Переходная эпоха что это значит

Определение понятия «Переходная эпоха» в изучении Западно-Европейской истории: к постановке вопроса

Определение понятия «Переходная эпоха» в изучении Западно-Европейской истории: к постановке вопроса

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПЕРЕХОДНАЯ ЭПОХА»

В ИЗУЧЕНИИ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ:

К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА

История, на наш взгляд, существует в двух плоскостях – история как процесс и история как некое осмысление этого процесса. Если первая находит свое выражение в выстраивании событийного ряда, то вторая характеризуется поливариативностью своих проявлений – от мифа до научного исследования – что предопределяется самими особенностями человеческого мышления и восприятия. Периодизации истории являются одним из важнейших и древнейших проявлений осмысления многочисленных событийных рядов. Возникнув едва ли не одновременно с социумом, способным определиться во времени на уровне «до» и «после», периодизации в истории исторического знания имеют богатую традицию и являются определенным показателем типа и уровня развития исторического сознания общества.

Кроме того, деление истории-процесса на временные отрезки технически облегчает систематизацию событийного ряда с целью его изучения и закрепления знаний. В исторической науке сформировались основополагающие понятия, без которых невозможна организация эмпирического материала. Историческая категория «эпоха» — одно из таких понятий. Эта категория трактуется как целостность социальной, экономической, политической, культурной систем и системы личности и в качестве таковой является ключевым элементом структурирования прошлого – периодизации.

Любая периодизация представляет историческое время в виде отрезков, которые концентрируются как периоды устойчивого или относительно неизменного состояния общества в широком смысле, по крайней мере, по определенным базовым характеристикам. Среди всех периодов, на которые историки делят прошлое, эпоха – наиболее широкое понятие, как по временному охвату, так и по содержанию. В истории, на наш взгляд, четко выделяются два типа эпох –«устойчивые эпохи» и «эпохи переходные». Относительно стабильный этап развития социума вырастает в понятие устойчивой эпохи, при этом в историческом процессе выделяются переходные периоды, когда данное состояние общества уже не есть прежняя эпоха, но вместе с тем, пока еще не приобрело целостности нового типа. В переходную эпоху проигрываются и вызревают новые способы ориентации, формируются элементы становящейся картины мира. Вариативность возможностей, рождающихся в горниле переходной эпохи, делает ее наиболее интересной для исторического исследования. Часто в этот момент хаотические сплетения и сочетания впоследствии становятся доминирующими в социальной динамике и надолго определяют устойчивость того или иного типа историзма.

Читайте также:  Потрусили что это значит

В условиях переходной эпохи кризис охватывает все институты социума. Рушатся государство, армия, распадаются старые хозяйственные и социальные связи, и кажется, что все погружается в состояние нестроения, развала и бесперспективности.

Мы обратимся к периоду, хронологические рамки которого ограничены тремя столетиями, а именно XVI–XVIII вв. Данный этап в традиционной историографии характеризуется как «позднее Средневековье» или как «переходная эпоха» (от Средневековья к Новому времени), либо выделяется как совершенно самостоятельный этап в развитии западноевропейского общества и именуется ранним Новым временем, а некоторые исследователи просто относят его к Новому времени. Во второй половине XVIII в. утверждается целостная по форме и содержанию концепция Нового времени. С тех пор понятия «Древний мир», «Средние века» и «Новое время» подразумевают не просто отдельные периоды, а концепцию определенного социального устройства, политической системы, культуры и личности. С этого момента можно четко «развести» понятия «новое время» и «modernitas». Новое время — время всего мира, всего человечества, диктуемое Европой, независимо от типа или ступени развития того или иного общества. Современность («modernitas») – это модель конкретного общества, характеризующегося определенными признаками. Именно, исходя из модели современного (модернизированного) общества, начало Нового времени обычно связывают с возникновением единых национальных государств, капиталистического хозяйства, с колониализмом, а также с установлением приоритета научного мышления. Понятие «современное общество» охватывает все системы социальной реальности и способы их взаимодействия с другими реальностями, характерными для современности. Именно этот разрыв, зафиксированный в содержательном наполнении понятий «Возрождение» и «Реформация», служит начальной точкой эпохи, которую традиционно называли «переходной», а мы определяем как «эпоху катастроф». Оба эти термина выполняют функцию некоторого профессионального инструментария. Однако от первого из них мы отказались, поскольку «переходность» — достаточно аморфная дефиниция, предполагающая постепенное качественное изменение традиционного за счет инновационного в социальной реальности, компромиссное движение от традиционному к инновационному в развитии общества, эволюцию и трансформацию традиционного.

