Паскаль что значит знак

TURBO PASCAL

Основы Паскаля

При записи программы на языке программирования можно пользоваться лишь символами, предусмотренными алфавитом языка. Алфавит языка Паскаль составляют буквы, цифры и специальные символы (знаки операций и ограничители). Специальный символ может быть одной литерой или парой литерой. В последующем изложении будем использовать:

заглавные буквы латинского и русского алфавитов:

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Ь Э Ю Я

арабские цифры:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

знаки операций:

ограничители:

Из символов алфавита строят более сложные конструкции — слова, словосочетания, предложения. Слово — это некоторая минимальная единица языка самостоятельного значения, представляющая собой образованную в соответствии с некоторыми правилами последовательность символов. В языке Паскаль под словом понимают число, строку, имя. Словосочетание — это группа слов, имеющая некоторый смысл. В языке программирования эта конструкция, состоящая из слов и символов и задающая правило вычисления некоторого значения, называется выражением. Минимальная конструкция языка, представляющая собой законченную мысль, есть предложение. Предложение либо задает полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить, и называется оператором, либо описывает структуру и организацию данных — объектов языка, над которыми эти действия производят, и называется описанием. Совокупность описаний и операторов, объединённая единым алгоритмом, образует программу. Для того чтобы научиться писать программы, необходимо изучить синтаксис языка (правила записи его конструкции) и его семантику (смысл и правила использования этих конструкций).

Рассматривая понятие слова в языке Паскаль, следует отметить, прежде всего, существование некоторого набора служебных (ключевых) слов, назначение которых в языке строго определено (зарезервировано) и которые не могут быть использованы с другой целью. Служебные слова используются, например, для обозначения операторов (CASE — оператор выбора, IF, THEN, ELSE — оператор условного перехода), описаний (CONST — констант, VAR — переменных), некоторых операций (DIV — целочисленного деления). В таблице приведён список служебных слов языка Паскаль, пояснения значений которых будут вводиться по мере изучения средств языка.

Числа записываются в программе в десятичной системе исчисления и могут быть целыми и действительными, положительными и отрицательными. Положительный знак числа (+) может быть опущен как для целых, так и для действительных чисел.

Действительные числа изображаются в естественной форме и полулогарифмическая (показательной). В естественной форме число должно содержать десятичную точку, применяемую вместо десятичной запятой, причём число не может начинаться или заканчиваться точкой.

Пример 1

( неправильно записанные числа ):

15. — оканчивается точкой;

.65 — начинается сточки;

155.27.54 — содержит две точки.

Полулогарифмическая форма записи используется для представления очень больших или очень маленьких чисел, которые нелегко изобразить обычной десятичной записью. Например, масса покоя электрона приблизительно равна 0,000000000000000000000000000000910956 г. Такие числа чаще записывают в более удобном виде с десятичным множителем: 9,10956*10 -28 . При записи таких чисел в языке Паскаль часть числа, которая читается как «умножить на десять в степени», обозначается буквой Е и число в программе выглядит следующим образом: 9.10956Е-28. Цифры, предшествующие букве Е, образуют мантиссу числа, цифры, следующие за буквой Е — порядок. Мантисса и порядок могут иметь знак «+» или «-«. Следует помнить, что при написании числа мантисса не должна отсутствовать или начинаться или оканчиваться точкой.

Пример 2

( правильно записанных чисел записанных в полулогарифмической форме ):

-0.131E5

50E7

-5E-02

123.7E-5

Пример 3

( неправильно записанных чисел ):

Е-05 — отсутствует мантисса;

-5.Е02 — мантисса числа оканчивается точкой;

-Е12 — отсутствует мантисса;

Допустимый диапазон изменения целых и вещественных чисел зависит от конкретной реализации языка. Попытка использовать числа, значения которых лежат за пределами допустимого диапазона, приведёт к ошибке.

Строка — это последовательность символов языка, заключённая в апострофы (одиночные кавычки). Если в строку необходимо включить сам апостроф, то его записывают дважды.

