел через ступеньки, но неудачно приземлился — всем весом на одну ногу.
Я подошла и спросила, как он себя чувствует, на что подросток беззаботно сообщил, что при приземлении у него хрустнула нога. Посмотрела — голеностоп стремительно распухал. Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.
Тут вдалеке послышался окрик его мамы. Он позвонил ей и рассказал о травме по телефону, чтобы не идти навстречу и подождать на лавочке. Через несколько мгновений я увидела женщину, она издалека махнула сыну, чтоб он следовал за ней, и быстро скрылась.
Мальчишка поднялся, взял велосипед и попрыгал следом, пытаясь догнать маму.
Мальчик велел мне не беспокоиться, он не в первый раз ломает ногу на велосипеде, и самостоятельно доковылял до лавочки.
Конечно, нет большой беды в самом ранении. Опасения вызывает как раз безразличная реакция мальчика и мамы. В будущем это может открыть ворота для экстремального или излишне геройского поведения.
Так почему ребенок часто падает? Давайте более подробно рассмотрим причины, которые стоят за этим.
Особенности физиологического и нейропсихологического развития
В дошкольном и младшем школьном возрасте частые травмы чаще происходят по физиологическим и нейропсихологическим причинам. Это могут быть:
- неуклюжесть, неповоротливость
- плохая координация — отсутствие слаженности движений, неестественная походка
- недостаточная чувствительность к боли (может кубарем покатиться с лестницы и говорить, что все порядке), изменениям температуры (не чувствует холода, хотя руки уже посинели)
- сложности в зрительной оценке высоты, глубины, расстояния (понаблюдайте, как ребенок ловит и бросает мяч)
- недостаточность внимания
- двигательная расторможенность
- неспособность прогнозировать последствия своих поступков
- стремление получить желаемое преобладает над разумом и чувством самосохранения
За этими признаками стоят особенности физического развития и развития мозга — связи между нейронами сформировались хаотично или недостаточно. Помогут занятия на развитие сенсорной интеграции, мозжечковая стимуляция, нейрокоррекция. Они могут называться по-разному, но делают похожие вещи — налаживают связи между различными отделами мозга. В каждом случае нейропсихолог проводит сложную диагностику и по ее результатам подбирает коррекционные упражнения и игры.
В дополнение к работе с нейропсихологом можно самостоятельно заниматься с ребенком или в тандеме с неврологом и педагогом-психологом. Показаны занятия спортом. Это может быть ЛФК (лечебная физкультура), бег, плавание, некоторые виды боевых искусств, танцы или жонглирование. Эти упражнения развивают и корректируют нейронные связи.
Ребенку требуется поддержка и терпение со стороны взрослого, потому что навык у него будет формироваться дольше, чем у остальных ребят.
Телесная память травмы
Тело запоминает опыт, в том числе и травматический. Если один раз подвернул ногу, в схожих ситуациях это может повторяться снова и снова.
Память травмы встречается в сознательном возрасте — с 10–11 лет — и связана с развитием произвольного поведения, рефлексии. Что же делать, если ребенок часто падает и получает травму в одной и той же ситуации — катаясь на велосипеде, играя или занимаясь спортом, а может и просто при ходьбе?
В основе лежат психологические и функциональные факторы: сомнение в себе и неправильно сделанное движение. Неверное движение, которое привело к травме, легко закрепляется, потому что эмоционально насыщенно. Ожидание повторной ошибки, неуверенность, напряжение приводят к этой самой ошибке.
В истории с подростком на велосипеде велика вероятность именно этого случая — он не первый раз ломает ногу, когда пытается сделать трюк.
Привычная травма может возникнуть и без трюков (ребенок все время подворачивает ногу при ходьбе). Проблема исчезает с ростом уверенности в себе. Приобретение самостоятельности и личных опор, успехов в жизни меняет походку, делает ее более упругой и крепкой.
Мышцы, которые постоянно травмируются, можно укрепить упражнениями. Можете делать это самостоятельно, но лучше взять несколько занятий с тренером, который пошагово исправит ошибки, подскажет, как правильно двигаться. Это особенно актуально для спортивных и околоспортивных занятий: паркур, катание на коньках, трюки на велосипеде.
Психолог поможет справиться со страхом и неуверенностью, с «неясным чувством» травмы, поможет завершить «гештальт»: закончить действие, которое хотелось совершить в момент первого опыта получения травмы.
Вторичная выгода
Здесь, как и с некоторыми болезнями в детском возрасте, ищем, в чем выгода: освободиться от школы и снизить уровень напряжения, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой.
Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к событию. Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение.
Обратите внимание, может нагрузка и впрямь высока. Если ребенок жалуется на количество кружков и ходит с потухшим взглядом, снизьте нагрузку — для него это явный перебор. Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к соревнованиям, сигнализируют о переутомлении и истощении — тренер дает ему передохнуть.
Интенсивные негативные чувства: ярость, гнев, раздражительность
Также, самые частые причины травм у детей — ярость, гнев и раздражительность.«В гневе ударил кулаком по столу», «с раздражением пнул стенку», «в ярости разбил стекло» — эти ситуации говорят о неумении или невозможности выразить сильные негативные чувства другим способом. Иногда только телесная боль или разрушение могут остановить приступ бессильной ярости.
В таком случае не запрещайте ребенку гневаться или злиться, забудьте фразы: «ну-ка прекрати истерику», «только попробуй еще раз хлопнуть дверью» — это только усилит разрушительную силу эмоций. Не используйте сарказм и насмешку: «ну давай, разбей тут всё», «покажи, какой ты силач».