Понятие «эпоха катастроф» мы определяем как временной отрезок, хронологический этап экономического, социального, политического, культурного взрыва, который часто проявляется в этнических, конфессиональных конфликтах, революциях, гражданских и континентальных войнах, являющихся высшим критерием оценки кризисного состояния общества. В результате этого взрыва рождается новый социум, погруженный и детерминируемый новыми временными ритмами, иным осмыслением прошлого, фиксируемым в особенностях как индивидуальной, так и коллективной памяти. Совокупность ответов на вызовы «эпохи катастроф» отражает ступень, форму и динамику исторической культуры.

Катастрофа — это полное разрушение системы без возможности ее последующего восстановления. Именно такое разрушение традиционного общества происходило на протяжении XVI – XVIII вв. и проявлялось оно в целом комплексе структурных кризисов

В этом ключе, на наш взгляд, можно рассматривать религиозные и гражданские войны в Германии и во Франции – как определенную проекцию политических и социальных конфликтов, связанных с выбором приоритетов и путей дальнейшего развития этих государств.

Историческое сознание и историческая культура «эпохи катастроф», синтезируя усилия и опыт многих поколений или отрицая их, проявляясь во всей полноте, приобретают совершенно новое качество, когда проходят через внезапные бедствия, влекущие за собой гибельные последствия для человека; социальной, конфессиональной или этнической группы, государства.

Коротко, сравнительная характеристика устойчивой и переходной эпохи в общих чертах может быть представлена в виде следующей таблицы:

Переходная эпоха («Эпоха катастроф»)

Всестороннее развитие производительных сил (факторов производства)

Замена формы собственности, носившая практически всегда насильственный характер

Источник

Переходная эпоха что это значит

В истории ежеминутно присутствует природа. Она — та реальность, которая является основой истории, нечто повторяющееся, длящееся, лишь очень медленно — как это всегда свойственно природе — меняющееся. Там же, где появляется дух, вступает в силу сознание, рефлексия, неудержимое движение в работе с собой, над собой в недоступной завершению открытости возможного.

Чем уникальнее неповторимое, чем менее идентична повторяемость, тем подлиннее история. Все великое есть явление на стадии перехода.

Если в истории открывается бытие, то истина всегда присутствует в истории, но никогда в ней не завершается, всегда находится в движении Там, где истина рассматривается как нечто, чем уже полностью владеют, она утеряна. Чем радикальнее движение, тем глубже открывающиеся пласты истины. Поэтому величайшие духовные творения возникают в переходные периоды, на границе разных эпох. Приведем несколько примеров.

Греческая трагедия возникает на стадии перехода от мифа к философии. Еще творя миф из древней, передаваемой от поколения ^поколению субстанции, углубляя ее в образах, трагики, сохраняя свое изначальное видение мира, живут, уже вопрошая и истолковывая действительность. Они расширяют содержание мифа и становятся путь, на котором он будет полностью разрушен. Тем самым они — создатели глубочайших воплощений мифа, и вместе с тем их творения знаменуют собой конец мифа как всеобъемлющей истины.