Пример 4 (строки)

‘A’

‘таблица значений’

‘контрольная работа по курсу электротехника’

‘XYZ’

‘575’

‘0.5+17E-5’.

Пример 5

( неверно записанные строки ):

‘CONST — нет конечного апострофа;

PROGRAM — апострофы отсутствуют совсем;

‘15.8’E5 — апостроф стоит не в конце строки;

‘+*.;» — не хватает ещё одного апострофа в конце строки.

Используются строки для работы с текстами, например для вывода текстов и комментариев на печать. Максимальная длина строки определяется конкретной реализацией языка.

Имена (идентификаторы) служат для обозначения различных объектов и конструкций программы и отличаются от служебных слов тем, что выбираются (назначаются) самим программистом по следующему правилу: имя должно состоять из букв и цифр, но первым символом может быть только буква. Длина имени во многих реализациях языка не ограничивается, однако рекомендуется, чтобы она не превышала 6-8 символов. Следующие имена составлены без ошибок:

X Y22M РАЗМЕР GAMMA ALFA R15

А такие имена, наоборот, ошибочны:

4ABC — начинается с цифры;

Y.22 — содержит недопустимый символ — точку;

A+B — содержит недопустимый символ — знак «+»;

РАЗМЕР ПАЛЬТО — пробелы в имени недопустимы.

Выбор имени следует осуществлять исходя из логической или физической сущности обозначаемого объекта, при этом рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. в пределах области определения имя должно быть уникальным (каждому имени должен соответствовать лишь один обозначаемый объект и, наоборот), в противном случае соответствие между именем и обозначением объекта будет неоднозначным;
  2. в качестве имён не разрешается использовать служебные слова;
Служебные слова языка Паскаль
AND FILE OF TYPE
ARRAY FOR OR UNTIL
BEGIN FUNCTION PACKED VAR
CASE GOTO PROCEDURE WHILE
CONST IF PROGRAM WITH
DIV IN RECORD
DO LABEL REPEAT
DOWNTO MOD SET
ELSE NIL THEN
END NOT TO

в языке определён некоторый набор заранее предопределённых имён, их называют стандартными; программист может предопределить эти имена (использовать не по стандартному значению), но делать это не рекомендуется;

Стандартные идентификаторы языка Паскаль
Константы Типы Процедуры Функции Файлы
FALSE BOOLEAN GET ABS INPUT
TRUE CHAR NEW ARCTAN OUTPUT
MAXINT INTEGER PACK CHR
REAL PAGE COS
TEXT PUT EOF
READ EOLN
READLN EXP
RESET LN
REWRITE ODD
UNPACK ORD
WRITE PRED
WRITELN POUND
SIN
SQR
SQRT
SUCC

Длинные имена или имена, состоящие из нескольких слов, следует сокращать, например, в качестве имени выбрать его первые три согласные буквы:

РАЗМЕР ——————————- РЗМ
ДЛИНА СТОРОНЫ ——————————- ДЛН
GAMMA ——————————- GMM
  • следует избегать схожих по виду имён (AX1 и AXI), подобных по написанию символов в пределах одного идентификатора (DO20, где второй символ — буква O, последний — цифра 0);
  • если в имени нужно использовать цифры, то лучше писать их в конце идентификатора (A32, REG15).
  • Рассмотрим несколько подробнее, для обозначения каких объектов и конструкций служат имена (идентификаторы). Прежде всего, следует отметить, что имена используются для обозначения данных — величин, над которыми в программе используется для обозначения данных — величин, над которыми в программе производятся некоторые действия. Постоянные величины, значения которых не меняются в процессе выполнения программы, называются константами. Константы в программе могут быть представлены либо непосредственно своим значением (числом, строкой), либо именем. Для некоторых констант в языке определены стандартные имена. Величины, которых могут изменяться в процессе выполнения программы, называются переменными. Переменные в программе могут быть представлены только именем. В машине каждой величине отводится определённая область памяти, где хранится её значение.