Помогите ребенку выговориться, снять напряжение, без критики и оценок: «Я вижу, ты злишься (расстроен, раздражен, в гневе), но не показываешь этого. Ты можешь поделиться, что случилось».
Часто признать право на чувство или эмоцию бывает достаточно, чтобы уменьшить ее силу и интенсивность. После того как ребенок откроется, помогите решить проблему: разберите ситуацию, как можно ответить обидчику; признайте свою ответственность в конфликте, если гнев про вас.
Когда видно эмоциональное состояние, проблема очевидна и понятна. В таком случае мы говорим, что человеку нужно учиться контролировать эмоции.
Гнев не всегда лежит на поверхности. Когда ребенок считает гнев недопустимым, он контролирует и сдерживает его. Однако это слишком сильная и необходимая эмоция, чтобы ее можно было подавить так легко. Подавленный гнев с большей вероятностью приводит к аутоагрессии и к травмам, чем выраженный вовне. Помогайте ребенку осознавать чувства и выражать их: «Я вижу, ты стараешься скрыть гнев», «Мне кажется, ты считаешь гнев слишком плохим чувством, чтобы его проявлять».
Самонаказание и чувство вины
Дети чувствуют себя виноватыми за проступки, которые остались безнаказанными. Если ребенок часто падает и ударяется головой — это иногда выступает как самонаказание. Происходит это не специально. Скорее ребенок (или даже взрослый) настолько сильно переживает, что становится невнимательным, плюс чувство стыда делает тело неповоротливым и неловким.
Вина может быть очевидной — ребенок устроил пожар. Такие события оставляют глубокий след в душе, а наказание помогает справиться с виной. Иногда с ребенком нужно проговорить, почему нет наказания (случившееся может выглядеть значимым только в глазах ребенка).
Иногда у ребенка есть секрет (например, он солгал и считает ложь недопустимой). Если малыш слишком категорично и резко отмахивается от вас в каждом разговоре — «Я же сказал,что все нормально, отстань!» — пусть с ним поговорит человек, которого он не боится, кому он доверяет, или психолог.
В третьем случае причины вины не понятны самому ребенку. Он не осознает ее — чувствует себя виноватым, что он «недостаточно хороший». Возможно, ребенка часто стыдят или критикуют. Высокие стандарты поведения в семье, заданные самой ситуацией (все в семье «профессора», а он не тянет математику) или установками (единственно возможная оценка — это «5», хороший человек не ведет себя как поросенок), развивают у ребенка чувство несоответствия.
Родительские послания
Самые частые причины травм у детей вызваны вредным влиянием родительских посланий:
- «Забота о себе — не к лицу мужчине»
- «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
- «Боль надо перетерпеть»
- «Ты уже взрослый, чтобы носиться с болячками»
Эти послания реализуется через следующие действия: родитель игнорирует повреждения, ссадины, ушибы ребенка («до свадьбы заживет», «они все постоянно расшибаются в этом возрасте»), упрекает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и обработать ранку — она может быть незначительной, но ведь ребенок этого не понимает.
В истории с мальчиком на велосипеде такие посылы скорее всего есть. Мама действует из лучших побуждений — сделать ребенка крепче, сильнее, самостоятельнее, дать почувствовать последствия своих действий, но в результате тот не учится заботиться о себе, халатно относится к здоровью и жизни.
Лучше поменять установку на позитивную и менее жесткую: «Я знаю, что ты способен позаботиться о себе». В малышковом возрасте подкрепите действиями: подуйте на ушиб, обработайте даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая отношение к нему родителя. Через какое-то время он научится заботиться о себе (и о других!).
В старшем возрасте проявите внимание к сложному ранению или травме, помогите, если требуется, ограничить движение поврежденной части тела.
Самое разрушительное родительское послание — «Не живи». Оно формируется в результате экстремальных, труднопереносимых обстоятельств в жизни родителя или на фоне послеродовой депрессии и может выражаться в таких словах:
- «Из-за тебя я не доучилась (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
- «Я буду больше тебя любить, когда тебя не будет (если ты совершишь геройский поступок)»
Ребенок в такой системе переполнен чувством вины, гнева, отверженности, обиды, стремится восполнить пустоту и стать достойным любви матери, часто за счет экстремального поведения.
Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма
За травматическим поведением может стоять не одна, а несколько причин. Но для профилактики таких несчастных случаев нужно выполнять несколько правил.
- Занимайтесь с ребенком спортом, развивайте его ловкость и мышечную систему, преодолевайте физические недостатки (плоскостопие, сколиоз).
- Не оставляйте без внимания постоянные типичные травмы. В их основе — неправильное движение, которое можно скорректировать работой с тренером.
- Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка и к его эмоциональному состоянию, помогайте ему выговориться.
- Избегайте повышенного внимания к травме, чтобы не подкрепить травматическое поведение.
- Покажите ребенку пример бережного и внимательного отношения к себе: не пропускайте боли, не проявляйте чудес терпения, героизма, обрабатывайте ранки, обращайтесь к врачу. Так же и к ребенку. Забота о теле — тоже проявление любви.
- Говорите ребенку о значимости бережного отношения к себе и своему телу. Тело — одно на всю жизнь, другого не будет.
- Обучайте ребенка технике самопомощи в экстремальных ситуациях. Как вести себя, если сломана нога, сильно порезался, укусила собака.
Такие нехитрые правила помогут сохранить ваше телесное и душевное здоровье и здоровье ребенка.
Источник