Мистика Экхарта* была столь непосредственно мужественной потому что она была одновременно и церковно-религиозной и источником нового свободного разума. Она еще стояла вне гибельной игры безответственности и абсурдности, была свободна от разрушающих импульсов и, пребывая в сфере величайших возможностей человека, который не ставит никаких пределов мысли, эта мистика открывала путь как к. глубочайшему пониманию, так и к распаду традиционного учения.

Философия немецкого идеализма — Фихте, Гегеля и Шеллинга — находилась на переходной стадии от веры к безбожию. Во времена Гете господствовала эстетическая религия в лучистом свете понимания всех глубин духа, черпающая силы в прежней субстанции христианской веры, которая затем, в последующих поколениях была утрачена.

Аналогично следовало бы, исходя из характера переходного периода, понимать Платона, Шекспира или Рембрандта. К переходному периоду в этом смысле относятся целые эпохи, прежде всего осевое время с 600 до 300 г. до н. э.

Однако переход обнаруживается повсюду. Его глубина приносит высшую ясность бытия и истины. Ослабление движения, превращение перехода в видимость устойчивой длительности устраняет вместе с ощущением времени и остроту сознания, погружает человека в дрему внешнего повторения, привычки и чисто природного существования.

Величайшие явления в области духа в качестве перехода суть одновременно завершение и начало. Они составляют промежуточную стадию, нечто только на данном историческом этапе изначально истинное, чей образ неотвратимо остается в памяти людей, хотя ни повторен, ни воспроизведен он быть не может. Величие человека, по-видимому, обусловлено подобным переходом. Поэтому великие творения, хотя время в них и преодолевается во вневременных образах, никогда не могут быть для последующих поколений той истиной, с которой мы могли бы идентифицировать себя, даже если мы воодушевлены и движимы ими.

Нам хотелось бы обнаружить где-нибудь в истории совершенную истину и жизнь, освещаемую глубинами бытия. Однако, полагая, что мы видим это, мы оказываемся во власти иллюзии.

В воображении романтиков существовало время, когда вершиной человеческого бытия была жизнь в Боге; нам об этом ничего достоверно не известно, сохранились лишь различно толкуемые следы этого времени, волнующее молчание. Тогда существовала истина. Мы ловим лишь последние угасающие ее лучи. Вся история предстает под этим углом зрения как потеря некоего подлинного капитала. Однако все данные о доистории, которые обнаруживает эмпирическое исследование, не подтверждают этих грез. Те времена были грубыми, человек — бесконечно зависим и беспомощен. Природу человека можно постигнуть только посредством того, что относится к духу и может быть сообщено другим.

Однако и там, где мы имеем о последовательности явлений исторические данные и сложившиеся взгляды, никогда не бывает совершенства и полноты (за исключением искусства, но здесь только в виде игры и символов). Великое всегда есть переход, даже то, что по своему значению и намерению ведет к вечному. Духовное творение средневековья, которое находит свое полное выражение в системе Фомы Аквинского и поэтике Данте* и еще преисполнено веры, все-таки в то мгновение, когда оно возникало, уже относилось к прошлому и безвозвратно утерянному.

На стадии перехода люди, живя в это время и уже ощущая близость новой эпохи, изображали уходящий мир, идею которого — ибо действительностью он никогда не был — они утвердили в веках.

Человеку не дано долговечное и, быть может, в наименьшей степени там, где он этого жаждет. Истина, посредством которой осознается бытие, являет себя во времени, это явление истины, ускользающей и исчезающей, дает содержание временной жизни. Поэтому сущностное повторение есть жизнь, возникающая из настоящего в коммуникации с истиной прошлого, которая является путем к всеобщим истокам. Пустое повторение, напротив, — только повторение явления, подражание без преобразования из собственных истоков. Прогресс существует только в рассудочном знании, это — движение, которое само по себе не более чем возможность как углубления, так и опошления человеческой натуры, ведь и оно лишь момент беспрерывного движения во времени, а не смысл самого движения.