    Данные могут быть различных типов. Например, константа может быть числом (целым или вещественным), строкой. Переменная, подобно константе, также может быть арифметической (значение переменной — число) или строковой (значение переменной — строка). Арифметические переменные могут быть целыми или вещественными. Тип константы определяется формой её записи. Задание типа переменной осуществляется с помощью указания некоторого имени (стандартного или определённого пользователем) в специальной конструкции языка, называемой описанием. Переменным вещественного вида соответствует имя — REAL, целого — INTEGER.

    И наконец, имена используются для обозначения всей программы и отдельных её частей (процедур и функций), дающих описание некоторого сложного действия или группы действий, производимых над данными и имеющих некоторое самостоятельное значение. Алгоритмы отдельных широко используемых процедур и функций уже составлены разработчиками языка, и их программные описания хранятся в машине в специальной области памяти. Для этих процедур и функций установлены стандартные имена, а сами они называются стандартными процедурами и стандартными функциями. Программист, как только ему потребуется указанный алгоритм, вызывает необходимую процедуру или функцию, указывая программе её имя и данные, которые её необходимы.

    Пример 6

    Для иллюстрации введённых понятий рассмотрим программу, реализующую тривиальный алгоритм сложения двух произвольных действительных чисел и печати результата:

    Program SUMMA;
    Var A, B, C : Real;
    Begin
    Read(A,B);
    C := A + B;
    Writeln(РЕЗУЛЬТАТ СУММИРОВАНИЯ);
    Writeln(‘C=’,C)
    End.

    Первая строка является заголовком программы, где PROGRAM — служебное слово, SUMMA — имя программы. Далее идёт раздел описания данных, в котором переменные A, B, C, участвующие в вычислениях, объявлены как переменные действительного типа. Здесь VAR — служебное слово, обозначающее раздел описания переменных, REAL — стандартное имя, обозначающее действительный тип. Описание всех переменных программы обязательно! BEGIN, END — служебные слова, ограничивающие раздел операторов. После служебного слова END, определяющего одновременно и конец программы, ставится точка. Оператор ввода READ осуществляет вызов стандартной процедуры ввода, в результате выполнения которой переменные А и В получат (приобретут) задаваемые числовые значения. Эти значения являются, как правило, исходными данными решаемой задачи.

    Следующий оператор — оператор присваивания — обозначается символом :=, справа от которого стоит вычисляемое выражение, а слева — имя переменной, которой присваивается вычисленное значение. Оператор WRITELN — оператор вывода — также является вызовом стандартной процедуры. Если в этом операторе указана константа, то она непосредственно выводится на печать, если указано имя переменной, то на печать выводится её значение. В примере осуществляется печать текстов, заключённых в апострофы, а затем значения переменной С. Точка с запятой в языке Паскаль является разделителем между операторами. Пробелы являются разделителями между именами, числами и служебными словами, причём внутри имён, чисел и служебных слов пробелы встречаться не должны. Операторы в программе, если нет специальных указаний, выполняются слева направо и сверху вниз (естественный ход выполнения программы).

    На главную страницу
    (с)Все права защищены

    По всем интересующим вопросам прошу писать на электронный адрес

    Источник

    Pascal. Основы

    Как и любой другой язык программирования, Паскаль имеет свой алфавит. Под алфавитом языка программирования понимают набор символов, с помощью которых могут быть образованы величины, выражения и операторы.

    Алфавит языка Паскаль включает:

    • Латинские буквы;
    • Цифры;
    • Специальные символы (+ — * / = ^ ( ) < >[ ] . , : ; ‘# $ и др.).

    Для описания величин в языке Паскаль используются константы и переменные.

    Константы – величины, не изменяющие своего значения в процессе выполнения программы.

    Переменные – величины, в ходе выполнения программы могут быть неоднократно переопределены.