В истории существенно только одно — способность человека вспоминать, а тем самым и сохранять то, что было, как фактор грядущего. Время имеет для человека неповторимое значение историчности, тогда как существование по своей природе — лишь постоянное повторение одного и того же; оно меняется лишь бессознательно на громадном протяжении времени — о причине этого изменения нам известно очень мало или вообще ничего.

То, что существует — упорядоченное по своему характеру или анархически хаотичное, — длящееся во времени и безразличное ко времени, тотчас теряет историческое содержание.

Между тем все явления подлинной истины родственны в своих истоках, в том существовании, которое есть не длительность во времени, а уничтожающая время вечность. Такую истину я обнаруживаю всегда только в настоящем, только на переходной стадии в собственной жизни, не в понимании, не в подражании и не в идентичном повторении ранее существовавшего явления.

Исторически и переход является каждый раз иным. Возникает вопрос: какой переход делает возможным именно этот способ открытия бытия? Лишь на такие возможности мы можем указать перед лицом великих переходных периодов прошлого.

Следовательно, основная черта истории состоит в следующем: она есть только переход. Ей не свойственна длительность, все длящееся составляет ее основу, материал, средство. Сюда относится и следующее представление: когда-либо наступит конец истории, человечества, подобно тому как некогда было ее начало. To и другое — это начало и этот конец — практически столь далеки от нас, что мы их уже не ощущаем, но оттуда приходит возвышающийся над всем нашим существованием масштаб.

Источник

переходная эпоха

Универсальный русско-немецкий словарь . Академик.ру . 2011 .

Смотреть что такое «переходная эпоха» в других словарях:

эпоха — О периоде общественного и культурного подъема; о счастливом времени. Блаженная (устар.), блестящая, блистательная, бурная, важная, великая, величественная, героическая, грандиозная, громкая, достославная (устар. и ирон.), знаменательная,… … Словарь эпитетов

Эпоха (астрономия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Эпоха. Эпоха в астрономии момент времени, для которого определены астрономические координаты или элементы орбиты. Астрономические координаты могут быть пересчитаны из одной эпохи в другую с… … Википедия

Энеолит Урала — переходная эпоха между неолитом и бронз. в., занимала III возможно, нач. II тыс. до н.э., совпадала с переходом от атлантического к суббореальному периоду, от климатического оптимума голоцена к прохладным и неоднородным по влажности двум… … Уральская историческая энциклопедия

Нидерланды* — Содержание: 1) География. 2) История. 3) Литература и язык. 4) Искусство. 1) Нидерланды [Карту Н. см. при статье Бельгия.] (Nederlanden, Niederlande, Pays Bas). Королевство нидерландское лежит между 50°45 и 53°33 сев. шир. и 1°4 и 4°52 вост. долг … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Нидерланды — I Содержание: 1) География. 2) История. 3) Литература и язык. 4) Искусство. 1) Нидерланды [Карту Н. см. при статье Бельгия.] (Nederlanden, Niederlande, Pays Bas). Королевство нидерландское лежит между 50°45 53°33 сев. шир. и 1°4 4°52 вост. дол.;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ ФОРМАЦИЯ — первая форма бытия человеч. общества и соответственно первая стадия его историч. развития. Характеризуется коллективизмом в производстве и распределении и социальным равенством членов общества. Спорен вопрос о её начале. Самый… … Философская энциклопедия

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

Моррис, Вильям — Уильям Моррис Дата рождения: 24 марта 1834 Дата смерти: 3 октября 1896 … Википедия

Моррис, Уильям — Уильям Моррис англ. William Morris … Википедия

Вильям Моррис — Уильям Моррис Дата рождения: 24 марта 1834 Дата смерти: 3 октября 1896 … Википедия

Моррис В. — Уильям Моррис Дата рождения: 24 марта 1834 Дата смерти: 3 октября 1896 … Википедия

Источник

Оцените статью