    Типы констант и переменных

    Паскаль позволяет использовать следующие типы констант и переменных:

    • Простые
      • целочисленный тип (integer);
      • логический (boolean);
      • символьный (char);
      • перечисляемый (задается перечислением всех возможных значений переменной);
      • интервальный (задается с указанием наибольшего и наименьшего значений);
      • вещественный (real);
    • Строковые
      • строка (string);
    • Структурированные
      • массивы (array);
      • записи (record);
      • множества (set);
      • файл (file);
    • Ссылочные.

    Каждому из перечисленных типов соответствует свой набор операций по обработке данных. Так, для целочисленного и вещественного типов используются операции арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). Для логического типа выполняются операции and – логическое и, or – логическое или, xor – логическое исключающее или, not – логическое не.

    Кроме того, Паскаль предусматривает возможность вычисления для каждого типа данных значений стандартных функций.

    В данной таблице приведены стандартные арифметические функции.

    Вычисление косинуса числа

    Вычисление синуса числа

    Вычисление абсолютного значения числа

    Вычисление квадрата числа

    Вычисление квадратного корня числа

    Вычисление арктангенса числа

    Вычисление экспоненты числа

    Вычисление натурального логарифма числа

    Вычисление четности числа

    Вычисление целой части числа

    Примечание: Во всех тригонометрических функциях число x указывают в радианах.

    Переменные и константы с помощью знаков операций, стандартных функций и круглых скобок могут связываться в выражения. Правила их записи близки к соответствующим правилам записи математических выражений. При вычислении значений выражений устанавливается следующий приоритет выполнения операций:

    Операции одного и того же старшинства выполняются слева направо в порядке их появления в выражении. Выражения в круглых скобках вычисляются в первую очередь.

    Любая программа, написанная в Паскаль, строится в соответствии с рядом правил, определяющих ее структуру. В частности, в состав любой программы должны входить три раздела:

    • Объявления и соглашения;
    • Тексты процедур и функций;
    • Основной блок программы.

    Лишь в простейших программах второй из перечисленных разделов может отсутствовать. Каждый раздел имеет в свою очередь составные части, так что в целом структуру программы, написанной на языке Паскаль, можно представить следующим образом.

    Раздел объявлений и соглашений

    Кроме того, в программе могут использоваться комментарии – любой текст, ограниченный (*…*) или <…>. Комментарий может быть помещен в любом месте программы.

    Рассмотрим более подробно назначение каждой части программы.

    Заголовок программы состоит из зарезервированного слова Program и идентификатора – имени программы.

    В строке Uses производится подключение используемых в данной программе библиотек (стандартных модулей). Паскаль содержит ряд модулей, в том числе:

    • System – системный модуль низкоуровневых программ поддержки языка Паскаль; подключается автоматически, даже при отсутствии ссылки на него в строке uses;
    • Dos и WinDos – модули поддержки часто используемых функций MS DOS и Windows;
    • Crt – модуль управления режимами вывода информации на экран;
    • Printer – модуль управления выводом информации на печать;
    • Overlay – модуль управления оверлеями языка Паскаль; позволяет выполнять программы, которым требуются большие объемы памяти;
    • Strings – используется при написании программ, совместимых с Windows;
    • Graph – модуль для работы с графикой.

    В разделе описания меток содержатся сведения об используемых в программе метках. Переход по ним выполняется оператором goto. Метки отделяются от помечаемого оператора знаком “:”, должны быть описаны, могут быть целочисленными (от 0 до 9999) или идентификаторами. Каждая описанная метка обязательно должна появиться в программе.

    Для описания констант используется ключевое слово const, имя константы, знак “=” и значение константы:

    В разделе описания типов Type программист может задавать свои типы, сформированные на основе определенных правил с использованием стандартных типов.

    В разделе Var описываются переменные, используемые в программе:

    В списке переменных их имена отделяются запятой, в качестве имени типа можно использовать один из стандартных типов или идентификатор типа, объявленного в разделе Type. Описанные таким образом переменные могут использоваться в пределах блока, где они были описаны, а также во всех вложенных блоках, если в них эти переменные не описаны повторно.

    В разделе текстов процедур и функций в соответствии с определенными правилами производится описание процедур и функций.

    Процедура

    Процедура имеет следующую структуру:

    Раздел объявлений процедуры может включать подразделы Label, const, type, var для обявления локальных меток, постоянных, типов и переменных собственно. Слово «локальный» означает, что все перечисленные объекты могут быть использованы только в рамках данной процедуры или других подчиненных ей процедур.

    Функция

    Описание функций отличается по структуре от описания процедур только заголовком:

    Функция – это особый вид процедуры, результатом разботы которой является единственное значение. С этим значением связывается имя функции, в то время как име процедуры служит только для ее вызова.

    Основной блок программы состоит из ряда операторов и является выполняемой частью программы. Он начинается со слова Begin и заканчивается словом end, после которого должна стоять точка. Операторы языка Паскль не привязаны к определенной позиции строки. В одной строке можно указывать несколько операторов. Исполняемые операторы отделяются друг от друга знаком « ; ».

    Допускается перенос с одной строки на другую частей операторов (но без разделения ключевых слов).

    Как было указано выше, основной блок программы представляет собой некоторый набор операторов.

    Оператор – неделимый элемент программы, который позволяет выполнить определенные действия.

    Операторы должны записываться строго в соответствии с правилами, установленными для данного языка программирования. Рассмотрим основные операторы языка Паскаль.

    Оператор присваивания

    Данный оператор предписывает запомнить некоторое значение в переменной. Значение и индентификатор переменной разделены парой знаков « := ». Типы объектов с обеих сторон данного знака должны строго совпадать, за исключением того случая, когда тип переменной – real, а тип выражения – integer.

    Общий вид оператора:

    Операторы ввода/вывода

    Немногие программы обходятся без ввода данных и совсем нет таких, которые не выводят полученные результаты. Ввод данных с клавиатуры дисплея выполняется операторами:

    Где — последовательность имен переменных, разделенных запятыми. Буквы ln добавляются в конце оператора для того, чтобы курсор автоматически переходил на следующую строку при выводе на экран текстов или результатов выполнения программы.

    При выполнении оператора read (readln) программа останавливается и ждет, пока нужное количество чисел не будет введено с клавиатуры. Вводимые числа разделяют пробелами или нажатием клавиши Enter. По завершении ввода данных следует нажать Enter, после чего компьютер перейдет к выполнению следующего оператора программы.

    Вывод данных на экран дисплея выполняется операторами:

    Выражения в списке разделяются запятыми. Значения выражений сначала вычисляются, а затем выводятся на экран. Буквы ln имеют то же значение, что и в операторе readln.

    Вслед за выражением через двоеточие можно указать ширину поля экрана, в котором разместится выводимое значение.

    займет для вывода числа 10 три позиции, а для вывода числа 55 – шесть позиций на экране.

    При выводе вещественных значений можно указать, сколько десятичных цифр следует сохранить в дробной части числа, причем количество цифр указывается вслед за шириной поля после двоеточия.

    Если х =3,14159, то оператор

    займет для вывода переменной х шесть позиций, две из которых будут использованы для дробной части х (т.е. значение х будет округлено до 3,14).

    Для того, чтобы прокомментировать выводимые значения, в список ввода можно помещать строки любых символов, заключенные в одинарные кавычки – апострофы.

    При выполнении фрагмента программы

    На экран будет выведено:

    Приведем пример Паскаль-программы.

    Задача – составить программу для подсчета суммы двух заданных чисел. Для этого необходимо ввести текст в память компьютера и сохранить на диске под именем pr1. Далее запустить программу на выполнение. При наличии ошибок внести соответствующие исправления. Получить результаты работы программы.

    Источник

    Читайте также:  Что значит континентальное географическое положение
    Оцените статью
    Функция Назначение